Азбука верыПравославная библиотекаСлужбы Страстной седмицы Великого Поста
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Службы Страстной седмицы Великого Поста

Служба во Святой и Великий Понедельник Страстной седмицы

   

См. также службы седмиц: предуготовительной, 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой

Содержание

    О порядке служб Страстной Седмицы
    Великий Понедельник
    Великий Вторник
    Великая Среда
    Вели́кий Четверг
    Великая Пятница
    Великая Суббота
Служба во Святой и Великий Понедельник Страстной седмицы Вече́рня в Неде́лю ва́ий После́дование ма́лаго повече́рия После́дование у́трени во Святы́й и Вели́кий понеде́льник Час пе́рвый После́дование часо́в во Святы́я и Вели́кия понеде́льник, вто́рник и сре́ду. Час тре́тий Час шесты́й После́дование вече́рни После́дование вели́каго повече́рия во Святы́й и Вели́кий понеде́льник Служба во Святой и Великий Вторник После́дование у́трени После́дование вече́рни После́дование вели́каго повече́рия во Святы́й и Вели́кий вто́рник Служба во Святую и Великую Среду После́дование у́трени. После́дование вече́рни После́дование ма́лаго повече́рия во Святу́ю и Вели́кую сре́ду. Служба во Святой и Великий Четверг После́дование у́трени Час пе́рвый Часы́ тре́тий, шесты́й, девя́тый и изобрази́тельны После́дование вече́рни во Святы́й и Вели́кий четверто́к После́дование ма́лаго повече́рия Служба во Святую и Великую Пятницу После́дование у́трени После́дование часо́в Свята́го и Вели́каго пятка́ Час тре́тий Час шесты́й Час девя́тый Последование вечерни во Святы́й и Вели́кий пято́к После́дование ма́лаго повече́рия во Святы́й и Вели́кий пято́к Служба во Святую и Великую Субботу После́дование у́трени После́дование часо́в во Святу́ю и Вели́кую суббо́ту Час пе́рвый Час тре́тий Час шесты́й Час девя́тый После́дование вече́рни во Святу́ю и Вели́кую суббо́ту  

 
О порядке служб Страстной Седмицы

(Уставные заметки)

О чтении Четвероевангелия на Страстной седмице

   Ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырёх Евангелистов на часах первых трёх дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времён во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трёх Евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (Дмитриевский А., Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884, ч. 1, с. 205) и в первой половине XVII в. в московском Успенском соборе (Голубцов А., Чиновники московского Успенского собора. М., 1908, с. 108). Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на 6-й седмице. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды 2-й седмицы.
   Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия.
   Для чтения на 2—6 седмицах:
   

Седмица День Час Евангелист Зачала Главы, стихи
2 Среда 3 Матфей 1—8 1:1÷4:17
6 -//- 9—20 4:18÷7:11
9 -//- 21—34 7:12÷10:8
Пятница 3 -//- 35—46 10:9÷12:30
6 -//- 47—57 12:31÷14:13
9 -//- 58—70 14:14÷17:9
3 Среда 3 -//- 71—80 17:10÷20:16
6 -//- 81—90 20:17÷22:22
9 -//- 91—103 22:23÷24:50
Пятница 3 -//- 104—108 25:57÷26:56
6 -//- 109—116 26:57÷28:20
9 Марк 1—12 1:1÷3:19
4 Среда 3 -//- 13—22 3:20÷6:7
6 -//- 23—32 6:8÷8:10
9 -//- 33—44 8:11÷10:16
Пятница 3 -//- 45—55 10:17÷12:27
6 -//- 56—64 12:27÷14:42
9 -//- 65—71 14:43÷16:20
5 Среда 3 Луки 1—5 1:1÷2:19
6 -//- 6—15 2:20÷4:36
9 -//- 16—28 4:37÷7:1
Пятница 3 -//- 29—38 7:2÷8:39
6 -//- 39—50 8:40÷10:15
9 -//- 51—62 10:16÷12:1
6 Среда 3 -//- 63—73 12:2÷13:15
6 -//- 74—83 14:1÷17:4
9 -//- 84—95 17:5÷19:28
6 Пятница 3 Луки 96—107 19:29÷21:36
6 -//- 108—109 21:37÷23:1
9 -//- 110—114 23:2÷24:53

   Для чтения на 6 седмице:
   

День Час Евангелист Зачала Главы, стихи
Понед. 3 Матфея 1—19 1:1÷6:21
6 -//- 20—43 6:22÷11:26
9 -//- 44—66 11:27÷16:1
Вторник 3 -//- 67—84 16:2÷21:17
6 -//- 85—105 21:18÷25:30
9 -//- 106—116 25:31÷28:20
Среда 3 Марка 1—44 1:1÷6:45
6 -//- 45—51 6:46÷11:26
9 -//- 52—71 11:27÷16:20
Четверг 3 Луки 1—16 1:1÷4:44
6 -//- 17—38 5:1÷8:39
9 -//- 39—62 8:40÷12:1
Пятница 3 -//- 63—82 12:2÷16:18
6 -//- 83—105 16:19÷21:11
9 -//- 106—114 21:12÷24:53

   Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня:
   

День Час Евангелист Зачала Главы, стихи
1 день 3 Матфея 1—25 1:1÷8:13
6 -//- 26—52 8:14÷13:30
9 -//- 53—78 13:31÷19:15
2 день 3 -//- 79—101 19:16÷24:35
6 -//- 102—116 24:36÷28:20
9 Марка 1—39 1:1÷9:16
3 день 3 -//- 40—71 9:17÷14:20
6 Луки 1—21 1:1÷5:39
9 -//- 22—33 6:1÷9:62
4 день 3 -//- 34—76 10:1÷14:24
6 -//- 77—101 14:25÷20:26
9 -//- 102—114 20:27÷24:53

Великий Понедельник1
   В Неделю ваий вечера, на вечерне, на «Го́споди, воззва́х» - стихиры на 6, те же, что пелись на стиховне в самый праздник. На «Сла́ва» - первая стихи́ра. На «И ны́не» - последняя (3-я). Вход. Проки́мен дня: «Се ны́не благослови́те Го́спода...», «Сподо́би, Го́споди...» На стиховне - стихиры самогласны Триоди с особыми припевами. По «Ны́не отпуща́еши» и по Трисвятом тропарь: «Богоро́дице Де́во...» и прочее с поклонами по обычаю.
   Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на вольную страсть...» (храмовой и рядовой святые не поминаются).
    Повечерие малое, как и в мимошедшие Недели Четыредесятницы. На повечерии поём трипеснец св. Андрея Критского, глас 8-й. Ирмосы (1-й, 8-й и 9-й) песней - по дважды и тропари, сколько есть. В заключение каждой песни - тот же ирмос. После 9-й песни - Трисвятое. По «О́тче наш», вместо обычных тропарей и кондаков, один кондак.
    Конда́к, глас 8-й:
   «Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния. Той же до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́ем, еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав, возпросла́вляшеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́ и Посыла́ющаго вене́ц нетле́нный».
   Прочее по великопостному чину. Отпуст: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» и обычные прошения: «Помо́лимся...»
    Утреня. Начало обычное. По великой ектении поём: «Аллилу́иа», глас 8-й.
    Тропа́рь, глас 8-й:
   «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща; недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, ду́ше моя́, не сном отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас».
   «Сла́ва» - тот же тропа́рь, «И ны́не» - тот же тропа́рь.
   Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я и седальны после каждой из них из Триоди. «И о сподо́битися нам...» Иерей отверзает Царские врата и читает в алтаре Евангелие - от Матфея, зачало 84-е, без преступки (конец - в зачале 88-м: «И да́стся язы́ку, творя́щему плоды́ Его́...»). Псало́м 50-й. «Спаси, Бо́же, лю́ди Твоя́...» Трипеснец Триоди, глас 2-й. Ирмосы - по два́жды, тропари на 12. К тропарям припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́», «во всю сию́ седми́цу» (Типикон, Великий понедельник, на утрени). После тропарей (во всю Страстную седмицу) на катавасию повторяется тот же ирмос.
   По 1-й песни - малая ектения. По возгласе; «Ты бо еси́ Царь ми́ра...» - кондак дня: «Иа́ков рыда́ше...» Пред 9-й песнью - каждение. «Честне́йшую» не поём. По 9-й песни малая ектения.
    Ексапостиларий:
   «Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь. Просвети́ одея́ние ду́ши моея́, Светода́вче, и спаси́ мя» (трижды)2.
   После ексапостилария чтец - хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Сла́ва, и ны́не» - глас 5-й: «Го́споди, гряды́й ко страда́нию...» Чтец: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Испо́лним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Сла́ва, и ны́не», глас 8-й: «Втору́ю Е́ву...» Чтец: «Бла́го есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами.
    1-й час, без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «О́тче наш» - конда́к: «Иа́ков рыда́ше...» Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть...» (святые храма и дня не поминаются).
    Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров
    Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «О́тче наш...» - конда́к Триоди: «Иа́ков рыда́ше...»
    Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы
   В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облачённый в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благослове́н Бог наш...» После «Прииди́те, поклони́мся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма.
   Вынесенное Евангелие остаётся на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа).
   Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия3. На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м4.
   Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах По́сле Богородична часа, а на 6-м после паримии и 2-го прокимна. Всех евангельских чтений - 9.
   По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на два отдела, а Евангелие от Луки - на три. В соответствии с этим указанием они могут быть разделены примерно так:
   

День Час Евангелист Зачала Главы, стихи
Понед. 3 Матфея 1—66 1:1÷16:12
6 -//- 67—116 16:13÷28:20
9 Марка 1—39 1:1÷9:16
Вторник 3 -//- 40—71 9:17÷16:20
6 Луки 1—38 1:1÷8:39
9 -//- 39—82 8:40÷16:18
Среда 3 -//- 83—114 16:19÷24:53
6 Иоанна 1—26 1:1÷7:36
9 -//- 27—46 7:37÷13:32

   Если Евангелие первых трёх Евангелистов прочитано ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком примерно порядке:
   

День Час Евангелист Зачала Главы, стихи
Понед. 3 Иоанна 1—7 1:1÷2:25
6 -//- 8—12 3:1÷4:46
9 -//- 13—18 4:47÷6:13
Вторник 3 -//- 19—25 6:14÷7:13
6 -//- 26—30 7:14÷8:30
9 -//- 31—34 8:31÷9:38
Среда 3 -//- 35—38 9:39÷10:42
6 -//- 39—41 11:1÷12:18
9 -//- 42—46 12:19÷13:32

   Когда полагается чтение нового Евангелиста, то после Богородична часа следует возглас; «И о сподо́битися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же Евангелиста, то возглас; «И о сподо́битися...» не произносится, но только «Прему́дрость, про́сти. Услы́шим Свята́го Ева́нгелия...» После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Святое Евангелие в алтарь. Царские врата закрываются. Завеса Царских врат остаётся открытой.
    Изобразительны обычным великопостным порядком. После «О́тче наш...» - кондак Триоди «Иа́ков рыда́ше...» Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть...»
    Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров
   По предначинательном псалме ектения. Кафизма 18-я; «Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти...» На «Го́споди, воззва́х» - стихи́ры на 10, глас 1-й. «Сла́ва, и ны́не», глас 8-й: «Втору́ю Е́ву...»
   Вход с Евангелием. «Све́те Ти́хий...» 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на и у́зриши блага́я Иерусали́ма». 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во И́мя Госпо́дне». Диа́кон (если есть): «Повели́те». Иерей: «Прему́дрость, про́сти». «Свет Христо́в просвеща́ет всех». «Да испра́вится моли́тва моя́...» Иерей пред престолом произносит молитву св. Ефрема Сирина, с тремя поклонами великими. Диакон исходит с Евангелием для чтения Его через Царские врата на солею. Священник: «Прему́дрость, про́сти...» (если нет диакона, священник читает Евангелие на престоле). Евангелие - от Матфея, зачало 98-е. Ектения: «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст тот же, что и на утрени: «Гряды́й Госпо́дь...» (с упоминанием имени св. Григория Двоеслова)5.
    Великое повечерие - по обычаю с тропарями обычными. По «Сла́ва в вы́шних Бо́гу...» трипеснец, глас 8-й: «Вонми́, не́бо...» (песни 2-я, 8-я и 9-я), творение преп. Андрея Критского. Ирмосы поются по дважды и в третий раз на катавасию. Тропари все, сколько есть. 2-я песнь имеет два ирмоса. На катавасию поется второй ирмос. (После 2-й песни - Седален). После катавасии 9-й песни и Трисвятого
    Кондак, глас 2-й:
   «Час, ду́ше, конца́ помы́сливши и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися, да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная, бо́дрствующи и зову́щи: да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва».
   После кондака - «Го́споди Сил, с на́ми бу́ди...» и прочее и поклоны (16). Отпуст: «Влады́ко Многоми́лостиве...» по обычаю. Чин прощения. «Помо́лимся...»6.
Великий вторник
    Утреня. Порядок службы тот же, что в понедельник. По шестопсалмии - «Аллилу́иа», глас 8-й, и тропарь: «Се Жени́х гряде́т...» (трижды). Кафизм три: 9-я, 10-я и 11-я. Седальны Триоди. Евангелие - от Матфея, зачало 90-е; «Сове́т прие́мше вси фарисе́е на Иису́са...», без проступки (конец в зачале 96-м: «Благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне»). Псалом 50-й и молитва «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́...» «Го́споди, поми́луй» (12 раз). Тотчас ектения малая. Возглас: «Ты бо еси́ Царь ми́ра...» Кондак, глас 2-й: «Час, ду́ше, конца́ помы́сливши...» и икос.
   Двоепеснец, глас 2-й (8-я и 9-я песни). Ирмосы по два́жды, тропари - на 12. По 8-й и 9-й песнях повторяется ирмос двоепеснца.
   «Честне́йшую» не поём. По 9-й песни и ектении - светилен «Черто́г Твой...» (трижды). На хвалитех - стихиры самогласны на 4. Славословие вседневное читается. На стиховне - стихиры, глас 6-й, с обычными дневными припевами.
   «Сла́ва, и ны́не», глас 7-й: «Се Тебе́ тала́нт...» Прочее последование - обычное, как в Великий понедельник.
    На 1-м часе кафизмы нет. Кондак: «Час, Ду́ше...» Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную страсть...» (как в понеде́льник).
    Часы 3-й и 6-й с кафизмами (12-я и 13-я) и поклонами. На всех часах читается Четвероевангелие. Кондак на всех часах: «Час, ду́ше...» 9-й час — без кафизмы. Блаженны, поклоны и прочее всё, как указано в понеде́льник. Отпуст после изобразительных: «Гряды́й Госпо́дь...» (как в понедельник).
    Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров - по обычному чину. 18-я кафизма. На «Го́споди, воззва́х» - стихиры на 10, глас 1-й. «Сла́ва, и ны́не» - глас 7-й; «Се Тебе́ тала́нт...» Вход с Евангелием. «Свете Тихий...». 1-й прокимен, глас 6-й; «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и Киво́т святыни Твоея́». 2-й прокимен, глас 4-й: «Се что добро́ и́ли что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе». «Свет Христо́в просвеща́ет всех». «Да испра́вится моли́тва моя́...» Ева́нгелие - от Матфея, зачало 102-е: «О дне и часе́ прише́ствия Сы́на Челове́ческаго никто́же весть...» Ектения: «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь...» (как в понеде́льник).
    Повечерие великое с поклонами. На нём поётся трипеснец (песни 3-я, 8-я и 9-я) преп. Андрея Критского, глас 2-й: «Непло́дствовавший мой ум...» По 3-й песни - седален, по 9-й песни и Трисвятом - кондак.
    Кондак, глас 4-й:
   «Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав, слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х; но молча́нием моля́ся припа́даю Ти, любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе, я́ко да оставле́ние мне я́ко Влады́ка пода́си долго́в, зову́щу Ти, Спа́се; от скве́рных дел мои́х изба́ви мя».
   «Го́споди Сил, с на́ми бу́ди...» и прочее - обычно, как указано в понеде́льник.
Великая среда
   На утрени - «Аллилу́иа», глас 8-й. Тропа́рь: «Се Жени́х...» (трижды). Кафизмы три: 14-я, 15-я и 16-я. Седальны Триоди. Евангелие - от Иоанна, зачало 41-е, от полу́: «Свиде́тельствоваше наро́д сый со Иису́сом...» (конец в зачале 43-м: «...я́коже рече́ Мне Оте́ц, та́ко глаго́лю»). Псалом 50-й. Молитва «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́...»
   Трипеснец (песни 3-я, 8-я и 9-я), глас 2-й: «На ка́мени мя ве́ры утверди́в...» Ирмосы - по дважды, тропари на 12. По каждой песни повторяется Ирмос песни. По 3-й песни - малая ектения. Возглас: «Ты бо еси́ Царь ми́ра...» Кондак, глас 4-й; «Па́че блудни́цы...» и икос. «Честне́йшую...» не поём. По 9-й песни и ектении - ексапостиларий «Черто́г Твой...» (трижды).
   Хвалитные псалмы и стихиры самогласны на 4. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры, глас 6-й, с припевами обычными. Затем особый припев. На «Сла́ва, и ны́не» - стихира, глас 8-й: «Го́споди, я́же во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́...» Прочее всё, как в понеде́льник.
    На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст: «Гряды́й Госпо́дь...»
    Часы 3-й и 6-й - с обычными постовыми тропарями. Кафизмы 19-я и 20-я. На 9-м часе кафизмы нет. На всех часах читается Четвероевангелие и по «О́тче наш» - конда́к: «па́че блудни́цы...»
    Изобразительны так же, как в понедельник и вторник, но с теми особенностями, что после кондака Триоди - кондак храма святого или святой. «Сла́ва» - «Со святы́ми упоко́й...», «И ны́не» - кондак храма Богородицы или «Предста́тельство...» (где храм Христов или святого). Прочее последование изобразительных по обычаю и поклоны (16). В конце изобразительных, вместо отпуста, молитва: «Влады́ко Многоми́лостиве...», во время которой все должны молиться, «ниц па́дше на зе́млю». По прочте́нии её чин проще́ния. Иере́й говори́т: «Благослови́те, отцы́ святи́и (бра́тия и се́стры), и прости́те ми, гре́шному, я́же согреши́х во всей жи́зни мое́й и во всей Святе́й Четыредеся́тнице, сло́вом, де́лом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы». Ему отвечают: «Бог да прости́т ти, честны́й О́тче»7.
    Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. Кафизма 18-я. На «Го́споди, воззва́х» - стихиры на 10, глас 1-й. «Сла́ва, и ны́не», глас 8-й: «Го́споди, я́же во мно́гия грехи́...» Вход с Евангелием. 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, я́ко благ, я́ко в век ми́лость Его́». 2-й прокимен, глас 4-й; «Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри». «Свет Христо́в просвеща́ет всех».
   «Да испра́вится...» и поклоны (3). Евангелие - от Матфея, зачало 108-е: «Иису́су бы́вшу в Вифа́нии...» Ектения «Рцем вси...» и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По перенесении Святых Даров - 3 великих поклона.
   По «Бу́ди И́мя Госпо́дне...» - три великих поклона8. С этого момента поклоны в храме отменяются9. Отпуст; «Гряды́й Госпо́дь...» (как в понеде́льник и вто́рник).
    Повечерие малое в Великую среду совершается по своему чину, как в Неделю. На повечерии «поёем» трипеснец Великого четверга, глас 6-й. Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни - ирмос. По Трисвятом кондак: «Хлеб прие́м...» и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» «Помо́лимся...» и прочее10.
Вели́кий четверг
    Утреня. Начало обычное. «Аллилу́иа», глас 8-й, и тропа́рь:
   «Егда́ сла́внии ученицы́ на умове́нии вече́ри просвеша́хуся, тогда́ Иу́да злочести́вый, сребролю́бием неду́говав, омрача́шеся и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т. Виждь, име́ний рачи́телю, сих ра́ди уда́вление употреби́вша! Бежи́ несы́тыя души́. Учи́телю та́ковая дерзну́вшия. И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́» (трижды).
   Кафизмы нет. После окончания пения тропаря открываются Царские врата, и диакон возглашает: «И о сподо́битися нам слы́шанию...» Евангелие - от Луки, зачало 108-е, от полу: «Приближа́шеся пра́здник опре́снок...» без преступки (конец в зачале 109-м: «По Нем же идо́ста ученицы́ Его́»). Чтец - псало́м 50-й.
   Моли́тву «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́...» не глаго́лем, но сразу канон, глас 6-й, творение св. Космы Маюмского: «Сече́ное сече́тся...», Ирмосы - по два́жды, тропари - на 6 с припевами: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни - малая ектения и седален со «Сла́ва» и «И ны́не». По 6-й песни - ектения малая, кондак и икос.
    Конда́к, глас 2-й:
   «Хлеб прие́м в ру́це преда́тель, сокрове́нно ты́я простира́ет и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка; и неиспра́влен пребы́сть Иу́да, раб и льстец».
   «Честне́йшую» не поётся, но ирмо́с 9-й песни: «Стра́нствия Влады́чня...» По 9-й песни и малой ектении - ексапостиларий «Черто́г Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4, глас 2-й. По «Сла́ва, и ны́не» чтец: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихи́ры на стихо́вне, глас 8-й, с осо́быми припе́вами. «Бла́го есть...» По Трисвятом - тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́...» и сугубая ектения. По возгласе: «Прему́дрость» - «Сый благослове́н...» - «Утверди́, Бо́же...» и 1-й час.
   На 1-м часе тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́...» «И ны́не» - Богородичен часа: «Что́ Тя нарече́м...» После Богородична тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1-й: «Да разуме́ют язы́цы, я́ко И́мя Тебе́ Госпо́дь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему». «Стопы́ моя́...» «Да испо́лнятся...» (без пения). По Трисвятом - кондак Триоди и прочее по обычаю.
   Отпуст: «И́же за превосходя́щую бла́гость путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́м, да́же и до Креста́ и погребе́ния снизше́дый нам, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х поми́лует...» (святые храма и рядовой не поминаются)11.
    Часы и Литургия
    Часы 3-й, 6-й и 9-й12 обычные, простые, без кафизм. Тропарь: «Егда́ сла́внии...» Конда́к: «Хлеб прие́м...»
    Изобразительны - поскору, без пения. По «О́тче наш» кондак: «Хлеб прие́м...» «Го́споди, поми́луй» (40). Молитва: «Всесвята́я Тро́ице...» и отпуст: «Христо́с, И́стинный Бог наш...».
    Литургия св. Василия Великого. Начинается вечерней. Возглас: «Благослове́но Ца́рство...» Чтец: «Ами́нь». «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш...» - «Царю́ Небе́сный» и прочее обычного начала. Псалом 103-й. Кафизмы нет. «Го́споди, воззва́х», глас 2-й. Стихиры на «Го́споди, воззва́х» на 10. «Сла́ва, и ны́не», глас 6-й: «Рожде́ние ехи́днов вои́стинну Иу́да...» Вход с Евангелием. «Све́те Ти́хий...» «Во́нмем». «Мир всем». «Прему́дрость, во́нмем». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва и му́жа непра́ведна изба́ви мя». По́сле прокимна Царские врата закрываются. Читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7-й: «Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от возстаю́щих на мя изба́ви мя», 2-я паримия и 3-я.
   После 3-й паримии открываются Царские врата. Малая ектения. Возглас: «Я́ко Свят еси́, Бо́же наш...» Трисвятое. «Во́нмем». «Мир всем». Чтец: «И ду́хови твоему́». Свяще́нник: «Прему́дрость». Чтец: Прокимен, глас 7-й; «Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́». Апостол - к Коринфянам, зачало 149-е. «Аллилу́иа». Евангелие - от Матфея, зачало 107-е; «Ве́сте, я́ко по двою́ дню Па́сха бу́дет...»
   Далее по чину Литургия св. Василия Великого. Вместо Херувимской песни - «Ве́чери Твоея́ та́йныя...» (трижды): два раза до перенесения Святых Даров, 3-й раз после перенесения Святых Даров (вместо: «Я́ко да Царя́...»); «Аллилу́иа» (трижды). Вместо «Досто́йно...» - Ирмос «Стра́нствия влады́чня...» Вместо причастна и вместо «Да испо́лнятся...» - «Ве́чери Твоея́ та́йныя...»13 «Аллилу́иа» (трижды).
   Отпуст: «И́же за превосходя́щую бла́гость...» (поминается св. Василий Великий)14.
   Повечерие малое. На повечерии трипеснец, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). По Трисвятом:
    Конда́к, глас 8-й:
   «Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси, воспои́м. Того́ бо ви́де Мари́я на дре́ве и глаго́лаше: а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой».
   Отпуст малый: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» «Помо́лимся...» и прочее.
Великая пятница
    Утреня. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
   Эта служба совершается обычно в Великий четверг вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е. по нашему счёту в 8-м часу вечера. Иногда она совершается и утром в Великий пяток.
   После начального возгласа иерея чтец читает: «Ами́нь», «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́», «Царю́ Небе́сный» и обычное начало. По шестопсалмии и великой ектении - «Аллилу́иа», глас 8-й, и тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́...» (трижды). Открываются Царские врата. Иерей в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения - малая ектения (1-я). Возглас: «Я́ко Твоя́ держа́ва и Твое́ есть Ца́рство...» «И о сподо́битися нам...» и прочее (так и пред каждым Евангелием).
   Певцы перед чтением каждого Евангелия поют: «Сла́ва Страсте́м Твоим, Господи».
   Свяще́нник читает 1-е Евангелие - от Иоанна, зачало 46-е.
   Певцы после каждого Евангелия поют: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».
   Принято пред каждым Евангелием ударять в большой колокол столько раз, какое по счёту читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия - трезвон (краткий), и больше трезвон не производится до Пасхи.
   По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я).
   Возглас: «Я́ко подоба́ет...» По возгласе седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я...» Малое каждение (Евангелия на аналое, Царских врат, местных икон и предстоящих).
   Читается 2-е Евангелие - от Иоанна, зачало 58-е.
   По 2-м Евангелии - антифоны; 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я).
   Возглас: «Я́ко благослови́ся и просла́вися...» Седален, глас 7-й; «Кий тя о́браз, Иу́до...»
   Читается 3-е Евангелие - от Матфея, зачало 109-е.
   По 3-м Евангелии - антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я).
   Возглас: «Я́ко Ты еси́ Бог наш и Тебе́ сла́ву возсыла́ем...» Седален, глас 8-й:
   «О, ка́ко Иу́да, иногда́ Твой ученик...»
   4-е Евангелие - от Иоанна, зачало 59-е.
   По 4-м Евангелии - антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектения (5-я).
   Возглас: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́...» Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси́ Каиа́фе, Бо́же...».
   5-е Евангелие - от Матфея, зачало 111-е.
   По 5-м Евангелии - антифоны; 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я).
   Возглас: «Я́ко благослови́ся всесвято́е И́мя Твое́ и просла́вися Ца́рство Твое́...» Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя...»
   (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны).
   6-е Евангелие - от Марка, зачало 67-е.
   По 6-м Евангелии - Блаженны на 8, с тропарями (от «Блаже́ни а́лчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я).
   Возглас: «Я́ко Тя хва́лят вся Си́лы небе́сныя...» «Во́нмем». «Прему́дрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Мое́й мета́ша жре́бий». Стих: «Бо́же, Бо́же Мой, вонми́ Ми, вску́ю оста́вил Мя еси́?»
   7-е Евангелие - от Матфея, зачало 113-е.
   По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас:
   8-е Евангелие - от Луки, зачало 111-е.
   Трипеснец, глас 6-й, состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы - по дважды, тропари - на 12. Катавасия - тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая.
   Возглас: «Ты бо еси́ Царь ми́ра...»
   Кондак: «Нас ра́ди Распя́таго...» и икос «Честне́йшую» не поём, но по́сле «Хва́лим, благослови́м...» сразу ирмос 9-й песни: «Честне́йшую Херуви́м...» Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честне́йшую Херуви́м...». Малая ектения. Возглас: «Я́ко Тя хва́лят...»
    Ексапостиларий:
   «Разбо́йника благоразу́мнаго, во еди́нем часе́ ра́еви сподо́бил еси. Го́споди; и мене́ дре́вом кре́стным просвети́ и спаси́ мя».
   На «Сла́ва» и на «И ны́не» - тот же ексапостиларий.
   9-е Евангелие - от Иоанна, зачало 61-е.
   После 9-го Евангелия - «Вся́кое дыха́ние» и поются стихиры на хвалитех. После «Сла́ва, и ны́не» -
   10-е Евангелие - от Марка, зачало 69-е.
   Чтец: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения: «Испо́лним у́треннюю...»
   11-е Евангелие - от Иоанна, зачало 62-е.
   Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.
   12-е Евангелие - от Матфея, зачало 114-е.
   После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец: «Бла́го есть...» Трисвятое. По «О́тче наш...» певцы поют тропарь, глас 4-й:
    Тропа́рь, глас 4-й:
   «Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя честно́ю Твое́ю Кро́вию, на Кресте́ пригвозди́вся и копие́м пробо́дся, безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком, Спа́се наш, сла́ва Тебе́».
   Ектения: «Поми́луй нас, Бо́же...» - «Прему́дрость», - «Сый благослове́н...» - «Утверди́, Бо́же...» Отпуст15: «И́же оплева́ния и бие́ния, и зауше́ния, и крест, и смерть претерпе́вый за спа́сение ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х...» Многолетствование - «Вели́каго Го́сподина и Отца́ на́шего...»
    1-й час к утрени не присоединяется.
    Часы и изобразительны.
   В Великий пяток положено совершать все часы вместе16 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, подобно службе в навечерие Рождества Христова и Богоявления.
   Характерной особенностью часов Великого пятка является один и тот же возглас: «Бо́же, уще́дри ны...» на всех часах по «И́же на вся́кое вре́мя...»
   Отпуст после изобразительных: «И́же оплева́ния...»
    Литургию в Великую пятницу совершать не положено17.
   Великая вечерня и вынос Плащаницы18.
   Иерей, облачившись во все священнические одежды, произносит начальный возглас: «Благослове́н Бог наш...» - «Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш...» Полное начало. Псалом 103-й. Ектения великая. На «Го́споди, воззва́х», стихи́ры на 5, глас 1-й.
   Вход с Евангелием. «Све́те Ти́хий...» «Во́нмем. Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Мое́й мета́ша жре́бий». После прокимна Царские врата закрываются. «Исхо́да чте́ние». Прокимен, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя». «И́ова чте́ние». «Проро́чества Иса́иина чте́ние». По окончании 3-й паримии, перед Апостолом, открываются Царские врата. «Во́нмем». «Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней». Апостол - к Коринфянам, зачало 125-е. Евангелие - от Матфея, зачало 110-е. Ектения: «Рцем вси...» - «Сподо́би, Го́споди...» - Ектения просительная.
   Стихиры на стиховне, с особыми припевами, глас 2-й.
   «Сла́ва, и ны́не», глас 5-й:
   «Тебе́, оде́ющагося све́том, я́ко ри́зою, снем Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом и, ви́дев ме́ртва, на́га, непогребе́на, благосе́рдый плач восприи́м, рыда́я глаго́лаше: Увы мне, Сладча́йший Иису́се, Его́же вма́ле со́лнце на кресте́ ви́сима узре́вше, мра́ком облага́шеся, и земля́ стра́хом колеба́шеся, и раздира́шеся церко́вная заве́са: но се ны́не ви́жу Тя, мене́ ра́ди во́лею подъе́мша смерть. Ка́ко погребу́ Тя, Бо́же мой, и́ли како́ю плащани́цею обви́ю? Кои́ма ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ Те́лу? И́ли ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду, Ще́дре? Велича́ю Стра́сти Твоя́, песносло́влю и погребе́ние Твое́ со воскресе́нием, зовы́й: Го́споди, сла́ва Тебе́».
   Во время пения «Тебе́, оде́ющагося...» отверзаются Царские врата, и предстоятель (с диаконом) совершает троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нём Плащаницей.
   Чтец: «Ны́не отпуща́еши...» Трисвятое - по «О́тче наш».
    Тропари:
    Тропарь, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в и во́нями во гро́бе но́ве, покры́в, положи́».
   «Сла́ва, и ны́не».
    Тропа́рь, глас 2-й: «Мироно́сицам же́нам при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь».
   Во время пения тропаря «Благообра́зный Ио́сиф...» предстоятель полагает себе на главу лежащее на плащанице Евангелие и поверх его самую Плащаницу, поддерживаемую священнослужителями. Они идут кругом престола через горнее место в северную дверь. Впереди идут свещеносцы со свечами и диакон с кадилом19. По солее Плащаницу несут непосредственно на средину храма и полагают на уготованном месте Главой Господа Иисуса Христа к северу, а поверх Плащаницы - Евангелие. Предстоятель с диаконом совершают трижды каждение окрест Плащаницы.
   По пении тропарей произносится проповедь. После проповеди возглас: «Прему́дрость». Отпуст: «И́же нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спа́сения, стра́шныя Стра́сти и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш...»
    Повечерие малое. Повечерие совершается вслед за вечерней. На повечерии поём умилительный канон о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, глас 6-й. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон следует читать самому настоятелю пред Плащаницей. После каждой песни поется ирмос песни. По Трисвятом кондак: «Нас ра́ди Распя́таго...» По 9-й песни - ирмос «Бо́га челове́ком...» Отпуст малый: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» «Помо́лимся...» и прочее. После отпуста - целование Плащаницы. Во время целования Плащаницы певцы поют стихиру, глас 5-й: «Прииди́те, ублажи́м...»
Великая суббота
    Утреня. Начало утрени обычное. По шестопса́лмии ектения великая20. «Бог Госпо́дь...» и тропа́рь, глас 2-й: «Благообра́зный Ио́сиф...» «Сла́ва» - «Егда́ снизше́л еси́...» «И ны́не» - «Мироно́сицам же́нам...»21.
   По исполнении тропарей сразу же перед Плащаницей поются Непорочны. Обычно певцы начинают первые стихи 1-й статии́, затем они поют только псаломские стихи, а иерей читает к этим стихам похвалы (тропари). Конец статий: «Сла́ва, и ны́не» с их похвалами поют певцы. Они и заканчивают статию повторением первой похвалы: «Жизнь во гро́бе положи́лся еси́, Христе́...» После этого ектения малая и возглас: «Я́ко благослови́ся Твое́ И́мя и просла́вися Твое́ Ца́рство...»
   Начинается 2-я статия́. Пока певцы поют первые стихи её, иерей совершает малое каждение, т. е. окрест Плащаницы, Царских врат, икон Спасителя и Божией Матери в иконостасе и молящихся. Вторая статия́ исполняется по образу первой. Когда певцы закончат пение на «И ны́не» - «Жизнь ро́ждшая...», повторяют первый припев: «Досто́йно есть велича́ти Тя...». Ектения малая. Возглас: «Я́ко Свят еси́, Бо́же наш. И́же на престо́ле сла́вы херуви́мстем почива́яй, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
   Начинается 3-я статия́. В начале третьей статии́ опять совершается малое каждение. Стихи и похвалы 3-й статии́ исполняются по образцу первых стати́й. После пения на «Сла́ва» и на «И ны́не» начальный припев не повторяется, как после 1-й и 2-й статий, но сразу поются тропари воскресные, глас 5-й: «А́нгельский собо́р...» Предстоятель совершает полное каждение. Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси́ Царь ми́ра, Христе́, Бо́же наш...». По возгласе - седа́лен, глас 1-й: «Плащани́цею чи́стою...» Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются.
   По 50-м псалме сразу канон Великой субботы, глас 6-й: «Волно́ю морско́ю...» Ирмосы канона по дважды. Катавасия по каждой песни - ирмос того же канона. Припевы к тропарям: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́». По 3-й песни - малая ектения. Седа́лен, По 6-й песни - Малая ектения. Кондак и икос.
    Кондак, глас 6-й:
   «Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся, и сми́рною, и плащани́цею обви́вся, во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный. Же́ны же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром, пла́чущия го́рько и вопию́щия: Сия́ суббо́та есть преблагослове́нная, в не́йже Христо́с, усну́в, воскресне́т тридне́вен».
   На 9-й песни каждение. «Честне́йшую» не поётся, но после «Хва́лим, благослови́м...» сразу ирмос 9-й песни: «Не рыда́й Ме́не, Ма́ти». По 9-й песни - малая ектения. Ексапостиларий, глас 2-й: «Свят Госпо́дь Бог наш» (трижды); тотчас - «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода»22 и стихиры на хвалитех на 4, глас 2-й. «И ны́не», глас 2-й: «Преблагослове́нна еси́...»
   Во время пения стихиры «Преблагослове́нна...» из алтаря духовенство выходит к Плащанице. Предстоятель возглашает: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет», и поётся великое славословие23.
   Во время пения великого славословия предстоятель кадит с диаконом трижды окрест Плащаницы, Когда же певцы запоют заключительное (погребальное) «Святы́й Бо́же», тогда предстоятель берёт с Плащаницы Евангелие, полагает его себе на главу, а поверх его самую Плащаницу, которую поддерживают прочие священнослужители («исходит со Евангелием под Плащаницею наддержащим священником»). Предстоятель идёт к западным дверям храма, сопровождаемый поддерживающими Плащаницу священниками (а где таковых нет - младщими клириками или благочестивыми мирянами). Впереди идёт диакон с кадилом, а перед ним свещеносцы с фонарём и запрестольным крестом и хоругвеносцы24. В это время на колокольне - перезвон колоколов. Таким образом обносят Плащаницу один раз вокруг храма при многократном пении погребального «Святы́й Бо́же».
   По входе в храм Плащаницу подносят к Царским вратам, и там предстоятель по окончании пения «Святы́й Бо́же» возглашает: «Премудрость, прости». Затем с Плащаницей возвращаются на средину храма и полагают её на прежнем месте25. Предстоятель совершает каждение вокруг Плащаницы - единожды. Певцы поют (единожды): «Благообра́зный Ио́сиф...» Далее тропарь пророчества. «Во́нмем. Прему́дрость. Во́нмем». Прокимен, глас 4-й; «Воскресни́, Го́споди, помози́ нам и изба́ви нас И́мене ра́ди Твоего́». «Проро́чества Иезеки́илева чте́ние». Затем - «Во́нмем». Прокимен, глас 7-й: «Воскресни́, Го́споди, Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́». Апостол - к Коринфянам, зачало 133-е «Аллилу́иа» со стихами. Евангелие от Матфея, зачало 114-е, ектении: «Рцем вси..» и «Испо́лним у́треннюю...» и прочее, как обычно.
   Отпуст произносится с амвона. Отпуст; «И́же нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спа́сения, стра́шныя Стра́сти и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, святы́х и пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны и всех святы́х, поми́лует и спа́сет нас, я́ко благ и Человеколю́бец».
   По отпусте певцы поют стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго...» и бывает целование Плащаницы.
   На 1-м часе тропарь и кондак дня Триоди. Отпуст 1-го часа (на амвоне) малый: «Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных Оте́ц на́ших и всех святы́х...»
    Часы и изобразительны26.
   Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны совершаются обычные, без пения, с тропарем и кондаком Великой субботы, пред Плащаницей. На 3-м и 6-м часах, После «И́менем Госпо́дним...», Священник произносит: «Моли́твами святы́х Оте́ц на́ших...»; на 9-м часе: «Бо́же, уще́дри ны...» «Блаже́нны» (без пения). Лик небе́сный...», «Ве́рую...», «Осла́би, оста́ви...», «О́тче наш», кондак дня Триоди: «Бе́здну заключи́вый...» «Го́споди, поми́луй» (12), «Всесвята́я Тро́ице...». Иерей: «Прему́дрость». Певцы́: «Досто́йно есть». Иерей: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас». Певцы́: «Честне́йшую». Отпуст малый: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
    Вечерня и литургия
   Вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого. Возглас: «Благослове́но Ца́рство...» Полное начало, как в Великий четверг. Псалом 103-й. Ектения великая. Кафизмы нет. «Го́споди, воззва́х», - глас 1-й. Иерей с диаконом во время стихир заканчивают проскомидию. Совершается полное каждение. Стихиры на 8: воскресны - 4, глас 1-й: «Вече́рния на́ша моли́твы...» и Триоди, глас 8-й, на 4: «Днесь ад, стеня́, вопие́т...» «Сла́ва», глас 6-и́: «Дне́шний день...» «И ны́не» - догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву...» Вход с Евангелием. «Све́те Ти́хий...» Прокимна нет. По окончании пения «Све́те Ти́хий» Царские врата закрываются и тотчас чтение 15 паримий.
   По 6-й паримии чтец возглашает: «Пои́м Го́сподеви». Царские врата отверзаются. Священнослужители стоят у престола. Певцы поют на 5-й глас: «Сла́вно бо просла́вися». Чтец читает стихи: «Коня́ и вса́дника...» Певцы - припев: «Сла́вно бо просла́вися». Так к каждому стиху. В заключение чтец после «Сла́ва, и ны́не» - «Пои́м Господеви» - один поёт: «Сла́вно бо просла́вися». Царские врата закрываются. Читаются 7—15 паримии́.
   По 15-й паримии́ такое же исполнение с припевом: «Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки», но на возглашение чтеца: «Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха» певцы: «Го́спода пое́м и превозно́сим Его́ во ве́ки». В заключение чтец, прочитав: «Хва́лим, благослови́м...», сам поёт: «пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки».
   Ектения малая. Возглас: «Я́ко Свят еси́, Бо́же наш...» Вместо Трисвятого - «Ели́цы во Христа́ крести́стеся...» «Во́нмем». «Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 5-й: «Вся земля́ да покло́нится Тебе́ и пое́т Тебе́, да пое́т же И́мени Твоему́, Вы́шний». Апостол - к Римлянам, зачало 91-е. «Аллилу́иа» не поётся, но чтец глаголет (вместо «Аллилу́иа») - глас 7-й: «Воскресни́, Бо́же, суди́ земли́, я́ко Ты насле́диши во всех язы́цех», со стихами. Певцы поют аллилуиа́рий.
   Во время пения «Воскресни́, Бо́же...» все тёмные облачения в храме заменяются светлыми (белыми)27.
   Евангелие - от Матфея, зачало 115-е.
   И далее - по чину литургии св. Василия Великого, со следующими особенностями.
   Вместо Херувимской песни -
    Тропарь, глас 8-й:
   «Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет, Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким нача́лом и вла́стию, многоо́читии херуви́ми и шестокри́латии серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа».
   Вместо «Досто́йно...» - Ирмо́с 9-й песни: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти...»
   Причастен: «Воста́, я́ко спя, Госпо́дь, и воскре́се спаса́яй нас». Отпуст: «Христо́с, И́стинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, № 12).
   После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами, затем диакон возглашает: «Го́споду помо́лимся», и иерей читает молитву:
   «Го́споди Иису́се Христе, Бо́же наш, благослови́вый пять хлебо́в и пять ты́сящ насы́тивый, Сам благослови́ и хле́бы сия́ и вино́ и умно́жи сия́ во святе́м хра́ме сем и во всем ми́ре Твое́м, и вкуша́ющия от них ве́рныя освяти́. Я́ко Ты еси́ благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Певцы: «Ами́нь».
   Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапе́зу и сядем... с безмолвием и со благогове́инством. И а́бие входит келарь, и дает бра́тии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон, Великая суббота, вечер, 2-е «Зри»).
   Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь; «Егда́ снизше́л...»28.
   После уборки храма начинается «чте́ние вели́кое, в Дея́ниих святы́х апо́стол29 от начала. Глаго́лет же чтец начало [Дея́ния святы́х апо́столов благослови́, О́тче, прочести́]. Иерей же стих: Моли́твами святы́х апо́стол, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. И по ами́не начина́ет чтец чести́» (Типикон, Великая суббота вечера, 2-е «Зри»)30.


1   Храмовой праздник, если случится в Страстную седмицу до Великой пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в пятницу или в субботу Страстной седмицы, или на первый день Пасхи - переносится на понедельник Светлой седмицы.
2   «Пое́тся же перве́е посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же: Слава, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу». (Типикон. Великий понедельник, утреня).
3   «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь. Служба в Великий понедельник).
4   «Евангелие кадит и храм весь и бра́тию». (Триодь. Служба в Великий понедельник).
5   «На трапе́зе же яди́м сухоя́дение и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу Свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий понеде́льник, во вто́рник и в сре́ду, пости́тися подоба́ет» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»),
6   «Си́це же твори́м в Вели́кий понеде́льник ве́чера и во вто́рник к среде́» (Типикон, Вели́кий понеде́льник ве́чера, 3-е «Зри»).
7   В обителях бывает росход. «В собо́рных же хра́мех и приходски́х росхо́д не быва́ет, но по проще́нии трезво́н в дво́и» (Типикон, Великая среда, утреня).
8   Обычно они совершаются с чтением молитвы преп. Ефрема Сирина, хотя в Типиконе об этом ничего не сказано.
9   «И а́бие упраждня́ются соверше́нно в це́ркви быва́емыя покло́ны...» (Типикон, Великая среда, вечер).
10   «Ве́домо же бу́ди, я́ко от сего́ Свята́го дни полу́ношница не пое́тся в це́ркви до седми́цы Фомины́. В собо́рных же хра́мех и мирски́х пою́т в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер).
11   «Подоба́ет ве́дати, я́ко лития́ за упоко́й в притво́ре не быва́ет до Неде́ли Фомины́» (Типикон, Великий четверг, 1-е «Зри»). Это указание Типикона является основанием тому, чтобы в последующие дни Страстной и Светлой седмиц не совершались заупокойные поминовения.
12   Входные молитвы священнослужители совершают пред началом часов, и проскомидия совершается во время пения «Го́споди, воззва́х». Но если будет много просфор, она может быть начата во время часов и закончена во время пения «Го́споди, воззва́х».
13   «И пое́м мно́жицею, до́ндеже причаща́ются бра́тия Бо́жественных Таи́н» (Типикон, Великий четверг, вечер).
14   «...Вхо́дим в трапе́зу, и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́ и и́но сухоя́дение, зане́же пое́тся Аллилу́иа» (Типикон, Великий четверг, вечер).
15   На отпуст открываются Царские врата.
16   К началу часов звон в один колокол.
17   «Подоба́ет же и сие́ ве́дати: я́ко прия́хом в Палести́не, в сей Святы́й день Вели́каго пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную литурги́ю, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен, и́ли престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца» (Типикон, Последование часов Великого пятка, «Зри»).
18   Перед началом вечерни св. Плащаница полагается на престоле, изображением главы Христа к левой стороне св. Престола (к жертвеннику). Если есть живые цветы, то на плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на св. Плащаницу венки из искусственных цветов или намащать ее духами или одеколоном, изготовленными на спирту, не полагается. На Плащаницу полагается Евангелие (небольшого размера).
19   Положение Плащаницы при выносе должно быть изображением ног Господа Иисуса Христа вперед.
20   В Великую субботу - на утрени, на часах, вечерне, литургии - всё, что обычно читается на солее, как-то входные молитвы, ектении, Апостол, Евангелие, а также перенесение Святых Даров - всё, кроме причащения, совершается пред Плащаницей.
21   В Типиконе указано: по исполнении тропарей, когда певцы начнут петь Непорочны, тогда настоятелю - раздать братии свечи и самому совершать каждение всего храма. В практике принято настоятелю самому участвовать в пении Непорочных, поэтому каждение храма он совершает во время пения тропаря: «Благообра́зный Ио́сиф...» и тогда же зажигает свечи. Каждение начинается с Плащаницы, к которой священнослужители выходят Царскими вратами.
22   Во время стихир предстоятель облачается во все священнические одежды.
23   Типикон указывает настоятелю и прочим сослужащим ему иереям и диаконам во время пения великого славословия войти в алтарь, облачиться и выйти из него с Плащаницей перед Царские врата, подобно тому, как совершается вынос Креста в Воздвижение Креста Господня или в Крестопоклонное воскресенье.Такой порядок имел место в древнерусской богослужебной практике, когда не было выноса Плащаницы в Великую пятницу. С введением последнего это указание Типикона утратило свою силу. Поскольку Плащаница с вечера Великой пятницы уже находится на средине храма, священнослужители в Великую субботу выходят к ней Царскими вратами ещё во время пения тропаря «Благообра́зный Ио́сиф...» и остаются здесь для пения Непорочных, затем вторично выходят из алтаря к Плашанице во время пения «Преблагослове́нна...».
24   «Первее идут с хоругвью» (Проф. Голубцов, Чиновник Холмогорского собора. М., 1908, стр. 120). «Напред идут с хоругвью» (там же, стр. 109).
25   «Трисвятому кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в Царския двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, во образ гроба» (т. е. на той гробнице, которая находится на средине храма). (Типикон, во Святу́ю и Великую субботу).
26   Перед началом часов священнослужители совершают входные молитвы, облачаются, и начинается проскомидия, как в Великий четверг.
27   «Поему же сему, извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя» (Типикон, Великая суббота, вечер).
28   «Ве́домо же бу́ди и сие́, я́ко мяс правосла́внии христиа́не к це́ркви не прино́сят, но в дом ко иере́ю... Я́йца же и сыр принесе́нныя поставля́ются в притво́ре, в це́рковь же отню́дь не подоба́ет вноси́ти» (Типикон, Последование Святой Недели Пасхи, Литургия, 2-е «Зри»).
29   О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе; «Сие опа́сство да внима́ет церквонача́льннк, да вся Дея́ния прочту́тся до конца́... Изменя́ются же чтецы́, и чтут да́же до часа́ 4-го но́щи [10 час. ве́чера]. Посе́м же вжига́ет параекклисиа́рх вся канди́ла [лампады] по место́м. И взем от настоя́теля благослове́ние, и та́ко изше́д ударя́ет в би́ло. И чтец соверша́ет [т. е. ока́нчивает] чте́ние». И то́тчас поло́жено начина́ть полуно́щницу (Типикон, Великая суббота вечера, 3-е «Зри»).
30   Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы.

Служба во Святой и Великий Понедельник Страстной седмицы