архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Евангелий
с нравоучительными беседами
Часть 2

 Толкование 26Толкование 27Толкование 28 

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю по Рождестве Христовом (Мф.2:13–23)

Бог когда положил во устах волхва Валаама пророчества о единородном Своем Сыне, тогда он, между прочими пророчествами, предсказал и о звезде, имевшей явиться во время рождества Господа нашего Иисуса Христа: «возсияет», говорил, «звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля» (Чис.24:17). Царь Валак, призывавши Валаама для возмущения Израильтян, кроме другого, и сии достойно-примечательные не обинуясь произнес слова: «яко вем, ихже аще благословиши ты, благословени суть: и ихже аще прокленеши ты, прокляти» (Чис.22:6). Из сих слов довольно явствует, что в великом уважении сей волхв тогда был у всех восточных жителей, не токмо ближайших, но и отдаленнейших. Посему неслыханным и удивительным для всех тех стран было то, что Валаам, вместо проклятия, благословил Израильский народ. Пророчества Валаамовы Божиею помощию, по взаимному преданию, хранились в памяти восточных царей. Когда убо явилась звезда на востоке и волхвы сию узрели: тогда, приуготовив дары, пришли на поклонение звездою показанному Иисусу Христу, и пришед во Иерусалим, объявив свое намерение Ироду, прияли от него повеление взыскать Отроча и ему о Нем рассказать. И так вышли от него и, звездою руководимые, пришли в тот дом, в котором было Отроча «с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну» (Мф.2:11).Посем Ангел Господень, явившись им во сне, повелел к Ироду не возвращаться; чего для «иным путем отъидоша во страну свою» (Мф.2:12). И доселе то, что было прежде отшествия волхвов от Вифлеема. Что же было по отшествии их, то показывает нынешнее Евангелие, тако предначиная:

Мф.2:13. «Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча, и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е.»

Не думай, яко волхвами называли тогда волшебников и чародеев22; ибо Халдеи волхвами называли разумных и ученых людей тогдашнего века. Почему и священный Матфей приходивших мужей на поклонение Христу назвал волхвами, сообразуясь той страны обыкновению. Сии, поклонившиеся Рожденному и принесшие Ему дары, когда оттуда отлучились, явился Иосифу Ангел, и повелел ему приять Отроча и Его Матерь, и уклонився удалиться во Египет. Явление и повеление Ангельское Иосифу, также и объявление смертного заговора, учиненного Иродом, показывают явный Божеский промысл о рожденном Иисусе Христе. Но для чего же было таковое трудное бежание во Египет, также и возвращение оттуда? Ужели Бог, будучи всемогущим, не мог скрыть Отроча, находившееся тамо, то есть в Вифлееме, и сохранить оное от рук Ирода? Бог все творит по изволению, и чего восхощет, побеждается и уступает естества чин. Сие же было для того, да покажет нам, яко Божие хотение есть такое, чтобы мы, видя настоящую опасность, сами остерегались, и дав место гневу, не являлись бы самовинными. Сие же самое, что Бог показал примером единородного Своего Сына, то Пророк Исаия предвозвестил, говоря тако: «идите людие Мои, внидите в храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень» (Ис.26:20). Что ж учинил Иосиф, услышав таковое Ангельское повеление?

Мф.2:14–15. «Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отъиде во Египет. И бе тамо до умертвия Иродова, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего.»

Виждь ревностное послушание и исполнение повеления! Ни расстояние места, ни трудность пути, ни неприятность странствования нимало не могли воспрепятствовать блаженному Иосифу: но без всякой отсрочки в ту же самую ночь, в которую явился ему Ангел, немедленно, восстав от сна, появ Отроча и Матерь Его, пошел во Египет, и тамо был до смерти Ирода. Сие же было для того, да исполнится слово Господне, Пророком предсказанное. Который же есть тот Пророк? и о чем он пророчествовал? и как исполнилось его пророчество? Есть Пророк Осия, пророчество же его было следующее: «понеже младенец Израиль, и Аз возлюбих его, и из Египта воззвах Сына Моего» (Ос.11:1; Мф.2:19–20). Исполнилось же его пророчество тогда, когда Бог чрез Ангела, явившегося Иосифу во Египте, повелел ему, прияв Отроча и Его Матерь, возвратиться в Израильскую страну; ибо тогда Бог воззвал из Египта единородного Своего Сына. Знать же надобно, что как облако, покрывавшее Израильский народ при исхождении из Египта, было образом Святого Духа, Чермное же море – святого крещения, а последующий камень изображал Иисуса (1Кор.10:4): тако и выхождение сынов Израильских из Египта прообразовало выхождение из Египта Иисуса Христа и возвращение Его в Израильскую землю. Сего для Пророк Осия, провидев таковое Христово выхождение из Египта, предсказал о Нем прообразовавшим сие; а Евангелист Матфей объяснив образовательные Осии слова, отнес оные к Самому образуемому и к предобразованному исполнению, посему и написал: «от Египта воззвах Сына Моего». Сей-то есть смысл и значение пророческих Осии слов. Изобразив же сие, Евангелист повествует и о случившемся тогда, когда Иосиф с Отроком и Его Материю пришел во Египет.

Мф.2:16. «Тогда Ирод, видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело: и послав изби вся дети сущия в Вифлееме, и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов.»

Когда волхвы приходили во Иерусалим, – как выше сказали, – вопрошая, где есть рожденный Царь Иудейский (Мф.2:2): тогда Ирод, призвав Архиереев и книжников людских, и вопросив их о сем, и обретши в Пророческих книгах, яко Христос родится в Вифлееме, заповедал волхвам, тщательнее испытав об Отроке, возвестить ему о Нем (Мих.5:2). Волхвы, как явствует, обещались ему, чтобы возвратиться, по испытании, и рассказать все ему об Отроке. Но хотя и намеревались волхвы исполнить свое обещание, однако, прияв повеление от Бога не возвращаться к нему, возвратились другим путем в свое отечество; Ирод же, думая, яко рожденный Христос будет земным царем, и опасаясь, да не како свергнет его с престола, почел волхвов ему поругавшимися, и толико был воспален гневом, что тогда же издал повеление убивать всех отроков не токмо в Вифлееме, но и в пределах его, от дву лет сущих и нижайше, «по времени», пишет Евангелист, «еже испыта от волхвов». Из чего явствует, что волхвы ему сказали о явлении звезды на востоке за два лета; что им было явлено для того, да они заблаговременно и рассудят о звезде, и познают сея знаменование, и приуготовятся к таковому дальнему и неизвестному путешествованию. В который же день по рождении Христовом приходили волхвы в Вифлеем, и поклонився Ему, принесли дары, в какой день возвратились оттуда, также по коликих днях по рождестве Его отшел Иосиф с Отроком и Его Материю во Египет, и по коликих паки оттуда возвратился, и когда случилось детоубийство, – не показали сего святые Евангелисты, но умолчав о сем, изобразили только то, что прежде волхвы приходили в Вифлеем; потом, по отлучении сих Иосиф, появ Отроча и Его Матерь, ходил во Египет и тамо пребыл до смерти Ирода, по смерти же его возвратился в Израильскую землю. Поколику же Евангелист Лука повествует, что чрез сорок дней по Христовом рождении, принесли Его родители во Иерусалимский храм, «якоже есть писано в законе Господни» (Лк.2:23): следует, что после сорока дней от рождества Его, то есть, после принесения Его во храм, случилось отшествие во Египет. Писатель церковного Месяцословия хотя поклонение волхвов в тот же самый день, в который родился Христос, показал бывшим, а бежание во Египет в следующий день, детоубийство же в четвертый день по рождестве Христове: однако все сие есть правдоподобно, и более заключает затруднения, каким, то есть, образом Иосиф с Отроком и Материю Его возвратился из Египта во Иерусалим прежде сорока дней для принесения Его во храм: наипаче же, что ниже говорит священный Матфей, яко возвратились в Израильскую землю, и убоявся быть во Иудеи ради царствования Архелая, отошли в пределы Галилейские, и пришед вселились в Назарете (Мф.2:23). Послушай же теперь и предсказанного о убиении младенцев.

Мф.2:17–18. «Тогда сбыстся реченное Иеремием Пророком глаголющим: Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть.»

Рама назвалось высокое место в Палестине, наследия Вениаминова23; Вениамин же был сын Рахили, которая в тот же самый день, в который его родила, умерла в Вифлееме, и тамо была погребена (Быт.35:19). Поколику же младенцы, заколенные Иродом, были чада сущих от поколения Вениаминова: того для Пророк Иеремия, пророчествуя о заколении оных, представил Рахиль начальную матерь сего поколения, вместо всех матерей, во время детоубиения плакавших, рыдавших и вопиявших о своих чадах. «В Раме» же написал для того, да покажет, что печальные матерние вопли столько были велики, что были слышимы на высоком месте Рама. Почему же были неутешимыми матери, плачущие о своих чадах? «Яко не суть»; то есть: ибо будучи немощны и маловерны, думали, что совершенно погибли их чада, и не веровали, что они хотя не видели их в сем мире, однако они были на лоне Авраамли, и в славе Божией. Знать же надобно, что не по благоволению, ниже по изволению, но по попущению и оставлению Божию учинил Ирод таковое детоубийство. Бог оставил его, и он, показав жестокость своего произволения, получил должное себе наказание.

Мф.2:19–20. «Умершу же Ироду, се Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии душу Отрочате.»

Ирод вскоре после неправедного и жестокосердого детей умерщвления, будучи изможден огневицею, кровавым поносом, скорбутом, подагрою и гнилостию тайных его удов, от чего зарождались черви, и другими многими болезнями, извергнул свою проклятую душу, по повествованию Иосифа Флавия (Иос. кн. 1, 21, о Иуд. Гр.). И тогда Ангел Господень, паки явився во сне Иосифу, сказал ему: востани, возьми Отроча и Его Матерь, и возвратись в Израильскую землю; ибо ищущие души Отрочати изомроша, то есть умер Ирод, искавший умертвить Отроча. Но когда Ангел отсылал Иосифа из Вифлеема во Египет, тогда говорил ему: «бежи во Египет», то есть поспешай, гряди скоро, да избежишь беды; когда же воззывал его от Египта в Израильскую землю, тогда так ему сказал: «иди в землю Израилеву», то есть без всякой поспешности и страха «иди в Израильскую землю» (Мф.2:13); ибо гонитель умер.

Мф.2:21–22. «Он же востав, поят Отроча и Матерь Его, и прииде в землю Израилеву. Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи, вместо Ирода отца своего, убояся тамо ити. Весть же прием во сне, отъиде в пределы Галилейския.»

Иосиф, по обычайному своему повиновению, появ Отроча и Матерь Его, возвратился от Египта и пришел в землю Израилеву, якоже заповедал ему Ангел Господень. Но когда услышал, что Архелай сын Ирода царствует во Иудеи вместо отца своего, убоялся туда возвращаться. Всемилостивый же Бог, да утолит сердечный его страх, послал паки к нему Своего Ангела, который повелел ему отъити в Галилею. Был же тогда обладателем Галилеи Антипа четвероначальник, сын же Иродов. Ибо Ирод при конце своем разделил царство своим сыновьям таковым образом: Архелая поставил царем, а Антипу четвероначальником в Галилеи и Переи; Филиппа четвероначальником Гаваонитским, Трахонитским и Паниатским; также и брату своему Салому подарил некоторые другие места. В Галилею же послал Ангел Иосифа для того, что в Вифлееме и окрестностях его, также во всей Иудеи были известны и разглашены как рождение Отрока, так и прихождение к Нему волхвов, также страх и гнев Ирода, и детоубиение: но в Галилеи сего не было, но едва только о сем доходил слух, который немедленно пресекся по смерти Ирода; почему не было нужно никакое там испытание о рожденном Отроке. Сверх сего Антипа, обладатель Галилеи, был скромнее и справедливее как отца своего, так и брата Архелая (Иосиф. кн. 16, гл. 10). Знать же надобно, что Иосиф послан был в Галилею и ради другой, важнейшей причины, то есть, для исполнения Пророческих словес; ибо Иосиф, пришед в Галилею, вселился в едином сея граде, то есть Назарете.

Мф.2:23. «И пришед вселися во граде, нарицаемем Назарет: яко да сбудется реченное Пророки, яко Назорей наречется.»

Снесши сие с словами Евангелиста Луки, узнаешь, что Иосиф с Отроком и Материю Его дважды были в Назарете. Во-первых, прежде пришествия во Египет, то есть, немедленно по внесении Отрока во храм24: «и яко скончашася», пишет Лука, «вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой» (Лк.2:39). И сие было первое пребывание его тамо чрез краткое время; а после уже вселился тамо, как свидетельствует священный Матфей: «и пришед», то есть, Иосиф с Отроком и Материю Его, «вселися во граде Назарете». Сего же пророчества, «яко Назорей наречется» (Мф.2:23), самыми словами не обрящешь ни в единой из оставшихся Пророческих книг, либо потому, что по причине частых сражений и преселений Иудейских некоторые из Пророческих книг не обретены; либо потому, что Богодухновенные Пророки устно токмо о сем возвещали, и Иудеи по взаимному токмо преданию сохранили сие во своих устах. Что видно из второго послания Апостола Павла к Тимофею, который упомянул о именах противлявшихся Моисею, говоря, яко сии назывались один Ианний, а другой Иамврий (2Тим.3:8), также и из послания Апостола Иуды, который написал о запрещении Архангела Михаила, бывшем диаволу, также и о пророчестве Еноха (Иуд.1:9, 14). Поколику же сего не имеется в Божественных Писаниях, явствует, что они, будучи известны из предания, о сем написали. Каким убо образом сии два Апостола упомянули о неписанном: так и Евангелист Матфей показал сие, в Писании не находящееся, пророчество. Если же, оставя литеральный смысл, вникнешь в разум, то есть в знаменование Назорея, обрящешь сие пророчество в Исаии и Данииле. Двоякое имеет значение Назорей: цвет и святой. Касательно цвета предсказал о Христе Исаия: ««и изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет»» (Ис.11:1). И без сомнения, Христос произошел от корене Иессеова: ибо Матерь Его, Святая Дева, была от колена Давида, сына Иессеова; был же и таковым цветом, который благовонием своей добродетели облагоухал всю вселенную. О святом же предсказал Пророк Даниил, говоря: «и помажется Святый Святых» (Дан.9:24). Кто же был таков Святый Святых, кроме Самого Иисуса Христа, Божия единородного Сына и Слова, Источника святыни, Который ради нас воплотился, и был помазан по плоти Святым Духом, и назван Христом? Высочайший убо и премудрый Божеский промысл предустроил, да Иисус Христос, вселився в Назарете, наречется Назореем по предсказанию Пророков; имя же сие означает как цвет Его дарований, так и сияющую в мире святость Его дел.

Беседа о послушании

Между прочими добродетелями, каковые украшали святую душу треблаженного Иосифа, наипаче превоссияла в делах его добродетель послушания. Во сне ему явился Ангел, притом тогда, когда он, будучи смущенным, намеревался отлучить от своего дома обрученную ему Приснодеву Мариам, повелевая ему бежать во Египет. Виденное им во сне являло ему необыкновенные, удивительные и неслыханные дела: «рождшеебося в ней», говорил ему Ангел, «от Духа есть Свята» (Мф.1:20), – дела со многим трудом сопряженные, неимовероятные и превышающие силы, как то: бежание из отечества в чужую страну – Египет, притом сопряженное со страхом и трепетом по причине гонения царя Ирода, искавшего души Отрочати. Другой человек, неудобопослушливый, почитая таковые видения за маловажный сон, усомнился бы на таковый труд, не поверил бы, ниже бы так ревностно и охотно повинулся; но праведный человек Иосиф ниже сомневался, ниже противоречил, ниже какая неимоверчивость вошла в его душу, но скрывая в сердце своем сокровище послушания, несомнительно, благоверно и без всякого противоречия исполнил немедленно все то, что ему повелевал Ангел. И за сию добродетель был избран от всего мира, яко достойный и годный хранитель Святой Девы и служитель великого таинства воплощения Иисуса Христа.

Многие думают, яко послушание есть добродетель маловажная, и не есть нужная для спасения всякого человека, ниже заслуживающая великое воздаяние и мзду; однако послушание превосходит всякое приношение и жертву, и всякое всесожжение. Едино послушание довольно умилостивить Бога, и возвести человеческое естество на высоту Божественной славы. Послушайте, как ясно подтверждает сие самое мнение Самый Святой Дух устами Пророка Давида: законные жертвы, – вещал воплощенное Слово Богу Отцу Своему, – «жертвы и приношения не восхотел еси», но благоволил Мне воплотиться за грех мира: «тело же свершил Ми еси» (Пс.39:7). Ты, говорил, за грех мира всесожжения не потребовал, но восхотел послушания Моего: се убо Я повинуюсь воли Твоей, якоже писано о Мне во всякой Пророческой книге: «тогда рех, се прииду. В главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою Боже Мой восхотех» (Пс.39:8–9). Истинно исполнил Богочеловек волю Бога Отца Своего, «послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). И за сие послушание превозвышено есть и препрославлено человеческое Его существо: «темже и Бог Его превознесе, и дарова ему имя, еже паче всякаго имене» (Флп.2:9). Явил же Богочеловек совершенство Своего послушания, будучи покорным не токмо воле Бога, но и человеческому хотению; ибо и Матери Своей и Иосифу оказывал всякое повиновение и послушание: «и сниде», пишет Богоглаголивый Лука, «с нима, и прииде в Назарет, и бе повинуяся има» (Лк.2:51). Горе же нам! Всесовершенный и всемогущий и всесильный Бог был послушливым пред самою Своею тварию: мы же, страстные, подлые и маломощные, не повинуемся ниже советам разумнейших собратий, ниже повелениям начальников и властей!

Возведем теперь мысль нашу на небо, и посмотрим, какое было там подчинение от начала сотворения мира. Тамо были всякие небесные начальства, каковые Бог от начала сотворил, умственные духи, невещественные существа, вторые советы первой славы. Тамо сияла тишина, тамо царствовал мир, тамо зрима была слава, и радость, и Божественное блаженство; ибо все те святые духи весь свой ум имели посвященным Богу, и ни о чем другом не помышляли, кроме покорного и послушного служения Создателю своему и Владыце. Но ах, и там явилось возмущение, непокорность и смятение! Какая же сего была причина? Неподчинение денницыно. Он, отвергнув приятнейшее повиновения бремя, восхотел превысить все Ангельские чины, и быть равным Богу: «взыду», говорил, «выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис.14:14). И не токмо сам, учинився сатаною, спал с небеси, но и третья часть звезд, то есть Ангелов, совращенная им, спала с ним с небеси, и низвергнута была на землю (Лк.10:18): «и хобот его отторже третию часть звезд небесных, и положи я в землю» (Апок.12:4).

Взойдем мыслию нашею в земной рай. Тамо всякие красоты и доброты, тамо всегдашнее удовольствие и радость, тамо глубочайшая тишина всех страстей и духовное упражнение в Божественных мыслях; тамо Ангельское сообращение, собеседование с Богом, блаженная жизнь, и Божественная благодать, и истинное спокойствие. Вся сия Бог даровал нашим двум прародителям; только дал им заповедь, для испытания их послушания и самопроизвольности. И когда они повиновались заповеданию, наслаждались всеми райскими благими; когда же, простерши руки к древу непослушания, вкусили от того плода, – тогда о, коль многое множество несчастий их окружило! Тогда же последовала душевная смерть, то есть, отлучение Божеской благодати; тогда же изгнание из того блаженного места в сие жилище плача, в котором и мы, потомки их, ныне обитаем, – изгнание, говорю, в ту землю, которая рождает терния и волчцы, то есть всякое бедствие, несчастие и нужду; в которой в поте лица вкушаем хлеб; в которой яко лютые звери восстали против нас страсти душевные, страсти телесные, страсти мирские, страсти диавольские, творящие нашу жизнь горестною, бедственною и несносною. В болезнях рождаемся, и в болезнях напоследок умираем. Едина добродетель послушания доставляла человеку всякое счастие и всякие выгоды: един грех непослушания доставил человеку всякое несчастие и все невыгоды.

Мы сие видим очевидно и осязаем всеми чувствами. Посмотри на один многолюдный дом, если господин дома повинуется Божественным заповеданиям, а сродники его и рабы – ему: обитает в таковом доме любовь и согласие мужа с женою, похвальное и доброе воспитание и учение чад, ревность и тщание рабов, распоряжение и благоустройство во всей экономии. Если же правитель дома нарушает Божеские заповеди, и сообитающие с ним никакого не являют ему послушания: в таковом и супруги несогласные и немирные, и чада ненаказанные и бесчинные, и рабы непослушные и нерадивые, и все распоряжение дома презрительное и непорядочное. Войди в церковь: если первостоятель являет пример повиновения к Богу, и прочие церковники отдают ему должное послушание, узришь в таковой церкви хранение Божественных законов и правил, порядок во всех церковных обрядах, старание о человеческом спасении, свет всякого благодеяния и добродетели. Если же предстоятель ходит путем преслушания Божеских законов, и церковники не повинуются ему: владычествует там презрение Божеского закона и церковных правил, беспорядок во всех церковных последованиях, нерадение о душевном спасении и тьма всякого злодеяния и греха. Вниди в какой-либо град: если царь повинуется Богу, подчиненные же царю, не бывает в таковом граде никакого насилия, правительствует правосудие, сияет паче всего любовь, действуют все законы; торговля, начальство, воинство, художества, науки, – вся благая и всякое счастие тамо процветают. Если же царь не повинуется Богу, подчиненные же царю: кто может представить притеснения, неправды, присвоения, соблазны и беззакония такового града? Тамо торги неверные, воинство подобное похитителям, мореплавание непостоянное; тамо художества в небрежении, науки в презрении; тамо произобилуют всякие неправды и бедствия. И так, о послушание! ты еси великая и удивительная добродетель: без тебя заграждается небо, без тебя заключается рай, без тебя погружается человек во глубину несчастий. Когда ты царствуешь, благоденствуют царства, грады, домы и человеческие общества; цветет добродетель и святость церковная: хранящие Божеские законы являются любителями Его и сынами и восходят на ту славу, от которой ниспали. Преслушание Адамово сотворило всех людей грешниками; послушание Христово явило всех, в Него верующих и повинующихся, праведными и святыми: «якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози» (Рим.5:19).

Почему же убо люди презирают сию единую добродетель, толико легкую, нужную и полезную? Почему я, низверженный, не повинуюсь первостоятелям? Мне кажется, яко есмь мудрейший и разумнейший, нежели мой начальник; либо яко есмь великий и знатный, тот же есть малый и незнатный, чего для презираю повеления его, яко безрассудные и глупые, или яко вредные и бесчеловечные, или яко маловажные и ненужные. Сие же что другое есть, если не прямая гордость? Сия-то пременяет мое состояние, то есть подчинительную обязанность, и творит меня судиею моего настоятеля. От сего, вместо того, чтобы, по моей обязанности, повиноваться моему начальнику, я его осуждаю; притом осуждаю яко неученого и безрассудного, яко чуждого добродетели и яко низкого и простого состояния. Гордость есть матерь непослушания: смирение же источник послушания. Сего для треблаженный Павел, говоря о Христовом послушании, присоединил и смирение к Его послушанию, говоря: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Достигает же таковая гордость даже дотоле, куда и Ангелы трепещут взирати. Некоторые безумные и глупые, дерзая, бывают судиями и Самого высочайшего Бога: почему человек, червь земной, садится на престоле суда и, судя о беспредельной премудрости, промысле и человеколюбии Творца твари, осуждает и порицает повеления Его, яко трудные и несносные. Сими же бесовскими умоначертаниями убеждаемый, является непослушным, почти без обличения совести: ибо, мудрствуя, яко Божественные законы суть трудны и несносны, думает, что нарушитель сих ничего, либо очень мало погрешает.

Смиренномудрый человек, отстоя от таковых гордых помышлений и сатанинских мечтаний, якоже отстоит небо от земли, и почитая, яко всякая душа обязана придержатися властем, и яко «власти от Бога учинены», и яко «противляющиися власти Божию повелению противляются, противляющиися же себе грех приимут» (Рим.13:1–2), и почитая себя самого последним паче всех, не осуждает начальников, но с радостию и послушанием повинуется им: и будучи уверенным, яко вся заповедания всесовершенного и всеблагого Бога суть пресовершенные и спасительнейшие, со многим благоговением изъявляет им свою покорность. Если же когда и нарушит, не почитает себя нарушившим потому, что они суть и тяжки, и несносны; но что сам есть худого расположения и нрава. И так, кто имеет смирение, тот имеет и послушание.

Знайте же, что иное есть принужденное послушание, а иное произвольное. Первое не есть добродетель, поколику не зависит от произволения, но от страха; не есть плод благости и смиренномудрия, но насильственности и принуждения. Повинуешься начальнику, да избежишь наказаний и освободишься от гонения; посему таковое послушание никакой не имеет мзды. Второе же, то есть произвольное послушание, есть не принужденная обязанность, но зависящая от расположения душевного, не от насильствия происходящая, но от смиренномудрия; почему таковое бывает истинное послушание, таковое прилично христианам, таковое имеет небесные и земные мздовоздаяния. Хотящие убо душевного спасения и счастия сего мира! отдалите от ума вашего высокомудрие, да вселится в ваше сердце великая и спасительная добродетель послушания. Все, всегда и во всем, повинуйтесь Божескому хотению: вси повинуйтесь «друг другу в страсе Божии» (Еф.5:21): жены повинуйтесь своим мужам, чада родителям, юноши старшим, рабы владыкам, подчиненные начальникам и председателям: «повинитеся всякому человечу созданию Господа ради: аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным: во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1Пет.2:13–14). Повинуйтесь правителям и начальникам, «яко тако есть воля Божия». Не извиняйтесь свободою, утверждая, яко есмы свободни и нет нам нужды в послушании. Яко свободнии повинуйтесь, и не противитесь, имуще свободу яко прикровение злобы. Повинуйтесь же, хотя бы начальники ваши были злые, хотя бы многие от них претерпели вы притеснения: «се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды» (1Пет.2:19).

* * *

22

Иерон. Дан.

23

Злат. в бесед.

24

Злат. в бесед.


 Толкование 26Толкование 27Толкование 28 


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Требуется программист