О зависти – архимандрит Кирилл (Павлов)

О зависти – архимандрит Кирилл (Павлов)


Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! В нынеш­нее вос­кре­се­нье Свя­тая Цер­ковь пред­ло­жила нам Еван­гель­ское чте­ние о чудес­ном исце­ле­нии Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом одной несчаст­ной скор­чен­ной женщины.

(про­по­ведь в Неделю 27‑ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! В нынеш­нее вос­кре­се­нье Свя­тая Цер­ковь пред­ло­жила нам Еван­гель­ское чте­ние о чудес­ном исце­ле­нии Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом одной несчаст­ной скор­чен­ной жен­щины. Одна­жды, по Сво­ему обык­но­ве­нию, вошел Гос­подь в суб­боту в иудей­скую сина­гогу и стал про­по­ве­до­вать там слово Божие. И уви­дел жен­щину, кото­рая восем­на­дцать лет стра­дала тяж­ким неду­гом немощи, — она была скор­чена и не могла выпря­миться. Гос­подь сжа­лился над нею и, подо­звав ее к Себе, ска­зал: Жен­щина! ты осво­бож­да­ешься от недуга тво­его (Лк. 13, 12). И Он воз­ло­жил на нее руки Свои, и она тот­час выпря­ми­лась и стала сла­вить Бога.

Началь­ник же сина­гоги, питая в сердце своем скры­тую зависть к Спа­си­телю, видя, каким ува­же­нием Он поль­зу­ется среди народа и какой любо­вью окру­жает Его народ, воз­не­го­до­вал про­тив чудес­ного исце­ле­ния несчаст­ной жен­щины Боже­ствен­ным Чудо­твор­цем, и начал строго гово­рить народу: есть шесть дней, в кото­рые должно делать; в те и при­хо­дите исце­ляться, а не в день суб­бот­ний (Лк. 13, 14).

Спа­си­тель, про­ви­дев в этих сло­вах при­твор­ство и лице­ме­рие началь­ника сина­гоги, все­на­родно раз­об­ла­чает личину его мни­мой рев­но­сти по закону Мои­се­еву: лице­мер! не отвя­зы­вает ли каж­дый из вас вола сво­его или осла от яслей в суб­боту и не ведет ли поить? сию же дочь Авра­амову, кото­рую свя­зал сатана вот уже восем­на­дцать лет, не над­ле­жало ли осво­бо­дить от уз сих в день суб­бот­ний? (Лк. 13, 15–16). После такого обли­че­ния перед всеми сразу же обна­ру­жи­лась злоб­ность души мни­мого рев­ни­теля из иудей­ской синагоги.

Доро­гие бра­тия и сестры! На ука­зан­ном при­мере мы уви­дели, каким обра­зом дей­ствуют завист­ники, пред­став­ля­ю­щи­еся людьми, кото­рые забо­тятся об общем благе. На самом же деле они таят в своем сердце отвра­ти­тель­ное лице­ме­рие. Доб­рые люди раду­ются бла­го­по­лу­чию ближ­них, бла­го­слов­ляют бла­го­де­те­лей и сла­вят Бога бла­го­де­ю­щего. Злые же и завист­ли­вые люди с недоб­ро­же­ла­тель­ством отно­сятся к бла­го­по­лу­чию ближ­них, не могут тер­петь ничьего пре­вос­ход­ства, не раду­ются ничьей радо­сти, а наобо­рот, ста­ра­ются вос­пре­пят­ство­вать бла­го­по­лу­чию ближ­него. А если не в силах этого достиг­нуть, то ста­ра­ются любыми коз­нями и про­ис­ками уни­зить и обес­сла­вить доб­рое дело ближ­него, пере­тол­ко­вы­вая все в худую сто­рону. Подобно кро­там, рою­щимся в земле и не спо­соб­ным видеть свет Божий, завист­ли­вые люди под­ка­пы­ва­ются под самое осно­ва­ние доб­ро­де­тели, лишь бы кого-нибудь опо­ро­чить. И нет на земле доб­рого дела, кото­рого бы не каса­лась зависть.

Всему доб­рому и свя­тому дает зависть имена недо­стой­ные, с един­ствен­ной целью — уни­зить почтен­ных и поря­доч­ных людей, лишить их любви и ува­же­ния, кото­рыми они поль­зу­ются по спра­вед­ли­во­сти. Зависть рож­дает страш­ные пороки: нена­висть, зло­ре­чие, пре­зре­ние, ковар­ство, обман, убий­ство и мно­гие дру­гие. Поэтому зависть есть корень вся­кого зла. Если дру­гое зло имеет некий пре­дел, то зависть пре­дела не имеет, — она есть посто­ян­ное зло, без­гра­нич­ный, бес­ко­неч­ный грех, — как гово­рят свя­тые Отцы. Если бы не было зави­сти, то тишина и спо­кой­ствие, мир и бла­го­ден­ствие окру­жали бы нас. Сотво­рить пользу ближ­нему было бы для нас сер­деч­ным удо­воль­ствием, видеть сча­стье брата было бы нашим сча­стьем. Если бы не было зави­сти, нашими дей­стви­ями и жела­ни­ями управ­ляла бы только любовь, кото­рая всем желает добра. Но где зависть, там неустрой­ство, там все худое. Завист­ли­вый, как ноч­ной вор, под­ка­пы­вает, раз­ру­шает бла­го­со­сто­я­ние ближ­него и только тогда успо­ка­и­ва­ется, когда дости­гает своей цели. Лишить кого-нибудь сча­стья, уви­деть его в зло­стра­да­нии — вот цель, к кото­рой стре­мится зависть. Ложь, кле­вета, обман, низ­кое про­ныр­ство, лас­ка­тель­ство перед выс­шими — вот свой­ства зави­сти. Много зла и вреда при­но­сит зависть обще­ству, ста­ра­ясь навре­дить люд­скому сча­стью, раз­ру­шая хри­сти­ан­ский мир между ближ­ними. Исто­рия Церкви знает мно­же­ство при­ме­ров ужас­ных зло­де­я­ний, совер­шен­ных под вли­я­нием этого порока. Дви­жи­мый зави­стью, Каин уби­вает сво­его брата Авеля; бра­тья Иосифа, зави­дуя его телес­ной и внут­рен­ней кра­соте, про­дают его в раб­ство; пер­во­свя­щен­ники и фари­сеи, дви­жи­мые зави­стью к Спа­си­телю, окле­ве­тав и уни­зив Его, совер­шают ужас­ный грех бого­убий­ства. Зависть — это ржав­чина, съе­да­ю­щая душу завист­ника. Завист­ли­вый чело­век ни днем, ни ночью не имеет покоя, все­гда и всем недо­во­лен, сетует на все с ропо­том, частый гнев и посто­ян­ная злоба мучают его.

Воз­люб­лен­ные во Хри­сте бра­тия и сестры! Убе­ре­жемся от этого порока! Поста­ра­емся вос­пи­тать в своем сердце рас­по­ло­же­ние и любовь ко вся­кому доб­рому делу.

Свя­тые Отцы гово­рят: когда видите ближ­него, кото­рый в чем-либо пре­вос­хо­дит вас, не давайте места зави­сти, а воз­не­сите теп­лую молитву ко Гос­поду, чтобы он укре­пил и умно­жил доб­ро­де­тели ближ­него, тогда и вас Гос­подь не оста­вит Своею мило­стью и любо­вью. Тем же, кото­рые уже зара­жены этим гнус­ным поро­ком и хотят от него изба­виться, свя­тые Отцы сове­туют умерт­вить матерь этой стра­сти — мате­рью зави­сти явля­ется гор­дость. А свя­той апо­стол Павел реко­мен­дует при­об­ре­тать и стя­же­вать любовь, потому что любовь не зави­дует (1 Кор. 13, 4) — и тогда зависть падет сама собой.

Кроме этого нужно знать, что все, при­над­ле­жа­щее чело­веку, не может и не должно почи­таться за важ­ное и вели­кое, а потому не может являться пред­ме­том зави­сти. Для хри­сти­а­нина истин­ные блага должны состав­лять блага небес­ные, а все осталь­ное: здо­ро­вье, богат­ство, поче­сти — это тлен­ное, вре­мен­ное и не должно рож­дать зави­сти. Поста­ра­емся, воз­люб­лен­ные, иметь мир между собою, потому что нет ничего на свете сла­дост­нее мира. Помо­лимся Гос­поду, чтобы Он даро­вал, утвер­дил мир между нами и чтобы мы могли изба­виться от гнус­ного порока зави­сти и избе­жать нака­за­ния от Гос­пода на Его страш­ном и пра­вед­ном Суде. Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки