Божественные идеи

Аудио-версия статьи

***

Боже́ственные иде́и – состав­лен­ные Богом образы миро­зда­ния, согласно кото­рым Он творит, про­мыш­ляет о Своём тво­ре­нии и осу­ществ­ляет над ним, когда нужно, пра­вед­ный суд.

В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии Боже­ствен­ные идеи при­нято назы­вать веч­ными мыс­лями Бога, про­об­ра­зами, пер­во­об­ра­зами, образ­цами, замыс­лами и сущ­ност­ными смыс­лами (логос­ами) всех твар­ных вещей.

По слову св. Мак­сима Испо­вед­ника, Боже­ствен­ные идеи являют собой «само­со­вер­шен­ные и вечные мысли веч­ного Бога». Следуя св. Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, Боже­ствен­ные идеи суть образцы твар­ного миро­зда­ния, пред­су­ще­ству­ю­щие в Боже­ствен­ном Уме логосы сущих. Они есть Боже­ствен­ные формы и замыслы всех твар­ных существ, «благие изво­ле­ния, опре­де­ли­тель­ные и твор­че­ские для всего суще­ству­ю­щего, согласно кото­рым Сверх­су­щий и про­из­вел всё сущее». «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме, – учит св. Симеон Новый Бого­слов, – пер­во­об­разы всех вещей нахо­дятся там внутри».

Созер­цая Себя в веч­но­сти, Бог рас­смат­ри­вал в Своих пред­став­ле­ниях образы миро­зда­ния. При этом само миро­зда­ние для бес­ко­неч­ного Бога было насто­я­щим. «У Бога – всё пред очами, и что будет, и что было» (св. Гри­го­рий Бого­слов). «Бог созер­цал все прежде тво­ре­ния, мысля вне вре­мени», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин. Боже­ствен­ные идеи обра­зо­вали пред­веч­ный и неиз­мен­ный совет Бога о мире. Образ каж­дого суще­ства пред­на­чер­тан на этом Боже­ствен­ном совете.

Боже­ствен­ные идеи о твар­ном мире не появ­ля­ются с необ­хо­ди­мо­стью. Они – про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной любви. Напом­ним, что в Своем вечном бла­жен­стве Бог совер­шенно само­до­ста­то­чен. По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, Его бес­ко­неч­ное насто­я­щее – это не время, а веч­ность. Пре­бы­вая в «непо­движ­ном сиянии веч­но­сти», Он состав­ляет образы миро­зда­ния только по Своей бла­го­сти, в совер­шен­ной сво­боде. Бытие измыш­ля­е­мого Им мира не дает Его бла­жен­ной жизни ничего нового, не обо­га­щает бес­пре­дель­ную пол­ноту Его совер­шенств. Он творит мир исклю­чи­тельно «от без­услов­ного избытка своих щедрот» (прот. Г. В. Фло­ров­ский).

Творя мир, Бог не пере­стает забо­титься о Нем. Помимо твор­че­ской дея­тель­но­сти Он обла­дает дея­тель­но­стью про­мыс­ли­тель­ной, а также пред­на­зна­чает конеч­ный суд создан­ным Им разум­ным тво­ре­ниям. Твор­че­ские идеи Бога или логосы тво­ре­ния есть основ­ные начала и законы есте­ства, кото­рые охва­ты­вают весь чув­ствен­ный и умо­по­сти­га­е­мый мир. Но Бог также состав­ляет логосы про­мысла и суда, в кото­рых заклю­чена вся жизнь, судьбы и конеч­ные цели мира. Исто­ри­че­ское суще­ство­ва­ние чело­века пред­на­чер­тано в про­мыс­ли­тель­ных идеях Бога, а его посмерт­ное бытие и суще­ство­ва­ние после Вто­рого при­ше­ствия и вос­кре­се­ния в логосах суда.

Логосы про­мысла и суда нераз­дельны в высшем пред­на­зна­че­нии чело­века, к кото­рому он идет в исто­рии. Таким пред­на­зна­че­нием явля­ется обо­же­ние чело­века, а через него и всего твар­ного мира. Именно поэтому в идеях про­мысла и суда пред­на­чер­тано Бого­во­пло­ще­ние и искуп­ле­ние, учре­ждено спа­се­ние чело­века и его судьба в веч­но­сти, от кото­рой зави­сят судьбы всего мира. При этом Боже­ствен­ные пред­на­чер­та­ния не лишают чело­века сво­боды. В пред­веч­ном Боже­ствен­ном совете чело­веку ука­зано быть сво­бод­ными, поскольку только в сво­боде чело­век может осу­ще­ствить идею обо­же­ния, соеди­ниться с высо­чайше сво­бод­ным Суще­ством – Богом.

***

См. КОС­МО­ГО­НИЯ, ТВО­РЕ­НИЕ ИЗ НИЧЕГО
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки