Провока́ция – см. Искушение.
Первая провокация в Священной истории – искушение прародителей сатаной, приведшее к грехопадению человечества. (Быт.3:1-6).
Какие можно вспомнить провокации по отношению ко Христу?
- Искушение диаволом в пустыне (Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13).
- Вопрос о подати кесарю (Мф.22:15-22; Мк.12:13-17; Лк.20:20-26).
- О женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:2-11).
- Вопрос о семи мужах и одной жене от саддукеев (Мф.22:23-33; Мк.12:18-27; Лк.20:27-39).
Виновен ли христианин в грехе, на который его спровоцировали?
Факт провоцирования христианина, предшествовавшего совершению им греховного деяния и способствовавшего его склонению к этому греху, не является безусловным основанием для освобождения его от вменения вины.
Дьявол спровоцировал Еву, а Ева Адама, однако же, оба были признаны виновными и понесли соответствовавшее греху наказание.
Между тем, в ряде случаев грех, совершенный под влиянием провокации, может быть оценен как менее тяжкий в сравнении со случаями, когда аналогичные деяния совершаются по собственной инициативе, осмысленно, осознанно, с охотой.
Заметим, что некоторые виды поступков, совершенных в таких-то и таких-то обстоятельствах и оцениваемых как грех, могут не расцениваться как таковой в случае, если они были спровоцированы извне и совершены в принципиально иных обстоятельствах. Например, убийство – грех, но если на какую-либо страну нападает враг, Церковь может благословить верующих, граждан атакуемой страны, на вооруженный отпор (что, понятно, может привести к большому количеству смертей).
Считается ли мучеником за Христа тот, кто провоцирует своих гонителей?
Церковью, как правило, не признавались святыми мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Так, епископ Менсурий Карфагенский (начало IV в.) запрещал своей пастве посещать в темницах тех, кто попадал туда из-за оскорбления язычников, а Эльвирский Собор, бывший в 305 году, прямо постановил, что убитые в походах при разрушении языческих капищ и идолов не должны быть признаваемы мучениками.
Является ли провокация приемлемым поводом к войне?
«Готовясь к войне, прежде всего заранее предусмотри, чтобы причина этой войны была законной, и не обращай против врагов неправедную силу до тех пор, пока они со свойственным им нечестивым обычаем развязывания войны сами не нападут на нашу землю первыми.
Ведь для нас всегда предпочтителен мир во имя Христа, всеединого Владыки и Господа Бога, как с подвластными нам народами, так и с варварами, и если эти народы из любви к миру будут держать свои границы закрытыми и не станут действовать несправедливо, то ты и сам будешь огражден от нападений, и не обагришь землю кровью ни соплеменников, ни варваров.
Вместо того чтобы получить обвинение врагов, что ты начал неправедную войну без какой бы то ни было несправедливости к тебе, пусть будут обвинены сами враги в том, что они сотворили несправедливость в отношении миролюбивых подданных нашего величества. Нам же, исходящим из миролюбия людей, всегда следует, насколько это возможно, добрососедствовать с сопредельными народами, желающими этого, никогда не творить обид тем подвластным нам народам, которые предпочитают мирное состояние всякому остальному, жить с ними в согласии и отвергать войны.
Если же враги не проявят благоразумия, но продемонстрируют несправедливость, вторгнувшись в нашу землю, тогда возникнет законная причина (а именно несправедливая война со стороны врагов) решительно и смело повести войну против них, поскольку они создали к этому предпосылки, подняв неправедную руку на наших подданных; при этом появится твердая уверенность в том, что ты получишь обоснованную помощь Господа Бога и, мобилизовав все силы, преодолеешь опасность, нависшую над нашими собратьями».
Лев Мудрый, имп. Тактика. СПб., 2012. С. 108-109
Цитаты о провокации
«Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих».
Лук.17:1-2
Комментировать