Патриотизм

***

Патриоти́зм — 1) любовь, ува­же­ние к род­ному Оте­че­ству, народу, куль­туре, лите­ра­туре, языку, выра­жен­ные в жела­нии и готов­но­сти отста­и­вать госу­дар­ствен­ные и обще­ствен­ные инте­ресы, защи­щать и обе­ре­гать свою Отчизну, спо­соб­ство­вать при­умно­же­нию её духов­ных богатств. Кроме того пат­ри­о­тизм про­яв­ля­ется в умении радо­ваться оте­че­ствен­ным дости­же­ниям, в стрем­ле­нии пре­одо­ле­вать общие беды и труд­но­сти; 2) прин­ци­пи­аль­ная поли­ти­че­ская пози­ция, осно­ван­ная на чув­стве долга и ответ­ствен­но­сти перед Оте­че­ством.

Хри­сти­ан­ский пат­ри­о­тизм заклю­чает испол­не­ние запо­веди любви к ближ­нему, то есть любви к жите­лям своей страны как наи­бо­лее близ­ким людям.

***

Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом?

По боль­шому счёту учение об ура­но­по­ли­тезме стро­ится на поло­же­нии о необ­хо­ди­мо­сти пред­по­чте­ния веру­ю­щими Небес­ного Оте­че­ства зем­ному.

В наи­бо­лее край­них формах ура­но­по­ли­тизм сво­дится к тому, что поскольку хри­сти­а­нин стре­мится в Цар­ство Небес­ное, постольку не должен и даже не вправе пред­по­чи­тать прочим наро­дам и госу­дар­ствам свой народ, свою родную страну. При этом, под­ра­зу­ме­ва­ется, что данное тре­бо­ва­ние носит без­услов­ный харак­тер, покры­вает все обсто­я­тель­ства, рас­про­стра­ня­ется на все вре­мена.

Как уме­рен­ный, так и крайне выра­жен­ный ура­но­по­ли­тизм опи­ра­ется на слова Иисуса Христа, запре­щав­шего слу­жить двум Гос­по­дам (Мф.6:24), и Его же призыв соби­рать сокро­вища на небе­сах (Мф.6:19–21). Кроме силь­ным дово­дом в пользу ура­но­по­ли­тизма счи­та­ется пре­ду­пре­жде­ние апо­стола Иакова, что «Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями нетверд во всех путях своих» (Иак.1:8), а также прямое ука­за­ние апо­стола Павла о том, что веру­ю­щие суть стран­ники и при­шельцы на земле (Евр.11:13). (см.: Цар­ство Божие (Небес­ное)).

Что можно на это воз­ра­зить? Хри­сти­а­нин и дей­стви­тельно должен думать о Цар­ствии Божьем, и пред­по­чи­тать его всем цар­ствам мира сего. Он не должен слу­жить «двум богам» (см.: Идо­ло­по­клон­ство). Однако это не озна­чает, что живя на земле, чело­век не вправе испы­ты­вать особое чув­ство к своему народу, род­ному Оте­че­ству. Речь, глав­ным обра­зом, здесь идёт о другом: об опас­но­сти и губи­тель­но­сти стрем­ле­ния чело­века к земным благам в ущерб Небес­ным. Ведь блага мира сего часто служат для чело­века пре­пят­ствием на пути вос­хож­де­ния к Богу, носят вре­мен­ный харак­тер, а стрем­ле­ние к Небу есть стрем­ле­ние к вечной жизни в союзе с Богом и Его свя­тыми, к непре­стан­ной радо­сти и бла­жен­ству.

При­меры заботы о близ­ких, о род­ствен­ни­ках, нако­нец, о своём народе встре­ча­ются в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии Церкви неод­но­кратно.

Со времен Вет­хого Завета Бог учил пред­ста­ви­те­лей изра­иль­ского народа отно­ситься друг к другу как к бра­тьям. И это было свя­зано не только с тем, что всех их объ­еди­няла общая вера. Ведь по закону особые отно­ше­ния свя­зы­вали людей даже и внутри каж­дого из две­на­дцати колен, хотя все они были при­званы испо­ве­до­вать одну и ту же веру.

Гос­подь Иисус Хри­стос пока­зал в притче о блуд­ном сыне, насколько трудно жить чело­веку, ото­рван­ному от корней, от род­ного дома. Здра­вый пат­ри­о­тизм как раз и под­ра­зу­ме­вает любовь к Родине как к своему дому, разве что пони­ма­е­мому шире.

Любовь к своему народу, конечно же, не должна трак­то­ваться как нелю­бовь или, что хуже, нена­висть к другим нациям. Кроме того пат­ри­о­тизм не должен сопро­вож­даться гор­де­ли­вым пре­воз­но­ше­нием какой-либо нации над другой. Такое пре­воз­но­ше­ние спо­собно при­ве­сти к наци­о­на­лизму или даже нацизму. В этом отно­ше­нии апо­стол Павел дал совер­шенно ясную уста­новку, сказав, что для облек­шихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3:11).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь кано­ни­зи­ро­вала мно­же­ство воинов, защи­щав­ших Оте­че­ство с ору­жием в руках (разу­ме­ется не за факт уча­стия в боевых дей­ствиях как тако­вой). Кроме того, у наро­дов есть и свои покро­ви­тели на Небе­сах, напри­мер, ангелы. Если Бог не только не запре­щает, но и бла­го­во­лит, чтобы тот или иной ангел покро­ви­тель­ство­вал тому или иному народу, то почему слу­жить той или иной Отчизне (стране, госу­дар­ству, народу) не может чело­век, хри­сти­а­нин?

Как любовь к своей семье, к своим близ­ким род­ствен­ни­кам не исклю­чает любви к Богу и к прочим людям, так, по-види­мому, и здра­вый пат­ри­о­тизм не исклю­чает любви к Богу и пред­ста­ви­те­лям нерод­ных наро­дов. Вопрос — в мере пони­ма­ния пат­ри­о­тизма и мере пони­ма­ния любви.

***

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:

II.3. Хри­сти­ан­ский пат­ри­о­тизм одно­вре­менно про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к нации как этни­че­ской общ­но­сти и как общ­но­сти граж­дан госу­дар­ства. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин при­зван любить свое оте­че­ство, име­ю­щее тер­ри­то­ри­аль­ное изме­ре­ние, и своих бра­тьев по крови, живу­щих по всему миру. Такая любовь явля­ется одним из спо­со­бов испол­не­ния запо­веди Божией о любви к ближ­нему, что вклю­чает любовь к своей семье, сопле­мен­ни­кам и сограж­да­нам.

Пат­ри­о­тизм пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина должен быть дей­ствен­ным. Он про­яв­ля­ется в защите оте­че­ства от непри­я­теля, труде на благо отчизны, заботе об устро­е­нии народ­ной жизни, в том числе путем уча­стия в делах госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния. Хри­сти­а­нин при­зван сохра­нять и раз­ви­вать наци­о­наль­ную куль­туру, народ­ное само­со­зна­ние. Когда нация, граж­дан­ская или этни­че­ская, явля­ется пол­но­стью или по пре­иму­ще­ству моно­кон­фес­си­о­наль­ным пра­во­слав­ным сооб­ще­ством, она в неко­то­ром смысле может вос­при­ни­маться как единая община веры – пра­во­слав­ный народ.

П.4. В то же время наци­о­наль­ные чув­ства могут стать при­чи­ной гре­хов­ных явле­ний, таких как агрес­сив­ный наци­о­на­лизм, ксе­но­фо­бия, наци­о­наль­ная исклю­чи­тель­ность, меж­эт­ни­че­ская вражда. В своем край­нем выра­же­нии эти явле­ния нередко при­во­дят к огра­ни­че­нию прав лич­но­стей и наро­дов, войнам и иным про­яв­ле­ниям наси­лия.

Пра­во­слав­ной этике про­ти­во­ре­чит деле­ние наро­дов на лучшие и худшие, при­ни­же­ние какой-либо этни­че­ской или граж­дан­ской нации. Тем более несо­гласны с Пра­во­сла­вием учения, кото­рые ставят нацию на место Бога или низ­во­дят веру до одного из аспек­тов наци­о­наль­ного само­со­зна­ния.

Про­ти­во­стоя таким гре­хов­ным явле­ниям, Пра­во­слав­ная Цер­ковь осу­ществ­ляет миссию при­ми­ре­ния между вовле­чен­ными во вражду наци­ями и их пред­ста­ви­те­лями. Так, в ходе меж­эт­ни­че­ских кон­флик­тов она не высту­пает на чьей-либо сто­роне, за исклю­че­нием слу­чаев явной агрес­сии или неспра­вед­ли­во­сти, про­яв­ля­е­мой одной из сторон.

***

«Пат­ри­о­тизм, несо­мненно, актуа­лен. Это чув­ство, кото­рое делает народ и каж­дого чело­века ответ­ствен­ным за жизнь страны. Без пат­ри­о­тизма нет такой ответ­ствен­но­сти. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только ком­форт, это ещё и ответ­ствен­ность за поря­док в нем, это ответ­ствен­ность за детей, кото­рые живут в этом доме. Чело­век без пат­ри­о­тизма, по сути, не имеет своей страны. А «чело­век мира» это то же самое, что без­дом­ный чело­век.
Вспом­ним еван­гель­скую притчу о блуд­ном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вер­нулся, и отец его про­стил, принял с любо­вью. Обычно в этой притче обра­щают вни­ма­ние на то, как посту­пил отец, при­няв­ший блуд­ного сына. Но нельзя забы­вать и о том, что сын, поски­тав­шись по миру, вер­нулся в свой дом, потому что для чело­века невоз­можно жить без своих устоев и корней.
<…>Мне кажется, что чув­ство любви к соб­ствен­ному народу столь же есте­ственно для чело­века, как и чув­ство любви к Богу. Его можно иска­зить. И чело­ве­че­ство на про­тя­же­нии своей исто­рии не раз иска­жало чув­ство, вло­жен­ное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чув­ство пат­ри­о­тизма ни в коем случае нельзя сме­ши­вать с чув­ством враж­деб­но­сти к другим наро­дам. Пат­ри­о­тизм в этом смысле созву­чен Пра­во­сла­вию. Одна из самых глав­ных запо­ве­дей хри­сти­ан­ства: не делай дру­гому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в пра­во­слав­ном веро­уче­нии сло­вами Сера­фима Саров­ского: спа­сись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спа­сутся. То же самое пат­ри­о­тизм. Не раз­ру­шай у других, а сози­дай у себя. Тогда и другие будут отно­ситься к тебе с ува­же­нием. Я думаю, что сего­дня у нас это основ­ная задача пат­ри­о­тов: сози­да­ние соб­ствен­ной страны».
пат­ри­арх Алек­сий II

Для меня пат­ри­о­тизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в кото­ром рос и был вос­пи­тан. Ведь, как хорошо пока­зала наша исто­рия, народ может пре­дать и землю, и свою соб­ствен­ную душу. Пат­ри­о­тизм — это прежде всего вер­ность Боже­ствен­ному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу поло­жить, потому что тем самым утвер­жда­ется правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замы­сел, дей­стви­тельно нужно очень сильно любить свой народ — но по-чест­ному, непред­взято; любить и знать свою исто­рию, жить цен­но­стями, опре­де­ля­ю­щими дух народа.
пат­ри­арх Кирилл

«Чело­век, кото­рый любит свою страну за её мощь, всегда подо­бен нена­дёж­ному поклон­нику, муж­чине, кото­рый любит жен­щину за её деньги».
Гил­берт Кийт Честер­тон

«Худой граж­да­нин зем­ного оте­че­ства и небес­ного недо­стоин».
свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский

«Помните, что Оте­че­ство земное с его Цер­ко­вью есть пред­две­рие Оте­че­ства небес­ного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него поло­жить».
святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки