Перевод «Толкования на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского
(на Евр. 1)
Содержание
Введение «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского (обнаруженные фрагменты) Домостроительство Сына в Ветхом Завете (Евр.1:1) Домостроительство Сына в Новом Завете (Евр.1:2а) Экзегеза псалма 2:7–8 Рождение Христа (Пс.2:7; Евр.1:5) Наследство Христа (Пс.2:8; Евр.1:2b) Божественность Христа (Евр.1:2с) Божественность Слова (Евр.1:3abc) Страдания и возвышение Христа (Евр.1:3de-4) Явление воскресшего Христа ангелам (Евр.1:6b) Совечность Сына Отцу Праведность Христа (Пс.44:8a; Евр.1:9a) Помазание Христа Святым Духом (Пс.44:8b; Евр.1:9b) Божественность Христа (Евр.1:10–12; ср. Пс.101:26–28) Источники и литература
В статье представлен перевод с древнегреческого языка фрагмента одного из экзегетических произведений свт. Кирилла Александрийского – «Толкования на Послание к евреям». Во введении приводятся краткие сведения об источниках, изданиях и исследованиях произведения. Публикуется перевод первой части произведения, в которой святитель комментирует стихи первой главы «Послания к евреям». Перевод текста снабжен тематическими рубриками, в примечаниях приводятся ссылки и аллюзии на библейские тексты, а также даются сведения текстологического характера, указываются адресаты полемики святителя. На основании священного текста свт. Кирилл раскрывает вопросы триадологии, христологии и пневматологии. Он учит о превосходстве Христа над ангелами и пророками, рассматривает вопросы рождения, наследия, праведности Христа, помазания Его Святым Духом, явления Его по воскресении ангелам. Опираясь на стихи «Послания к евреям» святитель опровергает арианство и христологический дуализм.
Ключевые слова: Кирилл Александрийский, Послание к евреям, Феодор Мопсуестийский, псалмы, экзегетика, патристика, христология, триадология, арианство, христологический дуализм, несторианство.
Введение
Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) – один из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также является одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большая часть которого представляет собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях он полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Свт. Кирилл был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святителя, чтобы аргументировать свое учение.
Единственное полное издание творений свт. Кирилла в десяти томах было опубликовано в XIX в. аббатом Жаком-Полем Минем (Jacques-Paul Migne) в своей «Греческой патрологии» (Patrologia graeca)1. Это издание воспроизводит публикацию монаха Жана Обера (Jean Aubert)2 с некоторыми дополнениями, заимствованными из издания итальянского филолога кардинала Анжело Мая (Angelo Mai)3. В ту же эпоху английский патролог Филипп-Эдвард Пьюзи (Philip Edward Pusey) подготовил критическое издание нескольких сочинений святителя4, посвятив свой труд памяти свт. Филарета Московского.
В XX в. некоторые произведения свт. Кирилла получили критическое издание с переводом на французский язык в серии «Христианские источники» (Sources chrétiennes)5. Кроме того, ученые опубликовали неизданные фрагменты трудов святителя, обнаруженные в новооткрытых катенах, флорилегиях и других рукописях. Часть наследия свт. Кирилла была переведена на современные языки (английский, французский, немецкий, русский и т. д.) Однако большая часть его творений ждет своего критического издания, перевода и изучения.
Как было сказано, свт. Кирилл Александрийский известен, прежде всего, благодаря своей христологической полемике с Несторием, которая привела к осуждению последнего на Эфесском соборе. Среди произведений святителя мы выбрали «Толкование на Послание к евреям» (CPG 5209 (3), далее – «Толкование»), поскольку в нем много говорится о превосходстве Христа над ангелами, пророками, священниками, и поэтому это послание является значительной библейской базой для христологии. Более того, не имеется перевода этого произведения свт. Кирилла на современные европейские языки. Также не существует исследований, посвященных этому труду.
«Толкование» свт. Кирилла сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «ὑπόμνημα/ἑρμηνεία τῆς (Παύλου) πρὸς Ἑβραίους (ἐπιστολῆς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют: епископ Александр Иерапольский (432 г.), Деяния Вселенского собора в Эфесе (431 г.), блж. Феодорит Киррский, Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский, Леонтий Византийский, св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит, автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский, свт. Фотий Константинопольский, Дионисий Бар Салиби.
Большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером6, а также Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», К. Термекертчаном7. Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений Отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов Отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем8 (переиздано Ж.-П. Минем9), Ф. Э. Пьюзи10 и Ж. Лебоном11.
В отношении датировки произведения, П. М. Парвис заключил в своем исследовании, что «Толкование» было написано между 428 и 432 гг12.
Ж.-М. де Дюран13 и Х. Чедвик14 также согласны, что труд был написан во время несторианского спора. Ф. Э. Пьюзи высказал гипотезу о существовании двух произведений святителя, посвященных экзегезе «Послания к евреям», а именно о «Толковании» и «Гомилиях»15, но это мнение не получило поддержки ни О. Барденхевера16, ни Ж. Лебона17.
Выявляя структуру произведения, мы попытались установить распределение по томам отрывков из «Толкования» на основании армянских фрагментов и исследований Ж. Лебона. Мы предположили, «Толкование» включало как минимум две части, причем первая содержала по крайней мере шесть томов и комментировала стихи Евр.1,1–4,13, а вторая часть (и, возможно, следующие части) почти полностью утрачены.
А. Май и Ф. Э. Пьюзи, готовя свои издания «Толкования», исключили из текста отрывки, происходившие из других сочинений свт. Кирилла. Мы продолжили их работу, показав, что текст критического издания Ф. Э. Пьюзи также содержит фрагменты из других произведений святителя, и даже из другого автора. В связи с этим мы изъяли данные отрывки из текста критического издания Ф. Э. Пьюзи как не принадлежащие «Толкованию» и не учитываем их при переводе. Соответствующие текстологические сведения указываются в аппарате сносок перевода.
Перевод произведения осуществлен нами с критического издания Ф. Э. Пьюзи18 с учетом наших текстологических замечаний. Для удобства обращения к оригинальному тексту нами сохранена пагинация текста Ф. Э. Пьюзи. Леммы авторов катенов из критического издания приведены жирным шрифтом. Тематические заголовки, сделанные нами для облегчения ориентирования читателя в тексте, приводятся жирным курсивом. В тексте «Толкования» стихи «Послания к евреям» также выделены жирным шрифтом. Слова, добавленные нами для связности текста, помещены в круглых скобках. В сносках помещены библейские ссылки и аллюзии, сведения текстологического характера, разъяснения трудных мест, а также указаны адресаты полемических отрывков святителя.
Перевод произведения (C. 362–382)
С. 36219
«Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского (обнаруженные фрагменты)
Фрагмент предисловия
И способ его20 наставления весьма мудр и подготовлен очень тонко и умело. Ибо он украшен буквами Закона, мыслями Духа и многообразным проповеданием святых пророков. Его цель – всячески научить и убедить своих будущих читателей, что (сказанное) через Моисея было 21, (ибо) это рождает силу истины, а истина есть Христос22.
С. 363
(Ибо) он показывает, что указание, как бы в образе22 и тени23, бывшее весьма полезным для древних, (в настоящее время) излишне. Кроме того, нам также разъясняет, что даже блистательно жившим в Законе удавалось стяжать славу и благоволение только через веру в Бога, и что вера есть вещь древняя и известная святым отцам. И он не использовал обычные для него начало и введение, потому что верующие иудеи подозревали его и клеветали на него, говоря, что он посвятил себя (людям) из язычников и учил везде всех ставить Закон ни во что, презирать отеческие обычаи как пустые и идти, некоторым образом, другим путем, как можно (об этом) узнать в «Деяниях апостолов»24. Так, весьма осознанно он опускает обычное ему и молчит о благодати апостольства, но переходит скорее к необходимости упомянуть об отцах и святых пророках, веря, что благодаря этому его слово может быть воспринято ими. Поэтому он сказал:
«Говоривший отцам в пророках» (Евр.1:1)
Домостроительство Сына в Ветхом Завете (Евр.1:1)
Бог говорил древним в Духе через уста святых и через голос пророков, и Он говорил, по крайней мере, через одного из них, пристыжая неразумие иудеев: «Ваши отцы, где они? и пророки, разве они будут жить вечно? Но примите Мои законы и Мои уставы, все, которые Я заповедую в Духе Моем рабам Моим пророкам»25. Но, хотя у древних и была благодать пророчества в Духе, она не осуществлялась без Бога Слова, сущего Отца, ибо Дух Его говорит святым точно таким же образом. И, конечно, нельзя сказать, по крайней мере, имея здравый смысл, что Святой Дух, совершая для нас вспомогающее служение, С. 364 от Бога Слова наравне с пророками знание, то есть откровение, о том, о чем Он26 бы хотел, и что Он совершает его27 таким образом в нас. Ибо Он28 в таком случае никоим образом не отличался бы от святых пророков. Но Он знает все, что в Нем29, и говорится, что Он получает от Него и возвещает это святым30. Поэтому Единородный говорил также «в древности»31 отцам через Святого Духа. Он говорил «многообразно»32, повелевая прообразовать досточтимое и великое Таинство Своего вочеловечения. Итак, следует услышать Говорящего через пророков: «Я умножил видения и стал предметом сравнений в руках пророков»33, и еще: «Сам Говорящий, Я присутствую, как весна на горах, как ноги благовествующего слух о мире, благовествующего хорошее»34.
Домостроительство Сына в Новом Завете (Евр.1:2а)
Ибо в конце веков Сам Сын говорил с нами через Себя, (так что) пророк или голос святых больше не был посредником, но Единородный, став как мы, обратился к нам со словом через Себя. И мы говорим, что Отец говорил в Сыне не как через некоего отдельного человека – который является посредником и передает нам не свои собственные (слова), но (слова) другого – но собственным голосом, через тело говорящего нам Сына. Ибо эта плоть была Самого Единородного, а не кого-то другого. Ибо, будучи Богом по природе, Он стал человеком, оставшись Богом. Ибо Он явил тогда тайный совет Бога Отца, поэтому «и имя Его есть Ангел великого совета»35.
Итак, справедливо Павел говорит, что Бог Отец говорил с нами последние дни»36 в Сыне. Ибо он знал, что Эммануил есть Бог и что Слово, (происходящее) от Отца, стало в Своем человечестве одним из нас, он узнал Свободного в образе Раба37,
С. 365 полноту Опустошившего Себя из-за нас38, созерцал высоту славы Ниспославшего Себя в уничижение из-за нас39, Который также по этой причине, говорится, был поставлен «Наследником всего»40, хотя Он владеет вселенной, поскольку Он есть Бог в мысли и реальности. Действительно, Он восходит вновь в Свое собственное богат ство даже с плотью, ибо Он никоим образом не остался в нищете, как мы. Не для того Он стал плотью, чтобы пребывать нищим с нами, Свое собственное подобающее Богу богатство, но скорее чтобы мы, страдающие от отсутствия Божественной благодати, обогатились Его нищетой41.
Экзегеза псалма 2:7–8 Рождение Христа (Пс.2:7; Евр.1:5)
Действительно, будучи по природе Сыном и совечным Отцу, когда Он претерпел из-за нас рождение по плоти от Святой Девы, словно возвращаясь в начало сыновства, Он сказал через Давида: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя»42. Ибо «сегодня» указывает на настоящее время, в которое Он стал плотью43, оставаясь по природе также Господом вселенной. Ибо Иоанн засвидетельствовал о Нем, что «Он пришел в Свою собственность»44, называя мир Его собственностью. Словно призванный к необычной славе царской власти, Он сказал: «Я был поставлен Царем Тобой»45, то есть Богом Отцом. И Он претерпел такое, , как усыновленный человек – хотя Он был Богом по природе – проложить через Себя путь к участию в усыновлении для человеческой природы46 и призвать в Царство Небесное находящихся во власти греха. Ибо, подобно тому, как мы из-за преступления Адама47 стяжали несчастья, словно некое наследство, переходящее от отца на весь произошедший от него род, и были обречены на проклятье и смерть, подобно этому также великолепие, (сущее) во Христе, распространится на весь человеческий род. Ибо Единородный получает (это) для нас, а, конечно, не для Себя, ибо Он преисполнен, потому что Он есть Бог по природе и совершенно ни в чем не нуждается, но скорее обогащает все творение вышними благами.
С. 366
Наследство Христа (Пс.2:8; Евр.1:2b)
Итак, как человек, домостроительно Он был поставлен «Наследником всего»48, чтобы затем спасти как Свое собственное полагающееся Ему наследство (сущих) на земле, раздираемых преступно дьяволом и злыми силами, (сущими) с ним. Поэтому Бог Отец говорит Ему: «Проси у Меня, и Я дам Тебе народы, наследство Твое»49 и далее. Когда приблизился Его конец, Он сказал Своему Отцу о нас: «Тех, кого Ты мне дал из мира, они были Твои, и Ты их дал Мне»50. Итак, заметь, как Он восходит даже со Своей плотью к Своему богатству, присущему Ему по природе. Действительно, если (бывшие) в мире принадлежали Отцу, каким образом можно считать, что они (принадлежали) и соцарствующему с Ним Слову? А поэтому Он и говорил, что «все Мое Твое, и все Твое Мое, и Я прославился в них»51. Как же Ему повелено просить и Он получает народы в Свое наследство, хотя Он владеет пределами земли? Творец всего и Отец, захотев спасти человека, неразумно уклонившегося от рабской покорности Богу, послал в этот мир Своего Единородного Бога Слово, чтобы Он, став плотью и пребыв с людьми как человек, провозгласил освобождение плененным, прозрение слепым и объявил благоприятное время Господа52.
Божественность Христа (Евр.1:2с)
Итак, даже если и можно говорить, что Он получил (наследство) и что Он был поставлен Наследником54 из-за (Его) человечества, (но) мы узнаем (в этом) домостроительство. Ибо каким образом Он совсем 53, если Он не стал как мы, то есть человеком, оставшись Богом? Божественный Павел, убеждая нас мыслить так, по необходимости добавил: «через Которого и сотворил веки»54. Как же и это может быть истинным? Ведь если Святая Дева родила нам Эммануила в последние времена века, как же можно говорить, что веки были созданы Им? С полным основанием! Ибо говорится, что Слово, (происходящее) от Бога Отца, рожденное прежде всякого века и времени,
С. 367
«в конце этих дней»55 родилось по плоти от Жены. И ни новизна домостроительства не ущемит никоим образом Сущего таким по природе в отношении Его подобающей Богу древности, ни ветхость Его существования не разрушит Его собственную славу. Ибо написано, что «Христос Иисус вчера и сегодня и вовеки – Тот же»56. И то, что, явившись во плоти, Он засвидетельствовал Свою ветхость в Божественной природе, он удостоверил, говоря иудеям: «Аминь, аминь говорю вам: прежде, чем Авраам родился, Я есмь»57. И божественный евангелист Иоанн также говорил: «Идущий за мной стал передо мной, потому что Он был прежде меня»58. Ибо Христос богат59 и первенствует60 во всем.
«Который, будучи Сиянием славы» (Евр.1:3a)
Божественность Слова (Евр.1:3abc)
Подобно тому, как Отец неизменен и остается всегда Тем, что Он есть, а именно Отцом, а не Сыном, подобно также Сын пребывает в том, что Ему свойственно, оставаясь всегда Сыном и не изменяясь в Отца, так что именно поэтому Он является сущим Отпечатком Ипостаси Отца61. И можно видеть у Него блистательную красоту превосходства и славы Родившего Его. Ибо Он есть Бог истинный от Бога истинного, Свет от Света, а также Жизнь от Жизни. И, по-моему, Он столь превосходит все творение, сколь Сам Отец. Ибо Он Несотворенный от Несотворенного, а не (находится) в числе приведенных в бытие из ничего. Ибо Слово было в начале, «и Слово было Бог»62. Как же нападающие на Божественные Писания могут говорить, что (выражение) «Он не был»63 истинно по отношению к Нему? Ибо если Он сотворен, согласно им, то Он необходимо будет подчиненным со всеми другими, унаследует иго рабства и не будет никоим образом отличаться от Своих творений.
С. 368
Итак, напротив, Он – Бог, поскольку происходит от Бога. Ибо он носит «все словом Своей силы»64. Ибо через Него все возникло, «и без Него ничего не возникло»65. И вновь Он Сам возносит все к непоколебимому постоянству.
Мы говорили, что Бог пророчествовал древним через Моисея и пророков, а мы стали, согласно голосу пророка, учениками Бога66. Ибо мы имели в качестве Учителя Само Слово, (происходящее) от Бога, вочеловечившееся из-за нас, Творца веков, Сияние славы Отчей, Отпечаток Его Ипостаси67. Рассмотрев это периодически, мы добавим то, что из этого следует. А именно...68
Будучи всемогущим Словом Бога Отца, «Он сказал, и они родились, Он заповедал, и они создались, Он их поставил вовек и в век века, повелел, и они не прейдут»69. Ибо, поскольку природа приведенных в бытие не обладает нетленностью, ни следовательно способностью быть постоянно тем же – ибо это свойство превышшей всего сущности – Он носит все «словом Своей силы»70. Ибо Он есть Слово ипостасное и рожденное от Бога Отца по природе, а Его Слово всемогуще и действенно71 и Оно власть все легко осуществить.
Страдания и возвышение Христа (Евр.1:3de-4)
И он72 к этому добавляет: «совершив очищение грехов, Он воссел справа от Величества в вышних, сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал имя»73. Показав, что Он Отпечаток Ипостаси Отца и Сияние Его 74, он необходимо переходит к домостроительству вочеловечения, посредством которого мы спасены, обогащены отпущением грехов75 и освящены через Его кровь.
С. 369
Ибо, как сказал сам мудрейший Павел: «В Нем мы имеем искупление через кровь Его, отпущение преступлений»76. И Иоанн также пишет о Боге Отце: «Если мы ходим во свете, то мы имеем общение с Ним, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха»77. Итак, святой кровью Христа, Спасителя всех нас, мы очищены. Он воссел «справа от Величества в вышних»78, но когда? Когда Он совершил очищение79 через Свою кровь, тогда, говорится, что Он воссел и даже стал превосходнее ангелов, и унаследовал отличнейшее пред ними имя80, ибо Он назван Сыном. Ибо Слово стало плотью83, будучи Словом и Сиянием славы Отца и Отпечатком Его Ипостаси81, перенося, если так можно сказать, мучения домостроительства с плотью не собственной природой – ибо Он «претерпел Крест, пренебрегши посрамление»82, бесчестие, оскорбления, плевки – но чтобы избавить нас от всякого пятна, очистив нас собственной кровью, и чтобы нас вновь соединить через Себя с Богом и Отцом. Ибо через Него мы имеем доступ83, Он есть Дверь84 и Путь85.
Однако, хотя Слово стало плотью «и обитало среди нас»86, соделав из воспринятого от Святой Девы Свое собственное тело, тем не менее Оно пребывало в славе и природе Божества и не удалилось от высших престолов Бога и Отца. Ибо Он был человеком на земле, а с другой стороны наполнял небо, и все было Им исполнено. Он был ненадолго умален перед ангелами87 из-за меры Своего человечества – ибо природа человека ниже славы ангелов – но даже так Он был «выше всякого начальства, власти, господства и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но также и в будущем»88. И зная это, божественный Павел пишет: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа,
С. 370
что, будучи богат, Он обнищал из-за нас, чтобы мы Его нищетой»89 обогатились90.
С. 373
«А еще, когда Он вводит Перворожденного» (Евр.1:6a)
И он94 называет Его «Перворожденным»91 не так, как говорят извращающие правые предметы
С. 374 и относящие это (выражение) к творению, но поскольку Он первенствует92 во всем...93
Явление воскресшего Христа ангелам (Евр.1:6b)
...дивясь, они говорили: «Кто Сей, прибывший из Эдома?»94, то есть от земли, «Краснота одежд (Его) от Восора?»99, что на греческом языке означает скорбь и горе. «Отчего одежды Твои красны и покровы Твои словно из-под виноградного точила?»95 И они продолжали расспрашивать, говоря также это: «Отчего эти раны посреди рук Твоих?»96 Он же им (отвечает): «Ими я был изранен в Своем возлюбленном доме»102. И, несомненно, нельзя сказать, что было необходимо, чтобы следы от гвоздей были на Нем после Его воскресения и чтобы Он восходил на небо даже с ними. Скорее, вот что следует разумно мыслить. Подобно тому, как Он показал следы от гвоздей и даже Свое ребро неверующему Фоме, так что побудил его сказать своим быстро наученным разумом: «Господь мой и Бог мой»97, подобно этому, я полагаю, делая явным способ Своего домостроительства с плотью, Он явился святым ангелам со знаками Своих страданий, неся (на Себе) красные одежды и даже следы от гвоздей, чтобы они также поверили, что Сущий Богом по природе и истинно стал также Сыном человека, взяв тело от Святой Девы и ниспослав Себя в опустошение, чтобы спасти (сущих) под небом, вознесши Себя Богу Отцу как приношение и жертву за всех в благоухание приятное98. Вот почему также святое множество ангелов поклоняется Ему, не отвергнув поклонение из-за того, что Он был Перворожденным и Человеком среди многих братьев99, но научившись домостроительству и узнав Сына, (происходящего) от Отца по природе, даже тогда, когда Он стал плотью.
С. 375
Экзегеза псалма 44:7–8
Совечность Сына Отцу
Как же это неразумно и дерзко исследовать природу, через Которую все было приведено в существование, древнейшую всякого времени? Ибо (все) создано Ей, и Слово, (происходящее) от Бога Отца, существует прежде всех век, но наглецы100 обвиняют Его в новизне и говорят, что Он сотворен, не зная, что они противятся словам Святого Духа. Ибо глаголющие в Духе говорят, что веки были созданы Им101. А они утверждают, Сущий превыше слова и разума сотворен, и даже принимают это вопреки здравому смыслу. Ибо Бог не стал Отцом во времени, но Он Им был всегда и в начале. А если это так, то совершенно необходимо думать, что Сын сосуществует (с Ним), чтобы Бог воистину был Отцом. Итак, пусть они научаться, если Сын есть Слово102 Отца, и Мудрость, и Сила103, и Отпечаток, и Сияние Его Ипостаси104, какое же это было время, когда Отец был бессловесен, (потому что) Сын не существовал? И когда
Источник Мудрости был без Собственной Мудрости? И когда (Он был) без Силы? И когда не было в Боге Сияния Его славы? Или как может не быть постоянно с Ним и в Нем Его Отпечаток? Поэтому, если (все) это возникло во времени, Он не был следовательно Отцом до того, как (Сын) произошел, Он был бессловесен и немудр, не имеющий Силы, без Отпе чатка и Сияния. Я же считаю, что нечестиво так думать, это показывает нечестие. Но Отец был всегда, С. 376 следовательно, был и Сын, сосуществуя всегда с собственным Родителем.
Праведность Христа (Пс.44:8a; Евр.1:9a)
Божественный Давид обращал к Богу Отцу, (сущему) на небесах, своего рода общую молитву за все человечество: «Повели, Боже, силой Твоей, укрепи, Боже, то, что Ты совершил в нас»105. А Сила Отца есть
Сын, через Которого Он укрепил небеса и основал землю106 и привел все это в порядок. И он создал человека по собственному образу и подобию107, делателя праведности, превосходящего тление и смерть. Но, поскольку смерть стала царствовать из-за греха и мы были подчинены тлению и «все уклонились, вместе пришли в негодность»108, Создатель и Господь вселенной, конечно, позаботился о Своих творениях, ибо Бог Отец благоволил «возглавить все во Христе»109 и обновить так, как (было) в начале.
Итак, Давид разъясняет глубокое таинство вочеловечения, восклицая к Сыну, (происходящему) от Бога Отца по природе: «Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (преимущественно) перед соучастниками Твоими»110. Но некоторые111 думают, что такие выражения не подобают Единородному, но что они сказаны, скорее, по отношению к простому человеку, рожденному от Святой Девы.
С. 377
Но уже было показано думающему так, что это вздор, посредством множества слов. Ибо не обычный человек был рожден для нас, или (человек), лишенный единства с Богом, так что можно говорить, согласно их слову, что Бог вселенной заранее знал о нем, что он возлюбит праведность и возненавидит беззаконие112 единственно по собственной воле. Однако мы справедливо применяем выражение песнопевца к Единородному, явившемуся в образе человека, также воспринимая тонким духом пророчества Исайи о Нем, ведь он говорил так: «Вот, Дева будет иметь во чреве и родит Сына, и дадут Ему имя Эммануил. Он будет есть масло и мед, прежде чем Он будет разуметь, (и вместо того, чтобы) предпочесть зло, Он изберет добро. Поэтому, прежде чем Дитя разумеет добро и зло, Он воспротивится злу, чтобы избрать добро»113. Но Он возлюбил праведность и возненавидел беззаконие114, поскольку Он есть в действительности и Праведность и Бог. Действительно, (если) ребенок еще не может знать достойное порицания и хвалить противоположное – как (он может это делать) начиная с определенного момента – как же Он воспротивился злобе, чтобы избрать добро? Но, как я уже говорил, Он был Богом во плоти, не могущим выйти за пределы Своего природного добра, которое Ему присуще. И я не поддерживаю то, что сейчас скажу, но, если следовать слову неразумных, допустим, что Почитаемый лишь соединением по Лицу имеет также Свою собственную добродетель. Однако говорящих так я спрошу: «За какие заслуги кто-либо, будучи человеком по природе, может стать настолько великим, чтобы удостоится даже божественных престолов, сидения с Богом Отцом, даже именования Господом наравне с Сущим таковым по природе, поклонения ангелов, а также служащей ему всей земли, хотя Писание говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»115 и не дозволяет иметь среди нас нового бога. Но, возможно, они прибегнут к этой обычной защите С. 378 скажут, что посредством соединения с Богом слава Божества по природе (Его). Итак, исповедай истинное соединение и не искажай дело, разделяя природы и полагая каждую поочередно, говоря, что они не со прикасаются, и выдумав, не знаю как, лишь соединение Лиц.
Помазание Христа Святым Духом (Пс.44:8b; Евр.1:9b)
Мы утверждаем, что (стих) «Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (преимущественно) перед соучастниками Твоими»116 сказан по отношению к Сыну, (происходящему) от Бога по природе, ставшему как мы, то есть человеком. Ибо после того, как первый человек попрал божественную заповедь, природа человека заболела сильной наклонностью ко грехам. Поэтому Слово, (происходящее) от Бога, будучи неизменным по природе, святым и праведным и ненавидящим неправедность, стало как мы и назвалось рабом и именовало Своего Отца Богом117 из-за (Своего) человечества, хотя Оно (Само) есть Бог. И говорится, Оно было помазано Им (Отцом) через Святого Духа118, получив Его не для Себя, ибо как Бог Оно также свято по природе, но как бы приводя нас через Себя к благодати и являя нас достойными благословения от Отца, хотя мы были в преткновении из-за преступления во Адаме и греха, терзавшего нас после этого. Ибо нас спас ни посланник, ни ангел, но Сам Господь119. И, конечно, если кто-то думает, что Слово, (происходящее) от Бога Отца, получает освящение в собственную природу, Он отправляется в обширное и великое море хулы. Ибо если мы говорим, что помазание, или освящение, о котором идет речь, было осуществлено в последние времена века, как получается, что мы не исповедуем необходимо и добровольно, что Он не может быть свят по природе, а скорее, что Он также несвят во времена, (бывшие) в начале и перед помазанием, то есть в веки вечные, будучи лишен освящения до того, как стать как мы?
С. 379
Но если это было бы истинно, тогда Он не был бы свободен от греха.
Как же мудрейший Павел говорит, что Сын есть Сияние славы Отца и, подобным образом, Отпечаток Его Ипостаси120? Ведь отпечаток совершенно принимает на себя форму своего прообраза. Следовательно, и Сам Отец несвят по природе. В таком случае, кто же освящает Его (Сына)? Поэтому, распрощавшись с их словоизвержениями, мы будем исповедовать, что Сын свят по природе, как, несомненно, и Сам Отец. Но мы говорим, что Он был освящен по плоти тогда, когда говорится, что Он опустошился, назвавшись человеком, для которого освящение возможно по причастию от Бога, а не по собственной природе. И нет ничего удивительного в том, если Слово, будучи Богом, присваивает Себе свойства человечества, по добротолюбию и домостроительству. Ведь Возжелавший всецело претерпеть опустошение, конечно, как мог бы Он избежать его последствий121? Следовательно, с одной стороны, если думают, что Слово, (происходящее) от Бога Отца, (существует) Само по Себе, то Оно не нуждается ни в каком благе, и мы говорим, что Святой Дух есть Его собственный. С другой стороны, как я говорил, поскольку Оно стало плотью, Оно
Само помазывает Свой храм собственным Духом, ибо Отец не делает то, что Он хочет совершить в Израиле, ни через кого другого, как только единственного Сына. Следовательно, говорится, что Он получил Духа домостроительно как человек. «Ибо, – говорит он, – Иисуса из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силою»122, и, как Бог, Он дарует (Его) достойным Его принять. В самом деле, Он вдунул (Его) в святых апостолов, говоря: «Примите Духа Святого»123. И также божественный Петр обращался к собраниям иудеев о Нем: «Поэтому, быв вознесен десницей Бога и получив от Отца обетование Духа, Он излил Того, Кого вы видите и слышите»124. Ты слышишь в этих (словах), и очень ясно, Он был возвышен десницей Бога, что Он получил
С. 380
и вместе с тем даровал Духа, и ясно, что Он был возвышен после того, как Он уничижил Себя. Ибо подобно тому, как Он ниспослал Себя в это (состояние) добровольно, подобным образом Он Сам возвышает Себя вновь, даже с плотью, будучи Рукой Отца, через Которую Он совершает все подобающим Богу образом. Итак, Он возвышен через Самого Себя, по воле Отца, когда, разорвав узы смерти и сказав нижним духам «Изыдите»125, воссел справа от Отца.
Итак, Сын по природе был помазан елеем радости, когда и Отец был назван Богом Его, ставшего, как мы. Но ни в коем случае не странно говорить это, ведь Он негде говорил святым апостолам: «Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»126. Итак знай ясно, что Он говорил, что Его собственный Отец был Его Богом по причине (Своего) человечества. И, поскольку мы призваны через Него к усыновлению, Он назвался братом слугам по природе, даровал нам (в качестве) Отца Своего (Отца). Но, подобно тому, как мы, даже если мы названы сынами Отца, суть, конечно же, люди, и мы познали благодать Почтившего (нас), подобно этому Сын и Господь по природе, хотя Он и признал, из-за плоти и подобия нам, Отца как Своего Бога, однако
Он не лишился (Своего) бытия тем, что Он есть, и мы также познаем (эти) слова, подобающие (Его) домостроительству с плотью. Итак, как же говорится, что Он помазан (преимущественно) перед Своими соучастниками? Давайте, скажем, что это возможно. Мы помазаны Святым Духом, но наше (состояние) отлично по природе настолько, насколько, можно полагать, природа Божества (отлична) от всякого сотворенного. Но Слово Божие, ставшее человеком из-за нас, помазывает Свой собственный храм Своим собственным Духом, не совершая частичное действие, и, конечно, не давая некий залог, как (это совершается) для нас, но скорее наполняя (храм) освящением и Своей силой и славой. И поэтому Он говорил:
«За них Я освящаю Себя, чтобы и они были освящены в истине»127.
С. 381
Божественность Христа (Евр.1:10–12; ср. Пс.101:26–28)
И сам божественный Павел не позволяет нам усомниться в том, что Оно (Слово) не перестало быть тем, чем Оно было, что Оно есть и чем Оно непрестанно будет, а именно Богом – хотя говорят, что Оно было помазано от Отца по человечеству – прибавляя сразу после: «Ты, Господи, в начале основал землю, и небеса суть дела рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь, и все они, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их, и будут изменены; но Ты – Тот же, и года Твои не кончатся»128.
Превосходство Христа над ангелами (Евр.1:13–14; ср. Пс.109:1)
Затем он тотчас присоединяет к этим (словам): «И кому из ангелов Он когда-либо сказал: «Сиди справа от Меня, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?»129. И, по моему мнению, имея здравый смысл, нельзя полагать, что Сидящий с Отцом является другим по отношению к Рожденному по плоти от Святой Девы. Сам Эммануил подтверждает это для нас, говоря вождям иудейским: «Что вам кажется о Христе? Кого Он Сын?» Они ему говорят: «Давида»130. Затем Христос (говорит) им: «Как же Давид в Духе называет Его Господом, говоря: «Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня»»?»131. Итак, пойми, что он называет также Господом Помазанного как человека
(преимущественно) перед Своими соучастниками и говорил, что (Он) основал в начале землю и создал сами небеса, и что Он существует непрестанно132. Ибо Слово, (происходящее) от Бога Отца, вечно по природе, тогда как начавшие быть через Него не обладают сущностно безначалием во времени, ведь они призваны в бытие от Бога, Который, как сказано, Один обладает бессмертием, ибо, за исключением Его, все тленно и смертно. И он добавляет к этим (словам) ясное и очевидное доказательство превосходства, присущего Ему по природе: «Кому, – сказал он, – из ангелов: «Сиди справа от Меня»? Не все ли они суть богослужебные духи, посылаемые на служение из-за имеющих наследовать спасение?»133 Ибо, если Один140 сидит на седалищах Божества,
С. 382
окруженный владычним достоинством – хотя Он стал Сыном Давида, взяв тело от Святой Девы – а другие134 стоят вокруг (Него) как (вокруг) Бога и Царя вселенной, кому из сущих не очевидна разница, разделяющая Христа и ангелов? Ведь Один есть Сын и Бог, тогда как другие хвалятся мерой, подобающей рабам, и подобающим для них считается послушание высшей славе. Но, может быть, кто-то скажет: «Какое рассуждение убедит нас думать, что Рожденный в последние времена века Святой Девой основал землю в начале и воздвигнул сами небеса?». В свою очередь, он услышит от нас, что, если бы он хотел понять смысл истинного соединения – которое не только в лицах, ни по воле, ни по благоволению – он обнаружит, с одной стороны, что человеческие (свойства) стали собственными Богу из-за домостроительства, а с другой стороны, стали нечужды человечеству (свойства), подобающие единственно соединенному с ним Слову. И поскольку Эммануил один, единственный и истинный Сын, мы считаем Его Богом и Человеком.
Источники и литература
Источники
1. The Greek New Testament, 5e ed / ed. B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Münster, 2014.
2. Septuaginta / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart, 2007.
3. Athanasius Alexandrinus. Oratio I Сontra Arianos // Athanasius. Werke / Hrg.
K. Metzler, K. Savvidis. Bd. 1. Die dogmatischen Schriften. Teil 1. Lieferung 2. Berlin– New York, 1998. S. 109–175.
4. Catena in Epistulam ad Hebraeos / Ed. J. A. Cramer // Catenae graecorum patrum in Novum Testamentum. Τ. 7. Catenae in sancti Pauli Epistolas ad Timotheum, Titum, Philemona et ad Hebraeos. Oxonii, 1843. P. 112–598.
5. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., ed., trad. et not. A. Mai // PNB. T. 3. Romae, 1845. P. 107–127 (греческий текст), P. 69–82 (латинский перевод).
6. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Ed.
J. P. Migne // PG. T. 74. Lutetiae Parisiorum, 1863. Col. 953–1006.
7. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., ed., et not. P. E. Pusey // CAO. T. 5. Oxonii, 1872. P. 362–440.
8. Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., éd., trad. et notes J. Lebon // Le Muséon. 1931. № 44. P. 72–88 (армянский текст), P. 89–102 (латинский перевод); Le Muséon. 1933. № 46. P. 241–244 (армянский текст),
P. 244–245 (латинский перевод).
9. Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Pulcheriam et Eudociam augustas de fide / ed. E. Schwartz // ACO. I, 1, 5. Berlin, 1924. P. 26–61.
10. Theodorus Mopsuestenus. De Incarnatione (fragm.) / ed. H. B. Swete // Theodori episcopi Mopsuesteni in Epistolas B. Pauli Commentarii. T. 2. Cambridge, 1882. P. 290–312.
Литература
11. Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. T. 4. Freiburg im Breisgau, 1924.
12. Chadwick H. Eucharist and Christology in the Nestorian Controversy // JTS (NS). 1951. № 2.2. P. 145–164.
13. Clavis patrum graecorum, 6 t. / Ed. M. Geerard, F. Glorie, J. Noret, J. Desmet.
Turnhout, 1974–1998.
14. Lampe G. W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961.
15. Parvis P. M. The Commentary on Hebrews and the Contra Theodorum of Cyril of Alexandria // JTS (NS). 1975. № 26.2. P. 415–419.
16. Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New-York, 1900.
17. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь / под ред. С. И. Соболевского: в 2 т. М., 1958.
18. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
Сокращения
CAO = Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini [opera], 7 vol. / ed. P. E. Pusey. Oxonii, 1868–1877 (переиздание: Bruxelles, 1965). CPG = Clavis patrum graecorum.
JTS (NS) = Journal of Theological Studies. New Series.
LXX = Septuaginta / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart, 2007.
NT = The Greek New Testament, 5e ed. / ed. B. Aland, K. Aland, J. Karavidopoulos, C. M. Martini, B. M. Metzger. Münster, 2014.
PG = Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca / ed. J. P. Migne.
PNB = Patrum nova bibliotheca, 8 vol. / ed. A. Mai. Romae, 1843–1854. SC = Sources chrétiennes.
Priest Maksim Nikulin. Translation of the Commentary on the Epistle to the Hebrews by St. Cyril of Alexandria (Portion for Hebrews 1).
In the present article the author offers a translation from Ancient Greek of a fragment of one of the exegetical works of St. Cyril of Alexandria, Commentary on
the Epistle to the Hebrews. In the introductory section, the author offers some information about the sources, editions, and studies of this work. The translation of the first part of this work, in which the father comments the first chapter of the Epistle to the Hebrews. The translation is supplied with thematic rubrics and comments, which provide references and allusions to biblical texts. The author also offers textual critical information and demonstrates the addresses of the hierarch’s polemics. In this text, St. Cyril discusses issues of Trinitarian doctrine, Christology, and Pneumatology. He teaches that Christ is much higher than the Angels and Prophets and considers Christ’s being begotten, the inheritance, and the righteousness of Christ, His being anointed by the Holy Spirit, and His appearance to the Angels after His resurrection. Using the text of Hebrews, the father argues against Arianism and Christological dualism.
Keywords: Cyril of Alexandria, Epistle to the Hebrews, Theodore of Mopsuestia, Psalms, exegesis, patristics, Christology, Trinitarian doctrine, Arianism, Christological dualism, Nestorianism.
Priest Maksim Sergeyevich Nikulin – Master of Theology, Master of Humanitarian and Social Sciences (Practice School of Higher Studies, Paris), Graduate Student at St.
Petersburg Theological Academy (maximvzzz@gmail.com).
* * *
PG. T. 68–77. Lutetiae Parisiorum, 1859–1864.
Sancti patris nostri Cyrilli Alexandriae archiepiscopi opera in VI. tomos tributa / ed. J. Aubert. Lutetiae Parisiorum, 1638.
PNB. T. 2–3. Romae, 1844–1845.
CAO. T. 1–7. Oxonii, 1868–1877 (Bruxelles, 1965).
SC. T. 97 (De incarnatione Unigeniti; Quod unus sit Christus); T. 231, 237, 246 (De sancta Trinitate Dialogi I-VII); T. 322 (Contra Julianum imperatorem, I-II); T. 372, 392, 434 (Epistulae paschales sive Homiliae paschales, I-XVII).
Catena in Epistulam ad Hebraeos / Ed. J. A. Cramer // Catenae graecorum patrum in Novum Testamentum. Τ. 7. Catenae in sancti Pauli Epistolas ad Timotheum, Titum, Philemona et ad
Hebraeos. Oxonii, 1843. P. 112–598
Sigillo fidei / ed. K. Ter-Mekerttschian. Etschmiadsin, 1914.
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., ed., trad. et not. A. Mai // PNB. T. 3. Romae, 1845. P. 107–127 (греческий текст), P. 69–82 (латинский
перевод)
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Ed.
J. P. Migne // PG. T. 74. Lutetiae Parisiorum, 1863. Col. 953–1006
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., ed., et not.
P. E. Pusey // CAO. T. 5. Oxonii, 1872. P. 362–440
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., éd., trad. et notes J. Lebon // Le Muséon. 1931. № 44. P. 72–88 (армянский текст), P. 89–102 (латинский перевод);
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., éd., trad. et notes J. Lebon // Le Muséon. 1933. № 46. P. 241–244 (армянский текст), P. 244–245 (латинский перевод).
Parvis P. M. The Commentary on Hebrews and the Contra Theodorum of Cyril of Alexandria.
P. 415–419
Durand de G. M. Excursus VI. La Bible dans les dialogues // Cyrille d’Alexandrie. Deux dialogues christologiques. Sources chrétiennes. T. 97. Paris, 1964. P. 532
Chadwick H. Eucharist and Christology in the Nestorian Controversy // JTS (NS). 1951. № 2.2. P. 145–164.
Pusey P. E. Commentariorum fragmenta in Epistolam ad Hebraeos. P. VII-VIII.
Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. T. 4. Freiburg im Breisgau, 1924. P. 43.
Lebon J. Fragments arméniens du Commentaire sur l’Épître aux Hébreux de saint Cyrille d’Alexandrie. P. 114, note 2.
Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / Introd., ed., et not. P. E. Pusey // CAO. T. 5. Oxonii, 1872. P. 362–440.
Пагинация приводится по критическому изданию Ф. Э. Пьюзи, с которого осуществлен перевод.
Св. апостола Павла, которого свт. Кирилл признает автором «Послания к евреям».
Ср. Деян 21:28.
Бог Слово.
Т. е. Свое служение.
Святой Дух.
Имеется в виду арианский тезис о том, что «Было некогда (время), когда Сына не было».
Далее текст в рукописи не сохранился.
Св. апостол Павел.
Далее в тексте критического издания Ф. Э. Пьюзи (Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / P. E. Pusey. P. 370,5–7) идет фрагмент из «Речи о вере к императрицам Пульхерии и Евдокии» свт. Кирилла (Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Pulcheriam et Eudociam augustas de fide. P. 29), а затем (Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in sancti Pauli Epistulam ad Hebraeos / P. E. Pusey. P. 370,7–373,25) – большой отрывок из «Первой речи против ариан» свт. Афанасия Великого (Athanasius Alexandrinus. Oratio I Сontra Arianos, 53,2–62,2. P. 109–175). Мы оставляем эти отрывки без перевода как не принадлежащие тексту «Толкования на Послание к евреям» свт. Кирилла. 94 Св. апостол Павел.
Далее текст не сохранился.
Имеются в виду ариане.
Вероятно, Феодор Мопсуестийский. Ср.: Theodorus Mopsuestenus. De Incarnatione (fragm.), XIV. P. 308–309.
Ср. Деян.10:38.
Т. е. последствий Своего опустошения (кенозиса).
Мф 22:43–44. Ср. Пс.109:1.
Ср. Евр.1:10–12; Пс.101:26–28.
Евр.1:13–14. 140 Христос.
Св. ангелы.