Оте́чество –
1) отчизна; страна по отношению к тому человеку, «отцы» которого (предки) жили в этой стране (на территории этой страны) / родина его народа;
2) Небесное Отечество – место блаженного пребывания святых.
В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.
С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».
Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим.11:28).
Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр.11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.
В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. Св. Кирилл Философ (IX в.) в беседе с мусульманами обозначал именно эту цель ведения праведной войны: «Мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям». В Средние века на первом месте ставилась преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).
В эпоху возрождения, в рамках которого происходит всплеск интереса к Античности и античным добродетелям язычества, патриотическое чувство получает импульс к развитию. Любовь к Небесному Отечеству постепенно ослаблялась, что привело к утверждению светского патриотизма в качестве ценности формирующегося «буржуазного общества». Утверждение патриотизма в качестве безусловной ценности приходится на период Великой Французской революции, когда понятие «патриот» начинает активно использоваться в риторике политических деятелей, соединяясь с понятием «гражданин» и превращаясь в высшую добродетель «гражданина». Распространение ценностей Великой Французской революции привело к распространению патриотизма в качестве основы формирования лояльности по отношению к государству, которое начинает требовать его от населения, проживающего на его территории. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху». На это следует обратить особое внимание, отметив нехристианское происхождение идеи служения абстрактному государству (Отечеству) вместо присяги конкретному лицу – христианскому государю, защитнику веры.
Обязан ли христианин любить свое отечество?
В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.
А как же защита отечества?
Заповеди о защите отечества в Слове Божием нет. Если православный христианин родился в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую, то в силу заповеди о повиновении властям, он обязан защищать эту страну по их требованию в случае необходимости. Кроме того, исторически наши предки сражались, прежде всего, за веру православную, за возможность свободно исповедовать ее, за православные святыни. В таком случае действия христианских правителей были тесно связаны с интересами Церкви, а павшие в бою воины справедливо считались подобными христианским мученикам. Тем не менее, в различные периоды истории вплоть до наших дней православные христиане часто забывали об этом, выставляя на первый план интересы нации, государства, вместо заботы о сохранении чистоты веры и нравственности.
Нередко случается так, что нечистые на руку политики камуфлируют свои агрессивные войны защитой отечества, любовью к родине. В последнем случае, христианин не может быть участником этих действий, поскольку, как пишет свт. Димитрий Ростовский, «неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: Проливаяй кровь человечу, в ея место его кровь пролиется (Быт.9:6)».
Цитаты об Отечестве
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».
Еф.3:14-15
«…Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Евр.13:14
«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа».
Фил.3:20
«Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель – москвич, новгородский житель – новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в Небесном Отечестве, “которого Художник и строитель Бог” (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей – Иерусалим небесный… Кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Мф.6:19-20). Не опасайся, там сокровенное сокровище все цело будет и в последний день перед всем светом произнесется, и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков».
свт. Тихон Задонский
«Когда человек становится Христианином, он уже перестаёт быть русским, татарином и т. д., перестаёт быть сыном народа, из которого происходит по крови. И уже не принадлежит своему народу и племени, поскольку Сын Божий Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр.5:9). Ведь, ясно, что, например, когда моавитянка Руфь вступила в народ Израильский, она полностью перестала отождествлять себя с моавитянами; так и Урия хеттеянин был полностью Израильтянином и нисколько не мог отождествлять себя с хеттами. Так и русский, вступая в народ Божий (Церковь), уже нисколько не может отождествлять себя с русским народом (языком), из которого он вышел. Ведь, Церковь – ни что иное как тот же Израиль, вобравший в себя выходцев из всех народов. Т. е. это конкретный народ, иной народ, нежели русский или любой другой из языческих народов».
священник Алексий Шляпин
«У всех высоких, о человек! одно отечество – горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее, – это персть, а если на высшее, – это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ – образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями; и благородным родом называется или издавна богатый, или недавно разбогатевший, напротив неблагородным – который ведет начало от родителей, или по несчастию, или по любви к справедливости, бедных. Ибо можно ли назвать издревле благородным, что частию начинается ныне, а частию разрушается, и одним не дается, а другим приписывается? Так я об этом рассуждаю. И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство».
свт. Григорий Богослов
«Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом миpе и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, – подобно тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин (Евр.11:37,38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мира и мир мёртв для него: для меня, – говорит он, – мир распят, и я для мира (Гал.6:14)».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Любовь к Отечеству (патриотизм) Г.И. Шиманский
- Отечество (родина) свт. Григорий Богослов
- Отечество свт. Тихон Задонский
- О любви к Отечеству и труде по слову Божию прот. Григорий Дебольский
- Можно ли любить врагов своего отечества? А.Г. Долженко
- Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков
- Старческие советы отечественных подвижников благочестия ХVIII–XIX вв
- Охранение православной веры в отечестве еп. Иоанн (Соколов)
- О любви к отечеству митр. Платон (Городецкий)
- Об отечестве христианском свт. Тихон Задонский (Соколов)
- Библейские изречения о печали христианина по Боге и небесном отечестве прот. Григорий Дьяченко
- О молитве за отечество архиеп. Амвросий (Ключарев)
- Тропарь Кресту и молитва за отечество
Комментировать