Главная » Алфавитный раздел » П » Престол Божий

Престол Божий

( Престол Божий 3 голоса: 5 из 5 )

Престо́л Бо́жий — аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны» (Откр. 2:13).

Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» (Еф. 1:17), Сын — «сияние славы» (Евр. 1:3), а Дух — «Дух славы» (1Пет. 4:14).

Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66:1).

Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел… Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6:1). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» (Иез. 1:26). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» (Откр. 4:12)

Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Числ. 10:35-36).

Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3).

Ввиду того, что Престол Божий — место Его особого присутствия, и с учётом того, что Бог «почивает во святых», позволительно говорить, что Престол может быть утвержден в человеческом сердце: «Иисус сказал..: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).

Образ Престола Божия неразлучен с картиной Страшного Суда. Основанием для соединения этих понятий в общем эсхатологическом контексте служит Божественное Откровение.

Так, в Книге пророка Даниила читаем: «Видел я, наконец,что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь… Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).

Евангелист Иоанн Богослов добавил к этой картине несколько принципиальных штрихов: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5:6-7).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru