Отступка и преступка

***

Кре­щен­ская (Бого­яв­лен­ская) отсту́пка или воз­вра­ще­ние назад в еван­гель­ских чте­ниях — состоит в том, что, за про­чте­нием всех назна­чен­ных еван­гель­ских чтений 32‑х недель после Пяти­де­сят­ницы (что, в свою оче­редь, зави­сит от вре­мени празд­но­ва­ния св. Пасхи), снова, перед Неде­лею мытаря и фари­сея, чита­ются послед­ние чтения. Если недель менее 32‑х, то Еван­ге­лия опус­ка­ются перед неде­лей о Закхее, т.е. воз­ни­кает пре­ступка (про­пуск). Если «пре­ступка» – это отсе­че­ние, то «отступка» – это повтор.

Воз­дви­жен­ская пре­ступка воз­ни­кает при позд­ней Пасхе теку­щего года, а отступка (повто­ре­ние) при ранней Пасхе и такой же поря­док сохра­ня­ется и для празд­ника Бого­яв­ле­ния. Смысл преступок/отступок состоит в том, чтобы сба­лан­си­ро­вать чтения как между раз­ными Еван­ге­ли­ями, так и круга чтений в целом из-за разных дат Пасхи.

В Типи­коне о Воз­дви­жен­ской отступке (про­ис­хо­дит после празд­ника Воз­дви­же­ния в сен­тябре) не гово­рится. Все, све­де­ния о ней мы берем из бого­слу­жеб­ного Еван­ге­лия. Там есть особая статья, оза­глав­лен­ная: «Ска­за­ние, при­ем­лю­щее всего лета число еван­гель­ское, и еван­ге­ли­стом при­я­тие, откуду начи­нают и до где стают».

***

О сентябрьской преступке Евангельских чтений

про­фес­сор Н.Д. Успен­ский

Первые хри­сти­ан­ские празд­ники были уста­нов­лены как сви­де­тель­ство Церкви миру о Боже­ствен­ном досто­ин­стве Гос­пода Иисуса Христа и исто­рич­но­сти Его Вопло­ще­ния. Никто из еван­ге­ли­стов не рас­крыл так глу­боко Боже­ствен­ную Лич­ность Иисуса Христа, как апо­стол Иоанн Бого­слов, и ничто с такой силой не под­твер­ждает Боже­ствен­ную при­роду Гос­пода, как факт Его Вос­кре­се­ния. Поэтому Цер­ковь уста­но­вила, чтобы от празд­ника Пасхи в тече­ние всего пери­ода Пяти­де­сят­ницы чита­лось Еван­ге­лие от Иоанна.

Из празд­ни­ков, совер­ша­е­мых в твер­дых числах года, древ­ней­шим явля­ется празд­ник Рож­де­ства Хри­стова. Уста­нов­ле­ние этого празд­ника на 25 декабря вскоре же вызвало появ­ле­ние 25 марта празд­ника Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как дня зача­тия Ею Иисуса Христа. Но собы­тие Бла­го­ве­ще­ния про­изо­шло в шестой месяц после того, как по явле­нии ангела свя­тому Заха­рии был зачат Иоанн Пред­теча (Лк. 1:26). На осно­ва­нии этого были уста­нов­лены два празд­ника: Зача­тие Иоанна Пред­течи – 23 сен­тября и Рож­де­ство его – 24 июня. Об этих свя­щен­ных собы­тиях, пред­ше­ство­вав­ших Вопло­ще­нию Сына Божия, повест­вует только еван­ге­лист Лука. Поэтому Цер­ковь уста­но­вила, чтобы в поне­дель­ник после Недели по Воз­дви­же­нии, вне зави­си­мо­сти от того, какой Недели Еван­ге­лия до этого чита­лись, читать Еван­ге­лие поне­дель­ника 18‑й сед­мицы (Лк., зач. 10) и отсюда про­дол­жать рядо­вые чтения из Еван­ге­лия от Луки. Это назы­ва­ется сен­тябрь­ской (воз­дви­жен­ской) пре­ступ­кой еван­гель­ских чтений. (Если задолго до Недели по Воз­дви­же­нии кон­чатся зачала Еван­ге­лия от Матфея, то Еван­ге­лие от Луки все равно не сле­дует начи­нать ранее выше­ука­зан­ного срока, а над­ле­жит вер­нуться вспять, к про­чи­тан­ным зача­лам Мат­фе­е­вым, взяв их, сколько потре­бу­ется, а с поне­дель­ника после Недели по Воз­дви­же­нии начать чтение Еван­ге­лия от Луки. Это назы­ва­ется сен­тябрь­ской отступ­кой.)

Нужно пом­нить, что сен­тябрь­ские пре­ступка и отступка не каса­ются апо­столь­ских чтений, потому что Посла­ния апо­сто­лов со сто­роны их содер­жа­ния не имели отно­ше­ния к исто­рии уста­нов­ле­ния выше­ука­зан­ных празд­ни­ков. Поэтому же для всех апо­столь­ских Посла­ний, начи­ная с книги Деяний святых апо­сто­лов, суще­ствует один общий счет зачал, тогда как в каждом из четы­рех Еван­ге­лий име­ется свой, особый*. Сен­тябрь­ские пре­ступка и отступка – древ­не­цер­ков­ное уста­нов­ле­ние, и соблю­да­ются они во всех Пра­во­слав­ных Помест­ных Церк­вах.

* Данный вопрос реша­ется литур­ги­стами двояко. Одни счи­тают, осно­вы­ва­ясь на ука­за­ниях в начале бого­слу­жеб­ного Еван­ге­лия, что отступка – пре­ступка каса­ется только зачал Еван­ге­лия, а апо­столь­ские зачала идут, не пре­ры­вая своей после­до­ва­тель­но­сти. Другие же пола­гают, что ука­за­ния бого­слу­жеб­ного Еван­ге­лия рас­про­стра­ня­ются и на Апо­стол. Сто­рон­ники вто­рого взгляда ссы­ла­ются при этом доста­точно спра­вед­ливо на то, что подбор чтений Апо­стола и Еван­ге­лия для каждой опре­де­лен­ной службы, как он указан в рас­пи­са­нии чтений в бого­слу­жеб­ных книгах, сделан с учетом идей­ной связи этих чтений, кото­рую не сле­дует нару­шать. Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии в этом вопросе в данное время сле­дует тра­ди­ции своих пред­ше­ствен­ни­ков – изда­те­лей и редак­то­ров, при­знан­ных в пра­во­слав­ном мире авто­ри­те­тами в вопро­сах бого­сло­вия и литур­гики, напри­мер, Мит­ро­по­лита (впо­след­ствии – Пат­ри­арха) Мос­ков­ского Сергия (Стра­го­род­ского, с 1944), глав­ного редак­тора офи­ци­аль­ного органа Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – «Жур­нала Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» в 1932–1935 гг. (см. ЖМП, 1932, № 9–10, с. 10, рас­пре­де­ле­ние апо­столь­ских и еван­гель­ских чтений на 1932–33 пас­халь­ный год: после Воз­дви­жен­ской пре­ступки 1932 г. и Апо­стол, и Еван­ге­лие даются здесь одной и той же 18‑й сед­мицы, и так далее).
Кстати, в других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах и счет, и име­но­ва­ние Недель по Воз­дви­же­нии меня­ется: они назы­ва­ются уже Луки­ными: 1‑я Лукина, 2‑я и т. д. Такое наиме­но­ва­ние не вполне бес­спорно: оно хотя и имеет целью напо­ми­нать, что Лукины Недели и сед­мицы ведут свое начало и потому свой счет от Воз­дви­же­ния, от чтения еван­ге­ли­ста Луки, но при этом несколько упус­ка­ется из виду, что все Недели и сед­мицы от конца одной Триоди до наступ­ле­ния другой ведут свое начало от Святой Пяти­де­сят­ницы. – Ред.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки