Реальность

***

Реа́льность – 1) то, что реально суще­ствует; 2) дей­стви­тель­ность; 3) поло­же­ние дел.

С точки зрения хри­сти­ан­ской онто­ло­гии (учения о бытии) суще­ствуют два типа реаль­но­сти: нетвар­ная (Боже­ствен­ная) и твар­ная.

  • Пер­вич­ная (абсо­лют­ная, без­услов­ная, все­со­вер­шен­ная) реаль­ность – Бог.
  • Вто­рич­ная (отно­си­тель­ная, услов­ная) реаль­ность – твар­ный мир.

Вто­рич­ная реаль­ность также назы­ва­ется дей­стви­тель­но­стью (от слова дей­ствие), т.е. это реаль­ность, обу­слов­лен­ная Боже­ствен­ным дей­ствием — твор­че­ским и про­мыс­ли­тель­ным.

***

Можно ли счи­тать буду­щее реаль­ным?

Книги Свя­щен­ного Писа­ния содер­жат немало при­ме­ров, когда о ещё не насту­пив­ших собы­тиях гово­рится, словно о насту­пив­ших; когда о гря­ду­щих делах сооб­ща­ется в кате­го­риях насто­я­щего или даже про­шед­шего вре­мени.

Так, пат­ри­арх Иаков, воз­ве­щая о Христе, сооб­щил о Нём, при­бе­гая к гла­го­лам насто­я­щего и про­шед­шего вре­мени (Быт.49:9). Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов, повест­вуя о собы­тиях, име­ю­щих про­изойти при кон­чине веков, также при­бег­нул к гла­го­лам про­шед­шего вре­мени (Откр.17:6).

Как это пони­мать? Ведь насто­я­щее, а тем более про­шлое — не гря­ду­щее.

Дело в том, что по осо­бому дей­ствию Божию, про­роки, живя в своём вре­мени, таин­ствен­ным обра­зом воз­но­си­лись до созер­ца­ния буду­щего, ста­но­вясь оче­вид­цами гря­ду­щего в насто­я­щем. Поло­жим, Исаия настолько подробно и точно описал ряд ново­за­вет­ных собы­тий, что впо­след­ствии, после их совер­ше­ния, был назван отцами вет­хо­за­вет­ным еван­ге­ли­стом.

Таким обра­зом, для Божьих про­ро­ков при­кос­но­ве­ние к буду­щему было ещё более реаль­ным, чем для обыч­ного обы­ва­теля при­кос­но­ве­ние к собы­тиям, раз­во­ра­чи­ва­ю­щимся во время сно­ви­де­ния. И хотя то, что про­ис­хо­дит во сне, может быть очень далё­ким от дей­стви­тель­но­сти, само по себе сно­ви­де­ние (именно как сно­ви­де­ние) — реаль­ность.

Как реально для сно­видца сно­ви­де­ние, так реально для про­рока и созер­ца­ние буду­щего. Отсюда и воз­мож­ность гово­рить о буду­щих собы­тиях как в форме насто­я­щего, так и в форме про­шед­шего вре­мени.

Иначе, чем чело­век, взи­рают на буду­щее ангелы, ведь они обу­слов­лены вре­ме­нем по-дру­гому (в силу чего спо­собны к мгно­вен­ному, мол­ние­нос­ному пере­ме­ще­нию). Но и для них буду­щее — впе­реди.

Совсем другое дело — отно­ше­ние к гря­ду­щему со сто­роны Бес­пре­дель­ного Бога (см. подроб­нее: Что такое Боже­ствен­ная бес­пре­дель­ность и каковы её основ­ные черты?).

В отли­чие от огра­ни­чен­ных существ, Он не зави­сит ни от усло­вий про­стран­ства, ни от усло­вий вре­мени, пре­бы­вая в веч­но­сти, как бы в неиз­мен­ном насто­я­щем. Для Него равным обра­зом открыто как про­шлое, так и буду­щее (в нашем пони­ма­нии).

Для чело­века буду­щее может счи­таться реаль­ным в том смысле, что он в силах реально влиять на него. В этом состоит его при­част­ность к буду­щему уже сего­дня.

***

Реаль­ность – это чудо, к кото­рому при­выкли.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки