Размышления христианина об Ангеле-Хранителе

Вве­де­ние

Путе­ше­ствен­ник, стран­ству­ю­щий в отда­лен­ных местах, с радо­стью встре­чает своего друга, при­шед­шего к нему для того, чтобы быть его путе­во­ди­те­лем. В стран­ство­ва­нии земной жизни, кото­рой пре­де­лом назна­чена веч­ность, дан нам верный друг путе­во­ди­те­лем: Небо послало его руко­во­дить нас на труд­ном пути, где мрач­ная тем­нота окру­жает нас. Если мы поже­лаем сле­до­вать за ним, то он под своим покро­вом без­опасно дове­дет нас до нашего оте­че­ства. Мы знаем, что Отец Небес­ный запо­ве­дал Анге­лам Своим хра­нить нас во всех путях и обе­ре­гать от вся­кого зла.

Хотя мы не можем видеть их телес­ными очами, но можем их видеть очами веры. Ужели мы столько пора­бо­щены чув­ствам, что не хотим верить ничему, кроме того только, что нам явля­ется под грубым видом веще­ства? Или сердце наше столько занято суе­тами мира, что ничего не любит, кроме богат­ства и удо­воль­ствий? Бог послал нам Анге­лов спут­ни­ками и руко­во­ди­те­лями жизни. Но этот пред­мет, столь важный, каса­ю­щийся всех и каж­дого, зани­мает мысли весьма немно­гих хри­стиан в наше время; почему поста­ра­емся ожи­вить веру ближ­них наших, объ­яс­нив учение Свя­щен­ного Писа­ния и Пре­да­ния об Анге­лах. Может быть, сие объ­яс­не­ние послу­жит моим бра­тиям источ­ни­ком воды живой, кото­рой они осве­жат свои души.

Что есть другие суще­ства разум­ные, кроме нас и выше нас, – это истина, о кото­рой сви­де­тель­ствует нам самое древ­нее и все­об­щее веро­ва­ние наро­дов. Сия истина была иска­жена зло­упо­треб­ле­ни­ями и неве­же­ством наро­дов, покло­няв­шихся идолам; но она сохра­нена во всей чистоте наро­дом Божиим. Все наши свя­щен­ные книги, начи­ная с книг Бытия до самого Апо­ка­лип­сиса, пред­став­ляют нам Анге­лов дей­ству­ю­щими, испол­ня­ю­щими в сем мире пове­ле­ния Все­выш­него и ограж­да­ю­щими людей бла­го­че­сти­вых своим покро­вом.

Херу­вим был постав­лен с огнен­ным мечом в руке у врат зем­ного рая, дабы вос­пре­тить вход в него чело­веку, пре­сту­пив­шему запо­ведь Божию. Пат­ри­архи были удо­сто­ены посе­ще­ния Анге­лов. Авраам одна­жды угощал сих Боже­ствен­ных послан­ни­ков. Один из Анге­лов удер­жал руку его в ту минуту, как он хотел при­не­сти в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была уте­шена также Анге­лом. Иаков видел многих Анге­лов, вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих по сту­пе­ням таин­ствен­ной лест­ницы и наверху оной – сидя­щего Гос­пода (Быт.28:12, 13). Ангел сопро­вож­дал сынов Изра­иля в пустыне и ввел их в землю обе­то­ван­ную. По вдох­но­ве­нию сих Небес­ных послан­ни­ков Иеффай, Гедеон и другие судьи изра­иль­ские узна­вали пове­ле­ния Гос­подни; Давид при­зы­вал их вместе вос­пе­вать свои свя­щен­ные песни. Исайя видел небо отвер­стым, Гос­пода, вос­се­дя­щего на пре­столе, и мно­же­ство Анге­лов, вос­пе­ва­ю­щих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопут­ство­вал юному Товии в его даль­нем путе­ше­ствии, привел его обратно на родину и воз­вра­тил зрение пре­ста­ре­лому отцу его. Когда иудеи были в плену Вави­лон­ском, три отрока еврей­ские были ввер­жены в пещь огнен­ную, но между ними ока­зался Ангел, укры­вав­ший их от пла­мени. Пророк Даниил был избав­лен от челю­стей льви­ных Анге­лом. Гав­риил, полу­чив­ший пове­ле­ние воз­ве­стить Спа­си­теля миру, дал знать Про­року о близ­ком при­ше­ствии Его; он нисшел во храм, где Заха­рия совер­шал каж­де­ние, и пред­ска­зал ему о рож­де­нии сына, кото­рый пред­на­зна­чался быть Пред­те­чею Мессии. Гав­риил, послан­ный в Наза­рет к Деве Марии, воз­ве­стил Ей, что Она соде­ла­ется Мате­рью Сына Божия. В скором вре­мени после сего Ангел бла­го­вест­во­вал виф­ле­ем­ским пас­ту­хам о рож­де­нии Пред­веч­ного Мла­денца, и Ангелы же вос­пели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние (Лк.2:14).

Спа­си­тель, Кото­рого Ангелы про­воз­ве­стили, Сам дал людям поня­тие об Анге­лах. Он гово­рит нам о брат­ской любви, кото­рая побуж­дает их радо­ваться нашему спа­се­нию и с кото­рой они охра­няют нас на всех путях наших. Ангелы воз­ве­щали святым женам о вос­кре­се­нии Гос­пода; а по воз­не­се­нии Его на небо Ангелы же яви­лись уче­ни­кам Его и ска­зали им, что как Он воз­несся на небо, так при­и­дет неко­гда судить живых и мерт­вых. Нужно ли гово­рить, как апо­стол Петр был осво­бож­ден Анге­лом из тем­ницы и из рук Ирода? Рас­ска­зать ли, что видел святой Иоанн Бого­слов и что напи­сал он о силе и могу­ще­стве Анге­лов в управ­ле­нии царств земных? Я должен оста­но­виться, чтобы не пере­сту­пить за пре­делы, пред­на­чер­тан­ные мною. Итак, не буду более гово­рить о явле­ниях Анге­лов апо­сто­лам, муче­ни­кам и многим пра­вед­ни­кам. «Но воз­можны ли сии явле­ния?» – скажут неве­ру­ю­щие. Может ли Ангел, суще­ство духов­ное, при­нять види­мый образ чело­века, явиться нашим чув­ствам, гово­рить и дей­ство­вать пред нами? Кто же может дока­зать невоз­мож­ность? Кто в состо­я­нии иссле­до­вать бездну пре­муд­ро­сти Божией, опре­де­лить бес­ко­неч­ные роды тво­ре­ний Все­мо­гу­щего, обнять своим умом необъ­ят­ную лест­ницу этих тво­ре­ний, чтобы иметь право сомне­ваться в бытии существ, о кото­рых воз­ве­щает Слово Божие?

Наше веро­ва­ние в святых Анге­лов, осно­ван­ное на собы­тиях, засви­де­тель­ство­ван­ных Свя­щен­ным Писа­нием, под­твер­жда­ется и уче­нием мужей мудрых. Всем известны мнения об этом пред­мете Сократа, зна­ме­ни­того его уче­ника Пла­тона и многих муд­ре­цов Греции и Рима. Но истин­ными муд­ре­цами мы счи­таем учи­те­лей Церкви. Какое дивное учение об Анге­лах оста­вили нам святой Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, святой Гри­го­рий Нази­ан­зин, святой Васи­лий Вели­кий, святой Иоанн Зла­то­уст, бла­жен­ный Авгу­стин и многие другие духов­ные писа­тели, почи­та­е­мые Цер­ко­вью! Сие досто­вер­ное сви­де­тель­ство Отцов и учи­те­лей Церкви еди­но­гласно под­твер­ждено на Собо­рах, и Цер­ковь всегда напо­ми­нает нам о тесном союзе Анге­лов с людьми. Ветхий и Новый Завет непре­станно гово­рят об Анге­лах. Из этого можно ясно видеть, какое уча­стие Ангелы при­ни­мают в испол­не­нии воли Божией, и в чем состоит слу­же­ние их в отно­ше­нии к людям. Но еще более про­яс­нится это из ниже­сле­ду­ю­щего рас­суж­де­ния.

Любовь, свой­ствен­ная Богу, побу­дила Его даро­вать бытие разум­ным суще­ствам, спо­соб­ным позна­вать и любить Его и участ­во­вать в Его бла­жен­стве. Первым плодом сей любви были Ангелы.

Бог, наде­лив их бога­тыми даро­ва­ни­ями, вселил их в оби­те­лях небес­ных. Впро­чем, хотя они были богаты совер­шен­ствами, но, как твари, не могли быть все­со­вер­шен­ными. Един Бог, Творец всего сущего, все­со­вер­ше­нен.

Пре­льщен­ные вели­чием своих огра­ни­чен­ных совер­шенств, неко­то­рые из Анге­лов пре­да­лись киче­нию и гор­до­сти. Гор­дость, гово­рит Писа­ние, была при­чи­ной паде­ния многих Анге­лов. (1Тим.3:2,6; Сир.10:15). Ден­ница первый воз­гор­дился против своего Творца, а за ним после­до­вали многие другие Ангелы и оста­вили Бога. Но оста­вить Бога – значит лишиться жизни и пре­даться смерти. Ангелы первые оста­вили Гос­пода, и Гос­подь пра­во­суд­ный также оста­вил их, предо­ста­вив их самим себе. Что же про­изо­шло в резуль­тате? Верные Ангелы, укреп­ля­е­мые бла­го­да­тью и тор­же­ствуя сми­ре­нием, отде­ли­лись от них и отвергли их с ужасом; мятеж­ники стали из Анге­лов света анге­лами тьмы. Обле­чен­ные недавно в сияние и славу учи­ни­лись пред­ме­том отвра­ще­ния и ужаса для всего Неба и даже для самих себя; те, кото­рые вос­пе­вали Все­выш­него, стали про­из­но­сить своими устами хулу и про­кля­тия. Гони­мые дуно­ве­нием пра­во­су­дия Божия и тер­за­е­мые своей яро­стью, они с быст­ро­той молнии нис­пали в адскую бездну, подобно звез­дам, оттор­жен­ным от небес­ного свода, и пада­ю­щим в бес­пре­дель­ное про­стран­ство все­лен­ной. Ангелы, остав­ши­еся вер­ными Богу, стали совер­шенно бла­жен­ными. Они оза­рены бли­ста­нием Боже­ствен­ной славы, и свет Свя­того Святых объ­ем­лет их, как океан мно­го­вод­ный. При­ходя в вос­хи­ще­ние и вос­торг от созер­ца­ния богатств вечной кра­соты, они теря­ются в без­мер­ной любви и в упо­е­нии своего бла­жен­ства; славят и пре­воз­но­сят Все­мо­гу­щего Бога, Кото­рый вли­вает в сердца их потоки насла­жде­ний. Не нала­гая на них обя­зан­но­сти остав­лять бла­жен­ную оби­тель Небес­ную, Гос­подь раз­де­ляет с ними управ­ле­ние миром. Он упо­треб­ляет их как Своих верных слу­жи­те­лей в дей­ствиях Про­мысла. Он посы­лает их в мир воз­ве­щать людям Свои веле­ния испол­нить Его волю. По сей-то при­чине мы назы­ваем их Анге­лами, то есть вест­ни­ками. Бог поста­вил их на высшей сте­пени Своих тво­ре­ний, дабы они были живыми образ­цами Его совер­шенств, достой­ными пред­ста­ви­те­лями Его вели­чия.

Боже­ская щед­рость богато наде­лила сих Небес­ных Духов есте­ствен­ными даро­ва­ни­ями; их ум и позна­ния не имеют других пре­де­лов, кроме тех, кото­рые поло­жены сотво­рен­ным духам в бес­пре­дель­ных глу­би­нах пре­муд­ро­сти Божией. Ангелы ода­рены пре­вос­ход­ней­шей силой и могу­ще­ством, посред­ством кото­рых они могут, по соиз­во­ле­нию Божи­ему, дей­ство­вать на тела и на мир веще­ствен­ный. Здесь можно было бы поста­вить мно­же­ство вопро­сов, но ум наш скоро нахо­дит себе гра­ницы. Что можем понять мы, бедные твари, погру­жен­ные в мрач­ную тем­ноту? И пес­чинка есть тайна для самого муд­рого; а самих себя, со всеми нашими сует­ными нау­ками, мы еще менее знаем.

Число падших анге­лов весьма велико; но, по словам апо­стола Павла и воз­люб­лен­ного уче­ника Хри­стова, мно­же­ству бла­жен­ных Анге­лов нет числа (Еф.6:12; Откр.12:4). Пророк Даниил видел в своем виде­нии, что когда Ветхий денми седе на пре­столе Своем, тысячи тысяч слу­жаху Ему и тьмы тем пред­сто­яху Ему (Дан.7:10). Другой тай­но­зри­тель ново­за­вет­ный также видел окрест пре­стола Божия и слышал глас Анге­лов многих, и бе число их тысячи тыся­чами (Откр.5:11). Конечно, эти тай­но­видцы, говоря таким обра­зом, не думали исчис­лять их; они желали только дать нам поня­тие, что ум их терялся в сем бес­чис­лен­ном сонме Анге­лов. Сочтите пес­чинки мор­ские или звезды небес­ные, и види­мые и неви­ди­мые; вы не соста­вите еще того числа, сколько суще­ствует Анге­лов.

Но в этом бес­чис­лен­ном мно­же­стве Анге­лов уди­ви­тель­нее всего поря­док, цар­ству­ю­щий в небес­ных воин­ствах. Поря­док есть кра­сота совер­шен­ства, пре­муд­рость и истина Божия. Пре­муд­рость Божия, сотво­рив­шая всё сущее и даро­вав­шая бытие Анге­лов, раз­де­лила их на девять чинов. В Свя­щен­ном Писа­нии упо­ми­на­ются: Ангелы, Архан­гелы, Силы, Гос­под­ства, Начала, Власти, Пре­столы, Херу­вимы, Сера­фимы (Кол.1:16; Еф.1:21; 1Пет.3:22). Сии лики под­чи­нены один дру­гому и в своем раз­ли­чии дивно соеди­нены совер­шен­ным согла­сием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, хода­тая всех, течет от избран­ного к избран­ному на весь сонм бла­жен­ных; река жизни, теку­щая из недр Боже­ства, как прилив и отлив, испол­няет небо­жи­те­лей. Какое вос­хи­ти­тель­ное зре­лище пред­став­ляет уму веру­ю­щего сие чудес­ное раз­но­об­ра­зие в совер­шен­ней­шем един­стве и сие един­ство в бес­чис­лен­ном мно­же­стве! Бла­женны, Гос­поди, Боже сил, оби­та­ю­щие в доме Твоем и созер­ца­ю­щие толи­кие чудеса!

Дио­ни­сий Аре­о­па­гит и другие учи­тели Церкви раз­де­ляют Анге­лов на девять ликов, а сии девять ликов – на три чина. К пер­вому чину отно­сятся: Пре­столы, Херу­вимы и Сера­фимы; ко вто­рому – Власти, Гос­под­ства, Силы; к тре­тьему – Ангелы, Архан­гелы, Начала.

Первые суть Сера­фимы. Это назва­ние озна­чает жар Боже­ствен­ной любви, кото­рой они вос­пла­ме­ня­ются и кото­рую сооб­щают другим ликам. Они тем более вос­пла­ме­ня­ются любо­вью, гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов, что между ними и Богом нет ни одного Ангела, сто­я­щего и отде­ля­ю­щего их от Бога; они непо­сред­ственно соеди­нены с Ним. Пламя любви их тем силь­нее, что они ближе других созер­цают сияние Боже­ства. (Слово о бого­сло­вии, 2‑е в твор. Св. Отц. III, с. 18–51).

Имя Херу­ви­мов озна­чает пол­ноту веде­ния, обилие пре­муд­ро­сти, по словам святых: Дио­ни­сия Аре­о­па­гита, Авгу­стина, Иеро­нима и Гри­го­рия Бого­слова. Сей лик Анге­лов, гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов, полу­чил назва­ние Херу­ви­мов потому, что эти бла­жен­ные Духи оза­рены обиль­ней­шими лучами света, созер­цая непо­сред­ственно пред­веч­ный Источ­ник света. Они знают всё настолько, насколько дано от Бога знать суще­ствам сотво­рен­ным; они знают это тем совер­шен­нее и полнее, что совер­шен­ство есте­ства более при­бли­жает их к Созда­телю (Песноп. тайн. слов. 6, в твор. Св. Отц. IV, с. 235–239). Два Херу­вима про­сти­рали крылья над ков­че­гом Вет­хого Завета. Иудеи, кроме веде­ния и пре­муд­ро­сти, при­пи­сы­вали им силь­ное могу­ще­ство.

Те, в кото­рых Бог пред­стает, гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов, чтобы изре­кать Суд Свой, названы Пре­сто­лами. Они настолько воз­вы­шенны и настолько ода­рены бла­го­да­тью, что, можно ска­зать, Гос­подь оби­тает в них, являя чрез них Свое вер­хов­ное Пра­во­су­дие.

После сих Духов в бла­жен­ной оби­тели Небес­ной цар­ствуют Власти. Сии цари, сия­ю­щие славой, вос­седя на огнен­ных пре­сто­лах, полу­чают пове­ле­ния от высших Духов и пере­дают их Духам под­чи­нен­ным. Силы, по словам многих Святых Отцов, это те Духи, чрез кото­рых Гос­подь совер­шает чудеса Свои. Он даро­вал им Свою силу, и их пове­ле­ние имеет дей­ствие все­мо­гу­ще­ства.

Гос­под­ства пове­ле­вают вра­гами вер­хов­ного вели­чия Божия; пове­ле­вают теми злыми духами, кото­рые покля­лись погу­бить чело­века: ибо сии мятеж­ные духи не могли осво­бо­диться от зави­си­мо­сти и власти Творца своего. Бог под­чи­нил их сим Анге­лам, кото­рые обуз­ды­вают их ярость и нала­гают цепи на их есте­ствен­ную силу.

Слово Ангел озна­чает послан­ник; Ангелы – это слу­жи­тели, кото­рых Царь цар­ству­ю­щих посы­лает со Своими пове­ле­ни­ями в разные части все­лен­ной. Архан­гелы – началь­ники сих Боже­ских послан­ни­ков. Будучи участ­ни­ками тайных сове­тов Божиих, они полу­чают пове­ле­ния воз­ве­щать людям самые важные таин­ства; по сей-то при­чине не про­стой Ангел был послан в Наза­рет к Деве Марии, но Архан­гел Гав­риил; ибо над­ле­жало, гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов, чтобы первый из всех Анге­лов воз­ве­стил первое из всех таинств. Здесь заме­тим, что назва­ние Ангел упо­треб­ля­ется в смысле слу­жеб­ном и при­ли­че­ствует Духам небес­ным только тогда, когда они посы­ла­ются воз­ве­стить волю Божию. Ангелы обык­но­венно пред­став­ля­ются с двумя кры­льями для обо­зна­че­ния быст­роты, с кото­рой они стре­мятся испол­нить пове­ле­ния Божии в разных частях все­лен­ной.

Вся все­лен­ная испол­нена при­сут­ствием Боже­ства и бес­чис­лен­ных Духов, слу­жи­те­лей Божиих: это храм, кото­рый непре­станно огла­ша­ется соглас­ным пением певцов небес­ных. Как они бесе­дуют друг с другом, мы не можем ска­зать, но знаем, что они бесе­дуют между собой и пони­мают одни других. Они пони­мают также язык душ наших, когда мы обра­щаем к ним наши молитвы. В состо­я­нии несо­вер­шен­ства, в кото­ром мы нахо­димся теперь, должны ли мы удив­ляться тому, что перед нами откры­ва­ются таин­ствен­ные глу­бины, в кото­рых наш слабый ум теря­ется?

При­со­еди­ним еще здесь одно важное заме­ча­ние. Все Ангелы под­чи­нены порядку совер­шен­ной иерар­хии. Ангел, кото­рый постав­лен на высшей сте­пени, более совер­ше­нен, нежели тот, кото­рый нахо­дится на низшей сте­пени; хотя Ангел, кото­рый наи­бо­лее при­бли­жен к нам, и нахо­дится на послед­ней сте­пени, настолько пора­зи­те­лен кра­со­тою, что мы не могли бы пере­не­сти радо­сти и удив­ле­ния, если бы он открылся нам. Пред­став­ляя в уме сего послед­него Ангела и вос­ходя мыс­ленно от одной сте­пени к другой, от совер­шен­ства к боль­шему совер­шен­ству, про­ходя все лики, пре­вос­хо­дя­щие одни других боль­шею свя­то­стью, обиль­ней­шим сия­нием света, мы, нако­нец, дости­гаем Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, све­то­зарно сия­ю­щих вол­нами света и про­ли­ва­ю­щих свет свой на весь град Божий. Пре­выше сих ликов цар­ствует Вла­ды­чица неба и земли Матерь Божия; пре­выше мириад миров вос­се­дит Гос­подь Бог наш в Своей непри­ступ­ной славе. Созер­ца­е­мые с сей высоты, что значат все люди вместе? – пылинки, пре­смы­ка­ю­щи­еся на земле. Однако Гос­подь осы­пает их бла­го­тво­ре­ни­ями без­мер­ной любви Своей; Пре­свя­тая Матерь Божия бла­го­слов­ляет и любит их; Ангелы назы­вают их своими бра­тьями; а люди, упо­ен­ные безу­мием, оскорб­ляют вели­кого Бога перед сонмом избран­ных Его!

Мы видели, какие бед­ствен­ные послед­ствия имел грех для падших анге­лов. Сии несчаст­ные чрез свой грех не лиши­лись есте­ствен­ных даров, кото­рыми Творец наде­лил их при созда­нии. Они лиши­лись бла­жен­ства и свя­то­сти, но сохра­нили разу­ме­ние весьма вели­кое и про­ни­ца­тель­ное, хотя спо­соб­но­сти, остав­ши­еся у них, послу­жили им нака­за­нием. По сей-то при­чине царь Давид, как объ­яс­няет святой Авгу­стин, назы­вает их силь­ными. Сам Спа­си­тель, говоря о сатане, главе духов падших, назы­вает его князем мира сего (Ин.12:31), и апо­стол Павел, объ­яс­няя слово Боже­ствен­ного Учи­теля, име­нует сатану князем власти воз­душ­ной (Еф.2:2). Сей же апо­стол раз­ли­чает между ними: Начала, Власти и Миро­дер­жи­тели тьмы века сего (Кол.2:15; Еф.6:12). Из сего можно заклю­чить, что отпад­шие ангелы сохра­нили отли­чия, уста­нов­лен­ные в иерар­хи­че­ском порядке небес­ных воинств, и при­нуж­дены были поко­риться сатане, силь­ней­шему и злоб­ней­шему всех их. Но какая эта покор­ность в жилище веч­ного бес­по­рядка, нена­ви­сти и злобы у духов, уста кото­рых непре­станно изры­гают хулу и про­кля­тия! Дес­ница Божия низ­вергла их в адскую бездну; но они из пре­ис­под­ней могут рас­про­стра­ниться по все­лен­ной, тер­за­е­мые нака­за­ни­ями и огнем паля­щим. Нена­висть к Богу, жела­ние мщения и отча­я­ние тер­зают их. Вот в чем заклю­ча­ется исто­рия брани добра и зла, это брань сатаны против Бога; ибо пре­муд­рость Боже­ствен­ная поз­во­ляет гор­до­сти опол­чаться против неба, небес­ных Анге­лов и чело­века до того дня, в кото­рый врата адовы будут запе­ча­таны на всю веч­ность.

Многие неве­ру­ю­щие насме­ха­ются над веро­ва­нием в демо­нов; но можно ли сомне­ваться в истине учения, столь твердо дока­зан­ного? Бытие злых духов, кото­рых мы назы­ваем демо­нами, дока­зы­ва­ется не только ясным сви­де­тель­ством Свя­щен­ного Писа­ния, но и еди­но­душ­ным согла­сием всех племен и наро­дов. То же гово­рил Тер­тул­лиан рим­ским сена­то­рам: «Имя демо­нов не ново для вас. Ваши фило­софы и сти­хо­творцы дока­зали, что знали их, сих духов, отвер­жен­ных Богом, кото­рых все наме­ре­ния стре­мятся к тому, как бы погу­бить чело­века». Дей­ствие злых духов весьма оче­видно для тех, кото­рые со вни­ма­нием наблю­дают про­ис­ше­ствия в мире.

Но отчего про­ис­хо­дит эта ярость, с кото­рой они стре­мятся погу­бить нас? Не имея воз­мож­но­сти учи­нить напа­де­ние на Бога, они напа­дают на Него в Его тво­ре­ниях, осо­бенно в чело­веке, создан­ном по Его образу и подо­бию. Какое адское удо­воль­ствие нахо­дят они, чтобы осквер­нить сей образ и отнять у Творца то тво­ре­ние, к кото­рому Он являет Свою бес­пре­дель­ную любовь! Кто не знает также, что злой дух, не спо­соб­ный делать добро, чув­ствует неизъ­яс­ни­мое удо­воль­ствие, когда может при­об­ре­сти себе соучаст­ни­ков своих пре­ступ­ле­ний, раз­де­ля­ю­щих с ним его нака­за­ние? И можно ли сатане быть рав­но­душ­ным, когда мы живем в надежде бла­жен­ства, кото­рого он лишился; когда Гос­подь бла­го­да­тью Своей, рав­няет нас с Анге­лами; когда Сын Божий вос­приял образ чело­века, чтобы соде­лать нас наслед­ни­ками Богу? (Еф.1:11). Он при­хо­дит в бешен­ство, когда помыс­лит, что верные после­до­ва­тели Иисуса Христа, вос­седя на вели­че­ствен­ных пре­сто­лах, будут купно с Анге­лами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его силь­нее, нежели адский пла­мень. Он воз­му­щает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обра­щает на нас всю ярость своего гнева и ста­но­вится опас­ным для нас наи­бо­лее тогда, когда напа­дает не откры­той силой, но ковар­ными пре­льще­ни­ями и раз­ными хит­ро­стями своего изоб­ре­та­тель­ного ума.

Для чего напо­ми­нать нам печаль­ную исто­рию наших несча­стий? Адам и Ева впали в сети демона и пре­вра­ти­лись в его рабов со своим потом­ством. С самого зача­тия мы под­ле­жим его власти. Исшедши из рук Творца, мы впа­даем в руки Его врага пре­ис­под­него, и на челе нашем нала­га­ется печать отвер­же­ния (Еф.2:3). Отселе начи­на­ются все бед­ствия насто­я­щего нашего поло­же­ния: неве­же­ство, раз­вра­ще­ние сердца, пре­об­ла­да­ние плоти. Кто может исчис­лить все наши немощи? Какое горь­кое состо­я­ние! Смер­тель­ный яд течет в наших жилах, и мы носим смерть с собой в недре своем. Пер­во­род­ный грех зара­зил всё наше суще­ство, затмил разум и сделал его мало­спо­соб­ным к пони­ма­нию пред­ме­тов духов­ных, раз­вра­тил сво­бод­ную волю, помра­чил в нас образ Божий, поро­дил стра­да­ния, болезни и, нако­нец, саму смерть.

Люди века сего, мало раз­мыш­ля­ю­щие и много меч­та­ю­щие о себе, почи­тают себя вправе пре­зи­рать сие учение о пер­во­род­ном грехе, при­ня­тое во всех веках за истину. Оста­вим их; пусть они пре­да­ются своим умство­ва­ниям, а мы послу­шаем муд­рого Тер­тул­ли­ана: «Когда Адам, един­ствен­ный вла­сте­лин всего света, был поко­рен змием-побе­ди­те­лем, тогда весь свет посту­пил под его власть и законы. Воз­гор­див­шись сим бед­ствен­ным успе­хом, он иска­жает дела рук Божиих и вну­шает людям пре­врат­ные поня­тия о звез­дах, о сти­хиях, о пла­не­тах, о живот­ных и обра­щает их к идо­ло­по­клон­ству». Он затмил позна­ние истин­ного Бога по всей земле и на место Его рас­по­ло­жил людей покло­няться себе. По сей при­чине Сын Божий нари­цает его князем сего мира, а Павел апо­стол – богом века сего. Вся при­рода осквер­нена им и вся тварь воз­ды­хает об обнов­ле­нии жизни (Рим.8:21, 22). Осо­бенно чело­век был глу­боко унижен. Когда чело­век стал рабом демона, тогда мило­сер­дие Божие обе­щало ему Иску­пи­теля; но чело­век должен был оста­ваться рабом в тече­ние многих веков, дабы он понял всю жесто­кость своего злоб­ного вла­сте­лина и познал важ­ность и цену своего искуп­ле­ния.

Нако­нец Мессия, Кото­рого всегда пред­ска­зы­вали про­роки, Кото­рого ожи­дали народы, явля­ется подобно тому изба­ви­телю, кото­рый нис­хо­дит во мрак тем­ницы, чтобы оттуда осво­бо­дить несчаст­ного узника. Пре­муд­рость Божия скры­вала от демо­нов Таин­ство Вопло­ще­ния. Они при­хо­дят в пустыню иску­шать Иисуса Христа и уда­ля­ются от Него с тре­пе­том, имея подо­зре­ние, что иску­ша­е­мый ими, столь дивный чело­век, есть Сын Божий, при­шед­ший в мир раз­ру­шить их власть демон­скую. Они, по Его пове­ле­нию, при­нуж­дены были остав­лять тела одер­жи­мых неду­гами (Лк.8:30). Тогда обра­ти­лись они к иудеям и побу­дили их пре­дать смерти Сына Божия. Сатана все­ля­ется в сердце Иуды, Хри­стова уче­ника, отступ­ника; вос­пла­ме­няет яро­стью своей книж­ни­ков и фари­сеев, и народ иеру­са­лим­ский. Уве­рив­шись в боже­ствен­но­сти Спа­си­теля, он, несмотря на тор­же­ство свое, содро­га­ется и тре­пе­щет и то побуж­дает Пилата осу­дить Его, то откло­няет его от сего наме­ре­ния. Нако­нец Хри­стос на кресте. Земля содро­га­ется; ночь покры­вает все­лен­ную; Хри­стос уми­рает; Боже­ствен­ный Дух Его нис­хо­дит ко вратам тех мест, где души пра­вед­ных содер­жа­лись в заклю­че­нии. Иисус Хри­стос рас­тор­гает узы их, раз­ру­шает власть демона и тор­же­ствует, сияя Боже­ством перед небом, землею и адом.

С того дня как вели­кая Жертва была при­не­сена, как Крест Иску­пи­теля водру­жен был на лобном месте, могу­ще­ство пре­ис­под­них сил исче­зает, и люди воз­рож­да­ются в истине и свя­то­сти. Одер­жи­мые сими злыми духами люди, число их было весьма велико, при­хо­дили тол­пами и повер­га­лись к ногам уче­ни­ков Иисуса Христа, кото­рые едва только про­из­но­сили имя Хри­стово, бесы тотчас обра­ща­лись в бег­ство (Лк.10:17-20; Мф.10:1; Деян.5:28). Сии чудеса были весьма частыми явле­ни­ями в первые века хри­сти­ан­ства. Языч­ники, став­шие сви­де­те­лями оных, обра­ща­лись в хри­сти­ан­скую веру. Тер­тул­лиан, в споре с пра­ви­те­лями Кар­фа­гена, делал им вызов и пред­ла­гал, чтобы они при­ка­зали при­ве­сти в свое при­сут­ствие какого-нибудь из одер­жи­мых злым духом; он гово­рил им, что первый хри­сти­а­нин, какой встре­тится, если при­ка­жет демону уда­литься, демон тотчас испол­нит его пове­ле­ние, как покор­ный неволь­ник.

Хотя в тече­ние многих веков уже не было столько явле­ний бес­но­ва­ния людей, одер­жи­мых злыми духами, хотя Спа­си­тель для того и при­хо­дил, да раз­ру­шит дела диа­вола (Ин.3:8), однако искон­ный враг рода чело­ве­че­ского тем не менее воз­буж­дал в тече­ние веков многие гоне­ния, ереси, рас­колы, непре­станно тер­зав­шие Цер­ковь. Бог попус­кает их, дабы пока­зать славу Свою и славу Христа Своего. По попу­ще­нию Божию дух злобы дей­ство­вал в сердце сынов сопро­тив­ле­ния, кото­рые своей враж­дой и нена­ви­стью против Бога и веры, кажется, хотели срав­няться с самим демо­ном: таковы были Арий, Несто­рий, Евти­хий и другие им подоб­ные. Они с адскою злобой вос­ста­вали против Христа и Его Церкви. Они постав­ляли себя во главе тех, кото­рые ведут брань против Неба. Народы, в сле­поте своей, верили их учению; сатана тор­же­ство­вал неко­то­рое время; сердце пра­вед­ных пора­жа­лось скор­бью; но являлся Гос­подь и духом уст Своих убивал нече­стивца и усми­рял бурю, а сатана со своими слу­жи­те­лями и со своим воин­ством бежал во тьму кро­меш­ную.

Сатана всегда ста­ра­ется обо­льщать нас надеж­дой чув­ствен­ных насла­жде­ний, рос­кош­ной жизнью, но стыд, угры­зе­ние сове­сти, муче­ние ада – вот мзда, кото­рой он награж­дает своих после­до­ва­те­лей! Напро­тив, Иисус Хри­стос при­зы­вает к Себе людей, решив­шихся побеж­дать зло, под­ви­заться подви­гами доб­ро­де­тели и при­об­ре­сти себе венец бес­смер­тия на небе. Со Хри­стом победа несо­мненна и награда за нее – бла­жен­ство вечное. Однако, несмотря на это, весьма многие идут слу­жить под зна­ме­нами сатаны. Они сле­дуют за ним, как слепцы, нимало не раз­мыш­ляя, и, подобно бес­смыс­лен­ным живот­ным, поз­во­ляют ему вести себя в ту про­пасть, где вечно будут его жерт­вой.

Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее побе­ди­те­лем! Вечная смерть – вот участь его! Но кто сохра­нит муже­ство и пре­даст себя в волю Божию, того не кос­нется ника­кое зло. Води­мый Божией бла­го­да­тью, он вос­тор­же­ствует, и награ­дой его будет Цар­ство Небес­ное. «Боя­щийся Бога силь­нее, нежели все демоны!» – гово­рит один писа­тель. Чтобы под­дер­жать своих верных сынов на сем поприще непре­стан­ной борьбы, чтобы без­опасно про­ве­сти их по сему пути, напол­нен­ному без­жа­лост­ными губи­те­лями, Гос­подь посы­лает Своих Анге­лов, верных хра­ни­те­лей. Он опре­де­ляет к каж­дому из нас одного из них, небес­ных воинов Своих, кото­рый ста­но­вится нашим Анге­лом Хра­ни­те­лем, нашим защит­ни­ком. Таково все­об­щее веро­ва­ние хри­стиан, и наши Свя­щен­ные книги, слово Небес­ного Учи­теля, не остав­ляют в том ника­кого сомне­ния (Мф.18:10; Деян.12:15).

А какое убе­ди­тель­ное сви­де­тель­ство пред­став­ляют нам об Анге­лах Хра­ни­те­лях Святые Отцы, учи­тели Церкви! С первых веков хри­сти­ан­ства и до наших времен все духов­ные писа­тели и мужи святой жизни еди­но­гласно воз­ве­щали нам о сей уте­ши­тель­ной истине. Не только каждый чело­век имеет своего Ангела Хра­ни­теля, но каждое семей­ство, каждое бла­го­че­сти­вое обще­ство, каждое госу­дар­ство (Дан.10:12; Пс.33:8, 90:10, 11). Несчастны те люди, кото­рые ничего не хотят видеть между небом и землею кроме того, что телес­ные глаза их ося­зают! Напро­тив, как счаст­лив хри­сти­а­нин в сер­деч­ной про­стоте своей веры! В какой гар­мо­нии чув­ство­ва­ния его с небес­ной исти­ной!

Вера гово­рит нам, что Цер­ковь на земле и Цер­ковь на небе состав­ляют одно бла­го­дат­ное обще­ство, только здесь она воин­ствует, а там увен­чи­ва­ется славой. Ангелы и бла­жен­ные небо­жи­тели суть друзья и братья людей на земле. Любовь, суще­ству­ю­щая в Боге, про­ни­цает во все сердца верных сынов Его, соеди­няет их единой мыслью и единым чув­ством. Дей­ствие сей любви тем силь­нее в Анге­лах, что они более при­бли­жены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту бла­гость, кото­рая желает нашего спа­се­ния. Любовь есть их жизнь и их бла­жен­ство. Как не иметь им чув­ство­ва­ний брат­ской любви к нам? Они любят нас настолько, насколько любить могут, они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Боже­ствен­ной бла­го­дати, кото­рых испол­нены сами. И дей­стви­тельно, чело­век есть суще­ство, по словам псал­мо­певца, ума­лен­ное малым чем от Ангел (Пс.8:5, 6).

Мы должны быть моло­дым воин­ством небес­ных воинств. Ангелы любят нас как соучаст­ни­ков их славы и их сла­во­сло­вий Все­выш­нему. По сей-то при­чине они при­ни­мают такое живое уча­стие в нашем спа­се­нии, кото­рое им так же дорого, как соб­ствен­ное свое посто­ян­ство в свя­то­сти. Они раду­ются нашему спа­се­нию, по слову Иисуса Христа (Мф.18:10). Когда мы нахо­димся на пути к Небу, они все­мерно ста­ра­ются удер­жать нас на оном и побуж­дают нас про­дол­жать его с бод­ро­стью и посто­ян­ством. Если же мы укло­ня­емся на путь нече­стия, то любовь их каких только не вымыш­ляет средств, чтобы обра­тить нас к Гос­поду! Сыны блуд­ные, ничто так не радует Отца Небес­ного, как наше воз­вра­ще­ние в Его объ­я­тия. Какая же должна быть тро­га­тель­ная забот­ли­вость Анге­лов Его об овце заблуд­шей?!

Ангелы видят бес­пре­дель­ную бла­гость Гос­пода к греш­ным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одол­жены Его бла­го­сти. Они и самих себя почи­тают тво­ре­нием бла­го­дати, чудом Божия мило­сер­дия. Ибо не бла­гость ли Божия извлекла их из ничто­же­ства, оза­рила их светом и, наде­лив их ангель­ским есте­ством, в то же время даро­вала им свою бла­го­дать? Они, подобно нам, всем, что имеют, обя­заны бла­го­дати и мило­сер­дию Божию. Они сознают это и, желая воз­бла­го­да­рить Гос­пода за мило­сер­дие, сами все­мерно ста­ра­ются ока­зать его другим: ибо самый лучший способ при­но­ше­ния бла­го­дар­но­сти Богу состоит в том, чтобы под­ра­жать Ему: будете совер­шенны, якоже и Отец ваш Небес­ный совер­шен есть (Мф.5:48). Под­ра­жайте Тому, от Кого вы полу­ча­ете добро, и постав­ляйте своим удо­воль­ствием бла­го­да­рить Его за то, что полу­чили. Посему-то Ангелы небес­ные, опа­са­ясь быть небла­го­дар­ными к Творцу своему, ста­ра­ются бла­го­тво­рить Его тварям. Мило­сер­дие, явля­е­мое ими, уве­ли­чи­вает цену мило­сер­дия, им самим ока­зы­ва­е­мого.

Какую же цель пред­по­ла­гает мило­сер­дие в своих дей­ствиях? Оно имеет целью пода­вать помощь нуж­да­ю­щимся, укреп­лять немощ­ных, вос­кре­шать умер­ших, то есть вос­кре­шать тех греш­ни­ков, кото­рые обра­ти­лись к пока­я­нию. Но на небе нет нуж­да­ю­щихся: там все блага пре­и­зоби­луют; нет немощ­ных, нет скорб­ных; там оби­тель бла­жен­ства нескон­ча­е­мого. Земля напол­нена несча­стьями вся­кого рода; это страна сето­ва­ния и плача, это, можно ска­зать, родина всех бед­ствий. На ней только и видны одни стра­да­ния, только и слышны одни вопли. Не все ли мы – заклю­чен­ные узники, кото­рых посе­щать нужно, слепые, кото­рых руко­во­дить нужно, заблуд­шие, кото­рых настав­лять нужно, боль­ные, кото­рых вра­че­вать нужно? Какая это бога­тая жатва для Духов бла­жен­ных, пла­ме­не­ю­щих любо­вью! С каким стрем­ле­нием и с какой радо­стью они нис­хо­дят с неба, имея с собой бога­тые дары Божии! Они при­хо­дят, чтобы напи­тать несчаст­ного чело­века хлебом бла­го­дати, напо­ить его несколь­кими кап­лями от Источ­ника небес­ных насла­жде­ний, помочь ему рас­торг­нуть узы греха и с тор­же­ством при­ве­сти его в дом Отца Небес­ного. Какое удо­воль­ствие для них спа­сать души, кото­рые Иисус Хри­стос иску­пил Своей Кровью и кото­рые вечно будут вместе с ними раз­де­лять их славу и их бла­жен­ство!

Будучи назна­чены послан­ни­ками к нам от Все­выш­него Царя, они желают также быть и нашими послан­ни­ками к Все­выш­нему Царю. Они суть Ангелы Божии: Он посы­лает их; они суть и наши Ангелы, потому что и мы можем послать их. Они ожи­дают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы пред­ста­вить их Богу; так гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние; так испол­ня­ется слово Иисуса Христа: отселе узрите Анге­лов Божиих, вос­хо­дя­щих и нис­хо­дя­щих (Ин.1:51). Они исхо­дят, чтобы при­не­сти бла­го­дать нам; они вос­хо­дят, чтобы воз­не­сти наше бла­го­да­ре­ние и наши молитвы Богу. Можем ли мы иметь хода­таев более силь­ных и более усерд­ных, защит­ни­ков более верных и более пре­дан­ных, друзей более сер­до­боль­ных и состра­да­тель­ных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих Духов бла­го­де­тель­ных? Кому мы вверим себя, если не возь­мем их себе в наши совет­ники и в наши покро­ви­тели? Какое сокро­вище святых мыслей, уте­ше­ний, надежд бла­го­дати достав­ляет вера и сии святые истины! Истин­ный друг не дороже ли всех сокро­вищ? Но какого друга можно срав­нить с Анге­лом Хра­ни­те­лем? Что может быть важнее его досто­ин­ства, нежнее его при­вя­зан­но­сти, щедрее в бла­го­тво­ре­нии, дру­же­люб­нее в обра­ще­нии, мудрее в сове­тах, бла­го­на­деж­нее в обе­ща­ниях, попе­чи­тель­нее в нуждах?

Всё выше­ска­зан­ное обя­зы­вает каж­дого хри­сти­а­нина с бла­го­го­ве­нием чтить своего Ангела Хра­ни­теля и при­но­сить ему молитвы. Нужно ли еще пред­став­лять дока­за­тель­ства такой обя­зан­но­сти? Он имеет право на наше почи­та­ние, потому что он послан­ник Божий, потому что он свят, потому что он бла­го­тво­ри­тель наш. Мы должны при­но­сить трой­ную жертву Ангелу Хра­ни­телю: жертву почи­та­ния, жертву бла­го­го­ве­ния и жертву сер­деч­ного дове­рия. Мы обя­заны ува­же­нием к нему по при­чине его при­сут­ствия с нами, бла­го­го­ве­нием – по при­чине бла­го­твор­ной его любви к нам, дове­рием – по при­чине неусып­ной стражи его над нами. Кто не пони­мает сей истины? Кто не видит, что про­вож­дать жизнь в при­сут­ствии Ангела и не молиться ему или даже не мыс­лить о нём – озна­чает не только небла­го­дар­ность испор­чен­ного сердца, но пла­чев­ное состо­я­ние погиб­шего чело­века? Такова, однако, жизнь боль­шей части людей. Должно ли удив­ляться сему? Если Самого Бога не познают и забы­вают, то будут ли думать об Его Анге­лах? Но есть бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане, кото­рые пони­мают свою обя­зан­ность и свою пользу. Они усердно при­но­сят молитвы своему Ангелу Хра­ни­телю; они каждый день вос­сы­лают к нему свои про­ше­ния с чув­ством долж­ного бла­го­го­ве­ния. 

К вам обра­ща­юсь, бла­го­че­сти­вые души! Вы будете читать сии раз­мыш­ле­ния в при­сут­ствии вашего Ангела Хра­ни­теля: не ищите в них ни уче­но­сти, ни крас­но­ре­чия. Пред­ставьте себе, что вы слы­шите голос вашего небес­ного друга и, при­бег­нув под покров его полною верою, моли­тесь ему.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки