архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 1

Толкование 1 Толкование 2 Толкование 3

Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Антипасхи, то есть, по Пасхе (Ин.20:19-31)

Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, мужие братие, яснее каждого другого доказательства удостоверяет, что Он есть Сын Божий и Избавитель всего мира. Иудеи, яко непримиримые Христовы враги, искажают о Нем бывшие пророчества, относя иные к Иисусу Навину, иные к Соломону, а другие к иным, безумно, яко безумные: преестественные же чудеса, бывшие от зачатия Христова даже до смерти и погребения Его, равными поставляют содеянным Моисеем, Илиею и Елисеем. А против воскресения Христова из мертвых не имея что рещи, ниже находя подобного сему примера, прибегают к отрицанию, нечувственнейшие самых камней. Ради чего и воинов, на страже бывших при Его гробе, многим сребром подкупали, да солгут и разгласят, что Его ученики украли Его. Сея-то убо ради причины Владыка всех и Господь, хотя удостоверить о Своем из мертвых воскресении, премногие об оном, как Божеские, так и человеческие представил доказательства. Убедительнейшие из оных заключает в себе ныне чтенное Евангелие: оные убо, возлюбленные христиане! со вниманием и благоговением послушайте, да утвердитесь в учении, емуже научистеся, купно же и блаженства сподобитесь, яко не видевше воскресения Христова, но слышавше и веровавше.

Ин.20:19. Сущу позде, в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам.

Суббота первая есть одна. Субботами же или и субботою Евреи именуют всю седмицу, по словам: «пощуся два краты в субботу» (Лк.18:12), то есть, два краты в седмицу или в неделю. И так, единою от суббот называется здесь первый день недели, то есть, воскресный. В сей убо день воскресный, в который было воскресение, «сущу позде», то есть, по вечеру весьма поздно, или при начале ночи, прииде Господь наш Иисус, и вниде в дом, коего двери затворены были, и в коем собраны были ученики, боявшиеся от гонящих их Иудеев. Почему ж пришел «сущу позде»? Для чего вшел «дверем затворенным» сущим? Также, почто стал посреде, и сказал: «мир вам»? Пришел сущу позде, то есть, по вечеру весьма поздно, для того, что Апостоли, боясь Иудеев, по большой части по вечеру сходились в виталище свое. Для того-то и пришел к ним туда в вечеру, чтоб их всех обресть собранных. Но и ради другой еще, таинственной причины Господь сие устроил. Прежде воскресения Спасителя все человеческое естество лежало в тьме греховной, и в сени смертней сидело. Почему Давид, пророчествуя о просвещении оного, сказал: «возсия во тьме свет правым» (Пс.111:4). И Исаия: «людие ходящии во тьме, видеша свет велий» (Ис.9:2). И на другом месте: «тогда возсияет во тьме свет Твой» (Ис.58:10). Также Захария: «в нихже посетил есть нас восток свыше, просветити во тьме и сени смертней седящия» (Лк.1:78-79). Почему и воскрес Христос в ночи, и к ученикам Своим пришел в начале ночи, да исполнив бывшие о Нем таковые пророчества по Писанию, докажет, что сущим во тьме греховной Он воссиял, и просветил в нощи невежествия спящих. «Вшел же дверем затворенным» – во-первых, для того, да не устрашит и не возмутит учеников, толкнув в двери; во-вторых, дабы они, видя чудо, уверовали воскресению Его из мертвых; в-третьих, да покажет, что Он к тем людям приходит, которые имеют затворенные двери дома души своей, то есть, чувства тела, да не входит грех. Каким же образом Господь наш, нося человеческое тело, прешел чрез затворенные двери? Так, как прешел чрез ложесна Святой Девы, не нарушив Оные девства; так, как ходил по морю, не погрязши во глубине оного; так как соделал и другие толь бесчисленные чудеса, то есть, всемогуществом Своего Божества. Стал же посреде, да все тамо предстоявшие беспрепятственно зрят Его Самого, и руце и ребро Его. «Ста посреде», да покажет, что Он всех равно любит, о всех равно промышляет, и всем равно хочет спасения. Сказал: «мир вам», понеже сие соделал пришед в мир: разрушил средостение преграды, соединил разстоящая, примирил и Бога и человека. «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» (Еф.2:14). Почему, якоже, егда родился в мир, воспели Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»! (Лк.2:14) Тако, егда и от мира преселялся, «мир» глаголет Он, «оставляю вам» (Ин.14:27). Тако восстав и из мертвых, «мир вам», сказал Он ко ученикам Своим.

Ин.20:20. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы видевше Господа.

Показал им руце, да видят язвы гвоздинные; показал ребра, да признают прободение копия, а таким образом да уверятся, что Сам посреде их стояй, и ими видимый, точно есть Самый страдавый, пригвожденный и прободенный. Но послушайте еще и другой, духовнейшей причины: показал Он руце, яко орудия творения человека; ребро же, яко источник спасения. Почему показание сих частей аки глас бысть к ним вещающий: видите ли, ученицы, сии пробитые гвоздями руце? Оне-то сотворили человека. Видите ли сие прободенное ребро? От сего-то истекла кровь и вода, спасительное человеков врачевство. Руце Адамовы простерлись ко снеди запрещенного плода: но руце сии за то простерты были на крестном осуждения древе. От ребра Адама созданная жена, змием быв прельщена, согрешила: сие ребро, копием прободенное, уврачевало оный грех. Когда же ученики увидели и узнали Господа, тогда исполнилось сердце их великой радости, так как во время спасительного страдания предрек им Богочеловек Иисус: «паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16:22).

Ин.20:21. Рече же им Иисус паки, мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы.

Почему ж и прежде страдания дважды дал мир, говоря: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам»; равно и по воскресении – «мир вам», и паки – «мир вам»? (Ин.14:27) Поелику человек из двух состоит частей, из души и тела: чувствует и душа скорби и смущения, так как и тело. Убо Начальник мира подал мир и духу и телу. Послушайте и другой причины. Мы часто мир с другими людьми имеем, но брань сами с собою, от наших страстей. Усугубил убо Он даяние мира для того, чтобы не только с другими людьми, но и с своим духом, и плотию, и совестию мир имели все в Него верующие. Когда же сильным оружием мира против всякой брани вооружил Своих учеников; тогда послал их на всемирную проповедь, сказав: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Великое воистину, преславное, Божественное и небесное Апостольское достоинство! Якоже предвечный Отец единородного Своего Сына послал в мир: тако и единородный Его Сын и Бог во вселенную послал Своих учеников. Как же послал Отец Сына? Со всякою властию и силою, так как Сам Сын свидетельствовал, говоря: «вся Мне предана суть Отцем Моим» (Мф.11:27). С силою и властию посланы были и Богоносные Апостолы: посему больных они исцеляли, бесов изгоняли, мертвых воскрешали, вышеестественные чудеса творили, и своим учением весь мир покорили. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы». Велика есть сия благодать, дар неоцененный! Богопосланник есть Сын Божий Господь наш Иисус Христос, Богопосланники и святые Апостолы. Для чего же послал Отец Сына? «Благовестити», говорит Он, «нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, даровати обращающимся оставление, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния, утешити вся плачущия» (Ис.61:1-2). Также и на другом месте: «не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин.3:17). Ради сего же самого посланы были и знаменоносные Апостолы, то есть, чтобы проповедать благовестие спасения, обратить мир от прелести, и прощать людям грехи. Поелику же едина точию Всесвятого Духа сила решит греховные оковы, того для Евангелист приводит и сии Спасителевы слова:

Ин.20:22-23. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся.

Чрез Духа Святого нарицает Он благодать и силу Всесвятого Духа, так как и на другом месте: «глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть» (Ин.6:63), то есть, имеют благодать и силу духовную. Какую же благодать прияли Апостолы? Власть решить и вязать грехи. Таковую благодать Спаситель наш, во первых, обещал Петру, говоря к нему: «и дам ти ключи царствия небеснаго, и еже аще свяжеши земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:19). Потом обещал оную подобно и всем ученикам, говоря: «аминь, глаголю вам, елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18). Сию обещанную благодать по воскресении Своем Господь дал равно всем Апостолам, сказав: «приимите Дух Свят», и прочее; чрез Апостолов же и всем после бывшим истинным оных преемникам, то есть, православным Архиереям туюжде благодать подает Христос. Сию сугубую власть показал Божественный Павел, пиша к Коринфянам: «о имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшимся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати таковаго сатане во измождение плоти», – се власть вязати! – «да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5:4-5), – се власть решить грехи! Коль великая благодать! Воистину небесного и душеспасительного человечество удостоилось дара! Почему же Дароподатель прежде дунул, а потом и благодать сообщил? Божественным вдуновением получил человек душу; «вдуну», пишется, «в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7). Душа человеческая умерщвлена была грехом по Божественному определению: «в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2:17). Дунул убо Жизноподатель для того, да умерщвленную человеческую душу оживотворит, и сотворит оную вмещающу благодать Всесвятого Духа, и да покажет, что Он-то есть Творец, вдохнувый в лице человека и подавший ему дыхание жизни, и да представит, что тогда создавый человека есть Той же, Который и ныне обновляет человеческую душу.

Ин.20:24. Фома же един от обоюнадесяте, глаголемый близнец, не бе ту с ними, егда прииде Иисус.

Господь сотворил дванадесять Апостолов. Но Иуда после предания ниспал от сана Апостольского. Посему когда Христос из мертвых воскрес, одиннадцать токмо было Апостолов. Евангелист же написал: «един от обоюнадесяте», а не от единонадесяте, упомянув первое Апостолов число, которое последи Матфием Апостолы дополнили. Речение же «глаголемый», вместо толкуемый, сказал Он, ибо имя Фома есть халдейское, происходящее от Еврейского Феом, гречески же толкуется δίδυμος, то есть, близнец. Правильно Божественный учитель так истолковал речение, да изъявит, что и самое название сего Апостола, то есть, Фома, изображает, что он был двоемнителен и недоверчив. Для чего ж Фома тогда не был, когда пришел ко ученикам Богочеловек? Сие было смотрительне, то есть, для вящего уверения о воскресении Христовом. Правда, Евангелист умалчивает о том, где тогда Фома находился: но поелику во время спасительного страдания все ученицы разбежались и рассеялись; то очень вероятно кажется, что и он, разлучившись тогда от Апостолов, находился еще в том месте, где скрылся. Но другое недоумение рождается из небытия тамо Фомы, то есть: каким образом он соделался причастников благодати Всесвятого Духа, не быв с другими учениками тогда, когда Господь дунул и сказал: «приимите Дух Свят»? Недоумение сие решит образ сего дела. Избирает Моисей по повелению Божию седмьдесять старейшин, и вписывает их имена, да приимут благодать от Бога. Все сии ожидают благодати, стоя окрест Скинии. Два точию мужа, Елдад и Модад, ко Скинии не пришли, а остались в полце. Снисходит Бог во облаце в Скинию – и дает благодать не токмо предстоящим в Скинии шестидесят осмь старцем, но и двум отсутствовавшим, то есть, Елдаду и Модаду: приемлют равно благодать и присутствующие, и отсутствующие. Препочивает Дух и на шестидесяти осми сущих в Скинии, и на тех двух, находившихся в полку. И те, кои были в Скинии, и те, кои оставались в полку, равно пророчествуют. Первые, поелику предстояли; а вторые, поелику были избраны и вписаны. «Осташася два мужа», говорит Божественное Писание, «в полце: имя единому Елдад, и имя второму Модад, и препочи на них Дух: и сии беша от вписанных и не приидоша ко Скинии, и пророчествоваша в полце» (Чис.11:26). Ветхий Завет есть прообразование Нового; посему благодать, тогда данная старцам, знаменовала духовное дарование, которое последи прияли святые Апостолы, якоже сам великий Моисей свидетельствует, говоря: «и кто даст всем людям Господним быти пророки, егда даст Господь Духа Своего на них»? (Чис.11:29) Убо якоже древле Елдад и Модад, отсутствуя, сподобились пророческого дара: тако и зде Фома, отсутствуя, приял власть вязати и решити. Елдад и Модад потому прияли дар, что Моисей вписал их в число седмидесяти старцев: и Фоме потому дана благодать Всесвятого Духа, что был Христом сопричислен в число двунадесяти Апостолов. Поелику же Фома, когда пришел Иисус, не обретался, то

Ин.20:25. Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.

О всем, как видно, ему ученицы рассказали, то есть, что видели Господа, и руце и ребра Его, и язвы гвоздинные. Откуда же толикая и таковая неверность? Великое поистине и неудобоверуемое дело есть воскресение из мертвых: но Фома видел и дочь Иаирову, и сына вдовицы, и четверодневного Лазаря, из мертвых воскресшего; откуда же убо таковая неверность? Разве величайшая скорбь, что не удостоился видеть Господа, возмутила дух его, от коей он впал в толикое неверие? Или честолюбие рождало неверие, – хотел, то есть, и он видеть то, что другие Апостолы видели, да не почтется низшим в Апостольской благодати и сане? Или ревность к проповедованию возбуждала в нем неверие? Желал, то есть, видеть и осязать, да проповедь его будет всякого вероятия достойною, и да свидетельствует и проповедует миру, что не только он слышал, но и видел, и осязал Христа воскресшего, и таким образом да утвердит то, чему имел он научать о Христе и яко слышатель, и яко самовидец и свидетель. Таковое поистине Апостол Господень имел намерение. Непохвально неверие, но похвален таковый конец неверности. Посему Человеколюбец, испытуяй сердца и утробы, знав святейшее Фомино намерение, особенное попечение приемлет, да уверит его, а с ним и всю вселенную. Ибо, повествует Евангельская История, –

Ин.20:26. И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его и Фома с ними: прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде их и рече: мир вам.

Почему ж не скоро, но по осми днях паки явился Богочеловек? Да будет сие явление Фоме по всему подобно прежнему, при котором не находился Фома. Двери затворенные, ученицы собранные, то же стояние посреди и то же приветствие: «мир вам», – одно и то же и в обоих явлениях. Поелику убо первое было в день воскресный, то и второе было в день воскресный, да ни в чем не различествует от первого. А таким образом Фома, видя обоих явлений сходность и единообразность, ниже малейшего не имел бы случая к неверию. Не заключает ли же, может быть, сие по осми днех явление другого, таинственнейшего смысла, то есть, осмь не означает ли осьмый и последний век, а Фома – часть тех людей, кои не покорились Христу по неверствию? «Ныне бо», говорит Божественный Апостол, «не увидим всяческая Ему покорена» (Евр.2:8): потом же все уверуют, «и будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16). По осми убо днях паки явився Спаситель мира, и сказав: «мир вам»,

Ин.20:27. Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои; и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя, и не буди неверен, но верен.

О неизреченного человеколюбия Господа нашего Иисуса Христа! Ответствует Господь на все, что только ни говорил Фома, показывая, что Он вся, яко сердцеведец, ведает. Потом призывает его для осязания, да покажет, что ради спасения и единой души готов вся подъять. Хотя же Марии Магдалине не позволил осязать Себя, или потому что она, любопытством подстрекаема будучи, сего искала, или что неосмотрительно и дерзостно устремилась, или что не была достойна, яко благодатию Святого Духа еще не очищена, которую прияли уверовавшие по восшествии Спасителя к Отцу Своему, почему и сказал ей: «не у бо взыдох ко Отцу Моему» (Ин.20:17); но Фому, поелику искал достоверия о воскресении из мертвых, и уже сподобился благодати Святого Духа, чрез глагол: «приимите Дух Свят», – и призывает его и побуждает осязать, говоря: «принеси перст твой семо, и виждь руце Мои, и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя». Человеколюбец убо первее его убедил тем доказательством, какового он искал; потом наставил его, говоря: «не буди неверен, но верен».

Ин.20:28. И отвеща Фома, и рече Ему: Господь мой и Бог мой!

Фома, медлительный в вере, скор ко исповедыванию. Виждь, каковую искренность и совершенство имеет его исповедывание; купно же и сходство с Петровым исповеданием. Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго»; Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой»! (Мф.16:16) Оба равно исповедуют человечество, и богословствуют о Божестве Христовом. Оба исповедуют два естества, а едино лице Богочеловека Спасителя, – Петр естество человеческое сим: «Ты еси Христос»; а Фома – сим: «Господь мой». Естество же Божеское Петр тако: «Сын Бога живаго»; а Фома тако: «Бог мой». Едино же лице оба, и Петр и Фома, совокупив обоя во едино,– первый чрез сие: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», а второй тако: «Господь мой, и Бог мой». Единого и Тогожде Бога и человека Христа, согласно с Петром исповедует и проповедует Фома. Явив же Спаситель наш толикое попечение для уверения Фомы, простирает благодеяние Божественного Своего промысла и на прочих, кои ниже видели, ниже осязали, но однако уверовали в Его из мертвых воскресение. Почему сказал Фоме:

Ин.20:29. Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше.

Ты, говорит Он, Фомо, уверовал, понеже видел Меня: предстал Я пред тобою, показал тебе руце Мои и ребра Мои; почему узрел ты, осязал, уверовал. Видящие и осязающие самыми чувствами принуждаются веровать: невидевшие же, ниже осязавшие, но слышавшие проповедь и уверовавшие, без всякой нужды веру емлют; почему блажени суть и треблажени. Что ж? Фома и прочие Божественные Апостолы, видевшие и уверовавшие, ужели такового блаженства не суть достойны? Заключенным дверем видели они Господа пришедшего в дом, где были собраны, и страхом одержимые не верили, что видели Господа из мертвых воскресшего, но думали, что видели дух: «убояшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети» (Лк.24:37). Но призванные уже Господом, видели руце и нозе Его. «Видите», сказал им, «руце Мои и нозе Мои, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе» (Лк.24:39-40). Что ж из сего? Неужели от сего не были они блаженны? Да не будет! Господь, сказав: «блажени не видевшии, и веровавше», не исключил из сего блаженства видевших и веровавших, ниже назвал тех блаженнейшими из сих. Но поелику прежде Своего из мертвых воскресения ублажил Апостолов, яко видевших Его и Его чудодеяния, а потому и сказал: «ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша» (Мф.13:16-17): то дабы мы не подумали, что одни видевшие Его и веровавшие суть блаженны, и дабы уверить всех после невидевших, но веровавших, что и они суть того же блаженства достойны, сказал таким образом: «блажени не видевшии, и веровавше». Каким же образом в нетленном Господнем телеси видимы были язвы гвоздей и копия? Како Фома к нетленному телу прикоснулся? Сие было по снисхождению и силе Божией для удостоверения о Его из мертвых воскресении. И якоже Ангелы, когда Господь от земли вознеслся, видя Его ризы червленые, взывали: «почто червлены ризы Твоя, и одежды Твоя яко от истоптания точила?» (Ис.63:2) Тако и Апостолы видели язвы гвоздей и копия, и Фома осязал неосязаемые Его ребра. Может же быть, не о сем ли осязании пророчествовал царствующий Пророк, когда сказал: «Бога взысках рукама моима нощию пред Ним, и не прелыщен бых» (Пс.76:3). Поелику же сие всесильным действием сотворися; то для сего богодухновенно Евангелист причисляет сие к прочим знамениям и чудесам, говоря:

Ин.20:30. Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих.

Знамениями нарицает дела необычайные, дивные, чудесные. Но о каких он упоминает знамениях? О тех ли, кои были прежде воскресения Господа нашего Иисуса Христа, или о тех, кои по воскресении? Весьма вероятным кажется, что он упоминает о сотворенных Им по воскресении: понеже прежде воскресения чудеса не токмо пред учениками Своими, но и пред другими многими людьми творил. Какие же суть неписанные в книге сей, то есть, в Его Евангелии? Может быть, те, кои Иоанн оставил, но другие Евангелисты прежде его о том писали. Ибо Матфей писал о великом трусе и о молниеносном Ангеле, который отвалил камень от двери гроба (Мф.28:2); Лука о сопутствии и собеседовании воскресшего Христа с двумя учениками, идущими во Еммаус, сказал, что первее держал очи их, да не познают Его, потом же бысть невидим; кроме того, о том, что отверз ум Апостолов разумети Писания, и что вознесся на небо пред глазами их. О сих Евангелист Иоанн умолчал. Может же быть, чрез «многа» и «ина» разумеет многая, ни от единого Евангелиста не написанная. Ибо Христа Спасителя бесчисленны суть чудодеяния, как на другом месте той же Иоанн засвидетельствовал сими словами: «суть же ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг» (Ин.21:25). Для чего ж сии знамения вписал?

Ин.20:31. Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его.

Для того убо писано об них, чтобы мы верили, что Иисус Христос есть Сын Божий. Примечай же беспредельную благость Божию: ищет Бог веры нашей не для Себя, и не для Своей пользы, ибо не требует благих наших; но чтобы мы, веруя, приобрели жизнь треблаженную и вечную (Пс.15:2). Что ж значит сие: «во имя Его»? Имя Его есть Иисус; Иисус же значит на еврейском языке «Спаситель», так что слова «во имя Его» значат: спасенные Им, то есть, чтоб мы Им спаслись.

Беседа о вере

Велика убо есть сила веры, чудны оной произведения, бесчисленна от нее польза. Жизнь дарует бессмертную, царствие подает нам вечное. «Да верующе», – говорит, – «живот имате во имя Его» (Ин.20:31); и инде: «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16); и паки на другом месте: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и весь дом твой» (Деян.16:31). Убо вера спасает. Посему довлеет человеку точию веровать, чтобы спастись. Почему ж то же Божественное Писание говорит: «приити имать Сын человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф.16:27). И на других местах: «Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:6); также: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин.5:29). Что сие? Инде говорит Божественное Писание, что вера спасает человека; а инде учит, что добрые дела доставляют спасение. Противны, посему, между собою кажутся Богоданных писаний слова. Не прельщайтесь, братие, согласны суть Божественные учения. Ни одна вера, ниже одни добрые дела, но вера купно и добрые дела спасают человека.

Вера разделяется на умозрительную и деятельную. Вера умозрительная называется та, когда токмо мысленно тому веруем, чему учит вера, а добрых дел нимало не творим. Но таковая вера есть мертвая и бесполезная, и не могущая спасти человека. Вера, свидетельствует Божественный Иаков, «аще дел не имать, мертва есть о себе. Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его?» (Иак.2:17, 14) Вера же деятельная есть та, когда мы и веруем тому, чему вера учит, и делаем то, что она повелевает. Таковая же вера есть та, о коей небошествователь Апостол глаголет: «вера любовию поспешествуема» (Гал.5:6). И так, когда Божественное Писание говорит: «да верующе живот имате», также – «всяк иже веру имет и крестится, спасен будет», и прочее подобное, – то говорит о вере деятельной, любовию поспешествуемой, с добрыми делами соединенной. И паки, когда учит Писание, что «воздаст комуждо по делом его» (Рим.2:6), и сему подобное; то «коемуждо верующему» разумеет, дела же называет от веры сотворенные. Рассудите, сколь с великою подлинностию изъясняет Богоглаголивый Апостол сию мысль примерами. Похваляет веру Авелеву, но прославляет и добрые его дела, то есть, приятную жертву, которую он принес Богу: похваляет веру Еноха, но вместе превозносит и богоугодные его дела; похваляет веру Ноеву, но купно спохваляет и подвиг его о устроении ковчега; похваляет веру и величает чудеса, но воспевает и их геройские подвиги, и превозносит их страдания. «Инии», говорит Писание, «избиении быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею: камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотях и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблении, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных» (Евр.11:35-38). Из сего убо ясно видите, что спасительная вера есть соединена с добрыми делами. Единая без дел вера мертва есть и недействительна. «Якоже бо тело», говорит брат Господа, «без духа мертво есть: тако и вера без дел мертва есть» (Иак.2:26).

Христианине! ты хвалишься, что веруешь: но какая тебе польза, если творишь дела беззаконные? И беси веруют и трепещут, но бесполезно. Ты веришь, что Бог предал десять заповедей, и что нарушивший едину из оных, без сомнения, накажется, – потом во весь почти день бесстрашно и неудержно презираешь каждую заповедь: как же воспользует тебе вера твоя? Ты веришь, что Бог повелел, чтобы Его любить от всея души, сердца и помышления, и ближнего своего якоже самого себя (Мф.22:37), – но потом нарушением закона презираешь Бога, и ближнего твоего всячески притесняешь и обижаешь: какая убо польза тебе из веры твоей? Ты веришь, что если не отпустишь согрешения человеком, не отпустит тебе и Бог твоих (Мф.6:15), но сам за малейший брата твоего проступок ищешь мщения и суда; веришь, что Бог тебе повелевает любить врагов твоих, но сам ненавидишь их и гонишь даже до смерти (Мф.5:44): что ж убо пользы тебе в вере твоей? Ты веришь, что Бог тебе научает, говоря: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29), – сам же вспыльчивым и гордым бываешь; какая убо польза тебе в вере твоей? Нищий предстоит в лице Христовом, и если что сотворишь нищему, Самому сотворишь Богу: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40): веришь ли сему? Так воистину. Однако когда видишь нищего, тогда же лице твое отвращаешь от него. Видишь нищего, но вместо милостыни, отягощаешь его злословиями: что ж тебе пользы в вере твоей? Веришь, что тебя ждет другая жизнь вечная (Мф.25:46), но однако живешь как Епикур, и душою умерый: какую убо пользу доставит тебе вера твоя? Веришь, что приидет день, в который Господь сядет на престоле славы Своей судити землю, судити вселенную, и что сотворившие добрые дела пойдут в жизнь вечную, грешившие же в муку вечную (Мф.25:31), но однако о добродетели всеконечно нерадишь, всякий же грех охотно содеваешь: какая польза тебе в вере твоей? Не спасает таковая вера человека. «Еда может», свидетельствует Иаков, «вера спасти его?» (Иак.2:14) Таковая вера есть мертвая и недовольная. Поелику вера силу и совершенство свое заемлет от добрых дел. «Видиши ли», свидетельствует сей Апостол о Аврааме, «яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?» (Иак.2:22) Богодухновенное поистине и премудрейшее учение! Вера вспомоществует нам делать добрые дела, а добрые дела способствуют к совершенству веры.

Братие! мы ниже, яко Апостолы, видели Господа нашего Иисуса Христа, ниже, якоже Фома, осязали ребра Его: мы слышали точию Евангельское учение, и уверовали, что Он есть Сын Божий и Избавитель мира. Господь ублажает невидевших и веровавших. «Блажени», говорит Он, «не видевшии, и веровавше» (Ин.20:29). Посмотрим убо на себя: достойны ли мы такового блаженства? Находимся ли блаженными, не видевшии и веровавше? Поистине тако, если вера наша есть вера деятельная, вера любовию споспешествуемая, вера, вспомоществующая творению добрых дел, вера, наконец, добрыми делами совершаемая. Вы имеете веру, по милости и благодати Божией, православную и истинную; присоедините убо к оной Боголюбезные добродетели, и тако будете блаженны. «Прочее же», возлюбленная «братие моя, елика суть истинна», возвещает нам Богоглаголивый Апостол, «елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте: имже и научистеся и приясте, и слышасте и видесте во мне, сия творите, и Бог мира будет с вами» (Флп.4:8-9). Аминь.


Толкование 1 Толкование 2 Толкование 3


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Помощь в распознавании текстов