Вседержитель

Вседержи́тель — 1) имя Еди­ного Бога, Пре­свя­той Троицы, смысл кото­рого состоит в том, что всё суще­ству­ю­щее, види­мый и неви­ди­мый мир, содер­жится Боже­ствен­ной вла­стью и все­мо­гу­ще­ством; поня­тие Все­дер­жи­тель сбли­жа­ется по зна­че­нию с поня­тием «Царь цар­ству­ю­щих, Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» (1Тим.6:15); 2) имя Гос­пода Иисуса Христа; под­чер­ки­ва­ю­щее, что любое Вла­дыч­ное дей­ствие, ини­ци­и­ру­е­мое Богом Отцом, про­ис­те­кает через Еди­но­род­ного Сына; 3) (Гос­подь Все­дер­жи­тель) ико­но­гра­фи­че­ский образ Спа­си­теля, отли­чи­тель­ными осо­бен­но­стями кото­рого служат: бла­го­слов­ля­ю­щий жест, книга (либо свиток) в левой руке.

Вседержитель

***

Если Гос­подь содер­жит всё в Своей власти, то почему Он не запре­щает демо­нам вер­шить зло?

Демоны, как и бес­плот­ные духи вообще, были созданы нрав­ственно сво­бод­ными, не имев­шими склон­но­сти ко греху. Поль­зу­ясь даро­ван­ным им от Творца правом сво­бод­ного выбора, все они имели воз­мож­ность само­опре­де­ле­ния: либо к Добру, либо ко злу.

Фактор их нрав­ствен­ной сво­боды лежал в основе воз­мож­но­сти стать доб­ро­де­тель­ными духами, ведь доб­ро­де­тель­ность под­ра­зу­ме­вает не фаталь­ное и не насиль­ствен­ное, но доб­ро­воль­ное и осо­знан­ное рас­по­ло­же­ние к Добру (см.: Доб­ро­де­тель). Сле­до­ва­тельно, если бы демоны не обла­дали спо­соб­но­стью нрав­ствен­ного выбора, в том числе спо­соб­но­стью укло­няться от Бога, то они не могли бы стать доб­ро­де­тель­ными.

Коль скоро Бог дал анге­лам воз­мож­ность непод­чи­не­ния, а неко­то­рые из них вос­поль­зо­ва­лась этой воз­мож­но­стью и укло­ни­лись от Бога, то они и поль­зу­ются ею в тех огра­ни­чен­ных рамках, в кото­рых попус­ка­ется Про­мыс­лом.

Это, конечно, не значит, что будто бы Бог сде­лался залож­ни­ком соб­ствен­ной доб­роты. Как Все­мо­гу­щий, Благой и Пре­муд­рый, Он и злые дела падших анге­лов обра­щает на пользу спа­са­е­мым. Так, про­ти­во­стоя козням и иску­ше­ни­ями демо­нов, Божьи угод­ники креп­нут в духов­ной борьбе, зака­ляют свой дух, а в итоге стя­жают боль­шую cвя­тость.

Почему Бог Отец правит миром через Своего Сына?

Будучи Одним из Лиц Пре­свя­той Троицы, Бог Отец, тем не менее, не явля­ется отгра­ни­чен­ным или обособ­лен­ным Боже­ствен­ным Лицом. Ведь несмотря на тро­ич­ность в Лицах Бог — абсо­лютно Единый и Нераз­дель­ный Вла­дыка.

Сын Божий есть Слово Отца. Как чело­ве­че­ская мысль рож­да­ется от ума в форме слов, так и Отец, Вер­хов­ный Ум, рож­дает в веч­но­сти Своё Все­со­вер­шен­ное Слово (Ин.1:1–2), Пре­муд­рость (1Кор.1:24). Как чело­ве­че­ская воля про­яв­ля­ется через сло­весно выра­жен­ную мысль, так и вла­дыч­ная воля Отца про­яв­ля­ется через Его вечный Логос, Слово, Пре­муд­рость. В этом пони­ма­нии мы и гово­рим, что Отец правит миром через Сына.

С другой сто­роны, мы должны учи­ты­вать и то обсто­я­тель­ство, что став Чело­ве­ком, Спа­си­те­лем, Иску­пи­те­лем, Сын власт­вует над миром и как Чело­век, в соот­вет­ствии с Его уве­ре­нием: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки