Пре­стол Божий

***

Престо́л Бо́жий — алле­го­ри­че­ский образ, обо­зна­ча­ю­щий место осо­бого при­сут­ствия Божия и ука­зы­ва­ю­щий на Бога как на Все­лен­ского Царя и Вла­дыку. В таком осмыс­ле­нии пре­стол Божий про­ти­во­по­став­ля­ется пре­столу сатаны: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где пре­стол сатаны» (Откр. 2:13).

Выра­же­ние «Пре­стол Божий» допус­кает сбли­же­ние с поня­тием «Пре­стол бла­го­дати»: «Посему да при­сту­паем с дерз­но­ве­нием к пре­столу бла­го­дати, чтобы полу­чить милость и обре­сти бла­го­дать для бла­го­вре­мен­ной помощи» (Евр. 4:16). Кроме того, это выра­же­ние экви­ва­лентно поня­тию «Пре­стол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» (Еф. 1:17), Сын — «сияние славы» (Евр. 1:3), а Дух — «Дух славы» (1Пет. 4:14).

Тра­ди­ци­онно под Божьим Пре­сто­лом под­ра­зу­ме­ва­ется Небо: «Так гово­рит Гос­подь: небо — пре­стол Мой, а земля — под­но­жие ног Моих» (Ис. 66:1).

Между тем, иногда образ Пре­стола пред­ста­вал перед взором угод­ни­ков Божьих в сжатых сим­во­ли­че­ских формах. Так, пророк Исаия: «видел… Гос­пода, сидя­щего на пре­столе высо­ком и пре­воз­не­сен­ном» (Ис. 6:1). Пророк Иезе­ки­иль созер­цал «подо­бие пре­стола по виду как бы из камня сап­фира; а над подо­бием пре­стола было как бы подо­бие чело­века» (Иез. 1:26). Еван­ге­ли­сту Иоанну Бого­слову откры­лось, что «пре­стол стоял на небе; и на пре­столе был Сидя­щий» (Откр. 4:12)

Во вре­мена Вет­хого Завета наи­бо­лее зна­ко­вым местом при­сут­ствия Божия среди Изра­иль­ского народа счи­тался ковчег. Вот почему «Когда под­ни­мался ковчег в путь, Моисей гово­рил: вос­стань, Гос­поди, и рас­сып­лются враги Твои, и побе­гут от лица Твоего нена­ви­дя­щие Тебя! А когда оста­нав­ли­вался ковчег, он гово­рил: воз­вра­тись, Гос­поди, к тыся­чам и тьмам Изра­и­ле­вым!» (Числ. 10:35–36).

Однако, вет­хо­за­вет­ный ковчег, при всей его зна­чи­мо­сти, был лишь про­об­ра­зом тысяч и тысяч ново­за­вет­ных Пре­сто­лов, кото­рые, с обра­зо­ва­нием и рас­про­стра­не­нием Кафо­ли­че­ской Церкви, вошли в состав важ­ней­ших хри­сти­ан­ских свя­тынь: «Важ­ней­шее в Алтаре место есть Святой Пре­стол. Посему все пре­иму­ще­ства, при­пи­сы­ва­е­мые Алтарю, ни к одному, нахо­дя­ще­муся в оном месте, не могут быть так близко при­ме­нены, как к Свя­тому Пре­столу неви­ди­мого Бога, воз­вы­ша­ю­ще­муся посреди Алтаря» (Новая Скри­жаль, ч. 1, гл. 3).

Ввиду того, что Пре­стол Божий — место Его осо­бого при­сут­ствия, и с учётом того, что Бог «почи­вает во святых», поз­во­ли­тельно гово­рить, что Пре­стол может быть утвер­жден в чело­ве­че­ском сердце: «Иисус сказал..: кто любит Меня, тот соблю­дает слово Мое; и отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» (Ин.14:23).

Образ Пре­стола Божия нераз­лу­чен с кар­ти­ной Страш­ного Суда. Осно­ва­нием для соеди­не­ния этих поня­тий в общем эсха­то­ло­ги­че­ском кон­тек­сте служит Боже­ствен­ное Откро­ве­ние.

Так, в Книге про­рока Дани­ила читаем: «Видел я, нако­нец, что постав­лены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; оде­я­ние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; пре­стол Его — как пламя огня, колеса Его — пыла­ю­щий огонь… Судьи сели, и рас­кры­лись книги» (Дан. 7:9–10).

Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов доба­вил к этой кар­тине несколько прин­ци­пи­аль­ных штри­хов: «И я взгля­нул, и вот, посреди пре­стола и четы­рех живот­ных и посреди стар­цев стоял Агнец как бы заклан­ный, име­ю­щий семь рогов и семь очей, кото­рые суть семь духов Божиих, послан­ных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из дес­ницы Сидя­щего на пре­столе» (Откр. 5:6–7).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки