Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович)

Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии.

В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию.

В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики.

В 1792 году пострижен в монашество.

В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора.

В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев).

В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря.

С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса.

С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора.

С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря.

30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.

С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ.

С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский.

27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года.

В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию.

С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии.

С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским.

С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский.

Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

Высокопреосвященный Феофилакт был человеком высокообразованным, знатоком западноевропейской, в особенности французской, литературы, как светской, так и духовной. Её влияние очевидно в речах Феофилакта – проповедника-публициста рационалистически-полемического направления, как называл его биограф, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.А. Чистович († 1898). Его проповеди были адресованы скорее образованному петербургскому обществу, нежели простым верующим.

Высокопреосвященный Феофилакт был, по словам современников, «живым, светским, образованным, блестящим проповедником». Он очаровал всё петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. В то же время это был честолюбивый человек. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество из соображений карьеры. В то время все высшие места в церковной иерархии и в духовно-учебном мире занимали монашествующие.

И в монашеском одеянии Феофилакт чувствовал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял некоторые приёмы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома, в одежде и обстановке, так и в храме, в богослужении и облачении.

Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почётное положение.

Как первому4 епископу вновь учреждённой Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление. Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твёрдая независимость и самостоятельность. С подчинённым ему духовенством он был обходителен и справедлив.

Вызов архиепископа Рязанского Феофилакта в Санкт-Петербург в 1806 году был началом славного периода в его жизни и церковной деятельности. Он был приглашён для работы над реформой духовных училищ. Архиепископ Феофилакт был самым деятельным членом как в Комитете по усовершенствованию духовных училищ, так и в Комиссии духовных училищ, выделяясь среди других высокой образованностью, энергией, инициативностью и пользуясь авторитетом в области церковного просвещения. Архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с князем А.Н. Голицыным († 1844), обер-прокурором Святейшего Синода, был приятелем М.М. Сперанского († 1839) и, заручившись сильной поддержкой, мечтал о Петербургской митрополии. В результате вскоре он оказался соперником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова; † 1818), положение которого осложнилось из-за частых разногласий с князем А.Н. Голицыным. Недовольство митрополитом стал проявлять и император Александр I. Недоброжелатели митрополита Амвросия незамедлительно воспользовались этим. Только приезд в Санкт-Петербург молодого иеродиакона Филарета (Дроздова; † 1869, память 19 ноября/2 декабря) позволил митрополиту Амвросию остаться на Санкт-Петербургской кафедре до конца своих дней, Филарет (Дроздов) вошёл в доверие к митрополиту Амвросию и стал его правой рукой.

Между Филаретом (Дроздовым) и Феофилактом установились недружелюбные отношения. Положение Феофилакта осложнилось тем, что его прежние покровители стали поддерживать Филарета. Митрополит Амвросий твердо выдержал эту борьбу и не уступил добровольно своего места Феофилакту, что имело, по словам Филарета, благодетельное для Церкви значение.

Постепенно значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга. И как раз в это время возникла необходимость приведения в порядок разорённых во время Отечественной войны 1812 года епархий. Получив именной указ, он возглавил Экстраординарную комиссию, назначенную для выполнения этого дела.

В декабре 1813 года преосвященный Феофилакт вернулся в свою Рязанскую епархию. Предметом особых забот его здесь была духовная семинария, для которой при нём были построены новые здания, кроме того, улучшено преподавание всех общеобразовательных предметов и материальное положение семинаристов.

14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещённых. Прежняя Осетинская духовная миссия, закрытая после упразднения Моздокского викариатства в 1799 году, была восстановлена в 1815 году под тем же самым названием по инициативе грузинского архимандрита Досифея (Пицхелаури, впоследствии архиепископ Алавердский и Телавский; † 1830), проекты которого поддержал Синод и утвердил император. После назначения архиепископа Феофилакта (Русанова) экзархом деятельность этой комиссии активизировалась. Святейший Синод ежегодно перечислял Миссии 12.000 руб. В конце правления архиепископа Феофилакта там насчитывалось до 47 тысяч новокрещённых, главным образом осетин. За четыре года владыка Феофилакт построил 30 храмов.

1 февраля 1819 года архиепископ Феофилакт был удостоен сана митрополита.

Тоска по России и сознание опалы тяжёлым бременем лежали на сердце митрополита Феофилакта, что и сказалось на его здоровье. Ни повышение, ни награды (он был кавалером ордена святого Александра Невского, святого Владимира I степени, святой Анны I степени) не могли утешить его. В 1821 году он стал просить о переводе его в Россию, но в июле того же года при обозрении церквей Кахетии простудился, заболел тифом и 19 июля скончался.

Труды:

Слова: в 2 ч. М. 1809.

Слово на погребение генерала П.И. Мелиссино. СПб., 1797.

Переводы: Философское утешение Боэция. СПб., 1794.

Безбра. Рассуждение о достоверности книг Евангельских и истины свидетельств Апостольских. – M., 1803.

Женнингса. Созерцание христианства: в 2 ч. М. 1803.

Де-ла-Люзерн. Пасторское наставление о превосходстве религии. – M., 1804; Врачевство от уныния: в 2 ч. – Калуга, 1805.

Камюзет. Начала против безверия. – Калуга, 1806.

Литература:

Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПб., 1894.

Ельчуков А. Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи императора Александра I. Киев. 1905.

Ельчуков А. Архиепископ Феофилакт Русанов, русский проповедник-философ эпохи конца XVIII в. и нач. XIX в. // Вера и Разум. Харьков. 1907. – август, кн. 2, стр. 427–456; сентябрь, кн. 1, стр. 588–616; октябрь, кн.1, стр. 25–50.

Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876.

Агнцев Д. История Рязанской семинарии. – Рязань. 1889.

Гаврилов А.В. История Санкт-Петербургской Синодальной типографии. СПб., 1911.

Котович А.Н. Духовная цензура в России. СПб., 1909.

Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 3 / Сост. Ф.И. Титов: в 5 т. Киев. 1911–1913, 1915.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, стр. 341, 342.

Покровский. Библиотека Московской Синодальной Типографии. Вып. 6. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. M., 1832–1891; 1882, стр. 136.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1399, 1401, 1411.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 182.

Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – M., 1877, стр. 101.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 182.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 428.

Опись документов и дел Комиссии Духовных Училищ. СПб., 1910.

Опись рукописей, хранящихся в архиве Священного Синода. № 2027, 2029, 2031, 2036. Проповеди 1-й половины XIX века. М. 1912.

Калужский церковный общественный вестник. 1908, № 29–31.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1888, февраль, стр. 230–233.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1904, октябрь-ноябрь.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1905, сентябрь.

Странник, СПб,, 1895, август.

Вестник Европы. СПб., 1873, т. 6, № 11–12, стр. 230.

Православный собеседник. Казань. 1885, январь, стр. 3, 21; июль, стр. 366; сентябрь, стр. 70.

Православный собеседник. Казань. 1889, август, стр. 580.

Православный собеседник. Казань. 1897, июнь, стр. 194.

Православный собеседник. Казань. 1914, январь, стр. 71.

Русский паломник. 1912, № 42, стр. 654.

Русский паломник. 1914, № 18, стр. 288.

Русская старина. СПб., 1871, т. 4, стр. 226–228.

Русская старина. СПб., 1880, январь, стр. 25, 118, 120; апрель, стр. 697–700.

Русская старина. СПб., 1885, июнь, стр. 570–573; август, стр. 339.

Русская старина. СПб., 1887, январь, стр. 26.

Русская старина. СПб., 1895, март, декабрь, стр. 527.

Русская старина. СПб., 1910, май, стр. 404–428.

Исторический вестник. СПб., 1881, июль, стр. 536.

Исторический вестник. СПб., 1884, апрель, стр. 235.

Исторический вестник. СПб., 1890, август, стр. 408.

Исторический вестник. СПб., 1893, октябрь, стр. 231.

Исторический вестник. СПб., 1895, февраль, стр. 639, 641.

Исторический вестник. СПб., 1896, апрель, стр. 182.

Исторический вестник. СПб., 1900, август, стр. 632.

Православное обозрение. М. 1885, сентябрь декабрь, стр. 296.

Христианское чтение. СПб., 1871, декабрь, стр. 978.

Русский архив. М. 1872, № 3, стр. 457–458.

Русский архив. М. 1870, № 3, стр. 614, 618.

Русский архив. М. 1903. Кн. 1, № 1, стр. 75; кн. 2, № 6, стр. 290.

Русский архив. М. 1904. Кн. 1, № 2, стр. 227.

Иванов А. Славный юбилей: К 150-летию со времени основания бывшей Петербургской, ныне Ленинградской, Духовной Академии. Журнал Московской Патриархии. М. 1959, № 4, стр. 60.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, декабрь, стр. 343.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 4, стр. 722–727; т. 8. –С. 110; т. 9, стр. 44.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сайкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 686; т. 2, стр. 1164, 1973.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 466–469.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 36, 69, 84.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 272, 409, 421, 426, 430; т. 8, ч. 2, стр. 33, 240, 241.

* * *

4

16 октября 1799 года на Калужскую епархию был назначен епископ Серапион (Александровский; † 1824), но в епархии не был, так как 21 октября 1799 года получил новое назначение. – Прим. ред.

Комментарии для сайта Cackle