Краткое изложение священного трезвения
Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий
О второй заповеди и о том, что страх рождает плач
О том, что телесные добродетели суть орудия душевных
О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума
Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное
О том, что в Божественных Писаниях нет разногласия
Разделение молитвы всех познаний
Наилучшее распознание семи телесных деланий
О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил
Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей
О том, как может кто-либо приобрести истинную веру
О том, что страстным наиболее полезно безмолвие
О том, что истинное покаяние есть великое благо
Об общих и особенных благодеяниях Божиих
О том, что Бог сотворил все к пользе нашей
О том, что слово Божие не есть многословие
О том, что без смиренномудрия невозможно спастись
О назидании души добродетелями
О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо
О том, что частое напоминание Божественного Писания не есть многословие
Изъяснение о лжеименном знании
О различии помыслов и прилогов
Слово 3 – О страхе (Господнем), вводном и совершенном
Слово 6 – О надежде (будущего)
Слово 8 – Об умерщвлении страстей
Слово 9 – О честных страданиях Христовых
Слово 12 – О ведении чувственных творений
Слово 13 – О ведении мысленного
Слово 14 – Об истинном бесстрастии
Слово 21 – О совершенном мире помыслов
Слово 23 – О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия
Слово 24 – О том, как человек приходит в чувство и познает полезное
Предлагаемая ныне читателю книга преподобного Петра Дамаскина составила в свое время третью часть славянского («Паисиевского») Добротолюбия.
Об этой книге преподобный Паисий Величковский писал архимандриту Софрониевой Рождественской пустыни Феодосию: «Увидев [книгу Петра Дамаскина], я преисполнился такой неизреченной духовной радости, что и сказать не могу; ибо я подумал, что сподобился узреть на земле небесное сокровище».
В своих творениях преподобный Петр Дамаскин синтезировал духоносные откровения святых отцов и подвижнический опыт старцев. «В нем виден писатель... по собственному опыту ясно дознавший истины внутренней жизни, уразумевший множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника... и потому неложно указывающий путь другим, желающим подвизаться», – пишет о Преподобном первый переводчик его сочинений на русский язык архимандрит Ювеналий (Половцев).
Неудивительно, что книгу Петра Дамаскина называют «сокровищницей видений, собранием духовных дарований... вместилищем Божественного познания и премудрости... кратким изложением священного трезвения», собственно говоря, «Малым Добротолюбием».
При подготовке текста творений Петра Дамаскина были использованы как греческий оригинал, так и славянский перевод преподобного Паисия Величковского.