Покой

***

Поко́й — 1) спо­кой­ное душевно-телес­ное состо­я­ние; 2) непо­движ­ность; 3) отсут­ствие шума и суеты; 4) отдых (пример: уйти на покой); 5) ста­рин­ное име­но­ва­ние буквы «П». 

Покой — глу­бо­кий, совер­шен­ный, под­лин­ный мир, кото­рый мы обре­таем во Иисусе Христе и кото­рый пода­ется по бла­го­дати Свя­того Духа. Научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и най­дёте покой душам вашим (Мф. 11:29). 

***

Если дея­тель­ность есте­ственна для людей, то почему веру­ю­щие стре­мятся к веч­ному покою?

Вечный бла­жен­ный покой — одна из при­о­ри­тет­ных целей хри­сти­ан­ской жизни. Веч­ного упо­ко­е­ния мы желаем как лично себе, так и нашим ближ­ним. Осо­бенно ярко это жела­ние обна­ру­жи­ва­ется в молит­вах за усоп­ших: «Упокой, Гос­поди…».

Во вре­мена Вет­хого Завета Бог, даруя еврей­скому народу закон, назна­чил суб­боту днём осо­бого покоя (Исх.23:32). В этот день пола­га­лось давать отдых не только себе, но даже рабам и живот­ным (Исх.23:12). Днями покоя име­но­ва­лись в законе и неко­то­рые празд­нич­ные дни. Однако Бог не при­зы­вал, чтобы живя на земле люди не рабо­тали вовсе. Напро­тив, озву­чи­вая согре­шив­шему Адаму при­го­вор гроз­ного суда, Гос­подь воз­ве­стил, что отныне он (Адам) будет добы­вать себе хлеб в поте лица (Быт.3:19).

В хри­сти­ан­стве укло­не­ние от работы, труда может быть рас­це­нено как празд­ность. В свою оче­редь празд­ность нередко сопо­став­ля­ется с грехом. Но почему если празд­ность сопо­став­ля­ется с гре­хов­ным рас­по­ло­же­нием воли, мы стре­мимся достиг­нуть веч­ного покоя в Цар­стве Небес­ным, совер­шенно чуждом какого-либо греха? Не явля­ется ли покой ана­ло­гом празд­но­сти? Нет ли в наших стрем­ле­ниях про­ти­во­ре­чия еван­гель­ским запо­ве­дям?

Разу­ме­ется, нет. Покой обещал Своим после­до­ва­те­лям Сам Гос­подь Иисус Хри­стос: «При­дите ко Мне все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Мф.11:28).

Дело в том, что покой покою рознь. Даже во вре­мена Вет­хого Завета суб­бот­ний покой не исклю­чал воз­мож­но­сти дея­тель­но­сти. Этот день пред­на­зна­чался для Гос­пода (Исх.20:10). Закон не запре­щал иудею зани­маться, к при­меру, таким видом дея­тель­но­сти, как молитва, бого­мыс­лие, сла­во­сло­вие Гос­пода, раз­мыш­ле­ние над своим нрав­ствен­ным состо­я­нием.

Состо­я­ние веч­ного бла­жен­ного покоя, кото­рое откро­ется для пра­вед­ни­ков в буду­щем веке, не исклю­чает актив­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти. В чём именно будет про­яв­ляться дея­тель­ность святых угод­ни­ков Божьих, с деталь­ною точ­но­стью неиз­вестно. Если же гово­рить об этом в общих чертах, можно отме­тить, что она она будет свя­зана с созер­ца­нием Боже­ствен­ной Славы, с бого­об­ще­нием, про­слав­ле­нием Бога, духов­ным само­со­вер­шен­ство­ва­нием, обо­же­нием, обще­нием со свя­тыми.

Стало быть, это состо­я­ние не тож­де­ственно гре­хов­ному состо­я­нию празд­но­сти, лено­сти. Покоем же оно име­ну­ется прежде всего потому, что име­ю­щие достиг­нуть его бого­любцы будут сво­бодны от раз­ного рода бес­по­койств (свой­ствен­ных людям в нынеш­ней жизни), напри­мер, бес­по­койств, вызван­ных угро­зами здо­ро­вью, жизни или бла­го­со­сто­я­нию, тре­во­гами, муками сове­сти, мир­ской суетой, про­яв­ле­ни­ями гре­хов­ных стра­стей и многим другим, спо­соб­ным лишить чело­века покоя. Буду­щим состо­я­нием пра­вед­ни­ков станет радость, лико­ва­ние, бла­жен­ство.

Кто обре­тает покой?

мит­ро­по­лит Лима­соль­ский Афа­на­сий

Я думаю, что глав­ное, чего в конеч­ном счете ищет душа чело­века, это покой. И об этом гово­рят между собой люди веру­ю­щие, монахи: «Здесь я обрел покой», «Здесь я не нахожу покоя». И нет «потому что» для отсут­ствия покоя или обре­те­ния его. Это просто: я обрел покой — обрел, не обрел покоя — не обрел! И если я «не обрел покоя» — это не значит, что вокрут меня все плохо! Просто я здесь покоя не нахожу и не более того. Это состо­я­ние необъ­яс­нимо!

Итак, покой есть то, чего ищет наша душа, ищет наш внут­рен­ний чело­век. Покой есть та опора, некий спа­са­тель­ный круг, кото­рый нам подает Хри­стос в том водо­во­роте будних дней, в кото­ром мы живем. Как сказал один святой нашей Церкви: «Мы забо­лели мор­ской болез­нью, попав в шторм, пере­плы­вая море жизни». Но пришел Хри­стос и бросил нам спа­са­тель­ный круг, про­тя­нул нам Свою руку удер­жи­вает нас и гово­рит При­и­дите ко Мне, и Я успо­кою вас… (Мф. 11:28). И откры­вает нам тайну: как это будет.

«Научи­тесь от Меня, — гово­рит Хри­стос, — яко кроток и смирен серд­цем есть. Научи­тесь от Меня. Я научу вас, другие люди вас этому не научат. Я Сам научу вас, когда Я явлю вам Себя, когда открою вам Себя; яко есть кроток и смирен серд­цем. И так вы обре­тете покой в своей душе» (см. Мф. 11:29).

И дей­стви­тельно — кто в конеч­ном итоге обре­тает покой? Чело­век сми­рен­ный! Только сми­рен­ный чело­век обре­тает покой во Христе! Мы, люди гордые, эго­и­стич­ные, себя­лю­би­вые, не можем обре­сти покой, потому что мешаем Христу заклю­чить нас в Свои объ­я­тия. Мы не при­ни­маем этого, не хотим пре­дать себя Богу! Мы боимся Бога! Или Ему не дове­ряем. Мы гово­рим: «Нет, со своей жизнью я раз­бе­русь сам. Я сам уст­ри­ваю свои дела и за это несу ответ­ствен­ность. И не допущу, чтобы моя жизнь шла на само­тек. У меня все должно быть под кон­тро­лем. Иначе я не чув­ствую себя уве­ренно. Я теря­юсь, когда моя жизнь выхо­дит из-под моего кон­троля!»

Конечно, Хри­стос не гово­рил нам пус­кать все на само­тек, как не при­зы­вал Он нас быть рав­но­душ­ными, без­дель­ни­ками и туне­яд­цами. Напро­тив, Он запо­ве­дал нам под­ви­заться, тру­диться и иметь попе­че­ния, но не о своей душе («Не пеки­тесь о своей душе», — гово­рит Хри­стос). Зани­май­тесь всем чем угодно, но оставьте свою душу сво­бод­ной, не под­чи­няйте ее еже­днев­ной борьбе за вещи мира сего. И вот когда ты сде­ла­ешь все от тебя зави­ся­щее и исчер­па­ешь все свои воз­мож­но­сти, то пере­дашь дири­жер­скую палочку в руки Бога.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки