Реальность

(3 голоса: 4.67 из 5)

Реа́льность – наиболее общий вид бытия. С точки зрения христианской онтологии (учения о бытии) существуют два типа реальности: нетварная (Божественная) и тварная.

— Первичная (абсолютная, безусловная, всесовершенная) реальность – Бог.
— Вторичная (относительная, условная) реальность – тварный мир.

Вторичная реальность также называется действительностью (от слова действие), т.е. это реальность ставшая таковой по причине Божественного действия (творческого акта).

Можно ли считать будущее реальным?

Книги Священного Писания содержат немало примеров, когда о ещё не наступивших событиях говорится, словно о наступивших; когда о грядущих делах сообщается в категориях настоящего или даже прошедшего времени.

Так, патриарх Иаков, возвещая о Христе, сообщил о Нём, прибегая к глаголам настоящего и прошедшего времени (Быт.49:9). Евангелист Иоанн Богослов, повествуя о событиях, имеющих произойти при кончине веков, также прибегнул к глаголам прошедшего времени (Откр.17:6).

Как это понимать? Ведь настоящее, а тем более прошлое — не грядущее.

Дело в том, что по особому действию Божию, пророки, живя в своём времени, таинственным образом возносились до созерцания будущего, становясь очевидцами грядущего в настоящем. Положим, Исаия настолько подробно и точно описал ряд новозаветных событий, что впоследствии, после их совершения, был назван отцами ветхозаветным евангелистом.

Таким образом, для Божьих пророков прикосновение к будущему было ещё более реальным, чем для обычного обывателя прикосновение к событиям, разворачивающимся во время сновидения. И хотя то, что происходит во сне, может быть очень далёким от действительности, само по себе сновидение (именно как сновидение) — реальность.

Как реально для сновидца сновидение, так реально для пророка и созерцание будущего. Отсюда и возможность говорить о будущих событиях как в форме настоящего, так и в форме прошедшего времени.

Иначе, чем человек, взирают на будущее ангелы, ведь они обусловлены временем по-другому (в силу чего способны к мгновенному, молниеносному перемещению). Но и для них будущее — впереди.

Совсем другое дело — отношение к грядущему со стороны Беспредельного Бога (см. подробнее: Что такое Божественная беспредельность и каковы её основные черты?).

В отличие от ограниченных существ, Он не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, пребывая в вечности, как бы в неизменном настоящем. Для Него равным образом открыто как прошлое, так и будущее (в нашем понимании).

Для человека будущее может считаться реальным в том смысле, что он в силах реально влиять на него. В этом состоит его причастность к будущему уже сегодня.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru