Рецепция

( Рецепция 1 голос: 5 из 5 )

Реце́пция (лат. receptio — принятие) — 1) использование Церковью национальных культурных и иных традиций, не противоречащих благочестию, с целью лучшего осуществления миссионерской деятельности (1Кор.9:20-23); 2) восприятие полнотой Вселенской Церкви определений и правил, связанных с богопознанием и богопочитанием, церковной жизнью и церковным управлением, разработанных внутри Церкви или какими-либо отдельными людьми, или Церковными органами, или Поместными Церквями.

Какие важнейшие определения Поместных Соборов были рецепированы Вселенской Православной Церковью?

Среди воспринятых Церковью определений Поместных Соборов можно отметить следующие:

1) Определение Лаодикийского Собора (ок. 360 г.), утвердившего состав священных Книг Ветхого и Нового Заветов (см.: Канон библейский).

2) Определение Карфагенского Собора 419 года (против ереси Пелагия и Келестия) о том, что Адам создан Богом не смертным, но сделался смертным в силу того, что согрешил. Правило этого же собора засвидетельствовало мысль о недопустимости отвергать нужду в крещении младенцев
Нужно ли крестить новорожденных младенцев?). Этим же Собором опровергнуто лжеучение пелагиан о том, что нравственное преображение человека, подразумевающее содействие Божьей благодати, в принципе возможно и без такого содействия.

3) Определение Константинопольского Собора 1076 года, опровергающее учение философа Иоанна Итала о том, что во всеобщем воскресении души соединятся и будут судимы не со своими телами, а с чужими.

4) Определение Константинопольского Собора 1156-1157 гг. о том, что Крестная Жертва принесена не одному только Лицу Бога Отца, но Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единой и Нераздельной (Сын, будучи Богом и Жрецом, Сам принёс Себя в Жертву по человеческому естеству, а по Божественной природе принял эту Жертву наряду с Отцом и Святым Духом). Там же было подчёркнуто: Евхаристическая Жертва приносится Отцу и Сыну и Святому Духу.

5) Определения Константинопольского Собора 1351 года, констатировавшего, что помимо сущности и Лиц в Боге усматривается и энергия, которая, как и сущность, имеет вечное, нетварное, происхождение. Различение в Боге сущности и энергий не означает того, что Бог — сложный, и не имеет ничего общего с исповеданием двух Богов (в чём обвиняли Православных богословов еретики Варлаам и Акиндин). (см.: О сущности и энергиях Божьих).
Кроме того Собор зафиксировал положение, что по сущности Бог непричаствуем и непознаваем, но причаствуем и познаваем именно по энергиям. В соборных определениях было также отмечено, что свет Преображения, которым просиял Господь Иисус Христос на горе Фавор, имел Божественное происхождение.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru