II. К служению преподавателя в Духовной Школе
1. К «Внутренним положениям» «О принципах пополнения профессорско-преподавательского состава...»
1. До сих пор прерогатива выдвижения кандидатов на преподавательское служение принадлежала Ректору Московских Духовных Школ. По предложению Ректора Совет Корпорации, как правило, утверждал кандидатов, но мог и отклонить, выдвинуть других.
2. Данная практика оправдала себя. Предлагаемые же «Внутренними положениями» изменения могут привести к разным мнениям, а вслед за ними и вредными для дела несогласиям.
3. Однако полезным считаю проведение кандидатами цикла лекций на каком-нибудь курсе в присутствии не менее трех представителей Корпорации по назначению Ректора. Получив заключение «представителей», Ректор выносит свое решение, о чем докладывает Совету, за которым сохраняется право выразить свое отношение.
4. Можно пойти по другому пути: научить «кандидата» чтению лекций. Для этого дать ему возможность прочитать несколько лекций в присутствии двух-трех профессоров. Эти лекции потом в его присутствии обсудить и, по мере необходимости, дать ему конкретные советы, указания.
5. Нужно учить людей, а не переписывать или создавать новые «уставы»...
3 октября 2008 г.
2. О научной работе: О тематике курсовых работ. О требованиях к магистерский и докторским диссертациям. О требованиях к лицам, имеющим ученые степени (работающим в Академии)
1. О тематике курсовых работ. Темы курсовых работ должны быть актуальны, тесно связаны с современной жизнью, содействовать духовному росту труженика. «Все испытайте, хорошего держитесь», – учит св. ап. Павел (1Фес.5:21). Выполняя эти апостольские слова, следует предлагать такие темы, которые бы приобщали к многовековому богатейшему опыту Св. Церкви и одновременно помогали духовно осмысливать все то, что окружает нас сегодня. Вечная Евангельская истина должна раскрываться в новых категориях, более понятных для человека XX столетия. Мне думается, что «приспе час» более систематично заняться в области патрологической решением проблем по вопросам христологическим, экклезиологическим и антропологическим.
2. О требованиях к магистерским и докторским диссертациям. Тематика для курсовых работ может быть применима и для диссертаций восходящего порядка при условии исчерпывающего и более глубокого раскрытая вопроса. В связи с этим следует приветствовать тех тружеников, которые, отлично исполнив курсовые работы, пожелали в той же области продолжить свой труд.
В отношении содержания диссертаций, четко и ясно говорится во введенной в действие в нашей Стране 15 октября 1967 года «Инструкции о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий» (Изд-во «Высшая школа». М., 1967. См. также только что вышедший из печати «Справочник для поступающих в аспирантуру и соискателей ученой степени кандидата наук». Изд-во «Высшая школа». М., 1971). В параграфе 9 раздела «О требованиях к диссертациям (работам, учебникам), представляемым к защите на соискание ученых степеней», читаем:
«Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна содержать новые научные и практические выводы и рекомендации, обнаружить у соискателя способность к самостоятельным научным исследованиям, глубокие теоретические знания в области данной дисциплины.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна, быть самостоятельной исследовательской работой, содержащей теоретическое обобщение и решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику...
Учебник, представляемый к защите на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, должен содержать научные достижения автора и быть опубликован не менее чем за год до защиты» (с. 4–5).
Что касается формы богословского изложения, то об этом выразительно сказано митрополитом Ленинградским и Новгородский Никодимом в слове, обращенном к корпорации, студентам и воспитанникам Ленинградских школ в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 октября 1968 года. «Форма, – говорил Высокопреосвященный Владыка, – должна способствовать достижению главной цели богословия – спасению людей. Это положение необходимо определяет простоту и ясность изложения, ибо менее всего будет приносить пользы христианская наука тогда, когда плоды ее явятся достоянием понимания избранного круга» («ЖМП», 1968, № 12, с. 69).
Считаю совершенно неприемлемым то положение, чтобы написание диссертации и последующая защита ее были самоцелью. Каждая научная работа должна способствовать развитию богословия. Как правило, она должна быть плодом многолетнего труда соискателя.
По магистерским и докторским диссертациям должны быть представлены авторефераты, причем не после защиты, как это ныне практикуется у нас, а до защиты, чтобы все члены Совета имели возможность ознакомиться с диссертацией. В автореферате должно быть изложено основное содержание и выводы диссертации. Объем реферата рекомендовать от 20 до 40 машинописных страниц. Количество экземпляров – по числу членов ученого Совета Академии (не менее 20).
3. О требованиях к лицам, имеющим ученые степени (работающим в Академии). Требование краткое и ясное: не останавливаться на достигнутом уровне и не стоять в стороне от стремлений и чаяний народов нашей великой Страны и всех людей доброй воли. Совершенствовать свои лекции, работать над диссертациями, писать статьи, доклады, активно участвовать в разрешении проблем, волнующих современное человечество, бороться за мир и справедливость на земле, учить и учиться, воспитывать и воспитываться – вот долг каждого труженика духовной школы.
Июнь 1971 г.
3. К «Плану создания единого комплекса учебных пособий для Духовной Семинарии...» и «Методика написания и основных требований к учебным программам...»
Считаю, прежде всего, своим долгом выразить благодарность тем труженикам, которые с усердием исполнили данные проекты, проделав немалую кропотливую работу.
Думаю, что будет правильный сказать каждому преподавателю о том предмете, который находится в его ведении, а соответственно – и в компетенции. – В моём ведении КАТИXIЗИС.
Следует:
1. За единый учебник принять святителя Филарета /Дроздова/ «Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных христиан», переведенный на разные языки, в наше время многократно переиздаваемый и употребляемый в качестве учебника в Московской Духовной Семинарии /вероятно, и во всех прочих/... Богомудрый Богопросвещённый Святитель сказал всё необходимое для приобретения – познания – основ Православной веры и жизни. Чтобы заменить данный учебник другим – надо иметь великое дерзновение и дар, каким Господь наградил Великого Иерарха.
Хотел бы здесь привести свидетельство весьма уважаемого мной /да и не только мной!/ профессора Свято-Тихоновского Университета протоиерея Бориса Трифоновича Левшенко: «Я не знаю ни одного положения из этого Катихизиса, которое бы сейчас устарело» /Б. Левшенко. Катихизис. Курс лекций. С. 11/. А Московский митрополит Макарий / Булгаков/ причисляет Катихизис Святителя к символическим книгам.
2. Учебным пособием к Катихизису святителя Филарета считать:
Прот. Г. Титов. Уроки по Пространному Христианскому Катихизису. В 2-х книгах. Кн. 1. Введение в Православный Катихизис и первые 10 членов Символа веры. М., 1904. – 481 с. Кн. 2. Таинства, 11-й и 12-й члены Символа веры, учение о надежде и о любви. М., 1904. – 451 с. Итого: 932 с. Данное пособие можно переиздать. Я, со своей стороны, если даст Господь сил, постараюсь подсократить его, но для этого мне нужны ксерокопии всего материала и, конечно, время.
Второстепенные пособия:
Иерей Борис Левшенко. Катихизис. Курс лекций. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 2000 г. – 324 с.
Свящ. А. Невский. Уроки Пространного Православной) Катихизиса. М., 1916. – 158.
Проф. прот. А. Лавров. Записки по предмету Закона Божия, составленные применительно к программе учебных планов 1872 г. и к руководству Высокопреосвященнейшего митрополит Филарета /с дополнением объяснения текстов Священного Писания и указанием различия между Православной верой и другими христианскими вероисповеданиями/. М., 1909. – 224 с.
К сим можно присоединить труды по Догматическому богословию: еп. Сильвестра /Малеванского/ и Малиновского...
3. Хрестоматией, удовлетворяющей многим требованиям, рекомендую трехтомный объемный труд прот. Г. Дьяченко: «Вера, Надежда, Любовь. Катихизические поучения». Репринт. изд. М., 1993. – 1040 с. В сем каждый учащийся найдет ему потребное, как будущему служителю Божию.
4. Увеличить количество часов для Катихизиса хотя бы до шести в неделю – сейчас их четыре... Много лет Катихизис изучали в Духовных Семинариях нового времени два года и отводили для сего восемь часов в неделю. Было не плохо!
Наконец, 5-е и последнее: хотелось бы отметить, что это совет человека, который более 30-ти лет преподаёт Катихизис, а ныне уже видит Дверь Вечности, но и беспокоится о Родной Школе.
Да хранит всех нас Господь!
10.Х.2008 г.
4. Методические указания к изучению курса Патрологии для учащихся Московской Духовной Академии Сектора Заочного Обучения
I. Введение
«Кто не следует отцам, и речение их не признает более несомненным, чем свое мнение, – учит св. Василий Великий, – тот, конечно, заслуживает обвинение, как человек, исполненный кичения» (Творения, ч.VI. Письмо 48. К монахиням. Сергиев Посад, 1892, с. 130). Этими словами Вселенского Учителя и Святителя подчеркивается необходимость изучения и знания святоотеческого богословия.
В Московской Духовной Академии Патрология изучается на II, III и IV курсах. На II курсе проходится весь доникейский период святоотеческой письменности, охватывающий собой Мужей апостольских, апологетов, борцов с гностицизмом, представителей Северо-Африканской школы и первых представителей Александрийской школы. На III курсе продолжается изучение последователей Александрийской школы (свв. Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского) и школы Антиохийской (свв. Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста). Здесь же рассматриваются и Отцы Западной Церкви: блаженный Иероним Стридонский и блаженный Августин. На IV курсе изучаются: св. Кирилл Александрийский, блаженный Феодорит, преподобный Максим Исповедник, Леонтий Византийский, преподобные Иоанн Дамаскин, Антоний Великий, Макарий Великий, а также сборник «Корпус Ареопагитикум».
Для всех курсов имеются в машинописном виде лекции, на основании которых и исходя из которых делаются нижеследующие указания.
II. Общие положения
1. Большинство св. Отцов Церкви принадлежало к той или иной из упомянутых выше богословских школ. В богословии этих школ обнаруживались отдельные особенности, касавшиеся важных вопросов христианского познания, например, метода изъяснения Священного Писания, учения о спасении, взгляда на мир. Естественно, что принадлежность того или иного св. Отца к определенной школе, как правило, обусловливало и особенности его богословствования. Поэтому для правильного усвоения наставлений св. Отца, необходимо сразу запомнить к какому богословскому направлению он принадлежал.
2. Изучение каждого св. Отца Церкви составляется из обязательных разделов: а) житие, б) творения и в) богословие.
а) Житие излагается лишь в том параметре, который необходим для выявления духовного облика св. Отца и для лучшего восприятия учащимся материала последующих двух разделов.
б) При ознакомлении с творениями необходимо правильно запоминать их названия и четко представлять их содержание – то, о чем в них говорится.
в) Богословие св. Отца должно изучаться во всем своем объеме – по всем темам, раскрытый в лекциях. Небольшие цитаты из святоотеческих творений (в две-три строки) необходимо запоминать наизусть, все прочие – ближе к тексту своими словами. В богословии св. Отца отмечать то, что является выражением учения Церкви («консенсус патрум»), и то, что является его личным мнением. Первое следует принимать разумом и сердцем как голое Церкви и учиться воплощать его в современную действительность, второе – изучать как интересный и полезный материал исторического прошлого. Во время ответа на экзамене должно чувствоваться богословие определенного церковного писателя, а не на «общий лад».
3. Чтобы лучше усвоить материал, с наименьшей затратой сил и времени, следует его законспектировать и повторять по составленному учащимся конспекту. Для лиц, имеющих развитую зрительную память, рекомендуется составление таблиц по темам богословствования св. Отцов. После прочтения любого раздела нужно остановиться и проверить свои знания по вопросам экзаменационной программы. То же следует сделать в конце всего курса по всему материалу.
III. Частные указания по курсам
1. Начиная со II курса, как основополагающаго в изучении Патрологии, необходимо сразу же обратить внимание на то, что богословие св. Отцов не было отвлеченным рассуждением на религиозные или философские темы, но тесно связывалось с жизнью Церкви и определялось ей. В этом аспекте легко воспринимаются особенности богословствования Мужей апостольских, апологетов и т. д.
Поскольку доникейский период (II курс) охватывает большое количество св. Отцов и церковных писателей, то в конце определенных их ликов, с целью облегчения усвоения их разностороннего богословия, делаются в лекциях обобщения и выводы. Учащимся следует с особым вниманием отнестись к этим выводам и по ним воспроизвести проработанное.
Наизусть нужно знать весь Символ веры св. Григория Неокесарийского.
2. На III курсе, где изучаются патрологические творения эпохи решения тринитарной проблемы, необходимо твердое и осмысленное знание святоотеческой терминологии (конечно, наряду с прочими весьма важными темами, необходимость изучения которых не вызывала ни у кого сомнения). Это – у св. Афанасия Великого: «динамис», «энэргиа», «экпореуэтэ», «омоусиос» (в противоположность «омиос»); у св. Василия Великого: «ипостасис» (в отличие от «просопон»); у св. Григория Богослова: «агеннисиа», «геннисис», «экпорэусис», сближение «ипостасис» с «просопон», существенное – «кат усиан» – соединение во Христе двух естеств («фисис»); у св. Григория Нисского: «моногэнис», исхождение Духа Святого от Отца через Сына, филологический аргумент единства Божия при троичности Ипостасей – «Фэос» от «фэаомэ» («фэатики» – зрительная сила); у блаженного Августина: «memoria», «intellectus», «voluntas» и др.
3. Материал IV курса начинается с изучения св. Отцов, живших в ту эпоху, когда особую остроту приобретала христологическая проблема. На первое место выдвигаются здесь св. Кирилл Александрийский и бл.Феодорит Кирский. В лице этих церковных писателей встретились две тогдашние школы Александрийская и Антиохийская с присущими им особенностями богословствования. Поэтому изучение их взглядов, особенно христологии, приобретает значительный интерес. Чтобы легче было воспринять их богословие учащимся, необходимо усвоить то положение, что св. Кирилл в вопросе христологическом шел от Божественной природы во Христе к человеческой, в то время как бл. Феодорит проделывал тот же путь в обратном направлении – от человечества к Божеству. «Слово стало плотию» (Ин.1:14), – вот христология св. Кирилла; «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него... Сего... вы взяли и ... убили, но Бог воскресил Его» (Деян.2:22–24), – вот христология бл. Феодорита.
Серьезное внимание нужно обратить и на изучение богословия других великих отцов и подвижников.
Считаю необходимым и здесь напомнить те термины, осмысленное усвоение которых поможет лучше понять святоотеческую мысль. Так, у св. Кирилла: смешение «фисис», «ипостасис» и «просопон», выражение: «миа фисис ту Фэу Логу сэсаркомэни»; у бл. Феодорита: резкое различение «ипостасис» и «просопон»; у Леонтия Византийского: отождествление «фисис» с «усиа», понятие «воипостасности»; у св. Иоанна Дамаскина: безначальность Отца, рождение Сына, исхождение «из Отца через Сына» Духа Святого; термин «мэтапиунтэ»; у преподобного Макария Великого: «красис» и «миксис»; на пути мистического (абстрактно-спекулятивного) восхождения: «кафарсис» (очищение), «фотисмос» (просвещение) и «фэосис» (обожение); в направлении нравственно-практическом: «праксис» (подвижничество), «фэориа» (созерцание), «апафиа» (бесстрастие), «экстасис» (восторг, восхищение) и др.
IV. Обязательный минимум творений для прочтения
1. На II курсе: св. Климента Римского «Первое послание к Коринфянам», св. Игнатия Богоносца «Послания» (все семь), св. Поликарпа Смирнского «Послание к Филиппийцам» (Писания Мужей апостольских. Изданы в рус. пер. со введениями и примечаниями к ним свящ. Петром Преображенским. М., 1862, с. 101–158; 373–430; 441–450. См. также св. Климента «Послание к Коринфянам» в «ЖМП», 1974, №10, с. 67–79; св. Поликарпа «Послание к Филиппийцам» в «ЖМП», 1967, №8, с. 58–60); «Дидахи» (Киев, 1884, с. 25–40. См. «Учение двенадцати апостолов» и в «ЖМП», 1975, №11, с. 68–72); св. Киприана Карфагенского «Книга о единстве Церкви» (Творения, ч. 2. Киев, 1891, с. 176–199) и св. Мефодия Олимпского «О жизни и о разумной деятельности» («Богословские Труды». Сб. 2. М., 1961, с. 154–159).
2. На III курсе: св. Афанасия Великого «Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (Творения, ч. 1. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 191–264. См. то же и в «Богословских Трудах», Сб, 11. М., 1973, с. 129–161); св. Кирилла Иерусалимского «Слова тайноводственные» (Творения. М., 1855, с. 353–380); св. Григория Богослова пять слов «О богословии» – с 27 по 31 (Творения, ч. 3. М., 1889, с. 3–109); св. Иоанна Златоуста шесть слов «О священстве» (Творения. Т. 1, кн. 2. СПб., 1895, с. 395–475) и бл. Августина «Исповедь» (Творения, ч. 1. Киев, 1914, с. 45–442. – «Исповедь» можно читать выборочно).
3. На IV курсе: св. Кирилла Александрийского «Послание к Несторию об отлучении» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. Казань, 1887, с. 175–182); бл. Феодорита «История боголюбцев или повествование о святых подвижниках» (СПб., 1853, с. 1–233. – «Историю» можно прочитать выборочно); св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» (Творения, т. 1. СПб., 1913, с. 157–345); преподобного Антония Великого «Духовные наставления» («Хр. Чт.», 1826, ч. XXI, с. 3–17), «Из наставлений» («ЖМП», 1969, №3, с. 76–77) и преподобного Макария Великого «Духовные беседы, послание и слова» (Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904, с. 3–467. Бесед преп. Макария можно прочитать лишь часть – по личному усмотрению учащегося).
Указанные творения не только должно прочитать, но и кратко законспектировать, что и представлять преподавателю во время экзамена.
Хорошая оценка по курсу Патрологии может быть лишь в том случае, если теоретические познания богословия св. Отцов и церковных писателей подтверждаются знанием самих их творений. Последнее же приобретается не только путем изучения лекций, но и чтением, конспектированием самих творений св. Отцов.
V. Заключение
Все сделанные указания обязательны к исполнению. Не следует в них находить более важное или менее нужное.
23. 04.1977 г.
5. Во исполнение рекомендации на Совете МДАиС
На заседании Совета Московских Духовных Школ 29 августа 2008 г. было рекомендовано представить всем преподавателям в письменном виде свои соображения о воспитательной работе.
Не откладывая – исполняю.
I. Личный пример
Самое главное в воспитании – личный пример: он и созидает и разрушает до основания.
В чем же он может выражаться в Духовной Школе?
1. В отношении преподавателей к храму Божию: духовенству надо, как можно, чаще совершать Богослужения (причем, молитвенно, спокойно, достойно) и проповедовать (сказанное должно быть явлено в своей жизни), а мирянам – чаще смиренно присутствовать (не разговаривать, самое большое – подать другому руку, а лучше просто наклонить голову) и собранно молиться... Если этого фактора нет – все другие, не читая, можно перечеркнуть: при всем своем внешнем приличии они такими и останутся – души юношей не тронут.
2. В нашем отношении к мероприятиям Духовной Школы, к её жизни: собираемся ли мы все на молебны перед началом учебного года и в конце? А ведь только в эти дни – два раза в году – Академическая семья возносит молитвы у памятного креста – «Христос Воскресе» – о почивших и наставниках, и учащихся, соединяется с ними, приносит им благодарность за их труды и, несомненно, подливается маслице в горящие молодые сердца – они вспыхивают светом тепла и любви к ушедшим труженикам в Мир Иной – и к нам становятся ближе!
А в день Годового акта – в Великий праздник Покрова Божией Матери или в «семейный» день – «Филаретовский вечер» – где преподавательские ряды? ... Я уж не говорю об изобильной благодати Божией, испрашиваемой в эти поистине святые дни: молебны в Академическом Покровском храме, молебен у святых мощей Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, прикладывание всех к святым мощам, глубоко назидательные слова Владыки Ректора и Владыки Наместника Лавры!.. И вся эта духовная красота остается невидимой для большинства корпорации!.. Если же для преподавателей допускается такая вольность, то почему иначе должен вести себя студент?!
3. Во взаимоотношениях преподавателей друг с другом: в их искренности, доброжелательности, внимании, в готовности, причем постоянной, оказать помощь... Если преподаватели станут создавать противоборствующие блоки, делиться на своих и чужих, наговаривать друг на друга, обличать других в их отсутствии, а «в глаза» льстить, или – сохрани Господь – даже клеветать – спайка Духовной Семьи порвется, вслед за чем пойдет падение и падение великое – общее: и преподавателей и студентов... Я не против спора при обсуждении сложных вопросов – в спорах рождается истина, – рождается, но при каком условии? – Опять–таки, при той же искренности и благожелательности!.. Споры кончились – и все участники протягивают друг другу руки...Можно остаться и при своем мнении, но в этом случае абсолютно недопустимо навязывать его другим, а еще хуже стращать и даже наказывать (например, ставит неудовлетворительные баллы) несогласных! – Если допустить последнее, то, спрашивается, о какой духовности студентов можно говорить?
4. В отношении к студентам. Здесь фактически и практически можно вести речь о тех же качествах, о которых шла речь в параграфе предшествующем... Я вовсе не за то, чтобы развивать некое «панибратство», быть «добреньким» и через это достигать некоей (вернее – пустой) популярности. Нет! – Но я за то, чтобы в каждом студенте, ка– ким бы он ни казался, – видеть, прежде всего, образ Божий и стараться помочь ему достигнуть и Богоподобия!.. Не грешно иногда и первому сказать «добрый день» студенту, не ожидая, когда он «решится»! И уж, во всяком случае, не бежать от него, когда у него есть вопросы.
5. В добросовестном бескорыстном труде, нельзя ждать, а тем более требовать вознаграждения за каждый шаг. Видя бескорыстие преподавателя, студент, получив священный сан, не будет на первое место ставить плату за служение, за требы и охотно пойдет молиться туда, где бедность, нищета, оставленность... Конечно, жалования должно хватать на необходимое...
II. Чтение лекций
При чтении лекций, да и всегда, должно иметь искренне благоговение к имени Божьему, к Священному Писанию, к святоотеческим творениям.
Читать лекцию надо не спеша, внятно, понятно – не ученость являть, а сообщать знания, которые бы обогащали и ум, и сердце.
Незаметно (без назойливости) соединять с каждой лекцией вывод, имеющий нравственный христианский смысл. Например, изъясняя вездесущие Божие, почему не поставить такой вопрос: помним ли мы, что Господь всегда рядом с нами; Он и сейчас – в этой аудитории – возле кафедры, возле столов, возле каждого из нас?! Или – всеведение Божие: как же мы должны постоянно ходить перед Богом?!
Недопустимо изложение материала по преимуществу в тонах темных. – Вспоминаются Богомудрые слова святителя Московского Филарета, сказанные им о преподавании истории Николаем Ивановичем Карамзиным: «В собрании Российской Академии он читая из своей истории царствование Иоанна Грозного. Читающий и чтение были привлекательны, но читаемое страшно... Мне думалось тогда, не довольно ли исполнила бы свою обязанность история, если бы хорошо осветила лучшую часть царствования Грозного, а другую более покрыла бы тенью, нежели многими мрачными резкими чертами, которые тяжело видеть положенными на имя Русского царя. Хорошо видами добра привлекать людей к добру, но полезно ли обнажать и умножать виды зла, чтобы к ним привыкали?» (Письма митрополита Филарета к разным лицам... М., 1880. – С. 12).
III. Встречи внелекционные
Хорошо было бы:
1. Курсовым руководителям еженедельно в определенное время встречаться со всей группой студентов и обсуждать с ними назревшие вопросы; иметь также личные встречи и в другое время.
2. Администрации иметь определенные приемные часы, когда любой студент без каких-либо затруднений мог бы прийти и представить то, что его волнует.
3. Не плохо было бы, если бы и другие преподаватели изредка во время вечерних занятий заходили бы в аудитории с какой-либо хорошей вестью...
IV. Встречи на улице
Должно:
1. Преподавателю замечать студента: отвечать на приветствие, а при их сомнительном поведении делать соответствующее наставление или внушение.
2. Увидев скорбное лицо студента, остановить его и расспросить о здоровье, о родных, об успехах в учебе – вообще о трудностях жизни.
3. Всякую беседу заканчивать пожеланием помощи Божией: да хранит вас Господь, будем молиться...
Да хранит Господь всех православных воспитателей!
6. IX. 2008 г.
