Библиотеке требуются волонтёры

Блаженство

Аудио-версия статьи

***

Блаже́нство – согласно Свя­щен­ному Писа­нию – состо­я­ние при­об­щён­но­сти к благу, одна из харак­те­ри­стик еди­не­ния с Богом, Кото­рый Сам назы­ва­ется бла­жен­ным (1Тим.1:11).

Бла­жен­ство – высшее состо­я­ние духов­ного и телес­ного бытия, дости­га­е­мое веру­ю­щими на пути стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа, пре­одо­ле­ния внут­рен­ней про­ти­во­ре­чи­во­сти, обре­те­ния един­ства с Богом, спа­се­ния, и жизни вечной.

Святые отцы назы­вают бла­жен­ством пре­бы­ва­ние первых людей в раю до гре­хо­па­де­ния. В Ветхом и Новом Завете термин «бла­жен­ство» чаще всего упо­треб­ля­ется в виде опре­де­ле­ния: бла­жен­ным назы­ва­ется «муж», «чело­век», «народ» и т.д., кото­рый полу­чает от Бога бла­жен­ство как награду за опре­де­лён­ные дела и поступки. Нынеш­нее мир­ское пони­ма­ние бла­жен­ства, как и его дохри­сти­ан­ское вос­при­я­тие, имеет отли­чия от биб­лей­ского.

Пред­став­ле­ние о бла­жен­стве в греко-рим­ской циви­ли­за­ции до Христа

Для антич­ного чело­века бла­жен­ство явля­ется сино­ни­мом сча­стья. Образ­цом и при­ме­ром его высту­пала счаст­ли­вая жизнь язы­че­ских богов. Вопрос обре­те­ния сча­стья вол­но­вал многих фило­со­фов и решался ими по-раз­ному. Так, у  Пла­тона бла­жен­ство при­рав­ни­ва­ется к муд­ро­сти, и именно обла­да­ние ею делает чело­века счаст­ли­вым. У сто­и­ков бла­жен­ством име­ну­ется доб­ро­де­тель, кото­рая про­ти­во­по­ложна пороку. Фило­со­фия Эпи­кура рас­смат­ри­вает бла­жен­ство как чув­ствен­ное насла­жде­ние, душев­ную без­мя­теж­ность и телес­ное здо­ро­вье.

Сле­дует отме­тить, что в древ­не­гре­че­ской лите­ра­туре бла­жен­ство пере­да­ва­лось раз­ными тер­ми­нами, кото­рые, соот­вет­ственно, имели разные оттенки зна­че­ний. Речь могла идти о чув­ствен­ном насла­жде­нии, о бла­го­склон­но­сти богов, об удаче, о финан­со­вом бла­го­по­лу­чии и др. В Библии напро­тив в основ­ном исполь­зу­ется древ­не­гре­че­ский термин с широ­ким зна­че­нием μακάριος – «бла­жен­ный» с ука­за­нием на при­чину дан­ного состо­я­ния в каждом кон­крет­ном случае.

Бла­жен­ство в Ветхом Завете

Чаще всего о бла­жен­стве гово­рится в Псал­тыри и книги Прит­чей. Бла­жен­ным там име­ну­ется тот, кто так или иначе испол­нил Закон (Пс.118:1,2; Пс.127:1; 2. 12; Ис.30:18; ср.: Пс.1:1; Пс.39:5; Пс.111:1; Притч.16:20). В каче­стве награды за испол­не­ние Закона чело­век полу­чает покро­ви­тель­ство, помощь Бога. Бла­жен­ством явля­ется счаст­ли­вая жизнь, кото­рая выра­жа­ется в мно­го­чис­лен­ном потом­стве, бла­го­по­лу­чии, дол­го­ле­тии, мире (Пс.145:5). Вместе с тем в ВЗ ино­ска­за­тельно при­сут­ствует вера в бла­жен­ство с Богом и после смерти (Пс.15:1,10-11).

Бла­жен­ство в Новом Завете

В Новом Завете бла­жен­ство харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щими выра­же­ни­ями: Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17; 5:3); уте­ше­ние (Мф.5:4); насле­до­ва­ние земли (Мф.5:5); насы­ще­ние (Мф.5:6; Лк.6:21); поми­ло­ва­ние (Мф.5:7); лице­зре­ние, позна­ние Бога (Мф.5:8; 1Ин.3:2; 1Кор.13:12); бого­сы­нов­ство (Мф.5:9; Гал.4:5-7); при­об­ще­ние вечной жизни (Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3); пре­бы­ва­ние в любви (1Ин.4:16); вхож­де­ние в радость Гос­подню (Мф.25:21,23); во славу Гос­пода (Рим.8:18); в покой Гос­пода (Евр.4:1-11).

Можно отме­тить, что в Новом Завете по срав­не­нию с Ветхим бла­жен­ство при­об­ре­тает больше связи с посмерт­ной судь­бой чело­века, чем с его земной жизнью. Ярким при­ме­ром явля­ются запо­веди бла­жен­ства: «Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное» (Мф.5:3,10,15). «…блажен будешь, что они не могут воз­дать тебе, ибо воз­дастся тебе в вос­кре­се­ние пра­вед­ных. Услы­шав это, некто из воз­ле­жа­щих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Цар­ствии Божием!» (Лк.14:14-15). Бла­жен­ство как вечная жизнь про­ти­во­по­став­ля­ется в НЗ вечным муче­ниям (Мф.25:46; Откр.21:8).

Первым чело­ве­ком, обрет­шим высшее бла­жен­ство, стала Божия Матерь. Бла­го­даря вели­чай­шему сми­ре­нию (Лк.1:38), испол­не­нию Божией воли она явила миру наи­выс­шее бла­жен­ство — обо­же­ние.

Святые отцы о бла­жен­стве

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий назы­вает Бога «бла­жен­ным Добром», свя­зы­вая т.о. в Боге воедино поня­тия блага и добра: «Ибо под­линно бла­женно сие Источ­ное Добро, к Кото­рому все обра­щено, Кото­рого все желает». (Васи­лий Вели­кий. «Беседы на псалмы»)

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский уверен, что чело­век апри­орно обла­дает этим бла­жен­ством, но в силу порока и при­вер­жен­но­сти греху теряет это обла­да­ние: «Это бла­жен­ство везде и всегда носит с собой чело­век, ибо внутри себя имеет… Безум­ный чело­век! Оставь смерт­ное тело – прах, землю и пепел, а укра­шай бес­смерт­ную душу. И тогда будешь внутри себя иметь кра­соту, но истин­ную и нетлен­ную, и прочее». (Тихон Задон­ский, «Сокро­вище Духов­ное»)

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов счи­тает, что ощу­ще­ние истин­ного бла­жен­ства в земной жизни явля­ется обра­зом рай­ского бла­жен­ства: «Всякое ощу­ще­ние и состо­я­ние, при­над­ле­жа­щие есте­ству обнов­лен­ному, состав­ляют по необ­хо­ди­мо­сти и бла­жен­ство, как про­яв­ле­ние в душе небес­ного цар­ства, как залог спа­се­ния, как пред­ощу­ще­ние веч­ного бла­жен­ства». (Игна­тий Брян­ча­ни­нов, «Аске­ти­че­ские опыты»)

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский объ­яс­няет, как узнать истин­ное бла­жен­ство: «При­знак бла­жен­ства – непре­стан­ная и тени не име­ю­щая радость, про­ис­хо­дя­щая от доб­ро­де­тели» (Гри­го­рий Нис­ский «О бла­жен­ствах»). 

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов, рас­суж­дая о цели свя­щен­ства, после про­стран­ной образ­ной речи кратко заклю­чает, что свя­щен­ник должен делать то, чего желает чело­веку Сам Хри­стос и Бог, а именно «того, кто при­над­ле­жит к гор­нему чину (чело­века – прим. автора), сде­лать богом и при­част­ни­ком гор­него бла­жен­ства» (Гри­го­рий Бого­слов «Слово»).

***

«Древ­не­ев­рей­ское слово ’eser1 имеет несколько иной смысл, чем рус­ское слово бла­жен­ство. Отли­чие заклю­ча­ется не столько в самом пере­жи­ва­нии бла­жен­ства, сколько в при­чине или осно­ва­нии для этого пере­жи­ва­ния.

Для выяс­не­ния смысла имени ’eser обра­тимся к гла­голу ’asar (в зна­че­нии идтипрямо, про­дви­гаться, направ­лять дви­же­ние), с кото­рым имя2 бла­жен­ство – ’eser свя­зано и от кото­рого оно, по-види­мому, про­ис­хо­дит. Этот глагол встре­ча­ется всего семь раз в Ветхом Завете и упо­треб­ля­ется исклю­чи­тельно в кон­тек­сте выбора или сле­до­ва­ния тому или иному жиз­нен­ному пути: «Ходите путем разума (про­дви­гай­тесь по пути пони­ма­ния)3» (Притч.9:6); «Не всту­пай на стезю нече­сти­вых и не ходи по пути злых (ненаправ­ляйся на пути злых)» (Притч.4:14); «Направ­ляй сердце твое на прямой путь» (Притч.23:19); «Вожди твои (веду­щие тебя, направ­ля­ю­щие тебя)» (Ис.3:12); «Вожди сего народа (веду­щие твой народ)… и води­мые ими» (Ис.9:16); «Спа­сайте угне­тен­ного (ис-прав­ляйте угне­та­ю­щего)» (Ис.1:17).

Сразу обра­щает на себя вни­ма­ние необыч­ность связи слова бла­жен­ство-’eser с гла­го­лом ’asar. Если на самом деле имя бла­жен­ство-’eser про­ис­хо­дит от гла­гола ’asar и сохра­няет в своем смысле дви­же­ние, энер­гию гла­гола ’asar, то тогда бла­жен­ство ока­зы­ва­ется не свя­зано ни с наступ­ле­нием радост­ных собы­тий, ни с полу­че­нием насла­жде­ния, ни с пере­жи­ва­нием спо­кой­ного, счаст­ли­вого бла­го­по­лу­чия. Верная направ­лен­ность и спо­соб­ность к направ­ле­нию жиз­нен­ного пути состав­ляют содер­жа­ние бла­жен­ства-’eser. Как ни уди­ви­тельно, но бла­жен­ство-’eser насту­пает не как след­ствие внеш­них по отно­ше­нию чело­века обсто­я­тельств, когда он лишь пас­сивно при­ни­мает бла­жен­ство. Напро­тив, бла­жен­ство-’eser насту­пает как след­ствие актив­ной направ­лен­но­сти дви­же­ния чело­века по выбран­ному им жиз­нен­ному пути.

Если мы рас­смот­рим те случаи, в кото­рых упо­треб­ля­ется имя ’eser, то обна­ру­жим под­твер­жде­ние сде­лан­ным выво­дам. Выра­же­ния типа «быть наверху бла­жен­ства», кото­рые пред­по­ла­гают некое вос­па­ре­ние над невзго­дами и труд­но­стями, не упо­треб­ля­ются в Ветхом Завете. В выра­же­нии «пол­нота радо­стей перед лицом Твоим, бла­жен­ство в дес­нице Твоей вовек» (Пс.15:11) не упо­треб­ля­ется имя ’eser. Напро­тив, имя ’eser всегда упо­треб­ля­ется в выра­же­ниях типа: «блажен чело­век, кото­рый…», – и далее сле­дует ука­за­ние на харак­тер­ную черту в пове­де­нии этого чело­века, спо­соб­ство­вав­шую обре­те­нию им состо­я­ния бла­жен­ства. Напри­мер, «Благо тебе, земля (бла­женна земля), когда царь у тебя из бла­го­род­ного рода, и князья твои едят вовремя, для под­креп­ле­ния, а не для пре­сы­ще­ния!» (Еккл.10:17), – то есть страна при таком устро­е­нии будет бла­го­ден­ство­вать. «Бла­женны люди твои и бла­женны сии слуги твои, кото­рые всегда пред­стоят пред тобою и слышат муд­рость твою!» (3Цар.10:8), – то есть люди и слуги при царе будут нахо­диться под его мудрым кон­тро­лем и руко­вод­ством и вслед­ствие этого жить успешно. «Блажен чело­век, кото­рый снис­кал муд­рость, и чело­век, кото­рый при­об­рел разум, – потому что при­об­ре­те­ние ее лучше при­об­ре­те­ния серебра, и при­были от нее больше, нежели от золота: она дороже дра­го­цен­ных камней» (Притч.3:13-15), – то есть при­об­ре­те­ние муд­ро­сти более, чем земные богат­ства, содей­ствует чело­веку в дости­же­нии полной и счаст­ли­вой жизни. Особо надеж­ное бла­жен­ство у чело­века, чей успех обу­слов­лен содей­ствием Бога: Втор.30:29; Ис.30:18; Пс.32:12, 33:9, 39:5, 83:13 и так далее.

В Ветхом Завете нико­гда не гово­рится, что Бог прямо сооб­щает бла­жен­ство – ’eser чело­веку, но содей­ствие Бога, направ­ля­ю­щего путь чело­века, при­во­дит чело­века к бла­жен­ству. Хотя поня­тие ’eser не пред­по­ла­гает, как рус­ское слово бла­жен­ство, вос­па­ре­ние над жиз­нен­ной ситу­а­цией, его нельзя все же пере­во­дить словом сча­стье, так как сча­стье насту­пает, как пра­вило, с при­хо­дом радост­ных собы­тий, с дости­же­нием удо­вле­тво­ре­ния жела­ния и свя­зано с внеш­ней по отно­ше­нию к чело­веку, часто слу­чай­ной удачей.

Таким обра­зом, бла­жен­ство – ’eser сопря­жено с пере­жи­ва­нием успеш­но­сти и пра­виль­но­сти выбран­ного пути. Чело­век пере­жи­вает гар­мо­нию всех обсто­я­тельств жизни, осмыс­лен­ность про­шлого, насто­я­щего и буду­щего, уве­рен­ность в осу­ществ­ле­нии своих жиз­нен­ных целей, – и глав­ное, пере­жи­вает спо­соб­ность идти выбран­ным путем.


При­ме­ча­ния:

1 Буква s чита­ется подобно рус­ской букве ш, а буква, обо­зна­чен­ная знач­ком (’), про­из­но­сится, как легкий выдох. Уда­ре­ние, если оно явно не ука­зано, как в этом случае, стоит в конце слова.
2 В древ­не­ев­рей­ском языке срав­ни­тельно очень мало соб­ственно имен при­ла­га­тель­ных, а по своей форме они ничем не отли­ча­ются от имен суще­стви­тель­ных. Поэтому в грам­ма­ти­ках древ­не­ев­рей­ского языка при­нято обо­зна­чать имена суще­стви­тель­ные и имена при­ла­га­тель­ные одной кате­го­рией имя.
3 В скоб­ках дается уточ­нен­ный пере­вод или выде­ле­ние смысла, кото­рый отсут­ствует в сино­даль­ном пере­воде. Поэтому для пра­виль­ного пони­ма­ния Ана­лиза нужно при чтении отда­вать пред­по­чте­ние тексту, заклю­чен­ному в скоб­ках.

А.В. Беля­ков «Первый псалом»

***

См. СЧА­СТЬЕ, РАЙ, ЛЮБОВЬ, ЗАПО­ВЕДИ
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки