Православное учение о Троице

Бог един и троичен…
Лица Пре­свя­той Троицы…
Дог­мат о Пре­свя­той Тро­и­це фор­му­ли­ру­ет­ся сле­ду­ю­щим образом: …
Если вер­но утвер­жде­ние, что Сын (Божий) — Бог, то вер­но ли обрат­ное утвер­жде­ние, что Бог — это Сын?
Если Отец рож­да­ет Сына и изво­дит Свя­то­го Духа, то мож­но ли утвер­ждать, что Отец более совер­ше­нен, чем Сын и Свя­той Дух?
Как пра­виль­но гово­рить: «Бог-Отец родил Сына» или «Бог-Отец рож­да­ет Сына»?
Свя­той Дух исхо­дит от…
Какие ана­ло­гии Свя­той Тро­и­цы исполь­зо­ва­лись свя­ты­ми отцами?
Тер­мин «Тро­и­ца»…
Боже­ские Лица…
Боже­ствен­ное действие…
Свя­той Дух в Цер­ков­ном Пре­да­нии именуется…
Выра­же­ния «бла­го­дать Пре­свя­той Тро­и­цы» и «бла­го­дать Свя­то­го Духа»…
Может ли выра­же­ние «Свя­той Дух» исполь­зо­вать­ся для обо­зна­че­ния бла­го­да­ти Свя­то­го Духа?
В дей­ствии вопло­ще­ния Сына Божия…
Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Завета…
Кто из пере­чис­лен­ных ере­ти­ков отри­цал еди­но­су­щие Сына Божия Богу Отцу?
В чём заблуж­дал­ся ере­тик Саве­лий Птолемаидский?
Кому была при­не­се­на Крест­ная Жертва?
Какую Ипо­стась Пре­свя­той Тро­и­цы тра­ди­ци­он­но назы­ва­ют, в осо­бом смыс­ле, Премудростью?
Кто из Лиц Свя­той Тро­и­цы обла­да­ет наи­боль­шей святостью?
Как пра­виль­но молить­ся Свя­той Троице?
Что «общее» у всех трёх Лиц Свя­той Троицы?
Како­го пола Лица Свя­той Троицы?

1) Бог един по сущ­но­сти, но по Лицам Он тро­и­чен.
2) Сущ­ность и Лицо — не одно и то же.
3) Таким обра­зом, Бог един и тро­и­чен не в одном отно­ше­нии, а в разных.

См. подроб­нее: Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»

1) Не еди­но­сущ­ные лица не могут пред­став­лять собой абсо­лют­но­го един­ства, но Бог абсо­лют­но един.
2) Не еди­но­сущ­ные лица обла­да­ют раз­ны­ми сущ­ност­ны­ми свой­ства­ми, а сле­до­ва­тель­но, они не могут быть рав­но совер­шен­ны­ми.
3) Дог­мат о Пре­свя­той Тро­и­це явно сви­де­тель­ству­ет о еди­но­су­щии Боже­ских Лиц.

См. подроб­нее: Свя­тая Троица

Пред­ста­вить, что каж­дая Боже­ская Ипо­стась заклю­ча­ет в себе толь­ко одну треть Боже­ской сущ­но­сти, зна­чит пред­ста­вить, что каж­дое Боже­ское Лицо явля­ет­ся Богом лишь на одну треть (Гос­по­ди, поми­луй — явля­ет­ся недобогом).

См. подроб­нее: Свя­тая Троица

1) Каж­дое Боже­ствен­ное Лицо явля­ет­ся Богом, одна­ко три Боже­ствен­ных Лица пред­став­ля­ют не трёх Богов, а одно­го, един­ствен­но­го, Еди­но­го и Нераздельного.

2) Три Боже­ствен­ных Лица пре­бы­ва­ют не одно под­ле дру­го­го, а одно в дру­гом, во вза­им­ном проникновении.

3) Каж­дое Боже­ствен­ное Лицо име­ет един­ство с дву­мя дру­ги­ми не мень­шее, чем то един­ство, кото­рое испы­ты­ва­ет Само по отно­ше­нию к Себе.

См. подроб­нее: Дог­мат о Пре­свя­той Троице

1) Меж­ду Боже­ствен­ны­ми Лица­ми нет коман­ди­ров и подчинённых.

2) Нача­лом в Пре­свя­той Тро­и­це может име­но­вать­ся Бог Отец, одна­ко не в смыс­ле вер­хо­вен­ства по вла­сти, но в ином смыс­ле: имен­но Он рож­да­ет Сына и имен­но от Него исхо­дит Свя­той Дух (то есть Он — Источ­ник бытия Сына и Свя­то­го Духа).

Так утвер­ждать нель­зя, ведь опре­де­ле­ние «Бог — это Сын» при­ве­дёт к извра­щён­но­му пред­став­ле­нию, что и Отец, Кото­рый так­же явля­ет­ся Богом, и Свя­той Дух, Кото­рый тоже есть Бог, — это Сын.

См. подроб­нее: Раз­ли­че­ние и разъ­яс­не­ние терминов

1) Посколь­ку каж­дое боже­ствен­ное Лицо име­ну­ет­ся Богом, а Богу, по опре­де­ле­нию, чуж­до какое-либо несо­вер­шен­ство, постоль­ку утвер­жда­ем, что Боже­ствен­ные Лица рав­но совершенны.

2) Назвать Сына менее совер­шен­ным, чем Отец, зна­чит, извра­тить уче­ние о том, что Он — Бог.

См. подроб­нее: О Тро­и­це

1) Сам в Себе Бог не зави­сит от усло­вий вре­ме­ни, и сле­до­ва­тель­но, к Нему, по Его бытию, не при­ло­жи­мы кате­го­рии про­шло­го, насто­я­ще­го и будущего.

2) Одна­ко, учи­ты­вая, что в нашем язы­ке (как и в дру­гих) нет форм гла­го­лов, отоб­ра­жа­ю­щих веч­ность, в дан­ном слу­чае допу­сти­мо упо­треб­лять гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни: родил.

3) Такая фор­ма гла­го­ла исполь­зу­ет­ся в бого­сло­вии, напри­мер, для того, что­бы под­черк­нуть, что Сын суще­ство­вал преж­де сотво­ре­ния мира. В этом слу­чае мож­но утвер­ждать: Сын рож­дён преж­де всех веков.

См. подроб­нее: Веч­ность

1) Посколь­ку Бог не зави­сит от усло­вий вре­ме­ни, и рож­де­ние Сына от Отца про­ис­хо­дит в веч­но­сти, то дан­ная фор­ма гла­го­ла не вполне точ­но ука­зы­ва­ет на это рож­де­ние. У нас в язы­ке нет таких гла­голь­ных форм, кото­рые бы отра­жа­ли веч­ность: отсю­да и исполь­зо­ва­ние фор­мы насто­я­ще­го времени.

2) Такая фор­ма гла­го­ла допу­сти­ма, но под­ра­зу­ме­ва­ет необ­хо­ди­мость пра­виль­но­го её осмысления.

См. подроб­нее: Веч­ность

1) Утвер­жде­ние, что Свя­той Дух исхо­дит от Отца и от Сына про­по­ве­ду­ет­ся Римо-като­­ли­­че­ской церковью.

2) Тако­го утвер­жде­ния не най­ти в Свя­щен­ном Писа­нии; напро­тив, Писа­ние сооб­ща­ет об исхож­де­нии Свя­то­го Духа от Отца (Ин.15:26).

3) Такое утвер­жде­ние не соот­вет­ству­ют Никео-Царе­­гра­д­ско­­му Сим­во­лу веры.

См. подроб­нее: Пра­во­слав­ное уче­ние о лич­ном свой­стве Свя­то­го Духа и его истинность

1) Бог не позна­ва­ем для чело­ве­ка в пол­ной мере, одна­ко из это­го не сле­ду­ет, что Он не может быть познан частично.

2) В Свя­щен­ном Писа­нии, а оно — бого­дух­но­вен­но, исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные ана­ло­гии и мета­фо­ры, поз­во­ля­ю­щие луч­ше понять, Кто Такой Бог (в рам­ках кото­рых Бог сопо­став­ля­ет­ся со све­том, с любя­щим отцом, жени­хом, огнём и пр.).

3) Свя­тые Отцы, рас­кры­вая бого­от­кро­вен­ное уче­ние о Боге, исполь­зо­ва­ли мно­же­ство ана­ло­гий. При этом они под­чёр­ки­ва­ли, что ана­ло­гии — это все­го лишь ана­ло­гии, и осмыс­ли­вать их надо в духов­ном ключе.

См. подроб­нее: Ана­ло­гии Свя­той Тро­и­цы в мире

1) В Свя­щен­ном Писа­нии Бог не назы­ва­ет­ся «Тро­и­цей»

2) Этот тер­мин, в при­ло­же­нии к Богу, не встре­ча­ет­ся в сочи­не­ни­ях цер­ков­ных писа­те­лей I века.

Счи­та­ет­ся, что тер­мин «Тро­и­ца» был вве­дён в бого­слов­ский обо­рот Фео­фи­лом Антио­хий­ским, в кон­це II века.

См. подроб­нее: Тро­и­ца

1) Любое лицо отлич­но от дру­го­го лица в том или ином отношении.

2) Боже­ствен­ные Лица не раз­ли­ча­ют­ся сущ­ност­ны­ми свой­ства­ми, одна­ко раз­ли­ча­ют­ся ипо­стас­ны­ми свойствами.

3) Ипо­стас­ные свой­ства Боже­ских Лиц — сле­ду­ю­щие: Отец без­на­ча­лен, ни от кого не рож­да­ет­ся и не исхо­дит, но Сам рож­да­ет Сына и изво­дит Свя­то­го Духа; Сын веч­но рож­да­ет­ся от Отца, а Свя­той Дух веч­но исхо­дит от Отца.

См. подроб­нее: Свя­тая Троица

1) Если бы мы при­зна­ли, что Отец, и Сын, и Свя­той Дух — три дей­ство­ва­те­ля, а не один, нам при­шлось бы при­знать трёх Твор­цов, трёх, Все­дер­жи­те­лей, трёх Про­мыс­ли­те­лей, нако­нец, трёх Богов.

2) Дей­ствие Отца и Сына и Свя­то­го Духа не есть сум­мар­ная сово­куп­ность трёх обособ­лен­ных дей­ствий Боже­ских Лиц, но есть дей­ствие еди­но­го Бога, еди­ное дей­ствие Пре­свя­той Троицы.

См. подроб­нее: Пра­во­слав­ное Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие в кон­спек­тив­ном изложении

1) Свя­той Дух — не Боже­ствен­ная энер­гия, а Боже­ская Ипостась.

2) Энер­гия Божия есть Боже­ствен­ное дей­ствие, про­ис­те­ка­ю­щее от Отца через Сына и про­яв­ля­ю­ще­е­ся во Свя­том Духе.

См. подроб­нее: О Свя­том Духе, дока­за­тель­ство, заим­ство­ван­ное из разума

1) В широ­ком зна­че­нии сло­ва бла­го­дать Божия есть Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на попе­че­ние о мире. В узком смыс­ле, бла­го­дать — Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние человека.

2) Посколь­ку Боже­ствен­ное дей­ствие все­гда есть еди­ное дей­ствие Отца и Сына и Свя­то­го Духа, постоль­ку бла­го­дать Свя­то­го Духа есть бла­го­дать Пре­свя­той Троицы.

См. подроб­нее: Бла­го­дать

1) Выра­же­ние «Свя­той Дух» ино­гда упо­треб­ля­ет­ся в бого­сло­вии в зна­че­нии «бла­го­дать Свя­то­го Духа», напри­мер, во фра­зах типа: стя­жать Свя­то­го Духа.

2) Для того, что­бы раз­ли­чить, в каком имен­но зна­че­нии упо­треб­ле­но дан­ное выра­же­ние, сле­ду­ет обра­щать вни­ма­ние на контекст.

1) Вопло­тил­ся толь­ко Сын Божий, одна­ко в дей­ствии вопло­ще­ния участ­во­вал Отец и Сын и Свя­той Дух.

2) Выра­жа­ясь адап­ти­ро­ван­ным свя­то­оте­че­ским язы­ком, Отец участ­во­вал бла­го­во­ле­ни­ем, а Свя­той Дух содействием.

См. подроб­нее: Бого­во­пло­ще­ние

В Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хо­го Заве­та содер­жит­ся нема­ло сви­де­тельств, ука­зы­ва­ю­щих на то, что Бог — Отец и Сын и Свя­той Дух.

См. подроб­нее: Сви­де­тель­ство Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Завета

1) Несто­рий отста­и­вал ере­ти­че­ское уче­ние, соглас­но кото­ро­му Бого­ро­ди­ца не может име­но­вать­ся Бого­ро­ди­цей, посколь­ку Дева не может родить Бога.

2) Ересь Несто­рия опро­вер­га­ла уче­ние о Лице Гос­по­да Иису­са Хри­ста, но не затра­ги­ва­ла пря­мо уче­ние о Боге Самом в Себе, о Боге, еди­ном по суще­ству и тро­ич­ном по Лицам.

См. подроб­нее: Ари­ане

1) Моно­фе­ли­ты учи­ли о том, что во Хри­сте — одна воля, а не две, как учат пра­во­слав­ные (Боже­ствен­ная и человеческая).

2) Ересь моно­фе­ли­тов отно­сит­ся к хри­сто­ло­ги­че­ским, а не три­а­до­ло­ги­че­ским ересям.

См. подроб­нее: Ари­ане

О суще­ство­ва­нии двух богов учил дру­гой ере­тик: Мар­ки­он.
См. подроб­нее: Спра­воч­ник по ере­сям, сек­там и расколам

1) Бог един, име­ет еди­ное дей­ствие; бла­го­сло­ве­ние и вос­при­я­тие Жерт­вы — это тоже Боже­ствен­ное действие.

2) Иисус Хри­стос при­нёс Себя в Жерт­ву по чело­ве­че­ско­му есте­ству, но и Он же при­нял её по Боже­ско­му естеству.

3) Таким обра­зом, Жерт­ва была при­не­се­на Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

См. подроб­нее: Неко­то­рые раз­мыш­ле­ния о том, Кому же все-таки была при­не­се­на Гол­гоф­ская Жертва

1) Свой­ство «Пре­муд­рость» — сущ­ност­ное свой­ство Отца и Сына и Свя­то­го Духа.

2) Одна­ко, в осо­бом смыс­ле имя «Пре­муд­рость» усва­и­ва­ет­ся дру­го­му Боже­ствен­но­му Лицу.

См. подроб­нее: Пре­муд­рость

1) Свя­той Дух ино­гда име­ну­ет­ся Духом Исти­ны, Духом Премудрости.

2) Меж­ду тем, в осо­бом зна­че­нии име­нем «Пре­муд­рость» тра­ди­ци­он­но обо­зна­ча­ет­ся дру­гое Боже­ствен­ное Лицо.

3) Осно­ва­ни­ем это­му слу­жит Свя­щен­ное Писа­ние: «а мы про­по­ве­ду­ем Хри­ста рас­пя­то­го, для Иуде­ев соблазн, а для Елли­нов безу­мие, для самих же при­зван­ных, Иуде­ев и Елли­нов, Хри­ста, Божию силу и Божию пре­муд­рость» (1Кор.1:23–24).

См. подроб­нее: Пре­муд­рость

Лица Свя­той Тро­и­цы обла­да­ют свя­то­стью в рав­ной степени.

1. Свя­тость – одно из суще­ствен­ных Боже­ских свойств.
2. Свя­тость как свой­ство Божие озна­ча­ет, что Бог в Сво­их стрем­ле­ни­ях опре­де­ля­ет­ся и руко­вод­ству­ет­ся пред­став­ле­ни­я­ми об одном высо­чай­шем доб­ре. Так как Бог чист от гре­ха и не может согре­шить, то Он любит в тво­ре­ни­ях доб­ро и нена­ви­дит зло.
3. Толь­ко Бог свят по Сво­ей при­ро­де. Будучи Сам свят, Бог тре­бу­ет свя­то­сти от разу­м­­но-сво­­бод­­ных тво­ре­ний; чело­век может быть свят толь­ко через при­ча­стие свя­то­сти Божией.

См. подроб­нее: Свя­тость

Пра­виль­но молить­ся Свя­той Тро­и­це молит­вой ко Свя­той Тро­и­це или любой Её ипостаси.

1. Несмот­ря на то, что мы раз­ли­ча­ем в Боге Лица, сущ­ность, энер­гию, осно­вы­ва­ясь на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, мы утвер­жда­ем, что Бог абсо­лют­но Един, при­чём, не толь­ко Един, но и прост.
2. Когда, молясь Богу, мы обра­ща­ем­ся по име­ни к како­­му-либо Боже­ствен­но­му Лицу, то пони­ма­ем, что обра­ща­ем­ся не к обособ­лен­но­му богу-лицу, а к одно­му из Лиц Еди­но­го и Нераз­дель­но­го, абсо­лют­но Еди­но­го Бога.
3. Боже­ствен­ная Ипо­стась, имя Кото­рой про­из­но­сит­ся во вре­мя молит­вы, осо­зна­ёт Себя Ипо­ста­сью Еди­но­го и Нераз­дель­но­го Бога. Молит­ву «слы­шит» Бог-Тро­и­­ца и отве­ча­ет на молит­ву Бог-Тро­и­­ца; дей­ствие Отца и Сына и Свя­то­го Духа — не сум­ма обособ­лен­ных дей­ствий трёх Лиц, а абсо­лют­но еди­ное дей­ствие, про­ис­те­ка­ю­щее от Отца через Сына и про­яв­ля­ю­ще­е­ся во Свя­том Духе.

См. подроб­нее: Кто из Лиц Свя­той Тро­и­цы слы­шит молитву?

Дей­ствие, воля, ум, про­яв­ле­ние в мире явля­ют­ся общи­ми у всех трёх Лиц Свя­той Троицы.

1. В Боге мы созер­ца­ем Три Лич­но­сти, абсо­лют­но тож­де­ствен­ные по при­ро­де и силам, но раз­лич­ные по обра­зу сво­е­го бытия.
2. «Быть нерож­ден­ным, рож­дать­ся и исхо­дить даёт име­но­ва­ния: пер­вое — Отцу, вто­рое — Сыну, тре­тье — Свя­то­му Духу, так что нес­лит­ность Трёх Ипо­ста­сей соблю­да­ет­ся в еди­ном есте­стве и досто­ин­стве Боже­ства», — пишет свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов.
3. Они рав­ны и еди­ны во всём, «кро­ме нерож­ден­но­сти, рож­де­ния и исхож­де­ния», — пишет свя­той Иоанн Дамас­кин.

См. подроб­нее: Свя­тая Троица

Лица Свя­той Тро­и­цы не име­ют пола.
1. Бог открыл нам о Себе, что Он – бес­те­лес­ный и неви­ди­мый Дух, совер­шен­ный, веч­ный, вез­де­су­щий, все­ве­ду­щий, все­мо­гу­щий, все­бла­гой, все­пра­вед­ный, неиз­ме­ня­е­мый и все­б­ла­жен­ный.
2. В Свя­щен­ном Писа­нии ука­за­но: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Хри­ста Иису­са; все вы, во Хри­ста кре­стив­ши­е­ся, во Хри­ста облек­лись. Нет уже Иудея, ни языч­ни­ка; нет раба, ни сво­бод­но­го; нет муже­ско­го пола, ни жен­ско­го: ибо все вы одно во Хри­сте Иисусе».

См. подроб­нее: Гал.3:26–28

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин«Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

1 Комментарий

  • Мак­сим, 25.07.2021

    Спа­си­бо, очень познавательно!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки