Разговоры о вере c наставником Спасова согласия Аввакумом Онисимовым и наставниками других согласий

Прежде всего, нахожу нужным сказать о тех причинах, которые вынудили меня войти в рассуждение с помянутым наставником Спасова согласия и наставниками других согласий.

Я родился от православных родителей, крещен был православным священником, но с возрастом постепенно охладевал к хождению в храм Божий для молитвы, и если изредка ходил, то без всякого к тому усердия, потому что в нашей стороне находится много старообрядцев: Спасова, Филиппова, Федосеева и других согласий, которые говорили мне, что ныне в церковь ходить не нужно, ибо в ней царствует антихрист, и что которые в нее ходят, те невидимо поклоняются антихристу. Когда более наслушался таких слов, тогда и вовсе оставил хождение в церковь, опасаясь, как˗бы и в самом деле не поклониться в ней антихристу. Пришедши в совершенный возраст и освободившись от рекрутской повинности, я возымел сильное желание узнать, правду ли мне все это говорили старообрядцы. С этою целью я вошел в близкое знакомство с наставниками разных согласий, ездил и в Москву к наставникам Преображенского кладбища. Все они старались уверить меня, что настало от лет патриарха Никона царство последнего антихриста, что архиереи и священники великороссийской церкви суть слуги антихристовы, которые в крещении младенцев повелевают молиться духу лукавому и потому их крещение есть не крещение, но паче осквернение; троеперстное сложение называли печатью антихриста и приводили на это доказательство из 91 главы, как в последствии оказалось, подложного седмитолкового апокалипсиса, в которой действительно оно названо печатью антихристовой. Они дали мне с этого подложного апокалипсиса список, и я, читая его, по своей простоте, всему писанному в нем верил, и вполне убедился, что ныне уже царствует антихрист, и триперстное сложение есть, действительно, печать антихристова, что крещение, совершаемое священниками, принявшими эту печать, есть не крещение, a осквернение. Поэтому необходимым признал снова креститься, но недоумевал, от кого именно креститься, от филипповцев, или федосевцев. Так как те и другие одинаково утверждают необходимость крещения, а между собой имеют раздор, обзывают друг друга еретиками, то у меня и явилась мысль расследовать, кто из них правее, чтобы безошибочно можно было принять крещение. Стал рассматривать их разногласие, но сколько ни рассматривал, не нашел достаточной причины, из-за которой следовало бы им разделяться; все же однако федосевцев находил более справедливыми и потому готов был принять от них крещение.

Когда родители узнали о моей решимости креститься, то стали мне говорить: «перекреститься, Иванушка, недолго, да ладно ли будет? Чтобы не окреститься дважды, а два раза креститься не велено. Погоди немножко, ты еще молод, время будет, окреститься успеешь». – Я говорил им: отлагать крещение опасно: если приключится смертный час, и я помру некрещеный, то за это и вам будет большой грех. Они на это отвечали: «как хочешь, мы воли от тебя не отнимаем, только советуем погодить креститься. Тебе поговорить бы нужно еще со Спасовыми, – у них тоже есть люди очень хорошие и начитанные, а креститься то не велят: иные из них весь век свой читают книги, но повеления креститься не находят».

Совета родителей я послушал, стал рассуждать с наставниками Спасова согласия, кои часто приезжали к нам в деревню, и особенно с инокинею Агниею, славящеюся своею начитанностью. Она в беседах со мной утверждала, что крещенному по евангельской заповеди во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения снова креститься, отнюдь не следует. Если арианское, македонианское и других еретиков крещение, говорила она, св. отцы принимали и приходящих от них не перекрещивали и перекрещивать не велели, то и над приходящими от никониан не должно повторять крещения. Между тем ариане и македониане заражены были самыми богопротивными лжеучениями: первые Сына Божия именовали тварию, a последние хулили Св. Духа, каковых ересей никониане не имеют.

Я говорил ей: хотя св. отцы от оных и других еретиков принимали крещение, но приходящих в соединение Церкви помазывали св. миром, или возложением рук пресвитерских и молитвами, как свидетельствуется в Кормчей в правильном ответе Тимофея Александрийского, сообщали им дар Духа Святого и тем восполняли недостатки еретического крещения. Но так как у вас нет миропомазания и возложения рук, то посредством чего же приходящему от ереси преподаются дары Св. Духа?

Мать Агния сказала: нужно спросить дедушку Аввакума Онисимовича; он об этом хорошо знает, а я на это не знаю что сказать.

Я спросил: когда же мне можно будет увидеть его?

Она ответила: теперь его нет дома, но когда придет, тогда я тебе дам известие.

Действительно мать Агния свое обещание исполнила в точности. Когда он возвратился домой, она передала ему о сущности наших разговоров и о желании моем с ним побеседовать. Он пожелал со мной видеться и дал мне знать, чтобы я приехал к нему в Бывальцово, находящееся от нашей деревни в двадцати верстах. Там построены кельи, в которых проживают старички и старушки; между этими кельями находится и келья дедушки Аввакума, внутри которой устроена весьма хорошая молельня, украшенная множеством икон. Это приглашение я принял с особенною радостью, и, не отлагая времени, взял с собой выписки из седмитолкового апокалипсиса и отправился в Бывальцово. Дедушка Аввакум принял меня очень ласково и сказал: я слышал про тебя, Иванушка, что ты хочешь креститься.

Я сказал: да, хочу, ибо некрещеному спастися невозможно: «аще кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не имать внити в царствие Божие» (Иоан. зач. 8).

Он сказал: это верно, некрещенному спастися нельзя; но ты, ведь, крещен, а крещенному во второй раз креститься не велено. Кто другой раз крестится, тот в другой раз Христа распинает. «Как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься», сказано в 9 главе 4 книги Иоанна Дамаскина, «и которые, быв крещены во Отца и Сына и Святого Духа и научены исповедовать одно Божие естество в трех ипостасях, снова перекрещиваются, все таковые снова распинают Христа».

Я спросил: возможно ли признать истинным крещением то крещение, которое совершено еретиками, хотя бы оно было совершено и во Святую Троицу?

Он ответил: без сомнения возможно. Ибо и святые отцы крещение, совершаемое еретиками в три погружения, принимали.

Я сказал: что св. отцы принимали крещение от еретиков, это говорят и перекрещенцы; но отцы принимали еретиков под миропомазание, и тем довершали крещение; а у вас нет св. мира, посредством которого можно было бы навершить недостатки еретического крещения; да хотя бы и было, всё-таки нынешних еретиков нужно принимать чрез новое крещение, ибо они приняли ереси всех древних еретиков. Выслушай, что я прочту о новых еретиках. Тут я вынул из кармана выписку из седмитолкового апокалипсиса, и прочитал из 91 главы следующие слова: «рече Иоанн Богослов: восприимут вси человецы печать антихристову, – а печать антихристова, толкует Богослов, три перста в десной руце: первый перст лев, второй змий, третий лживый пророк, а посреди их сам сатана». Прочитавши это, я сказал: вот, видишь, дедушка Аввакум, ясно, что нынешних еретиков применят к древним еретикам, от которых св. отцы принимали крещение, нельзя; ибо нынешние еретики приняли троеперстное сложение, которое, по свидетельству св. Иоанна Богослова, есть печать антихристова; a принявших печать антихристову крещение может ли считаться истинным крещением?

Он спросил: где ты, Иванушка, взял эту выписку?

Я сказал: выписку эту дал мне дедушка Матфей, наставник Федосеева согласия, проживающий в деревне Вонявине.

Он еще спросил: ты веришь этой выписке?

Я сказал: верю. Почему же не верить, когда она ссылается на книгу, а книгам мы должны верить.

Дедушка Аввакум, покачав головою, со вздохом сказал: сколько перекрещенцы прельстили людей этою ложной выпиской! Как они не устрашатся Христа, который сказал: иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мат, зач. 74)! Вот какое страшное прещение изречено за соблазнение одного человека, а покрещеване прельщают тысячи людей, и потому какому ужасному осуждению они подвергают себя!

Я спросил: неужели эта выписка ложная?

Он отвечал: ложная, Иванушка, Ибо седмитолковых апокалипсисов нет и никогда не было. В истинном Апокалипсисе находится только 22 главы, a 91 главы, на которую ссылается твоя выписка, нет. Поэтому, если у тебя есть желание узнать истинную веру, то нужно читать книги законные, а выпискам, особенно происшедшим от

покрещеван (перекрещенцев), верить нельзя, – оне большею частию бывают ложны.

Я сказал: кроме этой, у меня еще есть много других выписок, которые убеждают непременно снова креститься, – говорят, что еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. Я рад бы проверить их с книгами, на которые оне ссылаются, но не имею возможности. Ибо таких книг в нашей стороне нет.

Дедушка Аввакум сказал: если у тебя есть усердие познать истину, то о книгах не тужи, книг найдем каких угодно, только не здесь, a в городе Коврове, там у нас целая библиотека.

Я сказал: весьма бы желал почитать эти книги, но недоумею, каким способом мне попасть в Ковров.

Он сказал: я теперь же с собой, взял бы тебя, если бы только отпустили твои родители.

Как только произнес он эти слова, я тут же поклонился ему в ноги и убедителъно просил его не оставить меня своею помощью.

Он сказал мне: не кланяйся, Иванушка, Бог не оставит тебя. Теперь поезжай домой и проси согласия у родителей. Если они тебя уволят, то в четверг приезжай в Пошехонье. Там мы с тобой свидимся и отправимся в путь. – Он тут мне указал и квартиру, в которой мог бы я его отыскать.

После этого, немного поговорив с ним о некоторых других религиозных предметах, я отправился домой. Это было в 1881 году, на второй неделе великого поста, в понедельник. Дома передав своим родителям о знакомстве с дедушкой Аввакумом, я усердно просил их отпустить меня с ним ехать в Ковров для познания истинной веры. Родители рады были приглашению дедушки Аввакума и охотно согласились отпустить меня. Когда наступило время моего отъезда, то до Пошехонья нашли мне подводу, дали на дорогу немного денег и, благословив, отправили меня в путь. В Пошехонье я благополучно прибыл в назначенный день и вскоре увидался с дедушкою Аввакумом. Отсюда на другой день мы отправились в Данилов, из Данилова в Ярославль, из Ярославля в Москву, а отсюда в Ковров по железной дороге. За всю эту дорогу деньги отдал за меня дедушка Аввакум. В Ярославле я хотел взять билет на свои деньги, но он не допустил, сказав: ты, Иванушка, свои деньги береги на обратный путь.

Я сказал: спаси тебя Господь за оказанную тобою мне милость: но мне совестно обременять тебя.

Он ответил: ты обо мне не беспокойся, Господь поможет в нуждах, а тебе деньги еще пригодятся.

За 12 верст до Коврова, на станции Новки, мы слезли с машины и отправились в келию дед. Аввакума, которая находится в двух верстах от этой станции на даче Ковровского купца Степана Прокопьева Большакова. Здесь поживши немного времени, съездили в Ковров, привезли отсюда древлеписьменных и древлепечатных книг, и занялись проверкою данных мне покрещеванами выписок. В последних мы нашли следующие слова: «аще которые еретики и в три погружения крестят, то и таковых подобает снова покрещивати». В подтверждение этих слов тут же находится ссылка на книги Иосифа Волоколамского, Феодора Вальсамона и других, которые якобы так учат. Но при проверке такого учения в помянутых книгах не оказалось и ссылка на них не оправдалась. По этой причине, к покрещеванам я стал терять доверие. Когда заметил во мне эту перемену дедушка Аввакум, тогда стал еще усиленнее обвинять их. Правила церковные, говорил он, еретиков разделяют на три чина, и первых из них повелевают перекрещивать, вторых миром помазывать, а третьих с одним проклятием ересей принимать; а покрещеване, в противность правилам, всех еретиков смешивают в один первый чин и принимают чрез крещение, тогда как крестить повелевается только тех еретиков, которые крещены не в три погружения, а тех, которые крещены во Святую Троицу в три погружения, покрещевать отнюдь не повелевается. Прочитал мне об этом правила св. отец: 8 первого, 7 второго, 95 шестого вселенских соборов, и 7 Лаодикийского поместного собора, которые ариан, македониан и других еретиков, действительно, не велят перекрещивать, но повелевают принимать чрез помазание св. миром, – и по прочтении сказал: «вот, Иванушка, мы все эти правила соблюдаем в точности и крещеных в три погружения во имя Св. Троицы не перекрещиваем, как это делают незаконно покрещеване».

Я сказал: покрещеване основываются на 47 правиле св. Василия Великого, которое наватиан трехпогруженцев повелевает снова крестить.

Он сказал: 47 правило Василия Великого не может служить оправданием покрещеван, Ибо оно написано частным лицем, а не вселенским собором, написано к Амфилохию епископу Иконийскому, и должно было поступить на рассмотрние собора, как об этом в конце правила сказал сам Василий: «аще се угодно будет, то подобает множайшим епископом вкупе быти и о сем правило изложити». По смерти Василия Великого это и сбылось. Второй вселенский собор, на котором присутствовал и св. Амфилохий, в седьмом правиле постановил, как и выше сказано, наватиан, македониан и других еретиков принимать под миропомазание, а вновь крестить запретил. Даже само толкование того 47 правила Василия Великого, на которое покрещеване ссылаются, согласно 7 правилу второго и 95 шестого вселенских соборов, наватианское крещение приемлет, повелевая помазывать наватиан только св. миром. Когда же вселенские соборы о принятии еретиков дали такия правила, то необходимо нужно им повиноваться и их должно предпочитать правилам частных лиц.

Я сказал: да, это верно, что нужно более следовать вселенским правилам, нежели правилу Василия Великого; но покрещеване в великороссийской Церкви находят много ересей, говорят: в Символе веры она оставила слово: истинного, в молитве крещения повелевает молиться духу лукавому, приходящих от римскокатолической церкви обливанцев, вопреки изложению Филарета патриарха, принимает без крещения, за каковые ереси и за принятие обливательного крещения приходящих от ней считают законным вновь крестить в три погружения.

Дедушка Аввакум сказал: покрещеване несправидливо обвиняют в этом великороссийскую Церковь. Без слова: истинного, Символ веры находится во многих древлеписьменных и древлепечатных книгах и потому это ересью считать нельзя. И тут же показал мне Символ веры без слова: истинного в древлеписьменной Кормчей и уверял, что книга Стоглав находит его даже излишним. В то время Стоглава под руками у меня не было, и я не доверял eгo словам, но в последствии, когда были мы в доме Першиных, то дедушка Аввакум принес древлеписьменный Стоглав и в нем прочитал мне 9 главу, в которой сказано так: «и в Духа Святого истинного и животворящего. Ино то гораздо. Неции ж глаголют: и в Духа Святого Господа истинного. Ино то не гораздо. Едино глаголати, или: Господа, или: истинного». С нами тут же присутствовал Дмитрий Андреевич Першин, который также уверял меня, что покрещсване весьма несправидливо за это слово обвиняют великороссийскую Церковь в принятии ереси. Дедушка Аввакум еще продолжал меня уверять, что покрещеване клевещут на великороссийскую Церковь и в том, будто в молитве крещения младенцев она молится духу лукавому; говорил, что такая же точно молитва, в которой мнятъ быть молению духу лукавому, находится и в древлепечатном Требнике Гедеона Балабана, епископа Львовского, о православии которого свидетельствуется в старопечатной книге Кирилловой на листе 487. Этот Требник напечатан в Стрятине в 1604 году, и в предисловии его говорится, что он буквально переведен с грческого Требника, присланнаго Мелетием патриархом Александрийским, известным по своим знаменитым посланиям об унии, помещенным в книге Кирилловой. Но как невозможно допускать, чтобы ревнители православия Мелетий и Гедеон в помянутой молитве молились духу лукавому, так равно нельзя в этом молении обвинять и великороссийскую Церковь, потому что эта молитва ею взята из помянутых Требников, и если покрещеване обвиняют её, то обвиняют несправедливо, по неведению.

Я спросил: неужели в помянутом древнем Требнике епископа Гедеона находится такая молитва, во всем схожая с молитвою, помещенною в исправленном при Никоне Требнике?

Он сказал: верно находится. В книжной лавке в Москве я сам видел Требник Гедеона. Он находится и в библиотеке А.И. Хлудова. Когда будешь в Москве, то сходи в нее, справься и узнаешь, что я говорю тебе правду. – В последстии, когда мне случилось быть в Москве, для справки ходил в помянутую библиотеку и там видел этот Требник, и при проверке действительно слова дедушки Аввакума оказались истинными.

Но хотя убедился я в несправедливости сих обвинений покрещеван, великороссийскую Церковь я все же считал глубоко падшею потому, что она над римлянами обливанцами не повторяет крещения, и потребовал от собеседника суждения об этом.

Дедушка Аввакум сказал: за принятие римлян без повторония крещения Церковь также обвинять нельзя, ибо таким способом принимала их и древняя Церковь задолго до Никона патриарха. Святые Савва Сербский и Нифонт епископ Новгородский, римлян также не перекрещивали, а принимали их под миропомазание. И тут же показал мне в древлеписьменной Кормчей постановление, которое заповедует приходящих от латинской веры помазывать только св. миром. При этом сказал: древняя Церковь не только от приходящих принимала обливательное крещение, но в некоторых случаях и сама совершала такое крещение, о чем свидетельствуется в устав святого Киприана митрополита Киевского и всея России, во главе 33: «аще убо младенец есть крещаемые, посаждает его доле в крестильнице воде суши пo шии и куплет, придержка левою рукою; десною же прием теплую воду, возливает на главу его, за еже младенцу слабу сущу, и блюсти залития, и речет предреченные глаголы, еже есть, во имя Отца, и проч. Аще ли же есть смышлен человек крещаемыи, погружает его священник в три погружения, глаголя на коеждо погружение именование, якоже предсказахом». Тоже самое сказано еще и в старопечатном Потребнике нашего русского первого патриарха Иова. Поэтому великороссийскую Церковь за принятие обливательного крещения много обвинять нельзя. Она была бы и вовсе не виновна, если˗бы принимала такое крещение в особенных случаях, как это допускала и древняя Церковь; но она ныне обливательное крещение признала всеобдержным и равносильным трепогружательному: в этом она, действительно, погрешаете; но ради такой ея погрешности, крещенных ею в три погружения, все˗таки не следует перекрещивать, как это незаконно делают покрещеване.

С этим мнением, что великороссийская Церковь поливательное крещение приемлет в закон, признает его равносильным погружательному и в том погрешает, я тогда вполне был согласен; но в последствии, при более строгом рассмотрении дела, увидал, что великороссийская Церковь обливательное крещение никогда не привимала в закон всеобдержный и не издавала на это никакого правила. Ею положен всеобдержный закон крестить чрез трикратное погружение в воду крещаемого, а обливательное крещение она приемлет, по снисхождению, как признает и от простолюдин действуемое случайное крещение.

Затем, чтобы привлечь меня на свою сторону, он дал мне для чтения книгу Цветник, в котором собраны свидетельства из многих книг, направленные против мнений покрещеван. В нем изобличается их неправое толкование о пришествии пророков Илии и Еноха и о последнем антихристе, якобы Илия и Енох не приидут чувственным образом, а под Ильею и Енохом будто˗бы должно разумет их писания, и антихрист якобы уже давно царствует духовно. Там же находится сличение древних еретиков с великороссийскою Церковью, и о ней говорится, что она менее против их имеет ересей, и что если истинная Церковь от горших еретиков принимала крещение, то тем более от великороссийской Церкви должно принимать оное, как менее еретичествующей. По прочтении этого сборника я вполне убедился в несправедливости учения покрещеван, и вновь креститься от них у меня совершенно охота отпала.

Дедушка Аввакум весьма радовался этому и чтобы окончательно уничтожить во мне доверие к филипповцам и федосевцам, стал усиленно обвинять их еще за то, что они вопреки учению божественного Спасителя: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мат. зач. 78), отвергают брак и приходящих от ереси мужа с женой разлучают.

Вычитал мне следующие слова апостола Павла: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецые от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесовесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным (1 пос. к Тим. зач. 284), – и по прочтении сказал: вот эти слова Апостола прямо падают на филипповцев и федосевцев, кои, проповедуя прекращение брака, возбраняют жениться, не разумея того, что только по воскресении не женятся и не посягают, а до воскресения, покуда в нас существует смерть, брак необходим; с прекращением его, прекратился бы и род человеческий в одно столетие. Вопроки Божией заповеди: раститеся и множитеся, и наполните землю, и обладайте ею (Быт. гл. 1). они являются истребителями рода человеческого. Святой Симеон Солунский брак называет даром Божиим, данным ради детотворения; а покрещеване этот дар Божий отмещут и чадородие часто называют лапшой антихристовой. Рассуди, Иванушка, ладно ли они так поступают.

Я сказал: они поступают крайне несправедливо.

Он сказал: да, вот и сам увидел, что у покрещеван много находится заблуждений. Теперь советовал бы я тебе попоститься недельку, да на Пасхе˗то присоединиться к нашей православной вере.

Я ответил: рад бы всею душою присоединиться к истинной вере; но из опасения, чтобы не впасть в ошибку, нахожу нужным прежде почитать побольше книг. Святое писание говорит, что как Господь един, так и истинная Церковь должна быть едина, и «вне ея нигдеже несть спасения» (Больш. Кат. глав, 25); а старообрядцы, содержа одне и те же старопечатные книги разделились на многие, одно другому враждебные согласия. Каждое из них называет себя истинною Церковью и утверждает, что в нем только возможно спасение, а в других согласиях невозможно. Это обстоятельство меня приводит в сомнение и я думаю, что от чтения книг оно скорее разрешится.

Дедушка Аввакум сказал: ну, Иванушка, не ожидал я от тебя этого. Я полагал, что на Пасхе ты к нам непременно присоединишься. Но если у тебя есть сомнение, то ладно, почитай прежде побольше книг. Их у нас много. А если в которых будет нехватка, то из Коврова привезем их. He уверившись вполне присоединяться и я не советую.

С этого времени я занялся прилежным чтением книг, и каких не хватало, брал в Коврове у Степана Прокопьевича Большакова и Дмитрия Андреевича Першина, которые давали их с любовью. Затем вскоре познакомился еще с другой старообрядческой сектой, именуемой – no малому началу. К ней принадлежит и брат помянутого Дмитрия Андреевича Николай Андреевич Першин, человек хорошо начитанный. Последователи этой секты (малоначальные) с дедушкой Аввакумом ни в чем не сообщаются. Хотя я и прежде слышал об их разделении, но мне желательно было обстоятельнее узнать сущность их разногласия. По этому я обратился к дедушке Аввакуму с вопросом; скажи Бога ради, почему вы находитесь в раздоре с малоначальными и какая между вами существует разница?

Он сказал: разница у нас в том, что они приходящих от великороссийской Церкви принимают без проклятия ересей, а мы так не принимаем, но согласно правилам церковным заставляем проклинать ереси. При этом прочитал 7 правило Лаодикийского собора, которое воспрещает принимать еретиков, если они отказываются проклинать свои ереси, – и по прочтении сказал: вот, Иванушка, смотри сам, правила еретиковъ без проклятия ересей возбраняют принимать, а они – малоначальные – этим правилам не повинуются, принимают еретиков без проклятия их ересей. В этом только и состоит у нас с ними разница. Другой нет.

После этого объяснения, мне захотелось послушать и малоначальных, и узнать, в чем они обвиняют дедушку Аввакума; я стал убедительно просить его побеседовать с Николаем Андреевичем Першиным, принадлежащим к секте no малому началу; но сколько ни просил, он не согласился исполнить просьбу, и наконец сказал так: я с ним много раз беседовал, да никакой от этого не выходило пользы. Если желаешь узнать его убеждения, то лучше сам сходи к нему, и спроси его, о чем тебе будет угодно.

Затем вскоре явилась потребность мне быть в Коврове для отсылки на родину письма и я по пути зашел в дом к Николаю Першину и объяснил ему свое желание с ним побеседовать. Он принял меня очень радушно, пригласил в свою молельню и просил высказать, о чем я намерен беседовать.

Я сказал: мне желательно знать, в чем разногласит с вами дедушка Аввакум и брат ваш Димитрий Андреич, и чего ради вы с ними не сообщаетесь.

Он сказал: потому не сообщаемся, что дедушка Аввакум и Димитрий Андреич в нашей стороне сделали великое смущение, выдумали новость: приходящих от великороссийской Церкви принимают с проклятием ересей, какового обычая до дедушки Аввакума у нас не было. Наши старички, мой покойный родитель и другие, люди были неглупые, а такового обычая не имели и нам не заповедали иметь. И вот за то, что не принимаем новоизмышленного обычая, держащиеся его называют нас еретиками и ни в чем с нами не сообщаются.

Я спросил: почему вы сомневаетесь принимать еретиков с проклятием ересей, как это делает дедушка Аввакум и Димитрий Андреич?

Николай Андреич отвечал: потому, что с проклятием ересей нужно принимать священникам, a не мирянам. Ho так как в нашем обществе священства нет, то восхищатъ недарованную себе власть мы боимся; а повеления, чтобы простолюдин мог принять приходящего от ереси с проклятием его ересей, нигде в святом писании не находим, да и быть не может. Вход в Церковь еретикам и сообщение им даров Св. Духа даруется чрез крещение, миропомазание и возложение рук пресвитерских, а не одним проклятием ересей, как несправедливо утверждают дедушка Аввакум и Димитрий Андреич.

Я сказал: дедушка Аввакум основывается на словах 7 правила Лаодикийского собора: «еретицы, аще не проклянут ереси, не приятни».

Он сказал: это правило мы хорошо знаем, но должно взять во внимание также и то, что в нем повелевается проклинать ереси тех еретиков, которые уже были осуждены собором епископов, a никониане еретики никаким собором не осуждены и не прокляты, и никакого чиноприема на них не было изложено; не осужденных же и не проклятых проклинать опасно. Дедушка Аввакум заставляет приходящих от великороссийской Церкви проклинать ереси, но с проклятием ересей необходимо должно соединить помазывание миром и чтение разрешительной молитвы, без каковых действий еретику второго чина невозможен вход в Церковь; но за неимением священника они этого не делают и потому явно действуют несправедливо, не по правилу.

Я спросил: а у вас посредством какого действия совершается принятие в Церковь?

Он ответил: без священнических молитв и без помазания святым миром не может правильно совершаться вход в Церковь; будучи простолюдинами, мы хотя и принимаем от ереси приходящих, но свое принятие считаем недостаточным; только надеемся на милосердного Бога, который, видя наше бедственное положение, авось, думаем, дополнит наши недостатки.

Я еще спросил: находится ли где в писании такое повеление, которое давало бы мирянину право принимать приходящаго от ереси?

Подумав немного, он сказал: в правилах церковных на это повелния мирянину нет, и я полагаю, потому нет, что прежде в Церкви существовало священство при котором изложителям правил о мирянах и о их нуждах не было надобности говорить,

Я спросил: так как вы сказали, что прежде в Церкви существовало священство, а ныне у вас его не существует, то не написано ли где, что священство в Церкви когда либо прекратится и Церковь будет существовать из одних мирян?

Он ответил: о прекращении священства в писаниях нигде не сказано: но не имея его в виду, мы полагаем, что и вовсе его ныне нет.

После этого много я опрашивал о причине небытия священства; но Николай Андреич на все мои вопросы отвечал уклончиво, и основывался не на учении божественного писания, а на своих соображениях, и потому разговор с ним я оставил.

Он говорил, что в их стороне первоначально от великороссийской Церкви стали принимать с проклятием ересей по повелению дедушки Аввакума. Но я в последствии узнал, что это было выдумано и введено в употребление не им, а другимъ лицем. Об этом лице я считаю нужным сказать несколько слов.

Между старообрядческими сектами есть, секта, именуемая глухой нетовщиной. Так она называется потому, что в Богослужении не употребляет пения, а довольствуется одним чтением. Последователи ея сами у себя не совершают никакого таинства, новорожденных младенцев крестить относят в Церковь и брак совершают в Церкви. В не очень давнее время некоторые из них сочли необходимым употреблять пение, а другие с упорством отринули его, и из-за этого наконец общество глухой нетовщины распалось надвое. К числу приемлющих пение принадлежал Александр Васильев Светов, человек начитанный. В сороковых годах текущего столетия он выехал из России в Турцию и, проживая там у своего родственника, облек сам себя в иноческое одеяние и назвался иноком; затем, отыскав в старопечатном Потребнике чин принятия от еретиков Иаковит, писал из Турции в город Горбатов своим знакомым Сергею Филиппову Котельникову и Василию Василъеву Сивкову, прося их принимать приходящих от великороссийской Церкви по помянутому чину и вместо Иаковитских проклинать Никоновы ереси. Но Котельников и Сивков приступить к этому делу не осмелились, просили Светова прибыть к ним в Горбатов и завести у них такой порядок чиноприятия. Он приехал и, посоветовавшись с Горбатовскими купцами, ввел в употребление это чиноприятие. Но на первых же порах оно многим показалось новостью, противной старому обычаю, и послужило к разделению между ними. Приемлющие это чиноприятие стали называться – no большому, а неприемлющие – no малому началу. Обе эти секты приемлют бессвященнословный брак.

Покончив беседу с Николаем Андреичем, я возвратился к дедушке Аввакуму. Он с особенною пьггливостью спрашивал меня о наших разговорах, и я передал ему всю сущность наших бесед. Его разногласие с малоначальными на меня сильно подействовало, и я усердно просил Господа даровать мне познание святой соборной и Апостольской Церкви, в которой мог бы получить спасение. Затем во святом Евангелии прочитал следующие слова Господни: и Аз же тебе глаголю, яко ты ecu Петр и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мат. зач. 67). Я просил дедушку Аввакума объяснить мне эти слова Господни о Церкви и о ключах царства небесного, а также – из каких чинов состоит Церковь и кому вручены Господом эти ключи.

Он ответил: Церковь Божия есть общество верующих людей, содержащих правое учение веры. Ключи царства небесного даны дванадесяти Апостолам, которые передали их своим наместникам епископам, и они только и имеют власть вязать и решить челвеческие грехи, сами лично, или чрез священников.

Я еще спросил: кроме епископов и пресвитеров еще кто не имеет ли власти связывать и разрешать человеческие грехи?

Он сказал: нет, Иванушка, кроме епископов и, по их изволению, пресвитеров, этой власти никто не имеет, о чём свидетельствуется в толковании на 14 правило Новокесарийского собора так: «епископи убо градстии по образу суть двоюнадесяте апостол, на них же дунув Господь, приимите, рече, Дух Святый, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся им. Се же по сих им же дарована бысть и благодать Духа Святого инем раздавати».

Я спросил: не может ли Церковь быть и обходиться без епископов?

Он ответил: не может. Но хотя мы епископов и не имеем, я, веруя писанию, признаю их для Церкви необходимо нужными.

Я сказал: если епископы для Церкви необходимо нужны, то почему же вы их не имеете?

Он сказал: вот что, Иванушка: хотя у нас епископства и священства в видимости нет, но я, веруя слову Божию, которое тверже неба и земли, верую и в вечную непрекращаемость священства и признаю, что Церковь и ныне существует где-нибудь со священством.

Я сказал: это хорошо, что ты веришь святому писанию, веришь и тому, что Церковь где-нибудь и теперь существует со священством; но мне желательно знать, где, в каком месте, ты полагаешь, она существует в полноте и неодолимости?

После этих слов он долго думал, и на мой вопрос не сказав ни слова, поспешно ушел от меня в другую комнату. Тогда этот поступок его меня крайне удивил. Я недоумевал, почему он отказался отвечать на мой вопрос; но в последствии узнал, что он уклонился от меня не без цели. Если сказать, что Церковь существует негде в сокровенном и безвестном месте, то такое мнение было бы противно божественному писанию, ибо сам Господь сказал: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещениц, и светить всем, иже в храмине суть (Мат. зан. 11) Он хорошо знал, что Господь Церковь устроил не для того, чтобы она скрывалась и не давала света, но для того, чтобы сама светилась и просвещала других. «Удобнейшее есть солнцу угаснути, пишет святой Златоуст, нежели Церкви безвести быти» (Маргар. слов. О Озии царе, лист 193). Если сказать, что Церковь существует видимо, да по множеству разных обществ нельзя её узнать, которое из них есть истинная Церковь, то этим обличил бы себя или несведущим, не могущим различить истину от лжи, или знающим Церковь, но не покоряющимся ей, каковые люди уподобляются язычникам и мытарям. Ибо Господь сказал: аще же Церковь преслушает, буди ти якоже язычник и мытарь (Мат. зач. 75). Вот по этой-то причине дедушка Аввакум от моего вопроса и уклонился.

Затем я прочитал, еще в Евангелии следующие слова Господни: аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). Прочитал еще слова св. отец: «Страшен ответ Христовых словес. И яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут. Кто не ужаснется от вышереченного запрещения, и не послушает гласа Господня, разве той, иже живот вечный погубити хощет» (Книг. о вере, глав. 6, лис. 80 на обор.). «Аще же кто и чисте живя и в покаянии, а не приемлет Таин Христовых, не может спастися. Господь рече: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Златоустник, слов. в недел. 5 поста). «Еретики же глаголем быти всех не причащающихся священий от священник во святой Божией Церкви» (Мат. прав. сост. а, глав. 2). Из всего вышепрочитанного вполне открывалась необходимость совершения св. таинства причащения. Но так как у Спасовых, к которым принадлежит и дедушка Аввакум, сего таинства нет, то я спросил его: возможно ли человеку спастися без причастия тела и крови Христовой?

Он ответил: да, Иванушка, эта тайна нужна для спасения человеку.

Я сказал: знаю, что необходимо нужна; но мне желательно знать, можно ли без ней спастись.

Он сказал: мы всею душей рады бы причащаться сего таинства, да негде его взять.

Я спросил: если у вас святого причащения нет, и не знаете, где его найти: то чем же вы надеетесь заменить эту тайну?

Он ответил: заменить ее ничем, никакою добродетелию нельзя.

Я еще спросил: таинства причащения у вас нет, и заменить его, как говорите, ничем невозможно; посредством чего же вы надеетесь спастись?

Дедушка Аввакум и от этого вопроса уклонился и пo выслушании его немедленно ушел от меня в другую комнату. Нельзя было отрицать, что при отсутствии у Спасова согласия от Христа преданного таинства причащения не имеется у них надежды и на спасение и приобретение жизни вечной. Что говорил мне он о невозможности заменить таинство причащения никакими внутренними добродетелями, то говорил верно; в Толковом Апостоле на листе 545 читаем: «Невозможно сему (таинству Евхаристии) прииматися и о жертве хвалы, и коей иной жертве нашей внутренней, ибо ни едина та жертва несть чиста пред лицем Божиим. Кто ся похвалит чисто имети сердце, или кто дерзнет чист быти от грех?» А что говорил, как говорят и другие его единомысленники, будто таинства причащения теперь негде взять, то говорил несправедливо, вопреки священному писанию и учению св. отец. Ибо о всегдашнем бытии и непрекращаемости таинства причащения ясно сказал апостол Павел: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи и рече: приимите ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу, no вечерянии, глаголя: сия чаша новый завет есть о Моей крови, сие творите в Мое воспоминание. Елижди 6о аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвышаете, дóндеже убо приидет (к Кор. зач. 149). Толковый Апостол, объясняя сии слова апостола Павла, глаголет: «а яко даже до второго Его пришествия пребудет (таинство причащения), наведе: дóндеже приидет». Книга Кириллова, свидетельствует: «Се есть жертва, которую Церковь христианская, от язык избранная, приносит во всем мире Господу Богу и до скончания века приносити будет тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его» (Книг. Кирил. лис. 78). Святый Ефрем утверждает: «Рече Бог: се есть плоть Моя, и си есть кровь Моя, и се творите в Мою память: да убо всемощным Его повелением бывает, дóндеже приидет, тако бо и глагола: дóндеже прииду» (Ефр. Сир. слов. 107). Из сих свидетельствъ ясно, что дедушка Аввакум несправедливо утверждал, будто таинства св. причащения теперь негде взять: оно есть и всегда до скончания мира будет совершаться в истинной Церкви Христовой.

Затем прочитал я еще о составе Церкви Божией слдующие слова священного писания, именно ап. Павла: Вы же есте тело Христово и уди от части. И овых убо положи Бог в Церкви первое Апостолов, второе Пророков, ьретье учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси Апостоли? еда вси Пророци? Еда вси учителя? Еда вси силы (Кор. зач. 153)? Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави, епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровиюсвоею (Деян. зач. 44). Еще прочитал в Большом Катихизисе об установленных Господом седми таинствах: «Вопрос: Потребно ли есть учение и опасное ведение о седми св. тайнах?

Ответ: Зело потребно есть; ими бо вси освящаемся и спасение содержим; неведый же и небрегий о них, сей погибает. Темже прилежно со тщанием должни есмы поучатися о них, да познавше достойне их употребляем и спасени будем» (Больш. Кат. глав. 72, лист 353). «Вопрос: колико есть таин? Ответ: седмь. 1 крещение, 2 утверждение или хрисма, сиречь миропомазание, 3 священство, сиречь рукоположение, или чин причетнический, 4 Божественное причащение, сиречь благодарение, 5 исповедание, или покаяние, 6 законный брак, 7 маслосвящение, или последнее елеосвященнопомазание» (Там же лис. 355 наоб.). «Виждь убо без всякого сомнения, яко в Церкви Божией не две точию сугь тайн, но всесовершенно седмь» (Там же лис. 360 наоб.). «Вопрос: кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Сам Господ наш Иисус Христос» (Там же лис. 358 и 359 наоб.). «Сих же таин аще кто по чину святые соборные и апостольские Церкви восточные не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, оного крайнего блаженства сподобитися не может» (Там же, глав. 80, лис. 395 на обор.). Из всего прочитанного явствует, что Церковь Божия, по подобию тела, состоит из различных удов, с различными дарованиями; в ней есть пасущие и пасомые, есть назидающие и назидаемые, а не все равное имеют дарование и служение; еда, рече, вси Апостоли? и что в ней для нашего спасения учреждены Господом седмь св. таинств, без употребления которых невозможно получить спасение. Между тем все старообрядческие беспоповщинские общества состоят из одних мирян безъ пастырей; у них нет различных служений и дарований, нет и седми Богопреданных таинств, а с ними спасения и освящения, и потому беспоповцы не могут составлять и не составляют святой соборной и апостольской Церкви.

Я уже был искренно в убежден в несправедливости всех беспоповщинских сект, но и против православной Церкви имел еще тогда предубеждение и почитал ее за перемену некоторых обрядов еретичествующею. У меня тогда явилась наклонность к обществу поповцев, приемлющих австрийскую иерархию: их священство в трех чинах, полнота церковных таин, употребление двуперстия, отправление Богослужения по старопечатным книгам – все это у них мне стало нравиться, ибо представляло вид древней, до никоновской Церкви. Я готов был присоединиться к ним, но без совета дедушки Аввакума это сделать боялся. Мне сперва желательно было узнать об них его мнение. Поэтому я обратился к нему с вопросом: почему ты не мюжешь австрийское священство признать за законное священство и поповщинское общество за истинную Церковь?

Он ответил: потому, что у поповцев нет преемственной благодатной хоротонии, и теперешнее священство их произошло от грекороссийской Церкви, которую они считают еретическою; но еретики благодати не имеют, а потому и священство поповцев, как происшедшее от еретиков, есть неистинное, безблагодатное. Если верить в вечность Церкви и священства, то нужно искать Церковь не такую, какова поповщинская, но другую.

Я спросил: какая же должна быть церковь, которую должно искать?

0н сказал: Церковь должна быть с преемственною, влекущеюся от Апостол иерархию, а не от еретиков приемлемою, какова у поповцев. При этом он взял Благовестное Евангелие и прочитал в нем: «человек некий добра рода иде на страну далече, прияти себе царство и возвратитися. Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас, и рече к ним: куплю дейте, дóндеже прииду. Толкование. Рабом же своим десять мнас вда, раби же, имже церкви поручи, десять глаголет быти, совершенного ради церковного состояния.... еже есть очищение, просвещение и совершение. Диакони очищают оглашением учения, пресвитери просвещают крещением, архиереи же священные чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение. Видиши ли чины к действом: ни вящше ни мне реку предстоящих. Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу. Всяко бо ему же заступати поручено, аще и недостоин будет, дар имать от поставления: и есть се велие воистинну Божия человеколюбия таинство» (Благов. Еван. на 95 зач, от Луки). Прочитавши все это, сказал: «вот видишь, по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, в Церкви должны быть три чина иерархии: епископский, пресвитерский и диаконский; но у поповцев самого главного чина иерархического – епископства долгое время не было. Но так как чрез епископство только и может совершаться посвящение в пресвитерство и диаконство, то с лишением епископства, у них не было и чина пресвитерского и диаконскаго, не было ни одного чина иерархии». Затем еще прочитал мне толкование 55 Апостольского правила, такое: «Епископи убо по образу суще Господа нашего Иисуса Христа и глава церковного телеси именуеми, пресвитеры же и диаконы по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ». Прочитавши это, он сказал: смотри, Иванушка, епископа Писание называет главою Церкви, пресвитеров же и диаконов руками именует. Посему, если тело Церкви лишится главы, то могут ли быть руки живыми, скажи, как ты об этом рассудишь?

Я ответил: понятно, что если тело лишится главы, то и все прочие уды живыми быть не могут. Так свидетельствует и св. Златоуст, говоря: «яко глава всего телесе господственнейшая есть, чувствия же вся в себе имущи, и души владычнее, и главы кроме (тело) жити не может; ногам же отсеченным бывшим, мнози много время пожиша» (Бес. Апост. стр. 1677).

Дедушка Аввакум подтвердил мое мнение, что без главы и прочие уды живы быть не могут, и заключил: значит существование у поповцев пресвитеров без епископства, как существование рук без головы, было противно обетованию Господню о неодолимости Церкви, противно и природе; в их обществе, как мертвом, не имущем; жизни, не могла обитать и никому не могла сообщаться благодать Св. Духа. Затем добавил: без епископства не только невозможно быть пресвитерству, но нельзя быть даже и христианству, как свидетельствует об этом бл. Симеон Солунский.

Услышав, что без епископства невозможно быть и христианству, я возимел сильное желание посмотреть книгу бл. Симеона, на которую он сослался; но этой книги в то время у нас в келье не было, и я лишен был возможности удовлетворить свое любопытство.

Немного спустя нам привелось быть в деревне, в дом Першиных, у которых эта книга Симеона Солунского имеется. Тогда я немедленно спросил дедушку Аввакума: в какой книге писано, что без епископа нельзя быть и христианам? Мне очень хочется эту книгу посмотреть.

Он тотчас принес требуемую книгу и, отыскав в ней 77 главу, прочитал мне следующее: «Слыши: ниединже священнодействовати иерей может в Дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать, сия же от архиерея есть: убо архиерейство чрез того действует. Паки иерей тайноводств не действует без жертвенника: сей же чрез миро освящается, миро же чрез архиерея самого совершается. Темже кроме архиерея, ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весьма: убо вся сия чрез архиерея суть. Паки никтоже крещает, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея. И паки не может крестити без мира, сие же архиерейства есть. Темже вся божественные тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане: чрез тое убо истинное христианство, и Христовы чрез тое вся тайны». По прочтении этого сказал: вот, Иванушка, эти слова и нас устрашают.

Я спросил: а чем они вас устрашают?

Он ответил: тем, что для Церкви необходимы архиереи, а мы их в видимости не имеем.

Я сказал: согласен, что эти слова для вас страшны, но для поповцев они не страшны, потому что они теперь имеют своих архиереев, и у них нет в настоящее время никакой нужды.

Он сказал: вот что, Иванушка: не то только нужно, чтобы иметь архиереев и священников, носящих одно имя архиереев и священников, а нужно иметь архиереев и священников с данною от Xpиста силою и властию, продолжающеюея в Церкви чрез другопреемство православных епископов; но у них, епископства, как я уже сказал, не было двести лет, а без них не было и благодати священства, преподаваемой в таинстве хиротонии. Если она должна существовать в Церкви вечно, то не должна же она уйти из Церкви куда-нибудь в дубовую рощу, а должна друг-другоприимательне передаваться от одних к другим архиереям. Некоторые из поповцев, оправдывая себя, говорят, будто с обращением к ним еретического митрополита Амвросия восстановилась священная иерархия и явился источник благодати священства; но рассуди, Иванушка, беспристрастно, ладно ли они так говорят? Может ли еретичествующий безблагодатный митрополит Амвросий даровать благодатную хиротонию поповцам? Ясно, что чего он сам не имел, того и им подать не мог.

Такими и сим подобными словами разубеждал меня дедушка Аввакум в справедливости поповщинского общества и законности егo новоизмышленной иерархии, и я не мог с ним не согласиться. Но так как был вполне уврен в неодоленности Церкви и в непрекращаемости ней благодатного священства, то и рассуждал: если у поповцев священство не истинное, то должно же где-нибудь бьггь истинное священство, ибо «якоже сам Христос никогда не умирает, такоже иерейство Его по чину Мельхиседекову не престает» (Книг. Кир. глав. 8, лис, 77). Поэтому обратился опять к дедушке Аввакуму с вопросом: если у поповцев священство не истинное, то у кого же находится истинное?

Дедушка Аввакум ответил: вот что, Иванушка: если всему Писанию и обетованию Божию верить, то кроме великороссийской Церкви никакую церковь нельзя признать истинною, потому что во всех старообрядческнх обществах полноты церковной нет. – И повторял эти слова неоднократно.

С тех пор, как это мне он высказал, я стал обращать взоры и на грекороссийскую Церковь, размышляя с собою: и в самом деле, не она ли есть истинная Церковь, и не напрасно ли старообрядцы от ней отделяются, и стал просить Бога с великим усердием, говоря: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, сопричти и меня недостойного раба Твоего ко избранному Твоему стаду, святой соборной и апостольской Церкви». С тем вместе еще большее усердие приложил к чтению книг божественного писания.

В одно время, когда читал я книгу, вдруг приносит ко мне дедушка Аввакум тетрадку и говорит: вот эту тетрадку ты, Иванушка, прочитай.

Я спросил: какая это тетрадка?

Он ответил: вот какая: были мне даны от Едесия Степанова, наставника страннической секты, 23 вопроса, и я на все эти вопросы сделал ответы, которые и находятся в этой тетрадке.

Взял я у него эту тетрадку и сталъ читать в ней эти вопросоответы. Девятый вопросоответ меня особенно заинтересовал. Едесий спрашиваетъ: «что Церковь православная имела до воцарения аитихриста, то все ли то же иметь будет и при воцарении антихриста, или не все, а что-нибудь утратитъ, когда полетит в пустыню?» Дедушка Аввакум отвечает: «Господь всемогущий Бог создал на земле свою Церковь и прорек, что и врата адова не одолеют ей. Поэтому, что православная Церковь имела до воцарения антихриста, то же самое, должно верить, будет иметь и по воцарении его: и при нем врата адова не одолеют ей». Прочитавши этот ответ, я спросил дедушку Аввакума: вы говорите Едесию: что Церковь имела до воцарения антихриста, то же самое будет иметь и при воцарении его; но истинная Церковь, как известно, всегда существовала с иерархиею и седмию церковными таинстивами; почему же ваше общество, которое вы именуете церковью, всего этого не имеет, и не имеет в такое время, когда, по вашему же собственному убеждению, еще не настало царство последнего антихриста?

Он ответил: это, Иванушка, вопрос другой.

Я сказал: другой ли это вопрос, или не другой, об этом я не желаю рассуждать; но мне хочется узнать причину, почему вы находитесь не в той Церкви, которую считаете православною, а в другой, неимеющей священства и седми таинств?

От такого вопроса дедушка Аввакум, заметно, пришел в неловкое положение и, ни слова не сказав, поспешно от меня скрылся. По удалении его, я опять стал продолжать чтение тетрадки и в ней еще нашел такой вопрос Едесия, обращенный к дедушке Аввакуму: «от которых вы еретиков крещены, оные еретики погрешают ли в вере во Святую Троицу, или не погрешают?» Он отвечает: от которых еретиков мы крещены, оные еретики в вере во Святую Троицу не погрешают. Древлеправославная Церковь всего более уважала символ веры святого Афанасия патриарха Александрийского, о чем свидетельствуется в Книге о вере во главе 25; но великороссийская Церковь, от которой мы крещения, символ веры святого Афанасия содержит в неизменности. Возьми древлепечатную книгу Кириллову и новопечатный Псалтырь со восследованием, сличи содержащийся в них помянутый символ, и увидишь, что между ими нет ни милейшей разницы, но в той и другой книг он положен одинаково».

Когда явился ко мне дедушка Аввакум, то я спросил его: если великороссийская Церковь в вере во Святую Троицу не погрешает, как говорите в ответе на вопрос Едесия, но содержит веру во всем согласную с верой, описуемой св. Афанасием, то в чем же она погрешает?

Он ответил: в вере она не погрешает, но она имеет погрешности другия.

Я спросил: какие же главные погрешности находятся в Церкви?

Он сказал: главные погрешности у ней суть: употребление триперстного сложения, трегубого аллиллуия, хождение не по солнцу, пятипросфорие и проч.

Я спросил его: можно ли из-за этих погрешностей делать раздор церковный и не напрасно ли их считаем погрешностями?

Он ответил: это, Иванушка, смотри сам.

Я сказал: да, необходимо нужно рассмотреть, нет ли всего этого, что мы считаем погрешностями, в древних книгах.

После этих разговоров он уехал от меня на несколько дней. После его отъезда я опять взялся за книги, прочел в Кормчей на листе 336 слова: «елико же аще без священных молитв своя рабы на сочетание брака совокупляюще, не боголюбив брак составляют им, но блудническое смешение утверждают. Ихже бо не совокупи Бог священными молитвами, тии вси сходятся на грех». «Без священнословных молитв брак не состоится» (Мат. Прав. сост. а, глав. 8). Когда я увидалъ, что без священнословных молитв брак не может быть законным, а между тем знал, что у Спасовых брак совершается без священнических молитв, то счел нужным спросить дедушку Аввакума: признает ли он свои бессвященнословные браки законными, или не признает? Когда он возвратился из путешествия, то я спросил его: как у вас совершается брак?

Он ответил: чрез благословение родительское.

Я сказал: так как брак есть одно из седми таинств, то желательно знать, где есть писано о том, что он может совершаться одним благословением родительским?

Он сказал: конечно, для совершения таинства брака нужен бы священник. Но так как у нас священства нет, то мы и приемлем бессвященнословные браки; но это делается нами нужды ради.

Я сказал: я не знаю, по какому побуждению вы так поступаете; но мне хочется узнать, может ли совершиться тайна брака без священнического священнодействия?

Он сказал: да вот что, Иванушка: без священнословных молитв совершаемый брак хотя и не вовсе законный есть, но лучше ничего нельзя сделать. Если такой брак не принимать и жить, как живут филипповцы и федосеевцы, бесчинно, то это будет и еще хуже. На этих словах тогда разговор наш о браках и кончился; но в последствии о невозможности совершать таинство брака мирянину я нашел следующия свидетельства: «и в коемждо деле брака яко свойственное есть епископа, и без воли его не можно составитися браку: отец бо Церкви архиерей есть» (Сим. Солун. кн. 1, гл, 281). «Никтоже» может тайны строити, «разве святителей хиротонисанных» (Бол. Кат. гл. 72).

Спустя неделю приехала за нами подвода от Першиных, и я с дедушкой Аввакумом отправился к ним. Здесь находился знаменитый начетчик Спасова согласия слепец Степан Яковлев, крестьянин деревни Жолнина Нижег. губ., который приглашен Першиными единственно для разрешения моих недоумений относительно законности Спасова согласия. Тут принялся он врачевать меня, но уврачевать не мог. Я предлагал ему вопросы о вечном существовании Церкви с непрерывным священством и таинствами; но он, по неимению у Спасова согласия священства и таинств, от моих вопросов уклонялся в разные стороны, не давал на них прямых ответов. И наконец отказался от собеседования со мной, сказав: «я теперь более беседовать с вами не могу». После этого я обратился с вопросом к обоим, и к дедушке Аввакуму и Степану Яковлеву, сказав: если кто из еретиков второго чина к вам обратится, то каким способом вы приняли бы его? – Степан Яковлев на мой вопрос сам ответить не пожелал, но попросил на него ответить дедушку Аввакума, который сказал: «приходящих от второго чина еретиков, по повелению церковных правил, нужно помазывать св. миром. Но так как у нас мира нет, то нам иначе принимать нельзя, как только чрез проклятие их ересей».

Я еще спросил: есть ли где о том писано в правилах церковных, чтобы простолюдин мог принять второго чина еретика без миропомазаиия, только с одним проклятием ересей?

На этот вопрос ни дедушка Аввакум, ни Степан Яковлев не дали мне никакого ответа. Я предлагал им еще другие вопросы, относящиеся к существованию Церкви Божией, но они вместо ответов наконец обратились ко мне с такими словами: «ты, Иван Александрыч, все спрашиваешь нас о Церкви, священств и таинствах, чего в нашем обществе не имеется; поищи хорошенько сам ее, и если найдешь Церковь с истинным священством и таинствами, то скажи и нам о ней, и мы пойдем в эту Церковь с великою радостию.

Я ответил им: если Господь поможет мне найти Церковь Христову, то непрсменно скажу о ней и вам; а пойдете ли вы в нее, или не пойдете, этого не могу знать. Но только теперь спрошу вас об одном, а вы мне скажите: Церковь Христова, существующая со священством и таинствами, которую вы посылаете меня искать, одна ли находится, или не одна, а две?

Они сказали: одна.

Я еще спросил: в одной ли Христовой Церкви, или и вне её возможно получить спасение?

Они ответили: в ней одной.

Я сказал: правду вы сказалн, что только в одной Церкви возможно спасение. Так свидетельствует об этом и Большой Катихизис сими словами: «кроме Церкви Божия нигдеже несть спасение. Якоже бо при потопе, вси елицы с Ноем в ковчезе не бяху истопоша, тако и в день судный, вси иже ныне в Церкви святой не будут, тии во озеро оное огненое ввержени будут» (Катих. глав. 25). Но так как вы просите меня указать вам истинную Церковь, то сим ясно о себе свидетельствуете, что вы находитесь вне этой Церкви; и посему прошу вас, скажите мне: не находясь в истинной Церкви, на что же вы надеетесь и чрсз что полагаете спастися?

Этот вопрос поставил их в тупик. Они не могли доказывать того, что они составляют истинную Церковь Божию, ни говорить, что и без Церкви возможно спасение. Они понимали, что говорить это, значило бы прекословить божественному писанию и противоречит своим прежде высказанным словам: что без Церкви нет спасения. Поэтому на мой вопрос они ничего мне не сказали, и затем вскоре с нескрываемым неудовольствием прекратили со мной беседу.

После этого, погостив у Першиных с неделю, мы отправились в свое место, в котором и прежде жили. По возвращении от Першиных, в келлии дедушки Аввакума я прожил неделю, а всего с ним жил около трех месяцев, постоянно занимаясь чтением божественных книг и беседами о религиозных предметах. Как от чтения книг, так и от бесед с дедушкой Аввакумом, я вполне убедился, что истинная Церковь, no силе обетования Господня, должна пребыть вечно неодолимою в том самом устройстве, в котором она первоначально явилась, – с иерархиею и седмию церковными таинствами; окончательно уверился и в том, что все беспоповщинские старообрядческие общества, как не имеющия священства и таинств, не составляют истинной Церкви; уверился, что, как и сами мои собеседники говорили, у них нет Церкви. Оставалось мне размыслить хорошенько о Церкви грекороссийской и о церкви у поповцев, и узнать, которая из них есть истинная. Хотя в беседе со мной дедушка Аввакум мне говорил, что если искать Церковь с полнотою, тремя чинами иерархии и седмию таинствами, то кроме великороссийской Церкви ни в каком старообрядческом обществе её найти нелъзя; но я все еще сомневался признать ее православной за перемену обрядов; с другой стороны, и австрийскую иерархию, которая получила начало не по преемству от Христа, но от митрополита Амвросия, помня замечания дедушки Аввакума, опасался признать за справедливую. Я недоумевал, которая из двух церквей есть истинная, – великороссийская ли, или по австрийскому священству. Поэтому счел нужным еще побеседовать с сведущими людьми, и опять просил Бога озарить мой разум познанием Его святой Церкви.

Живши с дедушкой Аввакумом, я часто слышал от него, что из числа приемлющих австрийское священство есть в Москве хороший начетчик Онисим Васильев Швецов, который прежде был с ним пo одному Спасову согласию. С этим-то Швецовым мне и желалось побеседовать. От дедушки Аввакума, поблагодарив его за гостеприимство и за откровенные разговоры, я отправился в Москву, к Швецову, который принял меня радушно. Объяснив причину своего прибытия, я рассказал ему подробно о своих разговорах с дедушкой Аввакумом. Рассказ мой его заинтересовал, и он меня спросил: в чем обвивяет наше общество и что в нем находитъ несправедливо дедушка Аввакум?

Я сказал: когда я спрашивал его о вашем священстве, то сначала он говорил, что приходящего от ереси священника нельзя оставлять в прежнем чину, как это у вас делалось, a нужно снова хиротонисать; но когда я поставил ему на вид, что некоторые церковные правила повелевают приходящих от ереси оставлять в своих санах, то он не стал настаивать на этом обвинении, а винить стал ваше общество за то, что оно около двухсот лет не имело своего епископа, без которого не может быть ни священства, ни самой Церкви. При этом приводил мне неопровержимые доказательства из учения святых отцев, что без епископа даже не может быть и христианства.

Швецов, покачав головой, со вздохом сказал: называется главным наставником, а какую большую имеет слепоту Аввакум Онисимов! Он запутал себя кругом. Ибо если без епископа Церковь существовать не может, то как же у них, у которых не только епископа, но нет даже и низшего причетника, она существует?

Я сказал: он свою церковь не признает истинною.

Он сказал: если не признает, то почему же в ней находится? Разве он, не знает, что вне Церкви нет спасения? Если он себя считает находящимся вне Церкви, то причиной тому служитъ маловерие. Он, как и все его единомысленники, не верить в вечность и неодоленность Церкви, не веритъ тому, что Господь с клятвой обещался сохранить ее в неприкосновенности, а не верить этому значитъ оказывать неверие Евангелию и быть явным еретиком.

Я ответил: он в вечность Церкви веритъ, только не знает, где она существует.

Швецов сказал: так говорил он тебе только потому, что встретил в тебе человека хорошо начитаннаго, пред которым лгать нельзя. А когда я находился с ним в одном обществе, то довольно наслушался, как он и его товарищи понимают о Церкви. Они утверждают, что от лет патриарха Никона истинной Церкви со священством и таинствами нет нигде во всем мире. Такое˗то противное всему священному писанию учение меня и заставило оставить безпоповщинское общество и искать церковь со священством. По милости Божией я ее нашел и присоединился к ней, и живу теперь спокоен совестью.

Я сказал: желал бы и я присоединиться к вашей церкви, но имею сомнение в истинности ея.

Швецов спросил: в чем состоит ваше сомнение?

Я сказал: дедушка Аввакум, как я и выше сказал, мне говорил, что без епископа Церковь существовать не может, а в вашем обществе, как вы и сами хорошо знаете, своего епископа долгое время не было. Вот это-то собственно обстоятельство меня и приводитъ в сомнение относительно вашей церкви. Признать ее истинною меня не допущают св. отцы. Так св. Игнатий Богоносец пишет: «без них (епископов, пресвитеров и диаконов) церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобныхъ» (Посл. 3 к Траллиан.). Все, которые «не с епископом, те не земледелие Христово, но семя вражие, и диаволу работают» (Его же посл. 3 к Филадельф.). Поэтому прошу вас открыт мне, какие вы имеете основания отвергать сии свидетельства, и свое общество, не имевшее епископа и таинства хиротонии, называть св. соборною и апостольскою Церковью?

Отвечать прямо на этот вопрос Швецов не решился. Он повидимому сам понимал свое затруднительное положение. Сказать, что чин епископский в Церкви Христовой может прекратиться, значило бы допустить возможность прекращения пресвитерства, диаконства и всего вообще христианства, так как все сие, пo слову блаж. Симеона Солунского, без епископа быть не может. Согласиться со мною – сказать, что для Церкви епископы необходимы и потому не могут прекратиться, значило бы обнаружить, что общество, не имевшее еписокопа, не есть истинная Церковь. Вот почему Швецов обошел мой вопрос и стал говорить о других предметах, и долго он о них говорил, так что я наконец вынужден был заметить ему об уклонении его от прямого ответа на вопрос.

Я сказал ему: я приехал к вам издалека поговорить с вами не о чем другом, но единственно об озеаченном вопросе. От того или другого решения его зависит – переходить ли мне в вашу церковь или нет, и потому прошу вас сказать решительно: может ли в истинной Церкви прекратиться чин епископский?

Швецов на это сказал: хотя у нас 180 лет и не было епископов, но еписковства за весь этот период времени мы никогда не лишались.

Я спросил: Бога ради растолкуйте мне, что такое епископство и чем оно отличается от епископовъ?

Швецов взял лежавшую на столе тетрадку и сказал: вот исписанная тетрадка; кто ее писал, тот называется писец, а что им написано именуется письмо. Ho как между письмом и писцем существует большая разница, так и между епископом и епископством находится великая разница: епископство есть исполнение обязанностей епископских, епископ же есть исполнитель оных.

Я еще спросил: в чем, состоит епископская обязанность?

Он сказал: обязанность епископская состоит в том, чтобы заботиться о Церкви, хиротонисать священников и диаконов, освящать святое миро, и проч. Эти˗то самые действия и суть епископство.

Я сказал: вы мне сказали, что писец с письмом имеет различие. Я с вами согласен, но скажите мне: может ли написаться какое-нибудь письмо без писца?

Щвецов сказал: Не может.

Я еще спросил: рукоположение священников и прочих причетников, освящение св. мира и св. антиминсов, и проч., каковые действия вы сами считаете епископскими, могут ли они совершаемы быть без епископа?

На вопрос: епископское служение может ли совершаться без епископа, Швецов мне ничего не сказал. (Да и сказать не мог, ибо совершать хиротонию и освящать святое миро кроме епископа никто не может, как об этом ясно свидетельствует Большой Катихизис: «никтоже» может сия тайны строити, «разве святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Господа рукоположением наследников апостольских» (Больш. Кат. 355 на обор.). Итак, заявление Щвецова, что будто-бы и не имея епископа поповцы епископства не лишались, явно несправедливо, ибо епископство без епископа, как и письмо без писца, быть не может).

Вместо прямого ответа Швецов сказал: за неимением епископов, мы, действительно, имели большую нужду в священстве, но с обращением от ереси митрополита Амвросия у нас теперь есть епископы, и мы не имеем никакой нужды.

Я сказал:. знаю, что вы теперь имеете епископов, но я сомневаюсь в законности их, потому что они получили епископство не по преемству от Христа, но от митрополита Амвросия, который, пo вашему мнению, получил хиротонию от еретика Константинопольского патриарха Григория; но мог ли еретик преподать Амвросию дар благодати Святого Духа в таинстве хиротонии? Покажите мне это от святого писания.

Швецов и на этот вопрос мне ничего не ответил, а завел речь о другом. Мне в то время показалось даже очень удивительно, что, будучи такой великий начетчик, он от моих вопросов уклоняется. Но после я узнал, что и сказать˗то ему на них было нечего. Если сказать, что Амвросий получил благодать Святого Духа в таинстве хиротонии от Константинопольского патриарха, то отсюда следует, что греческая Церковь и была и остается православною, и потому отделяться от ней нельзя, ибо нельзя же думать, что с удалением Амвросия удалилась из восточной Церкви благодать Святого Духа и водворилась в одной Белой Кринице. Отвергнутъ же получение благодатной хиротонии в греческой Церкви значило бы признать, что Амвросий благодатной хиротонии не имел и, не имея её сам, другим преподать не мог, и таким образом открылось бы, что все архиереи австрийского происхождения, как не получившие благодатной хиротонии, суть простецы. Доказать же то, что митрополит Амвросий благодать хиротонии получил в Белой Кринице от принявшего его беглого попа Иеронима он не мог, ибо знал, что раздавать благодать хиротонии священник не может.

После этого я и еще ему предлагал вопросы, касающиеся возникновения австрийской иерархии, и он, хотя на некоторые из них и отвечал, но в ответах основывался не на божествонном писании, а на своих соображениях, и потому для меня они были не убедительны. Таким образом весь разговор Швецова не только не рассеял моих сомнений, но еще более утвердил меня в убеждении, что австрийское священство незаконно и что поповщинское общество, не имеющее законной иерархии, как и все общества беспоповцев, не могут быть соборною и апостольскою Церковью. Поэтому я решился наконец заняться исследованием о Церкви великороссийской, проверить, правду ли о ней мне говорили, что будто от лет патриаршества Никона она впала в ереси и чрсз то лишилась благодати Святого Духа. После долговременного и тщательного рассмотрения я убедился, что Церковь великороссийская, согласно со всеми св. отцами, всегда веровала и ныне православно верует в единого Бora по существу, но славимого в Троице лиц Божества; она учит и ныне так же, как учили древние св. отцы, что Бог Отец не рождается и не исходит ни от кого, Сын Божий рождается от Отца, Дух Святый исходит от Отца. Она учит, что Сын Божий нашего ради спасения сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился, потерпел за нас страдания, распятие, смерть и погребение. Словом, она учит всему тому, чему учит веровать Символ православной веры. Великороссийская Церковь проповедует, что в Церкви Христовой должна быть непрерывною священная иерархия или священноначалие: епископ, пресвитер и диакон; она учит, как учили все святые отцы, что епископы, как Апостолы от Христа, посылаются от своих старейших епископов, а не сами собою входят в словесное стадо, яко лжепастыри, – что преемство епископского чина никогда не прерывалось и не прервется, потому что Церковь без епископа существоват не может. Она ежедневно воссылает Богу молитвы по древним чинопоследованиям, божественную литургию совершает на св. престоле, употребляя хлеб квасный и красное вино, растворяемое водою по преданию св. отцев: Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова. Она не оставляла и не оставляет без своего попечения новорожденное дитя, но спешит в лице своего священнослужителя помолиться о родившей и наречь христианское имя дитяти, возраждает его Духом Святым в воде крещения чрез трикратное погружение, печатлеет его помазанием св. мира, даруя младенцу благодать духовного преуспеяния; жениха и невесту благословляет ко вступлению в законный брак, совершая его, как великое таинство, в храме, пo чину древлеположенному св. отцами. Она, во всем верная учению св. отцев, чрез своих архипастырей, по данной им власти друг˗другоприимательно от самого Христа, совершает таинство священства, в которомъ сам Дух Святый поставляет пастырей Церкви пасти стадо Христово и совершать св. таинства. Она имеет свое управление, производитъ свой законный суд, возвышает и награждает достойне служащих, наказует и подвергает заврещению или извержению виновных. Она напутствует св. тайнами умирающих, совершает погребение над умершими, творитъ память о них и всегда молится за них. А это все ясно свидетельствует, что великороссийская Церковь есть истинно православная, ибо сохраняет свято все, утвержденное святыми отцами и вселенскими и поместными соборами. Для окончательного же своего уверения в правоте её пришел я в Московский Никольский Едивоверческий монастырь к архимандриту Павлу Прусскому, который принял меня с любовью и в продолжение целого месяца каждодневно с великим тщанием доказывал правоту Церкви и изобличал заблуждение раскола. Из бесед с ним я вполне убедился и в том, что старообрядцы несправедливо обвиняют патриарха Никона за внесение новостей в богослужебные книги, потому что патриарх Никон исправлял книги не самовольно, но с согласия русских святителей и по совету восточных патриархов, которых предшественник Никона Московский патриарх Иосиф велит слушать как самого Христа (Книг. о Вер. лис. 232). Триперстное сложение, трикратное аллилуия, пятипросфорие, имя Спасителю с двумя гласными буквами Иисус, и прочее, что старообрядцы называют новостями, все это до веры не касается, и было принято не новою, а древнею Церковью. Я сам видел книги, писанные и печатанные за много лет до патриаршества Никона, в коих все вышепомянутые порицаемые старообрядцами особенности православной Церкви находятся, и потому их новостью именовать нельзя. Я был в Московских библиотеках: Патриаршей, Никольского Единоверческого монастыря и А.И. Хлудова, и мог бы изложить все мною читанное там, но на это потребовалось бы много времени, которого в моем распоряжении нет. Желающему познать истину, советую иметь книгу: «Выписки из древлеписменных и древлепечатных книг, А. Озерского». В ней собрано множество свидетельств о Церкви и о всех спорных обрядовых предметах, и эти свидетельства я проверял по подлинным старописьменным и старопечатным книгам, и по проверке они оказались во всем верны с теми книгами, из коих взяты.

Таким образом я разрешил все свои сомнения и совершенно уверился в правоте как греческой Церкви, так и нашей великороссийской. Поэтому пожелал остаться и быть верным сыном этой Церкви, чистосердечно исповедал пред священником свой грех сомнения, и причастился святых бессмертных и животворящих Таин тела и крови Христовой. По приятии сего неоцененного дара возрадовалась грешная душа моя радостью духовною, и я от всей души благодарил Господа, давшего мне разум истинный к познанию Его святой Церкви.


Источник: Разговоры о вере с наставником Спасова согласия Аввакумом Онисимовым и наставниками других согласий / [Соч.] крестьянина Ивана Александрова. - Москва: Братство св. Петра митрополита, 1882. - 67 с.

Комментарии для сайта Cackle