Преодоление печали и тревоги

Лариса Филип­повна Шехов­цова

Св. отцы писали, что все стра­сти чело­века вза­и­мо­свя­заны, удо­вле­тво­ре­ние одной стра­сти влечет другую. Гнев, памя­то­зло­бие, осуж­де­ние ближ­него, стыд, печаль, мно­го­пе­ча­ло­ва­ние, уныние…

Св. отцы опи­сали свой опыт борьбы со стра­стями. А совре­мен­ная пси­хо­ло­гия, пси­хо­те­ра­пия, пси­хо­кор­рек­ция или педа­го­гика имеют ли в своем «арсе­нале» сред­ства пре­одо­ле­ния отри­ца­тель­ных эмо­ци­о­наль­ных состо­я­ний?

Второй выпуск Покров­ских обра­зо­ва­тельно-про­све­ти­тель­ских лист­ков был посвя­щен опи­са­нию про­тив­ле­ния гневу и агрес­сии. Гнев – один из восьми смерт­ных грехов, агрес­сия – нега­тив­ное состо­я­ние чело­века, по своим при­зна­кам сов­па­да­ю­щее с про­яв­ле­нием гнева, а может быть и чертой харак­тера, если чело­век часто бывает в состо­я­нии агрес­сии. Как мы пока­зали, и пси­хо­ло­гия и педа­го­гика имеют свои «сред­ства» пре­одо­ле­ния агрес­сии, кото­рые допол­няют аске­ти­че­ский опыт борьбы с гневом.

Совре­мен­ному чело­веку очень свой­ственны состо­я­ния тре­воги, бес­по­кой­ства, неуве­рен­но­сти. Каждый из нас пере­жи­вал состо­я­ние стресса – повы­шен­ного нервно-эмо­ци­о­наль­ного напря­же­ния, кото­рое воз­ни­кает не только в опас­ной ситу­а­ции, но чаще всего в ситу­а­ции, кото­рая кажется нам угро­жа­ю­щей.

Пол­века мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний физио­ло­гов, меди­ков, пси­хо­ло­гов в обла­сти стресса пока­зали, что стресс это не столько физио­ло­ги­че­ская реак­ция орга­низма в ответ на небла­го­при­ят­ное воз­дей­ствие извне, сколько ответ, реак­ция чело­века на ожи­да­е­мую, вооб­ра­жа­е­мую, а не реаль­ную угрозу. Причем эта реак­ция на вооб­ра­жа­е­мую угрозу орга­низма обхо­дится «дороже», чем нервно-физио­ло­ги­че­ская реак­ция на насто­я­щую опас­ность.

Таким обра­зом, оче­видно, что глав­ный источ­ник стресса нахо­дится не в физи­че­ской, а в пси­хи­че­ской душев­ной сфере, и даже более того – в духов­ной, так как именно в соот­вет­ствии со своим смыс­лом чело­век рас­це­ни­вает ту или иную ситу­а­цию как угро­жа­ю­щую или не угро­жа­ю­щую его бытию.

Вспом­ним всем хорошо извест­ный пример сдачи экза­мена уча­щимся или сту­ден­том (ситу­а­ция эта явля­ется типич­ным стрес­сом). Сдачу экза­мена по одному и тому же пред­мету, у одного и того же пре­по­да­ва­теля один сту­дент про­гно­зи­рует как успеш­ную (даже если знает пред­мет отно­си­тельно), а другой – как буду­щий провал (даже если хорошо успе­вал в семестре). Про­гноз успеш­но­сти сдачи экза­мена самим сту­ден­том в мень­шей сте­пени зави­сит от его знания пред­мета, зна­чи­тельно в боль­шей сте­пени от его настро­ен­но­сти на успех или неудачу, от вос­при­я­тия ситу­а­ции как угро­жа­ю­щей или неугро­жа­ю­щей. Соот­вет­ственно, если сту­дент вос­при­ни­мает ситу­а­цию как угрозу его бла­го­по­лу­чию (хотя это может быть только «4» вместо жела­е­мой на экза­мене «5»), то он испы­ты­вает боль­шую гамму отри­ца­тель­ных эмоций: страх, уныние, тоску, робость, вол­не­ние. Эти отри­ца­тель­ные эмоции сопро­вож­да­ются пере­воз­буж­де­нием нерв­ной и других физио­ло­ги­че­ских систем, что при­во­дит к срыву, дез­ор­га­ни­за­ции, бло­ки­ро­ва­нию умствен­ной дея­тель­но­сти: сни­жа­ется вни­ма­ние, память, мыс­ли­тель­ная про­дук­тив­ность. При силь­ном вол­не­нии сту­дент с трудом вспо­ми­нает (или не вспо­ми­нает), что 2×2=4.

К небла­го­при­ят­ному про­гнозу раз­ви­тия ситу­а­ции и низкой успеш­но­сти своей дея­тель­но­сти склонны люди опре­де­лен­ного типа лич­но­сти: тре­вож­ные, неуве­рен­ные в себе, с зани­жен­ной само­оцен­кой. Для тре­вож­ной лич­но­сти харак­терно, как пра­вило, свер­хо­т­вет­ствен­ное отно­ше­ние к своим обя­зан­но­стям, к своей дея­тель­но­сти, кото­рые ста­но­вятся у лич­но­сти сверх­цен­ными и состав­ляют, веро­ятно, смыс­ло­об­ра­зу­ю­щую направ­лен­ность жизни. Успеш­ность дея­тель­но­сти ста­но­вится часто сред­ством само­утвер­жде­ния для тре­вож­ного чело­века, и, в силу этого, глав­ным, или одним из глав­ных, смыс­лов жизни, обра­зуя «сверх­цен­ную идею». Завы­шен­ным уров­нем при­тя­за­ния лич­ность стре­мится ком­пен­си­ро­вать зани­жен­ную само­оценку. В таком случае каждая ситу­а­ция экза­мена, «про­верки», пуб­лич­ного выступ­ле­ния вос­при­ни­ма­ется лич­но­стью с одной сто­роны, как воз­мож­ность само­утвер­диться, а с другой – как воз­мож­ность неудачи, как угро­жа­ю­щая, потен­ци­ально деста­би­ли­зи­ру­ю­щая глу­бин­ные осно­ва­ния суще­ство­ва­ния. Корни миро­ощу­ще­ния тре­вож­ной лич­но­сти, такие как «угроза суще­ство­ва­нию», базо­вое «недо­ве­рие к миру», «небла­го­по­лу­чие», про­из­рас­тают из самого ран­него пери­ода бытия. Как пра­вило, подоб­ное миро­ощу­ще­ние фор­ми­ру­ется у ребенка, если не удо­вле­тво­ря­ются в раннем дет­стве его потреб­но­сти в надеж­ной защи­щен­но­сти, без­опас­но­сти, одоб­ре­нии зна­чи­мыми близ­кими. У взрос­лого чело­века это глу­бин­ное миро­ощу­ще­ние моду­ли­рует состо­я­ние в каждой кон­крет­ной ситу­а­ции и обра­зует фон устой­чи­вых состо­я­ний.

Таким обра­зом, в пси­хо­ло­гии раз­ли­чают тре­вож­ность как устой­чи­вую черту харак­тера чело­века, кото­рая про­яв­ля­ется в склон­но­сти к частым и силь­ным пере­жи­ва­ниям состо­я­ния тре­воги; и тре­вогу как эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние бес­пред­мет­ного страха.

На физио­ло­ги­че­ском уровне состо­я­ние тре­воги про­яв­ля­ется в уси­ле­нии серд­це­би­е­ния, уча­ще­нии дыха­ния, повы­ше­нии арте­ри­аль­ного дав­ле­ния, общей нер­воз­но­сти; на пси­хи­че­ском, душев­ном уровне – в бес­по­кой­стве, оза­бо­чен­но­сти, бес­по­мощ­но­сти, бес­си­лии перед гро­зя­щей неуда­чей, неза­щи­щен­но­сти, страхе, стыде, подав­лен­но­сти, мни­тель­но­сти, неуве­рен­но­сти.

Такое опи­са­ние состо­я­ния тре­воги очень похоже на опи­са­ние одного из восьми смерт­ных грехов – стра­сти печали.

Свер­хо­т­вет­ствен­ное отно­ше­ние к своим обя­зан­но­стям, харак­тер­ное для тре­вож­ной лич­но­сти, про­яв­ля­ется в повы­шен­ной оза­бо­чен­но­сти, обес­по­ко­ен­но­сти сверх меры всем, что про­ис­хо­дит с этим чело­ве­ком; на языке свя­то­оте­че­ского учения это можно было бы назвать мно­го­за­бот­ли­во­стью или мно­го­пе­ча­ло­ва­нием.

С. М. Зарин, опи­сы­вая страсть печали, выде­лял ее три вида.

  1. Первый вид печали вызы­ва­ется упад­ком душев­ной энер­гии, обес­си­ли­ва­нием вслед­ствие пред­ше­ству­ю­щего пора­бо­ще­ния стра­стями.
  2. Второй вид печали вызы­ва­ется упад­ком душев­ной энер­гии, обес­си­ли­ва­нием вслед­ствие пред­ше­ству­ю­щего пора­бо­ще­ния стра­стями.
  3. Третий вид печали воз­ни­кает как след­ствие неудо­вле­тво­рен­ных страст­ных жела­ний.

Таким обра­зом, для состо­я­ния печали, по пред­став­ле­ниям св. отцов, харак­те­рен про­гноз неудач в буду­щем как след­ствие неудо­вле­тво­рен­ных страст­ных жела­ний в про­шлом. Св. Гри­го­рий Бого­слов назы­вал печаль «гры­зе­нием сердца и смя­те­нием». 

В целом можно ска­зать, что состо­я­ние тре­вож­но­сти или мно­го­пе­ча­ло­ва­ния заклю­ча­ется в недо­ве­рии себе, людям, а глав­ное, Богу – неве­рии в Его помощь, мило­сер­дие и заступ­ни­че­ство.

Может ли чело­век научиться управ­лять своим состо­я­нием? Хри­сти­а­нин должен уметь пре­одо­ле­вать свою страсть – гово­рят св. отцы. Науку об аске­ти­че­ском дела­нии св. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) назы­вал «наукой из наук». Соби­рая по кру­пи­цам свой духов­ный опыт борьбы со стра­стями, св. отцы пере­дали его нам.

Опыт прак­ти­че­ской пси­хо­ло­ги­че­ской работы с чело­ве­ком пока­зы­вает, что в какой-то мере чело­века можно научить управ­лять своим состо­я­нием.

У прак­ти­че­ского пси­хо­лога в арсе­нале есть много мето­дов помощи тре­вож­ному чело­веку – мето­дов кор­рек­ции тре­вож­ного состо­я­ния. Эти методы можно отне­сти к трем основ­ным направ­ле­ниям.

  • I направ­ле­ние – физио­ло­ги­че­ские сред­ства регу­ля­ции.
  • II направ­ле­ние – эмо­ци­о­нально-воле­вая регу­ля­ция.
  • III направ­ле­ние – цен­ностно-смыс­ло­вой уро­вень регу­ля­ции.

I. Физио­ло­ги­че­ские сред­ства регу­ля­ции

Физио­ло­ги­че­ские сред­ства регу­ля­ции адре­со­ваны к свой­ствам инди­вида – низ­шему телес­ному уровню чело­века.

К таким сред­ствам можно отне­сти:

  • меди­ка­мен­тоз­ное воз­дей­ствие (прием успо­ка­и­ва­ю­щих средств);
  • дви­га­тель­ную, мышеч­ную раз­рядку:

Здесь могут быть исполь­зо­ваны раз­лич­ные как тони­зи­ру­ю­щие

  • упраж­не­ния типа «встать, вытя­нуться, напрячь все мышцы сзади от пяток до шеи, под­нять и твердо вытя­нуть руки ладо­нями вперед, твердо рас­то­пы­рить пальцы», так и успо­ка­и­ва­ю­щие, рас­слаб­ля­ю­щие, кото­рые лежат в основе ауто­ген­ной тре­ни­ровки;
  • дыха­тель­ные упраж­не­ния – реко­мен­ду­ется сде­лать несколько глу­бо­ких вдохов и немножко задер­жать дыха­ние, можно сде­лать несколько выдо­хов вдвое длин­нее вдохов.

Неко­то­рые авторы раз­ра­бо­тали теорию адап­та­ции к стрессу, и на основе своих экс­пе­ри­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний реко­мен­дуют для повы­ше­ния устой­чи­во­сти к стрессу исполь­зо­вать физи­че­скую нагрузку, кото­рая должна быть строго дози­ро­вана, чтобы не вызвать пере­утом­ле­ния, и в то же время повы­сить активно-при­спо­со­би­тель­ные воз­мож­но­сти орга­низма к стрессу.

II направ­ле­ние – эмо­ци­о­нально-воле­вая регу­ля­ция: кор­рек­ция состо­я­ния, пове­де­ния

Ко вто­рому направ­ле­нию отно­сятся сред­ства эмо­ци­о­нально-воле­вой и пове­ден­че­ской регу­ля­ции.

В этом направ­ле­нии можно выде­лить сред­ства повы­ше­ния пси­хи­че­ской устой­чи­во­сти, кото­рые исполь­зует сам чело­век – так назы­ва­е­мая само­кор­рек­ция; и сред­ства, кото­рые исполь­зует по отно­ше­нию к субъ­екту «другой» – учи­тель, экза­ме­на­тор, вос­пи­та­тель, пси­хо­лог, тренер, – то есть «внеш­няя кор­рек­ция».

Рас­смот­рим более подробно приемы само­кор­рек­ции, то есть как чело­век сам может регу­ли­ро­вать свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Эмо­ци­о­нально-воле­вая регу­ля­ция своего состо­я­ния на основе про­из­вольно при­ня­того реше­ния – основа фор­ми­ро­ва­ния пси­хи­че­ской устой­чи­во­сти, толе­рант­но­сти к стрессу.

1. Настройка на опти­маль­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние.

Чело­веку пред­ла­га­ется мыс­ленно свя­зать взвол­но­ван­ное, тре­вож­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние с одной мело­дией, цветом, пей­за­жем, каким-либо харак­тер­ным жестом; спо­кой­ное, рас­слаб­лен­ное состо­я­ние свя­зать с другой мело­дией, цветом, пей­за­жем, каким-либо харак­тер­ным жестом; а уве­рен­ное, побеж­да­ю­щее актив­ное состо­я­ние свя­зать с тре­тьей мело­дией, цветом, пей­за­жем, жестом. В ситу­а­ции стресса вспом­нить вна­чале первую мело­дию, пейзаж или цвет, затем вторую, а затем третью мело­дию, цвет, жест, и повто­рить это вос­по­ми­на­ние несколько раз.

2. При­ят­ное вос­по­ми­на­ние.

В ситу­а­ции стресса для того, чтобы сбро­сить состо­я­ние тре­воги и излиш­него вол­не­ния, вспом­нить и как можно ярче пред­ста­вить, ста­ра­ясь вспом­нить все детали и ощу­ще­ния, ситу­а­цию, в кото­рой чело­век испы­ты­вал полный покой и рас­слаб­ле­ние (про­гулка по полю, лесной опушке, берегу моря, мор­ской закат или любую другую при­ят­ную ситу­а­цию).

3. Кон­троль экс­прес­сии.

С чело­ве­ком надо про­го­во­рить, в каких жестах, инто­на­циях, улыбке выра­жа­ется робость, страх, уве­рен­ность, спо­кой­ствие. Чело­веку самому полезно потре­ни­ро­вать жесты, улыбку, кон­такт глаз при дело­вом, уве­рен­ном, спо­кой­ном состо­я­нии перед зер­ка­лом, а инто­на­цию с помо­щью маг­ни­то­фон­ной записи.

Экза­ме­на­тор иногда, не вникая в содер­жа­ние ответа, ори­ен­ти­ру­ется на инто­на­цию уча­ще­гося, вздохи, неуве­рен­ное покаш­ли­ва­ние, выра­же­ние лица, на кото­ром напи­сано «стра­да­ние», сиг­нала «SOS, тону», поиск сочув­ствия, заис­ки­ва­ние, под­ха­лим­ство, немой крик о помощи. Для экза­ме­на­тора все это «сиг­на­ли­зи­рует» о незна­нии пред­мета.

К сред­ствам само­кор­рек­ции своего состо­я­ния можно отне­сти и духов­ную прак­тику, кото­рую св. отцы назы­вали борь­бой с помыс­лами, с чего, соб­ственно и начи­на­ется неви­ди­мая брань со стра­стями.

Неви­ди­мую брань со стра­стью надо начи­нать с I стадии непри­ня­тия при­лога. Прилог – это мысль, помы­сел, кото­рый ведет дальше за собой устой­чи­вое чув­ство или дей­ствие. Рас­смот­рим борьбу со своим тре­вож­ным состо­я­нием на при­мере сту­дента, уча­ще­гося, сда­ю­щего экза­мен. Если пришли мысли-заботы «Как я буду выгля­деть перед экза­ме­ном? Навер­ное, он скажет, какая я дура… Что поду­мают мои друзья (одно­класс­ники, сотруд­ники, окру­жа­ю­щие), когда я буду гово­рить какие-нибудь глу­по­сти? Как посмот­рит на меня дирек­тор (началь­ник)? Наверно, мне поста­вят «2» («3»), исклю­чат из школы (выго­нят с работы). Как мне вообще дальше жить… Что я буду делать завтра?…» Как только пришли эти «мысле­за­боты», первое, что нужно сде­лать – это их отсечь. Запре­тить себе так думать, про­гнать их прочь, сосре­до­то­чить свои мысли на чем-нибудь другом. Веру­ю­щий чело­век здесь может помо­литься.

Если чело­век не смог этого сде­лать – он ока­зался на 2 стадии соче­та­ния с этим печаль­ным помыс­лом – он начи­нает все больше и больше раз­мыш­лять о том, что про­изой­дет, если завтра (непре­менно) полу­чит «2» на экза­мене, как его будут все ругать… и т.д.

Конечно, веру­ю­щему чело­веку тут тоже сле­дует помо­литься и попро­сить у Бога избав­ле­ния от этих печаль­ных помыс­лов, ну а неве­ру­ю­щему чело­веку оста­ется наде­яться на себя. Опять же нужно пре­рвать в себе цепь этих печаль­ных раз­мыш­ле­ний, для чего попро­бо­вать отне­стись к ним кри­ти­че­ски:

  • «Может быть, я все-таки что-нибудь вспомню, когда получу билет, и экза­ме­на­тор поста­вит мне «3» («4»).
  • «Ведь иногда я из трус­ли­вого зайца пре­вра­щался в храб­рого зайца и полу­чал заслу­жен­ный успех». Очень хорошо вспом­нить при этом те ситу­а­ции, когда Вам уда­ва­лось уве­рен­ное пове­де­ние, и Вы справ­ля­лись с ситу­а­цией.
  • Полезно вспом­нить и о том, что до сих пор Вам как-то все-таки уда­ва­лось сдать преды­ду­щие экза­мены (и, кстати, не так уж плохо!).
  • Вспом­нить также о том, что до сих пор Вы учи­тесь в этой школе, и Вас ува­жают одно­класс­ники, и учи­теля иногда хвалят!
  • Нако­нец, Вы можете рас­сер­диться на себя, что до сих пор бесе­ду­ете с этим помыс­лом – с «пес­си­ми­стом»! Доколе же! Пере­ло­жите свой помы­сел на «благой».
  • Улыб­ни­тесь над своими «стра­хами»! Если и это чело­веку не уда­лось – он ока­зы­ва­ется на 3 стадии сло­же­ния с помыс­лом – услаж­де­ния помыс­лом. Здесь насту­пает «услаж­де­ние горе­чью» – нам ста­но­вится так жалко себя несчаст­ного, «всеми бро­шен­ного», и в этом состо­я­нии печали есть свое­об­раз­ная сла­дость (ведь ста­но­вится кто-то мазо­хи­стом!).

Если мы и дальше усту­паем себе, то ока­зы­ва­емся на IV стадии пол­ного пле­не­ния помыс­лом «мно­го­пе­ча­ло­ва­ния» – мы окон­ча­тельно поте­ряли покой, нас тер­зают страхи, что уже ЧТО-ТО про­изо­шло, ЧТО-ТО слу­чи­лось, хотя мы не знаем «ЧТО». В пси­хо­ло­гии пока­зано, что самый боль­шой страх и самые тягост­ные пере­жи­ва­ния вызы­вает неопре­де­лен­ность, неопред­ме­чен­ность страха. Тре­воги наши уси­ли­ва­ются до без­гра­нич­ного пре­дела и пере­хо­дят в устой­чи­вое депрес­сив­ное состо­я­ние.

Веру­ю­щему чело­веку помо­гут в храме, его спасет надежда на мило­сер­дие Бога, его защиту и под­держку, а неве­ру­ю­щему при­дется серьезно пора­бо­тать с пси­хо­те­ра­пев­том.

4. К этому же направ­ле­нию само­кор­рек­ции можно отне­сти и кор­рек­цию состо­я­ния через изме­не­ние пове­де­ния в ситу­а­ции повы­шен­ного нерв­ного напря­же­ния. Изме­не­ние пове­де­ния можно начать с:

А) Мыс­лен­ной тре­ни­ровки.

Ситу­а­ция, вызы­ва­ю­щая тре­вогу, пред­став­ля­ется зара­нее во всех подроб­но­стях, труд­ных момен­тах, вызы­ва­ю­щих нега­тив­ное пере­жи­ва­ние, во всех дета­лях про­ду­мы­ва­ется соб­ствен­ное пове­де­ние.

Б) Затем можно попро­бо­вать репе­ти­цию.

Пси­хо­лог про­иг­ры­вает с уча­щимся ситу­а­цию, вызы­ва­ю­щую у него тре­вогу, испол­няя роль «стро­гого экза­ме­на­тора» или «насмеш­ли­вого одно­класс­ника». «Репе­ти­тор» может неожи­данно изме­нить тон раз­го­вора, перейти на агрес­сию, выра­зить нетер­пе­ние, пре­рвать уча­ще­гося, грубо его обо­рвать. Уча­щийся должен на все случаи отра­бо­тать «спо­собы дей­ствий».

В) Школь­ному пси­хо­логу полезно про­ве­сти с уча­щи­мися «экза­ме­на­ци­он­ный тре­нинг», где в игро­вом моде­ли­ро­ва­нии выра­бо­тать умения:

  • спо­койно войти в ауди­то­рию и взять билет;
  • уста­но­вить эмо­ци­о­наль­ный кон­такт с пре­по­да­ва­те­лем;
  • логично и образно изла­гать вопрос;
  • вести диалог с пре­по­да­ва­те­лем;
  • быть устой­чи­вым и выдер­жан­ным при дей­ствии сби­ва­ю­щего фак­тора (раз­го­вора сосе­дей, пере­го­во­ров пре­по­да­ва­те­лей, неслу­ша­нии со сто­роны экза­ме­на­тора, шума и пр.)

III направ­ле­ние – цен­ностно-смыс­ло­вой уро­вень регу­ля­ции, кото­рое пред­став­ляет уро­вень лич­ност­ных изме­не­ний.

Лич­ность чело­века – это его миро­воз­зре­ние, система смыс­лов, цен­но­стей и отно­ше­ний. Цен­но­сти чело­века через струк­туру моти­вов и стрем­ле­ний регу­ли­рует его пове­де­ние.

Чтобы изме­ни­лось пове­де­ние чело­века в той или иной ситу­а­ции, ей надо при­дать другой смысл и зна­че­ние. В част­но­сти, для раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной устой­чи­во­сти чело­века в стрес­со­вой ситу­а­ции, необ­хо­димо сни­зить зна­чи­мость этой ситу­а­ции, пере­осмыс­лить цен­ность успеха в ней, про­ве­сти свое­об­раз­ную «пере­оценку цен­но­стей».

Если уча­щийся, сту­дент будет оза­бо­чен не только оцен­кой, кото­рую он полу­чит на экза­мене, или тем, как он при этом выгля­дит, а, напри­мер, самим про­цес­сом пере­дачи инте­рес­ного факта, знания, рас­ска­зом о том, что для него самого пред­став­ляет инте­рес, то отри­ца­тель­ные эмоции при этом отсту­пают.

Это явле­ние в пси­хо­ло­гии известно как «децен­тра­ция». Если «Я» – чело­века – центр – явля­ется эго­цен­три­че­ской осью его мира, и весь осталь­ной Боль­шой Мир вра­ща­ется вокруг его малого, то тогда есте­ственно для чело­века воз­ник­но­ве­ние чув­ства, что весь Боль­шой Мир смот­рит на него, заме­чает и оце­ни­вает каждое дви­же­ние его душев­ных поры­вов. Эго­цен­трику кажется, что весь Мир наблю­дает за ним и оце­ни­вает не ЧТО, а КАК он что-либо делает. Отсюда и сверх­зна­чи­мость каждой пуб­лич­ной ситу­а­ции оце­ни­ва­ния.

Если эго­цен­трика убе­дить в том, что Боль­шому Миру инте­ресно не какой ценой при­об­ре­та­ется резуль­тат, а именно то, что явля­ется резуль­та­том его дея­тель­но­сти, в этом случае про­ис­хо­дит децен­тра­ция вни­ма­ния тре­вож­ного чело­века с про­цесса про­гноза нега­тив­ного резуль­тата на сам про­цесс дея­тель­но­сти. Если дея­тель­ность, сам про­цесс ее, увле­кает чело­века, то уходит болез­нен­ная фик­са­ция на его резуль­тате. Эго­цен­тризм – есте­ствен­ная стадия раз­ви­тия ребенка, но для взрос­лого есте­ственно его пре­одо­ле­ние.

Децен­тра­ция воз­можна в резуль­тате пере­осмыс­ле­ния цен­но­стей, при­да­ния иного смысла при­выч­ным явле­ниям.

Смыслы нахо­дятся в духов­ном изме­ре­нии. Если обра­титься к пред­став­ле­ниям о духов­но­сти чело­века в хри­сти­ан­стве, то нельзя не вспом­нить слова Иисуса Христа, обра­щен­ные к чело­веку:

«Не заботь­тесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгля­ните на птиц небес­ных: они не сеют, ни жнут, ни соби­рают в жит­ницу; и Отец ваш небес­ный питает их. Вы не гораздо ль лучше их?» [От Мф.6:25–26].

В этих словах Творца чело­века отра­жена необ­хо­ди­мость для нор­маль­ного и бла­го­по­луч­ного суще­ство­ва­ния чело­века нали­чия у него дове­рия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для чело­века Твор­цом, чело­веку в нем хорошо, когда Отец Небес­ный забо­тится о нем.

Именно этого миро­ощу­ще­ния и не достает тре­вож­ному чело­веку – воз­можно, с первых недель жизни в нем появи­лась тре­вога и недо­ве­рие к Миру.

Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни напи­сал книгу, где гово­рил, чтобы не стра­дать от стресса, надо изме­нить экзи­стен­ци­аль­ные уста­новки, то есть пере­осмыс­лить цен­но­сти жизни.

Чело­век стра­дает от тоски бес­цель­ного суще­ство­ва­ния также, как от неиз­беж­ного утом­ле­ния и стресса.

Таким обра­зом, наи­бо­лее эффек­тив­ными сред­ствами кор­рек­ции стрес­со­вого состо­я­ния явля­ются пре­одо­ле­ние эго­цен­тризма, пере­осмыс­ле­ний ситу­а­ций и жиз­нен­ных цен­но­стей.

Пред­став­ля­ется, что пони­ма­ние педа­го­гом при­ро­дой стресса и тре­вож­ных состо­я­ний, раз­мыш­ле­ния о цен­но­стях и смысле жизни помо­гут ему научить справ­ляться и со своими стрес­сами и тре­вож­но­стью. Тре­вож­ность взрос­лого педа­гога, про­во­ци­ру­ю­щая гипе­ро­твет­ствен­ность, с одной сто­роны, может при­во­дить его к пере­на­пря­же­нию и нерв­ным срывам, а с другой – не лучшим обра­зом отра­жаться на детях. Пони­ма­ние меха­низ­мов раз­ви­тия тре­вож­но­сти в раннем дет­стве будет спо­соб­ство­вать, как можно наде­яться, ее про­фи­лак­тике в семей­ном и дошколь­ном вос­пи­та­нии.

Мы опи­сали выше методы пси­хо­кор­рек­ции и духов­ной брани, с помо­щью кото­рых чело­век сам может и должен научиться регу­ли­ро­вать свое тре­вож­ное состо­я­ние. А может ли чело­веку помочь Другой чело­век – вос­пи­та­тель, пси­хо­лог, роди­тель, духов­ник – спра­виться с его тре­во­гой?

Чтобы помочь тре­вож­ным уча­щимся в экза­ме­на­ци­он­ной ситу­а­ции стресса, педа­гог может

  1. Про­во­дить с ним экза­мен в пись­мен­ной или тек­сто­вой форме.
  2. Сни­мать у них высо­кое эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние перед экза­ме­нами, пере­клю­чив его в другом направ­ле­нии.
  3. Опра­ши­вать таких уча­щихся на экза­мене пер­выми.
  4. Опрос вести в доб­ро­же­ла­тель­ном тоне.
  5. Систе­ма­ти­че­ски про­во­дить вос­пи­та­тель­ную работу в инди­ви­ду­аль­ном порядке, где рас­ска­зать об инди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чиях людей, выра­бо­тать свой инди­ви­ду­аль­ный стиль дея­тель­но­сти.

Что может сде­лать вос­пи­та­тель, учи­ты­вая лич­ност­ные осо­бен­но­сти уча­ще­гося?

Как можно кор­ре­ги­ро­вать пове­де­ние тре­вож­ных уча­щихся? Эффек­тив­ность вос­пи­та­тель­ной работы с уча­щи­мися резко повы­сится, если класс­ный руко­во­ди­тель будет исполь­зо­вать знание инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей своих вос­пи­ту­е­мых.

На основе учета инди­ви­ду­ально-типо­ло­ги­че­ских свойств уча­щихся совер­шенно раз­лич­ным должно быть содер­жа­ние вос­пи­та­тель­ных бесед.

К уча­щимся с силь­ной нерв­ной систе­мой и низким уров­нем тре­вож­но­сти можно повы­сить тре­бо­ва­ния систе­ма­тич­но­сти учеб­ной работы, фор­ми­руя у них учебно-про­фес­си­о­наль­ную моти­ва­цию.

С тре­вож­ными уча­щи­мися полезно про­ве­сти разъ­яс­ни­тель­ную беседу об объ­ек­тив­ных раз­ли­чиях людей по осо­бен­но­стям нерв­ной системы, харак­тера и о путях ком­пен­са­ции этих осо­бен­но­стей. В бесе­дах с тре­вож­ными уча­щи­мися необ­хо­димо разъ­яс­нять недо­пу­сти­мость для них неси­сте­ма­тич­но­сти в учеб­ных заня­тиях, если у них отсут­ствует умение моби­ли­зо­вать себя в усло­виях высо­кого эмо­ци­о­наль­ного напря­же­ния.

У уча­щихся тре­вож­ных, со слабой нерв­ной систе­мой надо вос­пи­ты­вать уве­рен­ность в себе, умение вла­деть собой, помочь им научиться управ­лять своим состо­я­нием в экза­ме­на­ци­он­ной ситу­а­ции.

В резуль­тате целе­на­прав­лен­ной вос­пи­та­тель­ной работы класс­ного руко­во­ди­теля или школь­ного пси­хо­лога с уча­щи­мися на основе учета их инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и пове­де­ния у уча­щихся должен сфор­ми­ро­ваться инди­ви­ду­аль­ный стиль дея­тель­но­сти и пове­де­ния, ком­пен­си­ру­ю­щий недо­статки и раз­ви­ва­ю­щий их поло­жи­тель­ные свой­ства и каче­ства.

В содер­жа­нии кор­рек­ци­онно-вос­пи­та­тель­ных бесед класс­ного руко­во­ди­теля и школь­ного пси­хо­лога с тре­вож­ными уча­щи­мися сле­дует уде­лить вни­ма­ние двум момен­там – вни­ма­нии на себе и успехе.

Так как известно, что тре­вож­ные уча­щи­еся во время пуб­лич­ного испол­не­ния какой-либо дея­тель­но­сти (ответ на уроке, экза­мене) сосре­до­то­чены не столько на выпол­не­нии этой дея­тель­но­сти, сколько на том, как они выгля­дят со сто­роны, то в связи с этим у них необ­хо­димо тре­ни­ро­вать спо­соб­ность пере­но­сить вни­ма­ние ситу­а­ции стресса к кон­цен­тра­ции своего вни­ма­ния на себе или конеч­ном резуль­тате данной дея­тель­но­сти на про­цесс дея­тель­но­сти, пол­но­стью отвле­ка­ясь от мыслей «сейчас я покрас­нею», «сейчас все увидят, как у меня дрожат руки и все надо мной засме­ются», «не выгляжу ли я смеш­ным», «какие у меня длин­ные несклад­ные руки» и пр. При ответе у доски. Напри­мер, пусть лучше уча­щийся создаст себе уста­новку – «я сейчас рас­скажу ребя­там инте­рес­ные факты о том, как про­ис­хо­дил про­цесс при­ня­тия хри­сти­ан­ства на Руси, кото­рые они, может быть и не знают, а это очень инте­ресно», вместо такой – «я должен во что бы то ни стало отве­тить с блес­ком и полу­чить «5».

Необ­хо­димо пока­зать уча­ще­муся доста­точно отно­си­тель­ное зна­че­ние «победы» или «пора­же­ния», отно­си­тель­ность цен­но­сти «успех» и научить его умению сни­жать зна­чи­мость ситу­а­ции. Оценка уча­щи­мися соб­ствен­ного успеха часто затруд­нена – поэтому важно сфор­ми­ро­вать у них пред­став­ле­ния о кри­те­риях успеха. Полезно в этих усло­виях обсу­дить вместе с уча­щи­мися кри­те­рии его субъ­ек­тив­ного успеха – как бы «дого­во­риться» с ним, какой резуль­тат будет успеш­ным именно для него, раз­вер­нуто запи­сать эти кри­те­рии при­ме­ни­тельно к раз­лич­ным ситу­а­циям, в бесе­дах сле­дует воз­вра­щаться к этим кри­те­риям, побуж­дать уча­ще­гося самого оце­ни­вать свои резуль­таты. Очень важно, чтоб тре­вож­ный уча­щийся «пере­жил» свой успех и закре­пил это пере­жи­ва­ние.

Пра­во­слав­ному педа­гогу сле­дует, веро­ятно, обра­тить вни­ма­ние на укреп­ле­ние веры уча­ще­гося в заботу о нем и мило­сер­дие Бога Отца, веры в благой Про­мы­сел Божий о нем; а также при­ня­тие Воли Божьей («Да будет воля Твоя, а не моя»).

Кроме печали как отри­ца­тель­ного чув­ства св. отцы выде­ляли радо­сто­твор­ную печаль. Это печаль пока­я­ния, печаль о грехах своих, рас­тво­рен­ная надеж­дой. Эта печаль, гово­рили св. отцы, не нале­гает на чело­века подав­ля­ю­щей тяже­стью, но гово­рит ему: не бойся прийти опять к Богу, ибо знает Он, что чело­век немо­щен, и подает ему силу (Авва Исаия).

Доб­ро­де­те­лью, про­ти­во­сто­я­щей стра­сти печали, будет бла­го­да­ре­ние Богу, радость о Боге, памя­то­ва­ние о Его любви к нам и Его бес­ко­неч­ной заботе о нас, поэтому – со сми­ре­нием: «Слава Богу за все».

Итак, в брани со стра­стью мно­го­пе­ча­ло­ва­ния и тре­вож­но­стью лич­но­сти, аске­тика, пси­хо­ло­гия и педа­го­гика пред­ла­гают свои методы, кото­рые допол­няют друг друга, и все вместе помо­гают чело­веку достичь более совер­шен­ного пове­де­ния и состо­я­ния. Если педа­го­гика вос­пи­та­ния «стра­те­ги­че­ски» изме­няет «дру­гого», пси­хо­ло­гия «так­ти­че­ски» (ситу­а­тивно) кор­рек­ти­рует «дру­гого» и «себя», то «аске­тика – это изме­не­ние «себя» и так­ти­че­ски (борьба со стра­стью) и стра­те­ги­че­ски (стя­жа­ние доб­ро­де­те­лей).

Лите­ра­тура 

  1. Гурьев И. Д. Стра­сти и их вопло­ще­ние в болез­нях. М., 2000.
  2. Зарин С. М. Аске­тизм по пра­во­славно-хри­сти­ан­скому учению. М., 1996.
  3. При­хо­жан А. М. Тре­вож­ность у детей и под­рост­ков: пси­хо­ло­ги­че­ская при­рода и воз­раст­ная дина­мика. М.-Воронеж, 2000.
  4. Про­стые беседы о стра­стях / Свято-Тро­иц­кий Ново-Голутвин мона­стырь. 2001.
  5. Феофан Затвор­ник св. Путь ко спа­се­нию. М., 1908.
  6. Шехов­цова Л. Ф., Зенько Ю. М. Эле­менты пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии. СПб., 2005.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки