Источник

Cлово III, в котором рассказывается о том, что христианам не подобает устраивать игры, плясать и петь на своих свадьбах

Вступление

Человеческий язык и даже самый искусный оратор не в силах воздать достойную хвалу блаженному Павлу, избранному сосуду, восхищенному до третьего неба, учителю народов и верховному апостолу! Ибо, имея в своем сердце Христа глаголюща и действующую благодать Святого Духа, он не только законоположил и научил нас всем таинствам нашей православной веры, но и подробно разъяснил, что христианские браки должны быть не беззаконными и безобразными, а благочестивыми, законными и честными. И не просто честными, а честными во всех отношениях. В своем Послании к евреям Павел с превеликой мудростью говорит: брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр.13:4). Причем честен во всем. И не только у старых людей, но и у молодых – у всех. Честен во всем не на какое-то время, а навсегда, до благословения союза мужа и жены, во время благословения и после благословения. Брак честен во всем, не только в чем-либо одном и не в одном месте, но во всем и во всяком месте: в еде, в питье, в одежде, в церкви, дома, за трапезой – везде. Точно так же толковали слова Павла великий Златоуст и его последователь Феофилакт Болгарский: «Итак, честен во всем, и не так, чтобы у пожилых – да, а у юных – нет, но у всех, во всяком виде и во все времена; чтобы не только в скорби честен, а в благополучии нет, не только в один определенный день честен, а в другой нет, но весь во всем честен»51.

Так что все христианские браки, которые теперь устраиваются с игрищами, плясками, песнями и прочими безобразиями, больше не являются честными и благочестивыми, как это установил апостол, но, по словам его божественных толкователей Златоуста и Феофилакта, – нечестными и недостойными для христиан, поскольку они позорят сами себя такими безобразными игрищами, нечестивыми плясками и пошлыми песнями. Вот почему, братья, я и решил сегодня ради вашей любви поговорить с вами об этом и показать, почему христианам не подобает участвовать в игрищах, плясках и песнопеньях на своих свадьбах. Итак, я начинаю.

Размышления

О том, почему брак называется таинством

Святые богословы считают брак таинством по трем причинам. Во-первых, это союз по любви душ мужа и жены. Во-вторых, образ духовного единства Христа с Церковью. И по словам Павла, тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:32–33). И в-третьих, поскольку сам брак наделен Божьей благодатью, как и другие таинства, и потому он освобождает супругов от блудного греха, точно так же, как и покаяние и молитва. Поэтому Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1Кор.7:2).

Почему игрища и пляски противны самому духу брака

А теперь, поразмыслив, мы поймем, что игры с песнями и плясками противоречат трем вышеупомянутым признакам, а значит, чужды и вредны таинству Брака. Почему? Во-первых, они разрушительны для союза любящих сердец мужа и жены, так как на свадьбе жених видит других женщин, пускается с ними в пляс, и его душа и сердце возжигаются страстью к какой-нибудь из них, особенно если она к тому же моложе и красивее его невесты. То же самое может случиться и с новобрачной. Она видит вокруг себя много мужчин, вовлекается в пляску с ними, и ее душа и сердце могут также воспылать вожделением к кому-нибудь из них, тем более если тот окажется моложе и красивее ее жениха. Таким образом, где брак объединяет сердца, там дьявольские игры и пляски разрушают духовный союз супругов.

Во-вторых, игры, пляски и песни искажают образ духовного единства Христа и Церкви. А как они искажают его, об этом полезно послушать всем, особенно женихам, следующие слова: «Христос освятил и очистил Церковь святым крещением, чтобы, – как говорит Павел, – освятить ее, очистив банею водною посредством слова» (Еф.5:26). Ты же, как муж и жених, устроив на своей свадьбе игры и разрешив пляски и песни у себя дома, вместо того, чтобы очистить и освятить свою невесту и жену, оскверняешь и делаешь ее душу нечистой, да к тому же оскверняешься сам и становишься нечистым. Христос основал свою славную и прекрасную Церковь, не имеющую никакого изъяна, недостатка или какого-нибудь иного порока. Как говорит Павел, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5:27). Ты же, муж, игрищами, плясками и песнями, которые допускаешь на своей свадьбе, растлеваешь доброту, красоту и славу твоей жены и делаешь ее безобразной, бесславной, прескверной и исполненной пороков и сам становишься подобен ей, дурным и безобразным.

Христос настолько возлюбил Церковь, что ради этой любви Самого Себя отдал на смерть. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:25). А ведь ты как муж не любишь жену такой же истинной любовью, ты, напротив, ненавидишь ее. Если бы ты по-настоящему любил ее, то не допустил бы на своей свадьбе сатанинских игрищ, плясок, песен и прочих безобразий, оскверняющих ее душу. Нужно ли еще говорить, что ты ведь сам себя не любишь, а скорее ненавидишь, раз позволяешь такие душевредные бесчинства у себя дома. Одним словом, пьянство, безобразия и зло, которое ты, человек, допускаешь на своей свадьбе, все это оскверняет и бесчестит духовный брак Христа и Церкви, тот самый брак, чьим образом и подобием является твое собственное венчание. Так, согласно Василию Великому, «чествование образа переходит к первообразу» (О Святом Духе. Гл. 18). А божественный Златоуст добавляет: «Если размышляешь о браке, думай о Христе и о Церкви, чей образ есть брак, и не вноси в него игры и пляски, ведь брак не театр. Это – таинство и образ великой вещи. Если тебе не стыдно перед ним самим, постыдись хотя бы того, образом чего он служит... Пляски – в эллинских мистериях, а в наших таинствах – тишина и благопристойность, скромность и сдержанность. Великое таинство совершается: вон, блудницы, вон, скверные!.. А брак – благовонная мазь. Как же ты туда, где приготовляешь благовонную мазь, приносишь смрадную грязь?.. Все должно быть проникнуто благоразумием, благочестием и скромностью. Теперь же я вижу совершенно противное: скачущих, как верблюды или как мулы... Поэтому и хочу очистить брак, возвести его на ту степень благородства, какая ему приличествует, и этим заградить уста еретикам. Посрамляется дар Божий, корень нашего бытия!.. Скажи мне: ты совершаешь таинство и призываешь дьявола?» (Беседа 12 на послание к Колоссянам). В-третьих, игры, песни и пляски на свадьбе оскверняют и противны благодати, которая содержится в таинстве Венчания, чтобы освободить и избавить супругов от блудного греха. Поэтому дьявольские инструменты, пляски и песни делают брак не избавлением от блуда и греха, а посредником и причиной блудных извращений, прелюбодеяний и всяких прочих пороков. Разве они не становятся причиной стольких тайных прелюбодеяний у женатых людей и стольких блудных помыслов в душе? Как сказал Господь, разве не прелюбодействуют вожделениями в душе те, кто играет? И те, кто поет? И те, кто пляшет? А разве не прелюбодействуют в своих помыслах те, кто приходит на свадьбы ради праздного любопытства поглазеть на женщин, приставать к ним и послушать пошлые и развратные песенки? Позволю себе сказать и о других грехах, творящихся на свадьбах из-за игрищ и плясок. Я имею в виду непристойные слова, нечестивые пляски, пошлые разговоры, пьянство, соблазнительные одежды и украшения, накрашенных женщин, злоупотребляющих благовониями и прочими неприличными средствами. Если кому-нибудь захотелось бы подробнее описать все это, то получилась бы целая книга. Когда же свадьбы затягиваются не на один, не на два, не на восемь, а на пятнадцать дней, да к тому же в нескольких местах, кто же тут сможет сосчитать, сколько понаделано грехов и зла? Господи, помилуй! Подытоживая сказанное, отмечу, что нынешние христианские свадьбы из-за устраиваемых на них безобразий и бесчинств рискуют лишиться благодатного и честного таинства, какими они поистине являются по определению Святой Церкви. В таком случае свадьбы превращаются в обычные языческие и эллинские балаганы, нечестивые и скверные, как притон и сеть, в которые враг рода человеческого заманивает людей, дабы ввергнуть их в грех и страдания и тем самым обречь на неминуемое наказание.

Почему брак нужно охранять от всякого бесчинства

О, как тут не плакать и не скорбеть? Ведь на наших глазах дьявол перевернул с ног на голову спасительные христианские труды и таинства, ополчился позорить и разрушать их, особенно брак, который следовало бы охранять больше всего от каких бы то ни было бесчинств. Ибо Создатель для Своих творений первым делом ввел брак: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. ...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:27–28). Позднее Христос возвеличит его Своим святым пришествием, будучи на браке в Кане, и началом Своих чудотворений: Так, положил Иисус начало своим чудотворений в Канне Галилейской. Вот почему брак – это начало умножения и распространения людей на земле. Браком наполняется и удерживается весь мир, а без брака он бы опустел. Одним словом, брак – это естественная основа, корень всего человечества. Как только брак и корень станут святыми, освятится целиком и (древо) с ветвями, то есть рожденные в браке люди. Как говорит Павел, если корень свят, то и ветви (Рим. 11:16). Если же брак в корне нечист, то и такими же негодными и нечистыми обязательно будут и ветви, рожденные в браке. Именно в этом я вижу причину того, что многие люди сегодня впадают в грех, потому что рождаются от порочных и нечестивых браков.

Как в других таинствах не уместны игры и пляски, так не должно их быть и в таинстве брака

Теперь уразумели ли вы, возлюбленные мои братья, почему на христианских свадьбах негоже играть, плясать и петь? Однако это станет для вас еще понятнее после моего дальнейшего рассказа. В нашей кафолической православной вере есть семь таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Покаяние, Елеосвящение и Венчание. Итак, если было бы удобно и законно играть, плясать и петь во время венчания, которое является одним из семи таинств, тогда полагалось бы творить то же самое и на крещении, и на миропомазании, и на священстве, и на остальных тоже. Однако же этого нет, потому что христиане не играют на музыкальных инструментах, не пляшут и не поют песен ни во время крещения, ни во время миропомазания, ни во время причащения, ни при покаянии и елеосвящении. Так же не подобает им играть на инструментах, плясать и петь при вступлении в брак. Если же на свадьбе все-таки играют и устраивают пляски и песнопенья, наступает одно из двух неизбежных последствий: или брак перестает быть таинством, как и шесть остальных, или и на остальных шести надобно точно таким же образом играть, плясать и петь, поскольку все таинства равны. Вот почему на свадьбах христианам не к лицу играть, плясать и петь!

При каких условиях брак считается законным

Наконец-то вы, братья мои, в общих чертах познакомились с образом и порядком брака у всех христиан, как установлено Святой Христовой Церковью. Чтобы брак был законным и каноничным, необходимо выполнить одиннадцать условий. Недопустимо родство ни в каком виде: ни плотское, ни от святой купели, поскольку родство препятствует церковному браку. Необходимо согласие и договоренность между собой родителей желающих пожениться, поскольку браки, заключающиеся без воли родителей, согласно 38 канону Василия Великого, равносильны блуду. Вступившие в такой брак отлучаются от причастия на три года после примирения родителей. Необходимо также согласие и взаимная любовь жениха и невесты. Обязательно проводится по обычаю сватовство с молитвословиями обручение с целованием, которым обмениваются жених и невеста. Муж должен быть не моложе пятнадцати лет, а жена – тринадцати, в соответствии с указом патриарха Николая и примером императоров Алексея Комнина и Льва Мудрого. Если же обручение проводится только со словами и подарками, то такой обряд не признается обручением и сватовством не называется. Однако обратите внимание на то, что брак может быть и без обручения, согласно соборному постановлению патриарха Николая, а также и без обмена подарками между родителями перед свадьбой.

Женихам следует хранить девство, не оскверняя невест до свадьбы, ибо таковые подвергаются епитимии, согласно 26 канону Василия Великого, то есть на семь лет отлучаются от причастия.

Когда придет время венчаться, и мужчина и женщина должны исповедаться духовнику и постом и молитвой подготовиться к причащению.

В день венчания, перед литургией, после совершения проскомидии священник, который их будет венчать, должен выйти из алтаря в полном священническом облачении и вывести жениха и невесту на середину храма и повенчать их согласно чину, описанному в Требнике. Однако не следует наполнять чашу хлебом и вином и не давать им пить ее до конца, как говорится в Требнике, потому что это – недавний обычай, который какие-то невежды и безумцы внесли в Требник вместо Божественного причащения, к которому должны приступать венчающиеся, если не имеют канонических препятствий.

После обряда венчания священник указывает жениху и невесте место в храме, где они стоят рядом, и, войдя в алтарь, возглашает: «Благословенно Царство» и начинает литургию.

Когда же иерей выйдет и возгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите», жених с невестой подходят и причащаются оба.

После литургии молодожены отправляются домой в сопровождении священников, клириков и приглашенных мирян, садятся за стол, едят, пьют, веселятся и радуются с благочестием и благопристойностью во славу Божию, как подобает христианам.

Молодожены не должны спать вместе в эту ночь, потому что участвовали в Божественных таинствах, но только на следующий вечер.

Таков, братья, порядок совершения брака, который установили святые отцы нашей Церкви, но который – увы! увы! – искажается сейчас! О, нет сил говорить об этом без слез! Большинство христиан сегодня его не хранят и преступают, поэтому и не видят преуспеяния ни телесного, ни тем более душевного ни они сами, ни их дети.

Почему женихам не полагается ходить домой к своим невестам. Для чего нужно венчание

Братья мои христиане, если в ваших сердцах есть страх Божий и желание спастись, родить благочестивых и добродетельных детей, то всеми силами храните этот святой порядок, чтобы уберечь себя (от погибели), вступая в брак. Особенно это относится к родителям, намеревающимся женить своих чад. Ради Божьей любви всячески старайтесь женить своих отпрысков по описанному выше порядку. А если желаете преуспеяния детям, да чтобы и вам самим тоже было в радость, жените их сразу по достижении зрелости и не откладывайте до поры, когда они впадут в блуд или еще какое иное осквернение своей девственности. Как советует вам божественный Златоуст, «скорее будем приводить им жен, чтобы они, имея чистые и нетронутые тела, принимали невесту. Такая любовь особенно бывает пламенна. Кто был целомудренным до свадьбы, тот тем более останется таким после нее. А кто до брака научился блудить, и после свадьбы станет делать то же самое» (Беседа 9 на 1-е послание к Тимофею). И Сирах говорит так же: развратному человеку всяк хлеб сладок, не уймется, пока не умрет (Сир.24:23). А если какой-нибудь мирянин, одержимый в данный момент злой и мерзкой привычкой, мешает вам следовать установленному порядку, не слушайте его и поступайте так, как привыкли: венчайте своих детей по правилам Святой Христовой Церкви. Особенно будьте внимательны и следите за тем, чтобы ваши сыновья не ходили домой к своим невестам. Такое поведение предписывает в своей новелле император Алексей будьте внимательны и следите за тем, чтобы ваши сыновья не ходили домой к своим невестам. Такое поведение предписывает в своей новелле император Алексей Комнин52. Он обращает внимание на то, что встречи и долгие разговоры наедине женихов с невестами только разжигают в них страсти, и молодые люди вступают в связь, не дожидаясь брака. И святым архиереям нужно позаботиться и потрудиться, чтобы покончить с этим злым и скверным, распространившимся во многих местах обычаем – частенько захаживать женихам к своим невестам домой. Дело в том, что вступающих в связь до свадьбы не только отлучают от Церкви как блудников, о чем уже упоминалось выше. По правилам Святой Церкви они не только недостойны причаститься, но и принять на голову венцы, когда благословляется их брак. Ведь венцы – символ победы. Победы молодости над плотскими наслаждениями и страстями, торжество сохранивших девственность до брака. Как говорит великий Златоуст, «для того и возлагаются на головы венцы – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блуду, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден?» (Беседа 9 на 1-е послание к Тимофею).

А теперь, братья христиане, прошу вас сказать мне откровенно. Супружеская пара, которая благословлялась и венчалась описанным выше образом, останется ли праведной, если будет шуметь, играть, плясать и петь на своей свадьбе? И справедливо было бы, если бы слышавшие благословения и святые слова священников, благословлявших молодых, снова осквернили бы свой слух нечестивыми и скверными песнями? А стоявшие в Божьем храме, освятив свои стопы, снова осквернили бы их дьявольскими плясками? Одним словом, справедливо ли, чтобы причастившиеся в этот день Пречистых Таин не хранили в чистоте все свои телесные и душевные чувства и силы ради благодати, чести и святыни, которую они приняли? И вновь спрошу, справедливо ли, чтобы причастники еще и смотрели непристойные зрелища, игрища, пляски и прочие безобразия, в общем, позорили бы себя всякой непристойностью? Я уверен, вы единодушно согласитесь со мной: все это несправедливо и непристойно. Так оно и есть.

Вот поэтому Лаодикийский святой поместный собор, постановления которого утвердил VI Вселенский Собор, прямо запрещает христианам играть на музыкальных инструментах и плясать на свадьбах. Но рекомендует собраться всем в полдень и благочестиво и благопристойно отобедать. Так дословно говорится в 53-м правиле соборного постановления: «Не подобает христианам, на браки ходящим, скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам».

Даже в древности на свадьбах не устраивали игр

Вот почему, братья мои возлюбленные, впредь не придерживайтесь этого беззаконного и злейшего обычая, если хотите, чтобы в вашем доме пребывала молитва и благословение святых отцов вышеупомянутого святого собора и всей Церкви и если хотите, чтобы Бог благословил ваш брак, ваших женихов и невест, как Он благословил Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Лию, Иосифа и Асенефу, потому что эти праведники устроили свои браки благочестиво и благопристойно, а не с нечестивыми игрищами и плясками. Свидетелем тому мне будет великий Иоанн Златоуст, который говорит, что слуга Авраама привел Ревекку из Месопотамии в Ханаан для его сына Исаака без тимпанов и плясок, только при покровительстве ангела Божия: «Но посмотрим, каким образом он совершил брак, получив невесту. Взял ли он с собой кимвалы, свирели, плясунов, тимпаны, флейты и другие выдумки? Ничего такого; но, взяв только одну девицу, он отправился, имея при себе ангела, сопровождавшего и руководившего ею» (Беседы о браке, 3).

Итак, если наши древние праведные праотцы и патриархи, которые были зачинателями, подобны малым детям по сравнению с христианами, совершенными человеками Евангелия, и если, отмечу, даже они не устраивали игр и плясок на свадьбах, хотя брак их не был возведен в честь и ранг таинства, то не превеликий ли стыд устраивать пляски и игры для христиан, постигших истинность Евангелия и ставших людьми, подобными Христу? Не позор ли, что христиане бесчестят свои браки такими безобразными делами, особенно теперь, когда брак есть и именуется таинством?

От развратных свадебных пиров рождаются слабые и уродливые дети

Вот поэтому, братья, подражайте святым праотцам и прекратите бесчинства, если хотите, чтобы Бог даровал вам много хороших, здоровых, сильных, красивых и трудолюбивых детей. Если же не послушаетесь (этого совета), то вынудите Бога обрушить Свой гнев на ваши головы и вразумить вас, родителей, различными болезнями и несчастьями, а детей, которых вы родите, оставить несчастными, больными, увечными и неудачливыми, чтобы, глядя на них, вы содрогались до глубины души. Откуда можно узнать об этом? Из истории праведного Иова. Это был настоящий Божий человек. Хотя он и соблюдал все Божьи заповеди и воздерживался от всяких худых дел, как свидетельствует Сам Господь, тем не менее, когда праведник потерял детей, лишился богатства и заболел проказой, то начал проклинать день, в который родился. «Погибни день, – говорил Иов, – в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек» (Иов.3:3). По какой же причине он проклял день, в который родился? Один из толкователей (неизданных) на этот вопрос отвечает, что в те древние времена был обычай: когда появлялся на свет ребенок, родители созывали местных жителей, угощали их, отмечая радостное событие. Вот почему праведный Иов и боялся, что в день его рождения приглашенные гости так же напивались, так же пели, плясали и творили прочие безобразия и грешили. За это Бог и попустил, чтобы Иов был наказан болезнями, а его дети – смертью. Поэтому праведник проклял день и ночь, когда он родился.

Внемлите, христиане! Раз уж праведный Иов убоялся, что в день его рождения творились некие бесчинства или грехи, за что Богом он был наказан и лишен детей, то как же вы, безумцы, не страшитесь стольких своих беззаконий, которые происходят на ваших свадьбах? Как же вы не боитесь, что за зло и грехи, чинимые на ваших свадьбах, Бог накажет вас и ваших детей, которые умрут прежде времени? Воистину не могу вас назвать другим именем, кроме того, которым пророк Исаия назвал иудеев. И я, конечно, тоже назову вас глухими и слепыми: Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? (Ис.42:18–19). Поэтому вы не слышите и не видите великие наказания, к которым приводят игры, пляски и песни, как в вашей душе, так и в вашей жизни, как в вас самих, так и в ваших детях и во всем, что вы имеете.

Ответ возражающим

Однако что возражают нам те, кто считает себя умнее других? Так они утверждают: вот, мол, в 54-м постановлении упомянутого Лаодикийского собора говорится, что священникам и клирикам не подобает на свадьбах и застольях смотреть непристойные зрелища. И в таких случаях им положено встать и уйти до того, как придут скоморохи и начнут свои представления. По их мнению, выходит, что, согласно этому закону, на свадьбах и при застольях позволительно устраивать всякие забавы. На это мы отвечать не станем. Только приведем ответ нашего Господа фарисеям, которые Его искушали и говорили, что Моисей разрешил мужьям давать разводное письмо женам и отпускать их по любой причине: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф.19:8). То же самое говорим и мы тем, кто прикрывается Моисеевым законом: по жестокосердию и непослушанию христиан святой собор проявил снисхождение и сказал так. И не по какой иной причине, кроме икономии53 и снисхождения. Это можно понять из предшествующего, то есть предшествующего, то есть 53-го, постановления собора. Ибо в его постановлении ясно сказано, в чем состоит важное намерение собора и его решения и какую цель он преследовал: чтобы христиане совершенно не участвовали ни в каких играх и плясках на свадьбах, но, как им подобает, скромно и благопристойно полдничали и ужинали. Тем не менее нашлись некоторые жестокосердные и непокорные христиане, чада непослушания, которые стремятся исполнять свою волю и развращающие обычаи. На свадьбы они приносят музыкальные инструменты, пренебрегая законами святого собора и святой Матери Церкви. Вот почему этот божественный собор и вынужден был проявить снисхождение. В своем 54-м постановлении он предписывает: если такие непокорные христиане принесут на свадьбу музыкальные инструменты, то священнослужителям надлежит встать и удалиться, дабы не участвовать в таком бесчинстве и грехе.

Ах, христиане, христиане! Даже после всего сказанного вы не понимаете, что игры и песни на свадьбах оборачиваются безобразием и злом. Поэтому святой собор предписывает священникам и клирикам избегать подобных затей. Если игры и песни на свадьбах были бы пристойны, то собору, конечно, следовало бы разрешить им оставаться на зрелищах. Но, увы, братья! Он не сделал этого.

Как выдерживает ваше сердце, когда вы видите, что служители Бога Вышнего покидают вашу свадьбу, а на их место приходят плясуны и скоморохи? Как ваша душа выносит, что ваш дом оставляют рабы Божии, которые благословляют и ваш брак, и вашу трапезу, и за ваш стол усаживаются прихвостни сатаны, чтобы осквернять ваши души нечестивыми плясками? Безумные! Неужели вы не осознаете, что творите? Ваши дела – это все равно, как если бы вы выгнали со свадьбы святых, чтобы пригласить грешников; изгнали бы благословляющих вас и позвали проклинающих вас; выставили бы за дверь просвещающих вас и собрали ввергающих вас во тьму; выпроводили бы ангелов и позвали демонов; прогнали бы Христа и позвали дьявола?

О, как ужасно отсутствие страха Божия у нынешних христиан! И от этого может ли не произойти еще большего позора, большего пренебрежения и большей неправедности? Думаю еще вот о чем: вышеупомянутый святой собор определил священникам и клирикам уходить со свадеб, когда приходят скоморохи, для того, чтобы, видя, как они уходят, христиане, устроившие свадьбу, устыдились и изгнали скоморохов, а служителей Божьих удержали бы в своем доме.

Там, где игры, нет Христа

Не хотите ли узнать, что Господь наш Иисус Христос не входит в дом, где устраивают игрища? Следуйте за мной. Мы отправляемся в Иерусалим. Вот и пришли. Здесь умерла девочка, и ее отец, которого звали Иаир, пришел к Иисусу, умоляя Его прийти к нему в дом и воскресить дочь. И милостивейший Иисус Христос, сочувствуя его горю и несчастью, пошел к нему. Но там Он увидел большое бесчинство: музыкантов, играющих на свирелях и дудках не для того, чтобы облегчить страдания, но чтобы вызвать печаль грустными песнями, которые они пели. Как говорит историк Иосиф, в то время у евреев был обычай приглашать скоморохов на похороны, чтобы они пели печальные песни и этим заставляли людей еще больше горевать и плакать (Иудейская война. Кн. III, гл. 30). То же самое говорит и Златоуст в толковании на 9-ю главу от Матфея. Увидев их, Господь не вошел в дом Иаира, нет, но велел всем выйти вон. И как только те удалились, Он вошел в дом и, взяв девочку за руку, тотчас воскресил ее всемогущей властью Своего Божества. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала (Мф.9:23–25). Теперь пусть каждый из вас уразумеет разницу между свирельщиками и скоморохами на современных свадьбах и на древних похоронах, поскольку последние играли, чтобы вызвать печаль, воздыхания и слезы, которые не вредны для души, но даже полезны. А современные скоморохи играют на свадьбах, чтобы вызвать радость, смех, пляски и песни, которые вредны и предосудительны для души. Те, играя, делали дом местом скорби и печали; эти же, играя, превращают дом в место пьянства и греха. Ибо лучше войти в дом скорби, чем в вертеп пьянства. Как говорит Соломон, лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира (Еккл.7:2). Помимо всего сказанного, Господь наш не вошел в дом с скоморохами. Он вошел в него только после того, как те удалились, дабы таким образом научить нас, насколько Ему ненавистны и отвратительны всякие скоморохи, как вызывающие радость, так и навевающие печаль. Он показал пример, что и нам следует поступать так же, то есть ненавидеть подобных музыкантов и не пускать их к себе на порог.

Что теперь скажете вы, молодожены? Христос хочет войти вместе с ангелами к вам в дом, благословить ваш брак, как Он это совершил в Кане, благословить вашу трапезу, претворить воду в вино, то есть доставить духовную радость Своим святым пришествием и вселить всякое благо в души ваши и ваших родных и всех гостей на вашей свадьбе. Что вы ответите нам? Разве вы не хотите, чтобы Христос посетил ваш дом и даровал благословение и милости? Если хотите Христа, то не устраивайте игр и плясок. Если же вы предпочитаете игры и пляски, то Христос не останется в доме, где творят бесчинства, и тотчас же уйдет от вас, а за Ним последуют Его священники, клирики, а вместе с ними и все блага покинут дом, из которого ушел Христос и Его служители, и в доме не останется никого, кроме сатаны и его приспешников демонов, носителей всякого зла, греха и несчастья. Если же вы истинные христиане, подражатели и ученики Иисуса Христа, то должны, братья, тысячу раз пожелать, чтобы скоморохи, плясуны и певуны исчезли из вашего дома и с вашей свадьбы, нежели предпочесть, чтобы ушел Христос и Христовы рабы и священники и вместе с ними вы лишились бы всякого блага, душевного и телесного, земного и небесного, временного и вечного. Как говорит божественный Златоуст, «если ты удалишь эти (беспорядки), то придет к тебе на такое брачное торжество и Сам Христос; а где присутствует Христос, там, конечно, является и лик ангелов. Если хочешь, и ныне Он совершит чудо, как тогда (в Кане Галилейской), и ныне претворит воду в вино». (Беседа 12 на послание к Колоссянам).

Как приличествует христианам веселиться на свадьбах

Но что возражают нам некоторые? Если брак – это радость, то как же нам выразить ее, если не играми, не плясками и не песнями? Послушайте меня, высказывающие подобные слова! Я научу вас, как правильно веселиться и радоваться. Братья мои христиане, новобрачные, когда вы устраиваете свадьбу, пригласите певчего с хорошим голосом и попросите его спеть какой-нибудь ирмос или гимн Христу, Богородице или святым; призовите священников и клириков, чтобы спели они и каждый из них какой-нибудь ирмос или тропарик; а лучше пусть споют какую-нибудь духовную песнь, соответствующую таинству вашего брака. Например, настоящие величания и седальны, которые мы приводим ниже.

На Честнейшую

Благослови, Господи Боже, рабов Твоих, ныне сочетающихся друг другу, якоже благословил еси древле Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, и от всякия скверны их огради.

Сохрани рабов Твоих, Иисусе, супругов сих, в любви непорочней, души единомыслии и мире духа, и царствия божественнаго сих сподоби.

Честен брак сей, Христе, во всем соблюди, и чисто и непорочно ложе ныне венчавшихся сохрани, и богоугодный кончины их сподоби.

Подаждь, Человеколюбче Иисусе, ныне сочетавшимся друг другу изобилие благих, многочадие и благочадие, яко да Тя с любовию присно славят.

Седален, глас 1. Гроб Твой, Спасе:

Благослови, Христе, брак сей от высоты небесныя, якоже благословил еси древле праведных, ихже возлюбил еси, и праотцев всех: Авраама вкупе со Исааком и Иаковом, Сарру же и Ревекку и Лию, яко един Человеколюбец.

Слава:, тойже

Прославим, братие, Христа единым гласом, древле в Кану Галилейскую пришедшаго и брак благословившаго, и чудо сотворшаго, воду преславно вином показавшаго и званных на браки сим возрадовавшаго.

И ныне:, богородичен, тойже

Дево Марие, Невесто Неневестная, невесту красную сию сохрани, Отроковице, от всякаго обстояния, и супруга ея, благочадие подавая и всякое изобилие благих Сына Твоего, и конец спасительный.

Будем петь эти песнопения и подобные им, не страстные и нечестивые, а только благочестивые, божественные и духовные, как и приличествует христианам и как призывает апостол Павел: Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп.4:8).

Итак, братья мои, радуйтесь в Господе и веселитесь; таким образом, и ваша свадьба, и песни, и трапеза, и все будет во славу Бога и Отца, в благодарение Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, и в похвалу и честь Всесвятого и Животворящего Его Духа, Единосущной и Нераздельной Троицы.

Чтобы не искушаться ревностью, новобрачным лучше не устраивать игр на своих свадьбах

Мне осталось добавить еще несколько слов, которые хотел сказать, и затем закончить это Слово. Знаю, что женатым мужчинам, особенно молодоженам, присуща одна неотъемлемая особенность. Больше всего на свете они заботятся о соблюдении чести и целомудрия своими женами и готовы скорее потерять богатство, дом и даже жизнь, чем допустить, чтобы измена и интриги опорочили их брак и супружеское ложе. Вот что Соломон говорит о таких мужьях: Потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров. (Притч.6:34). Поэт Овидий сказал, что у двух венцов не бывает товарищей: «Афродита и трон не любят друзей», – то есть не бывает общим ни трон, ни брак. Итак, внимайте, молодые мужья, и если все, что мы сказали, не убедит вас не устраивать игр на ваших свадьбах, пусть позже вас убедит ревность о чести и целомудрии ваших жен, которых вы, естественно, имеете в своих сердцах. Поэтому, устраивая игры и затевая пляски и песни, вы делаете не что иное, как собираете отовсюду в свой дом растлителей ваших жен, осквернителей вашего непорочного ложа, оскорбителей вашей чести, разрушителей вашего брака. Разумеющий да разумеет: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф.13:43).

Послесловие

Господь наш Иисус Христос сотворил человека, сначала мужчину и затем женщину, и Он соединяет жену с мужем, как говорит Соломон: от Господа сочетается мужу жена. Да осветил бы Он ум ваш, братья мои христиане, светом Божественного знания и истины и убедил ваши сердца и волю сладостью своей действенной благодати, чтобы вы поняли сказанное. Вы должны желать истинного, праведного, подобающего и претворять это в жизнь, отвращаясь от всяких игр, плясок, песней, пьянства и всякого иного беспорядка на свадьбах! И да удостоит вас Господь по вашему послушанию пребывать в своем доме. Да будут мужи, подобно высоким финиковым пальмам, цветущими и плодоносными и, подобно кедрам ливанским, крепкими и благоуханными: Праведник яко финикс процветет и яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс.91:13). Да сподобит Господь ваших жен пребывать в вашем доме, подобно виноградным лозам, благоплодным. А детей ваших – сидеть вокруг стола, подобно новым ветвям масличным. Ибо так благословляется человек, боящийся Бога: Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! (Пс.127:3). И мужей вкупе с женами и детьми да сохранит Господь в настоящей жизни всех едиными в доме вашем: всех мирными, любимыми54, единомысленными и едиными душой и сердцем: Бог вселяет единомысленных в дом. И когда вы будете так едины, да обрящется и Он посреди вас, как обещал Неложнейший: Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Под двумя же и тремя подразумеваются муж, жена и чадо, согласно толкованию великого Климента Александрийского. А в будущей жизни да сподобит вас Господь вкусить блага горнего Иерусалима: и узриши (то есть вкусишь, по толкованию Григория Нисского) благая Иерусалима вся дни живота твоего, то есть всегда и вечно, говорит Господь. Ему же подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

* * *

51

Ср.: «...и во всех случаях и во всякое время. Не в бедствии только и не в спокойное время: не в этой только части «честен», а в другой – нет, но всецело да будет честен» (Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Послание ап. Павла к Евреям. Гл. 13).

52

Автор, вероятно, упоминает здесь императорскую новеллу 1088 г. – Примеч. ред.

53

Икономия – в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. Икономия имеет определенные границы (ср. акривия). В частном случае икономия – это неприменение канона или дисциплинарного правила там, где его настойчивое применение вызвать соблазн и новый грех. Акривия, напротив, есть твердое применение правила и канона – Примеч. редакции.

54

О том, каким образом супружеские пары могут иметь любовь между собой, учил один этический философ в следующих словах: «...муж говорит, что любит свою жену; если хочет быть любим ею, должен быть внимательный к ней, если хочет, чтобы она была ему послушна. И если хочет, чтобы она была честной, то должен быть честен сам. Гаия Цецилия стала образцом любящих жен, а Гай Сервип – образцом любящих мужей, поэтому утвердился обычай, по которому на свадьбе жених говорил невесте: «Хочешь ли быть для меня хорошей женой?» – и невеста отвечала: «Если ты – Гай, то и я – Гаия, и если ты станешь для меня Сервием, и я буду для тебя Цецилией». Любовь между супругами достигается еще и тогда, когда муж, как глава заботливый и отважный, пребывает вне собственного дома, чтобы приносить туда полезное и необходимое; а жена, как подчиненная и преданная своему мужу и робкая, сидит дома, чтобы охранять то, что приносит муж. Вследствие этого скульптор Фидий изваял образ женщины, держащей ногу на черепахе, по двум причинам: во-первых, потому что женщина труслива как черепаха и, во-вторых, чтобы она сидела дома, чтобы его охранять, а за его пределы не выходила, как это делает и черепаха. Поэтому когда жена находится вне дома, дом ее разрушается и сжигается, как был сожжен Геростратом храм Артемиды, когда она покинула свое святилище, чтобы присутствовать при рождении Александра, как говорится в эллинской мифологии. Поэтому и Соломон, беседуя о мудрой и домовитой жене, сказал: не заботится муж ее о том, что в доме, когда где-нибудь задерживается (Притч. 31:21)? и снова: тесны тесны дома ее (Притч. 31:27). Жена, чтобы быть любимой своим мужем, помимо всего этого должна быть проста, но не любопытна, должна растить детей в кротком и христианском воспитании; желать того, чего желает ее муж, и своей воли не иметь; должна повиноваться своему мужу в законных, разумных и добрых делах, но не в злых, беззаконных и безрассудных. Поэтому и природа власами (ибо никогда женщина не бывает лысой, подобно мужчинам), а закон защитой покрывают главу жены, чтобы через это научить ее, что она имеет иную главу – мужа». – Примеч. прп. Никодима Святогорца.


Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5

Комментарии для сайта Cackle