О вере христианской и жизни по Евангелию – архимандрит Кирилл (Павлов)

О вере христианской и жизни по Евангелию – архимандрит Кирилл (Павлов)


Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! С того вре­мени, когда Боже­ствен­ный Стра­да­лец, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­лил на Гол­гофе Свою Боже­ствен­ную бес­цен­ную кровь за спа­се­ние всего мира, на земле было поло­жено осно­ва­ние хри­сти­ан­ской веры.

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! С того вре­мени, когда Боже­ствен­ный Стра­да­лец, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­лил на Гол­гофе Свою Боже­ствен­ную бес­цен­ную кровь за спа­се­ние всего мира, на земле было поло­жено осно­ва­ние хри­сти­ан­ской веры. Уче­ние Иисуса Хри­ста, извест­ное нам из Еван­ге­лия, стало быстро рас­про­стра­няться по всему миру. И люди, кото­рые при­няли Хри­ста, уве­ро­вали в Него как в Сына Божи­его, при­няли и Его уче­ние, стали назы­ваться хри­сти­а­нами. И в насто­я­щее время мно­гие мил­ли­оны людей счи­тают себя хри­сти­а­нами и, зна­чит, при­знают Еван­ге­лие пер­вою кни­гою в мире. Кни­гою, в кото­рой содер­жится уче­ние Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста о том, как надо жить здесь, на земле, чтобы спо­до­биться после смерти, за гро­бом, веч­ной бла­жен­ной жизни, а также и в этой жизни еще — зем­ного бла­го­по­лу­чия. Но что уди­ви­тельно, к при­скор­бию нашему, очень немно­гие сле­дуют тому, что напи­сано в Еван­ге­лии. Боль­шин­ство даже не берут Еван­ге­лие в руки и не про­ве­ряют себя по Евангелию.

Брали ли вы в свои руки Свя­тое Еван­ге­лие с той целью, чтобы про­ве­рить, по тому ли пути вы идете, какой в нем ука­зан Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом? Если вы этого не дела­ете, то вы совер­ша­ете роко­вую ошибку, гибель­ную для вас. Этим вы пока­зы­ва­ете, что вы ни во что цените Боже­ствен­ную Кровь, про­ли­тую Гос­по­дом на Кре­сте, и ни во что вме­ня­ете воз­ве­щен­ное Им Свя­тое Еван­ге­лие, кото­рое есть путь, истина и жизнь для всего мира в целом, и в част­но­сти, — для каж­дого чело­века. Как нет ни одного имени под Небом, дан­ного нам, кото­рое могло бы нас спа­сти, кроме имени Иисуса Хри­ста (Ср.: Деян. 4, 12), так нет и дру­гого уче­ния во всем мире, кото­рое бы ука­зы­вало пря­мой путь для дости­же­ния веч­ного бла­жен­ства и зем­ного бла­го­по­лу­чия, кроме уче­ния Евангельского.

Мы уди­ви­тельно лег­ко­мыс­ленно, и под­час даже пре­ступно, отно­симся к устро­е­нию своей жизни. Ведь любой стро­и­тель не при­сту­пит к постройке зда­ния прежде, нежели сде­лает необ­хо­ди­мые рас­четы, соста­вит сметы и про­из­ве­дет дру­гие под­го­то­ви­тель­ные дей­ствия. Ника­кой камен­щик не поло­жит ряд кир­пи­чей, если он прежде их не выме­ряет. А мы сплошь и рядом устра­и­ваем свою жизнь так, что нисколько не заду­мы­ва­емся ни над какими вопро­сами, име­ю­щими смысл и зна­че­ние для нас. Мы не имеем ника­кой меры для оценки пра­виль­ного тече­ния нашей жизни. Поэтому полу­ча­ется, что наши жиз­нен­ные постройки очень часто тер­пят кру­ше­ние и под сво­ими раз­ва­ли­нами тяжко ломают нас. И это будет свер­шаться, мы этой ломки и сокру­ше­ния не избе­жим, потому что мы пре­не­бре­гаем един­ственно истин­ным и пра­виль­ным путем, пока­зан­ным нам Гос­по­дом в Своем Еван­гель­ском учении.

Не про­хо­дит дня, чтобы мы перед зер­ка­лом несколько раз ни посмот­рели на себя: чиста ли наша одежда или не запач­кано ли наше лицо. Тем не менее, годами, а, может быть, даже и во всю жизнь мы нико­гда не про­ве­ряем опрят­ность и чистоту нашего нрав­ствен­ного облика, про­ти­во­по­ста­вив себе как зер­кало совер­шен­ный образ Хри­ста Спа­си­теля, запе­чат­лен­ный нам в Еван­ге­лии. Если мы ува­жаем, почи­таем какого-нибудь писа­теля или мыс­ли­теля, то мы непре­менно ста­ра­емся узнать о содер­жа­нии его про­из­ве­де­ний, инте­ре­су­емся, узнаем. Их книги ста­но­вятся для нас, как гово­рят, настоль­ной кни­гой. Так почему же мы, хри­сти­ане, кото­рые при­званы любить добро, истину, спра­вед­ли­вость, брат­скую любовь, почему же мы пре­не­бре­гаем Иису­сом Хри­стом, Его уче­нием? Ведь Иисус Хри­стос жил и стра­дал по любви к чело­ве­че­скому роду. Почему мы пре­не­бре­гаем Им? Почему у нас нет даже про­стого любо­пыт­ства к чте­нию и изу­че­нию Свя­того Еван­ге­лия? Почему чте­ние Еван­ге­лия у нас нахо­дится в каком-то загоне? Мы хотим познать истину, ищем истину, но мы нико­гда ее не най­дем, потому что мы пре­не­бре­гаем источ­ни­ком истины — Свя­тым Евангелием.

Если мы хотим посмот­реть на солнце, то мы должны свой взор обра­тить к небу. Так, если мы хотим познать путь жизни своей, мы должны обра­титься ко Хри­сту. Нигде мы не най­дем такого ясного, такого пол­ного ответа на все запросы нашего духа кроме как в Еван­ге­лии, в уче­нии Того, Кто ска­зал: Аз есмь путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Люди, изны­ва­ю­щие под бре­ме­нем неправды и без­за­ко­ния, — так гово­рит Спа­си­тель в Еван­ге­лии, обра­ща­ясь ко всему чело­ве­че­скому роду. — Жизнь, кото­рую вы себе избрали, она не может дать вам сча­стья. Зло порож­дает лишь зло, а истина и сча­стье — выс­шие блага — есть добро, кото­рое рож­да­ется исклю­чи­тельно только любо­вью и доб­ром. Если вы хотите обре­сти его, если вы тяго­ти­тесь суще­ству­ю­щим в мире злом, то при­дите ко Мне, научи­тесь от Меня. Слова Мои про­льют целеб­ный баль­зам на ваши изму­чен­ные, боль­ные души. Я покажу вам путь и дам покой вашей душе. Без­за­ветно пре­дай­тесь Моему уче­нию и идите по тропе, кото­рую Я поло­жил перед вами. И вы уви­дите, что иго Мое воис­тину благо и бремя Мое легко есть. После дол­гой тем­ной ночи с Моим при­ше­ствием в мир насту­пил свет­лый тихий день. Цар­ствие Божие при­бли­зи­лось. Оно возле вас, оно около вас, только нужно, чтобы оно про­никло, захва­тило сердце ваше, источ­ник вся­кой разум­ной нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти, начало жизни чело­века. Очи­стите в своем сердце место для Бога. Дайте в вашей жизни про­стор добру и истине и осво­бо­ди­тесь от гне­ту­щих вас лжи, наси­лия и гру­бого себя­лю­бия (Ср.: Мф. 11, 28–30).

Если мы дей­стви­тельно хотим серьезно отне­стись к вопросу о том, как нам надо жить, то мы никак не можем пройти мимо Еван­ге­лия. Потому что только в нем мы можем найти ответ на вопрос о смысле жизни. Хри­сти­ан­ство пора­зило иудей­ско-язы­че­ский мир новиз­ной сво­его нра­во­уче­ния. Новизна эта заклю­ча­лась в том, что хри­сти­ан­ство для дости­же­ния спа­се­ния ука­зы­вает един­ствен­ный путь — пра­вед­ную жизнь как необ­хо­ди­мое усло­вие. Но эта пра­вед­ная жизнь ста­вится в зави­си­мость от веры в Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста как Сына Божи­его, веры в Его иску­пи­тель­ные заслуги, кото­рые Гос­подь совер­шил Своим крест­ным стра­да­нием, Своим све­то­нос­ным Вос­кре­се­нием. Без этого ника­кая пра­вед­ность чело­ве­че­ская не может даро­вать нам спа­се­ния. И до при­ше­ствия Хри­стова в Вет­хом Завете были пра­вед­ники. И они искали спа­се­ния, стре­ми­лись ко спа­се­нию и делали доб­рые дела. Но спа­се­ния они не полу­чали. Спа­се­ние при­шло только с при­ше­ствием Хри­ста Спа­си­теля на землю. Без крест­ных стра­да­ний не могло быть отпу­ще­ния гре­хов людям. Только после крест­ных стра­да­ний, только после слав­ного Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния Гос­пода на Небо, только с этого момента людям даро­вана веч­ная жизнь, и люди избав­лены от опас­но­сти веч­ной погибели.

Поэтому если мы желаем себе добра, если мы ищем себе спа­се­ния, то надо прежде всего быть истин­ным после­до­ва­те­лем Хри­сто­вым. А для этого нужно испол­нять Его запо­веди. А чтобы запо­веди испол­нять, надо знать Хри­стово уче­ние, то есть Еван­гель­ское уче­ние, и быть вер­ным, посто­ян­ным, достой­ным уче­ни­ком Хри­сто­вым. Надо иметь посто­ян­ную жажду иска­ния правды Божией. Если мы так посто­янно, настой­чиво будем стре­миться ко Хри­сту, искать оправ­да­ния у Него, тво­рить Его волю, — это именно нас и поста­вит в число Его уче­ни­ков, в число Его избран­ни­ков. Стать же уче­ни­ком Хри­сто­вым, зна­чит воз­ло­жить на себя боль­шую ответ­ствен­ность, серьезно и тща­тельно отно­ситься ко всей своей жизни, к каж­дому сво­ему поступку. Цар­ство Небес­ное, — гово­рит Гос­подь, — нудится, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­щают его (Мф. 11, 12). Видите, что без уси­лия, без труда невоз­можно насле­до­вать Цар­ство Небес­ное. Тре­бу­ется внут­рен­няя борьба, борьба со вся­кими дур­ными вле­че­ни­ями, наклон­но­стями, стра­стями. Потому что если мы не будем бодр­ство­вать над собою, то может легко с нами слу­читься ава­рия, кру­ше­ние. Вы сами зна­ете, что когда строят какое-нибудь боль­шое зда­ние, то вни­ма­тельно сле­дят за каж­дым кир­пи­чи­ком, чтобы он был пра­вильно поло­жен. Если он непра­вильно поло­жен, он может послу­жить при­чи­ною для гибели всего здания.

Так и в жизни хри­сти­а­нина. Если чело­век не будет трез­виться, бодр­ство­вать и поло­жит в зда­ние своей души какой-нибудь непра­вильно слеп­лен­ный кир­пич, какое-либо дур­ное дело, то это может стать при­чи­ной его кру­ше­ния, гибели его. Ведь мы знаем из житей­ского опыта, что неболь­шая капля болот­ной грязи, если она попа­дает в струю чистой воды, то хотя она, может быть, на глаз и непри­метна, но рас­тво­рив­шись в воде чистой, пор­тит ее и дела­ется источ­ни­ком вся­кой болезни. Это закон как в физи­че­ском мире, так и в мире духов­ном. Яд, в какой бы дозе он ни был при­нят, так ядом и оста­ется. Также и зло. В каком бы коли­че­стве зло ни было, оно все равно оста­ется злом и при­чи­няет душе вели­чай­ший вред. Поэтому еще раз повто­ряю, что нам надо вни­ма­тельно и серьезно отно­ситься к путям своей жизни, в осо­бен­но­сти к устро­е­нию нашего душев­ного спа­се­ния. Без этой внут­рен­ней собран­но­сти, без этой внут­рен­ней борьбы не может быть плода, не может быть успеха в нашей духов­ной жизни.

Мы гово­рим о зна­че­нии Еван­ге­лия, о его важ­но­сти. И вот мы можем посмот­реть, насколько бла­го­творно дей­ствует Еван­ге­лие на чело­ве­че­ские души. Возь­мем наших пред­ков. Назы­ва­лась страна — “Свя­тая Русь”. Почему? Потому что наши предки вос­пи­ты­ва­лись, учи­лись на чем? На Псал­тири и на Еван­гель­ском уче­нии. Поэтому и бла­го­че­стие про­цве­тало. Люди были бла­го­че­сти­вые. Сколько из мира людей шло в мона­стыри! Потоки были жела­ю­щих под­ви­заться, слу­жить в ино­че­ском чине. В Рос­сии было более полу­тора тысяч мона­сты­рей. И не хва­тало: стре­мив­шихся к мона­ше­ству было так много, что они всех не вме­щали. А сей­час? Сей­час мона­стыри воз­рож­да­ются, вос­ста­нав­ли­ва­ются, но людей, жела­ю­щих идти в мона­стырь, — их не хва­тает. Вот резуль­тат, след­ствие того, что если тогда люди вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­сти­вом уче­нии и оттого в них было стрем­ле­ние к бла­го­че­стию, то сей­час люди “вос­пи­ты­ва­ются” теле­ви­зо­ром и плоды вот какие это дает! Мы убла­жаем наших настав­ни­ков, убла­жаем Пре­по­доб­ного Сер­гия. Они тоже бла­го­че­стие чер­пали из Хри­стова уче­ния. О Пре­по­доб­ном Сера­фиме повест­ву­ется, что он с Еван­ге­лием нико­гда не рас­ста­вался. Он все­гда его носил или за пазу­хой, или в сумке своей за пле­чами. И в своих настав­ле­ниях Пре­по­доб­ный Сера­фим осо­бенно ука­зы­вает на важ­ность чте­ния Еван­ге­лия. Он гово­рит: “надо Еван­ге­лие так знать, чтобы ум как бы пла­вал в нем”.

И у нас, доро­гие, нет дру­гого пути, если мы хотим спа­стись и насле­до­вать жизнь веч­ную, — как путь еван­гель­ских запо­ве­дей, путь вни­ма­ния к себе, стро­гого испы­та­ния себя перед Богом. Много есть в этом мире вещей, уче­ний, к кото­рым люди при­вя­зы­ва­ются, кото­рым сле­дуют, но только в Еван­ге­лии — истина, ибо только Еван­ге­лие есть уче­ние Самого Гос­пода, Его слово. И по Еван­ге­лию будет судить нас Гос­подь в день Страш­ного Сво­его Суда, и от того, испол­няли ли мы напи­сан­ное в нем или небрегли о том, будет зави­сеть наша веч­ная участь. Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцом Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам, — гово­рит Гос­подь (Ин. 14, 21). Будем любить Гос­пода, бра­тия и сестры, будем тво­рить запо­веди Его. А зная это, сде­лаем Еван­ге­лие глав­ной кни­гой своей жизни, не будем рас­ста­ваться с ним, но все­гда будем поучаться в нем, помня, что это — слово Божие, воля Божия, в испол­не­нии кото­рой — жизнь веч­ная. А в неис­пол­не­нии — поги­бель. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки