Покой

(7 голосов: 4.29 из 5)

 

Поко́й — 1) спокойное душевно-телесное состояние; 2) неподвижность; 3) отсутствие шума и суеты; 4) отдых (пример: уйти на покой); 5) старинное именование буквы «П». 

Покой — глубокий, совершенный, подлинный мир, который мы обретаем во Иисусе Христе и который подается по благодати Святого Духа. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим (Мф. 11:29). 

Если деятельность естественна для людей, то почему верующие стремятся к вечному покою?

Вечный блаженный покой — одна из приоритетных целей христианской жизни. Вечного упокоения мы желаем как лично себе, так и нашим ближним. Особенно ярко это желание обнаруживается в молитвах за усопших: «Упокой, Господи…».

Во времена Ветхого Завета Бог, даруя еврейскому народу закон, назначил субботу днём особого покоя (Исх.23:32). В этот день полагалось давать отдых не только себе, но даже рабам и животным (Исх.23:12). Днями покоя именовались в законе и некоторые праздничные дни. Однако Бог не призывал, чтобы живя на земле люди не работали вовсе. Напротив, озвучивая согрешившему Адаму приговор грозного суда, Господь возвестил, что отныне он (Адам) будет добывать себе хлеб в поте лица (Быт.3:19).

В христианстве уклонение от работы, труда может быть расценено как праздность. В свою очередь праздность нередко сопоставляется с грехом. Но почему если праздность сопоставляется с греховным расположением воли, мы стремимся достигнуть вечного покоя в Царстве Небесным, совершенно чуждом какого-либо греха? Не является ли покой аналогом праздности? Нет ли в наших стремлениях противоречия евангельским заповедям?

Разумеется, нет. Покой обещал Своим последователям Сам Господь Иисус Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

Дело в том, что покой покою рознь. Даже во времена Ветхого Завета субботний покой не исключал возможности деятельности. Этот день предназначался для Господа (Исх.20:10). Закон не запрещал иудею заниматься, к примеру, таким видом деятельности, как молитва, богомыслие, славословие Господа, размышление над своим нравственным состоянием.

Состояние вечного блаженного покоя, которое откроется для праведников в будущем веке, не исключает активной практической деятельности. В чём именно будет проявляться деятельность святых угодников Божьих, с детальною точностью неизвестно. Если же говорить об этом в общих чертах, можно отметить, что она она будет связана с созерцанием Божественной Славы, с богообщением, прославлением Бога, духовным самосовершенствованием, обожением, общением со святыми.

Стало быть, это состояние не тождественно греховному состоянию праздности, лености. Покоем же оно именуется прежде всего потому, что имеющие достигнуть его боголюбцы будут свободны от разного рода беспокойств (свойственных людям в нынешней жизни), например, беспокойств, вызванных угрозами здоровью, жизни или благосостоянию, тревогами, муками совести, мирской суетой, проявлениями греховных страстей и многим другим, способным лишить человека покоя. Будущим состоянием праведников станет радость, ликование, блаженство.

Кто обретает покой?

митрополит Лимасольский Афанасий

Я думаю, что главное, чего в конечном счете ищет душа человека, это покой. И об этом говорят между собой люди верующие, монахи: «Здесь я обрел покой», «Здесь я не нахожу покоя». И нет «потому что» для отсутствия покоя или обретения его. Это просто: я обрел покой — обрел, не обрел покоя — не обрел! И если я «не обрел покоя» — это не значит, что вокрут меня все плохо! Просто я здесь покоя не нахожу и не более того. Это состояние необъяснимо!

Итак, покой есть то, чего ищет наша душа, ищет наш внутренний человек. Покой есть та опора, некий спасательный круг, который нам подает Христос в том водовороте будних дней, в котором мы живем. Как сказал один святой нашей Церкви: «Мы заболели морской болезнью, попав в шторм, переплывая море жизни». Но пришел Христос и бросил нам спасательный круг, протянул нам Свою руку удерживает нас и говорит Приидите ко Мне, и Я успокою вас… (Мф. 11:28). И открывает нам тайну: как это будет.

«Научитесь от Меня, — говорит Христос, — яко кроток и смирен сердцем есть. Научитесь от Меня. Я научу вас, другие люди вас этому не научат. Я Сам научу вас, когда Я явлю вам Себя, когда открою вам Себя; яко есть кроток и смирен сердцем. И так вы обретете покой в своей душе» (см. Мф. 11:29).

И действительно — кто в конечном итоге обретает покой? Человек смиренный! Только смиренный человек обретает покой во Христе! Мы, люди гордые, эгоистичные, себялюбивые, не можем обрести покой, потому что мешаем Христу заключить нас в Свои объятия. Мы не принимаем этого, не хотим предать себя Богу! Мы боимся Бога! Или Ему не доверяем. Мы говорим: «Нет, со своей жизнью я разберусь сам. Я сам устриваю свои дела и за это несу ответственность. И не допущу, чтобы моя жизнь шла на самотек. У меня все должно быть под контролем. Иначе я не чувствую себя уверенно. Я теряюсь, когда моя жизнь выходит из-под моего контроля!»

Конечно, Христос не говорил нам пускать все на самотек, как не призывал Он нас быть равнодушными, бездельниками и тунеядцами. Напротив, Он заповедал нам подвизаться, трудиться и иметь попечения, но не о своей душе («Не пекитесь о своей душе», — говорит Христос). Занимайтесь всем чем угодно, но оставьте свою душу свободной, не подчиняйте ее ежедневной борьбе за вещи мира сего. И вот когда ты сделаешь все от тебя зависящее и исчерпаешь все свои возможности, то передашь дирижерскую палочку в руки Бога.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru