Источник

ЧЛЕН I. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОРОЗНЬ

I. О ЧАСТНОМ СУДЕ

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека

Частный суд, как учит православная Церковь, бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 90. 93), здесь довольно представить в следующих главных чертах:

1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в св. Писании разными именами, как то: исходом (Лук. 9. 31; 2Петр. 1, 15; Евр. 13, 17), концем (Матф. 10, 22; 24, 13; 1Кор. 1, 11; Евр. 13, 6), изведением души из еe темницы (Пс. 141, 8), разрешением от уз тела (Фил. 1, 23), отшествием (2Тим. 4, 6), успением (Деян. 13, 26) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть, возвращается в землю, якоже бе, а дух возвращается к Богу, иже даде ею (Еккл. 12, 7), и остается всегда живым и бессмертным (§ 81).

2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении (Быт. 2, 17; 3, 19). Ибо Бог созда человека в неистление (Прем. 3, 23), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни (Быт. 2, 9). Но так как чрез непослушание воле Божией он соделался недостойным пользоваться плодами благодатного древа (Быт. 3, 22); так как грех, действие противозаконное и противоестественное, внес в тело человеческое разрушительное начало болезней и изнеможения: то неизбежным следствием и оброком греха и была смерть человека (Быт. 3, 22) (§§ 92. 93).

3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на все их потомство, смерть необходимо соделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12; 1Кор. 15, 22; Пс. 88, 49). Примеры Еноха и Илии, равно как тех, о которых сказал Апостол: вси не успнем (т. е. не умрем), вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе (1Кор. 15, 51. 52; снес. 1Сол. 4, 16; 1Тим. 4, 5), составляют только исключение из правила, а не опровергают всеобщности закона смерти.

4. Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что, по смерти, невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Спаситель своею притчею о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой, немедленно по смерти, получили воздаяние, и богатый, как ни мучился во аде, не мог, чрез покаяние, освободиться от своих страданий (Лук. 16, 26). Выразил потом – св. апостол Павел, когда писал о самом себе: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды (2Тим. 4, 7. 8), и когда наставлял Христиан: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6, 2); темже убо, дóндеже время имамы, да делаем благое ко всем (Гал. 6, 10). Ясно проповедывали – св. Отцы и учители Церкви, например:

Св. Кирилл иерусалимский: «Когда говорится: не мертвии восхвалят тя, Господи, – то сим показывается, что время покаяния и отпущения грехов ограничивается только сею жизнию, в течении которой получившие оное восхвалят Тебя; а окончившие жизнь во грехах после смерти своей уже не возмогут хвалить Тебя подобно тем, которые получат благодеяние: они должны будут плакать: ибо хваление прилично благодарящим, а плач наказуемым»1631.

Св. Василий великий: «Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния». И еще: «по отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог по долготерпению своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу»1632.

Св. Григорий Богослов: «Лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти поминаяй здесь Бога (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс. 6, 6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного»1633.

Св. Иоанн Златоуст: «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти суд и наказание. Ибо сказано: во аде же кто исповестся тебе (Пс. 6, 51634. «Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи»1635.

Феодор гераклийский: «По смерти нет времени для покаяния»1636.

Блаж. Феофилакт болгарский: «Смотри, на земле можем заглаждать грехи свои. Но после того, как отойдем от земли, уже не можем более сами собою посредством исповеди изгладить грехов своих; ибо дверь заключена бывает»1637. «В настоящем веке можно что нибудь сделать и исполнить; но в будущем связываются все деятельные силы души; и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи»1638. «После отшествия от сей жизни, не время каяться и делать»1639.

§ 249. Действительность частного суда

Учение о том, что, по смерти человека, бывает для него суд, называемый частным в отличие от всеобщего, имеющего быть при конце мира, –

1) Известно было еще в Церкви ветхозаветной. Премудрый сын Сирахов говорит в одном месте: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его. Озлобление времене забытие творит сладости, и в скончание человека открытие дел его (Сир. 11, 26. 27). Еслиже удобно есть пред Богом в самый день смерти воздавать людям по заслугам; если, по воле Его, и действительно бывает открытие человеку дел его при самой кончине, а не отлагается это до всеобщего суда: то необходимо допустить, что бывает для человека вдруг по смерти его и суд частный. Иначе с какою целию в это время открываются человеку все дела его? Что значит это самое открытие? И для чего замечает Премудрый, что в самый день смерти удобно Богу воздать человеку по делам его?…

2) Со всею ясностию выразил в новом Завете св. апостол Павел, когда сказал: лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9, 27). Апостол, очевидно, не полагает никакого промежутка между смертию и судом, и след., разумеет не всеобщий суд, а частный.

3) Ясно проповедывали св. Отцы и учители Церкви. Например:

Св. Григории Богослов, упомянув в одном месте о кончине царя Констанция, замечает, что он переселился из здешней жизни, «принесши, как сказывают, бесполезное раскаяние при последнем издыхании, когда всякий бывает искренним судиею самого себя, по причине ожидающего там судилища»1640.

Св. Иоанн Златоуст внушал своим слушателям: «Никто из живущих на земле, не получив разрешения в грехах, по переходе в будущую жизнь, не может избежать истязания за оные. Но как здесь преступники из темниц приводятся на суд в оковах: так, и по отшествии из сей жизни, все души приведутся на страшный суд, обремененные различными узами грехов»1641. «По отшествии из здешней жизни, мы предстанем на страшный суд, отдадим отчет во всех делах своих; и – если пребывали во грехах, то подвергнемся истязанию и казни; а если решимся хотя мало внимать себе, то удостоимся венцов и благ неизреченных: зная сие, заставим молчать противомыслящих, а сами вступим на путь добродетели, да с упованием, приличным Христианину, предстанем на оный суд, и получим обетованные нам блага»1642. И еще: «Уготовляй на исход дела твоя, и уготовися на путь (Притч. 24, 27). Если ты у кого похитил что-либо, возврати, и скажи подобно Закхею: возвращу четверицею похищенное (Лук. 19, 8). Если ты поносил кого, если сделался врагом кому-либо, примирися до судилища. Все разреши здесь, чтобы тебе без скорби увидеть оное судилище. Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды: а как отойдем туда, – уже не властны будем покаяться и смыть с себя грехи. Посему должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда. Ибо что, если Господу угодно будет позвать нас вечером? что если завтра?»1643.

Блаж. Августин называет «справедливейшим и весьма спасительным верование, что души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших»1644.

Св. Димитрий ростовский: «Нам, православным Христианам, довлеет комуждо на всяк день и на всяку нощь чаяти неизвестного часа кончины жизни своея, и ко исходу быти готову: то нам страшный суд комуждо свой, прежде общего всем суда страшного»1645. «Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек, умирая, имеет; ибо тогда увидит все дела своя»1646. «Мы чаем по вся дня и нощи и на всяк час пришествия к нам Господня, но еще не того страшного пришествия, имже приидет судити живых и мертвых и воздати комуждо по делам его; еще не того на всяк час чаем времени, в неже (по словеси Петра апостола) небеса с шумом мимоидут, стихии же сожигаемы раззорятся, земля же и, яже на ней, дела сгорят (2Петр. 3, 10), но чаем кождо своего смертнаго часа, в оньже суд Божий приидет пояти душу от тела, в кий час комуждо свое особое бывает о содеянных истязание; того часа на всяк час ожидаем, якоже сам Господь, оберегая нас, в Евангелии учит: будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (Лук. 12, 401647.

4) Удобопонятно и для здравого разума. Он не может согласиться, чтобы состояние душ, от смерти до всеобщего суда, оставалось безразличным, неопределенным1648. Ибо каким представлять это состояние? Бессознательным? Но как возможно оно для души, по природе сознающей себя? И если даже возможно, то с какою целию оно может быть допущено премудрым Промыслом? – Или сознательным? В таком случае, как может душа сознавать себя, не находясь в определенном положении? И что это будет за существование? Следовательно, необходимо допустить определенную участь для каждой души вдруг по смерти человека; необходимо предположить суд частный, которым участь эта должна определиться.

§ 250. Изображение частного суда: учение о мытарствах

Как происходит частный суд, – св. Писание не излагает. Но образное представление этого суда, основанное преимущественно на свящ. Предании и согласное с св. Писанием, находим в учении о мытарствах (τελώνια), издревле существующем в православной Церкви.

I. Сущность учения о мытарствах можно видеть в слове св. Кирилла александрийского о исходе души, которое обыкновенно печатается при одной из книг церковных – «Следованной Псалтири»1649. Позаимствуем из него главнейшие черты.

«При разлучении души нашей с телом, предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет, и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но, и будучи принята святыми ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины), кои будут преграждать ей путь в царствие, будут останавливать и удерживать еe стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка… Второе мытарство – грехов зрения… Третье мытарство – грехов слуха… Четвертое мытарство – обоняния… Пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи, как то: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость… Кратко сказать, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей… При этом будут присутствовать и божественные силы, и сонм нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать еe грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди их, будет, в страхе и трепете, волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к царствию, сопровождаемая святыми силами… Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании: то услышит оный страшный глас: да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)…; тогда оставят ее ангелы Божии, и возмут страшные демоны…; и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские»1650.

Отсюда очевидно: а) что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, как злые, так и добрые; б) что на мытарствах, во время этого перехода, каждая душа, в присутствии ангелов и демонов, без сомнения, пред оком всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех еe делах, злых и добрых; в) что вследствие этих истязаний, этого подробного отчета каждой души в ее прежней жизни, души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами прямо в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, обвиненные в нечестии, влекутся, по приговору невидимого Судии, демонами в их мрачные обители1651. И, следовательно, мытарства – это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами невидимо сам Господь Иисус посредством ангелов, допуская к тому и клеветников братии нашея (Апок. 12, 10), злых духов, – суд, на котором припоминаются душе и беспристрастно оцениваются пред нею все еe дела, и после которого определяется ей известиая участь1652.

II. Это учение о мытарствах, изложенное св. Кириллом александрийским, существовало в Церкви и прежде св. Кирилла и после – во все последующие века.

1) Прежде св. Кирилла александрийского оно весьма часто встречается, как учение общеизвестное, в писаниях св. Отцов и учителей особенно четвертого века1653. Например:

У св. Ефрема Сирина: «Когда приближаются владычные силы, когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели (έκσπηλεύται) повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас силою, отводят в неминуемое судилище; тогда, увидев их, бедный человек… весь приходит в колебание, как от землетрясения, весь трепещет… Божественные изъятели, появ душу, восходят по воздуху, где стоят начальства, власти и миродержители противных сил. Это – злые наши обвинители, странные мытники (τελώναι), описчики (λογοθέται), данщики (φορολογοι); они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания сего человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую потерпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих еe врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться во свете живых, вступить в страну жизни. Но святые ангелы, взяв душу, отводят ее»1654.

У св. Афанасия великого: «В некую нощь глас свыше прииде к нему (Антонию) глаголющ: Антоние, востани, изыди и виждь. И востав изыде: и возвед к небеси очеса, виде некоего долга и страшна, головою до облак досяжуща: виде же других, аки крылатых, хотящих к небеси восходити, но той, протязая руце свои, возбраняше им восход, и овы низлагаемы от него бяху и повергаемы на землю, овии же, небрегуще о нем, прелетоваху дерзновенно, о яковых скорбяше той, скрежеща зубы своими. И паки ко Антонию глас бысть: разумей видимое, и нача просвещенным сердцем разумети, яко то восход душ есть, диаволе же возбранение, еже удержаваше себе грешников: святых же восхитити и удержати не можаше"… И еще: «св. Антоний, находясь некогда в состоянии, подобном обмиранию, зряшеся на воздух несом быти. Возбраняху же пути воздушнии беси и не даяху проити мимо; ангелы же, противящеся им, истязоваху вины удержания. Они же от рождения Антониева грехи его изобрести нуждахуся»1655.

У св. Макария великого: «Когда человеческая душа исходит из тела, совершается великое некое таинство. Ибо, если она виновна во грехах: то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут сию душу и увлекают ее на свою сторону. Сему никто не должен удивляться. Ибо, если человек, будучи еще жив, находясь еще в сем мире, покорился, предался и поработился им: то не более ли они будут обладать им и порабощать его, когда он выйдет из сего мира? Что касается до другой лучшей части людей, то с ними происходит инаким образом. То есть, при святых рабах Божиих еще и в сей жизни находятся ангелы, духи святые окружают их и хранят. А когда души их разлучатся с телом, то лики ангелов принимают их в свое общество, в светлую жизнь, и таким образом приводят их к Господу»1656.

У св. Иоанна Златоустого: «Если мы, отправляясь в какую нибудь чужую страну или град, требуем путеводителей: то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных мироправителей, гонителей, мытареначальников?…» «Св. Ангелы мирно разлучили нас от тела (эти слова влагает св. Отец в уста скончавшимся младенцам), и мы, имея добрых путеводителей, безбедно прошли мимо воздушных властей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали; не заметили, чего хотели. Узрев тело без греха, они посрамились; увидев непорочную душу, устыдились; увидев неоскверненный язык, умолкли. Мы прошли мимо, и посрамили их. Сеть расторглась, и мы избавились. Благословен Бог, который не дал нас в их ловитву»1657. И еще: «лежащие на одре с великою силою потрясают оный, и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа силится удержаться в теле и не хочет разлучиться с ним, ужасаяся видения приближающихся ангелов. Ибо, если мы, смотря на страшных людей, трепещем; то какое будет наше мучение, когда увидим приближающихся ангелов грозных и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но вотще и без пользы?»1658.

Тоже самое излагают, более или менее подробно, св. Василий великий1659, св. Григорий нисский1660, св. Епифаний1661, Евсевий кесарийский1662, Палладий еленопольский1663, Макарий александрийский1664.

2) После св. Кирилла александрийского это учение передают целый ряд учителей Церкви, разных мест и времен. Именно: Евсевий, епископ галликанский: «Пред разрешением от тела поздно будет душе раскаиваться в своих беззакониях. Увы! что будет с нею, когда виновники смерти (злые духи) начнут влачить ее по обширному воздушному пространству и водить темными путями?»1665.

Блаж. Иоанн милостивый: «Исходящи души из телесе и хотящи взыти на небеса, усретают ю лица бесов, и пытают первое лжи и клеветы. Да аще от того не покаялася будет, то удержана будет от бесов. И паки выше усретают беси душу, и пытают блуда и величания. Аще и сих покаялася будет, то избавится от них. И многа запинания и истязания души от бесов идущей до небесе. Посем ярости, зависти, оболгания, гнева, оклеветания, гордости, срамословия, непокорства, лихвы, сребролюбия, пиянства, злопомнения, чародеяния, потворов, объядения, братоненавидения, убийства, татьбы, немилосердия, блуда и прелюбодейства. И егда же окаянная та душа от земли до небесе идет, кроме еe святии ангели суть, и не помогают ей: но сама душа о себе слово отдает покаянием и добрыми делы, и боле всего милостынею. егоже бо греха забвением зде не покается, то милостынею избавится от насилия бесовских мытарств»1666.

Препод. Максим исповедник: «Кто из подобных мне, оскверненный нечистотою грехов, не убоится присутствия св. ангелов, которые имеющего отъити из сей жизни, по повелению Божию, силою, гневно, и против воли его, изгонят из тела? Кто, сознавая за собою злые дела, не убоится встречи жестоких и немилосердых лукавых бесов?»1667.

И еще: св. Иоанн Лествичник1668, преп. Феодосий печерский1669, св. Кирилл туровский1670, Марк ефесский, Гавриил филадельфийский1671, св. Димитрий Ростовский1672 и друг.

3) Известно также, что учение о мытарствах вошло в жизнеописания Святых1673 и в самые свящ. песни и молитвы, употребляемые православною Церковию. Таковы:

В каноне Господу Иисусу и пресв. Богородице, поемом при разлучении души от тела всякого правоверного:

«Воздушного князя, насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно от земли» (песнь 4, тр. 4).

«Убегнути мати варвар бесплотных полки, и воздушные бездны возникнути, и к небеси взыти мя сподоби, да тя вовеки славлю, Богородице» (песн. 8, тр. 2).

В осмогласнике св. Иоанна Дамаскина, в каноне усопшим:

«Егда плотского союза хощет душа моя от жития разлучитися, тогда ми предстани, Владычице, и бесплотных врагов советы разори, и сих челюсти сокруши, ищущих пожрети мя нещадно: яко да невозбранно пройду на воздусе стоящия князи тмы, Богоневестная» (гл. 2, субб. песн. 9, тр. 16)1674.

В каноне ангелу хранителю:

«Весь живот мой во мнозе протек суете, к концу приблизихся: молю тя, хранителя моего, буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютого миродержца» (песн. 9, тр. 3)1675.

В молитве по четвертой кафизме:

«Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления…, яко да ими Тя умолю очиститися прежде конца от всякаго греха: страшно бо и грозно место имам прейти, тела разлучився, и множество мя мрачное и бесчеловечное демонов срящет» (Псалт. молитв. по 4 каф.).

Такое непрерывное, всегдашнее и повсеместное употребление в Церкви учения о мытарствах, особенно же между учителями четвертого века, непререкаемо свидетельствует, что оно передано им от учителей предшествовавших веков и основывается на предании апостольском.

III. Очень естественно потому, что учение о мытарствах вполне согласно и с св. Писанием. В этом учении:

1) Говорится, что к людям умирающим, при разлучении их души от тела, являются ангелы Божии и духи истязатели. И сам Спаситель заметил: бысть умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле, (Лук. 16, 22); а другому человеку сказал Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (- 12, 20), – истяжут, всего справедливее думать, духи недобрые1676. Кроме того св. Писание учит, что ангелы вообще суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14), что они заботятся о нас в продолжение всей нашей жизни (Пс. 90, 10, 11), суть наши неотлучные пестуны, руководители, особенно ангел-хранитель, даваемый каждому при крещении (Матф. 18, 10; Пс. 33, 8): очень естественно, если эти добрые духи не оставляют нас своею помощию и в тяжкия минуты смерти, – если они не отказываются сопутствовать нашей душе, руководить и поддерживать ее и в продолжение страшного, вовсе неизвестного ей, перехода из настоящей жизни в пределы вечности. С другой стороны учит св. Писание, что вся деятельность злых духов направлена постоянно к нашей погибели (Еф. 6, 12; 2Тим. 2, 26; 1Сол. 3, 5), что супостат наш диавол, с своими клевретами, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5, 9); он ли упустит удобный случай сделать, если возможно, что-либо к погибели нашей души и в минуты разлучения еe от тела?

2) Говорится, что, по разлучении от тела, душа человека, совершая свой путь в мир высший чрез воздушные пространства, непрестаино встречает здесь падших духов. И слово Божие свидетельствует, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12), – разумеется, наполнен не телесно, а духовно1677, – что князь их есть князь власти воздушные (Еф. 2, 2), и что, следовательно, душа человеческая, едва только исходит из тела, неизбежно вступает в их область.

3) Представляется, что эти темные духи, как мытари-истязатели, останавливают душу во время пути еe к небу на разных мытарствах, припоминают ей постепенно разные виды еe грехов и стараются всячески ее осудить, – между тем, как добрые ангелы, сопутствующие душе, в тоже время припоминают, противоположные грехам, еe добрые дела и заботятся ее оправдать. Очень естественна такая деятельность духов злобы: они не могут не знать и не помнить всех наших грехов, не могут не употреблять, при открывшемся случае, всех усилий, чтобы осудить нас, когда, по учению св. Писания, они суть постоянные ваши искусители и участники во всех ваших беззакониях (1Сол. 3, 5; 1 Иоанн. 3, 8) и стремятся к одной цели, чтобы лишить нас вечного спасения (Лук. 8, 12; 1Петр. 5, 8). Столько же естественна и означенная деятельность добрых ангелов, которые, будучи нашими наставниками во всяком добре и руководителями к вечному спасению (Евр. 1, 14), без сомнения, и знают наши добрые дела, и, по любви своей, не могут не содействовать вашему оправданию.

4) Представляется, что Бог не непосредственно творит суд частный над душою человека, по разлучении ее с телом, а попускает истязать ее духам злобы, как бы орудиям своего грозного правосудия, и вместе с тем употребляет в орудия своей благости ангелов добрых. Но если при кончине мира, когда Господь явится во всей славе своей, чтобы судить живых в мертвых, Он не Сам непосредственно будет совершать все, относящееся к суду, а послет ангелы своя, которые соберут от царствия его вся соблазны и творящих беззаконие, отлучат злыя от среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную (Матф. 13, 41. 49; снес. 24, 31): что удивительного, если и суд частный Он совершает не непосредственно, а чрез духов Ему служебных, разумеется, присутствуя при этом невидимо и Сам, как вездесущий? Равным образом, если известно, что до всеобщего суда, когда и падшие духи получат окончательно мзду свою (Иуд. 6), Бог попускает им вообще действовать против человека (Иов. 1, 12; 1Петр. 5, 9), и иногда употребляет их еще на земле в орудия своего праведного гнева против грешников, как ангелы люты (Пс. 77, 49; 1Кор. 6, 5): что удивительного, если Он попускает им быть такими же орудиями правды Его и во время частного суда над душами человеческими, употребляя в то же время орудиями благости своей ангелов добрых?

IV. Должно, однакож, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее, чувственные, человекообразные, – так, в частности, неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа по разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел препод. Макарию александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных»1678. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а, сколько для нас возможно, в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными1679.

* * *

1631

Поуч. оглас. XVIII, п. 14, стр. 417–418.

1632

Нравств. прав. 1, гл. 2 и 5, в Тв. св. Отц. VII, стр. 359. 361.

1633

Слов. XV, в Тв. св. Отц. II, стр. 54.

1634

На Ев. Матф. бесед. XXXVI, в т. II, стр. 139 по русск. перев.

1635

In Psal. IX, n. 4.

1636

In Ps. VI, 6; cfr. in Ps. XСIV, 1.

1637

Толк. на 6 гл. Ев. Луки.

1638

Толков. на 22 гл. Ев. Матфея.

1639

Толков. на 25 гл. того же Евангелиста.

1640

Слов. XXII, похвал. Афан. велик., в Тв. св. Отц. II, 200.

1641

На Ев. Матф. бесед. XIV, п. 4, т. I, стр. 263.

1642

На Ев. Матф. бесед. XIII, п. 6, т. I, стр. 251–252.

1643

Бесед. о Лазаре II, п. 4, в т. I, бесед. к антиох. народу, стр. 63, по русск. пер.

1644

Nam illud, quod rectissime et valde salubriter credit (Vincentius Victor), judicari animas, cum de corporibus exierint, antequam veniant ad illud judicium, quo eas oportet jam redditis corporibus judicari, atque in ipsa, in qua hic vixerint, came torqueri, hoc itane tandem ipse nesciebas? (De anima et ejus origine II, 4, n. 8, in Patrolog. curs. compl. T. XLIV, p. 498).

1645

Розыск o раскол. брынск. вере, стр. 117.

1646

Собр. сочин. т. V, стр. 8.

1647

Розыск стр. 285–286.

1648

Некоторые еретики учили, что душа умирает вместе с телом, чтобы потом вместе с ним воскреснуть в день воскресения (Евсев. церк истор. VI, гл. 37; Августин. haeres. LXXXIII; Дамаскин. haeres. ХС – θνητοψυχίται). Несториане утверждали, будто душа, хотя не умирает, но во весь означенный период, т. е. со смерти тела до его будущего воскресения, остается в состоянии бессознательном (Asseman. dissert. de Nestor, in Bibl. Orient. T. III, P. 11, p. 342), Последнее мнение возобновили анабаптисты и некоторые протестанты (Zwing. Elench. adv. Catabapt. vol. III, n. 433).

1649

Впрочем, и в самом Православном Исповедании выражена сущность этого учения, хотя не так ясно и полно, и не употреблено слово – мытарства (см. ч. II, отв. на вопр. 25).

1650

Λόγος περί εξόδου ψυχής, in Opp. T. V, p. II, p. 405–408, ed. Lutet., в Xp. Чт. 1841, 1, 202–207.

1651

Тоже o мытарствах, как o пути, общем для всех умерших, изложено в житии препод. Василия новаго, где блаж. Феодора, между прочим, рассказывает: «Восходящим нам горе, вопросих водящих мя ангелов святых: господие мои, вси ли христианстии человецы мытарства сия проходят, и несть ли возможно человеку коему пройти само без истязаиия и страха, на мытаротвах бываемаго? Отвещаша ми святии ангели: несть иного пути душам верных, к небеси восходящим; вси грядут само, но не вси тако истязуеми бывают, якоже ты; точию подобнии тебе грешники, иже не совершенное грехов своих исповедание сотвориша, стыдящеся и укрывающе пред отцем духовным студная дела своя; аще бо кто по истине вси своя злая дела исповесть, и жалеет, и кается о содеянных злых, тех грехи невидимо заглаждаются Божиим милосердием: и егда душа таковая само грядет, воздушнии истязатели, разгнувше своя книги, ничтоже обретают написано на ню, и не могут ей никоея же пакости сотворити, и восходит душа радующися к престолу благодати».

1652

«И прилично, говорит св. Василий великий, чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, ввдя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке» (Толк. на 1 гл. Исаии, в Тв. св. Отц. VI, 69–70).

1653

До четвертого века намеки на это учение можно видеть у Тертуллиана (de anima cap. 53, in Patrolog. care, compl. T. II, p. 741), Оригена (in Joan. T. XIX, n. 4; T. XXVIII, n. 5; in Levit, hom. IX, n. 4), Ипполита (adv. Platon, c. 1), Климента александрийского (Strom. IV, 18) и др.

1654

Слов. на почивших о Христе, в Тв. св. Отц. XV, 269. 270. 271. То же учение выражает св. Ефрем и в слове об утвержд., что воскресения мертвых нет (в Тв. св. Отц. XV, 115–116) и в своем завещании (Хр. Чт. 1827, XXVII, 275. 285. 292).

1655

Житие препод. Антония велик., in Орр. T. I, p. II, pag. 845, ed. Maur., в Чети-Мин. генв. 17.

1656

Бесед. о двояк. состоянии отшедших из сей жизни, в Хр. Чт. 1828, XXXI, 113–114.

1657

Слов. XI, о памяти усопших (см. в Маргарите). Подобным образом говорит св. Отец и в бесед. II о Лазаре, п. 3, в т. I бесед. к антиох. народу, стр. 61 по русск. пер.

1658

На Ев. Матф. бесед. LIII, в т. II, стр. 414.

1659

В одном месте он говорит: «никтоже да не льстит себе суетными словесы (Еф. 5, 6). Ибо внезапу нападет на тебя всегубителъство (1Сол. 5, 3), и постигнет переворот, подобно буре. Прийдет угрюмый ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно; потому что уже сомкнулось орудие плача» (бесед., побудит. к принят. крещ., в Тв. св. Отц. VIII, 241). А в другом: «займись же размышлением о последнем дне (ибо, без сомнения, не будешь ты одна жить вечно); представь себе смятение, сокращение дыхания и час смертный, приближающийся Божий приговор, поспешающих ангелов, душу в страшном при этом смущении, немилосердо мучимую грешною совестию, обращающую жалостные взоры на тамошнее, наконец – неотвратимую необходимость дальнего оного преселения» (Письм. 43 к падшей деве, так же X, 139).

1660

De baptism. in Opp. t. II, p. 220, ed. Morel.

1661

Haeres. LXXV.

1662

Demonstr. Evangel. III, c. 5; praeparat. Evang. XI, c. 20.

1663

Лавсаик гл. 24, стр. 89–90, Спб. 1850 г.

1664

Слов. о исходе души, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126–131.

1665

Homil. 1 ad monaсh., in Biblioth. PP., T. VII, p. 656.

1666

Слов. о исходе души, в Прологе под 29 числ. октября, лист. 211 на обор.

1667

Epist. Cubicularium, in Biblioth. PP. T. XXVI, p. 581.

1668

(1668) Joan. Climac. Scala paradisi, p. 158, Paris 1633.

1669

(1669) На смертном одре он так молился Господу Иисусу: «Владыко мой! Милостив буди души моей, да не срящет ю противных духов лукавство, но да приимут ангели Твои, проводящии чрез темная мытарства, приводящии же к свету Твоего милосердия» (Чети-Мин. под 3 числ. мая).

1670

Он раскрывает учение о мытарствах очень подробно (Памятн. Российск. словесн. XII века, стр. 92, Москва 1821).

1671

Vid. apud Le-Quien, Diasert. Damascen. V, in Opp. s. Joan. Damasceni t. I.

1672

«Егда приидет страшный час разлучения души моея от тела: тогда, Искупителю мой, приими ю в руце Твои, и сохрани от всех бедствий ненаветну, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов, но да спасена прейдет вся мытарства» (Собр. сочин. ч. I, стр. 179).

1673

Каковы: житие препод. Антония великого под 17 числ. января; житие св. Иоанна милостивого под 29 ч. октября; житие препод. Василия нового под 12 ноября и 26 марта.

1674

И еще: «В час, Дево, конца моего руки бесовские мя исхити, и суда, и прения, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и князя лютаго, Богомати, и вечного осуждения» (Октоих. ч. I, я. 286 на обор. Москва 1838).

1675

Так же: «Помилуйте мя, ангели всесвятии Бога вседержителя, и избавите мытарств всех лукавых: не имам бо дела блага возмерити мерилу злых моих деяний (Требн. л. 182 на обор. М. 1836).

1676

«Лазаря отвели тогда ангелы. Напротив, душу оного (богача) взяли страшные некие силы, может быть, посланные для этого; ибо душа не сама собою отходит к оной жизни, потому что это и невозможно. Если мы, переходя из города в город, имеем нужду в руководителе: то кольми паче нуждаться будет в путеводителях душа, исторгнутая из тела и представляемая к будущей жизни. Посему-то она, отлетая от тела, часто то возникает, то ниспускается, и боится, и трепещет. Ибо сознание грехов и всегда мучит нас, но особенно в тот час, когда предстоит нам быть отведенными на тамошния истязания и страшное судилище» (Св. Иоанн Златоуст. бесед. к Антиох. народу III, о Лазаре II, п. 3, в т. I, стр. 61, по русск. пер.).

1677

«Есть и мысленное (νοητός) место, в котором бывает нами представляема и существует природа мысленная и бестелесная. В нем она находится, действует и содержится не телесно, а мысленно; ибо не имеет очертания (σχήμα), чтобы могла быть содержима телесно.: Ангел, хотя не заключается в месте телесным образом, так чтобы имел наружное очертание и вид: однако и ему приписывается бытие на месте, потому что он там присутствует духовно и там действует по своей природе, и не находится в другом месте, но там и имеет мысленное очертание, где действует» (Св. Иоан. Дамаск. Точн. Изл. прав, веры кн. 1, гл. 13, стр. 42. 43).

1678

Слово о исходе душ, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126.

1679

Сравн., наприм., подробное изображение мытарств в слове св. Кирилла александрийского и в житии препод. Василия нового.


Источник: Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского : В 2 т. - Изд. 4. С.-Петербург: Тип. Р. Голике. / Т. 2. 1883. – 674 с.

Комментарии для сайта Cackle