Проповедь в Неделю о блудном сыне — протоиерей Олег Стеняев

Проповедь в Неделю о блудном сыне — протоиерей Олег Стеняев


Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!
Еван­гель­ские вос­крес­ные чте­ния, вво­дя­щие нас в Вели­кий Пост, имеют пора­зи­тель­ную осо­бен­ность. Все эти Еван­ге­лия гово­рят о том, что ино­гда послед­ние ста­но­вятся пер­выми, а пер­вые ста­но­вятся послед­ними. Так, напри­мер, вос­крес­ное Еван­ге­лие о сама­ря­нине рас­ска­зы­вает о том, как был избит чело­век, но свя­щен­ник орто­док­саль­ный про­бе­жал мимо, пев­чий орто­док­саль­ный про­бе­жал мимо и только сек­тант сама­ря­нин оста­но­вился, помог.

Во Имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Еван­гель­ские вос­крес­ные чте­ния, вво­дя­щие нас в Вели­кий Пост, имеют пора­зи­тель­ную осо­бен­ность. Все эти Еван­ге­лия гово­рят о том, что ино­гда послед­ние ста­но­вятся пер­выми, а пер­вые ста­но­вятся послед­ними. Так, напри­мер, вос­крес­ное Еван­ге­лие о сама­ря­нине рас­ска­зы­вает о том, как был избит чело­век, но свя­щен­ник орто­док­саль­ный про­бе­жал мимо, пев­чий орто­док­саль­ный про­бе­жал мимо и только сек­тант сама­ря­нин оста­но­вился, помог. Потом идет у нас Еван­ге­лие о Зак­хее. Это был самый пло­хой чело­век в городе Иери­хон, началь­ник мыта­рей, отме­чен­ный уве­чьем, кар­лик, пре­зи­ра­е­мый всеми, но мы знаем, как Хри­стос воз­вы­сил его. Дальше, сле­ду­ю­щее вос­кре­се­ние: притча о мытаре и фари­сее. Фари­сей иде­аль­ный при­хо­жа­нин, два раза в неделю постится, деся­тину отдает, а мытарь про­хо­жа­нин: зашел, стал у порога, но Бог при­ни­мает молитву именно мытаря.

Сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние о блуд­ном сыне, о самом сла­бом звене в семье, где был отец, были его дети и один был самый непу­те­вый. Почему цер­ковь уста­но­вила так, что вос­крес­ное Еван­ге­лие, вво­дя­щее нас в тече­ние Вели­кого Поста рас­ска­зы­вает о том, что реально послед­ние ста­но­вятся пер­выми, а те, кото­рые пер­вые — послед­ними? Потому, что цель поста — ПОКАЯНИЕ! Но каяться может только тот чело­век, кото­рый осо­знает свою ГРЕХОВНОСТЬ! Как осо­зна­вал Зак­хей, как осо­зна­вал мытарь и, есте­ственно, сама­ря­нин пони­мал непол­но­цен­ность сво­его состо­я­ния, а сего­дня мы читаем о блуд­ном сыне.

“Еще ска­зал: у неко­то­рого чело­века было два сына, и ска­зал млад­ший из них отцу… Вот эта деталь “млад­ший из них”, то есть сыно­вей было зна­чи­тельно больше двух как мини­мум, сви­де­тель­ствует о том, что он был и в духов­ном смысле млад­шим, то есть, отста­вал от своих бра­тьев во всем. “… и ска­зал млад­ший из них отцу: отче! дай мне сле­ду­ю­щую мне часть име­ния. И отец раз­де­лил им име­ние. По про­ше­ствии немно­гих дней млад­ший сын, собрав все, пошел в даль­нюю сто­рону и там рас­то­чил име­ние свое, живя рас­путно”. Мы видим бес­печ­ность этого моло­дого чело­века, кото­рый насле­дие сво­его отца пустил на блуд, на рас­пут­ный образ жизни, пьян­ство, уве­се­ле­ние, чрез­мер­ные тра­пезы. Может ли он слу­жить при­ме­ром? Может, но не в этом, а в дру­гом. “Когда же он про­жил все, настал вели­кий голод в той стране, и он начал нуж­даться; и пошел, при­стал к одному из жите­лей страны той, а тот послал его на поля свои пасти сви­ней; и он рад был напол­нить чрево свое рож­ками, кото­рые ели сви­ньи, но никто не давал ему”.

Если чело­век пра­во­слав­ного веро­ис­по­ве­да­ния, если он кре­щен­ный, при­ча­щался, а потом ухо­дит в сто­рону от церкви, диа­вол не даст ему спо­койно суще­ство­вать. Диа­вол плен­ных не берет, он доби­вает до конца. Был такой слу­чай: в Тро­ицко-Сер­ги­е­вой лавре был один монах, у него был такой пре­крас­ный бас, он укра­шал бого­слу­же­ние своим голо­сом. Но одна­жды при­е­хали в Лавру спе­ци­а­ли­сты из кон­сер­ва­то­рии и услы­шали его бас, и ска­зали ему: иди к нам. Ты будешь высту­пать на луч­ших сце­нах, у тебя такой голос, а тут одни ста­рухи тебя слу­шают, кому это нужно, ты ста­нешь зна­чи­мым чело­ве­ком. Они долго его уго­ва­ри­вали и соблаз­нили. И он высту­пал на сце­нах, он пел в опе­рах, но он вел при этом рас­пут­ный образ жизни, нару­шил все мона­ше­ские обеты и забо­лел болез­нью, срам­ной болез­нью, так, что у него нос раз­ла­гался, губы дефор­ми­ро­ва­лись, язык гнил и он не мог уже высту­пать, его уво­лили с работы, он стал пить. И когда он стал поби­раться в Москве, мили­ция гоняла его, в совет­ское время было строго, и он вспом­нил про Тро­ицко-Сер­ги­еву Лавру, где нищие все­гда нахо­дят место. И он при­шел и сел в надежде, что его никто не узнает — обез­об­ра­жено лицо, но будут пода­вать наравне с дру­гими нищими. Но бра­тия узнала его и они поза­бо­ти­лись о том, чтобы он рас­ка­ялся, поза­бо­ти­лись о том, чтобы он при­шел в себя.

И вот этот чело­век, моло­дой чело­век рас­то­чил все богат­ство сво­его отца. А разве мы не такие? Мы вхо­дим в этот мир, когда мы моло­дые, креп­кое здо­ро­вье дал нам Гос­подь, хоро­шее зре­ние дал нам Гос­подь, слух, но непра­виль­ным обра­зом жизни мно­гие раз­ру­шают свое здо­ро­вье, нано­сят удары по печени, по селе­зенке вся­кими изли­ше­ствами, раз­ру­шают сча­стье физи­че­ской пол­но­цен­ной жизни, создают семьи и раз­во­дятся. И по про­ше­ствии несколь­ких лет та чистота юно­сти уже поте­ряна. Живя рас­путно, пре­вра­ща­емся в нищих духом, не спо­соб­ных даже про­сить “сокро­вищу бла­гих и жизни пода­телю”, чтобы он помог нам.

Итак, ему не дают даже сви­ных рож­ков, этому моло­дому чело­веку, кото­рый пасет сви­ней. Сви­ньи в Вет­хом завете — это нечи­стое живот­ное, то есть, ему пору­чали только пасти этих нечи­стых живот­ных, а он когда-то был чле­ном рели­ги­оз­ной семьи. И далее мы читаем о том, в чем мы должны под­ра­жать этому чело­веку. “Придя же в себя, ска­зал: сколько наем­ни­ков у отца моего избы­то­че­ствуют хле­бом, а я уми­раю от голода”. Очень важно когда чело­век при­хо­дит в себя, когда чело­век кри­ти­че­ски оце­ни­вает себя, когда чело­век смот­рит на себя через призму Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, через призму Закона Божия, чтобы уви­деть свою гре­хов­ность. Апо­стол Павел так и пишет: Закон Божий, — и Петр это писал, — это зер­кало, вгля­ды­ва­ясь в кото­рое чело­век видит свое реаль­ное состояние.

Он при­шел в себя и каза­лось бы, ничего себе — “при­шел в себя”: все рас­то­чил, все поте­рял, а теперь при­шел в себя. Если бы он бы обра­тился к людям, они засы­пали бы его уко­рами: “ты поздно при­шел в себя”, гово­рили бы ему. Если бы ты раньше при­шел бы в себя, когда у тебя еще что-то оста­ва­лось, а сей­час у тебя уже ничего нету: и здо­ро­вья нету, и нор­маль­ной семей­ной жизни нету, ничего нету — “при­шел в себя”. Для чего? Но он вспом­нил, что в доме отца все­гда сча­стье, бла­го­по­лу­чие. Насто­я­щее сча­стье чело­ве­че­ской жизни — иметь мир с Богом Отцом. И мы при­ми­ря­емся с Богом Отцом через его Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Придя в себя, он гово­рит: “встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согре­шил про­тив неба и пред тобою и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим: прими меня в число наем­ни­ков твоих. Встал и пошел к отцу сво­ему”. Вот в чем мы должны под­ра­жать этому чело­веку — в его пока­я­нии. Как я при­во­дил одна­жды при­мер: Амвро­сий Медио­лан­ский одна­жды не пустил в храм пра­во­слав­ного импе­ра­тора, кото­рый пере­бил очень много людей в одном обще­ствен­ном цирке, и импе­ра­тор ска­зал: Давид тоже много людей пере­бил, почему ты меня не пус­ка­ешь в храм? Тогда Амвро­сий ска­зал импе­ра­тору: если ты гре­шишь как Давид, то и кайся как Давид.

Вот дей­стви­тельно видим, что очень мно­гие люди допус­кали неточ­ность, допус­кали оплош­но­сти, в том числе люди, кото­рые для нас явля­ются при­ме­ром. Такие как Ной, кото­рый упился вина, голый лежал в шатре. Такие как Давид, кото­рый сов­ме­стил грех блуда с гре­хом убий­ства. Такие как апо­стол Петр, кото­рый, в отли­чие от Иуды, не один раз пре­дал Хри­ста, а три­жды отрекся от Него. Но мы под­ра­жаем им не потому, что Ной пья­ница, не потому, что Давид сме­шал грех убий­ства с гре­хом блуда, не потому, что Петр отрекся. Эти люди умели каяться перед Богом. Давид вос­кли­цал: “из глу­бины возвах Тебе, услышь меня Гос­поди!” Петр, услы­шав крик петуха, горько запла­кал перед Богом. Ной всю жизнь зама­ли­вал свои грехи и тра­ге­дию Хана­ана сво­его внука.

Этот блуд­ный сын, кото­рый гово­рит: “встану, пойду к отцу моему” — это при­мер для нас. И Зак­хей — самый худ­ший чело­век в городе. И мытарь, самый худ­ший при­хо­жа­нин в храме. Такие люди тоже могут стать вели­ким при­ме­ром, потому, что они умели каяться, они не испы­ты­вали иллю­зий отно­си­тельно себя, они знали, что они греш­ники. Если цель поста — пока­я­ние, то оче­видно, что пока­я­ние невоз­можно без осо­зна­ния своей гре­хов­но­сти. Если кто-то счи­тает себя пра­вед­ным, он и не будет каяться. Поэтому эти Еван­гель­ские чте­ния, они настав­ляют нас, как ска­зано в посла­нии к рим­ля­нам апо­сто­лом Пав­лом: “все согре­шили, все лишены правды Божией, нету пра­вед­ного ни одного”. Но свя­тые отцы учат: “непро­щен­ный грех — это нерас­ка­ян­ный грех”. А если мы каемся в своих гре­хах, то Бог силен нас простить.

И вот он идет к отцу. Встал и пошел к отцу сво­ему. Он не наде­ется, что будет вос­ста­нов­лен ста­тус его как сына, он хочет быть одним из наем­ни­ков сво­его отца. Он счи­тает себя недо­стой­ным, не тре­бует каких-то при­ви­ле­гий, потому что все рас­то­чил, все поте­рял, и он идет и думает. О чем его дума? — При­мет ли меня отец? Может быть он про­явит гнев ко мне. Ведь я не при­умно­жил те богат­ства, кото­рые он мне дал. Я все это погу­бил, все это рас­то­чил, живя рас­путно, как отне­сется ко мне отец? И мы читаем далее: “И когда он был еще далеко, уви­дел его отец”… О чем это? Это о том, что когда мы еще очень далеко от пока­я­ния, но жела­ние вер­нутся к Богу появ­ля­ется в нашем сердце, Бог уже видит это жела­ние. И читаем снова: “И когда он был еще далеко, уви­дел его отец его и СЖАЛИЛСЯ; и, ПОБЕЖАВ, пал ему на шею и цело­вал его.

Отец, кото­рый сим­во­ли­зи­рует Бога Отца, уви­дев рас­ка­ян­ные чув­ства у сво­его блуд­ного сына, бежит навстречу. Бог спе­шит навстречу каю­ще­муся греш­нику, Он про­тя­ги­вает руку помощи. И то исце­ле­ние, кото­рое про­ис­хо­дит от Бога, оно про­ис­хо­дит стре­ми­тельно, как часто в Еван­ге­лие мы читаем: “Тот­час, имев­ший пара­ли­зо­ван­ную руку, про­тя­нул ее”. ” Тот­час пара­ли­зо­ван­ный встал, взял постель свою и пошел домой”. “Тот­час сле­пой про­зрел”. Когда Гос­подь, уви­дев дух рас­ка­я­ния в нашем сердце, сжа­лится над нами, Он стре­ми­тельно выхо­дит к нам навстречу. Он бежит, по этой притче, к нам навстречу, Он бро­са­ется на нас, заклю­чая в объ­я­тия любви и целует сво­его блуд­ного сына. “Сын же ска­зал ему: Отче! я согре­шил про­тив неба и перед тобою, и уже не достоин назы­ваться сыном твоим. А отец ска­зал рабам своим: при­не­сите луч­шую одежду и оденьте его, и дайте пер­стень на руку его и обувь на ноги; и при­ве­дите откорм­лен­ного теленка и зако­лите; ста­нем есть и веселится!”

Как ска­зано в Еван­ге­лие: об одном каю­щемся греш­нике ангелы на небе­сах раду­ются более, чем о девя­но­сто девяти пра­вед­ных. Когда чело­век кается Бог силен вер­нуть ему непо­роч­ные одежды кре­щаль­ной купели бело­снеж­ные, надеть пер­стень на руку его, как знак досто­ин­ства наслед­ни­ков сво­его отца. Упи­тан­ного тельца при­го­то­вить, жертву, един­ствен­ную, кото­рую очи­ща­ются наши грехи. Апо­стол Павел пишет: Кровь Иисуса Хри­ста омы­вает нас от вся­кого греха. Таким обра­зом, уди­ви­тель­ное сход­ство Еван­ге­лий о сама­ря­нине, о Зак­хее, о мытаре и фари­сее и о блуд­ном сыне — это вве­де­ние в ПОСТ. Это темы, кото­рые чело­век обсуж­дает в тече­нии недели, потому, что это не только вспо­ми­на­ется в вос­кре­се­ние. Назы­ва­ется: неделя о блуд­ном сыне; неделя о Зак­хее; неделя о мытаре и фари­сее. То есть, целую неделю каж­дую эту пока­ян­ную тему мы должны пере­жи­вать, ибо Еван­гель­ские чте­ния за Боже­ствен­ной Литур­гией — это Боже­ствен­ные уроки Иисуса Хри­ста, кото­рые пред­ла­га­ются нам для того, чтобы мы в тече­нии сед­мицы жили бы пере­жи­ва­ни­ями этих тем, их осмыс­ле­ние. Как и ска­зано: вни­кай в себя и в Писа­ния, так спа­сешься сам, так спа­сешь слу­ша­ю­щих тебя.

Итак, сего­дняш­нее Еван­гель­ское чте­ние обра­щено к сове­сти каж­дого, ищу­щего пока­я­ния. И может быть кто-то еще очень далеко от того, чтобы пока­яться, но если само жела­ние испра­виться уже есть в твоем сердце — Бог видит тебя, Бог спе­шит к тебе навстречу, Бог готов про­стить тебя. Входя в тече­ние Вели­кого Поста будем исполь­зо­вать это время для пока­я­ния, для духов­ного усо­вер­шен­ство­ва­ния и очи­ще­ния. Нам пред­стоят еще Еван­гель­ские чте­ния, кото­рые будут про­дол­жать под­го­товку нашего вхож­де­ния в Вели­кий Пост.

Спаси Гос­подь!

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки