Прагматизм

Прагмати́зм — 1) образ пове­де­ния, жиз­нен­ная пози­ция, осно­ван­ная на ути­ли­тар­ных, прак­ти­че­ских инте­ре­сах; 2) трез­вый расчёт, мотив к дея­тель­но­сти, под­ра­зу­ме­ва­ю­щей прак­ти­че­скую выгоду.

Допускается ли ли прагматизм среди православных христиан?

При­зна­вая глав­ной при­чи­ной тво­ре­ния мира Боже­ствен­ную бла­гость и утвер­ждая, что Бог есть любовь (1Ин.4:8), Цер­ковь тре­бует бла­го­сти и любви от всех своих чад (Мк.12:29–31).

Как известно, одной из цен­траль­ных осо­бен­но­стей под­лин­ной хри­сти­ан­ской любви служит жерт­вен­ность. Жерт­вен­ность хри­сти­а­нина, живу­щего в соот­вет­ствии со своим зва­нием и пред­на­зна­че­нием, про­яв­ля­ется в бес­ко­рыст­ной само­от­даче по отно­ше­нию к Богу и ближ­ним. Вот почему при­о­ри­тет­ным духовно-лич­ност­ным каче­ством после­до­ва­теля Христа явля­ется жела­ние и готов­ность к само­от­ре­че­нию (Мф. 16:24).

При­ни­мая это в сооб­ра­же­ние, сознаём, что осно­ван­ный на сугубо прак­ти­че­ских инте­ре­сах грубый, эго­и­сти­че­ский, мир­ской праг­ма­тизм явля­ется анти­по­дом хри­сти­ан­ской любви и хри­сти­ан­ского дела­ния.

Но значит ли это, что жизнь веру­ю­щего должна быть апри­ори чужда даже и здра­вого праг­ма­тизма, умест­ного, каза­лось бы, в сфере орга­ни­за­ции стро­и­тель­ства бога­де­лен, храмов, мона­сты­рей? Нако­нец, не про­ти­во­ре­чит ли пра­ви­лам хри­сти­ан­ской этики праг­ма­тич­ный подход в деле дости­же­ния благ в земной жизни?

Из исто­рии Вет­хого Завета известно, с какими выве­рен­ными прак­ти­че­ски рас­чё­тами при­сту­пали к созда­нию Храма Давид и Соло­мон. И эта стра­ница их жизни была отме­чена Богом как бла­го­че­сти­вая и бого­угод­ная.

Что каса­ется земных благ, известно, что в дохри­сти­ан­скую эру в каче­стве оче­вид­ных след­ствий послу­ша­ния Богу и испол­не­ния Божьего закона наряду с Небес­ными бла­гами регу­лярно обо­зна­ча­лись и земные: «если захо­тите и послу­ша­е­тесь, то будете вку­шать блага земли» (Ис.1:19). И напро­тив, непо­слу­ша­ние Богу сулило Изра­илю бед­ствия, свя­зан­ные с лише­нием земных благ.

Новый Завет также не исклю­чает стрем­ле­ния чело­века к неко­то­рому бла­го­по­лу­чию, напри­мер, стрем­ле­ния иметь ладный дом, домо­вое хозяй­ство. Сам Спа­си­тель, поучая апо­сто­лов, неод­но­кратно при­бе­гал к пояс­ни­тель­ным иллю­стра­циям, заим­ство­ван­ным из жизни зажи­точ­ных хозяев и их слуг. И при этом далеко не всегда нега­тив­ная роль отво­ди­лась хозя­е­вам: часто бывало наобо­рот — пори­ца­лось нера­де­ние слуг.

Другое дело, что учение Гос­пода Иисуса Христа с боль­шей ясно­стью и остро­той, чем учение Моисея и про­ро­ков, фоку­си­рует вни­ма­ние на том, что стрем­ле­ние к земным благам не должно затме­вать собой любовь и стрем­ле­ние к Богу, любовь к ближ­ним, радость и надежду на обре­те­ние вечных нетлен­ных Даров.

Не отри­цая воз­мож­но­сти стя­жа­ния зем­ного бла­го­по­лу­чия, Новый Завет всё же ясно сви­де­тель­ствует: путь к выс­шему совер­шен­ству лежит через отказ от при­вя­зан­но­сти к зем­ному. Именно это имел в виду Спа­си­тель, когда сказал юноше: «если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокро­вище на небе­сах; и при­ходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). При­ме­ром такой жизни служит мона­ше­ский подвиг.

Можно ли назвать прагматизмом стремление к высшим благам?

Вопрос не бес­спор­ный. В каком-то отно­ше­нии стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к вечной бла­жен­ной жизни и дей­стви­тельно сопо­став­ля­ется со стрем­ле­нием неве­ру­ю­щего чело­века к зем­ному сча­стью. Однако здесь нельзя не заме­тить суще­ствен­ной раз­ницы.

Поиск зем­ного сча­стья вопреки воле Божьей про­ти­во­ре­чит внут­рен­нему содер­жа­нию чело­ве­че­ского есте­ства, создан­ного по образу Боже­ства. В поис­ках зем­ного сча­стья чело­век нередко дей­ствует исходя из сооб­ра­же­ний гре­хов­ной коры­сти. Такой праг­ма­тизм, конечно же, неуго­ден Богу и небез­опа­сен для самого чело­века.

Источ­ни­ком под­лин­ного сча­стья и бла­жен­ства явля­ется Творец. Стало быть, когда чело­век стре­мится к Богу, он вместе с тем стре­мится и к сча­стью. Такое стрем­ле­ние вло­жено в чело­ве­че­ское есте­ство и не может рас­смат­ри­ваться как нечто бого­про­тив­ное, вне зави­си­мо­сти от того, назы­вают ли его праг­ма­тиз­мом или не назы­вают.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки