Источник

Порфирий, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Успенский Константин Александрович)

Родился 8 сентября 1804 года в семье псаломщика Успенской церкви города Костромы.

В 1824 году окончил курс Костромской духовной семинарии, по окончании которой состоял преподавателем греческого языка в духовном училище города Макарьева Костромской епархии.

В 1825 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1829 году окончил духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен законоучителем во второй кадетский корпус Санкт-Петербурга.

В 1829 году 15 сентября пострижен в монашество с именем Порфирий; 20 сентября рукоположен во иеродиакона; 25 сентября – во иеромонаха.

В 1831–1838 годах преподавал Закон Божий в Одесском Ришельевском лицее.

С 1 мая 1834 года – настоятель Успенского монастыря в Одессе, с 20 мая – архимандрит.

18 июля 1838 года назначен ректором Херсонской духовной семинарии.

15 ноября 1840 года назначен настоятелем посольской церкви в Вене.

В 1843–1846 годах состоялась его первая командировка на христианский Восток, во время которой он посетил Сирию, Палестину, Синай, Египет, Ливию, Константинополь и Святую Гору Афон, совершил сорок шесть путешествий по Черному, Мраморному, Средиземному, Красному и Адриатическому морям.

Архимандриту Порфирию принадлежала инициатива создания Русской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой он был в 1847–1854 годах.

В 1854–1858 годах архимандрит Порфирий проживал в Александро-Невской лавре, занимаясь научными трудами.

В 1858–1860 годах состоялась его вторая командировка на Восток. За время трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии он собрал и вывез в Россию обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, арабском, грузинском и других восточных языках, а равно и рукописей церковно-славянских, им было собрано столько, что, по замечанию специалистов, «целой четверти столетия мало для их простого описания». Архимандриту Порфирию принадлежит честь открытия Синайского кодекса IV века.

14 февраля 1865 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря.

В 1878 году назначен сверхштатным членом Московской Синодальной конторы.

В 1878 году уволен на покой и назначен настоятелем Московского Новоспасского ставропигиального монастыря.

В своем духовном завещании епископ Порфирий определил судьбу своих книг, рукописей и несложного имущества. Затем приготовил облачение из простого белого холста, обшитого синей лентой, с фарфоровыми пуговицами, и вместо митры – монашеский клобук. Умер епископ Порфирий сидя в кресле с кипарисовым крестом в руках при чтении отходной молитвы 19 апреля 1885 года.

Погребен в храме во имя преподобного Романа Сладкопевца Московского Новоспасского монастыря.

Весьма много потрудился преосвященный Порфирий над историей православного богослужения; ему принадлежит множество работ по церковной истории, библеистике, церковной археологии и этнографии, палеографии и церковному искусству. По отзыву профессора А. П. Лебедева, «нет сомнения, что этого мужа христианской науки и православного дела нельзя не причислить к благим делателям на ниве Православной Церкви». О себе епископ Порфирий писал: «Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы, подобно пчеле, принести прекрасный мед в родной улей, – я пчела Божия, а Россия – мой улей». «Кто читал многообъемистые сочинения почившего архипастыря, – писал профессор А. А. Дмитриевский, – тот может сам приметить, как чрез его сочинения тонкою золотою нитью проходит его неослабная любовь к Родине как гражданина России и любовь к восточному Православию как сына Восточной Православной Церкви. Его мысль, душа живет в России и для Церкви Российской собирает, как пчела с цветов, питательный и усладительный сок богословской учености». Его рукописные и печатные труды поражают многосторонностью охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическим обилием делаемых им сообщений и изысканий. Епископ Порфирий верно характеризует всю свою научно-литературную деятельность помещением в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений изречения Лафатера: «Отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки – вот моя утеха, мое старанье». Епископ Порфирий не чужд был самомнения и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям переносил и на современный ему строй Русской Церкви. Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою Русской Церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Святейшего Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия как касты и т. п.

Преосвященный Порфирий был искренним, правдивым, настойчивым человеком, живым и впечатлительным, с добрым сердцем. Он не терпел неправду, остро и смело выступал с обличением сильных мира сего, что доставило ему много неприятностей. Он был истинным патриотом, но всю свою жизнь не пользовался расположением предержащих властей. Начальство выказывало явное недовольство им, и думается, что причина заключалась в том, что его не понимали. Он любил говорить свободно, но это не нравилось; он писал «по вдохновению», т. е. подчиняясь сердцу и чувству, но от него требовали не «вдохновения», а сухой отчетности. По приезде с Востока в Санкт-Петербург от него потребовали, чтобы он поскорее представил «отчет», а он не хотел спешить и вместо отчетов писал трактаты ученого содержания, однако начальство не очень шло ему навстречу. В его дневнике записано: «Антоний (разумеется митрополит), Илиодор, Гедеон (члены Синода) и вы, графы (Протасов) и превосходительные чины (из канцелярии Синода), и вы не боги, ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедестала! Ах! Эти мраморные статуи вооружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Это камни, но не те, от которых Бог может воздвигнуть себе чад».

По возвращении из своего многолетнего путешествия Порфирий не встретил теплого приема. «На синодальном Митрофановском подворье, – пишет он, – мне не дали прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом от 11 октября. Тут архиепископ Курский Илиодор со своей челядью раскинулся широко и ясно-вельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келия и в Александро-Невской лавре. Так отеческое начальство заботится о своем избраннике, которого само послало на Восток! Идя по лавре в келью доброго товарища моего по академии, архимандрита Аввакума, я повесил голову свою, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова Христовы: лиси язвины имут, Сын же Человеческий не имать, где главы подклонити».

Преосвященный Порфирий имел степень доктора греческой философии по диплому, поднесенному ему в 1869 году от Совета Московского университета, состоял членом Одесского общества истории и древностей российских, почетным членом Новороссийского университета.

Архив епископа Порфирия хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 118.

Труды:

Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского: в 8 т. / Под ред. П. А. Сырку. – СПб., 1894–1902.

Восток Христианский: Афон: в 2 ч. – Киев, 1877–1881.

Восток Христианский: Афон: История Афона: в 3 ч. – Киев, 1877–1892.

Восток Христианский: Путешествие в метеорские и олимпийские монастыри в Фессалии архимандрита Порфирия Успенского в 1859 г. – СПб., 1896.

Восток Христианский: Александрийская Патриархия // Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. – СПб., 1898. – Т. 1.

Рассуждения о четырех беседах Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского // Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского. – СПб., 1864.

О святом Кирилле, просветителе славян моравских (отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 г.). – Киев, 1877.

Рас-эль-айнские водометные колодцы у города Тира // Журнал министерства народного просвещения. Лит. приб. – № 3.

Важное изобретение петербургского иконописца Алексея Ивановича Травина // Духовная беседа. – СПб., 1864. – № 8.

Сказание о православной Амидийской митрополии в Месопотамии //Духовная беседа. – СПб., 1863. – Т. 19, № 37.

Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны. – СПб., 1864.

Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря // Известия императорского археологического общества: в 10 т. – СПб., 1857–1888; 1863. – Т. 5, в. 1. Афон языческий. – Киев, 1877.

Исповедь кающегося грешника. – Киев, 1868; Киев, 1873; СПб., 1878; М., 1879.

Стихирарные пииты // Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1878. – Кн. 4–7.

Дионисий Ареопагит и его творения // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1885.

Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1879.

Афонские книжники // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1883. – Кн. 2 и 3.

Сказание о Сирийской унии // Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1874. – Кн. 9.

История Афона // Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1871. – Кн. 8.

Абиссинцы, их Церковь и религиозные обряды // Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1866. – Кн. 3–5, 7 и 8.

Послания иерусалимских патриархов в Грузию // Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1866. – Кн. 1.

Сирийская Церковь // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1850, № 9.

Синайская обитель // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 55.

Синайский полуостров // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 60.

Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1848, № 5, № 6.

Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, № 7, 8.

Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона // Листок русского общества пароходства и торговли. – Одесса, 1860, № 77 и 78.

Александрийский том о праздновании Пасхи // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1860, ч. 106.

Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях // Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, № 33.

Извлечение из письма с Востока (о приобретении 11 рукописей на пергаменте) // Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, № 30.

Восток христианский: Египет и Синай. – Б. м., 1857.

Письмена Манафы на Синайских утесах. – СПб., 1857.

Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). – СПб., 1856.

Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. – СПб., 1856.

Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. – СПб., 1856.

Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. – СПб., 1856.

Литература:

Дмитриевский А. А., профессор. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу столетия со дня его рождения). – СПб., 1906.

Дмитриевский А. А., профессор. Поминки преосвященного Порфирия Успенского и профессора Московской Духовной Академии Ивана Даниловича Мансветова: Краткий очерк учено-литературной деятельности их, читанный в заседании Церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии 13 янв. 1886 г. доцентом Академии Ал. Аф. Дмитриевским. – Киев. 1886.

Михневич И. Г. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея, с 1817 по 1857 г. – Одесса, 1857. – С. 70.

Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 55.

Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 287.

Лебедев А. П. Преосвященный Порфирий (Успенский). – Сергиев Посад, 1904.

Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Академию наук по завещанию. – СПб., 1891.

Селиванов Н. Ф. Монашеская республика (письма с Афона). – СПб., 1900. – С. 4.

Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916, вып. 5.

Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 году // Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. – СПб., 1885–1912.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 381–382, 447.

Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни // Собрание сочинений: в 11 т. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 440–448.

Костров В. Епископ Порфирий (Успенский), его деятельность и ученые труды по изучению христианского Востока (кандидатское сочинение) // Православный собеседник. – Казань, 1914, январь. – С. 28. (Отзыв об этом сочинении профессора Протасова В. И. см.: Православный собеседник. – Казань, 1916, май-июнь. – С. 170.)

Корольков И. Н., протоиерей. Суждение епископа Порфирия о переводе Священного Писания на русский язык // Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1915, сентябрь.

Мацеевич Л. Письма архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скорлатовичу (1842–1844 гг.) // Православный собеседник. – Казань, 1916, январь. – С. 365.

Титов А. А. Из «Книги бытия моего», епископа Порфирия Успенского, из писем его к разным лицам.

Карасев. Епископ Порфирий Успенский (краткий очерк его жизни).

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 381, 382; т. 3. – С. 203; т. 4. – С. 333, 344, 345, 358; т. 5. – С. 578, 759, 900; т. 6. – С. 72–77, 736–739, 849–850, 858.

Дмитриев И. Д.. Московский Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. – М., 1909. – С. 114–115.

Бондырев М. П., врач. Замечательная кончина епископа Порфирия (Успенского) // Душеполезное чтение. – М., 1904, № 4. – С. 685–688.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 376–378.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 384.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 11, 491.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 203.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 384.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С 865.

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 115, 117.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 84, прим. 1: ч. 2. – С. 160, прим. 2: С. 187, прим. 4 и 5; С. 188, прим. 1: С. 271, прим. 4.

Историческая записка о деятельности императорского Московского археологического общества за 25 лет. – С. 167–171.

Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского): в 2 т. / Издание императорской Академии наук, исполненное под ред. П. В. Безобразова на завещанные Академии епископом Порфирием средства. – СПб., 1910.

Московский, некрополь: в 3 т. – СПб., 1907– 1908. – Т. 2. – С. 453.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 249.

Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. – Киев, 1889. – С. 137.

Труды Киевской духовной академии. – 1870, ноябрь. – С. 2.

–»– 1873, март. – С. 208; октябрь. – С. 465.

–»– 1875, март. – С. 385–480.

–»– 1876, август. – С. 335–336; сентябрь. – С. 359.

–»– 1877, январь. – С. 283; март. – С. 648.

–»– 1879, февраль. – С. 255, 279.

–»– 1885, ноябрь. – С. 505–509; март. – С. 331.

–»– 1886, февраль. – С. 271, 281; март. – С. 331–391; сентябрь. – С. 163.

–»– 1878, июнь. – С. 502.

Душеполезный собеседник. – М., 1892. – С. 24–25.

–»– 1896. – С. 50.

–»– 1897. – С. 24.

–»– 1906. – С. 119, прим. «Афон. лет.». – С. 183.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1830, февраль. – С. 143–144; июнь. – С. 219.

–»– 1887, июнь. – С. 656, 658, 659.

–»– 1910, декабрь. – С. 676.

Русский паломник. – 1908, № 5. – С. 46.

Известия по Казанской епархии. – 1878, № 3. – С. 57.

–»– 1854, № 11. – С. 326.

Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 214–215.

Православное обозрение. – М., 1873, январь- декабрь. – С. 372.

–»– 1876, май-август. – С. 382–383.

–»– 1885, сентябрь-декабрь. – С. 396.

Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729.

–»– 1872, июнь. – С. 342–345.

–»– 1874, июль-сентябрь. – С. 888.

–»– 1891, январь. – С. 188–201 (январь-февраль).

Исторический вестник. – СПб., 1888, декабрь. – С. 123, 124.

–»– 1896, июль. – С. 219–221; октябрь. – С. 322–324; декабрь. – С. 1060–1062.

–»– 1900, июль. – С. 282.

–»– 1915, октябрь. – С. 232.

Церковный общественный вестник. – СПб., 1885, № 57.

Новь. – СПб., М., 1884–1900; 1885. – Кн. 13. – С. 62.

Московские епархиальные ведомости. – М., 1873, № 34.

Подольские епархиальные ведомости. – 1885, № 19.

Смоленские епархиальные ведомости. – 1885, № 11.

Костромские епархиальные ведомости. – 1885, № 19.

Киевские епархиальные ведомости. – 1885, № 10.

Донские епархиальные ведомости. – 1885, № 10.

Воронежские епархиальные ведомости. – 1885, № 11.

Волынские епархиальные ведомости. – 1885, № 14.

Московские церковные ведомости. – 1885, № 18 и 27.

Московские ведомости. – М., 1885, № 108 и 110.

Херсонские епархиальные ведомости. – 1885, № 9.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, № 2. – С. 66.

Ястребов М. Епископ Порфирий Успенский // Журнал Московской Патриархии. – 1957, № 8. – С. 66–72.

–»– 1959, № 4. – С. 61–67; № 10. – С. 16; № 11. – С. 49.

Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 351.

Из дневников В. А. Муханова 1862 г. // Русский архив. – М., 1897. – Кн. 1. – С. 65–66.

Русский архив. – М., 1895. – Кн. 1. № 2. – С. 253; кн. 2. № 5. – С. 63; № 6. – С. 178; № 7. – С. 274, 288.

–»– 1910. – Кн. 1. № 1. – С. 105; № 3. – С. 401–418; кн. 2. № 8. – С. 525. 569; кн. 3. № 11. – С. 493–512.

Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1894, сентябрь. – С. IV.

Н. Д[урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь; в 12 т/ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 620.

Полный православный богословский энциклопедический словарь; в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1855.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 15. – С. 486.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. доп. 2. – С. 461.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 14. – С. 593–596.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle