О терпении – архимандрит Кирилл (Павлов)

О терпении – архимандрит Кирилл (Павлов)


Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! Про­чи­тан­ное ныне Еван­ге­лие повест­вует о вели­ком чуде исце­ле­ния рас­слаб­лен­ного, кото­рое сотво­рил Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и о Его мило­сер­дии к страж­ду­щему чело­ве­че­ству. Это Еван­ге­лие имеет бли­жай­шее отно­ше­ние к каж­дому из нас и может послу­жить нам вели­чай­шим нази­да­нием и утешением.

 

(про­по­ведь в Неделю о расслабленном)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие во Хри­сте бра­тия и сестры! Про­чи­тан­ное ныне Еван­ге­лие повест­вует о вели­ком чуде исце­ле­ния рас­слаб­лен­ного, кото­рое сотво­рил Гос­подь наш Иисус Хри­стос, и о Его мило­сер­дии к страж­ду­щему чело­ве­че­ству. Это Еван­ге­лие имеет бли­жай­шее отно­ше­ние к каж­дому из нас и может послу­жить нам вели­чай­шим нази­да­нием и утешением.

Еван­ге­лие нам повест­вует о том, что неда­леко от Храма в Иеру­са­лиме была Овчая купель (нечто вроде бас­сейна). Ангел Гос­по­день схо­дил по вре­ме­нам в эту купель, воз­му­щал воду и сооб­щал ей чудо­дей­ствен­ную силу, и кто пер­вый вхо­дил в воду после воз­му­ще­ния ее Анге­лом, тот полу­чал исце­ле­ние от вся­кой болезни, какою бы ни был одер­жим. Эта целеб­ная сила при­вле­кала к воде мно­же­ство боля­щих. Среди них был один чело­век, кото­рый трид­цать восемь лет стра­дал тяж­ким неду­гом, но все-таки не уны­вал в надежде на исцеление.

По слу­чаю празд­ника Гос­подь наш Иисус Хри­стос при­шел в Иеру­са­лим и посе­тил Овчую купель. Обра­тив вни­ма­ние на тер­пе­ливо ожи­дав­шего мило­сти Божией рас­слаб­лен­ного, Гос­подь спро­сил его: Хочешь ли быть здо­ров? Так, Гос­поди, — отве­чал боль­ной, — но не имею чело­века, кото­рый опу­стил бы меня в купальню, когда воз­му­тится вода; когда же я при­хожу, дру­гой уже схо­дит прежде меня. Тогда Гос­подь гово­рит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 6–8). И о, чудо! Одним Своим Боже­ствен­ным сло­вом Гос­подь мгно­венно исце­лил боль­ного. Стра­дав­ший трид­цать восемь лет тяж­ким неду­гом тот­час выздо­ро­вел, взял постель свою и пошел. А было это в день суб­бот­ний, и иудеи ска­зали, что в суб­боту не доз­во­лено носить постель. Тогда исце­лен­ный про­мол­вил: Кто меня исце­лил, Тот мне ска­зал: возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 11). Иисуса Хри­ста рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Гос­подь встре­тил исце­лен­ного в храме, Он при­со­во­ку­пил сле­ду­ю­щие слова: Вот, ты выздо­ро­вел; не греши больше, чтобы не слу­чи­лось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).

Пер­вое, что заслу­жи­вает нашего вни­ма­ния, — это твер­дая вера боль­ного в мило­сер­дие Божие. Трид­цать восемь лет он стра­дал от тяж­кой болезни и не изне­мо­гал в своем тер­пе­нии и упо­ва­нии. Он верил и наде­ялся полу­чить про­си­мое, и Гос­подь вспом­нил о нем и подал ему исце­ле­ние. Научи­тесь, доро­гие, на этом при­мере быть тер­пе­ли­выми во время посе­ща­ю­щих нас скор­бей, кото­рых бывает так много. Стре­ми­тесь упо­вать на Гос­пода Бога и в надежде на Него чер­пать силу и муже­ство к без­ро­пот­ному пере­не­се­нию раз­ного рода скор­бей и неудач житей­ских. Какими бы тяж­кими ни были скорби, сколько бы вре­мени они ни про­дол­жа­лись, — верь, что Гос­подь может тебе помочь и рано или поздно облег­чит твои стра­да­ния, если только будешь иметь твер­дую, непо­ко­ле­би­мую надежду на Его мило­сер­дие. Гос­поду все воз­можно, и Он может в одно мгно­ве­ние пере­ме­нить твою скорбь на радость. Дей­стви­тельно, скорби и беды порой не под силу поне­сти чело­веку, и мы, из-за сво­его мало­ду­шия и нетер­пе­ли­во­сти, нередко теряем упо­ва­ние на милость Божию, пла­чем и роп­щем, говоря: “терплю я и молюсь, но Гос­подь не видит моих слез”, — и уже начи­наем впа­дать в отча­я­ние. Вот насколько мы порой мало­душны! При­мер тер­пе­ли­вого пере­не­се­ния своей болезни рас­слаб­лен­ным да послу­жит нази­да­нием каж­дому из нас.

Доро­гие бра­тия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас пре­дал на смерть Сво­его Еди­но­род­ного Сына, если мы веруем, что всею нашей жиз­нью управ­ляет не кто иной, а Тот же Отец Небес­ный — то поэтому мы и должны воз­ло­жить на Него все наши упо­ва­ния. Воз­верзи на Гос­пода печаль твою, и Той тя пре­пи­тает… (Пс. 54, 23).

Мы ино­гда желаем, чтобы наши про­ше­ния и молитвы тот­час же испол­ня­лись, не помыш­ляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полез­нее и когда подать нам уте­ше­ние. Мы пла­чем, сто­нем, назы­вая себя несчаст­ными и как бы невинно стра­да­ю­щими всю жизнь, не вспо­ми­ная настав­ле­ния Гос­подня апо­стола: Гос­подь, кого любит, того нака­зы­вает; бьет же вся­кого сына, кото­рого при­ни­мает (Евр. 12, 6). Через пере­не­се­ние скор­бей и телес­ные стра­да­ния Гос­подь вра­чует нашу душу, при­го­тов­ляя ее к буду­щей жизни, научает нас сми­ре­нию и нели­це­мер­ному упо­ва­нию на Его милость. Посе­ще­ние скор­бей ясно сви­де­тель­ствует о том, что Гос­подь в это время обра­тил на тебя осо­бен­ное вни­ма­ние. Он хочет умуд­рить тебя во спа­се­ние, дает тебе воз­мож­ность пока­зать Ему, насколько ты богат верою, надеж­дою и любо­вью, — этими суще­ствен­ными хри­сти­ан­скими доб­ро­де­те­лями, без кото­рых чело­веку невоз­можно войти в Цар­ствие Небесное.

И не напрасно свя­тые и пра­вед­ные счи­тали себя поза­бы­тыми от Гос­пода, когда их долго не посе­щали скорби. Апо­стол Павел гово­рит: мы не только тем хва­лимся, что через веру полу­чили оправ­да­ние и надежду в буду­щем, но хва­лимся и скор­бями, зная, что от скорби про­ис­хо­дит тер­пе­ние, от тер­пе­ния опыт­ность, от опыт­но­сти надежда, а надежда не посты­жает, потому что любовь Божия изли­лась в сердца наши Духом Свя­тым, дан­ным нам (Рим. 5, 3–5). Скорби — это наши учи­теля, они научают нас тер­пе­нию, опыт­но­сти и искус­но­сти. А опыт — это вели­кое дело в жизни. Опыт оду­шев­ляет чело­века уве­рен­но­стью в успехе.

А мы вот этой-то чуд­ной силы не хотим в себе вос­пи­ты­вать, и даже когда Гос­подь Сам, по Сво­ему чело­ве­ко­лю­бию, реша­ется воз­рас­тить в нас ее, эту силу, то мы и тогда роп­щем на Него, пла­чемся на судьбу: зачем она тре­бует от нас напря­же­ния, уси­лия, заботы и труда непо­силь­ного. Не зная того, что своим мало­ду­шием мы суще­ственно мешаем бла­го­дати Божией помо­гать нам, — мы ста­но­вимся ни на что не спо­соб­ными, не уме­ю­щими вос­при­нять в себя эту бла­го­дать, кото­рая тре­бует от нас реши­мо­сти в отда­нии себя в волю Господню.

Не могут не обра­тить на себя нашего вни­ма­ния слова из про­чи­тан­ного Еван­ге­лия, ска­зан­ные Гос­по­дом исце­лен­ному рас­слаб­лен­ному: Вот, ты выздо­ро­вел; не греши больше, чтобы не слу­чи­лось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Из этих слов видно, что между болез­нью и гре­хом суще­ствует самая наи­тес­ней­шая связь. Пока пер­вые люди не согре­шили, до тех пор они были здо­ровы и телом и душой. А после того, как не смогли убе­речь себя от греха, — вслед за гре­хом после­до­вали и болезни. Это явле­ние повто­ря­ется и сей­час, и закон этой зави­си­мо­сти будет в силе до cкон­ча­ния века. Вся­кое нару­ше­ние закона, как в обла­сти телес­ной, так и в обла­сти нрав­ствен­ной, вле­чет за собой рас­строй­ство при­роды нашей и непре­менно сопро­вож­да­ется болез­нями. А посему, зная эту истину, будем все­мерно избе­гать греха как при­чины раз­ру­ше­ния нашей душев­ной и телес­ной природы.

Между тем нет чело­века, кото­рый смог бы посто­янно убе­ре­гать себя от согре­ше­ний. По слову Божию: несть чело­век иже жив будет и не согре­шит, аще и един день жития его на земли. Но бла­го­дать Божия дает нам сред­ство к посто­ян­ному очи­ще­нию от гре­хов в Таин­стве пока­я­ния. Сколько бы чело­век ни падал — он все­гда имеет воз­мож­ность вос­стать. Осо­знав свой грех, пожа­лей о том, что ты оскор­бил все­бла­гого Гос­пода, возы­мей твер­дое наме­ре­ние исправ­ле­ния — и Гос­подь по Сво­ему мило­сер­дию про­стит тебе твой грех и спо­до­бит Своей бла­го­дати. А если же в постиг­ших нас бед­ствиях и слу­чится замед­ле­ние в испол­не­нии наших про­ше­ний, то пусть тогда при­мер стра­дав­шего трид­цать восемь лет рас­слаб­лен­ного слу­жит нам уте­ше­нием в упо­ва­нии на милость Божию.

Ска­жем сло­вами свя­того апо­стола Иакова: долготерп!ите и вы, укре­пите сердца ваши… (Иак. 5, 8). Жизнь свою предо­ставьте воле Божией. Верьте: Гос­поду лучше нашего знать, когда Ему при­з­реть на нас, а когда и отвра­тить от нас пре­чи­стое лице Свое. И что бы ни слу­чи­лось в жизни — почаще взы­вайте: Упо­ва­ние мое — Отец, При­бе­жище мое — Сын, Покров мой — Дух Свя­тый, Тро­ице Свя­тая, слава Тебе! Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки