О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)

О прощении обид – архимандрит Кирилл (Павлов)


Доро­гие бра­тия и сестры! Гос­подь наш Иисус Хри­стос неод­но­кратно в Еван­ге­лии учит о про­ще­нии обид ближ­ним, чтобы и нам были про­щены наши грехи.

(про­по­ведь в Неделю 11‑ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Так и Отец Мой Небес­ный посту­пит с вами, если не про­стит каж­дый из вас от сердца сво­его брату сво­ему согре­ше­ний его (Мф. 18, 35).

Доро­гие бра­тия и сестры! Гос­подь наш Иисус Хри­стос неод­но­кратно в Еван­ге­лии учит о про­ще­нии обид ближ­ним, чтобы и нам были про­щены наши грехи. Если вы будете про­щать людям согре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а если не будете про­щать людям согре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам согре­ше­ний ваших (Мф. 6, 14–15) — сие сред­ство к оправ­да­нию от гре­хов самое лег­кое, вполне доступ­ное для всех и все­гда зави­ся­щее от нашей воли. Каза­лось бы, что по ука­за­нию такого лег­кого сред­ства к оправ­да­нию все греш­ники должны вос­поль­зо­ваться им для сво­его спа­се­ния и в обще­стве хри­сти­ан­ском не оста­нется ни еди­ного греш­ника. Но Гос­подь Серд­це­ве­дец пред­ви­дел, что страст­ное, само­лю­би­вое и зло­па­мят­ли­вое сердце чело­ве­че­ское менее всего спо­собно поко­риться этой запо­веди сми­ре­ния и кро­то­сти, что даже между самими после­до­ва­те­лями Его мно­гие будут глухи к слы­ша­нию и косны к испол­не­нию сей спа­си­тель­ной запо­веди, — поэтому Гос­подь нахо­дил нуж­ным мно­го­кратно гово­рить об этом. Одним из таких воз­вы­шен­ных поуче­ний о про­ще­нии обид явля­ется притча, кото­рая была пред­ло­жена в про­чи­тан­ном ныне Еван­ге­лии. Для сво­его нази­да­ния повто­рим ее содержание.

Во время беседы Гос­пода с уче­ни­ками о том, как надо посту­пать, когда согре­шит перед нами в чем-либо брат наш, свя­той апо­стол Петр, слу­шая слово о про­ще­нии обид, спро­сил Гос­пода: Гос­поди! сколько раз про­щать брату моему, согре­ша­ю­щему про­тив меня? до семи ли раз? Иисус гово­рит ему: не говорю тебе: до семи, но до сед­ми­жды семи­де­сяти раз (Мф. 18, 21–22). То есть сколько бы раз ни согре­шил перед тобою брат твой, должно про­щать ему все­гда, тем более нико­гда и ни в каком слу­чае не должно мстить ему. И в под­твер­жде­ние этой запо­веди Гос­подь ска­зал нам чуд­ную притчу — изоб­ра­зил уче­ние Свое в при­мере одного неоплат­ного долж­ника, кото­рый был уже про­щен и поми­ло­ван, но за жесто­кость к собрату сво­ему снова пре­дан жесто­кому муче­нию — чтобы нам легче было видеть, что бывает с теми, кото­рые не про­щают ближ­ним согре­ше­ний их, и чтобы мы поняли, что про­изой­дет в подоб­ном слу­чае с нами:

Посему Цар­ство Небес­ное подобно царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами сво­ими; когда начал он счи­таться, при­ве­ден был к нему некто, кото­рый дол­жен был ему десять тысяч талан­тов; а как он не имел, чем запла­тить, то госу­дарь его при­ка­зал про­дать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и запла­тить; тогда раб тот пал, и, кла­ня­ясь ему, гово­рил: госу­дарь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Госу­дарь, уми­ло­сер­див­шись над рабом тем, отпу­стил его и долг про­стил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из това­ри­щей своих, кото­рый дол­жен был ему сто дина­риев, и, схва­тив его, душил, говоря: отдай мне, чт!о дол­жен. Тогда това­рищ его пал к ногам его, умо­лял его и гово­рил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захо­тел, а пошел и поса­дил его в тем­ницу, пока не отдаст долга. Това­рищи его, видев про­ис­шед­шее, очень огор­чи­лись и, придя, рас­ска­зали госу­дарю сво­ему все быв­шее. Тогда госу­дарь его при­зы­вает его и гово­рит: злой раб! весь долг тот я про­стил тебе, потому что ты упро­сил меня; не над­ле­жало ли и тебе поми­ло­вать това­рища тво­его, к!ак и я поми­ло­вал тебя? И, раз­гне­вав­шись, госу­дарь его отдал его истя­за­те­лям, пока не отдаст ему всего долга. Т!ак и Отец Мой Небес­ный посту­пит с вами, если не про­стит каж­дый из вас от сердца сво­его брату сво­ему согре­ше­ний его (Мф. 18, 23–35).

Притча эта научает нас, доро­гие бра­тия и сестры, той истине, что Гос­подь бывает неми­ло­стив к нам, если мы сами неми­ло­стивы. Он не про­щает согре­ше­ний наших, если мы сами не про­щаем ближ­ним согре­ше­ний их про­тив нас.

Для нази­да­ния раз­бе­рем эту притчу. Цар­ство Божие во мно­гом похоже на зем­ные цар­ства чело­ве­че­ские, ибо оно есть про­об­раз всех чело­ве­че­ских царств. И как в цар­ствах зем­ных есть царь и есть под­дан­ные, так и в Цар­стве Божием есть Царь — Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Кото­рый есть Царь царям и Гос­подь гос­под­ству­ю­щим. И есть под­дан­ные — все мы, веру­ю­щие во имя Гос­пода Иисуса Хри­ста, искуп­лен­ные Его чест­ною Кро­вию от веч­ной поги­бели и за то обя­зав­ши­еся при кре­ще­нии во имя Его веро­вать в Него, как в еди­ного истин­ного Бога со Отцем и Свя­тым Духом, любить Его от всего сердца и от всей души, почи­тать Его и покло­няться Ему, как Гос­поду, Вла­дыке и Творцу, пови­но­ваться и слу­жить Ему со всем усер­дием и рев­но­стью во все дни жизни нашей.

В цар­ствах зем­ных есть законы и поста­нов­ле­ния, кото­рыми опре­де­ля­ется круг дей­ствий под­дан­ных, и в Цар­стве Божием есть закон Божий, кото­рый опре­де­ляет волю Божию и учит нас, как вести себя по отно­ше­нию к Царю сво­ему Хри­сту, и к ближ­ним нашим, чтобы заслу­жить милость Царя и не под­верг­нуться Его гневу и нака­за­нию. Как в цар­ствах зем­ных царь вре­ме­нами тре­бует от своих под­дан­ных отчета в испол­не­нии воз­ло­жен­ных на них обя­зан­но­стей, так и в Цар­ствии Божием Гос­подь вос­тре­бует от нас отчета во всех мыс­лях и жела­ниях, сло­вах и делах наших. Для этого пред­устав­лен от века страш­ный слав­ный день Суда и воз­да­я­ния. Но и прежде этого все­об­щего Суда, Гос­подь потре­бует от нас отчета в день смерти нашей, когда душа наша, раз­лу­чив­шись с телом, явится в мир духов. Во вся­кую минуту нам должно быть гото­выми к смерти и суду Божию, потому нам и запо­ве­ду­ется испы­ты­вать свою совесть еже­дневно и не только при­но­сить пока­я­ние в извест­ные вре­мена, но и всю жизнь свою про­во­дить в пока­я­нии, чтобы смерть ни в какое время не застала нас нераскаянными.

Не воз­да­вая долж­ной дани царю и не испол­няя своих обя­зан­но­стей, под­дан­ный ста­но­вится долж­ни­ком царя, и чем более он так посту­пает, тем более воз­рас­тает его долг. Так и под­дан­ный Царя Небес­ного, если не испол­няет того, что тре­бует от него закон Божий, ста­но­вится долж­ни­ком перед Богом.

Возь­мем для при­мера хотя бы один день из жизни своей и сосчи­таем, что сде­лано и что не сде­лано вопреки закону Божию и нашей соб­ствен­ной сове­сти. Все мысли, наме­ре­ния, мечты, пред­по­ло­же­ния, кото­рые непре­станно роятся в нашем уме; все жела­ния, стрем­ле­ния, вле­че­ния, кото­рыми живет наше сердце, — все это плод сво­бод­ной дея­тель­но­сти нашей души и все это под­ле­жит отчету перед Судией Серд­це­вед­цем. Вспом­ним и все слова свои, ибо за каж­дое празд­ное слово, кото­рое рекут люди, при­дется давать ответ в День Суд­ный. И какой же тяж­кий долг соста­вится из одного про­жи­того дня! И насколько же вели­ким соста­вится этот долг в про­дол­же­ние всей про­жи­той жизни! И кто из нас может думать о себе, что он мень­ший долж­ник перед пра­во­су­дием Божиим, чем упо­ми­на­е­мый в притче долж­ник перед царем своим? Не имея чем запла­тить свой долг, долж­ник из притчи падает пред госу­да­рем и умо­ляет, чтобы он потер­пел его. Так надобно посту­пать и нам, греш­ным, если желаем очи­ститься от гре­хов своих. Каж­дый грех ужа­сен пер­вее всего тем, что оскорб­ляет вели­чие и свя­тость Божию; тем, что нару­шает закон, кото­рым дер­жится нрав­ствен­ный поря­док мира; тем, что воз­му­щает покой и мир Цар­ства Божия. Поэтому сами по себе мы не можем загла­дить своих гре­хов. Только живая вера в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, постра­дав­шего за грехи наши, одно живое упо­ва­ние на силу Кре­ста Его, одно искрен­нее рас­ка­я­ние во гре­хах своих, одна молитва сердца сокру­шен­ного и сми­рен­ного — могут загла­дить тяж­кую вину гре­хов наших и оправ­дать нас бла­го­да­тию Хри­сто­вой. Только искренне каю­щимся Отец Небес­ный про­щает даром все грехи их, ради крест­ных стра­да­ний и смерти Еди­но­род­ного Сво­его Сына.

Что же делает про­щен­ный и поми­ло­ван­ный долж­ник? Найдя сво­его това­рища, кото­рый был дол­жен ему сто дина­риев, он начи­нает его душить и отдает в тем­ницу. Не так ли посту­паем и мы, когда, поми­ло­ван­ные Отцом Небес­ным, гне­ва­емся и злоб­ствуем за малое оскорб­ле­ние, нане­сен­ное нам нашим бра­том или сест­рою, пре­сле­дуем и язвим его всеми сред­ствами, лишь бы очер­нить и обви­нить оби­дев­шего? Жесто­кость лука­вого раба по отно­ше­нию к сво­ему това­рищу стала известна царю. Так и наши вза­им­ные памя­то­злоб­ные и мсти­тель­ные чув­ства в!едомы Гос­поду. Неот­ступ­ные наши при­став­ники — свя­тые Ангелы, видя нашу жесто­кость друг к другу, с при­скор­бием воз­ве­щают об этом Отцу Небес­ному, так что ни одно гнев­ли­вое и злост­ное дви­же­ние нашего сердца не ута­ить от Его все­ви­дя­щего ока и не укрыть от Его кара­ю­щего гнева. За злой посту­пок злого раба госу­дарь пре­дал его истя­за­те­лям, пока не отдаст сво­его долга. Так посту­пает Гос­подь и с нами, если не про­щаем согре­ше­ний ближ­нему — отвер­гает Он нас от лица Сво­его и пре­дает веч­ному мучению.

Таков веч­ный и непре­лож­ный закон правды, таково неиз­беж­ное след­ствие жесто­ко­сер­дия к ближнему.

Может ли чело­век раз­дра­жи­тель­ный и мсти­тель­ный быть в Цар­стве Божием, кото­рое есть цар­ство любви, мира и радо­сти о Духе Святе? Достойно ли состра­да­ния и мило­сер­дия Отца Небес­ного сердце жесто­кое и без­жа­лост­ное к сво­ему брату? Кто пре­сле­дует гне­вом и мще­нием дру­гих, не заслу­жи­вает ли сам отмще­ния и гнева Божия? Суд без мило­сти не ока­зав­шему мило­сти… (Иак. 2, 13), — нам нужно это и пом­нить, и исполнять.

Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло доб­ром (Рим. 12, 21), — тогда и Гос­подь поми­лует тебя не только в этом веке, но и в буду­щей жизни. Ибо только мило­сти­вые поми­ло­ваны будут. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки