Отечество

Литература по теме

Оте́чество

1) отчизна; страна по отношению к тому человеку, «отцы» которого (предки) жили в этой стране (на территории этой страны) / родина его народа;
2) Небесное Отечество – место блаженного пребывания святых.

В античном мире понятие «отечество» (patria) связывалось не с империей, а с той местностью, где родился и вырос человек. Так, в Древней Греции, состоявшей из множества полисов (независимых городов с прилегающими поселениями), каждый полис был отечеством для тех, кто родился в нем. Для язычника эпохи Античности его отечество считалось также родиной особого бога, который рассматривался в качестве основателя города и родоначальника сообщества.

С самого начала христиане, проявляя свою лояльность к требованиям языческих властей (что касается исполнения гражданских обязанностей, но не идолослужения), обозначали себя как последователи Христа, без привязки к определенному месту происхождения. Автор «Послания к Диогнету» (II в.) пишет о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна. <…> Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы». Мученик Прокл на вопрос правителя: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов». Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы христиане, это имя наше, род и отечество».

Свт. Иоанн Златоуст так говорит от имени Христа: «Для чего ты гордишься отечеством… когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь сделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Однако же, Павел допускает это, скажешь ты, когда говорит: В отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (Рим.11:28).

Но скажи, когда, о ком и кому он так говорит? Обратившимся язычникам, которые гордились своей верой, восставали против иудеев, и тем самым еще более отчуждали их от себя. Итак, он говорит это для того, чтобы в одних низложить кичливость, а других привлечь и возбудить к подобной ревности. Когда же он рассуждает о тех благородных и великих мужах, то слушай, что говорит: Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр.11:14–16). Здесь святитель выражает православное учение о Царстве Небесном как истинном и единственном, в строгом смысле, отечестве для христиан. В другом своем слове он развивает эту мысль в следующих словах: «Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа. А есть ли такой, кто на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, кто на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там». Подобные выражения можно встретить и у других отцов Церкви.

В эпоху христианской Византийской империи православные христиане осознавали себя как единый народ Божий, определяя себя не по национальным или политическим признакам, а как людей одной веры, одной Церкви. Поэтому защита империи от варваров, это, прежде всего, защита Православия от иноверцев. Св. Кирилл Философ (IX в.) в беседе с мусульманами обозначал именно эту цель ведения праведной войны: «Мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям». В Сред­ние ве­ка на первом месте ставилась пре­дан­ность ве­ре и слу­же­ние сю­зе­ре­ну. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя).

В эпоху возрождения, в рамках которого происходит всплеск интереса к Античности и античным добродетелям язычества, патриотическое чувство получает импульс к развитию. Любовь к Небесному Отечеству постепенно ослаблялась, что привело к утверждению светского патриотизма в качестве ценности формирующегося «буржуазного общества». Утверждение патриотизма в качестве безусловной ценности приходится на период Великой Французской революции, когда понятие «патриот» начинает активно использоваться в риторике политических деятелей, соединяясь с понятием «гражданин» и превращаясь в высшую добродетель «гражданина». Распространение ценностей Великой Французской революции привело к распространению патриотизма в качестве основы формирования лояльности по отношению к государству, которое начинает требовать его от населения, проживающего на его территории. С ус­та­нов­ле­ни­ем в Ев­ро­пе в ран­нее Но­вое вре­мя аб­со­лю­ти­ст­ских ре­жи­мов пат­рио­тическая идея «слу­же­ния государству» ста­ла то­ж­де­ст­вен­ной идее «слу­же­ния мо­нар­ху». На это следует обратить особое внимание, отметив нехристианское происхождение идеи служения абстрактному государству (Отечеству) вместо присяги конкретному лицу – христианскому государю, защитнику веры.

Обязан ли христианин любить свое отечество?

В Священном Писании содержатся заповеди Божьи. Среди них есть заповеди о любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), о почитании и повиновении властям (Рим.13:1-8). Заповеди любить отечество или служить государству, среди них нет. Любовь к отечеству, к родным местам, может быть добрым естественным чувством, но это не является обязанностью или добродетелью. Такое чувство имеет мало общего с идеологией патриотизма, предполагающей сознательное усвоение определенных идей (ценность земного отечества, гордость за отечество, вменение себе или другим долга служения отечеству и т.д.). Православный христианин руководствуется совершенно другими соображениями. Осознавая себя странником на этой земле, он стремится достичь Царства Небесного через исполнение заповедей Христа. Он остается законопослушным гражданином той страны, в которой сейчас проживает, до тех пор, пока требования властей не вступают в конфликт с Божественным законом. Он стремится сделать лучше жизнь людей вокруг себя, исполняя заповедь о любви к ближнему (то есть к людям, которые в данный момент находятся рядом, и, в первую очередь, единоверцам). Однако это не обязывает его отождествлять себя ни с определенным народом (так как с момента Крещения он принадлежит к народу Божию, где национальность и происхождение не имеют значения), ни с культурой этого народа, ни с его историей, ни с местом проживания (так как это не имеет отношения к духовной жизни). Государство оценивается им, исходя из того, обеспечивает ли оно безопасность и правосудие или нет, а не потому, кто этим государством управляет. Священник Даниил Сысоев пишет: «Христианин не готов подчинить свои интересы интересам земного отечества, а должен подчинить только и исключительно Богу. Христианин защищает всегда интересы Бога, Его заповеди, Его справедливость и Его любовь, а интересы той страны, где он живет, интересны только тогда, когда они входят в это служение Богу». В некоторых случаях «любовь к отечеству» может быть греховной, например, когда под отечеством понимается языческое наследие предков, которое христианин должен отвергнуть.

А как же защита отечества?

Заповеди о защите отечества в Слове Божием нет. Если православный христианин родился в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую, то в силу заповеди о повиновении властям, он обязан защищать эту страну по их требованию в случае необходимости. Кроме того, исторически наши предки сражались, прежде всего, за веру православную, за возможность свободно исповедовать ее, за православные святыни. В таком случае действия христианских правителей были тесно связаны с интересами Церкви, а павшие в бою воины справедливо считались подобными христианским мученикам. Тем не менее, в различные периоды истории вплоть до наших дней православные христиане часто забывали об этом, выставляя на первый план интересы нации, государства, вместо заботы о сохранении чистоты веры и нравственности.

Нередко случается так, что нечистые на руку политики камуфлируют свои агрессивные войны защитой отечества, любовью к родине. В последнем случае, христианин не может быть участником этих действий, поскольку, как пишет свт. Димитрий Ростовский, «неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: Проливаяй кровь человечу, в ея место его кровь пролиется (Быт.9:6)».

Цитаты об Отечестве

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».
Еф.3:14-15

«…Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Евр.13:14

«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа».
Фил.3:20

«Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель – москвич, новгородский житель – новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в Небесном Отечестве, “которого Художник и строитель Бог” (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей – Иерусалим небесный… Кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Мф.6:19-20). Не опасайся, там сокровенное сокровище все цело будет и в последний день перед всем светом произнесется, и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков».
свт. Тихон Задонский

«Когда человек становится Христианином, он уже перестаёт быть русским, татарином и т. д., перестаёт быть сыном народа, из которого происходит по крови. И уже не принадлежит своему народу и племени, поскольку Сын Божий Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр.5:9). Ведь, ясно, что, например, когда моавитянка Руфь вступила в народ Израильский, она полностью перестала отождествлять себя с моавитянами; так и Урия хеттеянин был полностью Израильтянином и нисколько не мог отождествлять себя с хеттами. Так и русский, вступая в народ Божий (Церковь), уже нисколько не может отождествлять себя с русским народом (языком), из которого он вышел. Ведь, Церковь – ни что иное как тот же Израиль, вобравший в себя выходцев из всех народов. Т. е. это конкретный народ, иной народ, нежели русский или любой другой из языческих народов».
священник Алексий Шляпин

«У всех высоких, о человек! одно отечество – горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее, – это персть, а если на высшее, – это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ – образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями; и благородным родом называется или издавна богатый, или недавно разбогатевший, напротив неблагородным – который ведет начало от родителей, или по несчастию, или по любви к справедливости, бедных. Ибо можно ли назвать издревле благородным, что частию начинается ныне, а частию разрушается, и одним не дается, а другим приписывается? Так я об этом рассуждаю. И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство».
свт. Григорий Богослов

«Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом миpе и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, – подобно тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин (Евр.11:37,38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мира и мир мёртв для него: для меня, – говорит он, – мир распят, и я для мира (Гал.6:14)».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka