Уте­ше­ние

***

Утеше́ние – 1) воз­дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа на подвиж­ника, резуль­та­том кото­рого явля­ется неиз­ре­чен­ный мир и радость в его душе; 2) в мона­стыр­ской жизни под уте­ше­нием может также пони­маться устав­ной и раз­го­вор­ный термин, озна­ча­ю­щий празд­нич­ную тра­пезу, более бога­тую и раз­но­об­раз­ную, чем обычно.

Духов­ное уте­ше­ние хри­сти­а­нина сви­де­тель­ствует о его при­част­но­сти Цар­ству Божьему, кото­рое не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, а пре­бы­вает внутри чело­века, есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). По слову апо­сто­лов, хри­сти­а­нин раду­ется особой духов­ной радо­стью – «радо­стью неиз­ре­чен­ной и пре­слав­ной» (1Пет. 1:8),  ибо Сам Святой Дух, третье Лицо Пре­свя­той Троицы, откры­вает хри­сти­а­нину позна­ние Бога, хода­тай­ствует за него воз­ды­ха­ни­ями неиз­ре­чен­ными (Рим. 8:26). Воз­рас­та­ние бла­го­дат­ного уте­ше­ния свя­зано с воз­рас­та­нием духов­ного подвига хри­стиан. «Чем боль­шие напа­сти нано­сит им диавол: тем боль­шую славу они полу­чат в буду­щем веке от Бога, тем боль­шего уте­ше­ния они спо­до­бятся от Свя­того Духа здесь, во время зем­ного стран­ство­ва­ния среди самых стра­да­ний своих, – учит св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – …Каким бы ни под­вер­га­лись мы скор­бям во время земной жизни, они никак не могут быть срав­нены с бла­гами, обе­щан­ными нам в веч­но­сти, или с уте­ше­нием, кото­рое дарует Дух Святой еще здесь».

Св. Исаак Сирин гово­рит: «Бла­го­дать нис­хо­дит и творит себе оби­тель в душе не раз и навсе­гда, но посте­пенно. За бла­го­да­тью вновь при­хо­дит испы­та­ние. Время испы­та­нию, и время уте­ше­нию». Все­ля­ю­ща­яся в хри­сти­а­нина Боже­ствен­ная бла­го­дать иско­ре­няет чело­ве­че­ские стра­сти. Вку­сив­ший Боже­ствен­ной бла­го­дати чело­век не допус­кает гре­хов­ный помы­сел в сердце, потому что вместо низких стра­стей «воз­об­ла­дало в нем другое, лучшее их вожде­ле­ние» (св. Исаак Сирин). По учению святых отцов, он мертв для стра­стей не в силу отсут­ствия самих иску­ше­ний и помыс­лов, не из-за успо­ко­е­ния по при­чине рас­су­ди­тель­но­сти и соб­ствен­ных дел, а в силу дей­ствия услаж­да­ю­щей и насы­ща­ю­щей его душу бла­го­дати. Пре­есте­ствен­ная сла­дость бла­го­дати Свя­того Духа дает чело­веку ощу­тимо познать Боже­ствен­ную любовь. Ста­но­вясь сопри­част­ни­ком Боже­ствен­ной любви, чело­век полу­чает силы для испол­не­ния еван­гель­ских запо­ве­дей любви к Богу и ближ­нему. В силу дару­е­мого бла­го­дат­ного уте­ше­ния Святой Дух назван Спа­си­те­лем Уте­ши­те­лем.

***

“Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, Отец мило­сер­дия и Бог вся­кого уте­ше­ния, уте­ша­ю­щий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли уте­шать нахо­дя­щихся во всякой скорби тем уте­ше­нием, кото­рым Бог уте­шает нас самих!” (2Кор.1:3–4)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки