1) Бог един по сущности, но по Лицам Он троичен.
2) Сущность и Лицо — не одно и то же.
3) Таким образом, Бог един и троичен не в одном отношении, а в разных.
См. подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»
1) Не единосущные лица не могут представлять собой абсолютного единства, но Бог абсолютно един.
2) Не единосущные лица обладают разными сущностными свойствами, а следовательно, они не могут быть равно совершенными.
3) Догмат о Пресвятой Троице явно свидетельствует о единосущии Божеских Лиц.
См. подробнее: Святая Троица
Представить, что каждая Божеская Ипостась заключает в себе только одну треть Божеской сущности, значит представить, что каждое Божеское Лицо является Богом лишь на одну треть (Господи, помилуй — является недобогом).
См. подробнее: Святая Троица
1) Каждое Божественное Лицо является Богом, однако три Божественных Лица представляют не трёх Богов, а одного, единственного, Единого и Нераздельного.
2) Три Божественных Лица пребывают не одно подле другого, а одно в другом, во взаимном проникновении.
3) Каждое Божественное Лицо имеет единство с двумя другими не меньшее, чем то единство, которое испытывает Само по отношению к Себе.
См. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице
1) Между Божественными Лицами нет командиров и подчинённых.
2) Началом в Пресвятой Троице может именоваться Бог Отец, однако не в смысле верховенства по власти, но в ином смысле: именно Он рождает Сына и именно от Него исходит Святой Дух (то есть Он — Источник бытия Сына и Святого Духа).
Так утверждать нельзя, ведь определение «Бог — это Сын» приведёт к извращённому представлению, что и Отец, Который также является Богом, и Святой Дух, Который тоже есть Бог, — это Сын.
См. подробнее: Различение и разъяснение терминов
1) Поскольку каждое божественное Лицо именуется Богом, а Богу, по определению, чуждо какое-либо несовершенство, постольку утверждаем, что Божественные Лица равно совершенны.
2) Назвать Сына менее совершенным, чем Отец, значит, извратить учение о том, что Он — Бог.
См. подробнее: О Троице
1) Сам в Себе Бог не зависит от условий времени, и следовательно, к Нему, по Его бытию, не приложимы категории прошлого, настоящего и будущего.
2) Однако, учитывая, что в нашем языке (как и в других) нет форм глаголов, отображающих вечность, в данном случае допустимо употреблять глагол в прошедшем времени: родил.
3) Такая форма глагола используется в богословии, например, для того, чтобы подчеркнуть, что Сын существовал прежде сотворения мира. В этом случае можно утверждать: Сын рождён прежде всех веков.
См. подробнее: Вечность
1) Поскольку Бог не зависит от условий времени, и рождение Сына от Отца происходит в вечности, то данная форма глагола не вполне точно указывает на это рождение. У нас в языке нет таких глагольных форм, которые бы отражали вечность: отсюда и использование формы настоящего времени.
2) Такая форма глагола допустима, но подразумевает необходимость правильного её осмысления.
См. подробнее: Вечность
1) Утверждение, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына проповедуется Римо-католической церковью.
2) Такого утверждения не найти в Священном Писании; напротив, Писание сообщает об исхождении Святого Духа от Отца (Ин.15:26).
3) Такое утверждение не соответствуют Никео-Цареградскому Символу веры.
См. подробнее: Православное учение о личном свойстве Святого Духа и его истинность
1) Бог не познаваем для человека в полной мере, однако из этого не следует, что Он не может быть познан частично.
2) В Священном Писании, а оно — богодухновенно, используются различные аналогии и метафоры, позволяющие лучше понять, Кто Такой Бог (в рамках которых Бог сопоставляется со светом, с любящим отцом, женихом, огнём и пр.).
3) Святые Отцы, раскрывая богооткровенное учение о Боге, использовали множество аналогий. При этом они подчёркивали, что аналогии — это всего лишь аналогии, и осмысливать их надо в духовном ключе.
См. подробнее: Аналогии Святой Троицы в мире
1) В Священном Писании Бог не называется «Троицей»
2) Этот термин, в приложении к Богу, не встречается в сочинениях церковных писателей I века.
Считается, что термин «Троица» был введён в богословский оборот Феофилом Антиохийским, в конце II века.
См. подробнее: Троица
1) Любое лицо отлично от другого лица в том или ином отношении.
2) Божественные Лица не различаются сущностными свойствами, однако различаются ипостасными свойствами.
3) Ипостасные свойства Божеских Лиц — следующие: Отец безначален, ни от кого не рождается и не исходит, но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа; Сын вечно рождается от Отца, а Святой Дух вечно исходит от Отца.
См. подробнее: Святая Троица
1) Если бы мы признали, что Отец, и Сын, и Святой Дух — три действователя, а не один, нам пришлось бы признать трёх Творцов, трёх, Вседержителей, трёх Промыслителей, наконец, трёх Богов.
2) Действие Отца и Сына и Святого Духа не есть суммарная совокупность трёх обособленных действий Божеских Лиц, но есть действие единого Бога, единое действие Пресвятой Троицы.
См. подробнее: Православное Догматическое Богословие в конспективном изложении
1) Святой Дух — не Божественная энергия, а Божеская Ипостась.
2) Энергия Божия есть Божественное действие, проистекающее от Отца через Сына и проявляющееся во Святом Духе.
См. подробнее: О Святом Духе, доказательство, заимствованное из разума
1) В широком значении слова благодать Божия есть Божественное действие, направленное на попечение о мире. В узком смысле, благодать — Божественное действие, направленное на спасение человека.
2) Поскольку Божественное действие всегда есть единое действие Отца и Сына и Святого Духа, постольку благодать Святого Духа есть благодать Пресвятой Троицы.
См. подробнее: Благодать
1) Выражение «Святой Дух» иногда употребляется в богословии в значении «благодать Святого Духа», например, во фразах типа: стяжать Святого Духа.
2) Для того, чтобы различить, в каком именно значении употреблено данное выражение, следует обращать внимание на контекст.
1) Воплотился только Сын Божий, однако в действии воплощения участвовал Отец и Сын и Святой Дух.
2) Выражаясь адаптированным святоотеческим языком, Отец участвовал благоволением, а Святой Дух содействием.
См. подробнее: Боговоплощение
В Священном Писании Ветхого Завета содержится немало свидетельств, указывающих на то, что Бог — Отец и Сын и Святой Дух.
См. подробнее: Свидетельство Священного Писания Ветхого Завета
1) Несторий отстаивал еретическое учение, согласно которому Богородица не может именоваться Богородицей, поскольку Дева не может родить Бога.
2) Ересь Нестория опровергала учение о Лице Господа Иисуса Христа, но не затрагивала прямо учение о Боге Самом в Себе, о Боге, едином по существу и троичном по Лицам.
См. подробнее: Ариане
1) Монофелиты учили о том, что во Христе — одна воля, а не две, как учат православные (Божественная и человеческая).
2) Ересь монофелитов относится к христологическим, а не триадологическим ересям.
См. подробнее: Ариане
О существовании двух богов учил другой еретик: Маркион.
См. подробнее: Справочник по ересям, сектам и расколам
1) Бог един, имеет единое действие; благословение и восприятие Жертвы — это тоже Божественное действие.
2) Иисус Христос принёс Себя в Жертву по человеческому естеству, но и Он же принял её по Божескому естеству.
3) Таким образом, Жертва была принесена Отцу и Сыну и Святому Духу.
См. подробнее: Некоторые размышления о том, Кому же все-таки была принесена Голгофская Жертва
1) Свойство «Премудрость» — сущностное свойство Отца и Сына и Святого Духа.
2) Однако, в особом смысле имя «Премудрость» усваивается другому Божественному Лицу.
См. подробнее: Премудрость
1) Святой Дух иногда именуется Духом Истины, Духом Премудрости.
2) Между тем, в особом значении именем «Премудрость» традиционно обозначается другое Божественное Лицо.
3) Основанием этому служит Священное Писание: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:23-24).
См. подробнее: Премудрость
Лица Святой Троицы обладают святостью в равной степени.
1. Святость – одно из существенных Божеских свойств.
2. Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло.
3. Только Бог свят по Своей природе. Будучи Сам свят, Бог требует святости от разумно-свободных творений; человек может быть свят только через причастие святости Божией.
См. подробнее: Святость
Правильно молиться Святой Троице молитвой ко Святой Троице или любой Её ипостаси.
1. Несмотря на то, что мы различаем в Боге Лица, сущность, энергию, основываясь на Божественном Откровении, мы утверждаем, что Бог абсолютно Един, причём, не только Един, но и прост.
2. Когда, молясь Богу, мы обращаемся по имени к какому-либо Божественному Лицу, то понимаем, что обращаемся не к обособленному богу-лицу, а к одному из Лиц Единого и Нераздельного, абсолютно Единого Бога.
3. Божественная Ипостась, имя Которой произносится во время молитвы, осознаёт Себя Ипостасью Единого и Нераздельного Бога. Молитву «слышит» Бог-Троица и отвечает на молитву Бог-Троица; действие Отца и Сына и Святого Духа — не сумма обособленных действий трёх Лиц, а абсолютно единое действие, проистекающее от Отца через Сына и проявляющееся во Святом Духе.
См. подробнее: Кто из Лиц Святой Троицы слышит молитву?
Действие, воля, ум, проявление в мире являются общими у всех трёх Лиц Святой Троицы.
1. В Боге мы созерцаем Три Личности, абсолютно тождественные по природе и силам, но различные по образу своего бытия.
2. «Быть нерожденным, рождаться и исходить даёт именования: первое — Отцу, второе — Сыну, третье — Святому Духу, так что неслитность Трёх Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества», — пишет святитель Григорий Богослов.
3. Они равны и едины во всём, «кроме нерожденности, рождения и исхождения», — пишет святой Иоанн Дамаскин.
См. подробнее: Святая Троица
Лица Святой Троицы не имеют пола.
1. Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух, совершенный, вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный.
2. В Священном Писании указано: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
См. подробнее: Гал.3:26-28
Вы успешно прошли квиз.
Преподобный Исаак Сирин: «Нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно нескончаемо. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
Комментировать