Слово на день Нового года — протоиерей Евграф Мегорский

Слово на день Нового года — протоиерей Евграф Мегорский

(1 голос5.0 из 5)

Слово на день Нового года

Ищите прежде цар­ствия Божия и правды его (Мф.6:33).

В день новаго года мы имеем обы­чай, при вза­им­ных при­вет­ствиях, желать друг другу новаго сча­стия. Так каж­дый новый год мы лелеем мечты о новом, луч­шем и совер­шен­ней­шем сча­стии. И во всю нашу жизнь мы напря­гаем все уси­лия для дости­же­ния сча­стия, но если и успеем ино­гда на мгно­ве­ние испы­тать его, то оно скоро бежит от нас и исче­зает как дым. О, сча­стье, сча­стье! Где же ты? Где ищут тебя люди, обла­да­ю­щие здра­вым разу­мом, и много ли нахо­дят. Поду­маем ныне об этом, чтобы разумно бла­го­же­лать на новое гря­ду­щее лето жизни.

Чаще всего ищут сча­стия во внеш­них бла­гах жизни: в богат­стве и поче­стях, высо­ком поло­же­нии в обще­стве, в чинах и отли­чиях. Не слы­шите разве, как часто ныне гово­рят. вот зажил бы, если бы две­сти тысяч выиг­рал. Не раз­да­ется разве ныне повсюд­ный общий плач о том, что все дорого и нет средств жить так, как хочется? Не слы­шится ли, иначе ска­зать, силь­ней­шая повсе­мест­ная жажда: денег, денег и денег. Богат­ство — вот кумир, кото­рому ныне слу­жат с вели­ким усер­дием. Мы, как древ­ние изра­иль­тяне, забыли истин­наго Бога и соору­дили себе тельца зла­таго, кото­рому кла­ня­емся ниже, чем истин­ному Богу. В погоне за этим источ­ни­ком бла­жен­ства и сча­стия часто заба­вают долг и совесть, род­ство и дружбу, даже свое чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Гос­под­ствует убеж­де­ние, что богат­ства и должно домо­гаться всеми силами. Богат­ство создает чело­веку неза­ви­си­мое поло­же­ние в обще­стве; оно дает сред­ства испы­ты­вать раз­но­об­раз­ныя утон­чен­ныя удо­воль­ствия, недо­ступ­ныя для бед­няка; оно дает чело­ве­че­скому сердцу отраду оте­реть слезу бед­ству­ю­щаго в нужде и спа­сти чест­наго тру­же­ника от угро­жа­ю­щей нищеты; оно дает удоб­ную обста­новку жизни и делает чело­века вполне дово­дь­ным и счаст­ли­вым. Каза­лось бы, что все это должно быть в дей­стви­тель­но­сти, но так ли бывает на деле? Один дро­жит над каж­дою копей­кою, боится истра­тить без нужды лиш­нее и впа­дает в ску­пость; дру­гой тра­тит деньги на раз­ныя пустыя затеи, доз­во­ляет себе рос­кошь не по сред­ствам, впа­дает в рас­то­чи­тель­ность и снова в более горь­кую нищету; тре­тий пре­сы­ща­ется изыс­кан­ными яст­вами, упи­ва­ется винами и за это невоз­дер­жа­ние рас­пла­чи­ва­ется раз­ными болез­нями, отрав­ля­ю­щими жизнь. Луч­шим людям богат­ство при­но­сит много забот и хло­пот о том, какими сред­ствами сохра­нить его, какими пред­при­я­ти­ями уве­ли­чить, на какия дела упо­тре­бить с боль­шею поль­зою и честию, каким наслед­ни­кам оста­вить свое состо­я­ние. Не напрасно муд­рец вет­хо­за­вет­ный гово­рил. попе­че­ние богат­ства отго­нит сон (Сир.31:1). При­бавьте к этому, что зависть и ковар­ство, лесть и лице­ме­рие, хит­рость и воров­ство вьются около бога­тых и высо­ко­по­став­лен­ных людей, отни­мая у них покой и доволь­ство. Где же тут сча­стие? Итак, даст ли кому Гос­подь богат­ство, пусть бога­тый им поль­зу­ется, с бла­го­дар­но­стию к Пода­телю, во благо себе и ближ­ним. Но не ста­нем про­сить себе у Бога и желать друг другу богат­ства, как необ­хо­ди­маго усло­вия для зем­наго бла­жен­ства и сча­стия. И бога­тый не все­гда счаст­лив и бед­ный не все­гда несча­стен. Постав­лен ли кто на высо­кое место слу­жеб­ное, пусть постав­лен­ный пом­нит слово еван­гель­ское: кому дано много, много от того и потре­бу­ется; и кому много вве­рено, с того больше взы­щут (Лк.12:48), то есть, кто высоко постав­лен, того дело важ­нее, у того ответ­ствен­но­сти больше, от того тре­бу­ется зна­ния, дея­тель­но­сти и забот больше. Постав­лен­ный в низ­кое состо­я­ние пусть не роп­щет на Бога и не зави­дует выс­шим, пола­гая все сча­стье в том, чтобы зани­мать высо­кое место. Кто не знает, что люди высо­каго чина и зва­ния бывают несчастны и состо­я­щие в низ­ком чине и зва­нии счи­тают себя счаст­ли­выми? Каж­дому дается в этой жизни то, что нужно по пре­муд­рому усмот­ре­нию Божию. Одному Бог дал пять талан­тов, дру­гому два, иному один, каж­дому по его силе (Мф.25:15). Будем доволь­ство­ваться все своим насто­я­щим поло­же­нием, не про­сти­рая излиш­них забот в дале­кое буду­щее и не обра­щая завист­ли­вых очей на счаст­ли­вое с виду поло­же­ние ближних.

В погоне за сча­стьем ныне не остав­лены без вни­ма­ния и блага духов­ныя. Ныне мно­гие все наше сча­стие пола­гают в умствен­ном раз­ви­тии и обра­зо­ва­нии. Наука улуч­шает все сто­роны жизни чело­ве­че­ской и ведет чело­ве­че­ство впе­ред по пути раз­ви­тия и усо­вер­шен­ство­ва­ния. Она изме­няет к луч­шему строй жизни граж­дан­ской и обще­ствен­ной, научая более целе­со­об­раз­ным фор­мам управ­ле­ния и суда; она изме­няет дело воен­ное, изоб­ре­тая новыя смер­то­нос­ныя ору­дия; она улуч­шает жизнь семей­ную, обла­го­ро­жи­вая вза­им­ныя отно­ше­ния чле­нов семьи; она изоб­ре­тает луч­шие спо­собы вос­пи­та­ния и обу­че­ния детей; она раз­го­няет мрак суе­ве­рия и неве­же­ства; она упро­щает вза­им­ныя сно­ше­ния людей между собою; она про­ни­кает и в отда­лен­ные небес­ные миры, и в недра земли, и в глу­бины мор­ския, всюду внося свой свет и обра­щая все на пользу чело­века. Она делает чело­века суще­ством разум­ным и вен­чает его, как царя всей твари. К ней должны быть устрем­лены все уси­лия чело­ве­че­ския, так как в ней — избав­ле­ние от всех бед и нестро­е­ний нашей жизни, в ней — все сча­стье чело­ве­че­ское. Бла­жен, иже обрете муд­рость (Сир.25:12). Пред­су­дих ю паче скип­тров и пре­сто­лов, и богат­ство ничтоже вме­них к срав­не­нию тоя (Прем.7:8), гово­рит пре­муд­рый. Но опять жиз­нен­ный опыт дает нам далеко не то, чему должно бы быть по сооб­ра­же­ниям чело­ве­че­скаго разума. Путь в свя­ти­лище науки дли­нен и весьма тру­ден. вся­кому пут­нику он при­но­сит много скор­бей и стоит мно­гих слез, дает ему много зачат­ков раз­ных болез­ней, кото­рыя нередко сво­дят преж­де­вре­менно в могилу. При­смот­ри­тесь и к тем, кото­рыми прой­ден весь этот путь: много ли между ними доволь­ных и счаст­ли­вых. Увы, очень и очень немного. У одного душа отрав­лена ядом сомне­ний, раз.дающим самую надеж­ную опору отрады и уте­ше­ния во всех бедах и скор­бях — свя­тую веру; дру­гому нет покоя от тех недо­стат­ков и нестро­е­ний в граж­дан­ской и обще­ствен­ной жизни, от кото­рых стра­дают люди, и болеет, и мучится чело­век этими стра­да­ни­ями ближ­них, и реша­ется ино­гда на отча­ян­ныя дея­ния; тре­тьему гры­зет сердце червь само­лю­бия и само­мне­ния, не поз­во­ля­ю­щий с высо­ким обра­зо­ва­нием зани­маться малыми делами. Сло­вом, недо­воль­ства много, а сча­стья мало. Пусть же наше моло­дое поко­ле­ние стре­мится к обра­зо­ва­нию и раз­ви­тию умствен­ному, но пусть оно твердо пом­нит, что не в нем одном наше сча­стье, — что жела­ю­щие обла­дать истин­ною муд­ро­стию должны раз­вить в себе твер­дый рели­ги­озно-нрав­ствен­ный харак­тер, при кото­ром только уче­нье сде­ла­ется дей­стви­тельно све­том, осве­ща­ю­щим мрак нашей жизни. Пусть и люди, взяв­ши­еся за труд­ное дело вос­пи­та­ния и обу­че­ния нашего юно­ше­ства, не забы­вают, что задача школы не в том только, чтобы напол­нить головы уча­щихся раз­ными зна­ни­ями, а и в том еще, чтобы бла­го­творно повли­ять на весь нрав­ствен­ный склад харак­тера их. Если же этот склад будет изуро­до­ван и иска­ле­чен шко­лою, то вос­пи­та­тели будут теми слеп­цами, кото­рые увле­кают за собою в яму и других.

Ищут еще сча­стья в союзе дружбы и любви. И дей­стви­тельно, союз этот много облег­чает наше жиз­нен­ное бремя. Не напрасно слово Божие гово­рит нам. друг верен — вра­че­ва­ние житию; друг верен кров кре­пок. обре­тый его обрете сокро­вище (Сир.6:14). В самом деле, разве не отрадно созна­вать, что есть чест­ное и без­ко­рыст­ное, вполне пре­дан­ное вам сердце, кото­рое все­гда пора­ду­ется вашими радо­стями и будет болеть вашими скор­бями? Разве это созна­ние не при­дает нам силы и муже­ства в борьбе с раз­ными жиз­нен­ными невзго­дами и не оза­ряет, как живо­твор­ный сол­неч­ный луч, нашу вообще непри­гляд­ную жизнь? Осо­бенно светло и мирно течет жизнь чело­века, если на союзе любви осно­вана его семей­ная жизнь. Какими чистыми и мир­ными насла­жде­ни­ями дарит она тогда чело­века! Сколько радо­стей дает она на этом скорб­ном жиз­нен­ном поприще! Но на горе бед­наго чело­ве­че­ства искрен­ние союзы дружбы и любви ста­но­вятся более и более ред­кими. Сердца ли наши стали черст­выми, само­лю­бия ли в нас стало много, но только нельзя не заме­тить того груст­наго явле­ния, что ныне чест­ная, искрен­няя дружба стала ред­ко­стию. А семей­ныя узы более и более ста­но­вятся пуга­лом, от кото­раго мно­гие бегут, чтобы изба­виться от бед и зло­клю­че­ний. И боль­шая часть тех, кото­рые реша­ются всту­пать в брач­ный союз, справ­ля­ются о вза­им­ной любви, как послед­нем, ничтож­ном усло­вии сча­стия, а больше всего забо­тятся о при­да­ном и вообще о выго­дах брач­наго союза. Не уди­ви­тельно, что без искрен­ней, вза­им­ной любви семья сча­стья не дает. Поже­лаем в буду­щем луч­шей доли этим чистей­шим источ­ни­кам сча­стия чело­ве­че­скаго — искрен­ним сою­зам дружбы и любви.

Ищут, нако­нец, сча­стья в чест­ном труде и, соеди­нен­ном с ним, спо­кой­ствии сове­сти. В тихом доволь­стве поль­зу­ется чело­век бла­гами зем­ными, добы­тыми его соб­ствен­ным неустан­ным тру­дом. Спо­койно отхо­дит он каж­дый вечер ко сну, по окон­ча­нии тру­дов, не испы­ты­вая угры­зе­ний сове­сти, и на утро мирно исхо­дит на дело свое. Так в покое и доволь­стве про­хо­дит чест­ный тру­же­ник свое жиз­нен­ный путь, с спо­кой­ною душею взи­рая на неиз­беж­ный конец его, а в набе­га­ю­щих сму­ще­ниях находя твер­дую опору в креп­кой вере в Бога-Про­мыс­ли­теля и Спа­си­теля нашего. Не даром труд запо­ве­дан чело­веку еще во время бла­жен­наго его состо­я­ния в раю (Быт.2:15). Не зна­чит ли это, что без труда не может быть бла­жен­ства и сча­стья чело­веку на земле? На наше горе, после гре­хо­па­де­ния тяже­лый труд нало­жен чело­веку уже в нака­за­ние (Быт.3:19). И дей­стви­тельно, от бед и скор­бей не избав­лены и самые чест­ные тру­же­ники. Их жизнь нередко бывает отрав­лена болез­нями и сла­бо­стию сил, не поз­во­ля­ю­щими тру­диться, — люд­скою алч­но­стию, отни­ма­ю­щею ино­гда у ближ­няго послед­ний кусок хлеба, и бли­зо­ру­ко­стию, не оце­ни­ва­ю­щею тру­же­ника по заслу­гам, и мно­гими дру­гими невзго­дами. При всем этом нельзя не поже­лать, чтобы иска­тели сча­стия чаще обра­ща­лись к этому чистому источ­нику сча­стия — чест­ному труду, веду­щему нас в рай, дару­е­мый спо­кой­ною сове­стию и доб­рою, пра­виль­ною жизнию.

Итак, где же сча­стие, к кото­рому мы так уси­ленно стре­мимся? Пол­наго и все­сто­рон­няго, неиз­мен­наго сча­стия здесь на земле для нас нет и не будет. Мы най­дем его там — на небе, когда спо­до­бимся обре­сти веч­ный мир и покой. А здесь на земле мы все­гда будем вол­но­ваться и искать чего-то новаго, по вре­ме­нам забав­ляться и тешиться раз­ными без­де­луш­ками, как делают дети. И благо нам, если мы будем дары здеш­ней жизни, нис­по­сы­ла­е­мые нам Богом, при­ни­мать и упо­треб­лять с дет­скою довер­чи­во­стию, чисто­тою и незло­бием. Много сча­стья мы можем испы­тать тогда и в здеш­ней жизни. А если сердце наше будет отрав­лено зло­бою и нена­ви­стью, если помыслы наши будут омра­чены гор­до­стию и сомне­ни­ями, то не видать нам здесь доволь­ства и сча­стия, в чем бы ни про­бо­вали искать его. Ищите прежде цар­ствия Божия и правды его и все про­чия блага при­ло­жатся вам. Аминь.

Про­из­не­сено в нов­го­род­ском кафед­раль­ном Софий­ском соборе.

Источ­ник. Рек­тор нов­го­род­ской семи­на­рии, Про­то­и­е­рей Евграф Мегор­ский. Слово на день новаго года. // Хри­сти­ан­ское чте­ние, изда­ва­е­мое при С.-Петербургской Духов­ной Ака­де­мии. — СПб.: Типо­гра­фия Ф. Еле­он­скаго. — 1885. — Часть I. — С. 3–8.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки