Терпение

***

Терпе́ние — 1) спо­соб­ность без­ро­потно, стойко пере­но­сить стра­да­ния и бед­ствия; 2) спо­соб­ность упорно и про­дол­жи­тельно дей­ство­вать в направ­ле­нии постав­лен­ной цели для дости­же­ния жела­е­мого резуль­тата; 3) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, харак­те­ри­зу­е­мая осо­знан­ным, сми­рен­ным, без­ро­пот­ным, бла­го­душ­ным отно­ше­нием к скор­бям и испы­та­ниям, нис­по­сы­ла­е­мым или попус­ка­е­мым Богом, а также пере­не­се­нием этих испы­та­ний и скор­бей.

***

Чем хри­сти­ан­ское тер­пе­ние отли­ча­ется от тер­пе­ния вообще?

Тер­пе­ние, в той или иной мере, свой­ственно всем без исклю­че­ния людям. Без есте­ствен­ной для чело­века спо­соб­но­сти тер­петь невоз­можно было бы ни пре­одо­ле­ва­ние дли­тель­ных труд­но­стей, ни вос­пи­та­ние и само­вос­пи­та­ние лич­но­сти.

В отли­чие от есте­ствен­ной спо­соб­но­сти тер­петь хри­сти­ан­ское тер­пе­ние явля­ется не просто чело­ве­че­ским свой­ством, но одной из важ­ней­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Тер­пе­ние как тако­вое в нрав­ствен­ном отно­ше­нии не может быть оце­нено ни как доброе каче­ство, ни как дурное.

Многое зави­сит от того, на что оно направ­ля­ется в том или ином кон­крет­ном случае. Кто-то терпит по необ­хо­ди­мо­сти, кто-то — из чув­ства страха, кто-то — из уго­жде­ния, напри­мер, ради карьеры. Но ведь встре­ча­ются и другие вари­анты тер­пе­ния. Напри­мер, мать, вос­пи­ты­вая малыша, терпит бес­сон­ные ночи; актив­ный обще­ствен­ник — уста­лость от допол­ни­тель­ной работы, а иногда и упрёки.

Внешне тер­пе­ние как доб­ро­де­тель имеет много общего с тер­пе­нием вообще. И это не уди­ви­тельно, ведь в его осно­ва­нии лежит есте­ствен­ная для чело­века спо­соб­ность тер­петь. Но не только. В отли­чие от чело­века неве­ру­ю­щего хри­сти­а­нин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он при­зы­ва­ется тер­петь.

Как известно, глав­ная цель хри­сти­а­нина — бого­по­зна­ние и вечное бого­об­ще­ние в Цар­стве Небес­ном. Для того, чтобы уна­сле­до­вать Цар­ство Небес­ное, необ­хо­димо быть удо­сто­ен­ным этой высо­кой награды, а удо­сто­иться может лишь тот, кто захо­чет и, глав­ное, будет спо­со­бен жить по тем пра­ви­лам, по кото­рым живут Божьи святые. Эта спо­соб­ность выра­ба­ты­ва­ется чело­ве­ком на про­тя­же­нии его земной жизни, она свя­зана с иско­ре­не­нием личной гре­хов­но­сти, обре­те­нием и взра­щи­ва­нием личных доб­ро­де­те­лей.

Путь этот долгий и труд­ный. С одной сто­роны, он под­ра­зу­ме­вает борьбу с иску­ше­ни­ями, в том числе лено­стью, празд­но­стью, дур­ными при­выч­ками, стра­стями, поро­ками. С другой сто­роны, это свя­зано с актив­ным про­ти­во­дей­ствием хри­сти­а­нину как со сто­роны окру­жа­ю­щих его, неве­ру­ю­щих людей, так и со сто­роны падших духов. Здесь-то и необ­хо­димо тер­пе­ние. Без тер­пе­ния этот путь непре­одо­лим: «тер­пе­нием вашим спа­сайте души ваши» (Лк.21:19); «пре­тер­пев­ший же до конца спа­сется» (Мф.24:13). Тер­пе­ние под­ра­зу­ме­вает здесь и стой­кость, и без­ро­пот­ное, дове­ри­тель­ное отно­ше­ние к Богу.

При всей спра­вед­ли­во­сти выше­ска­зан­ного, необ­хо­димо иметь в виду, что нали­чие в чело­веке хри­сти­ан­ского тер­пе­ния не озна­чает, что он должен сно­сить и тер­петь всё. Скажем, про­роки, тер­пе­ние кото­рых апо­стол ставил в пример (Иак.5:10–11), не мири­лись (не готовы были тер­петь) с тво­рив­шимся без­за­ко­нием: нрав­ствен­ной рас­пу­щен­но­стью, идо­ло­по­клон­ством, обма­ном и при­тес­не­нием ближ­них. Однако же самым ярчай­шим при­ме­ром тер­пе­ния и дол­го­тер­пе­ния для нас явля­ется Гос­подь.

Нередко под маской хри­сти­ан­ского тер­пе­ния скры­ва­ется баналь­ное угод­ни­че­ство, рав­но­ду­шие и без­раз­ли­чие, чёрст­вость сердец. Такое тер­пе­ние не только не явля­ется хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­лью, но и не впи­сы­ва­лось в рамки лучших язы­че­ских умов (отсюда — попу­ляр­ность басен Эзопа, язы­че­ских фило­со­фов, поэтов и дра­ма­тур­гов, высме­и­вав­ших в своих совре­мен­ни­ках подоб­ные черты) (см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние).

***

пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий (†357):
Что бы ты ни делал, делай то с тер­пе­нием, и Бог помо­жет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни слу­чится с тобою.

архи­манд­рит Пан­те­ле­и­мон (Шатов):
Неко­то­рые терпят со зло­стью, отча­я­нием – просто потому, что выбора нет, а другие терпят с надеж­дой и спо­кой­ствием. Это хри­сти­ан­ское тер­пе­ние – осмыс­лен­ное, доб­ро­воль­ное, ради чего-то, ради кого-то…
Тер­пе­ние может быть очень актив­ным дей­ствием. Можно тер­петь свою работу и делать её,  как бы ни было тяжело. Можно тер­пе­ливо стро­ить что-то, тер­пе­ливо зани­маться твор­че­ством. Можно тер­пе­ливо под­ни­маться каждый раз после ударов судьбы и снова идти. Тер­пе­ние не озна­чает про­иг­рыш. В нём не должно быть пас­сив­но­сти. Не нужно тер­петь и свой грех, свою при­вя­зан­ность к каким-то гре­хов­ным удо­воль­ствиям, зло в своей душе.

про­то­и­е­рей Алек­сандр Мень:
Тер­пе­ние — это вовсе не состо­я­ние скота, кото­рый всё терпит. Это не уни­же­ние чело­века — совсем нет. Это не ком­про­мисс со злом — ни в коем случае. Тер­пе­ние — это есть умение сохра­нять невоз­му­ти­мость духа в тех обсто­я­тель­ствах, кото­рые этой невоз­му­ти­мо­сти пре­пят­ствуют. Тер­пе­ние — это есть умение идти к цели, когда встре­ча­ются на пути раз­лич­ные пре­грады. Тер­пе­ние — это умение сохра­нять радост­ный дух, когда слиш­ком много печали. Тер­пе­ние есть победа и пре­одо­ле­ние, тер­пе­ние есть форма муже­ства — вот что такое насто­я­щее тер­пе­ние. 

пого­ворка: 
«Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия, потерплю и я».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки