Библиотеке требуются волонтёры

Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»

Антон Дуле­вич

Оглав­ле­ние


1. «Чело­век сам себя нака­зы­вает»

Ответ: Без­условно, бывает, что чело­век сам себя нака­зы­вает. Напри­мер, если не послу­шав роди­те­лей, ребё­нок засу­нул пальцы в розетку. Но если ребё­нок хули­га­нил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже роди­тель­ское нака­за­ние. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст осуж­дает лже­уче­ние о том, что Бог якобы не нака­зы­вает: «Ска­жите же мне вы, выстав­ля­ю­щие Бога обман­щи­ком, кто во дни Ноя излил волны на всю все­лен­ную, про­из­вел то ужас­ное кораб­ле­кру­ше­ние и устроил гибель всего нашего рода? Кто нис­по­слал те молнии и громы на землю Содом­скую?» «Как, скажи мне, ты не стра­шишься, про­из­нося такую дер­зость и утвер­ждая, что “Бог чело­ве­ко­лю­бив и не нака­зы­вает?” (20). Дей­стви­тельно, огнен­ный дождь, пре­вра­тив­ший в пепел Содом и Гоморру, не явля­ется само­на­ка­за­нием. Цунами, бед­ствия и ката­клизмы – дей­ствия руки Божией. Защит­ники модер­нист­ского учения утвер­ждают, что подоб­ное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что сти­хий­ные бед­ствия и ката­строфы про­ис­хо­дят сами по себе? Неужели пери­о­ди­че­ские ура­ганы, цунами и «Фуку­симы» в стра­нах, где цар­ствует идо­ло­по­клон­ство – это лишь слу­чай­но­сти? Ново­за­вет­ный святой, пре­по­доб­ный Фео­до­сий Печер­ский утвер­ждает: «Если какая-либо страна согре­шает, Бог нака­зы­вает ее смер­тью, или голо­дом, или наше­ствием ино­пле­мен­ни­ков, или без­до­ж­дием и дру­гими раз­лич­ными каз­нями» (2). Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Кирилл в одной из про­по­ве­дей указал при­чины тра­ге­дии Руси в начале ХХ века: «Вся наша исто­ри­че­ская тра­ге­дия не может быть отлу­чена от Про­мысла Божия. То было Божие нака­за­ние народу нашему – и взо­рван­ные храмы, и сокру­шен­ные кресты были види­мым знаком этого нака­за­ния» (8).

2. «В Боге нет стра­сти, поэтому Он не может гне­ваться»

Ответ: Без­условно, стра­сти в Боге нет. Пра­во­слав­ное учение нико­гда не пони­мало гнев и ярость Бога антро­по­морфно. Для иска­жа­ю­щих Боже­ствен­ное Откро­ве­ние святой Зла­то­уст уточ­няет: «Гне­ва­ется Бог не стра­стью, но воз­мез­дием и нака­за­нием» (3); «…чтобы ты, услы­шав о гневе, не при­знал его дей­ствием стра­сти, апо­стол при­ба­вил: «пра­вед­ного Суда Божия» (4). Бог Все­пра­ве­ден. Отри­ца­ю­щие пра­вед­ность Бога попа­дают под ана­фе­ман­ство­ва­ние Церкви (см. второй ана­фе­ма­тизм чина, чита­е­мого в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия). Бог нака­зы­вает и гне­ва­ется бес­страстно, пра­вед­ным гневом оттор­гая зло. По слову свя­того Авгу­стина Бла­жен­ного, «гнев Божий не есть вол­не­ние Духа Божия, но Суд, кото­рым нала­га­ется нака­за­ние за грех» (1). Св. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­че­ния в срав­не­нии гнева чело­ве­че­ского от Божи­его: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны пони­мать не чело­ве­ко­об­разно, т.е. по подо­бию чело­ве­че­ского воз­му­ще­ния, а достойно Бога, кото­рый чужд вся­кого воз­му­ще­ния» (5).

3. «Бог есть любовь, поэтому он не может нака­зы­вать»

Ответ: Любовь не отме­няет спра­вед­ли­во­сти. Кто дал право пре­вратно тол­ко­вать прямые слова Гос­пода: «Кого Я люблю, тех обли­чаю и нака­зы­ваю» (Откр.3:19)? Да, пра­вед­ни­ков Бог нака­зы­вает по любви: «Бла­го­че­сти­вым Бог посы­лает нака­за­ние от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия пока­зы­ва­ется, кото­рая малых грехов не остав­ляет без нака­за­ния, хотя с мило­стью и чело­ве­ко­лю­бием соеди­нена» (18). Но вот с без­за­кон­ни­ками Гос­подь посту­пает иначе. Тот же святой про­дол­жает: «На нече­сти­вых изли­вает гнев ярости Своей, и истре­бит память их на земле, и, лишая вре­мен­ной жизни, лишает и вечной. Такое нака­за­ние постигло содом­лян, при Ное живших, фара­она и прочих». Очень акту­аль­ным ока­зы­ва­ется и поуче­ние свя­того Иринея Лион­ского, жив­шего в III веке. Вели­кий пра­во­слав­ный апо­ло­гет отве­чает лже­учи­те­лям, про­по­ве­ду­ю­щим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устра­нить от Отца власть карать и судить, почи­тая ее недо­стой­ною Бога, и думая, что они при­ду­мали Бога без гнева и бла­гого, (ере­тики) гово­рили, что один судит, а другой спа­сает, нера­зумно отни­мая у того и дру­гого разум и пра­во­су­дие. Ибо если судя­щий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы ока­зы­вать милость тем, кому должно, а осуж­дать тех, кого сле­дует, то он ока­жется неспра­вед­ли­вым и немуд­рым судиею» (6).

Слово Божие настав­ляет роди­те­лей нака­зы­вать своих чад для их вра­зум­ле­ния: «Не остав­ляй юноши без нака­за­ния: если ты нака­жешь его розгою, он не умрёт; ты нака­жешь его розгою и спа­сёшь душу его от пре­ис­под­ней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что нака­за­ние явля­ется науче­нием, след­ствием любви и нерав­но­ду­шия. Поэтому любовь и нака­за­ние сов­ме­стимы друг с другом. «Про­све­ща­е­мые зако­ном Божиим, мы научимся, что Бог, при неогра­ни­чен­ной мило­сти, и пра­во­су­ден совер­шенно, что Он непре­менно воз­даст за гре­хов­ную жизнь соот­вет­ству­ю­щим нака­за­нием» (19).

Если сле­до­вать абсурд­ной логике гума­ни­стов, то, если мы увидим, как изби­вают без­за­щит­ного мла­денца, то нам не стоит наде­яться на вме­ша­тель­ство Бога, ведь «Он только Любовь», и нака­зы­вать злодея не будет. А поскольку, мы должны Гос­поду под­ра­жать, то тогда должны просто пройти мимо, не обра­щая вни­ма­ния на зло… Именно такой рав­но­душ­ной псев­до­любви учат модер­ни­сты. Но Бог нена­ви­дит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближ­него своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я нена­вижу, гово­рит Гос­подь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далё­кое рав­но­душ­ное суще­ство, а Лич­ность, Любя­щий нас Отец, защи­ща­ю­щий слабых и бес­страстно мстя­щий тем, кто оби­жает без­за­щит­ных. «Не мстите за себя, воз­люб­лен­ные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо напи­сано: Мне отмще­ние, Я воздам, гово­рит Гос­подь» (Рим.12:18).

4. «Нака­за­ния были в Ветхом Завете, там Бог вос­пи­ты­вал непо­кор­ных, а в Новом Завете не так: Бог никого не осуж­дает»

Ответ: 1. Тексты Нового Завета сви­де­тель­ствуют об обрат­ном: Мф.10:28. «И не бой­тесь уби­ва­ю­щих тело, души же не могу­щих убить; а бой­тесь более Того, Кто может и душу и тело погу­бить в геенне». Блж. Фео­фи­лакт толкуя эти строки, уточ­няет, что не чело­век себя нака­зы­вает, а Гос­подь: «Бог, ввер­гая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св. прав. Иоанн Крон­штад­ский назы­вает Бога могу­щим спасти и «погу­бить нас» (11). (Ин.3:36) «Веру­ю­щий в Сына имеет жизнь вечную, а не веру­ю­щий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пре­бы­вает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иеру­са­лим­ский храм, Хри­стос «…сделав бич из верё­вок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у менов­щи­ков рас­сы­пал, а столы опро­ки­нул». (Мк.3:1-5). «И, воз­зрев на них с гневом» Гос­подь обра­тился к чело­веку с иссох­шей рукой.

Это ли не про­яв­ле­ние пра­вед­ного гнева Бого­че­ло­века, сми­рен­ного перед волей Бога Отца? Святой Зла­то­уст осуж­дает мнение о том, что Ветхий Завет был более жесто­ким: «Итак, ни вет­хо­за­вет­ные запо­веди не были жестоки, ни ново­за­вет­ные не обре­ме­ни­тельны и не тягостны; но и те и другие пока­зы­вают оди­на­ко­вую попе­чи­тель­ность и любовь» (7).

Сви­де­тель­ства о нака­за­нии и гневе Божием из Апо­столь­ских посла­ний: (Иак.4:1, 2Пет.2:9, 2Пет.2:13, Рим.1:18, Рим.2:5-6, Рим.12:18, 1Кор.3:17, Кол.3:6, 1Фес.4:6, 2Фес.1:8-9, 2Фес.2:12, Откр.15:1, Откр.11:18, Откр.22:12). Данные цитаты в рас­кры­том виде.

Но и тут сто­рон­ники модер­низма гово­рят, что данные цитаты нельзя пони­мать бук­вально. Но, Цер­ковь запре­щает само­вольно тол­ко­вать Свя­щен­ные тексты. 19 пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора настав­ляет пони­мать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.

2. В пра­во­слав­ном Кате­хи­зисе испо­ве­ду­ется вера в Бога Неиз­ме­ня­е­мого: «Апо­стол Иаков пишет, что у Отца светов несть пре­ме­не­ния (нет изме­не­ния), или пре­ло­же­ния стень (или тени пере­мены) (Иак.1:17)» (12). И слова ярости к изра­иль­скому народу «Итак изолью на них него­до­ва­ние Мое, огнем ярости Моей истреблю их, пове­де­ние их обращу им на голову, гово­рит Гос­подь Бог» (Иез.22:31) явля­ются вполне совре­мен­ным обра­ще­нием, ведь и Бог не изме­нился, да и ска­зать, что сейчас без­за­ко­ний про­ис­хо­дит меньше, будет непра­виль­ным. Гос­подь может изме­нить свою волю (пример — пока­я­ние и про­ще­ние Нине­ви­тян) если народ пока­ется, но, нико­гда не изме­нится и не оста­нется без Своей Пра­вед­но­сти. Меняться можем мы, так как нахо­димся во вре­мени и потому под­ле­жим пере­ме­нам. Поэтому и в Новом Завете Неиз­ме­ня­е­мый Бог карает: «Нака­за­ние за грех и мир сове­сти после рас­ка­я­ния в нем дока­зы­вают наглядно, что един есть Судия, Жиз­но­да­вец и Бог наш, могу­щий спасти и погу­бить нас, давший нам жизнь и законы жизни и кара­ю­щий за нару­ше­ние их, — и что Он неиз­ме­няем» (Св. прав. Иоанн Крон­штад­ский) (11).

5. «О нака­за­нии Божием в Библии гово­рится только лишь для того, чтобы запу­гать чело­века, для его исправ­ле­ния»

Ответ: Подоб­ного рода заяв­ле­ние выстав­ляет Бога лжецом. Полу­ча­ется, что Он угро­жает, а своих слов не выпол­няет. Мы верим в Истин­ного Бога, в Един­ствен­ного, в Коем нет ни тени лжи и лукав­ства. «Слышал я, как неко­то­рые гре­хо­любцы гово­рят, что для острастки людям угро­жал Бог геен­ной, так как будто бы невоз­можно, чтобы Он, будучи мило­сер­дым, нака­зал кого-нибудь, в осо­бен­но­сти того, кто Его не знает. Ска­жите же мне вы, выстав­ля­ю­щие Бога обман­щи­ком, кто во дни Ноя излил волны на всю все­лен­ную, про­из­вел то ужас­ное кораб­ле­кру­ше­ние и устроил гибель всего нашего рода?» — спра­вед­ливо воз­му­ща­ется святой учи­тель Церкви Зла­то­уст.

6. «Бог любит всех оди­на­ково»

Ответ: Библия пока­зы­вает обрат­ное: «Очи Гос­подни [обра­щены] на пра­вед­ни­ков, и уши Его — к воплю их. Но лице Гос­подне против дела­ю­щих зло, чтобы истре­бить с земли память о них» (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма гово­рят о неоди­на­ко­вом отно­ше­нии Бога к разным людям: «Ты нена­ви­дишь всех, дела­ю­щих без­за­ко­ние» (ст.6). Конечно, Бог помо­гает и мусуль­ма­нам и языч­ни­кам, чтобы те в День Суда не упрек­нули бы Творца в том, что, Солнце све­тило лишь хри­сти­а­нам. Преп. Амвро­сий Оптин­ский: «Всем здраво рас­суж­да­ю­щим известно, что дух хри­сти­ан­ский и вместе дух Хри­стов заклю­ча­ется в соблю­де­нии запо­ве­дей Хри­сто­вых. А брат ваш измыс­лил какой-то иной дух хри­сти­ан­ский. Да как же это может быть дух хри­сти­ан­ский без Христа, и без соблю­де­ния учения Хри­стова? Это какой-то дух само­из­мыш­лен­ный и, так ска­зать, само­дель­ный, и никак не достоин назы­ваться хри­сти­ан­ским именем, потому что думает любить всех без­раз­лично, как хри­стиан, так равно и турок и языч­ни­ков. Хри­стос же Гос­подь в учении Своем поло­жил в этом раз­ли­чие, говоря во Еван­ге­лии: аще кто пре­слу­шает Цер­ковь, буди тебе якоже языч­ник и мытарь (см.: Мф. 18:17). Да и Сам Все­б­ла­гий Гос­подь пра­вед­ных любит, а греш­ных только милует. И истин­ные хри­сти­ане, под­ра­жая Гос­поду, так же посту­пают: ока­зы­вая милость и снис­хож­де­ние всем без­раз­лично, являют полную любовь только пра­во­ве­ру­ю­щим» (16).

Для всех Бог творит мило­сти, но бла­го­сло­ве­ние Божие пре­бы­вает на Его народе (кото­рым явля­ется Цер­ковь Пра­во­слав­ная): «Гос­подне есть спа­се­ние, и на людех Твоих бла­го­сло­ве­ние Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пре­бы­вает нака­за­ние Божие. Причём, не за то, что они некре­ще­ные, а за их злые дела. Об этом подробно повест­ву­ется в первой главе Пав­лова посла­ния к Рим­ля­нам. О неод­но­тон­но­сти Божией любви гово­рят и сле­ду­ю­щие строки: «Как и напи­сано: Иакова Я воз­лю­бил, а Исава воз­не­на­ви­дел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9:13).

Если даже среди уче­ни­ков у Христа был осо­бенно воз­люб­лен­ный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и гово­рить о тех, кото­рые уко­ре­ни­лись во зле? Неужели они пре­тен­дуют на ту же любовь, что Иисус ока­зы­вал Своей Матери и Иоанну Бого­слову? Тогда и уточ­не­ния об апо­столе Иоанне — «кото­рого любил Иисус», ста­но­вятся бес­смыс­лен­ными встав­ками в Еван­ге­лие, но Бог учит, что «все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим.3:16). Если бы Бог любил всех оди­на­ково, то, и нака­за­ние было равное. Но, мы уже при­во­дили слова свя­ти­теля Тихона о том, что суще­ствует два разных вида нака­за­ния – для пра­вед­ни­ков и для нече­стив­цев. Под­чёр­ки­вает это и свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «Ска­жите, разве все нака­за­ния, кото­рые терпят люди от людей, оди­на­ковы? Нет, не оди­на­ковы .Когда отец с любо­вью нака­зы­вает своего сына, то это делает он для того, чтобы испра­вить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие нака­зы­вают тяжких пре­ступ­ни­ков, осуж­ден­ных на тюрем­ное заклю­че­ние и даже на смерт­ную казнь, то это совсем другое: здесь уже не пре­сле­ду­ются цели исправ­ле­ния, а только нака­за­ния, потому что заслу­жив­шие эти страш­ные кары при­знаны неис­пра­ви­мыми» (10).

Заклю­че­ние

Сто­рон­ники лже­уче­ния о том, что «Бог не нака­зы­вает» делают под­борки святых отцов на данную тема­тику, но встав­ляют порой лишь те слова, где гово­рится о нака­за­нии пра­вед­ни­ков, упорно «не заме­чая» настав­ле­ний о святых о гневе Божием на нече­стив­цев. Иска­же­ние учения о Боге при­вело к тому, что неко­то­рые бого­словы, вопреки слову Божию и учению Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви, выду­мали, что вечных муче­ний, о кото­рых прямо гово­рил Хри­стос, не будет… И всё это при­кры­ва­ется слово «любовь». Но любовь «Любовь… не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине» (1Кор.13:8.6). То, что выду­мано соб­ствен­ными чув­ствами или взято из головы, но про­ти­во­ре­чит Свя­щен­ному Писа­нию и Пре­да­нию, то к любви ника­кого отно­ше­ния не имеет, ибо иска­жать учение Бога, имя Кото­рого Любовь – вели­чай­шее пре­ступ­ле­ние. Свя­ти­тель Феофан отве­чает на подоб­ное «сер­до­бо­лие»: «Страсть как хочется нам казаться мило­серд­нее Самого Гос­пода! Но и эта выдумка несо­сто­я­тельна: ибо ад не есть место очи­ще­ния, а место казни, муча­щей, не очищая» (14).

В дог­ма­ти­че­ском учеб­нике про­то­и­е­рея Нико­лая Мали­нов­ского ска­зано, что подоб­ное лже­уче­ние появи­лось давно: «Против пра­во­су­дия Божия с давних времен ука­зы­ва­ется на тор­же­ство нрав­ствен­ного зла в лице бла­го­ден­ству­ю­щих греш­ни­ков, при уни­же­нии доб­ро­де­тели в лице страж­ду­щих и гони­мых пра­вед­ни­ков…». И в раз­деле «Правда Божия» он подробно отве­чает на недо­уме­ния про­тив­ни­ков неис­ка­жен­ного пра­во­слав­ного учения. (Подроб­нее: Правда БожияСвятые о нака­за­нии Божием (под­борка цитат)).

Конечно, очень удобно верить в выду­ман­ного Б(б)ога, кото­рый не нака­жет за без­за­ко­ния и не любя­щих его насильно зата­щит в Рай. Только это не Тот Бог, Кото­рый являлся на Синае Моисею, не Тот, Кото­рый не пожа­лел Сына Своего Еди­но­род­ного, чтобы изба­вить нас от про­кля­тия и смерти, Не Тот Бог, Кото­рый в конце времен сядет на белом пре­столе, чтобы воз­дать каж­дому по делам его.

© Антон Дуле­вич


Лите­ра­тура:

  1. Блж. Авгу­стин, «О Граде Божием», кн. 15, гл. 25, источ­ник: О Граде Божием. — Мн.: Хар­вест, М.: АСТ, 2000, с. 762.
  2. Прп. Фео­до­сий Печер­ский. «Поуче­ние о казнях Божиих».
  3. Свт. Иоанн Зла­то­уст (Беседа, когда Евтро­пий, най­ден­ный вне церкви, был схва­чен).
  4. Свт. Иоанн Зла­то­уст. На Посла­ние Св. Ап. Павла к Рим­ля­нам, беседа 5, п. 2.
  5. Прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. д Соч., кн. 8 «О духе гнева», гл. 4, источ­ник: Писа­ния пре­по­доб­ного отца Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина. Изд. 2‑е Афон­ского Рус­ского Пан­те­ле­и­мо­нова мона­стыря. М., 1892 — Мн.: Хар­вест, М.: АСТ, 2000, с. 125).
  6. Свмщ. Ириней Лион­ский. «Пять книг против ересей».
  7. Свт. Иоанн Зла­то­уст. Тол­ко­ва­ние на Мф. 5:22.
  8. Сайт «Україна Пра­во­славна», 01.09.2010 archive, Вест­ник №108.
  9. Свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Поуче­ния в неделю о рас­слаб­лен­ном. О нака­за­ниях Божиих.
  10. Свт. Лука (Войно-Ясе­нец­кий). «О НАКА­ЗА­НИЯХ БОЖИИХ». Про­по­веди. Том 3.
  11. Св. прав. Иоанн Крон­штад­ский. Моя жизнь во Христе.
  12. Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет Мос­ков­ский. Кате­хи­зис.
  13. Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея.
  14. Свт. Феофан. Настав­ле­ния в духов­ной жизни.
  15. Свт. Васи­лий Вели­кий. Тво­ре­ния, Ч. 5. О подвиж­ни­че­стве / О Суде Божием.  Некот. цитаты из Св. Писа­ния при­ве­дены по Сино­даль­ному пере­воду).
  16. Преп. Амвро­сий Оптин­ский. Умуд­ряйся и сми­ряйся: Сб. писем / Сост. В. В. Каши­ри­ной. — М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2008. — 416 с.: ил. — (Письма о духов­ной жизни).
  17. Свт. Феофан.Толкование на Посла­ние Св. апо­стола Павла к Рим­ля­нам, 1:18.
  18. Свт. Тихон Задон­ский. Письма келей­ные.
  19. Свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов. Аске­ти­че­ская про­по­ведь.
  20. Свт. Иоанн Зла­то­уст. Слово 25‑е. О буду­щем Суде.

Ана­ли­ти­че­ский портал “Пра­во­слав­ный взгляд”

***

при­ме­ча­ние редак­тора “Азбуки веры”

Пред­став­лен­ная статья А. Дуле­вича Пра­во­слав­ный ответ на 6 аргу­мен­тов сто­рон­ни­ков лже­уче­ния «Бог никого не нака­зы­вает»” под­ни­мает акту­аль­ный вопрос. Затро­ну­тая в ней про­бле­ма­тика нака­зы­ва­ю­щего Бога не всегда пони­ма­ется верно даже извест­ными пра­во­слав­ными бого­сло­вами. Глав­ная мысль обо­зна­чен­ной в загла­вии темы в общем про­во­дится авто­ром пра­вильно. А. Дуле­вич рас­кры­вает этот вопрос в духе орто­док­саль­ных отцов: Бог и дей­стви­тельно нака­зы­вает за пре­ступ­ле­ния; Страш­ный Суд будет осу­ществ­лен так, как об этом сооб­щает Писа­ние (а не упо­ми­на­е­мые в его статье модер­ни­сты).
Всё же необ­хо­димо заме­тить: содер­жа­ние работы было бы доступ­нее для без­оши­боч­ного осмыс­ле­ния, если бы зна­че­ние исполь­зо­ван­ного И. Дуле­ви­чем поня­тия “нена­висть в отно­ше­нии без­за­кон­ни­ков” было рас­крыто более подробно. Нака­за­ние Божье, как в отно­ше­нии пра­вед­ни­ков, так и в отно­ше­нии греш­ни­ков, сле­дует свя­зы­вать не только с Боже­ствен­ной бла­го­стью и спра­вед­ли­во­стью, о чём упо­ми­на­ется в статье, но и с Боже­ствен­ной педа­го­ги­кой. И эта педа­го­гика не исклю­чает Боже­ствен­ной любви даже при­ме­ни­тельно к без­за­кон­ни­камДругое дело, что формы про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной любви дей­стви­тельно раз­личны в отно­ше­нии первых и вторых, как, соб­ственно, раз­личны и формы её вос­при­я­тия пер­выми и вто­рыми. В этом смысле можно согла­ситься с авто­ром, когда он утвер­ждает: “Да, пра­вед­ни­ков Бог нака­зы­вает по любви… Но вот с без­за­кон­ни­ками Гос­подь посту­пает иначе”

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки