Сатана

***

Cатана́ (от ассир. ܣܵܛܵܢܵܐ, Sátāna ивр. ‏שָׂטָן‏‎ śāṭān, др.-греч. σατανα satana, арам. סטנא sóṭono, геэз śayṭān – «сатан(а)» – «про­тив­ник», «кле­вет­ник») – падший дух, одно из наиме­но­ва­ний дья­вола.

***

Как еще назы­ва­ется сатана в Свя­щен­ном Писа­нии?

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются и другие наиме­но­ва­ния сатаны: он также назы­ва­ется дра­ко­ном (Откр.20:2), боль­шим крас­ным дра­ко­ном (Откр.12:3), вели­ким дра­ко­ном и древним змием (Откр.12:9), жесто­ким анге­лом (Притч.17:11), злым анге­лом (Пс.77:49), злым духом от Бога (1Цар. 16:14 и др.), иску­си­те­лем (Мф.4:3 и др.), князем бесов­ским (Мф.12:24), князем мира сего (Ин.12:31 и др.), лживым духом (3Цар.22:22), лука­вым (Мф.13:19), отцом лжи (Ин.8:44), чело­ве­ко­убий­цей от начала (Ин.8:44), веель­зе­ву­лом (Мф.12:24), ден­ни­цей (Ис.14:12).

Кто создал сатану?

В начале времен Бог сотво­рил огром­ное коли­че­ство Анге­лов, и уста­но­вил между ними иерар­хию, при кото­рой нижние чины под­чи­ня­ются высшим. Одним из высших Анге­лов был Ден­ница – силь­ный, умный, кра­си­вый и при­бли­жен­ный к Богу Ангел. Но Ден­ница воз­гор­дился своим высо­ким поло­же­нием, пере­стал выпол­нять Божии пове­ле­ния и всех осталь­ных Анге­лов, под­чи­нен­ных ему, стал под­стре­кать к бунту против Бога. И тогда Архан­гел Михаил, во главе сохра­нив­шего вер­ность Богу боль­шин­ства Анге­лов, всту­пил в сра­же­ние и, с помо­щью Божией, низ­верг с Неба Ден­ницу (кото­рый стал назы­ваться дья­во­лом, сата­ной, сата­наи­лом) с дру­гими пад­шими анге­лами (бесами, демо­нами).

Будет ли анти­христ вопло­ще­нием сатаны?

Порой можно встре­титься с утвер­жде­нием, что подобно тому, как Гос­подь вопло­тился от Девы, так и сатана в послед­ние вре­мена тоже вопло­тится в чело­века. Такое мнение явля­ется ложным и Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ется. Св. Иоанн Дамас­кин (Точное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сде­ла­ется чело­ве­ком, подобно тому, как воче­ло­ве­чился Гос­подь, да не будет! Но родится чело­век от блу­до­де­я­ния и примет на себя все дей­ство­ва­ния сатаны, ибо Бог, пред­видя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­волу посе­литься в нем». Слова св. Иоанна Дамас­кина согласны с уче­нием Свя­щен­ного Писа­ния об анти­хри­сте: «Кото­рого при­ше­ствие, по дей­ствию сатаны, будет со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными» (2Фес.2:9). При этом сатана даст анти­хри­сту «…силу свою и пре­стол свой и вели­кую власть» (Откр.13:2). Какая власть и сила име­ются в виду? Сам сатана так гово­рит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6). Согласно Писа­нию, анти­христ будет обла­дать как рели­ги­оз­ной, так и поли­ти­че­ской вла­стью.

Каким ору­жием Архи­стра­тиг Михаил побе­дил сатану?

Гор­дыня и жела­ние быть равным Богу погу­било Ден­ницу и он стал сата­ной – кле­вет­ни­ком и про­тив­ни­ком Бога. Второй участ­ник небес­ной битвы – святой Архи­стра­тиг Михаил. В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии он часто изоб­ра­жа­ется с мечом огнен­ным в руках, зако­ван­ным в сия­ю­щие доспехи, кры­ла­тым воином. Но что это за доспехи? И что это за меч? Это оружие блок­ба­стер­ных супер­ге­роев? Или личный геро­изм и гени­аль­ность? Ответ прост: обла­дая любо­вью к Богу, сми­ре­нием, имея рев­ност­ное жела­ние испол­нить волю Его, он дей­ство­вал, будучи под­дер­жи­ваем Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Ключ к подоб­ному пони­ма­нию деяний Архи­стра­тига Миха­ила сокрыт в самом его имени, кото­рое в пере­воде с еврей­ского озна­чает «Кто как Бог!», что под­ра­зу­ме­вает: «Никто не равен Богу». Цер­ков­ное Пре­да­ние гово­рит нам о том, что именно с этими сло­вами Архи­стра­тиг-пол­ко­во­дец небес­ных сил ангель­ских нис­про­верг сатану в ад. Вот под­лин­ная свя­тость. Она в дей­ствии не от себя, но в жела­нии испол­нить волю Божию, в бес­ко­неч­ной любви к Нему и в испо­вед­ни­че­стве именно Его истин­ным Богом.

Воз­можно ли спа­се­ние сатаны?

Спа­се­ние без пока­я­ния невоз­можно, но сатана – падший ангел – бес­те­ле­сен, поэтому, как пишет св. прп. Иоанн Дамас­кин в «Точном изло­же­нии пра­во­слав­ной веры», как и всякий ангел вслед­ствие своей бес­те­лес­но­сти не спо­со­бен к пока­я­нию, чело­век же полу­чил пока­я­ние ради немощи тела.

Почему Бог не уни­что­жит сатану?

Св. свт. Иоанн Зла­то­уст на вопрос, почему Бог не уни­что­жит сатану, гово­рит в своем труде «К Ста­ги­рию подвиж­нику»: «…Он посту­пил так, забо­тясь о нас… Если бы лука­вый овла­де­вал нами насильно, то этот вопрос имел бы неко­то­рую осно­ва­тель­ность. Но так как он не имеет такой силы, а только ста­ра­ется скло­нить нас (между тем как мы можем и не скло­няться), то зачем устра­нять повод к заслу­гам и отвер­гать сред­ство к дости­же­нию венцов?.. Бог для того оста­вил диа­вола, чтобы те, кото­рые были им уже побеж­дены, низ­ло­жили его самого».

Упо­ми­на­ется ли сатана в Ветхом Завете?

Древ­не­ев­рей­ское слово ‏שָׂטָן‏‎ (сатан) в Ветхом Завете, конечно же, есть. Чаще всего мы нахо­дим его в книге Иова, напри­мер: «И был день, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Гос­пода; между ними пришел и сатана» (Иов.1:6). Именно сатана и под­стре­кает Бога обру­шить на Иова несча­стья, чтобы его испы­тать.

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» упо­треб­ря­ется в схожем с книгой Иова зна­че­нии, причем Сино­даль­ный пере­вод в одном месте даже пере­во­дит его словом диавол, по гре­че­ской тра­ди­ции (διάβολος): «И пока­зал он мне Иисуса, вели­кого иерея, сто­я­щего перед Анге­лом Гос­под­ним, и сатану, сто­я­щего по правую руку его, чтобы про­ти­во­дей­ство­вать ему» (Зах.3:1), «Поставь над ним нече­сти­вого, и диавол да станет одес­ную его» (Пс.108:6).

В Ветхом Завете содер­жится немало мест, где слово שָׂטָן‏‎ (сатан) озна­чает воен­ного про­тив­ника или просто про­тив­ника: на гре­че­ский оно обычно в таких слу­чаях пере­во­дится другим словом ἐπίβουλος, т. е. «зло­умыш­лен­ник». Напри­мер: «Ныне же Гос­подь Бог мой даро­вал мне покой ото­всюду: нет про­тив­ника, и нет более препон» (3Цар.5:4).

Порой же, наобо­рот, речь идет о сатане, но назы­ва­ется он в Ветхом Завете другим словом, как в тре­тьей главе книги Бытия змей (по-еврей­ски נָחָשׁ, нахаш), соблаз­нив­ший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом שָׂטָן‏‎ (сатан), но под­ра­зу­ме­ва­ется там именно сатана. При этом неко­то­рые святые отцы (напри­мер, свт. Иоанн Зла­то­уст) счи­тали, нет одно­знач­ных осно­ва­ний утвер­ждать, что змей, иску­сив­ший Еву, был дей­стви­тельно змеем (в этом случае под­ра­зу­ме­ва­ется, сатана дей­ство­вал через змея).

В каких слу­чаях чита­ется молитва отре­че­ния от сатаны?

Отре­че­ние от сатаны входит в после­до­ва­ние чина огла­ше­ния – части бого­слу­же­ния Таин­ства Кре­ще­ния. После молитв запре­ще­ния злых духов свя­щен­ник обра­щает кре­ща­е­мого к западу – сим­волу тьмы и темных сил. В сле­ду­ю­щем за этим обряде кре­ща­е­мый должен отречься от сатаны – отверг­нуться от преж­них гре­хов­ных при­вы­чек, отка­заться от гор­дыни и гре­хов­ного само­утвер­жде­ния, и, как гово­рит апо­стол Павел, отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях (Еф.4:22). Кре­ща­е­мый должен стоять с под­ня­тыми вверх руками, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими его под­чи­не­ние Христу. Свя­щен­ник будет зада­вать ему вопросы, а он должен будет созна­тельно на них отве­чать. Свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отри­ца­еши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех а́ггел (демо­нов) его, и всего слу­же­ния его, и всея гор­дыни его?» Огла­шен­ный или его вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отри­ца­юся». Вопросы и ответы на них повто­ря­ются трижды. И далее свя­щен­ник спра­ши­вает: «Отре­клся ли еси сатаны?» Огла­шен­ный или вос­при­ем­ник (крест­ный) отве­чает: «Отреко́хся». Свя­щен­ник гово­рит: «И дуни, и плюни на него». После этого кре­ща­е­мый встает под защиту Христа, взяв, по слову апо­стола Павла, щит веры… чтобы воз­мочь уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого (Еф.6:16).

Почему мы пишем «сатана» с малень­кой, строч­ной буквы?

Мы пишем слово «сатана» с малень­кой буквы, руко­вод­ству­ясь глу­бин­ным смыс­лом собы­тий биб­лей­ской исто­рии, согласно кото­рой он был низ­вер­жен с Небес и лишился своих ангель­ских свойств, утра­тив данное Твор­цом имя, вместо кото­рого, говоря проще, оста­лось  «одно назва­ние». Что каса­ется наиме­но­ва­ния «Ден­ница», то его мы можем писать как с заглав­ной, так и со строч­ной буквы: в первом случае, если гово­рим о нем до того, как он воз­гор­дился; во втором – если гово­рим о нем с того момента, как он решил, что он равен Богу.

***

«Почему же диавол назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком? Врагом назы­ва­ется потому, что он чело­ве­ко­не­на­вист­ник, нена­вист­ник добра и кле­вет­ник; про­тив­ни­ком же назы­ва­ется потому, что он ста­ра­ется пре­пят­ство­вать вся­кому доб­рому делу. Хочет ли кто помо­литься: он про­ти­вится и пре­пят­ствует ему злыми вос­по­ми­на­ни­ями, пле­не­нием ума и уны­нием. Хочет ли кто подать мило­стыню: он пре­пят­ствует среб­ро­лю­бием и ску­по­стию. Хочет ли кто бодр­ство­вать: он пре­пят­ствует лено­стью и нера­де­нием, и так-то он сопро­тив­ля­ется нам во всяком деле, когда хотим сде­лать доброе. Поэтому он и назы­ва­ется не только врагом, но и про­тив­ни­ком. Сми­рен­но­муд­рием же сокру­ша­ются все оружия врага и про­тив­ника».  

пре­по­доб­ный авва Доро­фей

***

См. БЕС­НО­ВА­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки