Мироздание

Аудио-версия статьи

Мирозда́ние – 1) мир в целом; 2) мир как гар­мо­нич­ная целост­ная система, создан­ная Богом и управ­ля­е­мая Боже­ствен­ным Про­мыс­лом. Поня­тие «миро­зда­ние» наи­бо­лее близко гре­че­скому поня­тию «космос» (др.-греч. κόσμος «поря­док, гар­мо­ния»), так как обо­зна­чает не только мир, все­лен­ную как тако­вую, но мир, для кото­рого харак­те­рен опре­де­лен­ный поря­док и опре­де­лен­ные формы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния, слож­ней­шая, хорошо орга­ни­зо­ван­ная струк­тура («здание»).

Хри­сти­ан­ское учение о тво­ре­нии и хри­сти­ан­ская кос­мо­ло­гия

Поня­тие «миро­зда­ние» тес­ней­шим обра­зом свя­зано с хри­сти­ан­ским уче­нием о тво­ре­нии мира, а также хри­сти­ан­ским пред­став­ле­нием о бытии Божьих тво­ре­ний.

Источ­ни­ком хри­сти­ан­ского учения о сотво­ре­нии и бытии мира явля­ется Библия. Учение о тво­ре­нии мира глав­ным обра­зом содер­жится в первых главах Книги Бытия. Вся первая глава этой Книги, а также начало второй, посвя­щены «дням тво­ре­ния»:

  • Первый день – Бог создает свет, а также отде­ляет свет от тьмы.
  • Второй день – Бог создает твердь, отде­ляет воду, кото­рая под твер­дью от воды, кото­рая над твер­дью назы­вает твердь небом
  • Третий день – Бог создает сушу, моря, рас­те­ния.
  • Чет­вер­тый день – Бог создает све­тила на тверди небес­ной.
  • Пятый день – Бог создает рыб, пре­смы­ка­ю­щихся, птиц.
  • Шестой день – Бог создает земных зверей, скот, гадов и соб­ственно чело­века.
  • Седь­мой день – Бог почил от дел тво­ре­ния (Быт.2:3), что, однако же, не озна­чает отстра­не­ния от Про­мысла.

Вторая часть повест­во­ва­ния о сотво­ре­нии содер­жится во второй главе книги Бытия (Быт.2:4-25) – эпизод о созда­нии рай­ского сада в част­но­сти о созда­нии древа жизни и древа позна­ния добра и зла, о запо­веди, запре­щав­шей вку­ше­ние плодов с древа позна­ния добра и зла, а также о сотво­ре­нии Евы.

Помимо этого, в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого и Нового Заве­тов содер­жатся мно­го­чис­лен­ные упо­ми­на­ния об анге­лах, в част­но­сти, о том, что Бог сотво­рил и ангель­ский мир, кото­рый явля­ется частью общего миро­зда­ния. В пра­во­слав­ном бого­сло­вии нет чет­кого пони­ма­ния, когда именно созданы ангелы – до веще­ствен­ного мира или вместе с ним. Однако, как мир ангель­ский, так и мир падших анге­лов – бесов, демо­нов, явля­ются частями миро­зда­ния.

Споры о тво­ре­нии в хри­сти­ан­стве

Хри­сти­ан­ское учение о тво­ре­нии мира не раз под­вер­га­лось отдель­ными авто­рами иска­же­ниям, что иногда вызы­вало бого­слов­ские споры. Наи­бо­лее яркими спо­рами явля­ются т. н. «ори­ге­нист­ские споры» IV–VI веков. Они стали реак­цией после­ду­ю­щих поко­ле­ний хри­сти­ан­ских писа­те­лей на тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния Ори­ге­ном. Хри­сти­ан­ские авторы выде­лили ряд поло­же­ний каса­тельно сотво­ре­ния мира и его эле­мен­тов в рас­суж­де­ниях Ори­гена, кото­рые явля­лись заблуж­де­ни­ями. В резуль­тате учение Ори­гена, в той его части, кото­рое про­ти­во­ре­чило учению Церкви, было осуж­дено.

Хри­сти­ан­ская кос­мо­ло­гия и совре­мен­ная наука

Хри­сти­ан­ская кос­мо­ло­гия как взгляд на миро­зда­ние, её появ­ле­ние, состо­я­ние и раз­ви­тие, сфор­ми­ро­ва­лась, глав­ным обра­зом, на основе Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния. При этом она вос­при­ни­мала то лучшее, что было досто­я­нием свет­ских наук. Были, конечно, случаи, когда тот или иной хри­сти­ан­ский мыс­ли­тель выска­зы­вали мнения, не соот­вет­ству­ю­щие содер­жа­нию обще­при­знан­ного хри­сти­ан­ского взгляда на мир, такие, напри­мер, как Косма Инди­коплов, кото­рый считал, что земля плос­кая, но эти мнения не отра­жали учения Церкви.

Надо отме­тить, что долгое время устрой­ство мира, миро­зда­ние не было камнем пре­ткно­ве­ния для хри­сти­ан­ского веро­уче­ния и хри­сти­ан­ского пред­став­ле­ния о мире en mass. Однако, впо­след­ствии неко­то­рые пред­ста­ви­тели свет­ских наук стали выска­зы­вать мнения, кото­рые встре­тили резкую кри­тику со сто­роны хри­стиан (напри­мер, мнения, выра­жен­ные в теории эво­лю­ции, многие прочие мате­ри­а­ли­сти­че­ские мнения). В послед­ние деся­ти­ле­тия, с опорой на свет­скую науку, её пред­ста­ви­тели стали пере­смат­ри­вать уко­ре­нив­ши­еся ранее хри­сти­ан­ские идеи о пред­на­зна­че­нии чело­века, о его при­роде, есте­ствен­ных свой­ствах, грехе, пороч­ных стра­стях. В этой обла­сти Цер­ковь активно про­ти­во­дей­ствует многим ложным «науч­ным» поры­вам, однако это про­ти­во­дей­ствие нельзя назвать про­ти­во­дей­ствием Церкви науке как тако­вой (но именно лже­на­уке).  

Совре­мен­ная хри­сти­ан­ская тео­ло­гия обла­дает рядом инстру­мен­тов для сбли­же­ния и при­ми­ре­ния кажу­щихся про­ти­во­ре­чий между сви­де­тель­ствами Свя­щен­ного Писа­ния и дости­же­ни­ями науки.

Несмотря на то, что неко­то­рые совре­мен­ные иссле­до­ва­тели и пуб­ли­ци­сты ста­ра­ются воз­ро­дить в той или иной форме идею о ста­ци­о­нар­но­сти Все­лен­ной (в част­но­сти, рос­сий­ский мате­ма­тик Вла­ди­мир Кривов в своей работе «Неко­то­рые кон­цеп­ции совре­мен­ной мате­ма­тики в кос­мо­ло­гии» (М. 2006. с.101)) и, как след­ствие, веч­но­сти миро­зда­ния, хри­сти­ан­ское Пре­да­ние не остав­ляет ника­ких сомне­ний в твар­но­сти види­мого мира.

Твар­ный харак­тер миро­зда­ния явля­ется неотъ­ем­ле­мой и клю­че­вой частью пра­во­слав­ного веро­уче­ния, поскольку кор­ре­ли­рует с пред­став­ле­нием о нетвар­ном и бес­ко­неч­ном Боге как Творце.

***

См. МИР, ТВО­РЕ­НИЕ ИЗ НИЧЕГОДНИ ТВО­РЕ­НИЯ, ЧЕЛО­ВЕК

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки