Азбука веры Православная библиотека Богослужение Воскресные службы постной Триоди


Е. Кустовский

Воскресные службы постной Триоди

Содержание

От составителя

Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества провославия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися последованию святаго Иоанна Лествичника. В туюжде неделю вечера Неделя пятая Святых Постов. Инии типицы предаша пети в сию неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския В туюжде неделю вечера  

 
От составителя

В настоящей публикации мы предлагаем вниманию клирошан воскресные службы периода пения Триоди Постной. Как в уставном отношении, так и в насыщенности особо значимыми песнопениями, эти службы заставляют клиросных церковнослужителей встретить этот период с особым напряжением – как духовным, так и технологическим.

Наша книга является воскресным вариантом Триоди Постной. По замыслу составителя причина ее появления связана с несколькими обстоятельствами:

1. Воскресное служение в период Великого Поста существенно отличается от будничного, поэтому эта публикация отражает общие свойства только воскресных служб, не затрагивая материал будничного служения.1

2. Богослужебная книга Постная Триодь содержит как поющиеся, так и читаемые элементы служб. Наличие нашей публикации позволит регенту поставить на клиросе адаптированный для пения вариант Триоди, а саму Триодь отдать священнику или чтецу, поскольку читаемые разделы Триоди в этой публикации отсутствуют.

3. Составители Постной Триоди в ряде случаев предполагали, по-видимому, достаточно высокую квалификацию церковных певчих, поэтому позволяли себе экономное изложение материала, пропуская «по умолчанию» информацию, саму собой разумеемую. Тем не менее, мы не рискнем утверждать, что, например, стих «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе...» (Неделя мясопустная, 3-я хвалитная стихира) с легкостью сможет наизусть закончить каждый регент со своим хором. Этот пример, наряду с ему подобными, заставили нас несколько подробнее сформулировать многие указания Триоди. Поэтому наша публикация отличается от Триоди не только разделителями в стихирах и русской транскрипцией текста, но и более подробными (по сравнению с оригиналом) уставными комментариями.

4. Между различными публикациями песнопений в Неделю Крестопоклонную существуют неизбежные разночтения, касающиеся упоминания Царского титула в тропаре, кондаке и отдельных стихирах этой службы. Поскольку четкого указания Богослужебной комиссии на этот счет к моменту составления публикации не существует, ограничимся пожеланием не исполнять песнопения этой службы по разным изданиям одновременно.

5. Мы включили в публикацию не только безусловно уставную информацию, содержащуюся в Триоди, но и рекомендации к наиболее распространенным традициям Русской Православной Церкви. Так, например, в этой книге помещен чин молебна в Неделю Торжества Православия, содержатся указания на место помещения в вечерних службах акафиста Страстям Христовым – Пассии. Чинопоследование Пассии мы не ввели в публикацию, памятуя о том, что оно недавно издано Московской Патриархей (и, кстати отметить, отлично издано!). Тем не менее мы сочли уместным включить в нотное приложение песнопения Страстей Христовых, не вошедших в патриархийное издание.

6. После основного текста воскресных служб мы помещаем таблицы Марковых глав, содержащих устав соединения этих служб с основными праздниками Минеи, приходящимися на этот период Сретения, Обретения главы Иоанна Предтечи, Сорока мучеников и Благовещения. Практика показывает, что изложение устава в форме таблиц сильно облегчает его прочтение, и эту форму использовали такие авторитетные толкователи устава, как В. Розанов, К. Никольский, А. Неаполитанский, А. Свирелин и др.

7. Нотное приложение к публикации рассчитано на различные составы, как по количеству голосов, так и по уровню сложности. Тем не менее, следуя традициям наших изданий, основной музыкальный материал рассчитан на небольшой смешанный состав и не отличается особой вычурностью. Приложение содержит как широко известные произведения, наподобие «Покаяния» А. Веделя, или «На реках Вавилонских» Крупицкого, так и песнопения, никогда ранее не опубликованные. Мы включили в нотное приложение две катавасии, которых нет в известных нотных ирмологиях А. Львова, А. Архангельского, П. Чеснокова и др., но тем не менее они являются важным элементом в своих службах. Публикуемые катавасии («Моисейскую песнь...» и «Божественный прообрази...») принадлежат распеву Троице-Сергиевой лавры, и гармонизованы в соответствии с нормами современного обихода.

Надеемся, что эта книга придаст уверенности и спокойствия руководителю церковного хора (а особенно начинающему) на воскресной всенощной, когда настанет время воззвать с клироса к православному народу:

– Не помолимся фарисейски, братие...

Е. Кустовский

* * *

1

Мы рекомендуем комбинировать проведение воскресных служб по этой книге с будничным служением по изданию «Седмичные службы Великого поста» М., Изд. Паломник, 1999 г.


Источник: Е. Кустовский. Воскресные службы постной Триоди. Москва. 2000

Комментарии для сайта Cackle