Клевета

***

Кле­вета́ – 1) без­осно­ва­тель­ное или заве­домо ложное обви­не­ние кого-либо; 2) дис­кре­ди­ти­ру­ю­щая кого-либо молва или слух, осно­ван­ная (осно­ван­ный) на лжи; 3) умыш­лен­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние ложных слухов, поро­ча­щих чью-либо честь и досто­ин­ство; 4) излюб­лен­ное заня­тие диа­вола. 

Кле­вета — лже­сви­де­тель­ство, нару­ше­ние 9‑й запо­веди (Исх. 20:10).

Хри­сти­ан­ство учит не дове­рять кле­вете. Рас­спроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Рас­спроси друга, может быть, не гово­рил он того; и если сказал, то пусть не повто­рит того. Рас­спроси друга, ибо часто бывает кле­вета (Сир. 19:13–15).

Первая кле­вета встре­ча­ется в 3 главе Бытия, когда сатана кле­ве­щет на Бога, пред­став­ляя Творца лжецом. От этой кле­веты про­изо­шло гре­хо­па­де­ние чело­ве­че­ства, поэтому сатана име­ну­ется кле­вет­ни­ком.

Слово кле­вета наи­бо­лее часто встре­ча­ется в книгах Мак­ка­веев.

Кле­ве­той на Христа иудей­ские пер­во­свя­щен­ники доби­лись от про­ку­ра­тора Иудеи смерт­ного при­го­вора. Кле­вета на первых хри­стиан часто слу­жила при­чи­ной гоне­ний. Так, окле­ве­тав хри­стиан в под­жоге Рима, Нерон ини­ци­и­ро­вал новую волну гоне­ний на хри­сти­ан­ство по всей импе­рии.

Опро­вер­же­нием кле­веты на хри­стиан зани­ма­лись первые апо­го­ло­геты хри­сти­ан­ства.

Кле­вет­ни­че­ский харак­тер носили обви­не­ния в адрес свят. Иоанна Зла­то­уста, при­вед­шие его к осуж­де­нию,  лише­нию кафедры и ссыл­кам.

В период совет­ских гоне­ний на хри­сти­ан­ство госу­дар­ство часто при­бе­гало к кле­вете для осуж­де­ния ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков.  Так, свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов) был рас­стре­лян по кле­вет­ни­че­скому обви­не­нию в созда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной монар­хи­че­ской орга­ни­за­ции.

Согласно 145 пра­вилу Кар­фа­ген­ского Собора, если вина кли­рика по одному из пунк­тов обви­не­ния не дока­зана, после­ду­ю­щие обви­не­ния не рас­смат­ри­ва­ются. Это пра­вило про­ти­во­дей­ствует рас­про­стра­не­нию кле­веты.

***

Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов?

В отли­чие от многих других видов греха, нано­ся­щих нрав­ствен­ный вред глав­ным обра­зом совер­ша­ю­щему их греш­нику, кле­вета может ска­зы­ваться, а нередко и ска­зы­ва­ется на огром­ном коли­че­стве людей и даже на целых наро­дах. Причём речь идёт не только о тех людях, кото­рые под­вер­га­ются кле­вет­ни­че­ским обви­не­ниям, но и о тех, кто созна­тельно или по лег­ко­мыс­лию участ­вует в лже­сви­де­тель­стве: все они в резуль­тате могут пред­стать перед судом Боже­ствен­ной Правды (см: Ложь).

Так, во вре­мена Вет­хого Завета наду­ман­ные обви­не­ния в адрес иудеев, воз­вра­тив­шихся из Вави­лон­ского плена и при­сту­пив­ших к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­ного Храма (1Ездр.4:6), при­вели к оста­новке стро­и­тель­ства на несколько лет (1Ездр.4:4:24). В итоге иудеи не могли пол­но­ценно справ­лять пред­пи­сан­ные им рели­ги­оз­ные обряды, а винов­ными в этом ока­за­лись кле­вет­ники.

Во вре­мена Нового Завета кле­вета в адрес Христа (а Его, как известно, обви­няли в нару­ше­нии закона, пособ­ни­че­стве диа­волу и бого­хуль­стве) довела не уве­ро­вав­ших иудеев до бого­убий­ства (Ин.19:15).

Кле­вета в адрес хри­стиан, обви­ня­е­мых в заго­во­рах против Рим­ских вла­стей, кро­во­сме­ше­ниях, людо­ед­стве, покло­не­нии осли­ной голове, спо­соб­ство­вала при­умно­же­нию нена­ви­сти к ним как со сто­роны могу­ще­ствен­ных язы­че­ских фана­ти­ков, так и со сто­роны про­сто­лю­ди­нов. В резуль­тате, хри­стиан истя­зали, бро­сали в тем­ницы, умерщ­вляли зве­рями, огнём и мечом. Само собой разу­ме­ется, что при таком поло­же­нии вещей ответ­ствен­ность за невин­ную кровь ложи­лась не только на истя­за­те­лей и пала­чей, но и на про­во­ци­ро­вав­ших их кле­вет­ни­ков.

Не будем забы­вать, что именно кле­вета побу­дила дру­же­ствен­ных ден­нице анге­лов вос­стать против Бога, в резуль­тате чего все они были низ­верг­нуты с небес. Само имя «диавол» интер­пре­ти­ру­ется в бого­сло­вии как про­тив­ник и кле­вет­ник (см.: Сатана).

***

Если жалоба неспра­вед­лива, то дела­ется кле­ве­той.
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Если же под­верг­нешься кле­вете и после откро­ется чистота сове­сти твоей, не гор­дись, но со сми­ре­нием служи Гос­поду, изба­вив­шему тебя от кле­веты чело­ве­че­ской.
Не огор­чай брата кле­ве­той на брата его, ибо не дело любви-воз­буж­дать ближ­него на поги­бель души.
Не должно и дове­рять гово­ря­щему дурное, потому что кле­вета часто бывает от зави­сти.
Как моль портит одежду, так кле­вета-душу хри­сти­а­нина.
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за окле­ве­тав­шего, Бог будет откры­вать соблаз­нив­ше­муся истину о тебе.
прп. Максим Испо­вед­ник

Душа кле­вет­ника имеет язык с тремя жалами, ибо уязв­ляет и себя, и слы­ша­щего, и окле­ве­тан­ного.
авва Фалас­сий

Помни, что тот, кто слышит о себе кле­вету, не только не терпит вреда, но еще полу­чит вели­чай­шую награду. Нико­гда не при­ни­май кле­веты на ближ­него своего, но оста­нав­ли­вай кле­вет­ника такими сло­вами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяж­кими гре­хами, как же нам осуж­дать других?»
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Любя­щий ближ­него нико­гда не может тер­петь кле­вет­ни­ков, но убе­гает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествич­ник

Окле­ве­тали вас… хотя вы неви­новны? Надо бла­го­душно тер­петь. И это пойдет вместо епи­ти­мий за то, в чем сами себя счи­та­ете винов­ными. Поэтому кле­вета для вас – милость Божия. Надо непре­менно при­ми­риться с окле­ве­тав­шими, как это ни трудно.
св. Феофан Затвор­ник

Зло­ре­чием и кле­ве­той сми­ря­емся, и само­мне­ние наше уни­что­жа­ется. Так дается нам зло­ре­чи­вый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не пре­воз­но­си­лись.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Обви­не­ние на пре­сви­тера не иначе при­ни­май, как при двух или трех сви­де­те­лях  (1Тим. 5:19).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки