Предвечный совет Святой Троицы

***

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – без­на­чаль­ный, вне­вре­мен­ный (про­ис­хо­дя­щий до века, до вре­мени – «пред» веком, «пред» вре­ме­нем) замы­сел Бога о мире, созер­ца­ние Богом от веч­но­сти обра­зов мира (бытия мира).

Пред­веч­ный совет Святой Троицы назван пред­веч­ным, поскольку он осу­ществ­ля­ется вне вре­мени, при­су­щего нашему твар­ному миру. Пред­веч­ный совет Святой Троицы осу­ществ­ля­ется в Боже­ствен­ной веч­но­сти, пред­ше­ствуя бытию всех сотво­рен­ных вещей и собы­тий. На пред­веч­ном совете Святой Троицы опре­де­лено Боже­ствен­ное пред­став­ле­ние о каждом суще­стве, кото­рому пред­стоит полу­чить от Бога жизнь. Пред­веч­ный совет назван сове­том, ибо в нем участ­вуют все Лица Пре­свя­той Троицы.

Пред­веч­ный совет – особый совет. Участ­ву­ю­щие в нем Лица Святой Троицы суще­ствуют нераз­дельно и обла­дают единой Боже­ствен­ной волей. Идеи и замыслы пред­веч­ного совета – идеи и замыслы еди­ного все­мо­гу­щего Суще­ства, кото­рые всегда испол­ня­ются и пре­тво­ря­ются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе поня­тию воле­вое пред­ре­ше­ние, воле­изъ­яв­ле­ние, пони­ма­е­мому как мысль, план или идея, кото­рая непре­менно и непре­ложно осу­ще­ствится.

По слову св. Иоанна Дамас­кина, Бог «созер­цал всё прежде его бытия, но каждая вещь полу­чает свое бытие в опре­де­лен­ное время, согласно с Его вечной изво­ля­ю­щей мыслью, кото­рая есть пред­опре­де­ле­ние, и образ, и план». Боже­ствен­ные мысли, планы и образы и есть «пред­веч­ный и неиз­мен­ный совет» Божий, в кото­ром «начер­тано всё, пред­опре­де­лен­ное Богом и неукос­ни­тельно совер­ша­ю­ще­еся, прежде его бытия». Боже­ствен­ный совет неиз­ме­нен, вечен и непре­ло­жен, ибо вечен и неиз­ме­нен Сам Бог. На пред­веч­ном Боже­ствен­ном совете Святой Троицы при­нято реше­ние о тво­ре­нии чело­века, что отра­жено в словах Писа­ния: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26). На пред­веч­ном Боже­ствен­ном совете Святой Троицы при­нято реше­ние о Вопло­ще­нии Сына Божия и спа­се­нии чело­ве­че­ства.

Пред­веч­ный совет о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода есть замы­сел о Вопло­ще­нии как соеди­не­нии Боже­ствен­ного и чело­ве­че­ского есте­ства в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе, о спа­се­нии и искуп­ле­нии чело­ве­че­ского рода через Его крест­ную смерть и вос­кре­се­ние из мерт­вых. Этот замы­сел есть глав­ней­шая часть общего замысла Бога о всем твар­ном мире.

Боже­ствен­ный замы­сел о спа­се­нии чело­ве­че­ского рода есть вечный замы­сел, как и все замыслы Бога. Пред­видя чело­ве­че­ское гре­хо­па­де­ние прежде созда­ния мира, Бог в веч­но­сти опре­де­лил спа­се­ние чело­ве­че­ства.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец высту­пил Пред­на­чер­та­те­лем этого реше­ния.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спа­се­ния чело­ве­че­ства изъ­явил согла­сие к Вопло­ще­нию, что отра­жено в словах Писа­ния: «Жертвы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел, но тело уго­то­вал Мне. Все­со­жже­ния и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги напи­сано о Мне» (Евр. 10:7–10), а также в словах «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух преду­го­то­вил Себя быть нис­по­слан­ным Отцом во имя Сына, чтобы Своим бла­го­дат­ным дей­ствием духовно пре­об­ра­жать веру­ю­щих в Сына Божьего, усва­и­вать им плоды Его жертвы, сооб­щать им бес­цен­ный дар Бого­по­зна­ния, делать их «при­част­ни­ками Божьего есте­ства» (2Пет. 1:4).

См. БОЖЕ­СТВЕН­НЫЕ ИДЕИ, ХРИ­СТО­ЛО­ГИЯ, ПРЕД­ВИ­ДЕ­НИЕ И ПРЕД­ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ БОЖИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки