Почему Православная Церковь так резко отрицательно относится к гомосексуализму?

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Вопрос:

Почему Пра­во­слав­ная Цер­ковь так резко отри­ца­тельно отно­сится к гомо­сек­су­а­лизму? Я не говорю о гей-пара­дах, сама этого не пони­маю, хотя и живу с жен­щи­ной. Чем мы-то отли­ча­емся? Чем мы греш­нее всех осталь­ных? Мы такие же люди, как и все. Почему к нам такое отно­ше­ние? Спа­сибо.
Габи

Ответ:

Святые отцы научают нас отли­чать грех и чело­века, душа кото­рого больна и нуж­да­ется в лече­нии от тяже­лого недуга. Такой чело­век вызы­вает состра­да­ние. Однако невоз­можно исце­ле­ние того, кто пре­бы­вает в сле­поте и не видит своего бед­ствен­ного состо­я­ния.

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает грехом всякое нару­ше­ние Боже­ствен­ного закона (см. 1Ин. 3:4). Гос­подь Творец наде­лил муж­чину и жен­щину душев­ными и телес­ными осо­бен­но­стями, чтобы они допол­няли друг друга и тем самым состав­ляли един­ство. Святая Библия сви­де­тель­ствует, что брак как посто­ян­ный жиз­нен­ный союз между муж­чи­ной и жен­щи­ной был уста­нов­лен Богом в самом начале чело­ве­че­ского бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в сов­мест­ном спа­се­нии, в общем труде, вза­и­мо­по­мощи и телес­ном соеди­не­нии для рож­де­ния детей и их вос­пи­та­ния. Из всех земных союзов брак явля­ется самым тесным: будут одна плоть (Быт. 2:24). Когда люди ведут поло­вую жизнь вне брака, они извра­щают Боже­ствен­ный замы­сел о бла­го­дат­ном жиз­нен­ном союзе, сводя все к чув­ственно-физио­ло­ги­че­скому началу и отбра­сы­вая духов­ные и соци­аль­ные цели. Поэтому святая Библия опре­де­ляет всякое сожи­тель­ство вне семей­ных уз смерт­ным грехом, ибо попи­ра­ется Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние. Еще более тяжким грехом явля­ется удо­вле­тво­ре­ние чув­ствен­ной потреб­но­сти про­ти­во­есте­ствен­ным спо­со­бом: «Не ложись с муж­чи­ною, как с жен­щи­ною: это мер­зость» (Лев. 18:22). В равной сте­пени это отно­сится и к жен­щине. Апо­стол Павел назы­вает это постыд­ной стра­стью, срамом, непо­треб­ством: «Жен­щины их заме­нили есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние про­ти­во­есте­ствен­ным; подобно и муж­чины, оста­вив есте­ствен­ное упо­треб­ле­ние жен­ского пола, раз­жи­га­лись похо­тью друг на друга, муж­чины на муж­чи­нах делая срам и полу­чая в самих себе долж­ное воз­мез­дие за свое заблуж­де­ние» (Рим. 1:26–27). Люди, живу­щие в содом­ском грехе, лиша­ются спа­се­ния: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют» (1Кор. 6:9–10).

В исто­рии наблю­да­ется печаль­ная повто­ря­е­мость. Обще­ства, пере­жи­ва­ю­щие пери­оды упадка, бывают пора­жены, как мета­ста­зами, неко­то­рыми осо­бенно опас­ными гре­хами. Чаще всего боль­ные обще­ства ока­зы­ва­ются охва­чены мас­со­вым коры­сто­лю­бием и раз­вра­том. Исча­дием послед­него явля­ется содом­ский грех. Мас­со­вая раз­вра­щен­ность, как кис­лота, разъ­ела рим­ское обще­ство и сокру­шила мощь импе­рии.

В оправ­да­ние содом­ского греха пыта­ются при­ве­сти «науч­ные» аргу­менты и убе­дить, что к этому вле­че­нию име­ется врож­ден­ная пред­рас­по­ло­жен­ность. Но это – типич­ный миф. Бес­по­мощ­ная попытка оправ­дать зло. Нет совер­шенно ника­ких данных, что гомо­сек­су­а­ли­сты гене­ти­че­ски отли­ча­ются от других людей. Речь идет только о духовно-нрав­ствен­ной болезни и неиз­беж­ной отсюда дефор­ма­ции в обла­сти пси­хики. Иногда при­чи­ной могут быть дет­ские раз­врат­ные игры, кото­рые чело­век забыл, но они оста­вили болез­нен­ный след в под­со­зна­нии. Вошед­ший в чело­века яд про­ти­во­есте­ствен­ного греха может про­явить себя гораздо позже, если чело­век не ведет пра­виль­ную духов­ную жизнь.

Слово Божие, чуткое ко всем про­яв­ле­ниям чело­ве­че­ской жизни, не только ничего не гово­рит о врож­ден­но­сти, но назы­вает этот грех мер­зо­стью. Если бы это зави­село от опре­де­лен­ных ней­ро­эн­до­крин­ных осо­бен­но­стей и поло­вых гор­мо­нов, с кото­рыми свя­зана физио­ло­ги­че­ская регу­ля­ция репро­дук­тив­ной функ­ции чело­века, то в Свя­щен­ном Писа­нии не гово­ри­лось бы о про­ти­во­есте­ствен­но­сти этой стра­сти, не назы­ва­лось бы это срамом. Не кощун­ственно ли думать, что Бог может созда­вать неко­то­рых людей с физио­ло­ги­че­ской рас­по­ло­жен­но­стью к смерт­ному греху и тем самым обре­кать их к гибели? Против попытки при­влечь в оправ­да­ние науку сви­де­тель­ствуют факты мас­со­вого рас­про­стра­не­ния в неко­то­рые пери­оды исто­рии дан­ного вида раз­врата. Хана­не­яне, жители Содома, Гоморры и других горо­дов Пяти­гра­дия (Адмы, Сево­има и Сигора) пого­ловно были зара­жены этой сквер­ной. Защит­ники содом­ского греха оспа­ри­вают мнение, что жители этих горо­дов имели эту постыд­ную страсть. Однако в Новом Завете прямо ска­зано: «Как Содом и Гоморра и окрест­ные города, подобно им блу­до­дей­ство­вав­шиеи ходив­шие за иною плотию, под­верг­шись казни огня веч­ного, постав­лены в пример, так точно будет и с сими меч­та­те­лями, кото­рые осквер­няют плоть» (Иуд. 1:7–8). Это оче­видно также из текста: «Вызвали Лота и гово­рили ему: где люди, при­шед­шие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:5). Слова «познаем их» имеют в Библии совер­шенно опре­де­лен­ный харак­тер и ука­зы­вает на плот­ские отно­ше­ния. А так как при­шед­шие ангелы имели вид мужей (см.: Быт. 19:10), то из этого видно, какой отвра­ти­тель­ной раз­вра­щен­но­стью были зара­жены все («от моло­дого до ста­рого, весь народ»; Быт. 19:4) жители Содома. Пра­вед­ный Лот, испол­няя древ­ний закон госте­при­им­ства, пред­ла­гает двух своих доче­рей, «кото­рые не познали мужа» (Быт. 19:8), но извра­щенцы, рас­па­ля­е­мые мерз­кой похо­тью, пыта­лись изна­си­ло­вать самого Лота: «Теперь мы хуже посту­пим с тобою, нежели с ними» (Быт. 19:9).

Совре­мен­ное запад­ное обще­ство, лишив­ше­еся хри­сти­ан­ских корней, пыта­ется быть «гуман­ным» в отно­ше­нии к гомо­сек­су­а­ли­стам, назы­вая их нрав­ственно ней­траль­ным словом «сексмень­шин­ство» (по ана­ло­гии с нац­мень­шин­ством). На самом деле это очень жесто­кое отно­ше­ние. Если бы врач, желая быть «доб­рень­ким», внушал тяжело боль­ному, что он здоров, только по при­роде не похож на других, то он мало бы отли­чался от убийцы. Свя­щен­ное Писа­ние ука­зы­вает, что Бог «города Содом­ские и Гоморр­ские, осудив на истреб­ле­ние, пре­вра­тил в пепел, пока­зав пример буду­щим нече­стив­цам» (2Пет. 2:6). Оно гово­рит не только об опас­но­сти поте­рять вечную жизнь, но и о воз­мож­но­сти исце­лится от любой, даже самой тяжкой и зако­ре­не­лой духов­ной болезни. Апо­стол Павел не только сурово обли­чал корин­фян за постыд­ные грехи, но и укреп­лял в них надежду при­ме­рами из их же среды: «И такими были неко­то­рые из вас; но омы­лись, но освя­ти­лись, но оправ­да­лись именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11).

Святые отцы ука­зы­вают, что центр тяже­сти всех стра­стей (вклю­чая плот­ские) нахо­дится в обла­сти чело­ве­че­ского духа – в его повре­жден­но­сти. Стра­сти явля­ются резуль­та­том уда­ле­ния чело­века от Бога и про­ис­те­ка­ю­щей от этого гре­хов­ной раз­вра­щен­но­сти. Поэтому исход­ной точкой исце­ле­ния должна быть реши­мость навсе­гда «поки­нуть Содом». Когда ангелы выво­дили семью Лота из этого города гнус­ного раз­врата, один из них сказал: «Спасай душу свою; не огля­ды­вайся назад» (Быт. 19:17). В этих словах было нрав­ствен­ное испы­та­ние. Про­щаль­ный взгляд на раз­вра­щен­ный город, кото­рому уже был выне­сен Божий при­го­вор, сви­де­тель­ство­вал бы о сочув­ствии к нему. Жена Лота огля­ну­лась, потому что душою не рас­ста­лась с Содо­мом. Под­твер­жде­ние этой мысли мы нахо­дим в книге пре­муд­ро­сти Соло­мона. Говоря о пре­муд­ро­сти, автор пишет: «Она во время поги­бели нече­сти­вых спасла пра­вед­ного, кото­рый избе­жал огня, нис­шед­шего на пять горо­дов, от кото­рых во сви­де­тель­ство нече­стия оста­лась дымя­ща­яся пустая земля и рас­те­ния, не в свое время при­но­ся­щие плоды, и памят­ни­ком невер­ной души – сто­я­щий соля­ной столб (Прем. 10:6–7). Жена Лота названа невер­ной душой. Гос­подь наш Иисус Хри­стос пре­ду­пре­ждает своих уче­ни­ков: «В день, в кото­рый Лот вышел из Содома, про­лился с неба дождь огнен­ный и серный и истре­бил всех… Вспо­ми­найте жену Лотову» (Лк. 17:29,32). Не только тем, кто своим опытом загля­нул в бездну, но и всем оправ­ды­ва­ю­щим этот порок, нужно посто­янно пом­нить жену Лотову. Путь к реаль­ному паде­нию начи­на­ется с мораль­ного оправ­да­ния греха. Нужно ужас­нуться веч­ного огня, и тогда лжи­выми пока­жутся все либе­раль­ные речи о «праве» на то, о чем Гос­подь устами свя­щен­ных писа­те­лей сказал: «Мер­зость пред Гос­по­дом раз­врат­ный, а с пра­вед­ными у Него обще­ние» (Прит. 3: 32).

Необ­хо­димо войти в бла­го­дат­ный опыт Церкви. Прежде всего, надо (не откла­ды­вая) под­го­то­виться к гене­раль­ной испо­веди и пройти ее. С этого дня надо начать испол­нять то, что веками святая Цер­ковь пред­пи­сы­вает своим членам: регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах испо­веди и при­ча­стия, ходить на празд­нич­ные и вос­крес­ные службы, читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, соблю­дать святые посты, быть вни­ма­тель­ным к себе, чтобы укло­няться от греха). Тогда придет все­силь­ная помощь Божия и исце­лит окон­ча­тельно от тяже­лого недуга. «Познав­ший свою немощь из многих иску­ше­ний, из телес­ных и душев­ных стра­стей, познает и бес­ко­неч­ное могу­ще­ство Бога, избав­ля­ю­щего вопи­ю­щих к Нему молит­вой от всего сердца. И молитва ему уже бывает сла­достна. Видя, что без Бога он ничего не может сде­лать, и стра­шась паде­ния, он ста­ра­ется быть неот­ступно при Боге. Он удив­ля­ется, раз­мыш­ляя о том, как Бог изба­вил его от столь­ких иску­ше­ний и стра­стей, и бла­го­да­рит Избав­ля­ю­щего, и с бла­го­да­ре­нием полу­чает сми­ре­ние и любовь, и никого уже не смеет пре­зи­рать, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда захо­чет» (пре­по­доб­ный Петр Дамас­кин).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки