Проповеди Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского

Проповеди Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского

(4 голоса4.3 из 5)

Слово на Новый Год

Бла­го­сло­виши венец лета бла­го­сти Твоея (Пс.64:12).

Бла­го­сло­виши венец лета бла­го­сти Твоея (Пс.64:12). Когда при­лич­нее вос­петь с Дави­дом ко Гос­поду, как в Новый год: бла­го­сло­виши венец лета бла­го­сти Твоея? И желаем по нуж­дам нашим, и наде­емся от бла­го­сти Божией, что новый круг дней, новый сей венец лета бла­го­сло­вится свыше: бла­го­сло­виши венец лета бла­го­сти Твоея.

Но желая себе, и прося от Гос­пода, на новое лето новых благ, Слу­ша­тели, не должны ли мы с одной сто­роны при­ник­нуть в сердце наше, с дру­гой при­ник­нуть в совет Божий? Бог — Вла­дыка всея все­лен­ныя; чело­век — образ Его, вла­дыка сего им оби­та­е­маго шара. След­ственно таков совет Божий о мире нашем, каков чело­век, вла­дыка его. Был чело­век непо­ро­чен, и земля была раем: стал чело­век поро­чен, и Пра­во­суд­ный про­клял землю для чело­века; тер­ния, гово­рит, и вол­чцы воз­рас­тит тебе (Быт.3:18).

Правда и гнев Божий есть гнев оте­че­ский, и правда Божия при всей точ­но­сти уме­ря­ется мило­сер­дием. Хотя тер­ния, хотя вол­чцы, но воз­рас­тит земля. А сии тер­ния, только из мило­сти нам остав­лен­ныя, еще так сносны, столько сродны насто­я­щей при­роде нашей, что мы не только пищу себе из них, по и лаком­ство состав­ляем; не только пита­емся, но и насла­жда­емся. Хотя про­клята земля в срав­не­нии с тем, когда была она бла­го­сло­вен­ною; хотя тер­ния и вол­чцы про­из­во­дит в срав­не­нии с теми пло­дами и рас­те­ни­ями, когда сердце чело­века не тер­ния и вол­чцы про­из­но­сило: но не изрек Гос­подь: да будет без­п­лодна земля, да пре­вра­тится в пустыню, да чело­век, не умев­ший и недо­стой­ный жить, смер­тию умрет. Из сего ура­зу­мейте, смерт­ные, что и в отри­но­ве­нии нашем остав­лено место пока­я­нию. Не для того про­дол­жена жизнь наша, чтобы мы насла­жда­лись; но дабы, почув­ство­вав уни­же­ние наше, обра­ти­лись от ничто­же­ства мира к пол­ноте Божией, от суеты к истине, от врага нашего к Отцу.

И чтож мы делаем, бра­тие! Ах, сколь худо поль­зу­емся мило­сер­дием Божиим! Вме­сто того, чтобы к Нему при­бли­зиться, уда­ля­емся; вме­сто того, чтобы вос­хо­дить, низ­хо­дим; вме­сто того, чтобы воз­вра­тить бла­го­сло­ве­ние, усу­губ­ляем про­кля­тие. По мере умно­же­ния к нам мило­сер­дия Божия, умно­жаем мы неправды наши и без­за­ко­ния, как будто нет Бога, или Он не видит и не слы­шит нас.

Нет, слу­ша­тели, Гос­подь не дрем­лет, хотя и дол­го­тер­пит. Послу­шайте, чтó вещает Он Изра­иль­тя­нам, когда начер­тал им закон свя­тый: аще, гово­рит, в пове­ле­ниих Моих ходите, и запо­веди Моя сохра­ните; и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и дре­веса сель­ная отда­дят плод свой… и сне­сте хлеб ваш в сытость и все­ли­теся с твер­до­стию на земли вашей… И дам мир в земли вашей, и уснете, и не будет устра­шаяй васъ… И при­зрю на вас, и бла­го­словлю вас, и воз­ращу вас, и умножу вас, и поставлю завет Мой с вами… И похо­жду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие. Аще же не послу­ша­ете Мене, ниже сотво­рите пове­ле­ний Моих сихъ… И Аз сотворю сице вам: и наведу на вас ску­дость, и красту, и жел­тя­ницу… и посе­ете вотще семена ваша, и поядят я супо­статы вашя… И сокрушу доса­жде­ние гор­дыни вашея, и положу небо вам аки железно, и землю вашу аки медяну… И аще сими не нака­же­теся, но пой­дете ко Мне стра­ною: пойду и Аз с вами в яро­сти стра­ною, и поражу вы и Аз сед­ми­жды грех ради ваших (Лев.26:3–6, 9, 12, 14, 16, 19, 23, 24).

Вот, Слу­ша­тели, совет Божий; вот пра­вила, вот законы, по коим Он рас­по­ла­гает бла­гами земли и судь­бою нашею. Когда к Нему обра­щаем сердце, и в Его волю вла­гаем волю нашу; то и Он обра­ща­ется к нам, и бла­го­слов­ляет нас: когда же мы отвра­ща­емся от Него, и не хра­ним путей Его; то Он пора­жает нас и умно­жает раны по мере без­за­ко­ний наших.

И так обнов­ляйте души и сердца ваши, да будет Новый сей год бла­го­сло­вен. Аминь.

Источ­ник: Слово на Новый Год, гово­рен­ное в Псков­ском Кафед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском Соборе, Евге­нием, Архи­епи­ско­пом Псков­ским, 1824 года Ген­варя 1 дня. // Жур­нал «Хри­сти­ан­ское чте­ние, изда­ва­е­мое при Санкт­пе­тер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии». — СПб.: В Типо­гра­фии Ильи Гла­зу­нова и К°. — 1840 г. — Часть I. — С. 81–85.

Слово в день Святыя Пасхи

Хри­стос Воскресе!

И так про­шла печаль, настала радость; мино­вала тьма, воз­сиял свет; побеж­дено зло, вос­тор­же­ство­вало добро: Хри­стос Воскресе!

Воору­жал на Спа­си­теля враг наш фари­сеев и книж­ни­ков, чтоб опро­вергли и уни­чи­жили Его уче­ние; но Иисус, яко Боже­ствен­ная пре­муд­рость и веч­ная истина, раз­ры­вал, как пау­тину, их муд­ро­ва­ния и обли­чал с посрам­ле­нием. Не успевши с сей сто­роны, воору­жился на самую жизнь Его, и воору­жил всю силу свою, и фари­сеев и книж­ни­ков, и архи­ереев, и весь народ, и Пилата, и Ирода. Мог Все­силь­ный Стра­да­лец и сие сон­мище раз­сы­пать одним мано­ве­нием. Но на сие сошел на землю, чтобы уме­реть за любез­ное Ему и в паде­нии чело­ве­че­ство. И так враг чело­ве­че­ства имел успех в сем своем пред­при­я­тии. Сын Божий при­гвож­ден ко кре­сту и умер. Каза­лось уже мало­вер­ным, что тор­же­ство ада совер­ши­лось, и, как негде выра­жено, ад раз­сме­ялся. Но вскоре радость его пре­вра­ти­лась в тре­пет: низ­шед­ший во ад истин­ный Самп­сон сокру­шил врата адовы: и воз­ведши в страну света сидевшнх во тьме и сени смерт­ной, нако­нец вос­кре­сил со сла­вою Свое без­ды­хан­ное тело, и рас­торг­нув заклепы гроба, востал обле­чен­ный в без­смер­тие. Хри­стос Воскресе!

Тогда отец лжи обра­тился к послед­нему, его достой­ному, сред­ству — про­пу­стить молву, что Иисуса из гроба уче­ники украли. Но кто пове­рил сей лож­ной выдумке? Одни те, кои и при жизни Иисуса Хри­ста, видя Его не видели, и слыша не слы­шали; — коих сердце оде­бе­лело или гор­до­стию, или зави­стию, или коры­стию; — пове­рили и верят одни плот­ские, оже­сто­чен­ные Иудеи. Но доб­ро­де­тель­ные, но доб­ро­со­вест­ные и во Иудее и во всех наро­дах, слыша и видя Апо­сто­лов, без уче­ния испол­нен­ных муд­ро­сти, после смерти сво­его Учи­теля за Него уми­ра­ю­щих, и уми­рая сви­де­тель­ству­ю­щих, что Хри­стос вос­крес, что они Его вос­крес­шаго и видели, и слы­шали, и ося­зали, что потом, обе­щав им Уте­ши­теля, воз­несся на небо, и низ­по­слал им Свя­таго Духа по обе­ща­нию, и испол­нил их тою бла­го­да­тию, с како­вою они про­по­ве­дуют, и тою силою и без­стра­шием, с како­выми сре­тают они и силь­ных и муче­ния и смерть; — видя все сие в Апо­сто­лах, доб­ро­де­тель­ные и доб­ро­со­вест­ные — никто не верит явной лже, якобы укра­ден Гос­подь, но и тогда и во всех веках и ныне веруют и вос­кли­цают: Хри­стос Воскресе!

О! какая была радость для жен, при­шед­ших пома­зать умер­шаго и обрет­ших вос­крес­шаго! Какая была радость для Апо­сто­лов, при смерти испу­гав­шихся и раз­бе­жав­шихся и нако­нец во едино собрав­шихся между стра­хом и надеж­дою, и вдрут услы­шав­ших, что вос­кресь их Настав­ник! Воз­ве­се­ли­лась и земля при Его смерти потряс­ша­яся; воз­ве­се­ли­лось и солнце при Его кон­чине затмив­ше­еся. А небо? А жители небес — Ангели и сонмы Свя­тыхъ? — Кто может изоб­ра­зить их небес­ное тор­же­ство и радость, вос­пев­ших целым небом: Хри­стос Воскресе!

Так, слу­ша­тели, Вос­кре­се­ние Все­дер­жи­теля не иначе про­ник­нуло всю все­лен­ную, все суще­ства создан­ныя, как душа, воз­вра­щен­ная Лазарю, про­никла и ожи­вила все суще­ство Лаза­рево. Ибо вся все­лен­ная, поверьте Апо­столу Павлу, суете пови­нуся (Рим.8:20), со дня паде­ния чело­кека. — И вемы, гово­рит Апо­стол: яко вся тварь совоз­ды­хает и сбо­лез­нует (Рим.8:22), т. е. вла­дыке сво­ему чело­веку. И наша сво­бода есть ожи­да­ние и утеха всей твари: чая­ние бо твари, гово­рит он же, откро­ве­ния сынов Божиих чает (Рим.8:19). А почему наша сво­бода ей столь желанна? про­дол­жает он же: яко и сама тварь сво­бо­дится от работы истле­ния в сво­боду славы чад Божиих (Рим.8:21). Как же не воз­ра­до­ваться всемь тва­рям, когда вос­крес Сво­бо­ди­тель чело­века, убо и всей твари? Спра­вед­ливо поет Цер­ковь: ныне вся испол­ни­шася света, небо же и земля, и пре­ис­под­няя; да празд­нует убо вся тварь воста­ние Христово.

Бра­тия и чада воз­люб­лен­ная! Забу­дем ныне вся­кую нашу зем­ную горесть и испол­нимся небес­ной радо­сти; отло­жим вся­кую вражду и испол­нимся любви и мира, оста­вим вся­кий гнев и взыс­ка­тель­ность и обло­бы­заем всех с кро­то­стию Хри­сто­вою. Да пока­жут все поступки наши, все слова наши, все чув­ства наши, что и в нас и в душах наших Хри­стос Вос­кресе! Аминь.

Гово­рено в Псков­ском Кафед­раль­ном Соборе 1823 года, Апреля 22 дня.

Источ­ник: Слова Сино­даль­наго Члена Прео­свя­щен­наго Архи­епи­скопа Евге­ния, быв­шаго Яро­слав­скаго, печа­тан­ныя прежде порознь в раз­ных годах и изда­ниях, а ныне собран­ныя и вновь напе­ча­тан­ныя вме­сте. — М.: В Типо­гра­фии Алек­сандра Семена, 1854. — С 105–108.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки