Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина) — архимандрит Леонид (Кавелин) <br><span class=bg_bpub_book_author>Архимандрит Леонид (Кавелин)</span>

Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина) — архимандрит Леонид (Кавелин)
Архимандрит Леонид (Кавелин)

(1 голос5.0 из 5)

Вместо предисловия

Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый архимандрит Феофан, который привез сперва в Москву (20 июля 1661 года), а потом в Воскресенский монастырь (16 октября 1662) икону греческого письма, копию с чудотворной иконы Хиландарскаго афонского монастыря, Божией Матери Троеручицы1. В Воскресенском монастыре как он сам, так и привезенная им копия с чудотворной иконы были приняты уже опальным тогда патриархом Никоном с великой честью2, что и погубило Феофана. В декабре следующего года (1663) он со старцем своим Васьяном был, по указу царя Алексея Михайловича, за самовольное сношение его с патриархом Никоном сослан в ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, в котором и пробыл до конца собора 1666–1667 года. Этого Феофана наши библиографы смешивают иногда с другим Феофаном, иеродиаконом и библиотекарем Чудова монастыря (см. Обзор русской духовной литературы Филарета, арх. черниговского, стр. 240).

Печатаемый здесь Рассказ архимандрита Феофана о Святогорских монастырях заимствован нами из рукописи Императорской публичной библиотеки (ХVII века № 1553, л. 140 об.–160), верная копия с коей сделана для нас благодаря содействию директора библиотеки академика А.Ф. Бычкова.

АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД.

Октябрь 1882 года.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина)

В 172 году декабря в 21 день, по государеву 1663 года цареву ивеликого князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, был в Кирилловом монастыре в ссылке из Палестины Афонской горы Констоманитова монастыря архимандрит Феофан, а с ним того же монастыря старец Васьян, и сказывали в Кирилловом монастыре о святой горе Афонстей и о монастырях.

Входя во святую гору по праве:

Первый Монастырь Зуграф – здание болгарского царя Шишмана. А в том монастыре церковь святого великомученика Георгия каменна. А в той церкви три иконы чудотворные Георгиевы же: первая икона самописная; вторая икона Георгий же Саракинский; третья икона Георгий же Волосский. А когда бывает исхожение со кресты вне монастыря, а те иконы в ходу сами поклоняются, и исцеление от них многим людям. А братии в том монастыре 160, и больше и меньше. А отходных келий сто, а с тех келий в тот Зуграф монастырь иноки дань дают, пo силе каждого.

Второй монастырь Констоманит – здание царя Конста, сына великого царя Константина. В том монастыре церковь святого первомученика и архидиакона Стефана. А в той церкви чудотворная икона Пречистой Богородицы; вторая икона первомученика архидиакона Стефана, и мощи: глава его Стефанова. А братии в том монастыре 90. Отходных келий 135, да на море в островах три скита в пещерах с церквами.

Третий монастырь – Дохиар, Хотяр тоже. А в нем церковь каменна. А в церкви икона чудотворная архистратиг Михаила и Гаврииила. А в той церкви камень мрамор. А в чудесах поведает: Был в том монастыре пастух Василий, пас овцы, и обрете сокровище. И поведа того монастыря игумену и всей братии, и отпустили с ним двух человек старцев. И взяша они то серебро и скрыша, а пастуха Василия связали и навязали камень ему на выю и кинули его в море. И того же часа архангел Михаил поставил его, Василия, с камнем в своей церкви пред царскими дверьми ни чем невредима. И которую нощь Василий поставлен бысть в церкви, в ту нощь в церковных вратах на помосте на камени явишася воображение, аки на воске стопы ног архангел Михаила и Гавриила, яко же нa иконе их написаны. И игумен с братией прииде к утреннему пению, а Василий сидит пред царскими вратами мокрый и связанный с камнем. И сказа им вся подробно. По утреннем же пении прииде посланных два старца и сказа игумену и братии: пастырь-де Василий солгал и бежал. И игумен с братией введоша их в церковь, и узреша они пастыря Василия и начаша плакати и прощения просити. И пели собором три молебна, и тех старцев Бог простил. И пастырь Василий ста просить и старцами прощение получил. И сокровище, еже образили, взяли в монастырь. А камень той и до днесь в церкви, и исцеление от него многим людям. А братии в том монастыре 60.

Читать далее…

Комментировать