Рецепция

Реце́пция (лат. receptio — при­ня­тие) — 1) исполь­зо­ва­ние Цер­ко­вью наци­о­наль­ных куль­тур­ных и иных тра­ди­ций, не про­ти­во­ре­ча­щих бла­го­че­стию, с целью луч­шего осу­ществ­ле­ния мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти (1Кор.9:20–23); 2) вос­при­я­тие пол­но­той Все­лен­ской Церкви опре­де­ле­ний и правил, свя­зан­ных с бого­по­зна­нием и бого­по­чи­та­нием, цер­ков­ной жизнью и цер­ков­ным управ­ле­нием, раз­ра­бо­тан­ных внутри Церкви или какими-либо отдель­ными людьми, или Цер­ков­ными орга­нами, или Помест­ными Церк­вями.

***

Какие важ­ней­шие опре­де­ле­ния Помест­ных Собо­ров были реце­пи­ро­ваны Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью?

Среди вос­при­ня­тых Цер­ко­вью опре­де­ле­ний Помест­ных Собо­ров можно отме­тить сле­ду­ю­щие:

  1. Опре­де­ле­ние Лаоди­кий­ского Собора (ок. 360 г.), утвер­див­шего состав свя­щен­ных Книг Вет­хого и Нового Заве­тов (см.: Канон биб­лей­ский).
  2. Опре­де­ле­ние Кар­фа­ген­ского Собора 419 года (против ереси Пела­гия и Келе­стия) о том, что Адам создан Богом не смерт­ным, но сде­лался смерт­ным в силу того, что согре­шил. Пра­вило этого же собора засви­де­тель­ство­вало мысль о недо­пу­сти­мо­сти отвер­гать нужду в кре­ще­нии мла­ден­цев (Нужно ли кре­стить ново­рож­ден­ных мла­ден­цев?). Этим же Собо­ром опро­верг­нуто лже­уче­ние пела­гиан о том, что нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние чело­века, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее содей­ствие Божьей бла­го­дати, в прин­ципе воз­можно и без такого содей­ствия.
  3. Опре­де­ле­ние Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 1076 года, опро­вер­га­ю­щее учение фило­софа Иоанна Итала о том, что во все­об­щем вос­кре­се­нии души соеди­нятся и будут судимы не со своими телами, а с чужими.
  4. Опре­де­ле­ние Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 1156–1157 гг. о том, что Крест­ная Жертва при­не­сена не одному только Лицу Бога Отца, но Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, Троице Единой и Нераз­дель­ной (Сын, будучи Богом и Жрецом, Сам принёс Себя в Жертву по чело­ве­че­скому есте­ству, а по Боже­ствен­ной при­роде принял эту Жертву наряду с Отцом и Святым Духом). Там же было под­чёрк­нуто: Евха­ри­сти­че­ская Жертва при­но­сится Отцу и Сыну и Свя­тому Духу.
  5. Опре­де­ле­ния Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 1351 года, кон­ста­ти­ро­вав­шего, что помимо сущ­но­сти и Лиц в Боге усмат­ри­ва­ется и энер­гия, кото­рая, как и сущ­ность, имеет вечное, нетвар­ное, про­ис­хож­де­ние. Раз­ли­че­ние в Боге сущ­но­сти и энер­гий не озна­чает того, что Бог — слож­ный, и не имеет ничего общего с испо­ве­да­нием двух Богов (в чём обви­няли Пра­во­слав­ных бого­сло­вов ере­тики Вар­лаам и Акин­дин). (см.: О сущ­но­сти и энер­гиях Божьих).
    Кроме того Собор зафик­си­ро­вал поло­же­ние, что по сущ­но­сти Бог непри­част­вуем и непо­зна­ваем, но при­част­вуем и позна­ваем именно по энер­гиям. В собор­ных опре­де­ле­ниях было также отме­чено, что свет Пре­об­ра­же­ния, кото­рым про­сиял Гос­подь Иисус Хри­стос на горе Фавор, имел Боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки