Бесы

Бесы – это…
Диа­вол – это…
Гре­хо­па­де­ние диа­во­ла заклю­ча­лось в…
Веро­ят­ность того, что бесы пока­ют­ся и не будут осуждены…
Могут ли бесы знать наши мыс­ли, а так­же будущее?
Могут ли бесы при­чи­нить вред человеку?
Может ли диа­вол заста­вить чело­ве­ка согрешить?
Могут ли бесы совер­шать под­лин­ные чудеса?
Одер­жи­мость – это…
Может ли бес при­ни­мать вид Хри­ста или свет­ло­го ангела?
Защи­тить себя от бесов­ских иску­ше­ний можно…

Бесы – это разум­ные бес­плот­ные существа.

1) Сло­во Божие опи­сы­ва­ет бесов, как разум­ных бес­плот­ных существ (Лк.4:41; Мф. 25:41).
2) Обще­че­ло­ве­че­ский опыт и Пре­да­ние Церк­ви сви­де­тель­ству­ют о суще­ство­ва­нии разум­ных злых духов – бесов.
3) Отри­ца­ние бытия злых духов как лич­ных и разум­ных существ неиз­беж­но при­во­дит к отри­ца­нию гре­хо­па­де­ния и, сле­до­ва­тель­но, иска­же­нию уче­ния об искуплении.

См. подроб­нее: Вра­зум­ле­ние заблуж­да­ю­ще­му­ся в вере о бытии бесов.

Диа­вол – это пад­ший ангел.

1) Как и все про­чие суще­ства, он был сотво­рён Бога, но отпал от Него в нача­ле исто­рии. Его при­ме­ру после­до­ва­ло мно­же­ство дру­гих анге­лов, кото­рые ста­ли назы­вать­ся беса­ми или демо­на­ми.
2) Вопре­ки оши­боч­но­му пред­став­ле­нию, диа­вол не явля­ет­ся рав­ным по могу­ще­ству анти­по­дом Бога. Он явля­ет­ся огра­ни­чен­ным суще­ством, сотво­рён­ным доб­рым, но выбрав­шим про­ти­во­сто­я­ние Богу по сво­ей воле.

См. подроб­нее: О диа­во­ле и демо­нах.

Оно заклю­ча­лось в гор­до­сти или зависти.

1) Свя­тые отцы, в каче­стве основ­ной вер­сии гре­ха диа­во­ла, назы­ва­ют гор­дость. Апо­стол Павел, давая закон, что­бы во епи­ско­па не руко­по­ла­га­ли нео­фи­тов, при­бав­ля­ет: Что­бы не воз­гор­дил­ся, и не под­пал осуж­де­нию с диа­во­лом (1Тим. 3:2–6). Отсю­да есте­ствен­но заклю­чить, что диа­вол пал гор­до­стью.
2) Прп. Ана­ста­сий Сина­ит назы­ва­ет вер­сию о неже­ла­нии диа­во­ла покло­нить­ся Ада­му «пусты­ми бас­ня­ми элли­нов и ара­бов». Свя­той про­дол­жа­ет: «Ведь как мож­но узнать из про­ро­ков, осо­бен­но от вели­ко­го Иезе­ки­и­ля, ещё до созда­ния чело­ве­ка сата­на был низ­верг­нут Богом вслед­ствие сво­ей гордыни».

См. подроб­нее: Дог­ма­ти­че­ское уче­ние о злых духах.

Исклю­ча­ет­ся уче­ни­ем Церкви.

1) Уче­ние о том, что бесы утвер­ди­лись во зле и не пока­ют­ся, явля­ет­ся дог­ма­ти­че­ским, и осно­ван­ным на Сло­ве Божи­ем (Мф.25:41).
2) Будучи бес­плот­ны и, сле­до­ва­тель­но, сво­бод­ны от всех иску­ше­ний пло­ти, бесы пали исклю­чи­тель­но по обду­ман­но­му и окон­ча­тель­но­му опре­де­ле­нию сво­ей воли, вле­че­нию к злу. Их выбор опре­де­лял­ся толь­ко их жела­ни­ем и ничем боль­ше.   Кро­ме того, они пали имен­но дерз­ким мяте­жом про­тив само­го Бога, оже­сто­чён­ным и упор­ным.
3) Бесы бес­плот­ны, поэто­му лише­ны воз­мож­но­сти пока­ять­ся. По сло­вам прп.  Иоан­на Дамас­ки­на, «чело­век полу­чил рас­ка­я­ние по при­чине немо­щи тела». Так­же он ука­зы­ва­ет на то, что «чем имен­но слу­жит для людей смерть, этим для Анге­лов слу­жит паде­ние. Ибо после паде­ния для них невоз­мож­но пока­я­ние, подоб­но тому, как и для людей, оно невоз­мож­но после смерти».

Бесы могут уга­ды­вать наши мыс­ли и буду­щее, но не всегда.

1) Все­це­лое зна­ние чело­ве­че­ских мыс­лей и буду­ще­го харак­тер­но толь­ко для Бога. Кро­ме того, зна­ни­ем мыс­лей и буду­ще­го обла­да­ют те, кому это зна­ние откры­то Богом (в той мере, в какой открыл Бог и в той мере, в какой они спо­соб­ны это откро­ве­ние при­нять).
2) Бесы зна­ют те мыс­ли, кото­рые они вну­ши­ли сами. Мно­гое они уга­ды­ва­ют по пове­де­нию чело­ве­ка. Что каса­ет­ся буду­ще­го, то они могут его про­гно­зи­ро­вать (с той или иной сте­пе­нью веро­я­тия и лишь отча­сти) на осно­ве сво­е­го опы­та, зна­ния опре­де­лен­ных обсто­я­тельств, усло­вий, зако­но­мер­но­стей, и исполь­зо­ва­ния неко­то­рых лич­ных спо­соб­но­стей, кото­рых нет у чело­ве­ка в его нынеш­нем состоянии.

См. подроб­нее: О чув­ствен­ном виде­нии духов.

Бесы могут при­чи­нить вред чело­ве­ку толь­ко в том слу­чае, если это попу­стит Господь.

1) Бог силь­но огра­ни­чи­ва­ет дей­ствия злых духов в этом мире, так что они не могут без Его поз­во­ле­ния повре­дить даже живот­ным (Мф.8:29–32).
2) Хри­сти­а­ни­ну, кото­рый стре­мит­ся испол­нять запо­ве­ди Божьи и при­бе­гать под защи­ту Бога через уча­стие в свя­тых таин­ствах, не сле­ду­ет думать, что он без­за­щи­тен перед демо­на­ми, одна­ко сле­ду­ет осте­ре­гать­ся воз­мож­ных коз­ней с их стороны.

См. подроб­нее: Бесе­ды о бес­си­лии диа­во­ла.

Диа­вол не может заста­вить чело­ве­ка согрешить.

1) Бог дал чело­ве­ку сво­бо­ду, так что даже диа­вол не может заста­вить чело­ве­ка слу­жить ему и совер­шать зло. В про­тив­ном слу­чае, это бы обес­це­ни­ва­ло дар сво­бо­ды и лиша­ло бы чело­ве­ка ответ­ствен­но­сти за соде­ян­ное.
2) Отсю­да сле­ду­ет важ­ный вывод, кото­рый прп. Ана­ста­сий Сина­ит изла­га­ет так: «Диа­вол нико­го не понуж­да­ет, но толь­ко тай­но засе­ва­ет [в нас] семе­на [зла]. Пороч­ный же навык понуж­да­ет чело­ве­ка [ко злу и дела­ет] так, что он ста­но­вит­ся всё более и более лука­вым и [даже в сво­ей гре­хов­но­сти] более силь­ным, чем [сам] диа­вол. Поэто­му сле­ду­ет [все гре­хи] вме­нять в вину само­му себе».

См. подроб­нее: Пись­ма Бала­му­та.

Бесы не могут совер­шать под­лин­ных чудес.

1) Чудо (в хри­сти­ан­ском пони­ма­нии) – это дело, кото­рое не может быть сде­ла­но посред­ством есте­ствен­ных зна­ний или спо­соб­но­стей, но толь­ко все­мо­гу­щей силой Божи­ей. Бесы не обла­да­ют Боже­ствен­ной силой, сле­до­ва­тель­но, не могут совер­шить под­лин­ное чудо.
2) Они не могут тво­рить чуде­са даже по попу­ще­нию Божию, так как попу­ще­ние пред­по­ла­га­ет, что Бог не пре­пят­ству­ет како­­му-либо разум­но­му суще­ству так или ина­че упо­треб­лять свои есте­ствен­ные силы и спо­соб­но­сти, кото­рые у бесов, как твар­ных существ, огра­ни­че­ны.
3) Те места Свя­щен­но­го Писа­ния, где пред­став­ля­ет­ся, что бесы или их слу­жи­те­ли яко­бы тво­рят под­лин­ные чуде­са, нуж­но пони­мать либо как пря­мое обо­льще­ние с их сто­ро­ны, либо как то, что совер­ша­ет­ся при посред­стве выс­ших, тай­ных для нас сил духов­ной и веще­ствен­ной при­ро­ды (магия), то есть есте­ствен­ные явле­ния, лишь кажу­щи­е­ся необык­но­вен­ны­ми для людей.

См. подроб­нее: О так назы­ва­е­мых чуде­сах дья­во­ла.

Одер­жи­мость (бес­но­ва­ние) – это состо­я­ние силь­ной пора­бо­щен­но­сти чело­ве­ка диаволом.

1) Есть мне­ние, что каж­дый нерас­ка­ян­ный греш­ник, в той или иной сте­пе­ни, быва­ет одер­жим диа­во­лом. Одна­ко в неко­то­рых слу­ча­ях это при­об­ре­та­ет явно выра­жен­ный тяжё­лый харак­тер, вплоть до поте­ри само­кон­тро­ля. Слу­чаи такой одер­жи­мо­сти опи­са­ны в Еван­ге­лии (Мк.5:2–10; Мф.8:16).
2) Соглас­но уче­нию Церк­ви, «пред­став­ля­ет­ся оди­на­ко­во неоправ­дан­ным как све­де­ние всех пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний к про­яв­ле­ни­ям одер­жи­мо­сти, что вле­чёт за собой необос­но­ван­ное совер­ше­ние чина изгна­ния злых духов, так и попыт­ка лече­ния любых духов­ных рас­стройств исклю­чи­тель­но кли­ни­че­ски­ми мето­да­ми» (Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви).
3) При этом само по себе состо­я­ние бес­но­ва­ния не явля­ет­ся при­зна­ком буду­ще­го осуж­де­ния чело­ве­ка на веч­ные муки.

См. подроб­нее: Бес­но­ва­ние и одер­жи­мость.

Бес спо­со­бен при­нять вид Хри­ста или свет­ло­го ангела.

1) Об этом сви­де­тель­ству­ет Свя­щен­ное Писа­ние (2Кор.11:14) и мно­гие жития свя­тых.
2) Свя­тые отцы пре­ду­пре­жда­ют духов­но незре­лых хри­сти­ан не верить схо­ду лич­ным виде­ни­ям «Бога», «Бого­ро­ди­цы», «анге­лов», слы­ша­ни­ям необыч­ных голо­сов (в силу неяс­но­сти источ­ни­ка про­ис­хож­де­ния этих «откро­ве­ний»). Это может быть смер­тель­но опас­но. Хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет счи­тать себя недо­стой­ным Боже­ствен­ных виде­ний. Полу­чив «откро­ве­ние», умест­но сооб­щить об этом духов­но опыт­но­му настав­ни­ку и выслу­шать его ука­за­ния по дан­но­му поводу.

См. подроб­нее: Дья­вол под видом Хри­ста.

Защи­тить себя от бесов­ских иску­ше­ний мож­но постом, молит­вой, уча­сти­ем в свя­тых таин­ствах и дру­ги­ми спа­си­тель­ны­ми сред­ства­ми.
Веру­ю­щие в Гос­по­да Иису­са Хри­ста име­ют осо­бые сред­ства для того, что­бы про­ти­во­сто­ять иску­ше­ни­ям – это пост и молит­ва: «Сей род не может вый­ти ина­че, как от молит­вы и поста» (Мк.9:29). Могу­ще­ствен­ным сред­ством про­тив злых духов явля­ет­ся при­зы­ва­ние име­ни Иису­са Хри­ста. Сам Гос­подь ска­зал, что Его име­нем «будут изго­нять бесов» (Мк.16:17). Необ­хо­ди­мы­ми сред­ства­ми здесь явля­ют­ся духов­ное бодр­ство­ва­ние и трез­ве­ние (см.: 1Пет.5:8), веде­ние вни­ма­тель­ной и созна­тель­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни. Исполь­зо­ва­ние каких-либо слов или пред­ме­тов в маги­че­ских прак­ти­ках с целью ото­гнать бесов, напро­тив, ещё боль­ше при­вле­ка­ет их.

См. подроб­нее: Сво­им гре­хом мы даём диа­во­лу пра­ва над собой.

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин«Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

6 комментариев

  • olgagerasimova72, 19.05.2022

    Все­гда мучи­лась вопро­сом — Име­ни­ны и день Анге­ла это одно и тоже? И Вот полу­чи­ла ответ. Спа­си Господь!

    Ответить »
  • Вла­ди­мир, 24.04.2022

    Спа­си­бо за поучение!

    Ответить »
  • Лидия, 25.11.2021

    Бла­го­да­рю!

    Ответить »
  • Алек­сей, 01.11.2021

    Оче­рень поучи­тель­но, спасибо.

    Ответить »
  • Сер­гий, 30.07.2021

    Спа­си Гос­по­ди, очень поучи­тель­ный тест.

    Ответить »
  • Люд­ми­ла, 19.07.2021

    Бла­го­да­рю, весь­ма поучительно

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки