Размышления о дне рождения

Геор­гий Рубан
Нов­го­род­ский ипо­ди­а­кон,
кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, кан­ди­дат бого­сло­вия

Друзья! Кол­леги!*

В связи с празд­ни­ком Рож­де­ства Бого­ро­дицы, первым дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком пра­во­слав­ного цер­ков­ного года, мне пред­ста­ви­лось умест­ным запи­сать неко­то­рые бого­слов­ские сооб­ра­же­ния, уже давно посе­ща­ю­щие мой ум. Поз­волю себе ими поде­литься. Быть может, кому-то они пока­жутся не совсем три­ви­аль­ными и всем хорошо извест­ными.

В созна­нии каж­дого чело­века, хотя бы пере­ли­став­шего важ­ней­шие стра­ницы Вет­хого Завета (соб­ственно Еврей­ской Библии), веро­ятно, навеки запе­чат­ле­лись пате­ти­че­ские (в ори­ги­наль­ном тексте сти­хо­твор­ные) сте­на­ния пра­вед­ного Иова, жестоко мучи­мого Сата­ной с поз­во­ле­ния (!) Бога. Он оспа­ри­вает перед лицом своих друзей и Самого Бога (Кото­рого он вскоре даже вызо­вет на дуэль!) смысл земной жизни. Иов хочет повер­нуть вспять время жизни: вновь войти в утробу матери и – раз уж роди­тели зачали его без его поз­во­ле­ния! – просто выйти из неё мёрт­вым выки­ды­шем, чтобы не взрос­леть и нико­гда не стра­дать. Страш­ные слова, рож­дён­ные страш­ной реаль­но­стью дохри­сти­ан­ской безыс­ход­но­сти!

«После этого [после обру­шив­шихся на него бед] отверз Иов уста свои и про­клял день свой. И начал Иов, и сказал:

«Да сгинет день, в кото­рый я рождён,
и ночь, что ска­зала: «зачат муж!» <…>
Зачем не умер я при исходе из чрева
и не сгинул, выйдя из недр? <…>
Тогда лежал бы я, дремля,
спал бы и был в покое”»
(Книга Иова 3:1–3, 11, 13)
(Пере­вод С. Аве­рин­цева).

Вопросы рито­ри­че­ские, это вопросы-упрёки земной спра­вед­ли­во­сти, а значит – и Самому Богу, Кото­рый почему-то (почему? «вот в чём вопрос!») допус­кает, чтобы нече­сти­вые бла­го­ден­ство­вали, а пра­вед­ники стра­дали. Отри­ца­тель­ный ответ зало­жен в этих рито­ри­че­ских вопро­сах. Спра­вед­ли­во­сти можно (?) – иногда можно – добиться только в земной жизни. А если не полу­чится? Тогда – сущий кошмар.

К Иову при­со­еди­ня­ется ещё один авто­ри­тет­ный дохри­сти­ан­ский пес­си­мист, с мазо­хист­ским упо­е­нием и рито­ри­че­ским уме­нием разъ­яс­ня­ю­щий без­вы­ход­ную пер­спек­тиву чело­ве­че­ской жизни.

«Всему и всем – одно: одна участь пра­вед­нику и нече­сти­вому, доб­рому и злому, чистому и нечи­стому, при­но­ся­щему жертву и не при­но­ся­щему жертвы; как доб­ро­де­тель­ному, так и греш­нику. <…> Кто нахо­дится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёрт­вому льву. Живые знают, что умрут, а мерт­вые ничего не знают, и уже нет им воз­да­я­ния, потому что и память о них пре­дана забве­нию; и любовь их, и нена­висть их, и рев­ность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что дела­ется под солн­цем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пес­си­мизм; но так гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние (если только мы пони­маем эту Книгу в кон­тек­сте хри­сти­ан­ской Бого-чело­ве­че­ской пер­спек­тивы, а не как в иуда­изме или исламе)!!!

Инте­ресно, что эти пред­ста­ви­тели бого­от­кро­вен­ного биб­лей­ского моно­те­изма вполне согласны в оценке смысла чело­ве­че­ской жизни с бла­го­род­ным языч­ни­ком Фео­гни­дом Мегар­ским (VI век до н. э.), чьими эле­ги­че­скими дисти­хами в ори­ги­нале я насла­ждался в своё время на семи­наре извест­ного уче­ного-клас­сика Алек­сандра Гав­ри­лова:

«Вовсе на свет не родиться – для смерт­ного лучшая доля,
Жгу­чего солнца лучей слаще не видеть совсем.
Если ж родился – спеши к вожде­лен­ным воро­там Аида:
Сладко в могиле лежать, чёрной укрыв­шись землей».
(пере­вод Адри­ана Пио­тров­ского)

Как видите, радо­ваться появ­ле­нию чело­века на свет не при­хо­дится: его ждут скорби, а если и будет он бла­го­по­лу­чен в крат­кой земной жизни, то, как гово­рит Эккле­зи­аст (тра­ди­ци­онно – это пре­муд­рый Соло­мон), – «одна участь пра­вед­нику и нече­сти­вому». Зачем же тогда доби­ваться пра­вед­но­сти, если «нече­сти­вость» при­но­сит большие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не суще­ствует (во всяком случае, в том виде, как её пони­мает хри­сти­ан­ское бого­сло­вие), а значит – нет и «ком­пен­са­ции» за стра­да­ния. Оста­ётся при­знать правоту языч­ника Гора­ция: «Carpe diem, лови момент»! Увы!

Иная пер­спек­тива откры­лась для людей с Днём Рож­де­ния Девы Марии и Днём Рож­де­ния Её Сына. Именно от этого Дня всё чело­ве­че­ство (даже нехри­сти­ан­ское, вольно или невольно, во всяком случае, в доку­мен­тах ООН) отсчи­ты­вает Новую Эру.

Поэтому мы не про­кли­наем, как Иов, а про­слав­ляем День Рож­де­ния – в нашем случае День Рож­де­ния Девы Марии – как день все­лен­ской радо­сти – сло­вами празд­нич­ного тро­паря:

«Рож­де­ние Твоё, Бого­ро­дица Дева,
радость воз­ве­стило всей Все­лен­ной:
ибо из Тебя вос­си­яло Солнце правды – Хри­стос Бог наш.
Он снял про­кля­тие и дал бла­го­сло­ве­ние;
Он уни­что­жил смерть и даро­вал нам жизнь вечную!»

Вообще же это очень важная тема – отно­ше­ние ко дню рож­де­ния. Цер­ковь не слу­чайно выде­лила для про­слав­ле­ния этого Дня как тако­вого три особых празд­ника (два из них – празд­ники дву­на­де­ся­тые): День Рож­де­ния Сына Божия (родив­ше­гося от земной Матери, но без зем­ного отца; это – един­ствен­ный случай в земной исто­рии), Его Матери Марии (родив­шейся, как и все люди, от земных роди­те­лей, но став­шей Мате­рью Сына Божия, это тоже непо­вто­римо), но также (и это зна­ме­на­тельно!) и День рож­де­ния «обык­но­вен­ного» чело­века (родив­ше­гося и умер­шего, как и все мы) – Иоанна Пред­течи, пусть и вели­чай­шего среди рож­дён­ных жен­щи­нами, – как сказал о нём Сам Хри­стос). Здесь – сово­куп­ность Дня Рож­де­ния всего Бого­че­ло­ве­че­ства. Поэтому каждый чело­век, появ­ля­ю­щийся в мир, ста­но­вится род­ствен­ни­ком по плоти Самого Бого­че­ло­века Христа, Нового Адама, восприявшего в Своём вопло­ще­нии всю пол­ноту чело­ве­че­ской при­роды и вновь при­ми­рив­шего с Богом всё единое чело­ве­че­ство, про­ис­хо­дя­щее от Адама.

Вообще же отно­ше­ние ко дню рож­де­ния – лак­му­со­вая бумажка для выяв­ле­ния семи­ти­че­ского (вет­хо­за­вет­ного) и евро­пей­ского (под­линно хри­сти­ан­ского) мен­та­ли­тета. Немного изме­нив извест­ную посло­вицу, можно ска­зать: «Скажи мне, как ты отно­сишься ко дню рож­де­ния, и я скажу – хри­сти­а­нин ли ты»!

Из исто­рии Церкви нам известно, что «вели­кие» ереси, сто­ле­ти­ями тер­зав­шие хри­сти­ан­ство, – ари­ан­ство, моно­фи­зит­ство, моно­фе­лит­ство, даже ико­но­бор­че­ство, – имеют семи­ти­че­ские истоки. В их основе – недо­оценка мира и чело­ве­че­ской при­роды, неже­ла­ние согла­ситься с тем, что боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­роды могут РЕАЛЬНО («рав­но­честно») соеди­ниться друг с другом и жить в гар­мо­нии. При этом чело­ве­че­ская при­рода не будет подав­лена несо­из­ме­ри­мой боже­ствен­ной, не рас­тво­рится в ней, как кусок воска в домен­ной печи или кусо­чек сахара в ста­кане кипятка. Такие при­меры при­во­дили моно­фи­зиты, не согла­сив­ши­еся с дог­ма­том Хал­ки­дон­ского собора (451 г.) о рав­но­чест­ном еди­не­нии во Христе боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­роды. Хал­ки­дон­ский догмат можно назвать глав­ным дог­ма­том Хри­сти­ан­ства как тако­вого (даже идея Тро­ич­но­сти при­сут­ство­вала в антич­ной язы­че­ской фило­со­фии начи­ная с вели­кого Пла­тона). Зна­ме­на­тельно, что отдель­ного празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до сих пор нет в кален­да­рях Древ­них Восточ­ных Церк­вей (Копт­ской, Армян­ской и др.), хотя они, разу­ме­ется, не отри­цают факт Его рож­де­ния в Виф­ле­еме от Девы Марии. (Но это – особая тема.)

Важно пом­нить, что эти ереси – восточ­ные по про­ис­хож­де­нию, где было (и оста­ётся) велико вли­я­ние вет­хо­за­вет­ных (семи­ти­че­ских) тен­ден­ций. Про­ти­во­стоял этим раз­ру­ши­тель­ным для под­лин­ного Хри­сти­ан­ства тен­ден­циям пра­во­слав­ный Рим («евро­пей­ское Хри­сти­ан­ство»). Зна­ме­на­тельно, что и хал­ки­дон­ский догмат сфор­му­ли­ро­ван отцами Собора на основе Посла­ния папы Льва Вели­кого.

Поэтому для насто­я­щего хри­сти­а­нина день его рож­де­ния – не день траура, как для пра­во­вер­ного иудея (всё ещё живу­щего «до Рож­де­ства Хри­стова» и ожи­да­ю­щего при­ше­ствия мессии, кото­рый «наве­дёт земной миро­вой поря­док»), а вели­чай­ший личный празд­ник, – ведь Мессия-Хри­стос уже пришёл и мы давно живём в Его Цар­ствии – в Церкви Хри­сто­вой. В это трудно пове­рить, наблю­дая про­ис­хо­дя­щее вокруг нас. Но это так! В про­тив­ном случае, говоря сло­вами апо­стола Павла, «Хри­стос напрасно умер» (Гал. 2:21).

К сожа­ле­нию, вет­хо­за­вет­ный мен­та­ли­тет неис­куп­лен­ного чело­века, не видя­щего в нашем мире Новый мир, вос­со­здан­ный Хри­стом (а иначе Его при­ше­ствие было бес­смыс­ленно), до сих пор присущ опре­де­лен­ной части мало­об­ра­зо­ван­ных хри­стиан (в том числе – увы! – и из свя­щен­но­слу­жи­те­лей), демон­стра­тивно не празд­ну­ю­щих день своего рож­де­ния. (Хри­стос неда­ром пре­ду­пре­ждал: «Бой­тесь закваски фари­сей­ской!» Это – «вечная партия», партия с зашо­рен­ным, «закон­ни­че­ским» скла­дом ума. Перед ними напрасно «метать бисер»…) Они наивно счи­тают, что посту­пают «по-пра­во­слав­ному», а на самом деле «иудей­ствуют»! Тем самым они ере­ти­че­ствуют – отри­цают абсо­лют­ный смысл Дней Рож­де­ния Марии и Её Сына, без кото­рых (этих Дней) не было бы СПА­СЕ­НИЯ (бук­вально, в пере­воде с гре­че­ского, – ИСЦЕ­ЛЕ­НИЯ) всего Кос­моса и Рода Чело­ве­че­ского. (Хочется думать, что «хри­сти­ан­ские фари­сеи» делают это невольно, по глу­по­сти, но, если созна­тельно вводят в соблазн «малых сих» – это не про­ща­ется, – см.: Еван­ге­лие от Мат. 18:6–7. )

Вот почему для Церкви – это не далё­кие «исто­ри­че­ские» или «част­ные дни личной био­гра­фии», а важ­ней­шие вехи исто­рии Спа­се­ния, став­шие вели­кими празд­ни­ками, кото­рые мы будем совер­шать и будем поучаться их смыс­лом «до скон­ча­ния века».

И наша общая мис­си­о­нер­ская задача – дели­катно и убе­ди­тельно разъ­яс­нять это всем заблуж­да­ю­щимся хри­сти­а­нам. А для этого нужно много учиться.

Впро­чем, более подробно обо всём этом – и о многом другом – можно будет гово­рить в связи с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова.

Ещё раз поздрав­ляю всех с празд­ни­ком Дня Рож­де­ния Девы Марии – празд­ни­ком воз­рож­де­ния чело­ве­че­ского досто­ин­ства в очах Божиих!


При­ме­ча­ние:

[*] Что каса­ется моих исто­рико-бого­слов­ских раз­мыш­ле­ний о дне рож­де­ния как тако­вом, то они вос­хо­дят ещё к сту­ден­че­ским вре­ме­нам, когда в Духов­ной ака­де­мии слушал лекции по исто­рии Древ­ней Церкви у отца Ливе­рия Воро­нова. Мне повезло! Неко­то­рые темы мы с ним обсуж­дали. Кстати, он – про­фес­сор, круп­ней­ший наш спе­ци­а­лист по дог­ма­ти­че­скому бого­сло­вию 2‑й поло­вины 20 сто­ле­тия – при­гла­шал меня в гости именно на свой день рож­де­ния!!! Пока ещё не офор­мил «раз­мыш­ле­ния» в виде статьи. Тема пре­дельно важна и многое объ­яс­няет в исто­рии дог­ма­ти­че­ского и литур­ги­че­ского раз­ви­тия хри­сти­ан­ства Востока и Запада.

С.-Петербург, 821.IX.2012 AD

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки