Женская Зосимова Пустынь

Содержание

От составителя

Введение

Часть I. Преподобный Зосима (Верховский) – основатель Троице-Одигитриевского женского монастыря Семья Знакомство с пустынножительством в Рославльских лесах Начало иночества в Коневском монастыре Двадцать лет в сибирских лесах Основание женского Туринского монастыря Основание Одигитриевской обители под Москвой Наследие схимонаха Зосимы (Верховского) Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского) Часть II. Благодетели Зосимовой Пустыни Мария Семеновна Бахметева Дом грузинских царевичей Московские купцы Лепешкины Часть III. Духовное окормление сестер при становлении Зосимовой Пустыни Участие святителя Филарета в устройстве женских общежитий в Московской епархии Архимандрит Антоний (Медведев), первый благочинный Зосимовой пустыни Игумен Антоний (Путилов) и его духовные чада из Зосимовой пустыни Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Одигитриевское Троицкое общежитие (1841–1856) Троице-Одигитриевский монастырь во второй половине девятнадцатого столетия Подвижницы благочестия, чьи судьбы были связаны с Троице-Одигитриевской Зосимовой пустынью Троице-Одигитриевский монастырь в начале двадцатого столетия Часть V. После семнадцатого Трудовая артель Зосимова пустынь в 1920-х годах Новомученики Российские из Зосимовой пустыни Годы безбожия и надежды над Зосимовой пустынью Зосимова пустынь под Наро-Фоминском – памятник архитектуры Часть VI. Воскресение Навстречу возрождению монастыря Заключение Приложение Приложение I. Тропарь, Кондак, Молитва Преподобному Зосиме Приложение II. Хронология основных дат в жизни старца Зосимы Приложение III. Хронология основных дат в истории Троице-Одигитриевской женской Зосимовой Пустыни Приложение IV. Указатель благодетелей и жертвователей Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь в 1826–1917 годах Приложение V. Указатель духовных лиц, посещавших Троице-Одигитриевский монастырь Зосимову пустынь Источники. Архивы и фонды  

 

Книга повествует о жизни преподобного Зосимы (Верховского) – монаха, аскета-безмолвника, основателя двух женских обителей.

Перед нами открываются удивительные события прошлого Троице-Одигитриевского монастыря и светлые страницы настоящего, неразрывно связанные с теми, кто помогал его духовному становлению, и теми, кто опекал материально.

«Женская Зосимова пустынь» не просто монастырская летопись, а историческое исследование с подробными комментариями, где каждый факт, описание, сведение подтверждено архивными документами тех лет.

Книга знакомит читателя с драгоценным духовным наследием Троице-Одигитриевской обители под Наро-Фоминском: памятными датами и событиями, а также судьбами сестер, перенесших гонения в XX столетии.

От составителя

Книга, предлагаемая вашему вниманию, составлена на основе архивных и литературных материалов, повествующих о истории Троице-Одигитриевского монастыря под Москвой и дополняющих Жизнеописание ее основателя преподобного Зосимы (Верховского).

Исторический очерк позволяет увидеть, как среди лесов и болот утвердилась и расцвела обитель, как по крупицам собирались ее духовные и материальные ценности.

Великий старец преподобный Зосима был первым духовным наставником, указавшим насельницам пустыньки истинный путь ко Христу. После смерти старца осиротевшим сестрам пришлось немало вознести молитв ко Господу, перенести много скорбей, пролить слез, однако они не отступили от монашеских обетов и привели обитель к процветанию.

Как просто было все разрушить в 20-е годы XX века...

И сегодня, после бесконечной вереницы утрат: подвижниц, заветов, традиций, храмов,– как нелегко воссоздать Дом Божий!

Да поможет Господь уневестившимся Ему!

Введение

«Зосимова пустынь»... Как емко: всего два слова, а за ними видится и слышится образ православной Руси! Остроконечные ели, уходящие в бездонное небо, огонек лампады перед образом Спасителя, коленопреклоненный монах и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

«Зосима» – жизненный (греч.). Великое число праведников, смиренных иноков и богоносных схимников носило это имя за пройденное Россией тысячелетие Православия! Их молитвы у Престола Божия и сейчас помогают нам спасаться. Расскажем о тех подвижниках, имена которых носят основанные ими обители – Зосимова пустынь. В окрестностях Москвы их известно три.

Первая – Изосименская (по народному, перешедшему и в акты, выговору имени Зосима – Изосима). Успенская пустынь в Клинском уезде, на границе его с Волоколамским, на реке Малой Сестре, основана была во второй половине XV века (около 1479 года) преподобными Зосимой и Адрианом (жившими в правление великого князя Ивана III), Зосима был первым игуменом этой пустыни. Церковное предание, именуя их преподобными, тем самым свидетельствует, что они провели в преподобии и святости все дни своей земной жизни; известно при этом, что они «соградили иноческую обитель, собрали в ней словесное стадо овец Христовых, поучали их словом и делом благочестивому житию и наконец почили в мире от трудов своих»1. О преподобном Зосиме местное предание говорит, что он был из рода бояр Еропкиных, и это подтверждается справкой в «Родословной книге», где в роде Еропкиных значится «Игнатий – во иноцех Изосима».

Основанная преподобными Зосимой и спостником его старцем Адрианом обитель пребывала на протяжении XVI столетия в цветущем состоянии, имела до 100 человек братии и пользовалась милостями великих князей и царей. Пустынь утратила самостоятельность в 1680 году: по указу царя Федора Алексеевича ее приписали к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Под его ведением пустынь оставалась до своего упразднения в 1764 году. С тех пор называлась «погостом в Зосименье».

Спустя сто лет, в 1870-х годах, все деревянные строения на погосте пришли в ветхость. Место престола храма обители во имя Успения Пресвятой Богородицы было обозначено деревянным срубом с крестом. Вновь выстроенная церковь погоста, красивая, совсем не сельской архитектуры, была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. В южной стене близ алтаря устроили вход с тремя ступенями вниз в склеп с гробницей преподобных Зосимы и Адриана.

Клинская Изосименская пустынь основана одновременно с соседним Иосифо-Волоколамским монастырем (расположенным в 15 верстах к югу от пустыни) и с бывшей Левкиевой пустынью (в Волоколамском уезде на реке Рузе). Преподобный Иосиф Волоколамский скончался в 1515 году, а преподобный Зосима – около 1506 года. Истории известны имена 17 игуменов и 11 строителей Изосименской пустыни. Сохранились многие древние акты2.

Второй по времени возникновения была Смоленская Зосимова пустынь. Основана она в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца.

Неизвестно, сколько лет провел в отшельничестве схимонах Зосима, пока народ не стал стекаться к нему за советами и наставлениями. Несомненно, старец Зосима был избранником Божиим. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтила Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне3.

По преданию монастыря, о. Зосима проповедовал о Христе и учил народ закону Божию, имел свою паству, ему сердечно и искренне были преданы все окрестные жители. Около келий о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710–1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времен4.

После смерти основателя Зосимову пустынь несколько раз упраздняли и вновь возобновляли. Первый раз она была упразднена в 1722 году указом о присоединении малых монастырей к большим. Церковное имущество поступило в Лукьянову пустынь Александровского уезда. Часовню сломал владелец местных лесов в 20-х годах XIX века, но почитание старца не прекратилось, и в 1848 году ее восстановили. В июле 1866 года часовня и три десятины леса вокруг нее были пожертвованы в пользу киновии Боголюбской Богоматери и, по распоряжению начальника киновии схимонаха Филиппа, в Зосимовой пустыни стала жить и трудиться братия.

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был схиигумен Герман. Память о истинном монахе, делателе Иисусовой молитвы, составляет духовную сокровищницу обители5.

Его современник и насельник пустыни, старец иеросхимонах Алексий, также прославил Господа своей жизнью. Отцу Алексию было суждено свыше вынуть жребий, предопределивший избрание владыки Тихона Патриархом всея Руси. В 1919 году, 28 февраля, о. Алексий был пострижен в схиму. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году со своим верным и преданным келейником о. Макарием6 он переехал в Сергиев Посад, где скончался 19 сентября 1928 года7. Многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова), духовного сына схиигумена Германа. Благодаря им в обители установился строгий устав и продолжалось самоотверженное окормление христиан, невзирая на чудовищные притеснения со стороны советской власти.

Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого. Вскоре, 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилась канонизация преподобного Алексия Зосимовского. Предстательством и молитвами угодников Божиих укрепляется воссозданная обитель на радость всему православному миру.

Третья «Зосимова пустынь», на этот раз женская, была основана старцем пустынножителем Зосимой (Верховским) в 1826 году среди лесов и болот Верейского уезда Московской губернии. Именно этой обители посвящена данная книга. Поэтому здесь лишь кратко упомянем ее историю. При жизни старца (скончавшегося 24 октября 1833 года) в пустыньке еще не было ни одного храма. Но старец предсказал расцвет обители и завещал первый храм посвятить Живоначальной Троице, а второй – иконе Божией Матери «Одигитрии», покровительнице его родной Смоленщины. Предсказания Божиего угодника сбылись, и в 1856 году обитель была утверждена в статусе Троице-Одигитриевского общежительного женского монастыря. На рубеже 1928–1929 годов монастырь был закрыт. Но как напоминание о нем сохранилось название ближайшей к монастырю железнодорожной платформы перед Наро-Фоминском – «Зосимова пустынь».

Нередко приводит к путанице8 схожесть в названии двух Зосимовых пустынь, посвященных Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии». В старинных документах они всегда различались местоположением (названием уезда и губернии). В устной речи – уточнением «мужская» или «женская». Несомненно, каждая из этих обителей имеет для паломников свой неповторимый образ и духовную ценность.

Господь уготовил возобновлению Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни и прославлению ее основателя преподобного Зосимы (Верховского) в лике местночтимых святых канун величайшего праздника для всего христианского мира – 2000-летие Рождества Христова. Новый XXI век ознаменовался для монастыря торжеством всецерковного9 прославления преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского 4 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Прославлены также погибшие в ГУЛАГе последняя игумения Зосимовой пустыни Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бученевой) и расстрелянные послушница Мария (Портнова) и священник Димитрий Ильич Розанов. Отметим, что многие архиереи и старцы, с которыми общались преподобный Зосима и сестры монастыря, ныне почитаются Церковью святыми: святитель Филарет, митрополит Московский, святитель Иннокентий, митрополит Московский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, святитель Макарий (Невский), преподобные старцы Оптинские – Антоний, Моисей, Макарий, Амвросий, преподобный Антоний Радонежский, преподобный Пимен Угрешский, священномученики Георгий Архангельский и Игнатий Лебедев.

Предлагаемая книга оформилась в результате обработки архивного материала о женской Зосимовой пустыни, собранного в течение 1990-х годов, а также воспоминаний современников и впечатлений паломников, посетивших обитель. Неоценимую помощь в изучении собранных материалов оказала Ольга Игоревна Верховская. Пользуемся случаем поблагодарить всех, кто откликнулся на наши письма-запросы: благочинного Свято-Николаевского Туринского монастыря иеромонаха Серафима (Лукина), директора краеведческого музея в городе Туринске Зинаиду Федоровну Мачихину, директора госархива Иркутской области Татьяну Максимовну Душкину и исполнительницу нашего запроса О. Т. Базалийскую10, жителей Новокузнецка Юрия Викторовича Ларченкова-Казановича и краеведа В. П. Девятиярова». Благодарим первых рецензентов этой книги (в виде сборника документов) – д. и. н. Марину Михайловну Громыко и к. и. н. Олега Викторовича Кириченко, а также о. Германа (Подмошенского), к. филолог. н. Тамару Михайловну Судник, историков Игоря Сергеевича Тихонова и Леонида Романовича Вайнтрауба за необходимые уточнения для некоторых глав. За неоценимую помощь в подборе материалов о судьбе арестованных сестер в 1930-х годах благодарим сотрудниц Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» Светлану Николаевну Романову и Галину Николаевну Гринь, сотрудницу кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидию Алексеевну Головкову, заведующую фотоархивом общества «Мемориал» Наталью Алексеевну Малыхину. В книге использовано несколько рисунков, посвященных жизни старца Зосимы и выполненных Ириной Леонидовной Верховской. Мы благодарим фотографа Константина Валентиновича Сафронова за фотопересъемку иллюстраций для книги.

В разделах книги, раскрывающих путь старца Зосимы (Верховского), используется его известное «Жизнеописание»11 как канва, без специальных оговорок. Большинство найденных архивных документов имеет фактографический характер, поэтому создать новый текст об о. Зосиме без цитирования страниц его Жизнеописания было невозможно. Ту часть книги, которая посвящена земной жизни преподобного Зосимы, мы считаем лишь слабым дополнением к уже известному Жизнеописанию. Все архивные и дополнительные литературные сведения сопровождаются сносками с указанием источника информации, почерпнутой в основном из фонда Московской Духовной консистории (ЦИАМ), фонда Тобольской Духовной консистории (ТФ ГАТО), фонда Святейшего Синода (РГИА), фондов различных монастырей (РГАДА), фондов советских административных учреждений за 1920-е годы (ЦГА МО), фондов Оптиной пустыни и Троице-Сергиевой Лавры (Отдел рукописей РГБ)12. Публикация первоисточ ников текстов духовных сочинений и писем преподобного Зосимы осуществлена редакцией Троице-Сергиевой Лавры в книге «Преподобный старец Зосима Верховский. Творения» (2006). Документы, касающиеся истории Зосимовой пустыни, готовятся к печати.

* * *

1

Леонид (Кавелин), архим. Клинская Изосименская пустынь и ее акты // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете, 1876. Кн. 2. Смесь. С. 69.

2

Там же. С. 71 –116. Так же: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1874. Кн. 3. Отд. 1. С. 57 – 58. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. Т. 1. № 820.

3

Архимандрит Леонид (Кавелин) провел исследование исторических данных и пришел к выводу справедливости версии о посещении старца Зосимы царевной Наталиею Алексеевной [Леонид (Кавелин), архим. Зосимина пустынька и ее основатель блаженный старец Зосима. М., 1888].

4

Серафим (Чичагов), митр. Зосимова пустынь в честь Смоленской Ее иконы Божией Матери (Александровского уезда Владимирской губернии). М., 1913. То же частично: Северная Оптина // Альманах «К свету». [ 1994.] № 14. С. 1–9. Корсунский И. Н. Зосимина пустынь Александровского уезда. Сергиев Посад, 1895. Стромилов Н. Зосимова пустынька. М., 1874.

5

Арсений (Жадановский), архиеп. Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман // Альманах «К свету». № 14. [1994.] С. 11–27.

6

После кончины старца Алексия о. Макарий принял священнический сан, но вскоре был арестован и умер в заточении.

7

Старец Алексий и Зосимова пустынь // Альманах «К свету». [1994.] № 14. С. 34–72.

8

Из последних изданий, допустивших ошибки в идентификации этих двух «Зосимовых пустынь», приходится указать солидный альбом «Русские монастыри», выпущенный издательством «Очарованный странник» в 1995 году, где на с. 213 текст о мужской Свято-Смоленской Зосимовой пустыни сопровождается гравюрой с изображением Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни. То же повторено и в книге П. Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX веков» (М., 2002. С. 245). К этому можно добавить, что гравюра мужской Свято-Смоленской Зосимовой пустыни XIX столетия приведена в указанном альбоме «Русские монастыри» на с. 132–133 под ошибочным заголовком «Монастырь Смоленской епархии».

9

Канонизация прп. Зосимы как местночтимого святого Московской епархии состоялась 23 июля 2000 г., а прп. Василиска как местночтимого святого Екатеринбургской епархии 11 января 2004 г.

10

Просим прощения, что не знаем полностью имени и отчества.

11

Жизнь в Бозе почившаго блаженнаго старца схимонаха Зосимы. 1-е изд. М., 1860; Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженные памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889; Преподобный Зосима (Верховский). 3-е изд. М., 2005. А также в сборниках и в репринтном перепечатывании: Старец схимонах Зосима (Верховский) // Жизнеописания отечественных подвижников 18 и 19 столетий. М., 1909. Октябрь. С. 598–687 (и репринт 1994 г.); Старец Зосима (Верховский). Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. М., 1994 – репринт.

12

Подробнее о просмотренных архивных фондах см. в разделе «Источники».


Источник: Женская Зосимова Пустынь [Текст] : ист. очерк / сост. Зосима (Верховская), мон. – М. : Сибирская Благозвонница : Паломник, 2008. – 638 с. : иконы, ил. – Прил.: С. 600–629. – Источники: С. 630–633. – ISBN 5–88060–128–5

Комментарии для сайта Cackle