митрополит Владимир (Иким)Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

митрополит Владимир (Иким)
Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной

Слово 119. О погребении и воскресении со Христом. В Великую Субботу (по Апостольскому чтению)

Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца,
так и нам одить в обновленной жизни.

(Рим.6:4)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня, в день Великой Субботы, в Апостольском чтении (см. Рим.6:3-11) мы научались христианской ответственности перед Богом в отношении греха и нравственного значения святого крещения как крещения в смерть Христову.

Поучая возлюбленных духовных чад Своих, живущих в Риме, апостол Павел пишет в послании: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Иисуса Христа, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

На первый взгляд эти слова могут быть для нас не совсем понятными. Попробуем разобраться в том, что духовно прорицает нам через века святой апостол.

Что значит креститься во Христа? Это значит – вступить с Господом в теснейшее, живое общение. А раз Господь наш Иисус Христос становится для человека сутью и основой всей жизни, то теперь просто невозможно прежнее обращение ко греху. Быть рабами Божиими или рабами греха. Ничего другого не существует! Причем, по воле Божией, мы сами выбираем, в какое направление устремить свое сердце и душу.

Апостол называет осознанный приход к Господу и осуществление должного таинства Церкви крещением в смерть Христову. Как понимать это выражение? Воспринять правильно слова апостола Павла нам поможет воспоминание о традициях первых апостольских времен. Крещение тогда отличалось от того, каким оно является теперь. Во-первых, в основном крестились взрослые. Это не значит, что Древняя Церковь отрицала крещение младенцев, но, как правило, случаев таких в то время было немного, так как решение посвятить дитя Христу могло сформироваться исключительно в христианских семьях, каковых практически еще не существовало. Зачастую человек крестился и становился членом Церкви Христовой как отдельная личность, без близких ему людей, без семьи. И лишь потом, по его благодатному примеру, могли принимать таинство крещения его домашние.

Во-вторых, и это очень важно, в ранней христианской Церкви крещение тесно было связано с вероисповеданием. Крестились иудеи, крестились язычники. Не было среди крещаемых людей, которые бы вообще ни во что не верили. Как мы знаем, вера занимала в жизни человека особое, значительное, важное место. И вот, уверовав во Христа, осознав свое желание креститься, таинственным образом духовно соединиться с Господом, каждый готовящийся ко крещению принимал для себя решение, являющееся водоразделом всей жизни. Это решение означало полный разрыв с прошлым, отказ от прежних жизненных установок, устремлений, идеалов, желаний и помышлений. Фактически сходящий в купель или реку для крещения и погружающийся в воду, тем самым заканчивал прежнюю свою жизнь, умирал для греха, чтобы, выйдя из воды христианином, начать новое существование, возродиться, воскреснуть для новых целей бытия, для веры, надежды и любви Господней. В апостольские времена таинство крещения осуществлялось путем полного погружения в воду. Это придавало крещению символическое значение, которое не всегда можно осознать теперь, когда в крещении ограничиваются обливанием. Полное погружение человека в воду с головой означает погребение, конец прошлой жизни, а выход символизирует восстание из гроба, воскресение мертвых. Таким образом, таинство святого крещения символизирует смерть и последующее воскресение. Человек умирает для одной жизни – жизни греховной, чтобы воскреснуть и возродиться для другой жизни – жизни по благодати. По сути своей купель крещения для каждого из нас является не чем иным, как крестом и гробом.

Разве не больно отказываться от прежних своих жизненных установок и устремлений? Разве отказавшись от прежних ценностей, не терзаемся мы, не претерпеваем душевные муки, как Спаситель, распятый на кресте? Может чисто физически это не ощутимо, зато как явно и впечатлительно для духовных очей наших! Крестясь в смерть Христову, мы сами в нравственном отношении умираем для прошлого и погребаемся с Возлюбленным Господом в купели крещения. Как во гробе, но не для того, чтобы пребывать там мертвыми, а для того, чтобы действительно воскреснуть и отныне ходить в жизни новой. Именно об этом пишет своим ученикам и через них всем нам апостол Павел: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения.

Крестящийся, входящий в купель, человек уподобляется умирающему, сходящему во гроб Господу нашему Иисусу Христу. А поднимающий голову из воды крещеный подобен воскресшему Спасителю. Если до совершения таинства святого крещения человек был лишен надежды на спасение и жизнь вечную, то, крестившись во Христа, он такую надежду получил. И получил потому, что освободился от греховного рабства: ибо умерший освободился от греха, осознавая, что ветхий наш человек был распят со Христом на кресте. Спаситель принял на Себя плоть человеческую, дабы упразднить тело греховное. Ветхий человек – человек земной, в котором главенствует не дух, а плоть, производящая грех. Но посредством святого крещения мы распинаем и нравственно умерщвляем свою греховную плоть, воскресая новым человеком – человеком небесным, духовным. И тогда вся наша последующая жизнь приобретает совершено иное, более высокое духовное звучание, потому что отныне мы живем со Христом и во Христе, так как наше оживление связано именно с Ним, с верой в истинного Бога: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. И далее: так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Принимая святое крещение, человек преображается, хотя личность его как таковая не исчезает, но Господь наполняет ее новым содержанием. Спаситель крестной смертью Своей даровал всем верным последователям вечную жизнь, в которой нет власти греха. Пострадавший за всех людей, Сын Божий Своей смертью искупил нас. И потому мы, по неизреченной благодати, теперь всегда живы для Бога, так как смерть не имеет над нами власти. Да, физически мы все еще умираем, но для Бога все живы, потому что Он – Бог живых, а не мертвых. И наша смерть еще не есть окончание жизни. Христос воскрес, и мы воскреснем! Господь живой, и мы будем живы, чтобы не умирать больше никогда! Чтобы наследовать уготованное всем верным Царство Небесное и блаженную вечность.

Но для наследования вечной жизни многое зависит от жизни земной. Как мы сумеем провести отпущенные нам дни, принесем ли покаяние в совершённых беззакониях, потщимся ли угодить Богу? Апостол Павел призывает своих учеников и всех христиан быть мертвыми для греха, но живыми для Бога. Совсем не просто совладать со своей греховной сущностью, ведь грех так прочно вошел в нас, в наше тело и душу. Мы привыкли грешить, возлюбили грех, потворствуем собственным страстям и движениям плоти. Но ведь все эти земные наслаждения ограничены во времени, преходящи, к тому же очень быстро надоедают. За мнимым насыщением приходит неудовлетворенность, а потом разочарованность, вследствие которой – безутешная тоска. И так далее, по кругу… Человек страдает от подобного существования, мечется, ищет выхода из сложившегося духовного тупика. А выход-то один – покаяние, обращение к Богу, понимание того, что все земное – тленно и тщетно, а все духовное – вечно и благодатно. И потому жить для Бога значит возлюбить Его более греха, более всего земного! Если будет в сердце действительно искренняя и сильная любовь к Господу, то просто не захочется огорчать Отца Небесного и поступать так, как не угодно Богу. Принятие крещения – лишь начало жизни для Бога. Остальное зависит от нас, нашего стремления к духовному совершенству, веры, дел милосердия, а главное – от нашей любви к Богу и ближним.

Апостол Павел открыл нам сегодня непреложные истины, о которых просто недостойно забывать. Нельзя злоупотреблять милосердием Божиим, творя грехи и беззакония и оправдываясь, что Господь все равно нас простит, что бы мы ни совершали. Это – преступно. Это равносильно тому, как в земной жизни сын бы безнаказанно совершал различные злодеяния, свободно грешил, потому что знал, что отец любит его и всегда простит. Но ведь такими действиями непутевый сын наносит страшный удар, надрывает сердце любящего его родителя. Так разве своими грехами мы не разбиваем сердце Христа Спасителя?!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Становясь на христианский путь, мы принимаем на себя определенные обязательства. Мы решаем быть верными Христу, вести жизнь по заповедям Божиим преображаем все наше бытие. Действительно, то, что было вожделенно для нас в прежней, внецерковной жизни, отныне утрачивает свою значимость, а на первый план выдвигаются иные постулаты и другие ценности. В современных условиях результат крещения, принятия христианской веры, не всегда зримо выражается. Но апостол Павел призывает более серьезно подходить к этому вопросу. Не формально, а с разумением. Став христианами, мы должны умереть для одного образа жизни, чтобы родиться для другого!

Когда человек принимает в душу свою Христа, то в нем происходит не просто этическая, нравственная перемена. Господь входит в нас, всегда пребывает с нами. Великое счастье для каждого христианина в этом непреложном единстве, в отождествлении с Господом нашим Иисусом Христом! Такое состояние можно сравнить разве что с человеческим дыханием. Мы живем, пока дышим, пока воздух есть как вокруг нас, так и в нас. Точно так же, если мы не находимся во Христе и если Господь не пребывает внутри нас самих, то о какой жизни с Богом может идти речь?! Христос нужен нам не только как свет, не только как любовь, но и как воздух для жизни, как сама жизнь. А для этого и сами мы должны непрестанно стараться, молиться, духовно совершенствоваться, возрастать в очах Божиих в нашей верности и любви. Здесь нельзя останавливаться, нельзя сомневаться. Враг рода человеческого так и рыщет, так и ждет, чтобы столкнуть нас с правильного пути, отвести в сторону, заморочить, запутать. В том числе и греховным искушением. Но непрестанная борьба с грехом не только нужна, она и полезна, потому что закаляет христианина, дает силы противоборствовать злу и беззаконности, да и награда в этой битве так велика – бесконечная Божественная любовь, наследование Царства Небесного. Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Приидите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитвах, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти на небо и возлечь на вечери блаженств».

Поясняя услышанные нами сегодня апостольские слова, Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Апостол Павел разумеет здесь два умерщвления и две смерти. Одно совершается Христом в крещении, а другое обязаны совершить мы сами, своей рачительностью после крещения».

Потщимся же так любить Бога, так гореть духом и ревновать о добродетели, чтобы никакой грех не имел более над нами главенствующей власти. К праведной жизни призваны мы Самим Господом нашим Иисусом Христом, крестной смертью Его и пресветлым воскресением. Аминь.

Комментировать