Древо тернового венца Спасителя — протоиерей Климент Фоменко <br><span class=bg_bpub_book_author>Протоиерей Климент Фоменко</span>

Древо тернового венца Спасителя — протоиерей Климент Фоменко
Протоиерей Климент Фоменко

(1 голос5.0 из 5)

(Из заметок путешественника в Святую землю).

Воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, говорит о терновом венце Спасителя нашего тот Евангелист, который стоял при кресте Иисусове вместе с Пресвятой Богородицей и был очевидным свидетелем предсмертных истязаний страждущого Господа нашего (Иоан. 19, 2. 25).

Мучителен был терновый венец! Он имел такие острые шипы, как острие иглы.

О терниях и драчии Палестины часто упоминается в книгах Ветхого и Нового Завета. Хотя святая земля была землей «кипящей медом и млеком», но вместе с сим она в изобилии произращала терния и драчие. «Палестина страна шипов по преимуществу», говорит один очень опытный путешественник в Святую землю 1. На первых же страницах Библии говорит Бог Адаму: терние и волчцы произрастит она тебе… (Быт. 3, 18). По местным преданиям, Адам, по изгнании из рая, жил в Святой Земле, которая считается средоточием земли. Спасение соделал еси по среде земли

Терния Святой Земли имеют несколько разновидностей. По терновникам нашей земли мы не можем составить себе верного представления о терниях Палестины.

Цветущая и всегда зеленая долина Иордана, долина никогда не покрывавшаяся белым саваном снега, долина, вода которой никогда не знала холодных оков льда и русских морозов, есть вместе с сим и долина обильного произрастания в Святой Земле терния и драчии. О струях вод сей долины прорицательно взывал Исаия: «жаждущие! идите все к водам (Иордана…)». У берегов его вместо драчия выйдет кипарис… (Ис. 55, 1. 13).

У берегов Иордана, среди вербий, о которых упоминает благочестивый паломник XII в. в святую землю игумен Даниил, в изобилии произрастают рожковое дерево, ягодичия смоковниц, (на такую смоковницу у Иерихона возлез Закхей), и дерево с именем нубк. Некоторые из новейших толкователей Евангельской истории предполагают, что это дерево нубк и есть древо тернового венца Спасителя 2. Предположение это не верно. Нубк не растет ни в Святом граде, ни в ближайших его окрестностях. Нубк скорее есть тот вид терния, о котором Спаситель вопросил своих слушателей в нагорной беседе: еда обемлют от терния грозды, или от репия смоквы (Матф. 7, 16)?!

В Палестине в большом изобилии произрастает разновидность терновника, употребляемого по преимуществу на изгороди для полей, садов и виноградников. Никакой дикий зверь и хищный вор уже не проникнут чрез эту, усеянную тонкими шипами, изгородь. Попутно не лишнее будет заметить о том, что в Палестине существуют трех родов изгороди для полей и виноградников: из местного песчано-известкового камня, кактусных растений и терновника. Первого рода изгороди делаются без всякого связывающого цемента. Просто складывается в невысокую стену камень, который добывают при вспахивании каменистых полей. Я видел такия изгороди на полях за г. Вильною. Палестинския каменныя изгороди, как не связанныя никаким цементом, разползаются при всяком толчке. Таким устройством каменных изгородей в Палестине вполне объясняются слова притчи Господа о злых виноградарях. Хозяин виноградника послал к тяжетелем своего раба. Тяжетели же, камением бивше, пробиша главу этому рабу (Мар. 12, 4). Очевидно, что эти стяжатели, увидев идущего по тропе раба своего хозяина, подбежали к каменной изгороди виноградника, без затруднения брали из этой изгороди камни и бросали ими на раба. В Святой Земле эта черта притчи наглядно понятна. Конечно, не к такой стене прижала ослица ногу Валаама (Числ. 22, 25). Есть другой род изгороди в Палестине. Это изгороди живыя.

Читать далее…

Комментировать