Евхаристия

Евха­ри­стия – это…
Уча­стие в Евхаристии…
Евха­ри­стия была установлена…
После пре­ло­же­ния хле­ба и вина в Свя­той Чаше находятся:
Может ли При­ча­ще­ние отра­зить­ся на чело­ве­ке плачевно?
Без­услов­ным пре­пят­стви­ем к При­ча­ще­нию является…
В какой момент хлеб и вино ста­но­вят­ся истин­ны­ми Телом и Кро­вью Христовыми?
Покло­не­ние перед Свя­ты­ми Тайнами …
В Евха­ри­стии мы причащаемся…
Чем явля­ет­ся Таин­ство Евхаристии?
Во вре­мя совер­ше­ния Боже­ствен­ной литургии…
Евха­ри­стия…
Про­ща­ют­ся ли в при­ча­стии Тела и Кро­ви Хри­сто­вых грехи?
Како­во непре­мен­ное усло­вие совер­ше­ния Евхаристии?
Вино для Таин­ства При­ча­ще­ния соеди­ня­ет­ся с водой…
В Пра­во­слав­ной Церк­ви при­ня­то совер­шать Евха­ри­стию на…
Таин­ство Евха­ри­стии не может быть совер­ше­но без…

Евха­ри­стия – это Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий под видом хле­ба и вина вку­ша­ет под­лин­ные Тело и Кровь Иису­са Хри­ста для веч­ной жизни.

1) Соглас­но Пра­во­слав­но­му испо­ве­да­нию, это Таин­ство «пре­вос­хо­дит все осталь­ные, и более дру­гих содей­ству­ет к полу­че­нию наше­го спа­се­ния. Ибо в сём Таин­стве откры­ва­ет­ся и изъ­яв­ля­ет­ся веру­ю­щим вся бла­го­дать и бла­гость Гос­по­да Иису­са» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 106).
2) В силу осо­бо­го зна­че­ния в ряду дру­гих таинств, Евха­ри­стия назы­ва­ет­ся таин­ством Церк­ви или «таин­ством таинств». Оно совер­ша­ет­ся во вре­мя Боже­ствен­ной литургии.

См. подроб­нее: О Таин­стве При­ча­ще­ния (Евха­ри­стии).

Уча­стие в Евха­ри­стии необ­хо­ди­мо для спасения!

1) Гос­подь Иисус Хри­стос Сам гово­рит об этом: «Истин­но, истин­но гово­рю вам: если не буде­те есть Пло­ти Сына Чело­ве­че­ско­го и пить Кро­ви Его, то не буде­те иметь в себе жиз­ни» (Ин.6:53).
2) Духов­ная жизнь пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на немыс­ли­ма без при­ча­ще­ния Свя­тых Тайн. При­об­ща­ясь Свя­тых Даров, веру­ю­щие освя­ща­ют­ся силой Свя­то­го Духа и соеди­ня­ют­ся со Хри­стом Спа­си­те­лем и друг с дру­гом, состав­ляя еди­ное Тело Христово.

См. подроб­нее: Кни­га душе­по­лез­ней­шая о непре­стан­ном при­ча­ще­нии Свя­тых Хри­сто­вых Таин.

Евха­ри­стия была уста­нов­ле­на во вре­мя совер­ше­ния Тай­ной вечери.

1) В ночь перед Сво­и­ми спа­си­тель­ны­ми стра­да­ни­я­ми Хри­стос совер­шил Тай­ную вече­рю с уче­ни­ка­ми и уста­но­вил Таин­ство Евха­ри­стии (При­ча­ще­ния) (Мф.26:26–28).
2) Бесе­да Иису­са с наро­дом о Хле­бе небес­ном слу­жи­ла под­го­тов­кой к вос­при­я­тию уче­ния о Евха­ри­стии (Ин.6:27–71)

См. подроб­нее: Бесе­ды на Еван­ге­лие от Мат­фея, 82.

Истин­ные Тело и Кровь Христовы!

1) Соглас­но уче­нию Пра­во­слав­ной Церк­ви, во вре­мя Евха­ри­стии про­ис­хо­дит сущ­ност­ное изме­не­ние (пре­ло­же­ние, пре­су­ществ­ле­ние) хле­ба и вина в истин­ные Тело и Кровь Хри­сто­вы.
2) Вид хле­ба и вина сохра­ня­ет­ся для наше­го вос­при­я­тия по Божи­е­му снис­хож­де­нию, посколь­ку чело­ве­ку по при­ро­де не свой­ствен­но упо­треб­ле­ние сырой пло­ти и крови.

См. подроб­нее: Что нахо­дит­ся в Чаше Причастия?

При­ча­ще­ние, при неко­то­рых усло­ви­ях, может отра­зить­ся на чело­ве­ке плачевно.

1) Это Таин­ство, может слу­жить на поль­зу чело­ве­ку, одна­ко уча­стие в этом Таин­стве тре­бу­ет опре­де­лён­но­го состо­я­ния души, опре­де­лён­но­го душев­но­го настроя; в про­тив­ном слу­чае уча­стие чело­ве­ка в этом Таин­стве может послу­жить к его осуж­де­нию (см.: 1Кор.11:29–30).
2) Соглас­но Посла­нию восточ­ных пат­ри­ар­хов, «пре­чи­стое тело и кровь Гос­под­ня раз­да­ют­ся и вхо­дят в уста и утро­бы при­ча­ща­ю­щих­ся, как бла­го­че­сти­вых, так и нече­сти­вых. Толь­ко бла­го­че­сти­вым и достой­но при­ни­ма­ю­щим достав­ля­ют отпу­ще­ние гре­хов и жизнь веч­ную, а нече­сти­вым и недо­стой­но при­ни­ма­ю­щим уго­тов­ля­ют осуж­де­ние и веч­ные муки».

См. подроб­нее: При­ме­ры нака­за­ния Божия за недо­стой­ное при­ча­ще­ние Св. Тайн.

Без­услов­ным пре­пят­стви­ем к при­ча­ще­нию явля­ет­ся нали­чие тяжё­лых неис­по­ве­дан­ных гре­хов и непро­ще­ных обид.

1) Одно из глав­ных усло­вий «достой­но­го» при­ча­ще­ния – чистая совесть (См.: 1Кор.11:27–28).
2) Такие тре­бо­ва­ния под­го­тов­ки к уча­стию в Таин­стве Евха­ри­стии, как пред­ва­ри­тель­ное уча­стие на вечер­нем бого­слу­же­нии, пред­ва­ри­тель­ное про­чте­ние уста­нов­лен­ных Цер­ко­вью молитв, долж­ны слу­жить пра­виль­но­му духов­но­му настрою при­част­ни­ка, одна­ко неис­пол­не­ние этих тре­бо­ва­ний не счи­та­ет­ся без­услов­ным пре­пят­стви­ем к причащению.

См. подроб­нее: Пре­пят­ствия к уча­стию в Евха­ри­стии.

Хлеб и вино пре­ла­га­ют­ся в Тело и Кровь Хри­сто­вы после при­зы­ва­ния Свя­то­го Духа на Свя­тые Дары.

1) Об этом гово­рит древ­нее Апо­столь­ское пре­да­ние (см.: 91 пра­ви­ло св. Васи­лия Вели­ко­го).
2) По вопро­су о момен­те освя­ще­ния Свя­тых Даров в XVII сто­ле­тии в Церк­ви было мно­го спо­ров. Тогда же было выне­се­но опре­де­ле­ние, кото­рое вхо­ди­ло в архи­ерей­скую при­ся­гу до нача­ла XX века.

См. подроб­нее: О вре­ме­ни пре­су­ществ­ле­ния Свя­тых Даров на Литур­гии.

Покло­не­ние перед Свя­ты­ми Тай­на­ми, осмыс­ли­ва­ет­ся как покло­не­ние Богу.

1) Посколь­ку в Свя­тых Тай­нах Гос­подь Иисус Хри­стос при­сут­ству­ет цели­ком с пло­тью, душой и Боже­ством, постоль­ку совер­шая покло­не­ние перед Свя­ты­ми Дара­ми, веру­ю­щие покло­ня­ют­ся Само­му Гос­по­ду Иису­су Хри­сту.
2) Такие виды покло­не­ния как совер­ша­е­мые перед ико­на­ми, моща­ми и т.п, явля­ют­ся почитательными.

См. подроб­нее: Образ и след­ствия при­сут­ствия Иису­са Хри­ста в таин­стве Евха­ри­стии.

В Евха­ри­стии мы при­ча­ща­ем­ся вос­крес­шей и воз­нёс­шей­ся Пло­ти Христа.

1) Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ёт тож­де­ствен­ность евха­ри­сти­че­ских и исто­ри­че­ских Тела и Кро­ви Спа­си­те­ля, то есть того Тела, «кото­рое роди­лось в Виф­ле­е­ме от Прис­но­де­вы, кре­сти­лось во Иор­дане, постра­да­ло, погре­бе­но, вос­крес­ло, воз­нес­лось, сидит одес­ную Бога Отца, име­ет явить­ся на обла­ках небес­ных» (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 17). Таким обра­зом, «то же самое Тело Хри­сто­во нахо­дит­ся и на небе, и в таин­стве Евха­ри­стии» (дог­ма­ти­че­ское опре­де­ле­ние Кон­стан­ти­но­поль­ско­го собо­ра 1691 г.).
2) Соглас­но пра­во­слав­но­му тол­ко­ва­нию литур­гии, момент освя­ще­ния Даров свя­зы­ва­ет­ся с крест­ной Жерт­вой Хри­ста, а ука­за­ние на Вос­кре­се­ние усмат­ри­ва­ет­ся в при­ча­ще­нии и окру­жа­ю­щих его священнодействиях.

См. подроб­нее: Свя­то­оте­че­ское уче­ние о Евха­ри­стии.

Таин­ство Евха­ри­стии явля­ет­ся самой Тай­ной вечерей.

Каж­дая литур­гия не есть толь­ко вос­по­ми­на­ние Тай­ной Вече­ри, ибо это­го недо­ста­точ­но, и не есть повто­ре­ние Тай­ной Вече­ри, ибо это невоз­мож­но. Каж­дая литур­гия есть сама Тай­ная Вече­ря. Мы незри­мо для телес­ных очей вхо­дим в про­стран­ство Сион­ской гор­ни­цы и из рук Хри­ста при­ем­лем ту самую Чашу, и мы нахо­дим­ся в Цар­стве буду­ще­го века.

См. подроб­нее: Была ли Тай­ная Вече­ря последней?

Во вре­мя совер­ше­ния Боже­ствен­ной литур­гии, Хри­стос не раз­де­ля­ет­ся, про­сто свя­той хлеб в каж­дом хра­ме, ста­но­вит­ся одно и то же с Телом, кото­рое на небесах.

1) Весь Хри­стос при­сут­ству­ет в каж­дой части Евха­ри­сти­че­ских Даров. В молит­ве на раз­дроб­ле­ние Свя­то­го Агн­ца гово­рит­ся: «Раз­дроб­ля­ет­ся и раз­де­ля­ет­ся Агнец Божий, раз­дроб­ля­е­мый и нераз­де­ля­е­мый», пото­му что раз­де­ле­ние Евха­ри­сти­че­ско­го Хле­ба и Вина ни в коей мере не пред­по­ла­га­ет раз­де­ле­ния Само­го Хри­ста. При­ча­ща­ясь любой, даже самой малой части­цы Свя­тых Даров, чело­век при­ни­ма­ет в себя все­го Хри­ста, соеди­ня­ет­ся с Ним.
2) В «Посла­нии восточ­ных пат­ри­ар­хов» ска­за­но: «Ещё веру­ем, что в каж­дой части, до малей­шей части­цы пре­ло­жен­но­го хле­ба и вина, нахо­дит­ся не какая-либо отдель­ная часть тела и кро­ви Гос­под­ней, но тело Хри­сто­во, все­гда целое и во всех частях еди­ное, и Гос­подь Иисус Хри­стос при­сут­ству­ет по суще­ству Сво­е­му, то есть с душою и Боже­ством, или совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век. Пото­му хотя в одно и то же вре­мя мно­го быва­ет свя­щен­но­дей­ствий во все­лен­ной, но не мно­го тел Хри­сто­вых, а один и тот же Хри­стос при­сут­ству­ет истин­но и дей­стви­тель­но, одно тело Его и одна кровь во всех отдель­ных Церк­вах вер­ных. И это не пото­му, что тело Гос­по­да, нахо­дя­ще­е­ся на небе­сах, нис­хо­дит на жерт­вен­ни­ки, но пото­му, что хлеб пред­ло­же­ния, при­го­тов­ля­е­мый порознь во всех церк­вах и по освя­ще­нии пре­тво­ря­е­мый и пре­су­ществ­ля­е­мый, дела­ет­ся одно и то же с телом, сущим на небе­сах. Ибо все­гда у Гос­по­да одно тело, а не мно­гие во мно­гих местах» (член 17).

См. подроб­нее: Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор 1691 г. и его рецеп­ция в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Евха­ри­стия – это та же самая Жерт­ва, кото­рую при­нёс Гос­подь Иисус Христос.

1) Гол­гоф­ская жерт­ва и Евха­ри­стия нераз­дель­ны меж­ду собой и, соб­ствен­но, состав­ля­ют одну Жерт­ву; и вме­сте с тем в то же самое вре­мя они раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой.
2) Исто­ри­че­ская Гол­гоф­ская Жерт­ва была Жерт­вой Кро­ва­вой, она была свя­за­на со стра­да­ни­я­ми и смер­тью Иису­са Хри­ста.
3) В отли­чие от Гол­гоф­ской жерт­вы, Евха­ри­стия есть жерт­ва бес­кров­ная и бес­страст­ная, т. к. Хри­стос, «вос­крес­нув из мёрт­вых, уже не уми­ра­ет» (Рим.6:9).

См. подроб­нее: Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор 1157 года и Нико­лай, епи­скоп Мефон­ский.

Через при­ча­ще­ние Свя­тых Таин хри­сти­а­нин может полу­чить про­ще­ние грехов.

1) В молит­вах перед при­ча­сти­ем часто выра­жа­ет­ся вера в то, что оно про­ис­хо­дит «во остав­ле­ние гре­хов».
2) По сло­вам свя­то­го Ана­ста­сия Антио­хий­ско­го, «если мы совер­ша­ем некие малые, чело­ве­че­ские и про­ща­е­мые про­вин­но­сти, будучи скра­ды­ва­е­мы или язы­ком, или слу­хом, или гла­за­ми, или тще­сла­ви­ем, или печа­лью, или гне­вом, или чем-нибудь подоб­ным, то, уко­ряя себя и испо­ве­ду­ясь Богу, да при­ча­ща­ем­ся таким обра­зом Свя­тых Тайн, веруя, что При­ча­ще­ние совер­ша­ет­ся во очи­ще­ние все­го этого».

См. подроб­нее: О том, что полез­но и спа­си­тель­но частое При­ча­ще­ние Свя­тых Тайн.

Для совер­ше­ния Евха­ри­стии непре­мен­но нужен закон­ный священнослужитель.

1) Это важ­ней­шее усло­вие, без кото­ро­го Таин­ство не может счи­тать­ся совер­шив­шим­ся. По сло­вам св. Игна­тия Антио­хий­ско­го, «толь­ко та Евха­ри­стия долж­на почи­тать­ся истин­ною, кото­рая совер­ша­ет­ся епи­ско­пом, или тем, кому он сам предо­ста­вит это».
2) Дру­гие усло­вия, хотя и явля­ют­ся важ­ны­ми, не опре­де­ля­ют дей­стви­тель­ность совер­ше­ния Таин­ства. Так, недо­стой­ное пове­де­ние свя­щен­ни­ка может послу­жить ему в осуж­де­ние, но никак не вли­я­ет на каче­ство Таин­ства, если он пра­виль­но его совершил.

См. подроб­нее: Пра­во­слав­ное цер­ков­ное пра­во.

Вино для Таин­ства При­ча­ще­ния соеди­ня­ет­ся с водой для выра­же­ния опре­де­лён­ной биб­лей­ской символики.

1) Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ет­ся по обра­зу стра­да­ния Хри­ста, когда из раны, нане­сён­ной Ему в реб­ро, истек­ли кровь и вода (Ин.19:34).
2) Отцы Трулль­ско­го Собо­ра в 32-пра­ви­­ле поста­но­ви­ли, что дол­жен быть низ­ло­жен вся­кий епи­скоп или свя­щен­ник, кото­рый осме­лил­ся бы при­но­сить свя­тую Жерт­ву на одном вине, без воды, так как этим совер­шал бы таин­ство не пол­но и вво­дил бы «нов­ше­ства в преданное».

См. подроб­нее: Пре­муд­рость наше­го спа­се­ния.

В Пра­во­слав­ной Церк­ви при­ня­то совер­шать Евха­ри­стию на квас­ном хлебе.

1) Хлеб дол­жен быть квас­ным, а не прес­ным, пото­му что, как при­ня­то счи­тать в восточ­ной пра­во­слав­ной тра­ди­ции, Сам Гос­подь Иисус Хри­стос для совер­ше­ния Таин­ства взял квас­ный хлеб.
2) В силу опре­де­лён­ной сим­во­ли­ки состав­ных эле­мен­тов квас­но­го хле­ба преж­де все­го, заквас­ки – Телу Спа­си­те­ля может сим­во­ли­че­ски соот­вет­ство­вать толь­ко квас­ной хлеб.

См. подроб­нее: Поле­ми­ка меж­ду гре­ка­ми и лати­ня­на­ми об опрес­но­ках.

Таин­ство Евха­ри­стии не может быть совер­ше­но без антиминса.

1) Антими́нс – освя­щён­ный архи­ере­ем четы­рёх­уголь­ный плат из шёл­ко­вой или льня­ной мате­рии с изоб­ра­же­ни­ем поло­же­ния Иису­са Хри­ста во гроб, с заши­той части­цей свя­тых мощей, на кото­ром совер­ша­ет­ся литур­гия.
2) Анти­минс – при­над­леж­ность пре­сто­ла, без кото­рой нель­зя совер­шать литур­гию (см.: Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 107).
3) Анти­минс берёт нача­ло от воз­ник­ше­го в ран­не­хри­сти­ан­ские вре­ме­на обы­чая совер­шать литур­гию на гроб­ни­цах муче­ни­ков. Впо­след­ствии, при уве­ли­че­нии коли­че­ства хра­мов в пре­сто­лы ста­ли вкла­ды­вать толь­ко части­цы мощей. На рубе­же VIII–IX вв. части­цы мощей ста­ли вши­вать в мате­рию и пола­гать поверх престола.

См. подроб­нее: Об анти­мин­сах Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви.

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин«Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

5 комментариев

  • Анна, 25.05.2022

    Бла­го­да­рю, очень интересно!

    Ответить »
  • Татья­на, 15.09.2021

    Пре­крас­ный квест
    Мне он очень понра­вил­ся. Божьих вам благословений.

    Ответить »
  • Мак­сим, 26.07.2021

    Вопро­сы помо­га­ют глуб­же понять таин­ство Евха­ри­стии и раз­вить почти­тель­ное к нему отношение.

    Ответить »
  • Вале­рий, 20.07.2021

    Пре­крас­ный квест
    Мне он очень понра­вил­ся. Божьих вам благословений.

    Ответить »
  • Татья­на, 19.07.2021

    Очень нуж­ны тесты, имен­но для при­хо­жан, а не катехизаторов

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки