Главная » Алфавитный раздел » Тревога » Преодоление печали и тревоги
Распечатать Система Orphus

Преодоление печали и тревоги

(2 голоса: 5 из 5)

Лариса Филипповна Шеховцова

 

Св. отцы писали, что все страсти человека взаимосвязаны, удовлетворение одной страсти влечет другую. Гнев, памятозлобие, осуждение ближнего, стыд, печаль, многопечалование, уныние…

Св. отцы описали свой опыт борьбы со страстями. А современная психология, психотерапия, психокоррекция или педагогика имеют ли в своем «арсенале» средства преодоления отрицательных эмоциональных состояний?

Второй выпуск Покровских образовательно-просветительских листков был посвящен описанию противления гневу и агрессии. Гнев – один из восьми смертных грехов, агрессия – негативное состояние человека, по своим признакам совпадающее с проявлением гнева, а может быть и чертой характера, если человек часто бывает в состоянии агрессии. Как мы показали, и психология и педагогика имеют свои «средства» преодоления агрессии, которые дополняют аскетический опыт борьбы с гневом.

Современному человеку очень свойственны состояния тревоги, беспокойства, неуверенности. Каждый из нас переживал состояние стресса – повышенного нервно-эмоционального напряжения, которое возникает не только в опасной ситуации, но чаще всего в ситуации, которая кажется нам угрожающей.

Полвека многочисленных исследований физиологов, медиков, психологов в области стресса показали, что стресс это не столько физиологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие извне, сколько ответ, реакция человека на ожидаемую, воображаемую, а не реальную угрозу. Причем эта реакция на воображаемую угрозу организма обходится «дороже», чем нервно-физиологическая реакция на настоящую опасность.

Таким образом, очевидно, что главный источник стресса находится не в физической, а в психической душевной сфере, и даже более того – в духовной, так как именно в соответствии со своим смыслом человек расценивает ту или иную ситуацию как угрожающую или не угрожающую его бытию.

Вспомним всем хорошо известный пример сдачи экзамена учащимся или студентом (ситуация эта является типичным стрессом). Сдачу экзамена по одному и тому же предмету, у одного и того же преподавателя один студент прогнозирует как успешную (даже если знает предмет относительно), а другой – как будущий провал (даже если хорошо успевал в семестре). Прогноз успешности сдачи экзамена самим студентом в меньшей степени зависит от его знания предмета, значительно в большей степени от его настроенности на успех или неудачу, от восприятия ситуации как угрожающей или неугрожающей. Соответственно, если студент воспринимает ситуацию как угрозу его благополучию (хотя это может быть только «4» вместо желаемой на экзамене «5»), то он испытывает большую гамму отрицательных эмоций: страх, уныние, тоску, робость, волнение. Эти отрицательные эмоции сопровождаются перевозбуждением нервной и других физиологических систем, что приводит к срыву, дезорганизации, блокированию умственной деятельности: снижается внимание, память, мыслительная продуктивность. При сильном волнении студент с трудом вспоминает (или не вспоминает), что 2×2=4.

К неблагоприятному прогнозу развития ситуации и низкой успешности своей деятельности склонны люди определенного типа личности: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой. Для тревожной личности характерно, как правило, сверхответственное отношение к своим обязанностям, к своей деятельности, которые становятся у личности сверхценными и составляют, вероятно, смыслообразующую направленность жизни. Успешность деятельности становится часто средством самоутверждения для тревожного человека, и, в силу этого, главным, или одним из главных, смыслов жизни, образуя «сверхценную идею». Завышенным уровнем притязания личность стремится компенсировать заниженную самооценку. В таком случае каждая ситуация экзамена, «проверки», публичного выступления воспринимается личностью с одной стороны, как возможность самоутвердиться, а с другой – как возможность неудачи, как угрожающая, потенциально дестабилизирующая глубинные основания существования. Корни мироощущения тревожной личности, такие как «угроза существованию», базовое «недоверие к миру», «неблагополучие», произрастают из самого раннего периода бытия. Как правило, подобное мироощущение формируется у ребенка, если не удовлетворяются в раннем детстве его потребности в надежной защищенности, безопасности, одобрении значимыми близкими. У взрослого человека это глубинное мироощущение модулирует состояние в каждой конкретной ситуации и образует фон устойчивых состояний.

Таким образом, в психологии различают тревожность как устойчивую черту характера человека, которая проявляется в склонности к частым и сильным переживаниям состояния тревоги; и тревогу как эмоциональное состояние беспредметного страха.

На физиологическом уровне состояние тревоги проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, повышении артериального давления, общей нервозности; на психическом, душевном уровне – в беспокойстве, озабоченности, беспомощности, бессилии перед грозящей неудачей, незащищенности, страхе, стыде, подавленности, мнительности, неуверенности.

Такое описание состояния тревоги очень похоже на описание одного из восьми смертных грехов – страсти печали.

Сверхответственное отношение к своим обязанностям, характерное для тревожной личности, проявляется в повышенной озабоченности, обеспокоенности сверх меры всем, что происходит с этим человеком; на языке святоотеческого учения это можно было бы назвать многозаботливостью или многопечалованием.

С. М. Зарин, описывая страсть печали, выделял ее три вида.

 

  1. Первый вид печали вызывается упадком душевной энергии, обессиливанием вследствие предшествующего порабощения страстями.
  2. Второй вид печали вызывается упадком душевной энергии, обессиливанием вследствие предшествующего порабощения страстями.
  3. Третий вид печали возникает как следствие неудовлетворенных страстных желаний.

Таким образом, для состояния печали, по представлениям св. отцов, характерен прогноз неудач в будущем как следствие неудовлетворенных страстных желаний в прошлом. Св. Григорий Богослов называл печаль «грызением сердца и смятением». 

 

В целом можно сказать, что состояние тревожности или многопечалования заключается в недоверии себе, людям, а главное, Богу – неверии в Его помощь, милосердие и заступничество.

Может ли человек научиться управлять своим состоянием? Христианин должен уметь преодолевать свою страсть – говорят св. отцы. Науку об аскетическом делании св. Игнатий (Брянчанинов) называл «наукой из наук». Собирая по крупицам свой духовный опыт борьбы со страстями, св. отцы передали его нам.

Опыт практической психологической работы с человеком показывает, что в какой-то мере человека можно научить управлять своим состоянием.

У практического психолога в арсенале есть много методов помощи тревожному человеку – методов коррекции тревожного состояния. Эти методы можно отнести к трем основным направлениям.

 

 

I. Физиологические средства регуляции

Физиологические средства регуляции адресованы к свойствам индивида – низшему телесному уровню человека.

К таким средствам можно отнести:

 

 

Здесь могут быть использованы различные как тонизирующие

 

Некоторые авторы разработали теорию адаптации к стрессу, и на основе своих экспериментальных исследований рекомендуют для повышения устойчивости к стрессу использовать физическую нагрузку, которая должна быть строго дозирована, чтобы не вызвать переутомления, и в то же время повысить активно-приспособительные возможности организма к стрессу.

II направление – эмоционально-волевая регуляция: коррекция состояния, поведения

Ко второму направлению относятся средства эмоционально-волевой и поведенческой регуляции.

В этом направлении можно выделить средства повышения психической устойчивости, которые использует сам человек – так называемая самокоррекция; и средства, которые использует по отношению к субъекту «другой» – учитель, экзаменатор, воспитатель, психолог, тренер, – то есть «внешняя коррекция».

Рассмотрим более подробно приемы самокоррекции, то есть как человек сам может регулировать свое эмоциональное состояние. Эмоционально-волевая регуляция своего состояния на основе произвольно принятого решения – основа формирования психической устойчивости, толерантности к стрессу.

1. Настройка на оптимальное эмоциональное состояние.

Человеку предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное состояние связать с другой мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; а уверенное, побеждающее активное состояние связать с третьей мелодией, цветом, пейзажем, жестом. В ситуации стресса вспомнить вначале первую мелодию, пейзаж или цвет, затем вторую, а затем третью мелодию, цвет, жест, и повторить это воспоминание несколько раз.

2. Приятное воспоминание.

В ситуации стресса для того, чтобы сбросить состояние тревоги и излишнего волнения, вспомнить и как можно ярче представить, стараясь вспомнить все детали и ощущения, ситуацию, в которой человек испытывал полный покой и расслабление (прогулка по полю, лесной опушке, берегу моря, морской закат или любую другую приятную ситуацию).

3. Контроль экспрессии.

С человеком надо проговорить, в каких жестах, интонациях, улыбке выражается робость, страх, уверенность, спокойствие. Человеку самому полезно потренировать жесты, улыбку, контакт глаз при деловом, уверенном, спокойном состоянии перед зеркалом, а интонацию с помощью магнитофонной записи.

Экзаменатор иногда, не вникая в содержание ответа, ориентируется на интонацию учащегося, вздохи, неуверенное покашливание, выражение лица, на котором написано «страдание», сигнала «SOS, тону», поиск сочувствия, заискивание, подхалимство, немой крик о помощи. Для экзаменатора все это «сигнализирует» о незнании предмета.

К средствам самокоррекции своего состояния можно отнести и духовную практику, которую св. отцы называли борьбой с помыслами, с чего, собственно и начинается невидимая брань со страстями.

Невидимую брань со страстью надо начинать с I стадии непринятия прилога. Прилог – это мысль, помысел, который ведет дальше за собой устойчивое чувство или действие. Рассмотрим борьбу со своим тревожным состоянием на примере студента, учащегося, сдающего экзамен. Если пришли мысли-заботы «Как я буду выглядеть перед экзаменом? Наверное, он скажет, какая я дура… Что подумают мои друзья (одноклассники, сотрудники, окружающие), когда я буду говорить какие-нибудь глупости? Как посмотрит на меня директор (начальник)? Наверно, мне поставят «2» («3»), исключат из школы (выгонят с работы). Как мне вообще дальше жить… Что я буду делать завтра?…» Как только пришли эти «мыслезаботы», первое, что нужно сделать – это их отсечь. Запретить себе так думать, прогнать их прочь, сосредоточить свои мысли на чем-нибудь другом. Верующий человек здесь может помолиться.

Если человек не смог этого сделать – он оказался на 2 стадии сочетания с этим печальным помыслом – он начинает все больше и больше размышлять о том, что произойдет, если завтра (непременно) получит «2» на экзамене, как его будут все ругать… и т.д.

Конечно, верующему человеку тут тоже следует помолиться и попросить у Бога избавления от этих печальных помыслов, ну а неверующему человеку остается надеяться на себя. Опять же нужно прервать в себе цепь этих печальных размышлений, для чего попробовать отнестись к ним критически:

 

Если мы и дальше уступаем себе, то оказываемся на IV стадии полного пленения помыслом «многопечалования» – мы окончательно потеряли покой, нас терзают страхи, что уже ЧТО-ТО произошло, ЧТО-ТО случилось, хотя мы не знаем «ЧТО». В психологии показано, что самый большой страх и самые тягостные переживания вызывает неопределенность, неопредмеченность страха. Тревоги наши усиливаются до безграничного предела и переходят в устойчивое депрессивное состояние.

Верующему человеку помогут в храме, его спасет надежда на милосердие Бога, его защиту и поддержку, а неверующему придется серьезно поработать с психотерапевтом.

4. К этому же направлению самокоррекции можно отнести и коррекцию состояния через изменение поведения в ситуации повышенного нервного напряжения. Изменение поведения можно начать с:

А) Мысленной тренировки.

Ситуация, вызывающая тревогу, представляется заранее во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих негативное переживание, во всех деталях продумывается собственное поведение.

Б) Затем можно попробовать репетицию.

Психолог проигрывает с учащимся ситуацию, вызывающую у него тревогу, исполняя роль «строгого экзаменатора» или «насмешливого одноклассника». «Репетитор» может неожиданно изменить тон разговора, перейти на агрессию, выразить нетерпение, прервать учащегося, грубо его оборвать. Учащийся должен на все случаи отработать «способы действий».

В) Школьному психологу полезно провести с учащимися «экзаменационный тренинг», где в игровом моделировании выработать умения:

— спокойно войти в аудиторию и взять билет;
— установить эмоциональный контакт с преподавателем;
— логично и образно излагать вопрос;
— вести диалог с преподавателем;
— быть устойчивым и выдержанным при действии сбивающего фактора (разговора соседей, переговоров преподавателей, неслушании со стороны экзаменатора, шума и пр.)

III направление – ценностно-смысловой уровень регуляции, которое представляет уровень личностных изменений.

Личность человека – это его мировоззрение, система смыслов, ценностей и отношений. Ценности человека через структуру мотивов и стремлений регулирует его поведение.

Чтобы изменилось поведение человека в той или иной ситуации, ей надо придать другой смысл и значение. В частности, для развития эмоциональной устойчивости человека в стрессовой ситуации, необходимо снизить значимость этой ситуации, переосмыслить ценность успеха в ней, провести своеобразную «переоценку ценностей».

Если учащийся, студент будет озабочен не только оценкой, которую он получит на экзамене, или тем, как он при этом выглядит, а, например, самим процессом передачи интересного факта, знания, рассказом о том, что для него самого представляет интерес, то отрицательные эмоции при этом отступают.

Это явление в психологии известно как «децентрация». Если «Я» – человека – центр – является эгоцентрической осью его мира, и весь остальной Большой Мир вращается вокруг его малого, то тогда естественно для человека возникновение чувства, что весь Большой Мир смотрит на него, замечает и оценивает каждое движение его душевных порывов. Эгоцентрику кажется, что весь Мир наблюдает за ним и оценивает не ЧТО, а КАК он что-либо делает. Отсюда и сверхзначимость каждой публичной ситуации оценивания.

Если эгоцентрика убедить в том, что Большому Миру интересно не какой ценой приобретается результат, а именно то, что является результатом его деятельности, в этом случае происходит децентрация внимания тревожного человека с процесса прогноза негативного результата на сам процесс деятельности. Если деятельность, сам процесс ее, увлекает человека, то уходит болезненная фиксация на его результате. Эгоцентризм – естественная стадия развития ребенка, но для взрослого естественно его преодоление.

Децентрация возможна в результате переосмысления ценностей, придания иного смысла привычным явлениям.
 
Смыслы находятся в духовном измерении. Если обратиться к представлениям о духовности человека в христианстве, то нельзя не вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к человеку:

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ль лучше их?» [От Матф., гл. 6, 25-26].

В этих словах Творца человека отражена необходимость для нормального и благополучного существования человека наличия у него доверия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для человека Творцом, человеку в нем хорошо, когда Отец Небесный заботится о нем.
 
Именно этого мироощущения и не достает тревожному человеку – возможно, с первых недель жизни в нем появилась тревога и недоверие к Миру.

Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни написал книгу, где говорил, чтобы не страдать от стресса, надо изменить экзистенциальные установки, то есть переосмыслить ценности жизни.

Человек страдает от тоски бесцельного существования также, как от неизбежного утомления и стресса.

Таким образом, наиболее эффективными средствами коррекции стрессового состояния являются преодоление эгоцентризма, переосмыслений ситуаций и жизненных ценностей.

Представляется, что понимание педагогом природой стресса и тревожных состояний, размышления о ценностях и смысле жизни помогут ему научить справляться и со своими стрессами и тревожностью. Тревожность взрослого педагога, провоцирующая гиперответственность, с одной стороны, может приводить его к перенапряжению и нервным срывам, а с другой – не лучшим образом отражаться на детях. Понимание механизмов развития тревожности в раннем детстве будет способствовать, как можно надеяться, ее профилактике в семейном и дошкольном воспитании.

Мы описали выше методы психокоррекции и духовной брани, с помощью которых человек сам может и должен научиться регулировать свое тревожное состояние. А может ли человеку помочь Другой человек – воспитатель, психолог, родитель, духовник – справиться с его тревогой?

Чтобы помочь тревожным учащимся в экзаменационной ситуации стресса, педагог может

 

  1. Проводить с ним экзамен в письменной или текстовой форме.
  2. Снимать у них высокое эмоциональное напряжение перед экзаменами, переключив его в другом направлении.
  3. Опрашивать таких учащихся на экзамене первыми.
  4. Опрос вести в доброжелательном тоне.
  5. Систематически проводить воспитательную работу в индивидуальном порядке, где рассказать об индивидуальных различиях людей, выработать свой индивидуальный стиль деятельности.

 

Что может сделать воспитатель, учитывая личностные особенности учащегося?

Как можно коррегировать поведение тревожных учащихся? Эффективность воспитательной работы с учащимися резко повысится, если классный руководитель будет использовать знание индивидуальных особенностей своих воспитуемых.

На основе учета индивидуально-типологических свойств учащихся совершенно различным должно быть содержание воспитательных бесед.
 
К учащимся с сильной нервной системой и низким уровнем тревожности можно повысить требования систематичности учебной работы, формируя у них учебно-профессиональную мотивацию.

С тревожными учащимися полезно провести разъяснительную беседу об объективных различиях людей по особенностям нервной системы, характера и о путях компенсации этих особенностей. В беседах с тревожными учащимися необходимо разъяснять недопустимость для них несистематичности в учебных занятиях, если у них отсутствует умение мобилизовать себя в условиях высокого эмоционального напряжения.

У учащихся тревожных, со слабой нервной системой надо воспитывать уверенность в себе, умение владеть собой, помочь им научиться управлять своим состоянием в экзаменационной ситуации.

В результате целенаправленной воспитательной работы классного руководителя или школьного психолога с учащимися на основе учета их индивидуальных особенностей и поведения у учащихся должен сформироваться индивидуальный стиль деятельности и поведения, компенсирующий недостатки и развивающий их положительные свойства и качества.

В содержании коррекционно-воспитательных бесед классного руководителя и школьного психолога с тревожными учащимися следует уделить внимание двум моментам – внимании на себе и успехе.

Так как известно, что тревожные учащиеся во время публичного исполнения какой-либо деятельности (ответ на уроке, экзамене) сосредоточены не столько на выполнении этой деятельности, сколько на том, как они выглядят со стороны, то в связи с этим у них необходимо тренировать способность переносить внимание ситуации стресса к концентрации своего внимания на себе или конечном результате данной деятельности на процесс деятельности, полностью отвлекаясь от мыслей «сейчас я покраснею», «сейчас все увидят, как у меня дрожат руки и все надо мной засмеются», «не выгляжу ли я смешным», «какие у меня длинные нескладные руки» и пр. При ответе у доски. Например, пусть лучше учащийся создаст себе установку – «я сейчас расскажу ребятам интересные факты о том, как происходил процесс принятия христианства на Руси, которые они, может быть и не знают, а это очень интересно», вместо такой – «я должен во что бы то ни стало ответить с блеском и получить «5».

Необходимо показать учащемуся достаточно относительное значение «победы» или «поражения», относительность ценности «успех» и научить его умению снижать значимость ситуации. Оценка учащимися собственного успеха часто затруднена – поэтому важно сформировать у них представления о критериях успеха. Полезно в этих условиях обсудить вместе с учащимися критерии его субъективного успеха – как бы «договориться» с ним, какой результат будет успешным именно для него, развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, в беседах следует возвращаться к этим критериям, побуждать учащегося самого оценивать свои результаты. Очень важно, чтоб тревожный учащийся «пережил» свой успех и закрепил это переживание.

Православному педагогу следует, вероятно, обратить внимание на укрепление веры учащегося в заботу о нем и милосердие Бога Отца, веры в благой Промысел Божий о нем; а также принятие Воли Божьей («Да будет воля Твоя, а не моя»).

Кроме печали как отрицательного чувства св. отцы выделяли радостотворную печаль. Это печаль покаяния, печаль о грехах своих, растворенная надеждой. Эта печаль, говорили св. отцы, не налегает на человека подавляющей тяжестью, но говорит ему: не бойся прийти опять к Богу, ибо знает Он, что человек немощен, и подает ему силу (Авва Исаия).

Добродетелью, противостоящей страсти печали, будет благодарение Богу, радость о Боге, памятование о Его любви к нам и Его бесконечной заботе о нас, поэтому – со смирением: «Слава Богу за все».

Итак, в брани со страстью многопечалования и тревожностью личности, аскетика, психология и педагогика предлагают свои методы, которые дополняют друг друга, и все вместе помогают человеку достичь более совершенного поведения и состояния. Если педагогика воспитания «стратегически» изменяет «другого», психология «тактически» (ситуативно) корректирует «другого» и «себя», то «аскетика – это изменение «себя» и тактически (борьба со страстью) и стратегически (стяжание добродетелей).

Литература 

  1. Гурьев И. Д. Страсти и их воплощение в болезнях. М., 2000.
  2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
  3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000.
  4. Простые беседы о страстях / Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 2001.
  5. Феофан Затворник св. Путь ко спасению. М., 1908.
  6. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс