Приложения.
I. Образцы Самарянской письменности.
Отрывок из второй части комментария Марки1340 (р. 42b-48а) По изданию Emmerich’a, Das Siegeslied. Eine Schriftcrklarung Samar. Marqah.
Во имя Вечного. Продолжение его же (Марки) -Да будет благословение Божие на нем. Перенесемся духом своим в область райского источника вечной жизни, чтобы пить от его воды. Мы жаждем воды жизни, и вот они перед нами, как великие потоки. Благословен Бог, который ради человека создал разнообразные творения. Величественно создание человека, так-как оно совершилось по образу Божию, – что обозначает образование сердца, а не внешнего вида. Он разделил живые существа на четыре класса; из них три существуют только ради четвертого. При этом в премудрости Своей Он так образовал человеческое тело, что оно оказалось вполне способным к выражению (לאופע от יפע сиять) сердца. „Не должен восставать свидетель против человека» (Втор. 19:15). Поэтому, Он дал им совершенный закон, который доставляет его рабам жизнь и долготу дней; ибо через сохранение закона сохранится душа, а через душу сохранится тело; а так-как от души зависит состояние человека, то на законе основывается состояние души. „Ибо не одним хлебом живет человек, а живет всем, что исходит из уст Вечного“. (Втор. 8:3).
Во веки будет считаться благим Моисей, великий пророк, который открыл нам рай закона и ради его освободил колена Иакова, солнце Исаака, звезды Авраама. Продолжительность третьей части1341 порабощения составляет 140 лет. (Ср. Исх. 12:40. Годы пребывания Изр. в Ханаане и Египте делятся на три периода: 1) от исхода Авраама из Харрана до прибытия Иакова в Египет; 2) от этого последнего события до смерти Иосифа и 3) 140 от угнетения египтянами от смерти Иосифа до времени исхода.) По исполнении их именно протекло 400 лет, по прошествии которых они выступили, как цари. А когда они увидали, что годы должны исполниться, тогда они возстенали и возопили (Исх. 2:23–24), и Он вспомнил о своем завете с Авраамом, Исааком и Иаковом. Вспомнил Он также о сыне Ламеха (Ное), когда Он повелел исполниться 150 дням; Бог вспомнил и о нем (Моисее), когда он был в возрасте 80 лет, когда он сделал его сердце и разум совершенными.
Три венца были даны ему (Моисею) при его пророческом даре: возвышенное имя Божие, чудо и священническое звание. Три раза веровали они в Бога и Моисея, но не были тверды в своей вере.
Первый раз: когда он в Египте совершил перед глазами всех три знамения, они уверовали, но не устояли в этом, а уклонились и сказали: „да воззрит на вас Вечный и да судит‘‘ (Исх. 5:21; 14:11).
Второй раз: хотя они видели чудеса, который он совершил в Египте, они не уверовали, а далеко уклонились и сказали: „ты вывел нас, чтобы мы умерли в пустыне“ (Исх. 5:21; 14:11).
Третей раз: тогда они увидели еще больше, чем они уже видели, – именно они увидели чудеса в Чермном море, подобных которым еще никогда не было совершено.
Велико святое общество, которое рукою праведного пророка изведено посредством великих чудес из железных тисков, чтобы оно хранило совершенный закон, который снисшел со святых мест.
Четыре основных стихии мира служили народу Божию с того дня, как Моисей -мир над ним – пошел на гору Божию Хорив, и Бог послал его с силою чудотворения, как отмстителя египтянам и как освободителя воинств Господа.
Во время трех удивительных событий с неба сошел великий огонь, чтобы служить сынам рабов Его от Хорива до пустыни Сур.
Ветры служили десять раз коленам Его милости и гнали врагов его до Чермного моря.
Вода служила им четырнадцать раз, пока они пришли к пустыне Сур.
Далее, пыль служила им шесть раз. Все они именно умели своим разумом различать между друзьями и врагами. Все рабы Божии радовались их служению Богу, ибо Бог (истинный) более всех богов.
Тридцать три раза стихии (мира) защитили друзей и поразили врагов.
Огонь славы, который явился Моисею в терновом кустарнике для освобождения колен; и огонь с градом, который истреблял – тогда пришла милость для евреев и мщение на египтян, – и огонь, который виден был в волнах Чермного моря и пожрал врагов Бога и Израиля. Это три события, при которых огонь был на служении почитателей Господа Бога.
И ветер десять раз оказал свою помощь. Пусть слушают разумные, чтобы узнать объяснение!
Во-первых, он принес могучих птиц, чтобы поразить врагов Божиих воронами1342.
Во-вторых, ветер принес тяжкую язву на египетские стада.
В-третьих, он распространил засуху по всей земле Египетской.
В-четвертых, он принес саранчу и распространил ее на всю область Египта, дабы она истребила то, что оставил град.
В-пятых, очень сильный морской ветер поднял саранчу и погнал ее в море.
В-шестых, он распространил тьму перед глазами египтян, так что три дня ни один человек не мог подняться со своего места (Исх. 10:23).
В-седьмых, Бог в течение целой ночи гнал восточным ветром воды моря и иссушил море (Исх. 14:26).
В-восьмых, „от гнева Твоего устремились воды» (Исх. 15:8); тогда ветер был для них (поддерживающей) подпорой.
В-девятых, он возвратил море в его течение (Исх. 14:27); он сковал его и заставил покоиться в мире и тишине.
В-десятых, он дул дыханием своего величия; море сомкнулось, после того как рабы Его были спасены.
Поэтому нам подобает сказать: „Твое величие, Вечный, Который сотворил чудеса. Кто мог бы сотворить подобное Твоему творению и Твоей силе?»
Теперь мы, чтобы умножить мудрость для каждого, кто ее ищет, перечислим шесть события, которые совершены землею.
Во-первых, жезл Моисеев сделался перед лицом Моисея змеем: через что открылась тайна, что Фараон в его руке.
Во-вторых, (жезл) стал змеем перед лицом Фараона и поглотил другие жезлы, не сделавшись (от этого) большим или меньшим.
В-третьих, вся пыль земли превратилась в мошек – наказание для египтян и для евреев отдых от приготовления кирпичей.
В-четвертых, все звери земли вышли из леса в город, чтобы растерзать злодеев.
В-пятых, пепел из печи, который развеял Моисей, стал проказой, воспалением с нарывами.
В-шестых, дно Чермного моря поглотило врага. „Ты простер руку Твою, земля поглотила их“ (Исх. 15:12). Боже, Твое величие, ибо Ты творишь чудеса!
Да воспомянется с благословением Моисей, великий муж, который по повелению Божию поспешил на помощь народу еврейскому, – его возвышенное величие! Никогда не восставал подобный ему и во веки не восстанет.
Четырнадцать раз он заставлял воду служить воинству Господа.
Первый раз он взял воду руки и вылил ее перед глазами народа на сушу, дабы они уверовали в него и увидели, что так же будет пролита кровь врагов. Тебе подобает слава, Вечный, Который хранит завет и милость, ибо Бог выше всех богов.
Второй раз он превратил воду реки в кровь мщения для египтян. К этому чуду присоединились еще десять великих чудес, которыми служителям Бога дано было подкрепление, дабы ненавистники их уверовали, что Бог (истинный) более всех богов.
В-третьих, во всей земле египетской вода стала красной кровью, и это продолжалось целых семь дней, так что они не могли пить воды, а евреи имели живую воду. Таким образом, одна и та же вода была наказанием для египтян и жизнью для евреев; поистине, Бог более всех богов.
В-четвертых, по истечении семи дней кровь снова стала водою, но теперь она кишела молодыми жабами. Тотчас (после того, как они появились) они размножились и стаями как очень большие животные, устремились в жилища египтян, как будто они имели некоторый разум, чтобы правильно различать между другом и врагом. Ими смирены были цари, и унижены герои. Поистине, Бог более всех богов.
В-пятых, он повелел идти граду; при этом раздался сильный гром, и огонь нисшел на землю. Некоторые утверждают “огонь был среди града и вода града окружала его». Другие же говорят; „огонь среди града состоял в блистающих молниях». Велик Тот, Кто сотворил все это, и воистину, Бог более всех богов.
В-шестых, Чермное море разделилось; именно, когда море увидело пророческий дар (Моисея), сообщенный ему устами Иеговы, тогда по средине его образовалась ровная дорога для воинства Вечного; это чудо, которого еще не было и которого не будет. Поистине, Бог более всех богов.
В-седьмых, вода перед глазами проходящих колен образовала стены и поднялась, как могучая стена в высоту, чтобы оградить путь для израильтян, дабы они могли пройти в мире. Поистине, Бог более всех богов.
В-восьмых, море превращено было в сушу, и Он сделал ее сухою, как будто бы там никогда не было воды – хотя вода текла со дня, в который она создана была, – дабы Израиль при переходе через море не потерпел никакого вреда. Бог явил величие Свое, ибо Он более всех богов.
В-девятых, сущность всей воды в Чермном море изменилась; именно, она поднялась там в высоту снизу вверх, тогда как по свойству своей природы она стремится сверху вниз. Таким образом, здесь вода стояла стенами, чтобы оградить колена. Да будет благословен Господь, ибо Он более всех богов.
В-десятых, в то время вода была поставлена праведным судьей, чтобы она рассудила между праведником и злодеем; она низвергла перед собою злодея, поразила его различными казнями и освободила от него праведника. Т.о., по повелению Бога великого она положила различие между тем и этим. Воистину, Бог более всех богов.
В-одиннадцатых, когда служители Божии вышли из него (моря), а египтяне устремились в него, тогда оно сковало колеса их колесниц и обрушило перед ними стены, так что в оковах оно отсекло их головы. Они искали выхода, но не нашли его; там они все увидали, что Бог более всех богов.
В-двенадцатых, море перед фараоном и его слугами возвратилось к своему течению; они увидели это еще будучи живыми, но они не нашли уже никакого спасения. Бог поразил их, чтобы сыны Израиля могли их видеть с берега моря, и потом они потонули, подобно камню. Воистину, Бог более всех богов.
В-тринадцатых, с того мгновения, когда воды снова побежали, шум (моря) слышен был во всех концах дабы его могли слышать все народы. Поэтому Моисей, великий пророк, своим изречением в отделе „Тогда воспел“ и дал., делает известным каждому, кто желает знать, что Бог более всех богов.
В-четырнадцатых, вода сомкнулась вокруг фараона и всего его народа, так что ни один из среды его не остался. А израильтяне вышли невредимыми и как цари, – хотя прежде они были рабами; они возрадовались своему спасению и все благодарили Господа вселенной, Бога Авраама, Исаака и Иакова, за то, что Он вспомнил о Своем завете. Теперь они веровали в Бога и раба его Моисея (Исх. 14:31).
Таковы 33 (события), в которых (стихии) сохранили Израиля и погубили египтян.
И как прекрасно было видеть, когда Моисей, великий пророк, стоял при море и говорил с фараоном, в то время как последний ожесточил свое сердце к своей погибели. Моисей говорил ему: „Фараон оставь свою злобу и вновь благоденствуй, оставь свои злые дела и изгони их из своего сердца. Посмотри на все казни, который поразили тебя в наказание за твое упорство, посмотри на злодеев, которые уже погибли. Перед тобою стоит Каин с его наказаниями и его сын (Энох), и что с ним случилось; (перед тобою стоят) поколения потопа и строители башни (Вавилонской), и что произошло с ними. Далee, Нимрод, погибель которого так ужасна; посмотри также на мужей содомских: огонь, который их поразил, Бог низведет и на тебя. Наказания самого разнообразного характера уготованы для тебя. Погибель ищет тебя; она идет перед тобою, и Бог требует от тебя ответа, так-как это (?) совершилось с тобой. Ты сам умертвил свою душу и сделался врагом своего собственного тела. Твои собственные слова окончательно осуждают тебя; твои собственные дела навлекают на тебя страдания; преступление на преступление нагромоздил ты, и теперь прими наказание за это, потому что все совершается по правде: „кто сеет зло, будет пожинать терны“. Но сердце фараона осталось ожесточенным. Аваддон также говорил ему: „иди, и пусть совершится над тобою отмщение. Горе тебе, беспокойный фараон, что сделал ты сам с собою! Какой путь избрал твой разум? Могло ли быть продолжительным счастье на земле того, кто творит зло? Горе не имеющему покоя фараону! Какое наказание ожидает его от руки Моисея, великого пророка»! И Моисей также говорил ему: „(бедный) человек, где твои волшебники? Пусть они придут и увидят здесь, как я, по повелению Господа моего, поражаю тебя. Если они – чтобы этим величаться, предсказывали тебе, что я погибну в море, то сегодня они должны видеть, кто найдет смерть свою в море, и отсюда узнать, что Господь наш велик. Иди ты, отягченный преступлением, и устреми свои взоры на это, так-как ты узнаешь, что наступает возмездие за век твои дела, и что Господь наш поразит тебя казнями самого разнообразного рода. Гадатели говорили тебе, что я погибну в море. Но Господь мой возместил мне, что погибнуть (в море) должен ты, и теперь ты можешь узнать, чьи слова истинны – слова прорицателей или слова Господа нашего”.
Самарянские молитвы и гимны.
Молитва при входе в доме Божием.1343
Я стою пред Тобою, у дверей милости Твоей, Господи, Боже Мой и Бог отцов моих, чтобы исповедать Твою славу и Твое разнообразное величие, по мере сил моих и моего слабого разума. Ибо я сознаю свою немощь в этот день и помышляю в своем сердце, что Ты, Господи, Бог на небеси вверху и на земле внизу. Нет другого, кроме Него. Здесь пред Тобою (в твоих руках) стою я и обращаю лицо свое к избранному месту, горе Гаризиму, дому Божию, к Лузе, горе Твоего наследия и Твоего присутствия, к месту, которое Ты, Господи, сделал Своим жилищем, к святилищу, которое создали Твои руки, Господи. Господь царствует во веки, ибо Господь велик над всеми богами, праведен и справедлив. Да взойдет эта молитва моя в место Жизни, пред Твоим мудрым престолом! Боже, Ты благодетель тех, которые чтут Тебя. Да будет хвально святое имя Твое во веки! Нет Бога кроме единого!
Утренняя ежедневная молитва Марки.1344
Восставшие утром и увидевшие свет, который просвещает весь мир, восклицайте и говорите: да прославится Осиянный, который укрепил на тверди сияющий солнечный свет, озаряющий весь мир по установлению Владыки мира. Первоисточник света на небе и на земле, который каждое утро посылает свои лучи, дабы люди не блуждали. Он взывает к людям: „пробудитесь от сна, посмотрите на свет и прославляйте Творца». Да будет хвален Господь. Нет Бога кроме Единого.
Субботняя молитва.1345
Пресвятый, Который открыл нам Свою святость, сделал нас Своими избранными и установил для нас святую субботу для покоя; Который дал нам книгу жизни, мудрости, высоты и величия, воздвиг для нас жертвенник, чтобы мы призывали Твое имя, чтобы мы знали, что Ты творец, Бог и Господь! Милосердый, умилосердись над нами! Пошли благословение Твое в домы наши и на все наши начинания! Отврати от нас угнетение, гнев и язву! Покажи всемогущество Твое притеснителям нашим, укрепи веру нашу, исцели раны наши, умножи детей наших, огради святилища наши, умилосердись над усопшими нашими, благослови нас в настоящий субботний день и во все наступающие субботние дни, суди нас в правде, прости нам и отцам нашим по Твоей великой милости. Ради пророка Твоего Моисея отврати гнев Твой от верных Твоих. Защити, освободи и спаси нас во всякое время, милосердый защитник наш!
Молитва на день новолуния.1346
Имя Господа мы призываем и восклицаем: благословен Ты, Господи Боже наш, Который избрал нас чрез господина Моисея, пророка нашего, и отличил нас новомесячиями, по правильному счислению, и повелел нам в счастливые времена в эти дни приносить в жертву козлов и овнов с надлежащими хлебными приношениями и возлияниями, и козлов в жертву за грех. Но ныне вместо жертвы мы приносим Тебе хвалы наши, моления наши и чтения наши. Отжени от нас это злое проклятое время, и да приблизится к нам милость Твоя. Аминь. Господи! Вспомни о милости Твоей и милосердии Твоем! Вспомни о заслугах верных рабов Твоих Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, о господине нашем Моисей, об Аароне, Елеазаре, Ифамаре, Финеесе, Иисусе и Халеве, о святых ангелах, о семидесяти старейшинах, о святой горе Гаризиме, доме Божием. Да будет мир им во все дни. Благословен Господь. Господь Бог наш Господь един. Да будет благословен Бог наш. Нет Бога кроме единого.
Пасхальная песнь.1347
Да будет мир над тобою в этот праздничный день, в который Господь поставил тебя царем. Он сокрушил рабов и ряды врагов твоих; чудесными знамениями, сильною рукою и великими, страшными действиями наказал египтян, а тебя вывел стройными рядами и двумя столпами указал тебе путь. Как прекрасен этот день жертвы, в который Бог Твой искупил тебя из руки врагов твоих и возвысил твое положение! Что принесем мы? что принесем мы? Принеси жертву Благодетелю Своему. Приступим и будем приносить жертву на этом месте, в то время как все народы окружают нас. Приноси жертву: хотя ты и слаб, благоволение Божие окружает тебя. Священник твой возносит хвалебные песни на молитвенном месте, в то время как народ закалает жертвенных животных, – жертву в назначенное время. С ликованием исповедуют они Моисея. Огонь горит в печах, вертелы заострены, в полночь все приносят свою жертву. Муж, жена, дочь и сын, все с радостной душою участвуют в священной трапезе, а оставшееся утром сожжено будет на огне. Потом возлагают они свои праздничные одежды пред Богом своим и молятся, не взирая на всех врагов, которые желают зла им и на них клевещут. О, как благ Ты был к Моисею! Жертва Твоя, жертва на огне, распространяет приятный, полный святости запах. Нет другой жертвы, подобной ей: кто ходит во тьме, не замечает этого.
Да обретут милость все, которые ежегодно радостно участвуют в жертвенной трапезе и возвещают праздники Твои! Благословенный праздничный день для всех вас: для стражей закона (שמרים) и для священников.
Гимн Бет-Манифа на субботу Амалика.1348
С вершины горы закона смотрим мы на Рефидим и видим, как сошлись Амалик и Израиль. Об этой битве Моисей написал книгу воспоминания, согласно повелению преславного Господа. Моисей сказал Иисусу: „выбери нам мужей, которые сильны сердцем, и пусть сойдутся они для битвы». Тогда Иисус, согласно слову Моисея, послал повеление по стану: „будьте готовы к утру, чтобы сражаться в Рефидиме. Мир да будет на вас от Моисея! Так он говорит вам: при начале утра стойте уже пред ним. Так приказывает он вам: тот, сердце которого готово, пусть выходит, снаряженный на битву не под прикрытием одежд“ (?). Когда засветило утро, могучие люди битвы стояли вокруг шатра Моисея. Тогда Моисей вышел и увидел полк Израиля, выступавший с его воинским оружием, подобно блистающим молниям. Моисей возвысил с воплем голос свой, приветствовал их, и они преклонились до земли. Он сказал им: „благословен Господь, Который из семидесяти душ сделал вас множеством, (людьми) искусными в учении! Бог всемогущий да изведет вас в безопасности из этой битвы, подобно тому, как Он вывел вас из дома рабства». Потом Моисей, Аарон и Ор пошли на вершину холма, а полк Израиля двинулся, надеясь на славу. Солнце поднялось над землею, и Амалик и народ его, – исполины земли, – в своей злобе выступили против него. Тотчас Иисус и Амалик оказались лицом к лицу, и все, у кого в руке был меч, горели, подобно пламени. Вот сын Елифаза приблизился; приблизился к нему и Иисус, и они оказались вдвоем между полками. Тогда сказал Амалик Иисусу: „кто ты, что можешь сражаться с главою сынов Нимврода?» Иисус отвечал: „если ты глава нимвродитов, то я, Иисус, глава учеников». Амалик сказал ему: „посмотри на мой вид. Весь мой народ, приносящий жертву демонам, подобен мне“. Иисус сказал ему: „наш вид иной, потому что мы исповедуем пророчество сына Амрамова“. Амалик сказал ему: „доколе ожидать мне птиц, приходящих в добычу?” Иисус сказал ему: „народ твой с тобою – добыча, потому что орел великий на холме распростер руки“1349. Амалик сказал ему: „я сын Елифаза, сына Асу, что значило в устах его – подстерегающий добычу”. Иисус сказал ему: „я сын Нуна, сын Едена, сын Шутелы, сын Ефрема, сын Иосифа, начальник глав“. И продолжался разговор между ними обо всем, что может быть передано языком; ничего не оставалось кроме истребления мечом и разрушения. Моисей пророк поднял руки свои к небу, и вот Амалик и его народ были сокрушены рукою Иисуса. Моисей поднял руки свои, и вот, меч ударился о меч, и не было спасения, кроме (спасения) от Создателя творения, дабы все поколения могли знать, что только рукою Моисея (спасся Израиль); иначе был бы уничтожен Израиль рукою Амалика. Я оставил Амалика, поверг его на землю, и Иисус поразил Амалика и его мятежный народ. Потом Господь сказал Моисею: „напиши это для памяти в книгу и вложи в уши Иисуса, ибо Я истреблю из памяти имя гордых”. И построил Моисей жертвенник и нарек имя ему Иегова – Нисси (Господь знамя мое). Так Он спас вас, собравшихся здесь, и открыл вам скинию свою в святейшим из святилищ1350. Так Он сохранил жизнь всех вас, отцов и детей. Вот мое приветствие вам ныне, вот что говорю я вам ныне: да продолжатся дни ваши в радости. Говорите: Вечный, Создатель мира и всего, что в нем, прими молитвы Израиля и сделай для него близким имя Твое! И в конце слов: помолимся Господу в чистоте и восхвалим имя Его. Заключим молитвы наши, станем у жертвенника моления и скажем: и устроил Моисей жертвенник, и нарек имя Ему Иегова – Нисси и сказал: ибо рука на престола Господа; брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх. 17:16).
Молитва Марки на день Пятидесятницы.1351
Соберитесь и прославьте имя Славного и Высочайшего, ибо благ к нам Благословенный Господь наш. Восхвалим Благодетеля нашего, нашего Бога, препрославленного. Возблагодарим Его за откровение (святого) Писания. Сорок дней стоял пророк на горе, постился, не вкушал хлеба и не пил воды, дабы вы научились и научили детей своих десяти словам закона. Писание есть писание Божие, слова жизни и благословения. С высоты небес Бог возвестил его пророку на горе Синае, – именно десять заповедей – наше блаженство. Мы услышали их, и они суть дух нашей жизни.
Молитва на первый день седьмою месяца.1352
Всемогущий поставил первый день седьмого месяца первым из всех новомесячий. Четыре великих праздника дал Бог этому месяцу: для покоя, воспоминания, радости и святого приготовления. Седьмой месяц заключает субботу высочайшую из праздников, преимуществующую из благословенных праздничных дней, – день Очищения, в который Всесвятой прощает грехи, праздник Кущей, праздник собрания и заключительный праздник, который заканчивает святые торжественные дни, когда израильтяне приносить дары свои, с которыми мы приходили три раза в году, соединенные в молитве. Да прославится Бог! Нет Бога кроме единого!
Молитва на день Очищения Наны бен-Марки.1353
Боже, Создателю Мой, прости нам по Твоей Милости, которая неисчислима. Боже Праведный, Господи плоти, прости тому, который стоит пред Тобою. Во имя благости и милости Твоей Он молится пред Тобою. Услыши ради служителя Твоего Моисея. Благость Твоя возносит от уничижения: избави нас от всех врагов! Возврати милость Твою, очисти нас, Неисчислимый и Неисчетный! По благости Твоей умилосердись и прости нам и не взирай на злодеяния наши. Открой благость Твою, услышь голос Мой и прости мне мои многочисленные прегрешения. Все доброе исходить от Тебя: прости народу Твоему, ибо кроме Тебя нет другого Бога. Ты един: как велика милость Твоя! Прости служителю Твоему, бедному и уничиженному. Отпусти грехи мои и умилосердись надо мною, защита моя и щит мой! Отпусти и помилуй ради обрезанного (Авраама), ради того, который обрезывает сердце свое и делает это со смиренным сердцем1354. Прости и возврати (милость), ибо Ты близок. Только всемогущий Творец не имеет греха. Твое лицо невинно. Ты тот, который не имеет греха. Немы мои уста и мой язык. Отпусти мои грехи и всякое прегрешение. Воззри (на меня) по милости Твоей и подними лицо мое. К Тебе, Господи мой, при всех грехах своих, простираю я руки и обращаю лицо свое. Ты праведен, близок тому, кто далек, не согрешаешь и не изменяешь. Ты Бог мой, Дивный, который не согрешает и не изменяет. Все общество Твое молит Тебя. Все могущество принадлежит Тебе: его невозможно исчислить. Создатель мой, Сильный мой! Ты Господь мой, а я раб Твой. Грехи мои, явные и тайные, многочисленны: подобно пыли, они неисчислимы. Я дошел до „моря потопа» и не имею ковчега: спаси меня! Что могу сказать я и что выразить? Что рассказывают и исчисляют враги мои?1355 Сделай для нас и для детей наших: мы мучим души наши. При всех грехах моих, молюсь, Господи, отвратись от гнева, Господи мой! Не забудь молитвы моей, вспомни и помоги, так-как Ты милосерд. К Тебе приходят возлюбленные Твои, приходит народ Твой: среди чистых прими меня. Умножь милость Твою, отпусти многократно ради Иосифа, который не совершил блуда. Распростри милость Твою над теми, которые приходят, верный мой (Моисей), во имя которого я молю. Милость Твоя дает нам благоденствовать ради того, который служил священником в скинии и который есть мой священник. Ради священника, детьми которого являемся мы, избавь нас от врагов наших. Прими молитву раба Твоего и умилосердись ради того, кто умертвил Мадианитян. Прости и отпусти всякий грех и прегрешение ради Иисуса и ради сына Иефоннии. Этот день поста велик и возвышен. Да будет благословен Совершенный в мой праздник! Бог сохраняет этот порядок, и Господь мой сохраняет жизнь твою. Даруй дни сынам народа в этот день поста и будь милостив к ним! Помоги и тому, кто высказал этот мидраш, ради моего праздника.
Покаянная молитва Марки.1356 א Воззри на нас, Господи, ибо мы мы не имеем, куда обратить лицо свое кроме Тебя, потому что Ты милосерд. Мы знаем, что мы виновны, но Ты прости прегрешения наши. Поступи с нами милостиво, Господи, и воздай нам не по нашим заслугам. ב Десницей сильною и мышцею высокою Ты освободил отцов наших от врагов их. Они прошли чрез море и чрез Иордан. Ты избавил их от всякого притеснения и освободил от всякого бедствия; а теперь помоги нам, Господи, и воздай нам не по заслугам нашим. ג Величие Твое в том, что Ты милосерд, а стыд наш в том, что мы злы. Но благость Твоя не перестает сохранять нас, которые грешны и стремления которых злы. „Боже милостивый, пробавь милость грешникам, чтобы они не терпели бедствия на суде. ד Великий страх, который есть в мире, люди видят и боятся. Горе нам, что мы не можем научиться – ни милостями, ни наказаниями, ни этим, ни тем, ни одним, ни другим, – ни перепелами, которые собраны были в груды (Числ. 11:32), ни ропотом, который они (праотцы) поднимали на суды. ה Так-как мы совершили грехи, то мы терпим бедствия. Мы не ропщем на Твою благость: все наши жалобы направляются против нас самих, потому что мы сами погубили себя. Когда человек убивает себя своей собственной рукою, кто может прийти и помочь ему? ו Если Милостивый не поможет и не даст воссиять милосердию Своему, то мы все можем оплакивать себя: мы не имеем духа, чтобы взывать о помощи. Когда грешник взывает о помощи, и нет того, кто бы мог прийти к нему на помощь, какая польза в вопле его? Он взывает о помощи, но милосердие отвратилось от него. ז Милость Твоя, Господи, приносит славу божеству Твоему. Во все поколения, от Адама и доселe, отселе и до дня возмездия, Твоя слава не оскудеет. К праведным и грешным, к одним и другим, Ты милостив. ח В день, в который никто не прославляет, каждый ходит во тьме: хотя свет в его руках, он не видит; (это) – ночь, в которую нет подкрепления, успокоения от тяжкого поражения. Путеводитель, который покидает водимого, есть путеводитель незаменимый1357. ט Мы блуждаем со дня, в который покинули Тебя; мы должны бы исправить наше заблуждение, но мы не хотим обратиться. Моисей, высочайший из пророков, послал (?) и сказал нам в Писании: Ты обратишься к Иегове; спасение тому, кто обращается и находит Господа своего. י Дни грешников – дни полные угнетения: все это за то, что они забыли Того, Кто был помощником их. Когда они оставили Его, оставил и Он их и предал различным наказаниям: каждый приходит и грабит их, и они не имеют мужества взывать о помощи, כ Вот, опустошение на поле и запустение в городах, так-как Милостивый отвратил от нас Лице Свое. Если же Милосердый не поможет и не даст воссиять Милости Своей, погибнут, конечно, отцы и дети во гневе, ибо Он могуч. ל Наказания не устрашают грешника и опустошение не заставляет его бояться; он не чувствует никакого бремени на душе своей; он видит себя оскверненным, он знает, что сила его сокрушена, но обращается к стыду своему, (хотя) и знает что нет пользы от этого. מ Смерть подобна священнику, который дает пить человеку воду очищения (Числ. 5:18). Горе всем грешникам, (так-как) они в тяжелом угнетении. Наказание, которым они поражены, есть возмездие за все злодеяния. נ Душа пребывает в ужасе, живущие в тяжком поражении, ибо Милостивый отвратил от нас Свое Лицо, и если Милосердый не поможет, и не воссияет благость его, пусть оплакивают себя грешники, потому что они в тяжком угнетении. ס (Существуют) знаки, которые дают знать, что в нашем поколении всякий является участником греха, – отцы и сыновья, матери и их дети; так-как все они одинаковы и упорны, то и поражены они страданиями. ע Вот, ради грехов наших умерщвлены те, – животные и люди, невинный скот, дети, которые не сделали ничего дурного; дети добрых страдают за грехи, в которых они не виновны. פ Панута1358 вызывает это великое бедствие. Да будет она проклята на всяком месте! Плодов тела (sic) нет и плоды земли изменились. Уста суда открылись на нас, – поглощают детей и старцев. צ Великое опустошение, которое в мире, люди видят и боятся. Горе нам, что мы не можем научиться: мы не научаемся от Его долготерпения и не усовершаемся от Его суда. Мы боимся (только) суда смерти, чтобы не потопила нас могила. ק Высоты и долины жалуются на нас; горе тем, – сетуют они, – которые вызвали гнев на всяком месте; лик светил (небесных) изменился, бездна возвратила свои источники; страждущий не знает, куда ему идти и куда обратиться. ר Милосердый и Благий! Прояви милость, как это свойственно Тебе, – мы можем устоять на этом суде. Лист дерева страшит грешника: как можем мы устоять на суде, который потрясает мир? Окажи милость грешникам, чтобы они не погибли в судах! ש Имя Твое Милосердый и Милостивый: не отнимай у нас Своего имени! (Все) живущие наги: если Ты не покроешь их Твоею благостью, они внезапно погибнут, так-как они, как слабая трава, а буря грехов сильна. תּ Будем воздавать хвалу и славословие непрестанное Тому, Который живет во веки! Сила Его безвозмездно оживляет нас, а мы напрасно раздражаем Его. Даешь ли Ты нам жизнь, посылаешь ли смерть, – все во власти могущества Твоего.
Господи, ради трех совершенных людей, – ради Иосифа, толкователя снов, ради Моисея, высочайшего из пророков, ради священников, ради глав священников, ради закона, – святилища книг, ради горы Гаризима – вечного холма, ради воинств ангельских, истреби ненавистников и врагов, приими милостиво молитвы наши, Господи, дай нам успокоение от этих бедствий, открой нам сокровище неба!
Молитва за умерших.1359
Господи Вечный! молюсь Тебе; ради милости Твоей, ради Тебя, ради имени Твоего, ради славы Твоей, ради господина нашего Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, и господина нашего Моисея, Аарона, Елеазара, Ифамара, Финееса, Иисуса и Халева, и святых ангелов и семидесяти старейшин, приими сию молитву. Да взойдет она пред Лице Твое, как святое приношение! Защити душу раба Твоего, Господи Вечный, помилуй его по милости Твоей. Да вселится душа его в Едем. Прости ему и всему собранию Израиля, которое молится на горе Гаризим, доме Божием Аминь. Ради заслуг Моисея верного. Аминь. Аминь. Аминь.
Письмо самарян к Гонтингтону1360 для передачи братьям их в Англии.
Сынам Израиля, самарянам в землях франков. Начало всякого письма для меня, -призвание имени Господа Великого и Страшного. Он освободил нас от всякого зла, и к Нему мы прибегаем всегда. Он Бог наш, Бог отцов наших Авраама, Исаака и Иакова. Он освободил отцов наших из Египта, из руки фараона, знамениями великими и сильными. С горы Синая Он дал им услышать голос Бога ревнителя; через посредство Моисея пророка, его руками, Он даровал нам совершенный закон, который начинается словом „в началe» и оканчивается словами „пред глазами всего Израиля”. Он повелел соблюдать святой день субботы и святые праздники, из которых первый есть праздник Пасхи, и последний – восьмой день (праздника Кущей). Он повелел нам, соблюдать очищения, предписанные мужчине и женщине после супружеского акта, и женщине, когда она имеет свои месячные очищения или когда она страдает кровотечением продолжительное время; соблюдать с точностью то, что предписано относительно проказы, – одним словом, соблюдать все слова закона от начала до конца.
После этого предисловия приветствуем вас, братья наши, сыны Израиля в городах Англии и в других местах. Да сохранит Господь жизнь их, да продолжит Бог дни их и дни детей их, от самого малого до самого большого! Да соединит Он вас с нами около вершины горы Гаризима, дома Божия! Мы будем приносить пасхальную жертву, мы будем совершать восхождения (на Гаризим), мы будем наслаждаться, мы будем утешены, и милость почиет (на нас) в ваши дни по заслугам Моисея, вашего пророка.
Братья наши! Знаете ли вы, кто мы? Мы самаряне, хранящие закон Моисея, сына Амрама, на котором да будет мир. Мы соблюдаем святой день субботы от одного вечера до другого; мы не выходим в этот день из наших жилищ, кроме того, чтобы идти в дом Господа для молитв, песней и чтения святого закона. Мы приносим жертву Пасхи во время ее празднования, на месте, которое избрал Господь. Мы едим опресноки в продолжение семи дней и в седьмой день мы идем в процессии на гору Гаризим, дом Божий. Мы отсчитываем пятьдесят дней от дня, следующего за субботой праздника опресноков, до дня, следующего за седьмой субботой. Мы совершаем тогда праздник начатков (жатвы) и торжественно восходим в этот день на „вечный холм“. Мы празднуем праздник седьмого месяца, а в десятый день праздник Очищения. Мы все, -мужчины, женщины и дети, смиряем души свои от одного вечера до другого, читая святой закон и повторяя песни и гимны. В пятнадцатый день того же месяца, в первый день (праздника), мы берем ветви красивого дерева, ветви пальмовые, ветви дерев широколиственных и верб речных; мы торжественно восходим на гору Гаризим. Такое же торжество совершаем мы в восьмой день.
Мы совершаем очищения, омывая себя после супружеского акта и ночных осквернений. Женщина, которая имеет месячные, пребывает семь дней в нечистоте крови своей, после чего она очищается. Мы молимся каждый день утром и вечером, по направленно к горе Гаризиму, дому Божию; мы повергаем лице свое на землю. Мы не варим козленка в молоке его матери; мы даем священнику плечо, грудь, желудок, и все, что указано в законе.
Заклинаем вас, братья наши, Господом Богом вашим и Моисеем, пророком вашим: скажите нам, самаряне ли вы, подобно нам; соблюдаете ли вы закон, обращаетесь ли вы для молитвы к горе Гаризиму, дому Божию; наконец, исполняете ли вы все то, о чем мы говорили вам. Пришлите нам письмо и разъясните нам в этом письме (то, о чем мы вас спрашиваем), дабы мы возрадовались о вас и дабы избавились от того беспокойства, в котором мы находимся.
Когда же отправитесь вы, братья наши, в путешествие к горе Гаризиму, дому Божию, как заповедал Господь в книге Своей? Это будет прекраснее всего1361. Сообщите нам, почему отцы ваши ушли в те страны, где вы живете, и оставили дом Господа. Научите нас, когда мы получим облегчение и освободимся из рук сынов Измаила. Наша надежда на спасение в этом случае покоится на вас, и мы ожидаем, что вы скажете нам правду. Не скрывайте от нас ничего. Поднимитесь, поднимитесь на защиту нас и освободите нас от страха, в котором мы находимся. Да сохранит Господь жизнь вашу и скоро соединить нашу с вами. Аминь.
Письмо это писано Аб-Зеутой, в городе Газе, на берегу моря, близ Аскалона, в месяце Джамаде, в 1085 г. владычества Измаила.
Слуга ваш Мархиб, из сынов Иакова старейшины, в святом Сихеме.
Самарянская кетуба.1362
„Во ими Иеговы, Бога Израилева начинаем мы и оканчиваем:
Да будет благословен Господь Бог наш и Бог отцов наших, наших чистых предков, мужей заслуги.
Всевышний Царь сменяет день и ночь: благословенно имя Его во все веки и в бесконечные времена! Он от начала был един и от вечности превознесен. Он всяким устам дает мудрость для того, чтобы громко прославлять Его. Он отделен в Своем единстве, могуществен в Своем господстве, создавший творения в премудрости. Что Он создал в начале? Он отделил свет от тьмы, положил различие между верхним и нижним, между небесным сводом и тем, что обнимает он. Он собрал воды в одном месте, Он открыл сушу, повелел произрасти из земли траве, зелени, плодоносящим деревьям. Он утвердил звезды на небе, странствующие и неподвижные, и два великих светила, назначенных для господства. Он создал пресмыкающихся и птиц из воды и живых тварей из земли, – три рода: диких животных, скот домашний и ползающих животных. И в конце творения Он создал Адама по образу Своему, дал ему господство через знание н назначил ему Едем местом покоя. И Он сказал в Своей великой милости и благости: не добро быть Адаму одному; создам ему помощницу, которая соответствуем ему, – и Он создал из ребра его Еву. И от них производил Он чистых и совершенных, всякого чистого и совершенного в роде его, пока не пришел герой мира, свет пророчества, писец жизни, который живет у ангелов, который получил скрижали и открыл истину, который открыл слова учения, изъяснил закон брака и передал его Израилю, как руководство до дня конца.
Посему в 1157 г. владычества сынов Измаила в месяце Джамаде совершено обручение мужа доброго1363 (1), почтенного (2) начитанного (3), благочестивого (4), уважаемого (5), замечательного (6), просвещенного (7), хорошо известного, богатого знаниями (8) и разумного (9), оратора (10), поэта (11), толкователя (12), представителя общества (13), точного в чтении (14), знающего истинный календарь (15), опоры общины (16), начальника общины (17), благотворителя (18), Измаила, сына достопочтенного, доброго, почитаемого, начитанного, благочестивого, уважаемого, замечательного, просвещенного, разумного, оратора, поэта, представителя общества, отца вдов и сирот, опоры общины, начальника общины, благотворителя Авраама, сына почтенного, доброго, (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (14), (15), отца вдов и сирот, (16), (17), (18), Измаила из сыновей Данафты, из жителей Сихема, с добродельной госпожой Мирьям, дочерью почтенного, доброго (2–7,9–11,13), священника и служителя великого имени, свящ. Писания и св. пророка, и первосвященника из сынов Левия в это время, (16), (18), (18), благочестивого и возвышенного священника, доброго Иосифа, сына почтенного, доброго, 2–11, священника и руководителя общества и служителя великого имени, Свящ. Писания, и святого пророка, и первосвященника в свое время из сынов Левия, 16–17–18, благочестивого и возвышенного священника, Авраама, из сынов Левия, из жителей Сихема. После того как упомянутый муж просил названную жену у отца ее, и последний уступил его желанию, в полном сознании, по доброй воле и полному согласию, и так-как она в то время была добродетельной женщиной, достигшей зрелого возраста, то согласно закону о женщинах, по обычаю дочерей Израиля, – обычаю превосходному и почтенному, – так-как Ева была сотворена из ребра Адама в качестве помощницы для плодотворения и умножения, – он дает ей приданое, состоящее из 2450 египетских карит. Прежде чем взять ее, он должен дать ей 1200 египетских карит; и он должен жениться на ней, и она должна сделаться его женой, верной ему и воздерживающейся от всякого другого мужчины, кроме него; а он должен быть для нее супругом и поступать с ней, согласно обычаю женщин. Как сказал Господь через слугу Своего Моисея, он не должен уменьшать ее пищу, ее одежду; он должен исполнить ее обещания и обязательства и уничтожить их. А она должна иметь такой долг по отношению к нему: жена должна повиноваться его словам, не противоречить его устам и быть помощницей для него. После заключения брака у него остается для нее 1250 египетских карит. Она может взять их у него в любое время, когда она будет нуждаться в них. И он должен прилепиться к ней, как сказал Господь: и оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.
Что касается исполнения настоящего договора, то переписчик этого документа и собрат свидетелей будут против него (жениха). Господь, Который посылает успех всем ходящим путями Его, и охраняет судьбы их, да будет свидетелем от начала и до конца. Да будет благословен Бог наш во веки. Да будет благословенно имя Его, и да будет мир Господа на праведном, совершенном, чистом, верном пророке Моисее, сыне Амрама, человеке Божием.
Я написал этот документ и я удостоверяю то, что в этом документе. Смиренный Соломон, сын Иакова, сын Аб Зикава, из сынов Данафты. Да простить мне Господь множество моих прегрешений. Аминь.
(Далее следуют подписи свидетелей договора).
Разводное письмо.1364
Во свидетельство того, что года X месяца N совершен судебным порядком развод между NN, жителем N-a, и его женою, жительницей N-a. Так-как у них были большие раздоры, произошли непристойности и постыдное, то они разделились друг с другом по взаимному согласию. Названная жена получила то, что принадлежало ей согласно брачному контракту, именно, приданое, вено, вещи, платья, перед свидетелями, и он написал ей разводное письмо и передал ей, как повелел Бог: „если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, то пусть напишет он ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего». Теперь никто из обоих ничего не имеет против другого, и жена разведена по закону свящ. Писания, и это -свидетельство ее. Да будет хвально имя Господа во веки. Да будет хвален Бог, да будет хвально имя Его. Мир Божий да будет на Моисее, господине нашем, – благословение всех людей».
II. Талмудический трактат о самарянах (מםכת בותים)1365
I.
1. Обычаи самарян частью подобны обычаям язычников, частью подобны обычаям Израиля, но более Израиля.
2. Мы не принимаем от них приношения из птиц – ни от мужчин, ни от женщин, имеющих истечения; также приношения из птиц от женщин после рождения ребенка, приношения за грех или за вину. Но мы принимаем от них обетные и добровольные приношения.
3. Мы не даем им во владение недвижимой собственности; мы не продаем им овец для стрижки, жатвы для снятия или стоящего леса; но мы можем продавать им скот для убоя.
4. Мы не продаем им крупного скота, если он даже ранен, ни жеребят, ни телят; но можем продать им такой (скот), который ранен так, что не может быть вылечен.
5. Мы не продаем им ни оружия, ни чего-либо такого, что может вредить людям.
6. Мы не даем им жен и не берем жен у них.
7. Но мы даем и берем от них проценты.
8. Мы даем им колосья, забытые снопы и зерно поля: и они имеют обычай забытого снопа и зерна, и потому им можно верить относительно колосьев и забытого снопа и зерна в надлежащее время, – также относительно десятины для бедных в год ее (ср. Втор. 26:12).
9. Но их продукты запрещены, как не одесятствованные, подобно языческим.
10. Они нарушают эруб, как язычники.
11. Дочь Израиля не может ни принимать у самарянки, ни кормить ее сына; но самарянка может воспринимать у дочери Израиля и кормить сына ее в ее (иудеянки) области.
12. Израильтянин может обрезывать самарянина и самарянин израильтянина. Р. Иуда говорит: самарянин не может обрезывать израильтянина потому, что он обрезывает его не во имя чего-либо иного, кроме горы Гаризима.
13. Мы можем ставить скот в стойле самарянина или нанимать самарянина сопровождать наш скот или доверять наш скот самарянскому пастуху. Мы доверяем самарянину сына для научения его торговле. Мы вступаем в общение и сносимся с ними всюду, но не делаем этого по отношению к язычникам.
14. Самарянин принимает халицу от своей сестры по закону и дает разводное письмо своей жене. Ему можно верить, когда он приносит разводное письмо израильтянину из какой-либо чужой области.
15. Вот вещи, которых мы не можем продавать им: мы не продаем им ни падали, ни растерзанного зверем; нечистых животных и пресмыкающихся; выкидыш животного; масло, в которое попала мышь; животное, которое больно смертельной болезнью; найденный в убитом животном плод, хотя израильтяне едят и то, и другое, -дабы продажа не ввела их в заблуждение. Как мы не продаем этих вещей им, так не покупаем их от них, как написано (Втор. 14:21): „ибо ты народ святой у Господа Бога Твоего». Так-как ты свят, то ты не должен делать другого народа более святым, чем ты.
16. Самарянину можно верить, когда он говорить, есть ли там или здесь могила (в поле), также – имело ли (известное) животное первенца или нет. Самарянину можно верить относительно дерева, четыре ли ему года или оно еще нечисто, и относительно могильных камней. Но (самарянину нельзя верить) ни относительно свешивающихся или пробивающихся сучьев, ни относительно страны язычников, ни относительно beth-peras’a1366, потому что они находятся под подозрением относительно всего этого. Общее правило таково: им нельзя доверять в том, относительно чего они находятся под подозрением.
II.
17. Мы не покупаем мяса у самарянского мясника, за исключением того, которое он сам есть, ни связки птиц, если он сам сперва не возьмет их в рот. Мы не должны поспешно покупать, что он дает израильтянам, так-как они подозревались в том, что они дают нам есть мертвечину.
18. Самарянин на одной линии с израильтянином в отношении к наказаниям, назначаемым в законе. Израильтянин, который убьет самарянина или самарянин, который убьет израильтянина, если (убийство происходит) ненамеренно, должны уйти в плен1367; если намеренно – должен быть предан смерти.
19. Если вол израильтянина забодает вола самарянина, он свободен (от наказания). Но если вол самарянина (забодает вола самарянина), то, когда это первая вина, нужно платить половину убытка, когда вторичная – полный убыток. Р. Меир говорит: за вола самарянина, который забодает вола израильского, будет ли это первая вина или вторая, – нужно платить полный убыток и по наивысшей оценке.
20. Их сыр дозволен. Р. Симеон бен-Елеазар говорит: только сыр домашнего приготовления, а сыр купленный запрещен.
21. Их сосуды и прессы, в которых они обыкновенно делают вино и уксус, запрещены.
22. Священники Израиля могут разделять священнические приношения с самарянскими священниками на территории последних, так-как они, таким образом, как бы освобождают самарян от их священников; но не на израильской территории, чтобы они (самар. священники) не имели притязания на священство у нас.
23. Если самарянский священник, когда он нечист, ест и дает от своей пиши израильтянину, то она (пища) дозволена; если он чист, израильтянину запрещено есть сто пищу.
24. Мы не покупаем хлеба у самарянского пекаря в конце Пасхи, пока не прошли три печения, ни у хозяина дома ранее трех суббот, ни у деревенского жителя, пока не прошли три печения. Когда нужно это соблюдать? Когда они не праздновали праздника опресноков в одно время с Израилем или предупредили (праздник) на один день. Но когда они празднуют праздник с Израилем, или днем позже, их хлеб дозволен. Р. Симеон запрещает его, так-как они не знают, как (нужно) соблюдать праздник подобно Израилю.
25. Прежде (раввины) говорили: вино из Кадора запрещено, по причине (близости) Кефар-Пансы. Теперь они изменили это, постановив, что там где жители подозреваются в смешении с язычниками, вино, которое открыто, запрещено, а то, которое запечатано, дозволено. Р. Меир сказал: вино их дозволено, за исключением того, которое открыто на рынке. Но мудрые говорить: то, которое открыто в каком бы то ни было месте, запрещено; то, которое запечатано, дозволено; то, которое (бочонок с которым) было просверлено и потом запечатано, одинаково с запечатанным.
26. Их кувшины, если они новые, дозволены, а если старые, запрещены.
27. Почему самарянам запрещено вступать в браки с Израилем? Потому что они смешались со священниками высот. Р. Измаил говорит: они были истинно обратившимися сначала. Почему же они были запрещены (лишены общения)? По причине их незаконно рожденных детей и потому, что они ни не берут в замужество вдовы брата.
28. Когда мы должны принимать их назад? Когда они отрекаются от горы Гаризима и признают Иерусалим и воскресение мертвых. С этого момента тот, кто ограбляет самарянина, должен (рассматриваться) как такой, кто ограбляет израильтянина.
* * *
По изданию Emmerich’a, Das Siegeslied. Eine Schrifterklarung Samar. Marqah.
Ср. Исх. 12:40. Годы пребывания Изр. в Ханаане и Египте делятся на три периода: 1) от исхода Авраама из Харрана до прибытия Иакова в Египет; 2) от этого последнего события до смерти Иосифа и 3) 140 лет угнетения египтянами от смерти Иосифа до времени исхода.
Вместо עָרבֹ Сам. читают עֹרֵב и четвертую казнь понимают, как наказание воронами
Текст папечатан у Cowley'я, 1. 1. Немецкий перевод у Ro senberg'a S. 108.
Cowley, р. 21. Немеций перевод у Rosenberg'a, S. 111.
Cowley, р. 11. Rosenberg, S. 111.
Cowley, р. 126. Rosenberg, S. 113. Каулей усвояет молитву перв. Панхасу бен-Иосифу (XIV в ).
Rosenberg, S. 115.
XIV-ro века. Cowley, 327–328. Английский перевод гимна напечатан Каулеем в Palest. Expl. Fund. Q. St. 1904 janv., p. 76–78. О субботе Амалика см. выше стр. 430.
Моисей.
На Гаризиме.
Cow le y р. 59. Rosenberg. S. 118.
Cowley р. 689. Ср. Heidenheim I, 432. Здесь же и немецкий переревод молитвы.
Место не вполне ясное. Ср. H e iden. р. 443 Anm.
Речь идет, по-видимому, о грехах.
Cowley р. 12. Молитва имеет алфавитную форму. Некоторые места ее не совсем ясны, отчасти вследствие порчи текста. Немецкий перевод ее с критическими примечаниями и с поправками к переводу Гайденгайма (Bd. II, 474) дает Гайгер (Zeit. I). М. G. XXI, 169), а английский Каулей (Pal. Exp. Р, Q. Pt. 1904 jan).
Мысль строфы не ясна. Гайгер полагает, что речь идет о дне возмездия. S. 176 Ант. 13.
Ср. стр. 369.
Cowley, р. 855. Rosenberg, S. 119.
Ср. De-Sacy N. et Extr. XII N. XVIII. Eichhorn, Kepertorium Bd. IX.
Смысл места не ясен.
Напечатана вместе с английским переводом у Wilson’s, The lands of Bible v. II, 1847, p. 689–701 и с немецким переводом у Gaster'а, Monatschr, fur Gesch. Wiss. Jud. juli-aug. 439.
Цифрами обозначены эпитеты, употребленные выше.
Rosenberg, S. 133.
Изд. Kircheim'a, Septem Libri Talmudici parvi. Frunkf. 1851, p. 31–37. Английский перевод у Nutt’a и Montgomery. Разделение трактата на отдельные галахи принадлежит Montgomery.
Beth-peras – полоса земли, поле, сделавшееся нечистым, благодаря присутствию костей.
Т. е. в город убежища.